Проект по окружающему миру лес наш друг. Учебный проект лес - наш друг. Проблемные вопросы учебной темы


Учебный проект «Лес – наш друг»
Цель: Создание условий для вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс, для стимуляции его самостоятельности и потребности в самореализации и самовыражении.
1. Погружение в проект.
Экологическая сказка. Звучит музыка леса. Дети читают слова.
Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу, и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!
Лесодраки тянут руки к гнезду за яйцами.
Встреча лесодругов и лесодраков.
- Что вы делаете? Гнёзда нельзя разорять! Птиц не станет!
- Из-за трёх яиц?
- Если возьмёте яйца, мама будущих птенцов улетит и больше в наш лес не вернётся. А не будет птиц – засохнут деревья, и лес умрёт.
- Кто вы?
- Мы – лесодруги. А вы кто?
- Лесодраки.
- Почему же вы безобразничаете в лесу?
- В нашем «чёрном» лесу все так веселятся: гнёзда разоряют, из рогаток стреляют, муравейники расшвыривают, у бабочек крылья отрывают.
- Вот почему вы свой лес называете «чёрным». Вы же все лесные правила нарушили. Неужели вам такой лес нравится?
- Не нравится. Нет в нём зелени, цветов, головёшки от костров под ногами, тпицы не чирикают зверей не видно. А мы ягод хотим, грибов.
- А хотите измениться сами и изменить свой лес?
- А получится? Мы же лесодраки.
- Ребята, давайте пригласим лесодрак принять участие в проекте «Лес – наш друг». Подумаем, что о лесе расскажем им.
/ Правила поведения в лесу, о значении леса,
о животных, растениях, о Красной книге/
2. Планирующий этап.
- Мы постараемся ответить на вопрос, почему лес называют другом человека и убедить лесодрак относиться к природе так: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
- Основные разделы проекта.
/Открываю/
/Читаем/
- Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. У каждого в группе своя обязанность. Вспомните, какие основные правила необходимо соблюдать, работая в коллективе?
/Работать дружно, уметь слушать другого человека,
помогать друг другу./
- Верно. Каждая группа готовит к представлению свой раздел. На столах всё необходимое: страница альбома, рабочие материалы, наглядность и планы работы. Какие качества помогут вам успешно справиться со всеми заданиями?
/Внимание, ответственность, сосредоточенность./

3. Разработка проекта.
- Итак, каждый из вас выполняет важную задачу: славит чудо из чудес, красу Земли, зелёный лес!
4. Испытание проекта.
- Итак, 1 страница альбома – «Виды леса».
1-я группа
1). Лес – это огромное богатство нашей родины и нашего края. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Листья хвойных деревьев имеют форму длинных, тонких иголочек. Большинство хвойных сохраняют иголки в течение всего года, постоянно образуя новые. Вот почему они всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, пихта. У ели иголки отделены друг от друга. А вот иголки сосны соединены вместе по 2-3 или 5. Семена хвойных спрятаны в шишках.
Лиственные деревья легко узнать. Одни имеют обширную крону, другие вытянуты вверх. Листовая пластина, почки, плоды - признаки лиственных деревьев. Они сбрасывают листву осенью. Лиственные деревья, которые часто встречаются в лесу: дуб, берёза, клён, липа, осина.
Задание 2.
Показывают нужный рисунок указкой и рассказывают текст.
1. Это весёлый, пронизанный светом, березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берёз, по их глянцевым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга.
2. В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод – черники, брусники. Сосны покачивают головами так высоко, что кажется, вот-вот заденут за облако.
3. А вот дубрава. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты. Птице и зверю здесь раздолье.
4. Вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свистнет рябчик – и снова тишина. Белки, дятлы, клёсты ловко расправляются с твёрдыми шишками. Для них еловые семена - самая лакомая еда.
2 страница альбома – «Обитатели леса».
2 группа
Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом – свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром.
Под землёй корни трав, кустарников, деревьев сплетаются с грибницей. Здесь, под землёй, находятся дома у мышей, кротов, барсуков. в этом подземелье живут земляные черви. они рыхлят почву.
На поверхности земли растёт мох и травянистые растения: ландыш, папоротник, лопух, кислица, кустарнички земляники.
Прямо в траве вьют гнёзда соловьи, строят дома муравьи, живут ящерицы, ежи, роют норы лисы.
Следующий этаж – это кустарники: верба, шиповник, малина, калина. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.
Верхний этаж – это деревья. В их стволах делают дупла белки, дятлы, синички, совы. На самых высоких деревьях – гнёзда хищных птиц: ястребов, орлов.
Летом все этажи леса заселены. А сколько же в лесу насекомых: муравьи, кузнечики, бабочки, осы.
- Молодцы!
- Ребята, как важно сохранить всё это многообразие животных и растений. В нашей стране существует Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается. Соблюдать его обязаны не только взрослые, но и дети.
- Есть и специальная книга, которая называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка цвета опасности, красная, отсюда и название «Красная книга». В неё внесены те животные и растения, которых на Земле осталось мало, мол охраняйте, люди, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!
3 страница альбома – «Значение леса в жизни людей».
3 группа
Задание 1.
Лес – это наш зелёный друг. Это – «лёгкие» планеты. Лес очищает воздух и обогащает его кислородом. Лесной воздух целебный, поэтому часто санатории размещают в лесу. Лес – украшение Земли. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Лес – хранитель влаги. Лес – это родной дом для животных. Лес – это кладовая грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. Лес – источник древесины, из которой изготавливают бумагу, мебель, дома. Древесины нужно много, а лес растёт медленно. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.
Задание 2.
Чтение стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»
- Лес – прочное природное образование, которое существует на Земле миллионы лет. Ничто и никто не может уничтожить его.
- Так ли это? Кто может нарушить лес?
/Человек/
4 страница альбома – «О вредном влиянии человека на природу и о том, как мы должны вести себя в лесу».
4 группа.

5 страница альбома – «Что полезно, а что вредно».
5 группа.
И взрослые и дети любят собирать в лесу грибы и ягоды. Наши леса богаты грибами: сыроежки, подосиновики, опята, белые грибы, грузди. Много разных ягод: земляника, черника, клюква.
Особенно осторожны при сборе грибов и ягод должны быть дети. В лесу встречается растение «вороний глаз». У него 4 листика и одна синяя ягода на верхушке стебля, который напоминает «вороний глаз». Это растение ядовито.
Маленький лесной кустарник, «волчье лыко», очень красивый. У него красные плоды. Они очень опасны. Никогда не берите их в рот! Очень ядовиты грибы: мухомор и бледная поганка.
Соблюдайте правила:
- Никогда не собирайте грибы и ягоды одни, без взрослых!
- Берите те ягоды и грибы, которые точно знаете!
5. Самоанализ проектной деятельности.
- Ребята, посмотрите, в результате общей деятельности получился целый альбом «Лес – наш друг».
- Кому понравилось участвовать в его разработке и испытании?
-Что особенно понравилось?
- А какие трудности испытывали?
- Ребята, а для чего мы так старались, какое значение имеет наш проект?
/Хотели, чтобы лесодраки полюбили лес, изменили
свой «чёрный» лес, побольше узнали о лесе./
- Давайте спросим у лесодрак, что они думают по этому поводу.
/Наш лес будет спасён!/
- А что для этого необходимо сделать?
/Для начала нужно мусор из леса убрать, деревья
подлечить, речку почистить, муравейники
поправить и никогда не нарушать лесных правил!/
- Хорошо, что вы поняли это.
/А можно мы тоже будем лесодругами?/
- Да, конечно. Мы этому очень рады!
6. Составление памятки.
- Лесодруги, давайте подготовим обращение ребятам из «чёрного леса» в виде памяток: «Как вести себя в лесу».
- Работают в группах. Все обсуждают – один пишет.
/Работают./
- Посмотрим, что получилось.
/Проверяем по 1 правилу./
7. Итог.
- Учёные называют лес:
«лёгкими» планеты,
истребителем бактерий,
кладовой влаги,
необъятным богатством.
А мы с вами называем лес добрым, ласковым и тёплым словом друг.
Давайте «Наблюдать и восхищаться, изучать и беречь» лес.
- С каким настроением вы гуляли по нашему зелёному лесу? Покажите.
/Наклеивают./
- Спасибо всем за активную работу. Молодцы!
Рабочие материалы.
План работы группы 1.
1. С помощью карточек с изображением веточек и плодов различных деревьев сделайте выводы о разных видах леса.
2.Оформите страницу альбома.
3. Найдите среди иллюстраций еловый лес, березняк, сосновый бор, дубраву, соотнесите с текстом и прочитайте выразительно.
План работы группы 2.
1. С помощью карточек и собранной ранее информации сделайте выводы «Что где растёт, кто где живёт».
2. Отобрав нужный наглядный материал, оформите страницу альбома.
3. Подготовьтесь к рассказу.
План работы группы 3.
1. Составьте схему «Значение леса», собрав «рассыпавшиеся» фразы, и поясните её.
2. Оформите страницу альбома.
3. Соберите «рассыпавшееся» стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» по плану: - как ответил бы:
1) кораблестроитель;
2) столяр;
3) плотник;
4)животные и человек.
План работы группы 4.
1. По рисункам определить вредное влияние человека на лес.
2. С помощью условных знаков сформулируйте правила поведения в лесу.

4. Подготовьте сообщение.
План работы группы 5.
1. Создайте 2 группы под названиями «Съедобные растения и грибы» и «Опасные растения и грибы», соотнесите рисунки и названия.
2.Сделайте выводы о том, какие опасности подстерегают детей в лесу при сборе грибов и ягод.
3. Оформите страницу альбома.
4. Подумайте, какие правила нужно соблюдать детям при сборе грибов и ягод.
5. Подготовьте сообщение.
Критерии оценки проекта.
- Значимость и актуальность темы.
- Самостоятельность работы над проектом.
- Полнота и правильность раскрытия темы.
- Артистизм и выразительность выступления при защите.
- Ответы на вопросы во время защиты проекта.
- Качество выполнения продукта проектной деятельности.
Памятка.
Вопросы-помощники.
- Как называется ваш проект?
- Назови главный вопрос проекта.
- Почему важно ответить на этот вопрос?
- Зачем вы делаете этот проект?
- Что сделали, чтобы решить проблему?
- Что у вас получилось?
- Что вызвало затруднение?
- Что особенно понравилось в работе над проектом?
- Расскажи о своей роли в проекте.
- Чему научился?
Памятка.
Требования к защите проекта.
1. Озвучить тему страницы альбома.
2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать актуальность.
3. Полнота знания проблемы.
4. Навыки устной речи.
5. Оформление своей работы.
6. Умение делать вывод по проблеме.
7. Умение отвечать на вопросы по теме.

Окружающий мир, 3 класс

Краткая аннотация проекта

В процессе работы над проектом происходит развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизненный опыт. А также помогает формировать экологическую грамотность учащихся. Дети узнают новые сведения о лесе, выводят правила поведения в лесу, узнают, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Человек – царь природы?

Проблемные вопросы учебной темы:

Желая помочь лесу, всегда ли человек помогает ему?

Почему надо охранять леса?

Хватит ли леса нашим потомкам?

Учебные вопросы:

Что нам даёт лес?

Кто живёт в лесу?

Что растёт в лесу?

Какое влияние оказывает лес на жизнь человека?

Как вести себя в лесу?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Другие документы

Ресурсы: Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.-Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров".

В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие.-М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа,занятия в группах продленного дня /авт. - сост. Е.М.Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания/авт. - сост. Г.Т.Дьячкова. - Волгоград: Учитель, 2006.

Проектная деятельность в начальной школе/авт - сост. М.К.Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп.- Самара: Издательство "Учебная литература",2007.

Цели проекта:

  • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
  • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
  • Обогатить предметно - развивающую среду.
  • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
  • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

Актуальность.

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

I этап - подготовительный.

Сроки: март - апрель 2009 г.

Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

  • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
  • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
  • создание предметно - развивающей среды,
  • создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
  • создание системы мониторинга.

II этап - практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

  • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
  • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
  • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап - заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

  • анализ проведенной работы.

План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".

Что? Как? Когда? Ответственные и участники Ожидаемый результат
Работа с педагогами
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании - Изучение научно - методической литературы

Круглый стол "Научитесь беречь лес"

Викторина

"В природе все взаимосвязано"

Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

Разработка интегрированных занятий

Мастер - класс. Работа на экологической тропе

I этап - март - август 2009 г.

I этап декабрь 2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

Педагоги - специалисты, воспитатели групп

Воспитатель - эколог

- разработки материала
Работа с детьми
Диагностика - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов I этап сентябрь 2009 г. Воспитатель - эколог, воспитатели групп
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" - Цикл занятий экологической направленности

Цикл бесед

- "Уроки доброты"

- "Уроки мышления" с

обсуждением и проигрыванием ситуаций.

- "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы

Целевые прогулки

"Сколько елочек мы не спасли"

"Елочки и ее сестрички в городе"

"Возвращенный лес" (сбор макулатуры)

Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу)

"Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

- "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик)

Создание книги "Жалобная книга леса"

Музыкально - экологические праздники:

"День рождения друга, дедушки дуба"

"Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона)

Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года)

Интегрированные занятия

"Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология)

"Лес и наше здоровье"

(валеология + экология)

"Лесные жители"

(экология + ФИЗО)

Тематическая неделя леса:

Выставка "Лес в жизни человека"

Экологический праздник "Природы жалобная книга"

Музей "Чудеса леса"

Сказки о лесе (словотворчество детей)

Работа на микроучастке "Биоценоз леса"

Выпуск газеты

II этап октябрь - январь 2009 г. по плану

II этап октябрь - январь по плану 2009 г.

II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

Постоянно в течение всего проекта

Сентябрь 2009 г.

3 неделя декабря 2009 г.

1 раз в месяц

эпизодически

II этап февраль 2010 г.

Март 2010 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап постоянно в течении всего проекта

II этап по сезону

II этап апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. - расширение представлений детей об экосистеме "лес".
Работа с родителями.
Подготовка родителей к проекту. - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. I этап апрель 2009 г. Воспитатель - эколог. Воспитатели групп.
Совместные мероприятия. - Родительское собрание "Экология и наше здоровье"

Консультации

"Лес - защитник и лекарь"

"Настои из трав и плодов деревьев"

КВН "Тайны природы"

Трудовой десант "Дерево нашей семьи"

Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу"

Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу"

II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель - эколог.

Воспитатели групп.

Предметно - развивающая среда.
Пополнение предметно - развивающей среды. - приобретение дидактического материала

Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала

Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса"

Посадка микроучастка "Биоценоз леса"

Изготовление макета "Лес"

I этап - март - май 2009 г.

II этап март - апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог

Все участники проекта

Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности.
Работа с социумом.
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. - Лесничество Вятско - Полянского района

Беседа с детьми " Правила поведения в лесу"

Беседа с родителями "Лес и отдых"

Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

Цетр дополнительного образования

Акции "Сбережем березы"

Трудовой десант "Очистим парк от мусора"

Выставки "Лес в творчестве детей"

Познавательные занятия

Детская библиотека

Спектакли "Лесной теремок"

подборка художественной литературы на абонементе

Выставки "Дары Леса"

Музыкально - экологический праздник

"Красная книга"

ДОУ города

Выставки

II этап февраль 2010 г.

II этап март 2010 г.

II этап апрель 2010 г.

II этап в течении всего проекта

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Сотрудники лесничества

Сотрудники МУП ЖКО

Педагог - эколог

Сотрудники библиотеки

Учителя начальных классов

Воспитатели - экологи

Литература.

  1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
  3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
  5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
  6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
  7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
  8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.

Автор проекта

Лотова Наиля Асхатовна

Название проекта

Лес - наш друг

Предмет, класс

Окружающий мир 3 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект ориентирован на учащихся 3 класса.Он охватывает учебные темы по окружающему миру. На изучение отводится 6 часов (3 недели) Изучаются следующие темы:

  • Разнообразие растений
  • Солнце, растения и мы с вами
  • Размножение и развитие растений
  • Охрана растений
  • Разнообразие животных
  • Охрана животных

В ходе реализации проекта на основе знакомства с литературой и проведенными исследованиями учащиеся ответят на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнают много интересного о лесе и его обитателях, узнают, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Ожидаемые результаты проекта:

  • узнают. каково значение леса для всего живого на Земле
  • создадут свою памятку"Как вести себя в лесу"
  • оформят вики-статью
  • составят схему цепей питания
  • сделают фотоальбом

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Возможно ли планету представить без леса?

  1. Проблемный вопрос: Почему лес называют другом?
    1. Учебный вопрос: Что такое лес? Кто живет в лесу?
    2. Учебный вопрос: Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
    3. Учебный вопрос: Почему растения называют "лёгкими нашей планеты"?
  2. Проблемный вопрос: Какие связи существуют между живыми организмами в лесу?
    1. Учебный вопрос: Какие животные называются растительноядними?
    2. Учебный вопрос: Какие животные называются всеядными?
    3. Учебный вопрос: Как приспособились животные к добыванию пищи и защите от врагов?
  3. Проблемный вопрос: Как надо вести себя в лесу. чтобы стать другом леса?
    1. Учебный вопрос: Почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе?
    2. Учебный вопрос: Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?
    3. Учебный вопрос: Чем можно навредить лесным обитателям?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

План оценивания. Стратегии оценивания.

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Беседа.Таблица З и У


Статьи по теме: