Социальная значимость образования кратко. Государственная, общественная и личностная ценность образования. План изучения нового материала
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования - обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
Система образования в России | |
---|---|
Совокупность образовательных стандартов и программ | |
Органы управления образованием | |
Сеть - образовательных учреждений: . Дошкольные образовательные учреждения . Общеобразовательные школы (гимназии) . Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) . Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.) . Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) . Университеты, колледжи, технические школы . Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров . Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.) |
|
Комплекс принципов, определяющих функ-ционирование системы образования: . Гуманистический характер образования . Приоритет общечеловеческих ценностей . Право личности на свободное развитие . Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур . Общедоступность образования . Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых . Светский характер образования в государственных учреждениях . Свобода и плюрализм в образовании . Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений |
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция | Ее сущность |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе - таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ-ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал-феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех-нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио-том.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо-вательно, социальный статус и достоинство человека, удов-летворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа-тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на госу-дарственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю-ционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло-виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке на-учного, инженерного состава, обеспечивающего современ-ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Функции образования
:
Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Сеть образовательных учреждений в России:
дошкольные (ясли, детские сады);
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
Общие тенденции в образовании:
демократизация образования;
рост продолжительности образования;
непрерывность образования;
гуманизация образования;
гуманитаризация образования;
интернационализация образования;
компьютеризация образования.
Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :
Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.
Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.
Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Функции образования
:
Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Сеть образовательных учреждений в России:
дошкольные (ясли, детские сады);
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
Общие тенденции в образовании:
демократизация образования;
рост продолжительности образования;
непрерывность образования;
гуманизация образования;
гуманитаризация образования;
интернационализация образования;
компьютеризация образования.
Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :
Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.
Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.
Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.
Линии сопоставления |
Чувственное познание |
Рациональное познание |
1. Формы познания |
Ощущение. Восприятие. Представление |
Понятие. Суждение. Умозаключе- ние |
2. Результат познания |
Наглядный образ предмета |
Понятие о предмете |
3. Степень обобще ния результатов познания |
Степень обобщения невелика |
Степень обобщения высокая |
Существуют два основных вида познавательной де ятельности - чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание - это вид познания, при котором человек получает информацию о пред метах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Арис тотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Арис тотелю (чувство равновесия, например).
Роль чувственного познания: органы чувств - единственный канал, который непосредственно связы вает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.
Рационалъное познание - это вид познания, при котором осуществляется упорядочение инфор-мации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обла дают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть позна ваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.
Билет № 15
1. Социальные группы.
2. Общественная значимость и личностный смысл образования.
3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
1. Социалъной группой (или социальной общностью) называется одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. В самом широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объединение - от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества.
В группы людей объединяют два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи - это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Такие связи приносят ощущения надежности, признания, товарищества или любви. Инструменталъные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели.
В соответствии с характером связей выделяют два типа групп - первичные и вторичные. Первичная группа - это два и более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимоотношения друг с другом. Здесь преобладают экспрессивные связи. Вторичная группа объединяет двух ц более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения какой-либо общей практической цели. В них превалирует инструментальный тип связи: индивиды здесь не самоцель взаимного общения, а средство достижения цели. Но иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной: между сослуживцами возникают близкие взаимоотношения.
«мы» и «они».
Люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых оказывает определенное воздействие на наше поведение. При формировании своих убеждений и стандартов поведения мы ориентируемся прежде всего на те общности, чьи установи и действия воспринимаем как достойные подражания. Для обозначения этих общностей социология использует понятиереференпгные группы, т. е. социальные общности, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При этом референтной может быть группа, к которой мы сами не принадлежим.
Социальные группы могут быть большими и малыми. Болъшие социалъные группы - это устойчивые совокупности значительного количества людей, функционирующие в масштабах общества в целом. Малые социалъные группы - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которых находятся между собой в постоянном непосредственном личном общении и взаимодействии.
Социалъными отпношениями называются отношения между различными социальными группами и индивидами внутри них, отличающиеся широтой, устойчивостью и длительностью.
2. Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если знания приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходят передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, а также его нравственное состояние.
Функции образования:
1)создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.
Различают следующие виды образования: начальное, общее среднее, полное среднее, среднее специальное, высшее, поствузовское и дополнительное.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебцыми заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформйровании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся образовательной реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования.
Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
3. Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражаетея в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое доколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.
Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленньгм бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, сознавая, что в настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, признала, что защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Она также заявляет о необходимости содействия раз-витию солидарности между поколениями ради сохра-нения человечества на вечные времена, об ответствен-ности нынешних поколений перед будущими.
Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.