Социальная значимость образования кратко. Государственная, общественная и личностная ценность образования. План изучения нового материала


Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования - обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

Система образования в России
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Сеть - образовательных учреждений:
. Дошкольные образовательные учреждения
. Общеобразовательные школы (гимназии)
. Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
. Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
. Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.)
. Университеты, колледжи, технические школы
. Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
. Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
Комплекс принципов, определяющих функ-ционирование системы образования:
. Гуманистический характер образования
. Приоритет общечеловеческих ценностей
. Право личности на свободное развитие
. Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур
. Общедоступность образования
. Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
. Светский характер образования в государственных учреждениях
. Свобода и плюрализм в образовании
. Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
Гуманитаризация образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе - таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ-ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал-феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех-нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио-том.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо-вательно, социальный статус и достоинство человека, удов-летворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа-тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на госу-дарственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю-ционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло-виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке на-учного, инженерного состава, обеспечивающего современ-ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Функции образования :

Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Сеть образовательных учреждений в России:

дошкольные (ясли, детские сады);

начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

Обеспечение доступности качественного общего образования

Повышение качества школьной учебной литературы

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

Повышение качества профессионального образования

Расширение общественного участия в управлении образованием

Развитие сети общеобразовательных учреждений

Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.



Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Функции образования :

Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Сеть образовательных учреждений в России:

дошкольные (ясли, детские сады);

начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

Обеспечение доступности качественного общего образования

Повышение качества школьной учебной литературы

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

Повышение качества профессионального образования

Расширение общественного участия в управлении образованием

Развитие сети общеобразовательных учреждений

Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.


Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.

Линии сопоставления

Чувственное познание

Рациональное познание

1. Формы познания

Ощущение. Восприятие. Представление

Понятие. Суждение. Умозаключе- ние

2. Результат познания

Наглядный образ предмета

Понятие о предмете

3. Степень обобще ния результатов познания

Степень обобщения невелика

Степень обобщения высокая

Существуют два основных вида познавательной де ятельности - чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - это вид познания, при котором человек получает информацию о пред метах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Арис тотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Арис тотелю (чувство равновесия, например).

Роль чувственного познания: органы чувств - единственный канал, который непосредственно связы вает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.

Рационалъное познание - это вид познания, при котором осуществляется упорядочение инфор-мации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обла дают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть позна ваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.

Билет № 15

1. Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

1. Социалъной группой (или социальной общностью) называется одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. В самом широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объединение - от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества.

В группы людей объединяют два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи - это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Такие связи приносят ощущения надежности, признания, товарищества или любви. Инструменталъные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели.

В соответствии с характером связей выделяют два типа групп - первичные и вторичные. Первичная группа - это два и более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимоотношения друг с другом. Здесь преобладают экспрессивные связи. Вторичная группа объединяет двух ц более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения какой-либо общей практической цели. В них превалирует инструментальный тип связи: индивиды здесь не самоцель взаимного общения, а средство достижения цели. Но иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной: между сослуживцами возникают близкие взаимоотношения.

«мы» и «они».

Люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых оказывает определенное воздействие на наше поведение. При формировании своих убеждений и стандартов поведения мы ориентируемся прежде всего на те общности, чьи установи и действия воспринимаем как достойные подражания. Для обозначения этих общностей социология использует понятиереференпгные группы, т. е. социальные общности, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При этом референтной может быть группа, к которой мы сами не принадлежим.

Социальные группы могут быть большими и малыми. Болъшие социалъные группы - это устойчивые совокупности значительного количества людей, функционирующие в масштабах общества в целом. Малые социалъные группы - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которых находятся между собой в постоянном непосредственном личном общении и взаимодействии.

Социалъными отпношениями называются отношения между различными социальными группами и индивидами внутри них, отличающиеся широтой, устойчивостью и длительностью.

2. Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если знания приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходят передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, а также его нравственное состояние.

Функции образования:

1)создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Различают следующие виды образования: начальное, общее среднее, полное среднее, среднее специальное, высшее, поствузовское и дополнительное.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебцыми заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформйровании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся образовательной реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

3. Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражаетея в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое доколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленньгм бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, сознавая, что в настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, признала, что защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Она также заявляет о необходимости содействия раз-витию солидарности между поколениями ради сохра-нения человечества на вечные времена, об ответствен-ности нынешних поколений перед будущими.

Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.



Статьи по теме: