Духовно нравственные основы противодействия терроризму. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. Методические особенности изучения предмета

Модуль IV Духовно-нравственные основы противодействия терроризму

План занятия:

  1. Введение
  2. Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность.
  3. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения
  4. Противостояние стрессовым факторам
  5. Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности
  6. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности индивида на формирование антитеррористического поведения
  7. Профилактика террористической деятельности

1. Введение

Цель занятия: сформировать у слушателей убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Изучаемые вопросы:

1. Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность.

2. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

3. Противодействие стрессовым факторам.

4. Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности.

5. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности индивида на формирование антитеррористического поведения.

6. Профилактика террористической деятельности.

Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность

Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность имеет целью формирование у молодежи стойких антиэкстремистских и антитеррористических установок.

С полной уверенностью можно утверждать, что в 2009 году, который объявлен Президентом России Д.А.Медведевым Годом молодежи , ряд мероприятий будет иметь целью формирование именно таких установок. В ожидании публикации плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодёжи необходимо вести профилактическую работу по следующим направлениям.

Увеличение уровня участия молодежи в управлении делами общества и государства на различных уровнях - общегосударственном, в субъектах Федерации, на муниципальном (в городах и других населенных пунктах) в форме молодежных общественных палат, парламентских ассамблей, молодежных комиссий и т.п. Необходимо активизировать работу по расширению взаимодействия органов власти с молодежными общественными объединениями.

В ряде регионов России достаточно широкое распространение получила практика деятельности молодежных организаций, участвующих в обеспечении охраны общественного правопорядка. Целесообразно привлечение данных молодежных объединений для обеспечения общественного порядка в учебных заведениях и на территории пребывания и досуга молодежи. Нет нужды специально оговаривать такой аспект этой деятельности, как участие в ней представителей различных этносов и конфессий.

Альтернативной формой участия в экстремистских молодежных организациях являются оборонно-спортивные клубы как форма военно-патриотического воспитания. В таких клубах станет формироваться общероссийский патриотизм, а также патриотизм «республиканский» и «городской», который будет охватывать молодежь разных национальностей и различного отношения к религии.

В молодежной среде необходимо целенаправленное формирование толерантного сознания - через ознакомление молодежи с культурой и традициями других народов, с представителями которых они сталкиваются у себя на родине или в большой России. Здесь большую положительную роль может сыграть преподавание курса «Мировые религии» (или «Религии народов России»), который знакомил бы молодежь со всем культурным разнообразием нашей Родины. Молодежь должна воспитываться, с одной стороны, как часть общероссийской гражданской нации, а с другой - как неотъемлемая составная часть своей национальности. Формирование и внедрение в социальную практику толерантных установок делает устойчивым поведение отдельных личностей и общественных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Требуется сформировать информационное пространство, способное обеспечить доступность для молодежи в получении информации о нормативно-правовой системе России в целом и в области противодействию экстремизму - в частности. Следует вести открытый диалог между правоохранительными органами и молодежной общественностью в вопросах предупреждения экстремизма. Требуется доводить до молодежной аудитории факты пресечения и наказания экстремистских проявлений и преступлений, от кого бы они ни исходили и на кого бы они ни были направлены.

В связи с тем, что экстремисты и террористы используют в пропаганде и агитации религиозную риторику и терминологию, эксплуатируя тем самым религиозную веру молодежи, не всегда достаточно образованную в религиозных вопросах, обратить особое внимание на разрушение искусственно устанавливаемой связи между экстремизмом и терроризмом и некоторыми исламскими понятиями и вероустановлениями, например, между самоубийственными террористическими актами и понятием «шахида». Террорист-самоубийца не является шахидом, и его удел - не Рай, куда попадают шахиды, а Ад, куда низвергаются самоубийцы и убийцы. (Обильный материал, опровергающий экстремистские интерпретации ислама содержится в книгах и статьях известного российского исламоведа Тауфика Ибрагима о толерантном исламе. Эти публикации рекомендуются к изучению и распространению.)

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения

Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Начнем с того, что изучение всех школьных предметов поможет учащимся в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Все школьные предметы направлены на познание логики окружающего нас мира, определение своего места в этом мире и нравственных ориентиров, т. е. определяют направление жизнедеятельности, способствующей гармоничному развитию нас и нашего общества по пути построения правового, демократического государства.

При этом ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Его изучение вооружит учащихся знаниями и умениями безопасного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и при угрозе террористического акта.

Но есть и другая опасность: попасть в сети террористической организации, стать исполнителем чьей-то злой воли. Террористы это не только вооруженные до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

  1. что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;
  2. им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;
  3. захочется показаться «молодцом», надежным человеком;
  4. будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Книга, которую ты пишешь. (обращение педагога к воспитателю)

Может быть ты прочитал много книг, а может быть совсем мало. Но при этом ты уже успел стать автором и главным героем очень важной для тебя книги - это книга твоей собственной жизни. Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки твоих слов, поступков, дел и картинок происходящего с тобой. Эта книга отличается от обычных книг знакомого тебе вида тремя важными вещами: ты пишешь ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от твоего желания, ты не можешь переписать уже написанные строки и страницы. Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек на может изменить свое прошлое». Вот и ты в своей книге пишешь все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут тебе построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую:

  • Стремление к правде и справедливости
  • Любовь к отечеству
  • Забота о здоровье и жизни своей и окружающих
  • Уважение к традициям своего и других народов
  • Способность к труду и самодисциплине
  • Честность и достоинство
  • Миролюбие и доброжелательность

Ты сам можешь продлить этот список качеств, нужных тебе и окружающими несовместимых с темной стороной жизни, где зло разрушает жизни людей и целых государств.

Ты можешь стать сильнее:

Чтобы на новых страницах книги твоей жизни свет оттеснил тьму ты сам должен научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств. К ним можно отнести:

  • Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;
  • Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;
  • Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);
  • Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

Психологическая уравновешенность — это способность чело-века управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окру-жающими.

Начать воспитывать ее очень важно в вашем возрасте, когда ин-тенсивно формируются самосознание, способность к анализу окру-жающих явлений, растет интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональ-ной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без ви-димых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склон-ности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в лю-бой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно сме-лые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Результаты та-ких поступков зачастую кончаются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них — побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность — это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение.

Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность».

Самоуверенность — это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учетом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нем, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности — обучения. Необходимо постоянно выполнять домашнее задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растет. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт ввыполнении определенных работ — на дачном уча-стке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живет не в ладах с самим собой.

Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убежде-ний, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают не-удовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изме-нить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требу-ется также постоянная работа по самосовершенствованию, разви-тию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенство-вание, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посиль-ные задачи и добиваться их выполнения.

Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться ее выполнить до конца.

При ее выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уваже-ние к себе, к своему мнению.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологи-ческой уравновешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало слож-нее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьезная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научить-ся быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловаж-ное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окру-жающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружа-ющие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчеркивая их значительность. Во взаимо-отношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Вспомним Евангелие от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешен-ности — это умение преодолевать стресс.

Противостояние стрессовым факторам

Жизнь человека многообразна и насыщена различными собы-тиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определенное воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессо-выми факторам 1. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напря-жения — стресс.

Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — этонеизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого че-ловека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на различные события в собственной жизни.

В подростковом возрасте, когда интенсивно формируются такие каче-ства, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей актив-ной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принци-пы борьбы со стрессом

На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пы-таться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстре-мальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие про-цедуры помогают выйти из состояния сильно-го стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Научиться жить с собой в согласии

Научиться жить с собой в согласии - это значит: научиться управлять своим эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;

Формировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях;

Иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;

Не драматизировать неудачу, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

Развивать в себе чувство самоуважения, осознания того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

Воспринимать каждый день как маленькую жизнь;

Научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

Стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;

Постоянно совершенствуйте свой образ жизни, создавайте свою индивидуальную систему здорового образа жизни;

Выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курения табака.

Научиться строить взаимоотношение со взрослыми

Подростковый возраст относится к так называемым критиче-ским периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). При-чины возникновения, характер и значение подросткового кризиса пони-маются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опе-ки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц — в преодолении тяжестей.

Установлено, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:

Ломку старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

Кульминационную точку кризиса (как правило, в 13 лет);

с период формирования новых структур, построение новых отно-шений.

Психологи считают, что главным личностным изменением подрост-кового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового чувства взрослости.

Подростковый возраст включает в себя как бы два ряда процес-сов: биологическое созревание организма и социальное созревание подростка (образование, подготовка к профессиональной деятельно-сти, готовность создать семью). Процессы биологического и социаль-ного созревания человека идут далеко не синхронно. Социальное созревание по времени не тождественно физическому.

Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев завершением образования, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью. Все эти качества, требующие духовной и физической зрелости, высокого уровня самосознания и ответственности за свои решения и поступки, начинают формироваться в 12—13 лет и развиваются в процессе повседневной жизни при общении с родителями, со взрослыми, в первую очередь с педагогами в процессе обучения, и сверстниками.

Для социального созревания особое значение имеет семья и об-щение с родителями. Семейные условия, включая социальное поло-жение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудо-вой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения, организации досуга, умению воспитывать детей в семье.

В процессе ваших взаимоотношений с родителями часто возни-кают конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упре-ков, часто необоснованных. Отметим, что эти конфликты неизбежны и играют в процессе социального развития каждого взрослеющего человека определенную роль. Она выражается в приобретении опы-та выхода из конфликтных ситуаций, который пригодится во взрослой жизни.

Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в кон-фликтных ситуациях, которыми вы должны владеть. Это:

приспособление;

компромисс;

сотрудничество;

уклонение от конфликта;

соперничество.

Стратегия вашего поведения в конфликтной ситуации, возникающей при общении с родителями, прежде всего должна носить характер сотрудничества.

В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до крити-ческого состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе ряд качеств, таких как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.

Отметим, что умение слушать является критерием воспитанности че-ловека. Психологи считают, что многие люди не умеют слушать. Даже

когда человек не перебивает собеседника и смотрит на него, многие его слова пролетают мимо.

Существует ряд правил, характеризующих умение слушать. Вот некоторые из них:

  • старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника;
  • дайте собеседнику время высказаться;
  • избегайте поспешных выводов;
  • спокойнее реагируйте на высказывания;
  • не отвлекайтесь;
  • ищите истинный смысл сказанных слов;
  • следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
  • старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.

В заключение необходимо подчеркнуть, что ваши взаимоотно-шения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые сто-роны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определе-ние своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окру-жающими).

Научитесь строить взаимоотношения со своими сверстниками

Подростковый возраст — это период, когда потребность в об-щении со сверстниками становится одной из центральных потребно-стей. Идет переориентация вашего общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, равных вам по положению.

Общение со сверстниками является важным каналом информации, по нему вы узнаете многие вещи, которых по тем или иным причинам вам не сообщают взрослые.

Общение с ровесниками, групповые игры и тому подобное выра-батывают у вас необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаи-вать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и свое положение среди своих ровесников надо за-служить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходи-мых качеств, свойственных взрослому человеку.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками.

Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается время, проводимое вами среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.

В коллективе ваших сверстников могут замечаться постоянство отно-шений, симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влияния тех или иных лидеров. Каждому важно иметь уважение, признание това-рищей, быть не последним среди них, знать, что вас ценят, с вами счита-ются. Поэтому существенное влияние на ваше поведение начинают ока-зывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Вы не всегда можете самостоятельно найти удовлетворяющее вас место в кол-лективе. Один из вас не видит своих недостатков -, другой стесняется про-явить свои достоинства, третий не может поступиться нормами и прин-ципами, которые выработались при общении со взрослыми. Такие ситуа-ции могут приводить к возникновению конфликтов в среде сверстников.

Конфликт — это психологическое противоборство людей, имею-щих несовместимые интересы, это столкновение противоположно на-правленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек.

В основе любого конфликта лежит ситуация, вклю-чающая либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, жела-ний, влечений конфликтующих. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Проявляется конфликт из-за мелочи: неудачно сказанного слова, незначительного инцидента. Однако причина конфликта лежит в наличии серьезных противоречий, ждущих своего разрешения.

Чтобы преодолеть конфликтную ситуацию, надо постараться объ-ективно оценить ее и продумать план дальнейшего поведения.

Можно рассмотреть три подхода к разрешению конфликтной ситуации: «атака», «уход» и «компромисс». В случае атаки необходимо повернуться лицом к проблеме, проанализировать ее детально и определить эффективный ход действий. Например, встретиться с конфликтующей стороной, объясниться и предложить изменить поведе-ние на такое, которое вас устраивает. Если этот вариант не удался и в отношениях ничего не меняется, тогда

следует рассмотреть вариант ухода («бегства»). Необходимо порвать все отношения с такой группой сверстников.

Третий подход — компромисс. Он включает пересмотр между кон-фликтующими сторонами целей или средств их достижения. Уважаю-щие себя люди свободно идут на компромиссы, не считая, что это их унижает.

Однако принципиальные вопросы не терпят компромиссов. Если вы принципиально против хулиганства и вредных привычек, никаких компромиссов ни с «другом», ни с группой сверстников быть не может. И если они не хотят поменять своего поведения в этих вопросах, толь-ко твердое «нет!» или полный разрыв отношений может быть ответом.

Влияние индивидуальных особенностей личности на ее поведение. Формирование системы антитеррористического поведения личности также зависит от ее индивидуальных особенностей и, прежде всего, то врожденного качества такого как: тип темперамента. Включает в себя ряд направлений по самовоспитанию и самообучению, направленных на корректировку своих взглядов, жизненных ценностей и норм поведения. К таким направлениям стоит отнести:

  • Выработка твердого убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах ее проявления является бесчеловечной и преступной; а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам благополучную жизнь, следовательно она бессмысленна; любой участник террористической деятельности будет найден и понесет заслуженное наказание;
  • Постоянно вырабатывать у себя правила безопасного поведения при угрозе террористического акта для снижения вероятности стать жертвой теракта и минимизировать его отрицательные последствия, а также снизить чувство безысходности, неизбежности, страха перед террористами;
  • Формирования у себя современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и внутренней убежденности в необходимости соблюдения в повседневной жизни норм и правил здорового образа жизни, которые направлены на обеспечение вашего духовного, физического и социального благополучия и не имеют ничего общего с террористической деятельностью.

Тип темперамента

По темпераменту выделяют четыре типа людей: сангвиники, холерики,

меланхолики и флегматики.

Пузанова Жанна Васильевна

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РУДН

ХХ век стал временем кризиса традиционных религиозных систем в западном мире, эпохой массового отхода от религии, периодом масштабной секуляризации и атеизации. Новые идеологии – коммунистическая, постиндустриальная, глобализационная – нанесли тяжелейшие удары по традиционным моделям мировоззрения. ХХI век пожинает горькие плоды. Утопии всемирного коммунизма и упование на всеобщее благосостояние для разрешения всех проблем человечества рухнули. У сегодняшнего поколения молодежи во всех развитых странах мир, в том числе и у российской молодежи, зачастую частично или полностью разрушено смыслообразующее ядро мировоззрения. Юность и молодость – поиск себя, поиск и построение прочного фундамента осмысленного бытия, закрепление и утверждение собственной идентичности и личностной значимости. Современность в обществе позднего модерна и постмодерна не дает ответа на самые главные вопросы юности: Зачем я живу? В чем цель и смысл моей жизни? Зачем я нужен? И кому я нужен? В современной России для многих молодых людей ответы на большинство таких вопросов будут негативными, а, следовательно, неудовлетворяющими.

Второй процесс, непосредственно связанный с первым, – всемирная глобализация, реализуемая по типу вестернизации с центром из США. Последовательное вторжение на территории едва ли не любых стран, экономическое и/или силовое навязывание «американских ценностей» и «американского образа жизни» в значительной степени связаны с последовательным, в том числе насильственным, разрушением традиционных укладов, традиционных моральных и духовных ценностей народов мира, стран и цивилизаций. В отношении традиционных культур – это обезличивание и унификация, а насаждаемая альтернатива: нарциссический индивидуализм и эгоистическая конкуренция, идеализация потребительства, культ насилия, секса, вседозволенности и агрессивной распущенности.

Для понимания причин формирования «нового» экстремизма лучше обратиться к анализу, в первую очередь, внутренних причин. Среди которых можно назвать две основные – качественное изменение российской молодежи (как главного субъекта около-экстремистского протеста) и отсутствие качественных изменений российской политической элиты (как объекта этого протеста).

Главными участниками массовых протестных акций 2014 г. стали представители пост-постсоветской молодежи – те, кто социализировался не в «кипящих» 1990-х гг., а в относительно спокойных 2000-х гг. Для более старшего поколения несомненны заслуги В.В. Путина в решении «чеченской проблемы» и в нейтрализации «олигархов с большой дороги». Для нынешнего поколения молодежи эти заслуги 10-летней давности имеют меньшую ценность. «Наведение элементарного порядка» воспринимается ими как само собой разумеющееся, а отсутствие общепонятной стратегии национального развития – как новый «застой». Исторический опыт показывает, что революции устраиваются не нищими, кому «нечего терять, кроме своих цепей», а людьми с достатком, которые лишены перспектив его улучшить. Современное поколение молодых людей именно таково: им уже не надо бороться за выживание (как в 1990-е гг.), но и жизненные перспективы у них смутные, поскольку сложившаяся в России социально-экономическая система ограничивает их возможности самореализации.

Хотя в целом россияне, и молодежь в частности, видят и высоко оценивают деятельность государства в этой области (Олимпиада в Сочи, сравнение с событиями на Украине, антитеррористические мероприятия в Чечне), при этом проявляется тенденция устойчивого роста числа преступлений экстремистской направленности, фиксируемая параллельно с ростом террористической активности.

Формируя собирательный образ экстремиста на основе сводок и информационных сообщений правоохранительных органов, материалов уголовных дел и публикаций в средствах массовой информации, можно утверждать, что в большинстве это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, пол преимущественно мужской, по роду занятий – либо выпускник общеобразовательной школы, не поступивший в высшее учебное заведение, либо студент начальных курсов вуза. По характеру это личность с искаженной системой нравственных и правовых ценностей, всегда уверенная в своей правоте и эффективности диктата силы, нуждающаяся в самоутверждении. Формирование подобных индивидов обычно происходит в социально неблагополучной среде, но вопреки распространенному мнению экстремист – это не всегда люмпен, а скорее, молодой человек из семьи со средним достатком, не сумевший адаптироваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной системой ценностей, ищущий самовыражение в неформальном общении с экстремистскими группами, где насилие воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный способ достижения цели.

В результате проведенного исследования психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления по идеологическим мотивам, можно сделать выводы о наличии у них определенного набора устойчивых характерологических черт, имеющих отчасти конституциональную природу, а отчасти – полученную в результате социализации. Прежде всего, здесь следует отметить интеллектуальную неразвитость, ригидность, эмоциональную уплощенность и неспособность к эмпатии (сопереживанию). Осуществляя свойственный каждому подростку идентичностный поиск, человек с такими характерологическими особенностями легко оказывается увлеченным идеей собственного превосходства над окружающими, начинает отрицать ценность чужих достижений. Его самооценка формируется исходя из амбивалентных убеждений. С одной стороны, осознаются собственная несостоятельность в тех или иных областях (например, неспособность конкурировать с одноклассниками в учебных дисциплинах). С другой стороны, под влиянием комплекса собственной исключительности, гипетрофированного «Я» такой молодой человек пребывает в уверенности, что ему уготована особая судьба и он достоин самого высшего положения в обществе, а это сопровождается формированием завышенного уровня притязаний. В результате, с одной стороны, существует запрос на заведомо недостижимый уровень жизни, с другой – осознается эта недостижимость. По мнению Т. Гарра, чем больше отстоят друга от друга уровень притязаний и уровень прогнозируемых достижений, тем больше вероятность участия человека в политическом насилии, то есть в экстремистской и террористической деятельности. Таким образом, для носителя описанных личностных черт вероятность участия в противоправной деятельности в составе деструктивных организаций является наиболее естественным способом самореализации. Следует отметить, что количество носителей такого типа личности в популяции небольшое, однако именно их действия оказываются в центре внимания средств массовой информации, именно их асоциальные поступки приводят в пример участникам деструктивных организаций, именно их активность в случае возникновения массовых беспорядков провоцирует толпу к осуществлению насилия.

Необходимо отметить, что молодежный экстремизм является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение невозможно. Однако вполне реально ограничение, удержание в рамках приемлемого, путем реализации мер международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

В настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. К основным чертам молодежного экстремизма можно отнести: возрастающую организованность; сплоченность группировок; формирование в группировках идеологических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Попытки противопоставить «чужим» сетевым структурам «наши» сетевые структуры, уже есть. Интересным опытом является, в частности, деятельность «кибердружинников», инициированная Лигой безопасного Интернета. Речь идет о добровольческом сообществе граждан (почти исключительно – молодых людей), которые ведут борьбу с противоправным контентом в Интернете, прежде всего, против детской порнографии и педофилии, но также и против контента, содержащего сцены насилия, в том числе с экстремистским уклоном. Проблемой этого движения (как и других, ему подобных) является отсутствие внятной идеологии противодействия экстремизму. Попытки руководителей Лиги на Первом всероссийском слете кибердружинников предложить в качестве такой идеологии антиамериканизм и «защиту Отечества» вызвала у молодых кибердружинников скорее настороженность, чем понимание.

Невостребованность избыточной энергии и потенциального энтузиазма молодежи, разрушение духовных ценностей и идеалов, экзистенциальный кризис, страх будущего, ощущение собственной ненужности, оторванности, одинокости для многих молодых людей становятся в последние годы тягчайшим испытанием. Религиозная мотивация экстремистско-религиозных сообществ активно использует эти факторы в своих целях и интересах. Здесь сразу предлагается однозначная конкретная модель религиозной веры, дающая ясные и полные ответы на все вопросы и запросы личности, указанные выше. Свойственный молодости максимализм, черно-белое восприятие реальности, восстановление стержня абсолютизируемых традиционных религиозных ценностей становятся основаниями для дальнейшей возможной манипуляции. Религия, апеллирующая к чувству, а не к разуму, в крайних своих формах использует фанатично экзальтированное групповое воздействие, в лоне которого молодой человек, пропитываясь соответствующими идеями и настроениями, обретает ощущение найденной «истинной» идентичности, групповой принадлежности, чувство собственной востребованности и уникальности, избранности. Религиозно-мотивированный терроризм использует религию, религиозное чувство, религиозную мотивацию как уникальный инструмент сакрализации своих целей и деяний. Любые преступления легитимизируются религиозной верой, превращая фанатика-террориста из чудовищного преступника, каковым он является в действительности, в собственных глазах и в глазах единомышленников в исполнителя божественной воли, жертвующего собой во имя высокой цели, в великого «героя», в личность исключительную, в святого подвижника и мученика. В психологии такое «переворачивание» называется «рефреймингом» – «сменой рамки», позволяющей перевернуть исходные оценки ситуации на противоположные.

Формирование из потенциального террориста религиозного фанатика в настоящее время может рассматриваться как специальная технология, уже описанная в специальной литературе. Дополнительными факторами, в значительной мере облегчающими экстремистским и террористическим сообществам религиозную вербовку потенциальных участников среди молодежи, являются принципиально новые реалии социальной жизни: «виртуализация» бытия молодого человека, «психология игровой реконструкции», «идеология симулякров или симулякризация реальности». Рассматривая в данном контексте возможные основания субъективной мотивации принятия экстремистской / террористической идеологии у молодежи, можно определить ряд вероятных психологических предпосылок: потребность в «высоких смыслах», героике, романтике, вплоть до самопожертвования; поиск идентичности; потребность в принадлежности к группе «своих» и наличии лидера – вдохновителя-организатора; жажда самореализации и самоутверждения; преодоление скуки, рутинности, однообразия обыденного существования.

Исходя из объекта воздействия социальная сущность противодействия идеологии экстремизма (терроризма) должна заключаться в формировании в обществе неприятия этой идеологии, ее осуждения на основе аргументации, понятной и доступной объекту воздействия. Следует учитывать, что экстремистскую (террористическую) идеологию невозможно уничтожить физически, ибо мысль убить нельзя. Бесполезно ее запрещать законодательно, ибо запретный плод привлекает внимание людей. Эту идеологию можно лишь заменить на более привлекательную, понятную и полезную для индивида либо скомпрометировать, найдя убедительные аргументы и, главное, способ их доведения до объекта воздействия.

Стратегически подобный подход противодействия идеологии насилия выглядит приемлемым, однако в тактическом плане возникают проблемы, существенно снижающие его эффективность.

Бесспорно, что силовые методы в борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимы, но достижение конечной цели в противостоянии этому злу современного мира возможно лишь на основе постоянной системной профилактической работы. Ключевая роль в этом должна принадлежать учреждениям образования, которые призваны не только обучать, но и воспитывать личность, обладающую высокими духовно-нравственными качествами, способную противостоять идеологии экстремизма и терроризма. Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с еще не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой

В настоящее время главным направлением противодействия экстремистским тенденциям должно стать, видимо, и конструирование идеологии «позитивного патриотизма» – такого патриотизма, который предлагает молодым людям объединяться не против врагов (США, Запада, исламистов и так далее), а за какой-то внятный образ России XXI века. Эту задачу рано или поздно придется решать.

Автономная некоммерческая образовательная организация

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области Щелковского района с.Душоново

План-конспект

урока ОБЖ в 10 классе

Тема урока: »

Учитель ОБЖ: Шумская А.Э.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Духовно-нравственное противодействие терроризму

Тип урока: урок- лекция.

Цель: сформировать убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть понятия: «нравственные позиции», «нравственное развитие»;

Познакомить учащихся с понятием «традицион-ные национальные ценности» ;

- познакомить обучающихся с основными качествами личности, необходимыми для формирования нравственных позиций;

Развивающие:

Развить способность применять полученные знания;

Развить умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательная:

Воспитать у учащихся понимание важности правильно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций;

Воспитание осознанного выбора антитеррористического поведения.

Оборудование: ноутбук для показа презентации, телевизионный экран.

Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму »

I этап . Организационный момент (психологический настрой на урок).

Здравствуйте,ребята! Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Слайд 1

«Духовно-нравственное противодействие терроризму »

II этап. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим об основных составляющих духовно-нравственного противодействия терроризму и значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Это особенно актуально в подростковом возрасте.

III этап . Выделение опорных знаний и умения.
Слайд 2

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.

Слайд 3

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Слайд 4

Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа стремится достичь провозглашённых ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.

Слайд 5

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Слайд 6

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы.

влечёт за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами;

провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

I V этап. Решение проблемного вопроса.

Как же происходит вовлечение в террористическую деятельность?
Слайд 8

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств.

К ним можно отнести:

Слайд 9

Отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

Слайд 10

Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;

Слайд 11

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Слайд 12

Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

Слайд 13

Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;

Слайд 14

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми по-средством их унижения;

Слайд 15

Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими;

Слайд 16

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами;

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия

Слайд 18

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса)

Слайд 19

Смысл подросткового кризиса заключается в борьбе за независимость и освобождение от опеки взрослых
Террористы- это не только «вооруженные до зубов» люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;

им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;

захочется показаться «молодцом», надежным человеком;

будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Слайд 20

Террористы часто используют в своих целях подростков и молодёжь, предлагая им своеобразную «взрослую» жизнь

Слайд 21

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов

Слайд 22

Террористы хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих.

Слайд 23

Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели
Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, подросток должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

Вопрос к учащимся : Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? Что для этого нужно?
Для формирования нравственных позиций каждому подростку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Давайте вместе разберем основные составляющие духовно-нравственной позиции человека.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Слайд 26

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

И, конечно, умение выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование традиционным национальным ценностям.

Слайд 27

К ним относятся:

любовь к России и своему народу, к своей малой родине;

служение Отечеству;

доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);

закон и правопорядок;

Слайд 28

разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

свобода личная и национальная.

V этап. Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений.

Вопрос-ответ

Ребята, в начале урока каждой паре были розданы вопросы. Через три минуты вы должны ответить, опираясь на информационный материал лекции.

1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу ми-ру и безопасности?

2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Ответы учеников.

V I этап. Обобщение и систематизация изученного

Сделаем выводы:

1) Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

2) Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

3) Для самопрофилактики вовлечения в террористическую дея-тельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрица-тельное отношение к любым видам террористической деятельности.

4) Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, не-обходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

V II этап Формирования домашнего задания

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повсе-дневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии тер-роризма?

Свой ответ оформите в виде краткого сообщения.

V III этап. Подведение итогов.

Может быть вы прочитали много книг, а может быть совсем мало. Но при этом вы уже успели стать автором и главным героем очень важной для себя книги - это книга вашей собственной жизни.

Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки ваших слов, поступков, дел и картинок происходящего с вами. Эта книга отличается от обычных книг знакомого вам вида тремя важными вещами: вы пишете ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от вашего желания, вы не можете переписать уже написанные строки и страницы.

Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не может изменить свое прошлое». Вот и вы в своей книге пишете все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут вам построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую жизнь.

Чтобы на новых страницах книги вашей жизни свет оттеснил тьму вы сами должны научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Благодарю вас за внимание!

Россия переживает один из непростых исторических периодов в настоящее время. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности. Сегодня все чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности и все чаще встречающаяся идеология экстремизма и терроризма вызваны общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Широкий размах приобрела ориентация подрастающего поколения на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества, для нашего государства, так и для подрастающего поколения, молодежи.

Экстремистское поведение и терроризм носит асоциальный характер, поскольку опирает­ся на принцип «цель оправдывает средства», выражает стремление идти к цели крат­чайшим путем, отрицает права другой личности и ее самоценность. Экстремизм в пове­дении несовместим с личной культурой, культурным развитием личности. Существен­ными признаками экстремистского поведения являются безответственное отношение индивида к себе, людям, обществу, правовая и гражданская безответственность, нравст­венная вседозволенность, своеволие и пр. Наконец, оно апеллирует к эмоциям, минуя сознание, нередко имеет эпатажный, скандальный, вызывающий характер, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Недостаток социального опыта, высокая эмоцио­нальность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, за­ложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.

Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемое в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества, школы и семьи.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Школа в состоянии внести свой весомый вклад в стабилизацию психологического состояния общества, а в конечном итоге - в борьбу с терроризмом. Оставаясь государственно-общественным институтом, школа обладает существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся, а также учителей.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Конечным результатом работы школы должны стать психологические новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

убеждение в своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни;

представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважение к защитникам Родины;

представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

представления о правах и обязанностях гражданина России;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

умение отвечать за свои поступки;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем;

устойчивый психологический иммунитет граждан к воздействию экстремистов, стремящихся влиять на власть посредством устрашения населения террором.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

представления о душевной и физической красоте человека;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

элементарные представления об основных профессиях;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

бережное отношение к растениям и животным.

Таким образом, в любом типе социального поведения проявляются социальные, личностные ка­чества человека, особенности его психики, уровень культуры, мотивы, потребности, ин­тересы, ценности.

Литература:

  1. Баранов, А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи / А. В. Баранов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №2. - С. 28-29
  2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 3 - 12.
  3. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
  4. Угрозы в современном обществе и пути их преодоления. Терроризм и его проявления: учебное пособие / сост. В. Малышев. - Москва: Военные знания, 2005. - 64 с.

Коликова С. А., студент, Шуйский государственный педагогический университет



Статьи по теме: