Открытия примерное образовательная программа анализ. Школьный гид. I. целевой раздел

Наталья Конопасова
Тематическое планирование на неделю «Мы-друзья зимующих птиц!» по программе «Открытие» Юдиной

Тема : «Мы - друзья зимующих птиц . 30.11.15 г. - 04.12.15 г.

г. Цели : закреплять и расширять представления детей о птицах , формировать умение распознавать их по внешнему виду, окраске, издаваемым звукам, повадкам. Сформировать представления о среде обитания птиц , их корме, о вреде и пользе птиц , их приготовлении к зиме. Пополнять знания детей о зимующих , кочующих, перелетных птицах . Воспитывать бережное отношение к природе, ее представителям. Итоговое мероприятие :

Организация

предметно-пространственной

Индивидуальная

Понедельник Утренний кружок : «Беседа о диких птицах

Средний возраст

Старший возраст : Формировать представления детей о зимующих птицах и условиях обитания в холодное время. Развивать умение отгадывать загадки. Утреннее приветствие,

игрушки,иллюстрации, картинки, альбом.

Панорама осеннего леса, кормушка, аудиозапись «голоса птиц » .

Вся группа. Привлечь родителей к сбору информации по теме. Создать условия для закрепления с детьми названий зимующих птиц .

Центр литературы : .

Средний возраст : познакомить детей с новой сказкой; Формировать умение

понимать ее содержание. отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, память.

Старший возраст : Формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте 1 И. Тохмаковой «10 птичек- стайка» .

2. М. Н. Богданова

«Домашний воробей» .

Сюжетные картинки,

Рассказ. Книга,

Иллюстрации к рассказу, фото, портрет писателя. Изготовление книжек-малышек по теме. Создать условия для рассказывания по серии картинок :

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичья семейка» .

Закреплять умение развивать сюжет, самостоятельно брать на себя роли. Побуждать детей к речевому обще-нию между собой.

Способствовать поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре. Игрушки животных, детали деревянного

строителя, заборчики, деревья, маски,

Центр дидактической игры :

«Найди по описанию» , «Кто, где живёт» . «Четвёртый лишний» , «Найди пару» . Сюжетные картинки, карточки. разрезные картинки, лото, мозаика,домино. (1,2,3, уровень сложности)

Центр речевого развития : «Птицы – наши друзья ! Их забывать нельзя»

Средний возраст : Формировать заботливое отношение к птицам , стремление беречь их.

Старший возраст : Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании) . Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы »

Просмотр фильма о зимующих птицах . Создать условия для

Определения животных по хвосту, отгадывать загадки, запоминать их :

Центр строительства : «Гнездо для птиц »

Формировать умение детей сооружать постройки, создавать сюжет игры. Продолжать создавать условия для развития умения преобразовывать постройки в соответствии с различными игровыми задачами. Напольный строитель, фигурки животных, настольный строитель, конструктор «лего» Создать условия для закрепления с детьми название деталей строителя :

Центр искусства : Рисование по шаблонам и раскрашивание «Птицы » .

Средний возраст

Старший возраст : Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми.

Рисование

Аппликация,

лепка. акварельная краски, трафареты, ножницы, лекало бумага, карандаши, шаблоны, простой и цветные карандаши

Центр естествознания : «Веселый птичий дом» .

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (льется, струиться, капает) . Формочки, совки, вода

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Вторник Утренний кружок : Беседа «Рассказ о перелетных птицах » .

Средний возраст : Создавать условия для развития умения правильно формулировать вопросы, строить предложения.

Развивать представления о количе-ственной характеристике числа.

Старший возраст : Познакомить с домашними животными : коровой и козой.

Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Предметные картинки, иллюстрации.

Вся группа. Изготовление альбомов по теме. Создавать условия для развития умения правильно формулировать во-просы, строить предложения.

Центр литературы : пересказ рассказа.

Средний возраст :Формировать умение понимать : эмоционально-образное содержание сказки;нравственный смысл.

Старший возраст : формировать умение чувствовать и понимать ха-рактер образов литературного

произведения; понимать смысл пословиц.

1. русской народной сказки «Гуси – лебеди»

2. сказка «Дикие лебеди» .

произведения, картинки, иллюстрации. Внесение энциклопедий «Животный мир»

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичий двор» .

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемы ролей, их социальную значимость. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Игрушки животных, детали деревянного строителя, заборчики, деревья, маски,атрибуты.

Центр дидактической игры

Формировать умение подбирать и называть величину каждого предмета; согласовывать существительные (мужского и женского рода) с прилагательными, обозначающими их величину; использовать в активной речи превосходную степень прилагательных «Кто, где живёт?» .

«Кого не стало» , «Кто лишний?» . «Птицы » .

Карточки, сюжетные

картинки. разрезные картинки, лото, домино. (1,2,3, уровень сложности) Привлечь родителей к сбору информации,

Центр речевого развития : «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Средний возраст ::

Старший возраст : Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами ; установить связь между формой клюва и питанием птиц ; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки .

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Сюжетные картинки, альбом с животными, иллюстрации, голоса животных.

Картины леса и городского пейзажа с птицами , картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц .

Создать условия для составления рассказ по картинкам :

Центр строительства : по желанию детей.

Побуждать детей к созданию построек по замыслу.

Создать условия для развития

планирующей функции речи . Способствовать развитию крупной моторики.

«Дерево» . Крупное

«Лего» , Мелкий

Центр искусства : «Птицы на дереве » .

Средний возраст : Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения;

Старший возраст : Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми с использованием игровых пособий из серии «Дорисуй картинку

Рисование

Аппликация,

лепка. Цветной картон, салфетки, клей, тряпочки, трафарет ы,

Центр естествознания : Рассматривание строение пера под лупой.

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Среда Утренний кружок : Беседы : «Знакомство с кочующими птицами » .

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе.

Активизировать в речи детей суще-ствительные - названия птиц кочую-щих . Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

развития диалогической речи детей.

Центр литературы : рассказывание.

Средний возраст : понимать и оценивать характеры героев;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки Обогащать знания детей о животных посредством художественного слова. 1. сказка «Вороны с разбойничьей горы» .

2. Составление описательного рассказа по картинкам «Экзотические птицы » .

Книги, сюжетные картинки, пальчиковый театр, фланелеграф, персонажи к сказкам. Создать условия для

Рассказывания и показа сказок на фланелеграфе.

Центр сюжетно-ролевой игры : Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба» .

Продолжать развивать умение рас-крепощено и уверенно держаться

перед публикой во время выступления.

Способствовать развитию умения действовать в определенном порядке. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Маски,

костюмы. Атрибуты

Центр дидактической игры :

Расширить представления о приспособлении животных к условиям среды. «Чьи следы?» , «Кто,

как передвигается?».

«Узнай и назови» ,

«Парочки» . «С ветки на ветку» . Карточки, сюжетные

картинки, разрезные картинки. Лото, пазлы, домино, (1,2,3 уровень сложности) Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц .

Центр математических представлений :

Продолжать знакомить детей с рабо-той по схеме. Продолжать создавать условия для развития у детей умения составлять целое из частей. Математический набор , раздаточный материал, карточки с двумя полосами, счетные палочки. Создать условия для конструирования из счётных палочек жилища животных :

Центр строительства : ««Больница для птиц » .».

Закреплять знания существительных – названий детали конструктора.

Поощрять самостоятельную творче-скую активность детей в игре. Крупное

«Лего» , Мелкий

настольный конструктор. Коробки, крупный напольный конструктор.

Центр искусства : «Гуси- лебеди» лепка

Способствовать развитию умения вырезать предметы округлой формы.

птиц . Способствовать воспитанию у детей заботливого отношения к птицам .

Создать условия для развития у детей умения передавать образы птиц в

лепке. Способствовать развитию умения оттягивать части предмета от целого

Рисование

Аппликация,

лепка. Акварельные краски, альбом, баночки с водой, тряпочки, кисть №3, поролон. тарелочка. картон, цветная бумага, пленка, подставка, Пластилин, дощечка, стека. Создать условия для развития у детей умения передавать образы птиц в

Центр естествознания : «Куда летит перышко?»

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Четверг Утренний кружок : «Как заботится о птицах » .

Средний возраст : Обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно позаботиться, подкармливать их.

Старший возраст : Расширять знания детей об окружающем мире. формировать бережное отношение и

Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Рассматривание иллюстраций, сюжетные картинки.

Вся группа. Создать условия для закрепления с детьми названия

Центр литературы :

продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Развивать логическое мышление;

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки. Развивать память, логику, мышление.

1 А. Прокофьев «Снегири»

2 А. Яшина «Покормите птиц зимой » Сюжетные картинки,

Рассказ. Книги,

иллюстрации,

Центр сюжетно-ролевой игры : «Ветеринарная лечебница»

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли : ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными. ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными

Центр дидактической игры : «Найди пару» .

Развивать естественно-научные представления, дифференциация животных по месту обитания, по цвету, размеру и т. д. Развивать внимание, память. «Птицы дальних стран » . «Кто, где живёт» . «Четвёртый лишний» ,

«Найди пару» . Лото, домино, разрезные картинки (1,2,3 уровень сложности) ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Центр речевого развития :рассказывание по картине «Помощь зимующим птицам » .

Средний возраст : Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине.

Формировать умение составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.

Старший возраст : Формировать умение составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

отражать в речи содержание картины;

картина «Помощь зимующим птицам »

;самодельная кормушка; схемы - алгоритмы. (1,2,3 уровень сложности) . Создать условия для

составлять рассказ по картине :

Центр строительства : «Птичий рынок» .

Упражнять в построении схем; развивать пространственное мышление, фантазию, воображение.

Формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей). Деревянный коструктор, лего, настольный строитель, фигурки животных.

Центр искусства : «Синичка» аппликация

Отображать увиденное в собственной деятельности, развивать мелкую моторику детей. Способствовать развитию умения вырезать предметы округлой формы. Способствовать активизации в речи детей существительных – названий птиц . Рисование

Аппликация,

лепка. Трафареты животных,бумага, клей, краски акварельные, картон, цветная бумага, пленка, подставка кисточка, тряпочка. Привлечь родителей к изготовлению

Центр естествознания : «Чем питаются птицы

Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой . Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы » Зерно, пшено, хлебные крошки, семена растений.

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Пятница Утренний кружок : «Жалобная книга природы»

Средний возраст : Поощрять детей к рассказыванию определенного содержания.

Используя поощрения корректиро-вать осанку каждого ребенка во время сидения.

Старший возраст : Повторить основные правила поведения на природе; дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период . Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Раз, два, повернитесь и животных превратитесь… Картинки, иллюстрации, фотоальбомы, сюжетные картинки.

Вся группа. Создать условия для

рисования по трафарету.

Центр литературы :

Средний возраст : Помочь запомнить сказку.

Старший возраст : Формировать умение понимать образное содержание и идею сказки;

передавать структуру сказки с помощью моделирования;

замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

1. Ненецкая сказка

«Кукушка» .

2. Сухомлинский «О чём плачет синичка?»

Книги, картинки, иллюстрации к сказкам.

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичья школа» .

Вызвать интерес к игре.

Формировать умение анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

Воспитывать уважение к сельскому труд. Продолжать развивать умение выполнять взятую на себя роль.

Наблюдать за произношением и громкостью речи детей во время игры. Маски,

костюмы. Атрибуты

к игре, Привлечь родителей для изготовления атрибутов к игре.

Центр дидактической игры :

Формировать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;развивать зрительное восприятие. развитие связной речи с использованием опорных предметных картинок;

умение изменять существительные по числам. «Чьи детки?» , «Кто, где живёт?» . «Найди по описанию» , Карточки, сюжетные картинки. Лото, пазлы, домино,

разрезные картинки (1,2,3 уровень сложности)

Центр математических представлений :

Продолжать создавать условия для развития у детей умения составлять целое из частей. Закреплять навык количественного и порядкового счета.

Создать условия для закрепления с детьми название дней недели :

Центр строительства : «Птичка» .

Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять : в моделировании и конструировании, построении схем. Деревянный коструктор, лего, настольный строитель, фигурки животных. Цветная бума-га, ножницы, клей.

Центр искусства : Коллективная работа «Птицы нашего посёлка » .

Средний возраст :Формировать умение детей рисовать по трафарету. Развивать чувство цвета и композицию. Закрашивать рисунок не выходя за контуры рисунка.

Старший возраст : Привлекать детей к коллективным формам работы.

Способствовать активизации в речи детей существительных – названий птиц . Рисование

Аппликация,

лепка. Трафареты животных, цветные карандаши, простой карандаш, альбом. картинки животных

Центр естествознания : «Летающие семена» .

Личности ребенка дошкольного возраста (3 – 7 лет) в группе детского сада.

Данная Программа является комплексной программой дошкольного образования и включает основные направления развития ребенка во всех пяти образовательных областях.

Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т. е. предлагает общие принципы и подходы задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе и позволяет строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор. «Рамочная» форма характерна для западных образовательных программ и обычно включает в себя:

Общую философию образования, которая лежит в основе ранней программы;

Основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей;

Основные принципы построения собственно данной программы.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Программа состоит из трёх основных разделов: целевой, организационный, содержательный . Основное внимание уделено содержательному разделу, включающему рекомендации по организации проектно-тематического обучения, взаимодействия с семьёй, функциям и обязанностям воспитателя в команде и пр.

1. Целевой раздел включает в себя подразделы:

Ø Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста.

Ø Цели и задачи Программы.

Ø Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Ø Планируемые образовательные результаты

Программой «Открытия» предполагается сочетание в работе всех трёх моделей:

Ø при специально организованном обучении в форме занятий рекомендуется позиция учителя , который ставит перед детьми определённые задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. (В изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарной модели образования, которая сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов);

Ø во время взросло-детской (партнёрской) деятельности рекомендуется позиция равного партнёра , включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. (В изолированном виде приводит к реализации комплексно-тематической образовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний);

Ø при свободной самостоятельной деятельности детей рекомендуется позиция создателя развивающей среды , когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно. (В изолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольного образования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности).

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

Ø принимать перемены и порождать их;

Ø критически мыслить;

Ø осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

Ø ставить и решать проблемы;

Ø обладать творческими способностями;

Ø проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

Ø заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

Ø работать в команде.

2. Организационный раздел включает в себя подразделы:

Ø Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке.

Ø Примерный режим дня.

Авторы Программы считают, что помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности . Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке

должны быть оборудованы:

Ø «Центр искусств»;

Ø «Центр строительства»;

Ø «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);

Ø «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;

Ø «Центр песка и воды»;

Ø «Центр математики и манипулятивных игр»;

Ø «Центр науки и естествознания»;

Ø «Центр кулинарии»;

Ø «Открытая площадка».

Программа содержит рекомендации по специальному оборудованию для Центров, а так же дидактические правила организации развивающей среды. Примерный режим дня может быть скорректирован для конкретного учреждения. В данном режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности . Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т. п.).

3. Содержательный раздел

Ø Записи с родительских конференций.

Ø Беседы и интервью с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

Ø Рассказы детей.

Ø Портфолио, или «Папки достижений».

Ø Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми.

Развитие детской игры занимает одно из центральных мест в программе «Открытия». Подробно о организации игр, их воспитательном и образовательном значении рассказывается в подразделе «Организация игры в группе детского сада». Одна из важных особенностей программы «Открытия» - возможность для всех включенных в нее участников работать в единой команде. Подраздел «Работа в команде» раскрывает командный принцип работы по Программе. Подробно описаны этапы создания команды в детском саду.

Заключительная часть знакомит с методическим обеспечением программы «Открытия». Кадровое и информационное обеспечение имеет ссылки на сайт МПАДО, сайт издательства, сайт журнала.

Приложение к программе содержит «финансовые условия реализации программы «Открытия».

Николаева Татьяна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик", ХМАО-Югра, город Нефтеюганск

Николаева Т.В. Проектно-тематическое планирование образовательной деятельности по примерной ООП дошкольного образования "ОткрытиЯ"// Совушка. 2018. N2(12)..05.2019).

Заказ № 89572

Основные понятия:

«Модель трех вопросов» - способ разработки тематических проектов: «я знаю», «хочу узнать», «как узнать».

Системная паутинка - графическая модель, которая отражает содержание тематического проекта: «что должен познавать ребенок».

Конечные продукты (проекты) - результаты детской деятельности по завершению тематического проекта.

Проектно-тематическое и календарное планирование хранится в папке у воспитателей в течение 3 лет.

Цели и задачи проектно-тематического и календарного планирования

Цель планирования - обеспечение полноты реализации основной образовательной программы с учетом направленности групп, качественного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В связи с этим содержание проектно-тематического и календарного планирования должно соответствовать:

  • соответствующему уровню общего образования - дошкольное образование;
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формам и методам обучения (дифференцированного обучения, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методам контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствам обучения (необходимого оборудования, инструментов и материалов).

А также, быть направлено на решение следующих задач:

  • формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом, нравственном, интеллектуальном и физическом развитии;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры воспитанников;
  • взаимодействие между педагогами;
  • взаимодействие воспитателей с семьей.

Принципы проектно-тематического и календарного планирования

Обеспечение единства воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.

Интеграция образовательных областей.

Структура проектно-тематического планирования выглядит следующим образом:

  • Титульный лист
  • Перечень тем для проектов
  • Название изучаемых тем
  • «Модель трех вопросов»
  • Системная паутинка (Приложение А)
  • Планирование проектов в теме (Приложение Б)
  • Рефлексия ЗУН, достижений, отношений воспитанников.

В перечне изучаемых тем следует указать не менее 12 в год, учитывая региональный компонент, решение задач по нравственно-духовном воспитании, формирование представлений о здоровом образе жизни и основы безопасности.

В разработке тематических проектов указывается:

Изучаемая тема

Сроки реализации тематических проектов:

Цели развивающая и воспитательная.

Для формулировки развивающей цели используется модель образовательных результатов (развитие начальных ключевых компетентностей по программе «Открытия»).

Формулировка цели должна включать ключевое слово, определяющее действие (формировать, побуждать, совершенствовать, развивать и т. д.).

Воспитательную цель прописываем в следующих формулировках: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к чему или к кому, уважение… и т.д.

«Модель трех вопросов»:

Фиксируются высказывания детей, что знают, что хотят узнать и как узнать в рамках изучаемой темы.

Под высказыванием указывается имя ребенка.

В системной паутинке прописываются основные знания, которые дети хотят открыть для себя и те, которые могут предложить воспитатели в рамках изучаемой теме.

Планирование тематических проектов:

Планируются 1-2 проекта в младшей и средней группе, от 2 до 4 в старшей и подготовительной группе. Проекты должны быть разного вида: исследовательский, практико-ориентированный, информационно-ориентированный, творческий.

Конечные продукты определяют вид проекта.

Календарное планирование осуществляется ежедневно. Формы образовательной деятельности планируются в разных формах организации деятельности с детьми: самостоятельной, совместной и индивидуальной (приложение В).

В утреннем отрезке планируется:

  • игровая деятельность (ежедневно);
  • беседы с небольшой группой ребят и отдельными детьми (периодически);
  • рассматривание предметов и иллюстраций (периодически);
  • наблюдение в природе и явлений общественной жизни (периодически);
  • трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой, поручения в столовой, в уголке природы и т.д. (периодически);
  • разнообразная избирательная деятельность детей (ежедневно);
  • индивидуальная работа с детьми: воспитание культурно-гигиенических навыков; звуковая культура речи; закрепление имеющихся знаний, умений, навыков; работа с часто болеющими и одаренными детьми; коррекция поведения агрессивных, застенчивых, жадных детей (ежедневно);
  • работа с родителями (2-3 раза в неделю);

Планирование прогулки.

Прогулка состоит из нескольких частей.

Прогулка может включать в себя трудовую деятельность. Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

  • Поручения (индивидуальные и групповые);
  • Коллективный труд;
  • Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);
  • Труд на цветнике, газонах, огороде;
  • Ручной труд (в летний период).

Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры. Их выбор зависит от времени года, погоды, изучаемой темы, времени проведения прогулки (вечером или утром). Планируя подвижные игры, следует указывать их название.

На воздухе может осуществляться индивидуальная работа с некоторыми детьми. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка и развитие у него психических процессов. В плане нужно указывать вид деятельности и конкретного воспитанника, с которым индивидуально работает воспитатель.

На улице можно наблюдать живые и неживые объекты: птиц, насекомых, животных, солнце, снег, воду, песок, глину и т.д.

Наблюдать за явлениями окружающей действительности: трудом взрослых, транспортом, игрой других детей. В плане определяется тема и цель этого вида деятельности, а также указывается, с кем эти мероприятия проводятся.

На прогулке необходимо планировать самостоятельную деятельность детей. Для её организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.

«Прикладное программное обеспечение» - Системное программное обеспечение. Системное программное обеспечение (системная среда). Инструментарий программирования. Обеспечение. Разнообразие сред определяется составом программного обеспечения компьютера. Программное обеспечение. Инструментарий программирования (среда программирования). То же самое можно сделать и по отношению к компьютерным программам.

«Возможности программы» - Кроме всего прочего, имеется собственные средства для создания обложек CD. Классификация прикладных программ. Высокая скорость! PKWARE PKZIP v8.0-многофункциональная утилита для сжатия и распаковки файлов. Может показывать соответствующие значки приложений. Apple QuickTime Pro v6.5.2 Мультимедийный плеер производства компании Apple.

«Программное обеспечение компьютера 10 класс» - Операционная система. Подразделение. Инструментарий программирования. Интерактивный режим. Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). Системное ПО. Сервисные программы. Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется.

«Программное обеспечение 8 класс» - Системы программирования – системы для разработки программ на конкретном языке программирования. Системный диск. Программное обеспечение компьютера. Оперативная память. Дистрибутив. Установка и загрузка операционной системы. Программное обеспечение (ПО) –все многообразие программ, используемых на современном компьютере.

«Виды программного обеспечения» - Средства разработки презентаций. Системное ПО. Программы контроля. Автоматизация перевода документов. Графические редакторы. Мультимедийные программы. Векторная графика. Программы-просмотрщики. Архиваторы. Базовое системное ПО. Управление внешними устройствами. Операционная система. Загрузка операционной системы.

«ПО для компьютера» - Итог урока к изучению нового материала. Системное ПО- является основным ПО. Ответ. Как называется внешняя память компьютера? Закрепление изученного материала. Системное ПО. Назовите имя логического диска. Комплекс системных программ. Программное обеспечение делится на три класса: Прикладное ПО Общего назначения.


Светлой памяти Рины Борисовны Стеркиной

Введение

В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. Осознание важности развития и системного образования детей, начиная от рождения до 6–7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. Работы современных ученых, как, например, ставшая повсеместно известной работа, поддержанная Нобелевским лауреатом по экономике Дж. Хекманом, на языке экономики свидетельствует о важности дошкольного образования с точки зрения жизненной перспективы человека. Исследования, выполненные в русле классических теорий развития, таких, как культурно-исторический подход Л. С. Выготского (особенно работы Д. Б.Эльконина, Л. А.Венгера, В. В.Давыдова и многих других), теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже, гуманистические теории развития К. Роджерса, А. Маслоу, теория Э. Эриксона и многие другие, также свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира. При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказывается качество программ дошкольного образования.

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия» возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в новом Стандарте дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.

Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе, ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослые – дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, – основа данной примерной Программы.

Для авторов Программы «Открытия» очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.

Трудно переоценить важность развивающего, личностно-ориентированного подхода, который заявлен в Стандарте, как одна из основных ценностей. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия» аккумулировала наиболее современные технологии личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как Программу, ориентированную на ребенка. В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т. е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада. Таким образом, в программе «Открытия» мы можем говорить, по выражению А. Г.Асмолова, о личностно-порождающем подходе.

Необходимо иметь в виду, что примерная Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т. е. предлагает общие принципы и подходы – «философию программы» – задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи, дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа. Рамочная программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.

Разумеется, программа «Открытия» является не единственной, ставящей развитие ребенка в центр образовательного процесса. Однако она задумана и разработана как одна из самых интересных для педагогов, детей и их родителей, системных и эффективных программ дошкольного образования, цель которых - развитие личности каждого ребенка дошкольного возраста. Гуманистическая ориентация Программы сочетается с хорошо разработанными образовательными технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера. Программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.

Программа «Открытия», ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности. Педагогам необходимо пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей. Программа предлагает такие возможности для педагогического творчества в работе с детьми и их семьями в детском саду, а также в профессиональных сообществах, являясь, таким образом, примером «сетевого» профессионального взаимодействия. Сетевой характер Программы, принцип формирования команды единомышленников среди педагогов является одним из необходимых условий ее успешной работы.



Статьи по теме: