Роль игры в процессе развития познавательного интереса. и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. Название используемых ЭОР

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьника

Психолого – педагогическая характеристика

младшего школьного возраста……………………………………………………..6

1.2.Особенности познавательных интересов младших школьников……………………………………………………………………………………………..12

1.3. Взгляды отечественных исследователей

на проблему формирования познавательных интересов……………..15

1.4. Влияние игры на формирование познавательного интереса младших школьников………………………………………………………..21

Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияние игры на формирование познавательного интереса……………………………….27

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы процесса формирование познавательного интереса………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………………

Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес - это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…»

Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности.

Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.

В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства.

Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.

Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам

Игра – для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации «свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект»

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра- один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру(игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Багусловской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, Е.К.Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Цель исследования: выявить и обосновать условия, при кторых игровая деятельность становится эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Объект исследования: формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик, способствует:

— формированию познавательного интереса младших школьников;

— повышению уровня знаний младших школьников.

Задачи исследования:

1.Анализ литературы по данной проблеме и рассмотрение различных подходов к развитию познавательного интереса.

2.Разработка комплекса игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников.

3.Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности влияния игр на развитие познавательного интереса младших школьников.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др..

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— анкетирование,

Индивидуальная беседа с младшими школьниками,

— эксперимент.

База исследования: МОУ Сотниковская СОШ 3 а и 3 б

Итак, познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы, применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.

Люблю использовать разнообразные виды уроков, что позволяет развивать у детей любознательность, активность, расширять их кругозор, творческие способности.

Ребятам больше нравятся уроки – практические, уроки самостоятельной творческой деятельностью. Дети на таких уроках наиболее активны, показывают свои творческие способности.

На уроках я использую различные формы: беседы, ролевые игры, уроки. Это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ

В своей работе использую разноуровневые задания. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками.

Готовясь к урокам, уделяю внимание всем компонентам урока: целям, задачам, содержанию, методам, формам и результатам обучения.

Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами, тестами, мультимедиа.

В ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат.

  1. Игра- это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.
  2. Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать

детей учебным материалом.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще- учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Младших школьников

Фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания детей заложили такие ученые как Е.А. Аркин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее игре были посвящены работы Н.М. Аксариной, Т.А. Марковой, Д.В. Мендержицкой, Ф.И. Фрадкиной, и др.

С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.(12;79) Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

О том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, говорят исследования психологов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности. Кроме того, хорошая иградейственное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.



Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Акшина Т.Б. выделяла следующие психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как средство обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя:
- Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск предлагается учащимся найти в рассказе, к примеру, растения семейства розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя, или отыскать имена собственные в череде нарицательных. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
- К играм-соревнованиям можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
- Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого- орнитолога, археолога, лингвиста, математика и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
- Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В современной школе основной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с уроком в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными и т.д. Например: ролевая игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок - театрализованное представление, урок-сочинение, урок - выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-экскурсия.

Целью таких форм учебных занятий является: расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, развитие индивидуальных склонностей, дарований и способностей учащихся, а самое главное, это возбуждение и удержание интереса школьников к учебному труду.

Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения, например игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Можно группировать игры и так:

1. Игры - путешествия

2. Игры - поручения

3. Игры - предположения

4. Игры - загадки

5. Игры - беседы

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему- то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости.Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминать, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Для эмоционального стимулирования учения можно использовать введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от ее методов стимулирования.

Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Как подчеркивают специалисты, создаваемые на уроках ситуации занимательности должны вызвать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее - в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоции развлекательного, побочного характера. Именно перенасыщение некоторых уроков побочными эмоциями служит основанием для возражений некоторых методистов против преувеличения роли занимательного фактора в обучении.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству и интерес к обучению и познанию. Именно в связи с этим так важно развивать и формировать познавательные интересы, которые в свою очередь подведут детей к развитию творческого мышления. И наоборот, творческая деятельность тоже сыграет большую роль в развитии познавательного интереса.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Выготский Л.С. Психология познания. – М., 1977.

4. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.

5. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь.

6. Гусарова Н. В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998.

8. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005.

9. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М., 1997.

10. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2006.

11. Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.

12. Матвеева Л.Г., Выбойщик Н.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что, я могу узнать о своем ребенке. – М., 1999.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

14. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. – М., 1995.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

17. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса

18. Сюзева Н. Использование возможностей музыки в развитии познавательного интереса младших школьников. Барнаул, 2002 г.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999.

20. Тамарин В. Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983.

21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х т. – М., 2001.

22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1999.

23. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

Игра, как средство эффективного развития познавательного интереса младших школьников

Игра – вечный спутник детства, «вечный двигатель» творчества,активной деятельности, самопознания и самовыражения.

У истоков разработки теории игры стояли такие учёные, как: Е.А.Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие. Известный учитель-новатор Ш.А. Амонашвили через игру вводит ребёнка в сложнейший мир познания.

Что же такое игра?

ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности.

Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную.

Значит ли это, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестаёт быть для него желанной?

Нет, игра остаётся очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

Г.И. Щукина в своей книге « Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» отмечает следующие функциональные возможности игры как одного из видов деятельности в обучении:

Игра содействует развитию познавательных сил учащихся;

Стимулирует творческие процессы их деятельности

Способствует разрядке напряжённости, снимает утомление;

Создаёт благоприятную атмосферу учебной деятельности, оживляет учебную деятельность;

Содействует развитию интереса к учению.

Но необходимо помнить, что не всякая игра является обучающей. Для того, чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение ряда условий:

1.Учебная задача должна совпадать с игрой.

2.Наличие учебной задачи не должно « задавить» игровую задачу, необходимо сохранить игровую ситуацию.

3. Одиночная игра не даёт никакого эффекта обучения, должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Таким образом, из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно - воспитательным процессом.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам»,в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального.

Дидактические игры состоят из обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.

Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.

Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. .В процессе занятий дидактической игры формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Единой классификации игр нет. Данная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет ориентироваться в обилии и игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ


по характеру познавательной деятельности

по наличию игрового материала

по степени активности детей

по числу участников

по времени

1.ознакомление с окружающим миром

2.развитие речи

3.развитие математического представления

1.игры требуют от детей исполнительной деятельности;

2.требующие воспроизведения действий;

3.с помощью которой дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними;

4. в которые включены элементы поиска и творчества

1.игры с игрушками;

2.демонстрационно – наглядные

3.настольно – печатные

Словесные

Предметно – словесные

1.без участия взрослого

2. с участием взрослого

а) консультанта;

б) руководителя

1.индивидуальные

2. групповые

3.коллективные

1. игры- миниатюры

2.игры- эпизоды

3.игры- занятия

Таким образом, работая над темой творческого отчёта, я пришла к выводу, что подбирая и проводя игры с младшими школьниками, необходимо опираться на следующие принципы:

Учебная задача должна совпадать с игрой.

Система игр должна быть с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Приведём примеры. В первом классе по математике есть тема: « Сравнение предметов по размеру». Дети поступившие в школу, как правило, не имеют чётких представлений о размерах предметов. При сравнении предметов они заменяют такие признаки предметов, как узкий, короткий, тонкий, словом « маленький», толстый – словом « широкий», тонкий – словом « большой».

Сравнение предметов по размеру – важнейшее умение, необходимое для измерения величины и для решения задач. Сравнение предметов по размеру легче осуществлять на примере сопоставления двух одинаковых предметов отличающихся размером. В дальнейшем дети смогут сравнивать предметы, отличающиеся разными признаками. Указанные выше признаки дети осознают глубже с помощью игр.

Игра «Что изменилось».

Эту игру я использую на уроке объяснения нового материала. Цель её: научить учащихся называть признаки предметов, связанных со сравнением предметов по размеру.

Средства обучения: толстая и тонкая тетради, широкая и узкая ленты, длинный и короткий карандаш и др.

«закройте глаза, - убираю один из предметов. – Откройте! Скажите, что изменилось?»

Открыв глаза дети определяют, какого предмета не хватает. В ответе они должны чётко указать признак величины спрятанного предмета. Например: « Не хватает толстой книжки»,« убрали длинную ленту» и т.д.

В дальнейшем убираю не один предмет, а два или три. Затем прячут предметы поочерёдно сами дети.

На уроке закрепления по этой же теме была проведена игра «Найди то, что спрятано». Её цель: обучение детей самостоятельному названию предметов и сравнению их.

Средства обучения: широкая и узкая ленты, длинный и короткие пояса, толстая и тонкая книги, глубокая и мелкая тарелки.

Почему обруч остановился у шкафа? Наверное, там что-то спрятано? Дети достают спрятанные предметы, называют и показывают их. Далее игра проводится аналогично.

В процессе обучения детей чрезвычайно важно, чтобы каждый ребёнок сам выполнял игровое действие по сравнению размеров предмета. С этой целью проводится следующая игра.

«Построим домики и посадим деревья».

Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок, 2 трафарета грибов (1гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Предлагаю ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелёными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой ёлки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева _ небольшой гриб на тонкой ножке

(смотри рисунок)



Игра проводится и проверяется поэтапно.

В дальнейшем проводятся словесные игры, цель которых состоит в том, чтобы включить в активный словарь учащихся термины, связанные со сравнением предметов по размеру. Например: игры «Концовка», « Наоборот», « По ягоды- по грибы» и другие.

Учитывая возрастные особенности детей и их подготовку, подбираю игры по характеру познавательной деятельности учащихся.

В самом начале это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например « Составим узор», « Составим слово».

Затем игры, требующие воспроизведение действий. Эти игры направлены на формирование навыков, По математике это «Математическая рыбалка», «Лучший лётчик; по русскому языку

« Какие звуки живут в домиках», «Добавь слог», «Цепочка», «Телеграф» и другие.

Приведённые выше игры направлены на репродуктивный характер деятельности учащихся. Помочь учащимся выйти на конструктивный и творческий уровни деятельности призваны;

Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними (например «Цепочка», « Математическая эстафета», «Языковая эстафета», «Составление круговых примеров» и многие другие)

И игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино»,

«Определи курс движения самолёта», «Напиши стихотворение по заданным рифмам», составление и разгадывание шарад, ребусов и т.д.

Интересна игра «Фантазеры» Для проведения этой игры необходимо заранее отпечатать рассказ, чтобы на каждом столе был один экземпляр. Хороши для этой цели рассказы Л.Н.Толстого, они малы по размеру и ценны в воспитательном отношении.

Текст делится на две части и разрезается. На каждом столе две половинки одного рассказа. По просьбе учителя дети берут половинку, которая досталась. Задание: прочитать про себя; догадаться, у кого начало, у кого конец. Потом все слушаем чтение начала вслух. Дети, у которых напечатано начало, получают задание придумать конец. Все слушаем их рассказы (4 -5 человек), затем ученик у которого напечатан конец, читает его вслух, сравниваем творчество детей с истинным концом.

В следующем рассказе дети меняются ролями: у кого было начало, тот получает конец.

Кроме того, такая работа даёт большие возможности для подготовки детей начальной школы к комплексному анализу текста.

Индивидуальные игры помогают мне организовать работу с слабыми учениками. Например: «Забей гол в ворота», « Наборщик» и другие.

В другом случае я организую игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает выполнить игровое действие.

При проведении игры я стараюсь создать ситуацию ожидания, загадочности, стараюсь, чтобы все ученики чувствовали себя свободно, непринуждённо, испытывали удовлетворение от сознания своей и самостоятельности.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной учителем, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно- ролевые игры.

Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто, ели оно навязывается.

Один из главных элементов такой игровой деятельности - креативность, творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её тоже по своему решению.

Каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Именно эти игры устанавливают преемственность между ведущими деятельностями смежных периодов возрастного развития.

Я провела такие ролевые игры, как «Лесное собрание», «Встреча гостей», «Праздник 8 Марта» и другие.

Таким образом, представленные игры являются результатом моих поисков, размышлений, моей работы. Благодаря таким дидактическим играм идёт развитие умственных способностей учащихся, развивается воображение память, мышление, внимание, речь. Учащиеся сами заняты, работают их руки, чувства, мысль; у ребят развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, характер, воля. При игре ребята не так быстро утомляются, поддерживается интерес в течение всего урока.

Игра имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Щатский, высоко оценивая значение игры, писал: "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства".

Д.Б. Эльконин дает такое определение игры: "Человеческая игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности"

Также игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются примеры обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов способствует закреплению языковых явлений памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интересам активности учащихся.

Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. "Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни

Каковы основные требования играм?

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.

2. Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру. Только при этом условии будет естественной и убедительной.

3. Игра должна быть принята всей группой.

Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

4. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли использовать обрабатываемый материал.

5. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики о роли учителя в учебном процессе. Нельзя не согласиться с мнением Ю.К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

6. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Сознание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, отвечат? на вопросы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения.

Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках встречается скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека равнодушным, быстро улетучиваются.

Так давайте же не забывать, что любой ученик - это прежде всего ребенок, а игра - неотъемлемая часть жизни любого ребенка.

Изучение игры как приема и метода обучения особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным звеном образовательной системы в методах обучения, и с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения. В связи с этим уместным будет вспомнить слова К.Д. Ушинского, который, хорошо осознавая необходимость использования игры как приема в учении, все же активно выступал против так называемого игрового обучения, т.е. сведения всего первоначального обучения к игре. Обращение детского учения в игру приводит к тому, что такое "играющее учение" расслабляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его.

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, по мнению Р.И. Жуковской, возникает тогда, когда он ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до "более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых приемов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял". Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.



Статьи по теме: