Научно-техническая революция (НТР). Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в

Научно-технический прогресс (НТП) стал возможным благодаря научно-технической революции (НТР), произошедшей в 40-50-х гг. ХХ века. НТП повлиял на все сферы жизни общества. Основным достижениям НТП посвящён данный урок.

Предыстория

Главная характеристика научно-технической революции (НТР) второй половины XX в. - превращение науки в главный фактор социально-экономического развития. Таким образом, НТР способствовала трансформации индустриального общества в постиндустриальное.

Постиндустриальное общество - общество, в котором наука становится фактором производства, а преобладающим типом труда - занятость в сфере услуг (в отличие от индустриального общества, в котором доминирует работа на заводах, и доиндустриального, в котором преобладал сельскохозяйственный труд).

Такие изменения были возможны только благодаря техническому развитию, которое позволило заменить человека на заводах машиной (автоматизированное, управляемое компьютерами производство).

События

1942 г. - создан первый атомный реактор в США.

1953 г. - изучена молекулярная структура ДНК , в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии .

1957 г. - запуск в космос первого спутника (СССР).

1961 г. - первый полет человека в космос (СССР).

1965 г. - первый выход человека в открытый космос (СССР).

1969 г. - полет человека на Луну (США).

1953 г. - расшифровано строение молекулы ДНК.

1976 г. - появился персональный компьютер.

В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация . Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия - телевизоры, приёмники и т.д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров - к переносным гаджетам.

Рис. 2. Мобильные телефоны за последние 40 лет ()

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии , новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество - это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).


Рис. 3. Информационное общество ()

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Охарактеризуйте информационное общество.

2. Чем НТР отличается от НТП? Приведите примеры.

3. Почему интеллект стал главным капиталовложением в постиндустриальном обществе?

Вопрос 01. В чём состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XX в.?

Ответ. Причины:

1) в основе научных достижений ХХ века лежат все предыдущие века развития науки, накопленные знания и выработанные методы позволившие сделать рывок;

2) к началу ХХ века существовал (как и в Средневековье) единый научный мир, внутри которого курсировали одни и те же идеи, чему не так сильно мешали национальные границы – наука в некоторой степени (хотя и не полностью) стала интернациональной;

3) много открытий было сделано на стыке наук, возникли новые научные дисциплина (биохимия, геохимия, нефтехимия, химическая физика и т.д.);

4) благодаря воспеванию прогресса карьера учёного стала престижной, её избирало гораздо больше молодых людей;

5) фундаментальная наука сблизилась с техническим прогрессом, стала приносить улучшения производства, оружия и т.д., потому стала финансироваться бизнесом и правительствами, заинтересованными в дальнейшем прогрессе.

Вопрос 02. Как связаны между собой переход к крупномасштабному индустриальному производству и научно-технический прогресс?

Ответ. Научно-технический прогресс позволял разработать станки нового поколения, благодаря которым открывались качественно новые производства. Особенно большой шаг помогли сделать новые типы двигателей – электрические и внутреннего сгорания. Примечательно, что первые двигатели внутреннего сгорания разрабатывались не для движущихся механизмов, а именно для стационарных станков, так как работали на природном газе, потому должны были быть подсоединены к трубам, которые этот газ подводили.

Вопрос 03. Раскройте истоки повышения производительности труда в промышленности начала XX в. Сравните их с путями повышения производительности труда в прежние исторические периоды.

Ответ. Значительно увеличивалась производительность труда за счёт улучшения его организации (например, внедрения конвейера). Таким образом увеличивали производительность труда и раньше, самый известный пример – переход к мануфактуре. Но научно-технический прогресс открыл ещё одну возможность: за счёт роста КПД двигателей. Более мощные моторы позволяли производить больше продукции, используя при этом труд меньшего числа рабочих и с меньшими затратами (за счёт чего быстро окупались вложения на покупку новой техники).

Вопрос 04. Какое воздействие на общественную жизнь в первой половине XX в. оказало развитие транспорта?

Ответ. Развитие транспорта сделало мир «теснее», за счёт того, что сократило время перемещения даже между дальними точками. Не даром один из романов Ж. Верна о торжестве прогресса называется «Вокруг света за 80 дней». Это сделало рабочую силу более мобильной. Кроме того, это улучшило связь метрополий с колониями, позволило использовать последние шире и эффективнее.

Вопрос 05. В чём проявилась роль россиян в научно-техническом прогрессе начала XX в.?

Ответ. Россияне в науке:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) А.С. Попова многие считают изобретателем радио (хотя другие присваивают эту честь Г. Маркони или Н. Тесле);

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний

XX век останется в истории человечества как «век научно-технического прогресса», Слово «прогресс» означает - умственное и нравственное движение вперед. Если с этих позиций посмотреть на достижения науки прошедшего века, то увидим, что умственное движение науки произошло, а вот нравственное затормозилось. Философии, как истинно фундаментальной отрасли науки, была отведена второстепенная роль, моральные ценности утрачены, что серьезным образом отразилось на нравственности в обществах большинства государств. В темной стороне прогресса неутешительные итоги: десятки миллионов безвинно погибших людей, разрушенные города и экономики многих государств, уничтоженные или разграбленные величайшие творения гения человечества.

Сегодня никто не способен ответить, для чего, для каких целей народы понесли эти неоценимые жертвы? Чьи интересы отстаивали народы в кровопролитных войнах, какие достигнуты результаты? Почему человеческий гений в XX веке, в основном, был нацелен на создание оружия и, главным образом, оружия массового поражения?

Достижения науки и техники в XX веке впечатляющие, но, с другой стороны, они, в основном, развивались на идеях XIX века: автомобилестроение, авиация, электротехника, связь, химия, энергетика, космонавтика и так далее.

Развитие наземного и морского транспорта. Первые образцы автомобилей были созданы еще в 1885-1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером, когда появились новые типы двигателей, работающих на жидком топливе. В 1895 г. ирландец Дж. Данлоп изобрел пневматические резиновые шины из каучука, что значительно повысило комфортабельность автомобилей. В 1898 г. в США возникло 50 компаний, производивших автомобили, в 1908 г. их было уже 241. В 1906 г. в США был изготовлен трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания, что значительно повысило возможности обработки земель. (До этого сельскохозяйственные машины были колесными, с паровыми двигателями.) С началом мировой войны 1914-1918 гг. появились бронированные гусеничные машины - танки, впервые использованные в военных действиях в 1916 г. Вторая мировая война 1939-1945 гг. уже полностью была «войной моторов». На предприятии американского механика-самоучки Г. Форда, ставшего крупным промышленником, в 1908 г. был создан «Форд-Т» - автомобиль для массового потребления, первым в мире запущенный в серийное производство. Ко времени начала второй мировой войны в развитых странах мира эксплуатировалось свыше 6 млн. грузовых и более 30 млн. легковых автомобилей и автобусов. Удешевлению эксплуатации автомобилей способствовала разработка в 1930-е гг. германским концерном «ИГ Фарбиндустри» технологии производства высококачественного синтетического каучука.

Авиация и ракетная техника. Новым средством транспорта XX века, очень быстро приобретшим военное значение, стала авиация. Ее развитие, первоначально имевшее развлекательно-спортивное значение, стало возможным после 1903 г., когда братья Райт в США применили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель. Уже в 1914 г. русский конструктор И.И. Сикорский (впоследствии эмигрировал в США) создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», не имевший себе равных. Он нес до полутонны бомб, был вооружен восемью пулеметами, мог летать на высоте до четырех километров.

Большой стимул совершенствованию авиации дала первая мировая война.

Переход к индустриальному производству. Потребности выпуска возрастающих объемов технологически все более сложной продукции требовали не только обновления парка станков, нового оборудования, но и более совершенной организации производства. Преимущества внутрифабричного разделения труда были известны еще в XVIII веке. О них писал А. Смит в прославившей его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Он, в частности, сравнивал труд ремесленника, изготовлявшего иголки вручную, и рабочего мануфактуры, каждый из которых выполнял лишь отдельные операции с использованием станков, отмечая, что во втором случае производительность труда увеличивается более чем в двести раз.

В то же время, благодаря этим достижениям науки во всем мире окончательно победило материалистическое представление об устройстве мира на Земле,

Созданы гигантские телескопы, позволяющие заглянуть в космос, электронные микроскопы помогли увидеть мельчайшие структуры веществ, робототехника освободила человека от изнурительного физического труда, а компьютерные системы позволили обрабатывать огромные массивы информации и выполнять сложнейшие расчеты.

Все так, но нужно обратить внимание, что все средства, увеличивающие возможности человека и заменяющие его в автоматических производствах, разработаны умом человека и функционируют под управлением его ума. Любой супермощный компьютер остается металлической конструкцией, пока человек не введет в него разработанные им программы и соответствующее информационное обеспечение. Какие бы сложнейшие расчеты не выполнил самый мощный компьютер, все равно человек должен проанализировать их, сделать выводы и принять решение.

В XX веке не решена и вновь возникает проблема, которую тысячелетиями предлагали решить ученые - мыслители: «Познай себя, человек».

Помогите хотя бы частично,кто что знает) 1)Продолжите предложения: 1.главным тормозом развития с/х в России в начале xx века были... 2.Портсмутский

мир-это договор,заключенный в итоге... 3.события 9 января 1905г. в Петербурге получили название... 4.началом парламентаризма в России считают 1906г.,потому что... 5.события 3 июня 1907г. в России считаются государственным переворотом.так как... 6.к либеральным партиям в России в начале xx века принадлежали... 7.неограниченная монархия- это форма правления,при которой... 8.Кровавое воскресенье-это событие,которое стало поводом... 9.основным вопросом I B II Государственной Думы являлся... 10.слова "Дайте стране 20 лет покоя и вы не узнаете Россию" принадлежат... 11.к революционным партиям в России в начале xx века принадлежали... 2)Укажите названия терминов по их определениям: 1.поход войск на Петроград в августе 1917г. с целью установления военной диктатуры в стране-это 2.организация крестьянского самоуправления,владеющая всеми крестьянскими землями и выполняющая основные хозяйственно-административные функции-это 3.мирное шествие рабочих Петербурга к царю расстрелянное полицией-это 4.принятие законов согласно которым малоземельные крестьяне могли безвозмездно получить землю в незаселённых районах Сибири,Средней Азии и Казахстана-это 5.участок земли выделяемый крестьянину вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне-это 6.демократически избранный представительный парламентский орган,цель которого оформить после революции новый государственный строй и выработать конституцию 7.царский указ о даровании гражданских свобод населению и об образовании законадательной Думы-это 8.политический режим,установившийся в России после поражения первой революции,опиравшийся на помещиков и буржуазию и сочетавший во внутренней политике репрессии с буржуазными реформами-это 9.война ведущих европейских держав за сферы влияния,рынки сбыта и колонии это 10.ежегодные выплаты крестьян государству за землю,полученную по реформе 1861 года это 11.буржуазно-демократическая революция,проходившая с 23 по 28 февраля и приведшая к ликвидации монархии в России-это 12.межпартийная коализация депутатов IV Думы и Государственного Совета,выступающая за создание министерства народного доверия-это 13.участок земли,выделяемый крестьянину вышедшему из общины с переносом его хозяйственного двора из деревни на новое место жительства-это 14.буржуазные реформы в социально-экономической сфере проводившиеся в России в начале xx века и оставшиеся незавершёнными-это

Какие основные изменения в жизни людей произошли под влиянием научно-технического прогресса в начале ХХ в., в период между двумя мировыми войнами, в

течение примерно трех десятилетий после Второй мировой войны и в последние десятилетия века?

выберете правильное утверждение: 1 научно-технические разработки широко использовались в с/х 2 научно-технические разработки широко использовались в

ВПК 3 научно-технические разработки широко использовались в легкой промышленности

Добрый день. Помогите пожалуйста сделать самостоятельную по истории. Задание №1. В течение последнего десятилетия в научных и публицистических изданиях

ведется дискуссия о личности последнего российского императора. Каким вам представляется масштаб личности Николая II? Какую роль в государственных делах сыграл он на фоне исторических событий, развернувшихся в России в начале XX века, и что он мог бы сделать для России, оставшись императором?Задание №2. Сделайте вывод о том, как менялись политические настроения в стране в 1907 – 1912 годах. Что представляли собой «два большинства» в III Государственной думе, с помощью которых проходили правительственные решения?Задание №3.Докажите, что в начале XX в. человечество оказалось перед угрозой мировой войны.2 Задание №4. Заполните таблицу «Цели участников Первой мировой войны». Державы - основные участницы войны В какой союз входили Цели вступления в войнуЗадание №5. Как вы думаете, почему в январе 1905 г. войска беспрекословно выполнили приказ и расправились с демонстрантами в столице, а в феврале 1917 г. перешли на сторону народа?Задание №6. Определите, когда и при каких обстоятельствах могло быть написано следующее письмо: «Товарищи красноармейцы, перебейте своих комиссаров, а мы убьем своих офицеров и вместе создадим на- стоящую советскую власть». Всем заранее спасибооооооооооооооо. Очень нужнооооо....

Современная научно-техническая революция, начавшаяся в начале XX в., представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса.

В отличие от промышленного переворота XVIII в., ознаменовавшего переход от мануфактурного к крупному машинному производству, современная научно-техническая революция - это переход к качественно новой высшей ступени машинного производства - к крупному автоматизированному машинному производству.

В отличие от системы машин XIX в., состоявшей из трех элементов: машины-орудия, машины-двигателя и передаточного механизма, современная автоматическая система машин включает помимо указанных трех звеньев еще качественно новое - управляющее звено. В последние десятилетия на основе управляющего звена была создана принципиально новая машина - управляющая, которая постепенно превращается в самостоятельный тип системы машин. Переход к четырехзвенной структуре машин, содержащих автоматическое устройство, моделирующее некоторые мыслительно-логические функции человека, является исходным пунктом современной научно-технической революции.

Научно-техническая революция характеризуется перестройкой технической и отраслевой структуры народного хозяйства. В процессе этой перестройки создаются материально-вещественные предпосылки для последующего этапа - крупного автоматизированного машинного производства. Перестройка происходит во всех элементах материального производства - в системе машин, в технологии производства, в структуре всего народного хозяйства.

Неизмеримо возросла роль науки в развитии производства. Наука превращается в непосредственную производительную силу, становится составным специфическим элементом производительных сил общества.

Основа современной научно-технической революции - электрификация и электронизация всех звеньев производственного процесса. Следовательно, важнейшие изменения в развитии производства непосредственно связаны с развитием энергетики, электротехники, электроники. Создание крупного автоматизированного машинного производства, сложных автоматизированных систем управления, внедрение электронных вычислительных машин на производстве, транспорте, в строительстве, в научно-исследовательских, конструкторских, плановых организациях невозможно осуществить без огромных затрат электроэнергии, без создания новых электротехнических и электронных устройств.

Самым общим качественным показателем уровня развития техники служит производительность труда. Этот показатель непосредственно связан с другими - производительностью машины, выражающейся в количестве вырабатываемого ею продукта в единицу времени.

Производительность машин, а вместе с ней и производительность техники в целом постоянно растут. Качество машины можно оценить ее производительностью. Но производительность, в свою очередь, является следствием ряда факторов, наиболее существенные из которых - интенсивность, напряженность работы. Интенсивность работы машин достигается увеличением скорости движения, концентрации и интенсификации механических, физических и химических процессов. В качестве примера интенсификации процессов в электротехническом устройстве можно сослаться на значительные повышения напряжения в линиях электропередач - от десятков и сотен до сотен тысяч вольт.

Другим качественным показателем развития техники является коэффициент полезного действия, позволяющий оценить совершенство машин. Можно сказать, что кпд машин имеет тенденцию роста. Как правило, после достижения 95% рост кпд замедляется, хотя могут происходить отдельные скачки.

Однако в современных условиях развития научно-технического прогресса качественный прогресс техники ни в коем случае нельзя оценивать только по значениям кпд и другим экономическим показателям.

Все более проникая в тайны природы, человек, как уже отмечалось, научился создавать такие могучие технические объекты, что развиваемые ими мощности оказываются соизмеримыми с геофизическими и космическими.

При разработке таких объектов требуется комплексный системный подход с учетом не только технико-экономических, но и социальных, экологических последствий их деятельности. Современный специалист всегда должен помнить, что наше общество должно быть ориентировано прежде всего на человека, на создание условий для его здоровой, творческой жизни, для его всестороннего развития.

В творческой деятельности инженера или ученого большое значение имеет не только умение видеть ростки нового, но и правильно оценивать старое. В процессе развития техники происходят постоянные замены одного вида технических объектов другими, более соответствующими новым потребностям. В период своего возникновения эти объекты ускоряли промышленный прогресс, но с течением времени они стали тормозить его дальнейшее развитие, несмотря на то, что постоянно совершенствовались. Например, паровозы широко применявшиеся еще в первой половине нашего века, были во много раз мощнее, быстроходнее и экономичнее паровозов Стефенсона или Черепановых. Но если первые паровозы являлись новым шагом в развитии транспортной техники, то сен-чес они у»е давно выглядят анахронизмом.

Следовательно, в отличие от живых существ технические объекты уступают место более современным в период своего наивысшего расцвета. Это тоже одна из закономерностей техники. Понимание этого процесса позволяет легче преодолевать старые традиции в отношении технических объектов, которым иногда отданы многие годы творческой деятельности, помогает легче отказаться от них, если они не имеют перспектив развития в будущем.

И оценивая вклад того или иного деятеля науки и техники, нужно прежде всего иметь в виду, что им сделано нового по сравнению со своими предшественниками.

Важной особенностью развития техники является возврат к старым идеям на основе достижений научно-технического прогресса. Так, первые трехфазные трансформаторы М. О. Доливо-Добровольского имели пространственный магнитопровод, но вследствие сложности технологии их изготовления они не получили применения. Прошло более 75 лет. Технический уровень трансформаторостроения значительно повысился, освоение производства рулонной холоднокатаной стали и использование для обмоток алюминиевой фольги и ленты позволили наладить серийное производство мощных трансформаторов с пространственным магнитопроводом.

Следует иметь в виду еще одну характерную особенность развития техники: новое часто создается в старых конструктивных формах, которые кажутся ученым и изобретателям наиболее совершенными. Например, один из первых электродвигателей XIX в. (двигатель Бурбуза) по своим внешним формам почти в точности повторял паровую машину: возвратно-поступательное движение поршней заменялось аналогичным движением магнитов в соленоидах, переключение осуществлялось изменением полярности, вращательное движение вала достигалось с помощью кривошипно-шатунного механизма. О возможности использования линейного двигателя в то время еще и не помышляли.

При разработке новых устройств всегда приходится сталкиваться и с собственно техническими противоречивыми требованиями к объекту, например, требованиями к надежности и интенсивности работы, быстродействию и прочности.

Веселовский О. Н. Шнейберг А. Я "Очерки по истории электротехники"



Статьи по теме: