Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика. Стыд и совесть — не комплексы

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа

  1. Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1)
  2. Интерактивная беседа.
  3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
  4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
  5. Ситуации выбора. «Голос совести»
    • А) Ситуация первая.
    • Б) Ситуация вторая.
    • В) Ситуация третья.
  6. Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

(стыд)

И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят:« грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

(слайд №3)

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

4. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки
  • Некрасивые поступки
  • Поношенная, но аккуратная одежда
  • Старомодная одежда
  • Непрестижная работа родителей
  • Невежество, необразованность, безграмотность
  • Вульгарная внешность
  • Грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель . Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Другое (написать)

Литература

  1. Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.
  2. В ролике использована песня исполнителя Dying Young;
  3. Текст притчи «Осколки в сердце» и фотографии для ролика взяты из Интернета

Введение

1. Понятие совести

1.1 Совесть и стыд

1.2 Виды совестипо Фромму

2.1 Задача совести

2.2 Функции совести

3. Императивностьморали

4. Значениесовести в педагогике

5.Функционирование совести

Заключение

Список литературы


В ведение

Совестьпредставляет собойспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Приэтом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойногоповедения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируютчеловека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, чточеловеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях идействиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействиена волю человека.

Моральныеценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает нанеобходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральнымценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнениидолга, безнравственен, его называют «бессовестным» - им не усвоены, не принятыдушой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает тольковнешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляетсвою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрениясовести.

Психологи выявили: в семьях, гдесуществует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансоввырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всемиморальными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же времясемьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей,у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере вниманияи ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуютокружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.


1. Понятие совести

Совесть является нравственнымсознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делатьосознанный выбор в пользу добра.

Когда говорят о свободе совести,имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть - черта духовного обликаличности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зласвоего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у тогочеловека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальныйили моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольствасобой и стремления поправить дело.

Совесть предполагает осознаниеличностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. Всложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы незаслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Совесть - феномен эмоциональный, онапроявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, черезтревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своегоповедения.

Совесть – это наш внутренний голос,который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости иудовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупныйи беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно,когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Известный отечественный филолог Д.Н.Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть - внутренняяоценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственнойответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть- нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужихпоступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть - нравственное сознание,нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла;тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине идобру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине;прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – этонекая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму,побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым иправильным.

1.1Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, носледует их различать.

Человек совестливый по мере своегосамосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистаясовесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, этонаграда за нравственные усилия. Отечественный ученый XXв. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бывсякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна«работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут ужестыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы.Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не можетзаговорить.

Совесть человека, по существу, независимаот мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннегоконтрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольноблизки.

Совестьназывают «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можноподдержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – переддругим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, каквиновника страдания.

В стыде также отражается осознаниечеловеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствиянекоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыдполностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить своеосуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнееи значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - дажеза случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые емукажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковыхокружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Ониошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд– это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, котороевозникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами иосознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционнаятрактовка словарей и справочников).

Логикасовести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутреннейдисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести:стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-засебя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольнорано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знаетспециального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Неговори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самогосебя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же,сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никомунеизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и вкаждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совестьинтуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опираетсяна нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, непричиняя вреда себя и окружающему миру.

Мыговорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совестинельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессевоспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести.Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, чтосовесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражаетнашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мынекритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной илисоциальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарнойсовести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от егособственных интересов.

Власть преследует свои корыстныецели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению спомощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает отвелений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясьпоследующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу иничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть ибольше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть поФромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного насаморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотноподчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает ксамореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностейк тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голоссовести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдругпонимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть - это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером.Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своейконечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира,обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимойиндивидуальности. Зов совести приходит в молчании.


Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все своепрошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокуюи интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому каксовесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельностьчеловеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть - этонравственный итог пройденного человеку жизненного пути.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальныхценностей.

Раз совесть указывает на соответствиеили несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - этопоступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть женастаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства» .

Общепризнано, что совесть является личным сознанием и личным переживаниемчеловека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что имкогда-то совершено.

Реальность совести, как постоянно действующего личного нравственногосознания, представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой вселюди встречаются внутри себя и в общении между собой.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благудругих людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.Совершенствование - потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, чтоон достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможнои нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешьсясо своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушенийдолга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться,если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно?

Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие,способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивидавозникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своегопоступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше,чем возникнет рефлексия, чем появится мысль - «что-то не так».

Как понятие и как реальность совесть является предметом не толькотеоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и вописаниях художественной литературы. Философы, богословы и религиозные писателизаявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни.

Всемирно известные описания совести в ее художественной интерпретациизаключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, чтовсякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имядостижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается насовесть, как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается «железнаялогика” всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную итвердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществитьнравственное воссоздание своей личности.

Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческогонравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души,с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческоенравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтомуименно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самогочеловека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальныхреальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всемокружающем мире.

Совесть,как и любовь, ответственность, свобода и другие феномены человеческогосуществования не являются предметом специального изучения в программах школьныхкурсов. Понимание этих специфических человеческих проявлений основывается нажизненном опыте людей.

Житейскиевысказывания: совесть «мучает», «гложет» или выражения «нет совести»,«угрызения совести» определяют общее чувствование совести, но, конечно, не раскрываютглубокого понимания.

Совесть - чувство ответственности законкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенноопределенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают собязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от нихуклоняться.

Человек может считать своим долгомсовершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог еесовершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежностиокружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл отвластей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы:является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мыслужим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самихустановок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму,без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.


2.1Задача совести

Задачасовести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретнойситуации. Однако, «то, что надо» для каждого человека свое.

Э.Фроммсчитает, что совесть не может быть поверхностной или разной. Совесть имеет делос абсолютно индивидуальным бытием. Она может роявляться в человеке лишь накакую-то долю. Совесть, на момент своей «работы», полностью поглощаетпереживания человека, охватывает все его человеческое существование. Она, как илюбовь, и все другие чувства, есть выражение целостного участия существа вэмоциональном переживании.

Совестьне охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральныйпринцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютноиндивидуально – личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией,со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие».

Одномучеловеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считаетВ. Франкл, тогда как не экзистенциалисты совесть связывают с «голосомобщечеловеческого и универсального». Совесть указывает на сопричастность к другому.

2.2Функции совести

Главная функция совести -самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, обответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции.

Основными функциями совести являются законодательная, судебная иисполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинствои свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен инеподкупен.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности,от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Всем хорошо известно, что совестьчасто побуждает человека делать именно то, что ему не только невыгодно, но инеприятно. С точки зрения эволюции, совесть является – человеческой слабостью. Онанисколько не делает человека «сильнее», а наоборот, гарантирует ему полноепоражение в жестокой борьбе за выживание, где выживают «сильнейшие» и болееприспособленные. Кроме того, при помощи теории эволюции невозможно объяснитьсуществование совести в человеке. Совесть побуждает разум не толькоусматривать в тех или иных действиях личную выгоду или просчёт, но и оцениватьпоступки с нравственной стороны. Как совести удаётся это делать? При помощивоздействия на разум с помощью моральных доводов. Совесть играет огромнуюроль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля исовесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Благодаря действию совести, человекзнает, как правильно (с моральной точки зрения) поступить в той или инойситуации. Тем не менее, человек может решить поступить так, как емуподсказывает его совесть, а может решить пойти против неё. Если бы совесть иволя были чем-то неделимым, то это было бы невозможно, и человек всегда быпоступал только по совести. Однако этого в жизни не происходит.

Совесть тревожит личность, не даетей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностями установлениям, уществующим в обществе.

Совесть способна взывать к нашимчувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совестьпобуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошиепоступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда,страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». Итак,мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашимчувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем,что мы считаем добрым и правильным.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совестиявляются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функцияхсовести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, сегда правдив, категоричен инеподкупен.

Свобода совести предполагает ее исполнительную функцию и проявляется втом, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же, какничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела ибеззакония.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установокличности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Величайшее нарушение долга перед самим собой - противопоставлять истинеложь. Всякая преднамеренная неправда есть ложь, потому что человек в этомслучае лицемерит в отношении внутреннего преклонения перед истиной. Первымпреступлением человека, о котором говорит Библия, была ложь. Человек, не поступающийпо истине, теряет свое нравственное достоинство.

Ложь может быть внешней и внутренней. Внешняя ложь делает человекапредметом презрения в глазах других. Внутренняя ложь делает человека предметомпрезрения в его собственных глазах. Ложь оскорбляет достоинство человека,поскольку является нарушением долга в отношении к честности. Человек, которыйне верит тому, что сам говорит другому, унижает и попирает достоинство в самомсебе.

Согласно Канту, необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствахтребованиям нравственного закона есть общий долг человека по отношению к самомусебе.


3.Императивность морали

Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самойценности, так и средств ее достижения.

Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны,но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не прикаких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всемилюдьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег,соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральныеценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер.

В истории философии существуют дваподхода к решению вопроса о соотношении ценностности и императивности моральныхсуждений (высказываний) - блага и долга. Согласно одному из подходов, человектак или иначе знает (скорее всего, от природы), в чем состоит его благо; егозадача - не уклоняться от него; долг человека состоит в том, чтобы стремиться ксобственному благу и содействовать благу других людей.

Но как в одном, так и в другомрешении проблемы соотношения ценности (блага) и нормы (долга) предполагается,что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то - себя,обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иноговнешнего принуждения.

В любом случае мораль императивна, иее императивность осуществляется посредством противопоставления того, чтодолжно быть, и того, что есть в этой жизни. Имея в виду эту существенную чертуморальной императивности - постоянную противоположность должного и сущего, -можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизмфункционирования морали. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравовявляется фундаментальной характеристикой морали. И как бы человек высоко ниподнялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, оностается критичным по отношению к себе и миру.

Существенной характеристикойморальных требований является их универсальность, или всеобщность.

Всеобщность нередко неправомернопонимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления одобродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования иценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких«простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей». Такие пониманиявсеобщности моральных требований отражают действительный фактобщераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить кобщераспространенности.

Под универсальностью следуетпонимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам иситуациям. Это выражается в:

1)беспристрастности, т.е.равном отношении ко всем в определенной ситуации.

Так, беспристрастность какнелицеприятность проповедовалась Моисеем - как требование к судье: «Не делайтенеправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; поправде суди ближнего твоего». В Новом Завете это требование повторяется, но вто же время как будто допускает и расширительное толкование: к людям следуетотноситься по вере, «не взирая на лица», одинаково относясь к богатому и кбедному.

2) в надситуативности, т.е.равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах. В этих характеристикахнравственного требования Ты обобщается до Они, Мы,Человечество , и это значит, что к другому должно относиться какк вочеловеченному другому, в лице другого - к человечеству. Беспристрастность инадситуативность кристаллизуются в:

3)принципе универсализуемости, которыйгласит: принимая и осуществляя решение в отношении другого, исходи из того, чтодругой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя.

Здесь по-своему обнаруживаетсязолотое правило: из универсализуемости вытекает, что если сейчас говорю, что ядолжен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, яобязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь яв точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностнымикачествами и теми же мотивами.

Таким образом, принимая во вниманиеразличные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, чтоэтическая нормативная мысль движется следующим образом:

1). «Поступай одинаково в отношенииразличных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).

2.«Поступай одинаково в отношении разныхситуациях» (надситуативность).

3). «Исходи из того, что любойдругой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человекаили в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуациипоступил бы так же» (универсалиъуемость).

Все эти черты моральногодолженствования, характеризуя форму последнего, недвусмысленным образом задаюти его содержание. Очевидно, что они предполагают, не исчерпывая это содержаниеполностью, что в моральных решениях, действиях и оценках человек должен покрайней мере соблюдать равенство и не ущемлять ничьи права.

Тогда разрешаются вышеозначенныезатруднения. И золотое правило, и принцип универсализуемости, будучи довольнообщими, призваны всего лишь ограничить произвол.

Только при условии соблюдения правдругих людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек долженсодействовать благу других людей. Это содействие же предполагает иные похарактеру поступки - совершаемые сообразно сложившимся ситуациями включенным в них лицам.


4. Значение совести в педагогике

Совесть как специфическое проявлениечеловеческого существования требует особого внимания в педагогике.

На ранних стадиях становленияличности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтнойгруппы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторогоавторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможнымнеодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительноеили мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.

В практике воспитания обращениевоспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требованиеисполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам.Так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности.

Идеиэкзистенциальных философов и психологов о совести позволяют выделить глубокиетеоретические и практические основания для образования (экзистенциализм –направление в философии и психологии, подчеркивающее уникальность несводимого кобщим схемам личного опыта конкретного человека); постигая себя как экзистенцию,человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.

Обращаяськ экзистенциальным аспектам феномена совести, рассмотрим идеи В.Э. Франкла.Совесть – то, что погружено в глубины бессознательного, так как важныеэкзистенциальные решения, принимаемые «под руководством» совести, всегда неосознаваемые и не рефлексируемые. Франкл приступает к рассмотрению совести,чтобы пояснить «духовное бессознательное».

Совестьпредшествует любой морали, подчеркивает автор, она – доморальное постижениеценности. Совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а свозможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должносуществовать. Как и любовь, совесть интуитивна, она предвосхищает должное,усматривает то, чего еще нет.

Совестьнаправляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органомсмысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальныйсмысл, который кроется в любой ситуации». В век распространяющегося чувствасмыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть – иммунитет противконформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума).Только «бодрствующая совесть» (В. Франкл) дает человеку способностьсопротивляться, не поддаватьсяконформизму и не склонятьсяперед тоталитаризмом.

Дляопределения глубины понимания совести и характера ее проявления были опрошеныпедагоги и учащихся начальных классов г. Костаная. Участвовали младшиешкольники школы-сада № 3, студенты очной и заочной форм обучения КГУ им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Младшимшкольникам было предложено написать сочинение – размышление «Когда меня«мучает» совесть». Мы получили искренние и содержательные ответы. Школьникиописывали характерные для их возраста житейские ситуации, в которые онипопадают. Большинство рассуждений младших школьников о том, как их «мучает»совесть, связаны с обманом взрослых или скрытия чего-либо от них. Например:«Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел вшколу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так менямучила совесть» (Виталий, 7 лет, 1 класс). В данном возрасте проявление своейсовести ребенок определяет неодобрением взрослых. Совестно, потому чтонедовольны или огорчены родители и учитель.

Детиописывают свои переживания уже после свершения «плохого» поступка. И здесь замечено,что для детей характерно отождествление стыда и совести. «Мне стыдно, что яразбила папину кружку. За это меня мучает совесть» (Ассель, 7 лет, 1 класс).

Проведенныйанализ психологических текстов и детских сочинений о совести позволилпредположить, что в силу возрастныхособенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести какглубокого и зрелого переживания.

Возрастучаствующих в исследовании практикующих учителей от 24 лет до 51 года. Этоучителя сельских начальных школ, на момент опроса они являлись студентамизаочного отделения ПиМНО Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Самоераспространенное мнение о совести – как о внутреннем ограничителе поведения:«рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии справилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам» и т.д.Многие связывают совесть с чертой характера человека, его личностнымикачествами: «когда человек говорит правду», «правдивое отношение к себе иокружающим», «любит трудиться», в нескольких ответах уточняется, что совестьхарактеризуется отношением к людям.

Подчеркиваяинтуитивность, интервьюируемые пишут, что совесть – это внутренняя сила, нерегулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меняправильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, каки в школьных работах, замечено отождествление совести и стыда. Самое красивое,на наш взгляд, из предложенных следующее описание: «совесть – это – чистотадуши ; когда человек, не смотря на разные испытания в своей жизни, остаетсячист внутренне» (ответы давались без подписи фамилий).

Какмы и предполагали, определение такого человеческого проявления, как совесть,вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы кразмышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялисьвыразить свою мысль. В основе понимания совести, в основном, житейскиеопределения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя покоторым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает прикаком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояниечеловека».

Втаких случаях возникает вопрос: что имеет ввиду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качестварезультатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, долженобъяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо,помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть – специфическое человеческое проявление, основанное напредвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и какдолжно быть . Совесть предвосхищает то, за что послебудет стыдно.

Совестьуказывает на сопричастность к другому. Значение приставки со- аналогична словам«сочувствие», «сообщество», «сострадание», «содружество» и др. Корень слова«весть» от «ведать», «знать» - указывает на то, что совесть дана нам для знанияправильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зренияобщности, единства людей.

Обепозиции ценны в педагогическом процессе. Первая – только ты сам определяешь для себя правильность выбора, не согласуя его ни с кем. Вторая –твой выбор согласуется с выбором окружающих . Тот и другой вектор имеютместо в воспитании совести.


5.Функционирование совести

Современные православные богословыпридерживаются мнения, что совесть - это выражение всегонравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированнаяее способность.

Совесть упрекает молча, нонеотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предприниматьреальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Функционирование (деятельность) совести включает участие ума, чувства иволи.

Участие ума в функционировании совести является принципиальнонеобходимым. Ум взвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализируетнравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, иличтобы обсудить уже совершенные поступки.

Однако совесть является не только нравственным сознанием, но инравственным переживанием всего того, что подлежит этической оценке. Чувстваумиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистойсовести указывают на участие эмоций в функционировании совести.

Наконец, совесть не может осуществлять своих функций без участия воли,которая помогает ей активно осудить зло и обязывает исполнять то, что еюодобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретаютимперативный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совестивключает участие ума, чувства и воли, мы можем представлять совестьодновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственноепереживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

Функционирование совести предполагает насущную потребность личности внравственной самооценке, потребность в нравственном оправдании сокровенных иникому не ведомых замыслов, произнесенных слов, совершенных тайных и явных дел.


Заключение

Из вышеизложенного нам стало известно,что главная функция совести - самоконтроль.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть указывает насоответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок посовести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требуетсовесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совестиКант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства».

И это - тот долг, который человекимеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном ипоследовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригуетзаключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, тотавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не можетвывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себясамого.

В обычной речи мы можем употреблятьвыражения «спокойная совесть» или «чистая совесть».Под ними понимаютфакт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всехсвоих возможностей в данной конкретной ситуации.

Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий мир кидеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить своимсознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто непонимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, чтокто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальноммире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, томы осуждаем сами себя.

Самоосуждение – это муки совести. Я считаю, чтобы «не грызла» совесть, надожить по законам морали, по крайней мере – стараться.


Список литературы

1.Афанасьев В.Г.Системность и общество. – М., 1990.

2. Бергер П.Л.Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс,1996. – 462 с.

3. ГусейновА.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

4. Волков Ю.Г.,Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

5. Архимандрит Платон(Игумнов), учебные материалы «Нравственное Богословие».

6. Берлов В.И.Психологический словарь: реалистическое миропонимание. – Краснодар: «СоветскаяКубань», 2001.

7.Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999.

8.Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудахзарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

9.Ниязбаева Н.Н. «Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе»,Казахстан, 2005.

10. Фромм Э.Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

11. Франкл В.Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

12. Золотухина-АболинаЕ.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

13. ФлоренскаяТ. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. - № 6. – 1998.

Считается, что страх в процессе культурного развития человечества становится предпосылкой для формирования "первичного" компонента морали -- стыда.

Еще Аристотель писал, что стыд нередко рассматривают "как своего рода крах дурной славы". Словом, страх перед природными стихиями превращается в боязнь позора, осуждения со стороны общественного мнения.

Причем, люди, как считал Вл. Соловьев, стыдились перед людьми первоначально некоторых проявлений телесной (в первую очередь половой) жизни, а затем, по мере обогащения нравственных чувств они стали стыдиться не только уступок "низшей, материальной природе, но и всяких нарушений того, что должно по отношению к людям и богам".

Стыд, продолжал Вл. Соловьев, "возвышает человека над животным инстинктом родового самосохранения". Стыд означает порицание всего того, что считается не должным, дурным, и на этой основе формируются представления о нравственно должном, добром.

Стыдливый человек, говорил Аристотель, "заслуживает похвалы и в известных вещах держится середины".

Но стыд еще не совесть . Чувство стыда еще не содержит в себе того "грозного судию", внутреннего "прокурора", той глубины размышлений и анализа, которые характерны для развитой совести.

Кроме того, для стыда, как правило, необходимы свидетели, а для совести они совершенно не обязательны.

Важно также и то, что совесть все оценивается по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей.

Стыд же более конкретен, привязан к изменчивым обычаям моде и т.д. Например, индивиду может быть стыдно, если он одет "не по моде".

О том, что совесть и стыд -- не одно и то же, свидетельствуют те, пусть не очень многочисленные случаи, когда человеку стыдно, а совесть, в общем-то, спокойна. Например, водитель автобуса резко затормозил, пассажир толкнул соседа. Первому, конечно, неудобно стыдно, но особых угрызений совести он не испытывает, ибо нет в том его вины.

Несмотря на определенные различия, именно стыд предопределил появление совести как стыда перед сами собой.

Как замечал Вл. Соловьев, "безотчетный инстинкт стыда превращается в ясный голос совести ". Суть данной схемы состоит в том, что по мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние .

Эта схема признается и другими психологами. По мнению Э. Фромма, "на первоначальной стадии эволюции совести авторитет выдвигал определенные требования, которые затем следовали уже не из подчинения авторитету, а из чувства ответственности перед самим собой".

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть -- нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом.

Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины.

Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц , которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.

Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением.

Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя , как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть».

Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».

И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна , и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

Слова "стыд" и "совесть" часто путают и употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между ними очень большая.

Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески стараемся прятать от всех свои плохие поступки и выставлять напоказ хорошие.

Иногда необходимо плохие поступки скрывать, чтобы избежать соблазна, который может привести к новому греху.

Но обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд . Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе).

На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо).

Так что, когда говорит совесть, стыд часто (не всегда) бывает ложным. А чувство неложного стыда нередко сопутствует вовсе не злым, а добрым делам.

Ведь мы именно свои добрые дела должны по возможности скрывать, стыдиться их огласки, чтобы не быть скраденными тщеславием. Когда человек совершает хорошие поступки напоказ - это бесстыдство .

Истинный, естественный стыд побуждает нас скрывать те части тела, через которые человек входит в мир, скрывать от посторонних людей наши интимные телесные и душевные отношения, скрывать свои высокие духовные состояния и переживания (если их Бог дает) - скрывать не потому, что все это плохо, а потому, что это слишком значительно и не должно быть предметом суетного, похотливого интереса. А открываться должно только по благословению Божию, когда на то есть особая воля Божия.

Когда за нами кто-то подглядывает, или роется в наших вещах, или тайком читает наши дневники и письма, мы воспринимаем это как оскорбление. И справедливо. Мы не хотим, чтобы наши тайны бесстыдно обнажались.

Но с таким же бесстыдством, как кто-то подглядывает в замочную скважину, мы всем народом, лишь только появилась внешняя свобода, бросились на астрологию, магию, всевозможные тайные учения, хотя сам Бог запретил их еще в Ветхом Завете (и запрет этот никогда не отменялся).

Спрашивают: "А что такого? Я ходил к колдуну, у него иконы, он молитву мне шептал". Очень трудно объяснить человеку, почему нельзя ходить к "бабкам". Многое можно было бы сказать, но это вопрос действительно непростой, и не всякий человек способен разобраться в тонкостях: почему что-то можно познавать, а что-то нельзя.

А нам недостаточно прямого Божьего запрещения магии, гадания, ворожбы? Хулиган задрал юбку женщине - а что я такого сделал? я просто посмотрел. А то, что она этого не хочет, ей это гадко, разве этого недостаточно, чтобы так не делать?

Всякому христианину ясно, что нужно быть целомудренным с женщиной, но Бог больше женщины и заслуживает не меньшего уважения. Почему мы требуем еще каких-то разъяснений?

Богом сказано: "Не трогай этого, это стыдно". И надо послушаться. Невозможно объяснить трехлетнему ребенку, почему нельзя снимать трусики при людях. Ему просто говорят, и он должен послушаться. Если мы не способны в чем-то разобраться, тем более уместно послушание, тем более когда запрещает Бог. Но у нас малодушие соединилось с гордостью, и это делает наше состояние почти безнадежным.

Чувство вины, стыд и совесть идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого. Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины – это благо, способствующее развитию сущности.

Как я это вижу, чувство вины и стыд различаются. Чувство вины – это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь – как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.

Стыд похож на вину, но механизм у него совсем другой. Стыд – это что-то вроде разоблачения, когда мы выглядим совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается наш красивый, зачастую искусственный образ.

Часто стыд и вину смешивают, называя это совестью. Здесь, условно говоря, есть ложная, невротическая совесть, построенная на желании выставить себя в лучшем свете, и есть истинная совесть, оберегающая внутренний свет.

Безответственный человек может обернуть чувство вины в сторону саморазрушения; вместо того, чтобы как-то поправить ситуацию ему проще себя немного помучить. Это действительно совершенно бесполезный расход энергии. Казалось бы, чувство вины не является продуктивным переживанием, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но с этим переживанием не все так однозначно.

Под влиянием чувства вины человек зачастую не способен сделать выбор в сторону желаемой жизни. Нечто на бессознательном уровне диктует ему выбор таких условий, при которых он будет страдать, чтобы искупить свою «вину». Чувство вины, ограниченное самокопаниями чревато снижением самооценки и потерей уверенности в своих силах. Когда появляется возможность что-то в своей жизни наладить, чувство вины может диктовать: «ты не достоин этого, это – не для тебя».

Иногда люди годами застревают в определенном слое энергетики. Перемены им кажутся чем-то недоступным, невозможным, они просто не верят, что достойны лучшего образа жизни. Вокруг – одни и те же лица и события, сплошной порочный круг, колея, выскочить из которой, не представляется возможным. Такой вариант событий прочно закрепляется апатией, депрессией, пассивностью и страхом за будущее. Чем дольше человек плавает в болоте застоявшихся событий и переживаний, тем больше он боится сделать шаг в сторону неизвестного. Как быть?

В статье « », я уже упоминал один из самых эффективных способов выхода из пассивного уныния. Это – активный образ жизни. Регулярные усилия, движение и преодоление себя пережигают дурные эмоции.

Если человек, например переживает чувство вины, когда питается нездоровой пищей, и набирает лишний вес, очевидно, лучшей направленностью этого переживания будет спорт и . В таком ключе чувство вины является мощным перемен.

Если человек переживает чувство вины за какой-то проступок в прошлом, который он не способен исправить сейчас, это значит, что в настоящем просто необходимо привнести тепло, понимание и гармонию в то, что есть здесь и сейчас. Например, если в прошлом вы несправедливо обидели человека, и ощущаете чувство вины, не стоит себя терзать. Достаточно относиться с теплом, пониманием и дружелюбием к людям рядом с вами в настоящий период жизни.

В таком ключе благодаря мудрой активной позиции и ответственности за свои действия, чувство вины становится эмоциональным мостом от эгоизма, жадности и раздражительности к мудрости, любви и пониманию. Чувство вины – переходное переживание от нижних центров сознания к высшим.

Наглядный пример, демонстрирующий подобное действие чувства вины отображен в образе главного героя – отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим, и спустя годы стал святым целителем.

Иногда важно уметь искренне просить прощения. При этом стыд может навязывать различные обходные протоколы и компромиссы на пути от эгоизма к совести. Еще лучше любых слов – та энергетика, тот настрой, в который вы облекаете свои действия. Человек может не понимать, что руководит его отношением к вам, однако почти каждый чувствует на подсознательном уровне то, какими переживаниями вы руководствуетесь в своем отношении к миру.

Однако само переживание вины, также, как и любые другие переживания является . Если вы находитесь на пути самопознания, необходимо учиться отделять переживания от событий. Речь о том, что у чувства вины, как и у других переживаний нет реального объекта. Чувство вины существует в субъекте, а не во внешнем мире. Можно назвать это кармой текущего момента. Мы оцениваем жизнь теми переживаниями, которые проходят через нас, поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют по разному. Можно сказать, что на данном конкретном этапе человек имеет своеобразный набор переживаний, которые ему так и так суждено прожить. События лишь активируют эти переживания, но не являются их истинной причиной.

А запускается этот механизм в раннем детстве, когда в психике возникают идеальные образы правильного поведения. Следуя этим образам, мы ощущаем блаженное одобрение. Отклоняясь от них, маятник начинает шкалить на чувстве вины и презрении к себе. . Этот механизм – словно внутренний полицейский, координирующий поведение. Чтобы избавиться от него, важно понять, что с вами – уже все в порядке, вы – уже хороши как есть. Иными словами, важно принять себя как есть.

Никто не может иначе. Просто захотеть и стать лучше – невозможно. В нашей голове нет таких волшебных рычажков, которые волшебством могли бы сделать нас кем-то другим – кем-то более сильным и светлым. Невротичный вариант вины возникает, когда мы удерживаем в сознании некий идеальный образ себя – мечту о том, какой наша персона должна быть. Жизнь с такими идеалами заполнена страданиями – унижение и чувство вины на таком пути следуют по пятам. Мы не только не можем иначе, мы и не должны жить иначе. Каждый может и должен быть только собой.

Для окружающих, особенно в рабочей официальной обстановке наше чувство вины само по себе не несет никакой пользы. Взрослая жизнь требует от нас исправления ошибок, а не самобичевания. Ответственность и чувство вины – разные вещи. Нет такой обязанности – стыдиться и переживать вину. Самое лучшее, что можно сделать – поправить ситуацию на уровне событий. Если исправляться уже поздно, тогда терзать себя – тем более бесполезно. Достаточно сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.

Да, чувство вины – эмоция со знаком «минус». Однако в жизни может случиться такой период, когда в эмоциональной сфере происходит нечто вроде локальной революции. Если человек страдает от эгоизма, гордыни и жадности, признание своих заблуждений почти неизбежно сопровождается виной. И в такой момент прятаться от чувства вины и стыда – себе дороже. Проще спокойно принять происходящее, позволить этому томительному переживанию сделать свою работу – если суждено, раскрыть сердце и ослабить чувство собственной важности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам в гости пришли учителя давайте, стоя, их поприветствуем.

-Ответьте на вопросы, попробуйте понять о каких нравственных категориях пойдет речь на сегодняшнем уроке?

.
К каждому из названных слов подберите антоним –

Давайте вспомним, что такое антоним (слово, противоположное по значению другому слову)

1. Гордость - .? (Стыд)
2. Здоровье - ..? (Болезнь)
3. Ложь - .?(Правда)
4. Трусость - .? (Смелость)
5.Тьма - ? (Свет)
6. Грязь - ..? (Чистота)
7. Смерть - ? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Тема нашего внеклассного мероприятия «Стыд и совесть».

1. Вопрос-тест

– Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет». Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называем имена детей, предлагает им высказаться.)

(слайд) Предполагаемые ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом докажу, что совесть у меня есть.
Если я тебя правильно поняла… Лучше минута позора перед классом, чем родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит, думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.

2. Проблемная ситуация

Рассказ «Осколки в сердце»

Вопрос-тест показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она проснется, как у героя этого небольшого рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
- Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа

    Можно ли сказать, что события этого рассказа происходили в наше время?

    Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (не подумав)

    Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

    Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

    Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? (это был урок на долгие десятилетия)

    Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил 50 лет.)

    Как вы бы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце»), «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.

Итак, девиз сегодняшнего внеклассного мероприятия.. «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни»

Марк Аврелий – римский император

4. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Ребта? Что же такое совесть? Стыд? Об этом нам расскажут Анастасия и Елизавета. Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

Ученик 1. Русский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
И есть еще:
Совесть,
Честь.

Ученик 2 . Совесть – драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этих слов в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют сильные выражения: люди говорят «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью. Людей, которые поступают по совести, называют сОвестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины..
Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц афоризмов о совести и стыде. Мы покаже их на слайде.

1)Все дети мира плачут на родном языке. (Леони́д Макси́мович Лео́нов - русский советский писатель и драматург)

2) Имейте добрую совесть (Проповедник Николай Степанович Антонюк) – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Правильно! Совесть не дает возможности нравственно разложиться.

3) Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан - то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести - то Бог обращается через рупор страданий -Сэр Клайв Стейплз Лью́ис – английский писатель

– КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Совесть помощник человека в выборе правильного пути.

4) Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Арту́р Шопенга́уэр - немецкий философ. – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Имея совесть мы уважаем себя

5) Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Пу́блий Ови́дий Назо́н – древнеримский поэт - ЧС – что-то порядоч [ч’] ное, светлое

В ком есть стыд, в том и совесть.

У него стыда - что волос на камне.

Спасибо,девочки за работу, присаживайтесь

Ребята!Перед вами по 2 половинки пословиц, Задание! Эти половинки совместить!

С - – Ребята, я читаю вам предложение, а вы заменяете его близким по смыслу словосочетанием.

1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.

5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Ребята! Почему нам бывает стыдно? Внимательно послушайте стихотворение Э. Асадова, которая нам зачитает Илья.

Эдуард Асадов «Именем совести»

Какие б ни грозили горести,
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью,
Ни днем, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами –
Взгляни на все глазами ясными,
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды,
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу,
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью –
Уже никто. Не человек!

Ребята! Почему нам бывает стыдно? (за несдержанность –слова,сказанные сгоряча(особенно по отношению к близким), за невыполнение обещаний, за обман, лень, за хамство, грубость по отношению к другим(старшим),за невыполнение каких-то обязательств, за опоздание, за жадных, мстительных,жестоких.

К чему может привести разлад с самим собой?

Игра «Чего нужно стыдиться?»

А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство – это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же еще по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.

    Физические недостатки

    Некрасивые поступки

    Поношенная, но аккуратная одежда

    Неряшливый вид

    Непрестижная работа родителей

    Твое «простое» происхождение

    Невежество, необразованность, безграмотность

    Вульгарная внешность

    Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

– Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы , а ради правды, ради долга перед самим собой . По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить правильно, по совести?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите? … (а если ты посчитал?)

Ситуация вторая

На каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку. Идет подготовка к поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пол пеной в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель отменяет поездку. А вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как вы поступите? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации.

6. Упражнения для совести

– Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним о своих поступках, в которых мы раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно включить музыку; дети в течение минуты обдумывают свои выступления)
Поднимите руки, кто хочет высказаться. (Дети выступают)

дА, на этот вопрос ответить непросто…может кто-то раскаивается в несдержанностм –слова,сказанные сгоряча(особенно по отношению к близким), в невыполнении обещаний, в обмане, ленье, грубости по отношению к другим(старшим),в невыполнение каких-то обязательств, в опоздании, за жадных, мстительных,жестоких.

Второе полезное упражнение – просить прощения. Может быть есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если дети пожелают, то поднимают руки для выступления) Советую вам провести упражнение дома.

7. Интерактивная беседа

– Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ:?
Ребята, ну, а если человек не признает свои ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем? Как быть? Хорошо ему жить на свете?
(Дети высказываются по поводу ситуации.)

Для вас ребята подготовили СЦЕНКу, устраивайтесь удобней, мы начинаем.

8. Подведение итогов (рефлексия)

Спасибо большое ребята! Как вы считаете, заставит ли вас эта сценка и наш разговор задуматься о своих поступках, разбудит ли вашу совесть?

Предполагаемые ответы детей:

– Мне кажется, разговор был полезным.
– Может кому-то и станет стыдно, но одним разговором проблемы не решить.
– Многие заглушают голос своей совести.

Мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.

Поднимите руку те,

Кому кажется, что его совесть не спит, но разговор был полезным

Кому Наш сегодняшний разговор помог осознать, что вам есть, за что просить прощения

Другое (написать)

- Благодарю всех за отличную работу на уроке. Счастья, крупицы раздам всем друзьям, Здоровья, удачу в придачу отдам! Берите по 2 карточки и будьте совестливыми и порядочными людьми!

Урок закончен, попрощаемся с гостями. До свидания, можете быть свободны.

Самоанализ

Результатом проведённого внеклассного мероприятия стало обогащение детей в личностном,

метапредметном и предметном планах.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В метапредметном плане проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается

умение учиться в процессе решения учебных задач.

А в личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как оброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на подобных внеклассных мероприятиях, основанных на идеях добра, совести, справедливости, достоинства и уважения к человеку

Зажигая на внеклассных мероприятиях, уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".

В 12-13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они видят на экранах телевизора.

Данный классный час духовно-нравственной направленности: по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к исповеди),а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу.

В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или проступка. Классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 «А» классе МОБУ «Гимназия№7».

Цели:

    формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

    уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Личностные развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Предметные - знакомство с понятием совесть через различные источники.

Как преподаватель я удовлетворена ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Ребята выделяли главное, анализировали поступки; определили, что такое совесть, характеризовали проблему осознанного нравственного поведения.

Дополнительный материал:

На слайде:

Стыд – осознание вины за свой поступок;
Совесть – наш внутренний судья.

Пословицы:

    Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

    Совесть без зубов загрызет.

    Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

План классного часа

1. Вопрос-тест.
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
3. Интерактивная беседа.
4. Словарная работа. «Стыд и совесть».
5. Ситуации выбора. «Голос совести»
6. Упражнения для совести.
«Минута раскаяния»
«Минута прощения»
7. Интерактивная беседа.
8. Подведение итогов (рефлексия)



Статьи по теме: