Обозначь слова соответствующими цифрами 1 общеупотребительные ловкий. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Специальные и профессиональные слова

Вариант № 8552919

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА , -ы, жен.

Человек высокой культуры.

К. льна. К. шелкопряда.

К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА , -ы, жен.

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.

2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.

3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.

5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКО́Н , -а, муж.

1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.

3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).

4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫ́ХОД , -а, муж.

1. см. выйти.

2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в. ! (напоминание актёру, находящемуся за сценой).

3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.

4. Способ разрешить трудность, выйти из затруднения. В. из положения.

5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода. Высокий в. шерсти у овец.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСТРО́ИТЬ , -ою, -оишь; -оенный; совер.

1. что. Сделать, создать, организовать. У. запруду. У. концерт.

2. что. Учинить, вызвать своими действиями. У. переполох. У. кому-н. неприятность.

3. что. Наладить, придав нужный вид, установить порядок. У. свои дела. У. жизнь по-новому.

4. что кому. Получить, достать, осуществить что-н. нужное для кого-н. (разг.). У. билеты на премьеру.

5. кого (что). Поместить, определить куда-н. У. на работу. У. в интернат.

6. кого (что). Оказаться удобным, подходящим для кого-н. Такое решение меня не устроит.


(1)Впервые ма­ра­фон­ская ди­стан­ция была прой­де­на спортс­ме­на­ми в 1896 году, когда ор­га­ни­за­то­ры Олим­пий­ских игр ре­ши­ли устро­ить забег на 35 км от го­ро­да Ма­ра­фо­на до Афин по опи­сан­но­му Лу­ки­а­ном марш­ру­ту ле­ген­дар­но­го ско­ро­хо­да Фидиппида, ко­то­рый пер­вым принёс в Афины весть о по­бе­де над пер­са­ми при Ма­ра­фо­не (490 г. до н. э.). (2)<...>, по сви­де­тель­ству жив­ше­го за 5 веков до Лу­ки­а­на Геродота, Фи­диппид на самом деле бежал не из Ма­ра­фо­на в Афины (35 км), а из Афин в Спар­ту (около 250 км), причём не с ве­стью о по­бе­де после битвы, а с прось­бой от стра­те­гов гре­че­ской армии о по­мо­щи на­ка­ну­не сражения. (3)Таким образом, ди­стан­ция в 35 км и на­зва­ние за­бе­га - ма­ра­фон - были опре­де­ле­ны ор­га­ни­за­то­ра­ми в па­мять о подвиге, ко­то­ро­го Фидиппид, вероятно, ни­ко­гда не совершал.

Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА , -ы, ж.

1) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. История культуры.

2) То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. шелкопряда.

4) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. речи.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СМЫСЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СМЫСЛ , -а, муж.

2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТРАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТРАЖАТЬ , -аю, -аешь; несов.

1. что. О какой-н. физической среде: отбросить от себя. О. свет, звук, электромагнитные волны.

2. кого-что. Отбить, защититься от кого-чего-н. О. атаку. О. чьи-н. нападки.

3. что. О гладкой и принимающей свет поверхности: воспроизвести изображение. Озеро отразило лунный свет.

4. кого-что. Воспроизвести, представить в образах, выразить. О. жизнь в искусстве. О. общественное настроение.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению

в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕСТО , -а, мн., места, мест, местам.

1) Пространство, которое занято кем-чем-н., на котором что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на место.

2) Участок земной поверхности, местность. Живописные места.

3) Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. Место в вагоне.

4) Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. Место искусства в жизни человека.

5) Должность, служба. Вакантное место.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЧА́СТНЫЙ , -ая, -ое.

1. см. часть.

2. Являющийся отдельной частью чего-н., не общий, не типичный. Ч. вывод. Ч. случай. Заключение (вывод) от общего к частному (сущ.).

3. Личный, не общественный, не государственный. Частная переписка. По частному делу.

4. Принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству. Частная собственность. Частное владение.

5. Относящийся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отношениям. Ч. собственник. Частная торговля. Частное лицо. Частная практика. Давать частные уроки (на дому, за плату).


(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)В 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и <...> Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

Ответ:

Мне и ранее доводилось встречать АРТИСТИЧНЫХ и очень талантливых ребят, но выступление этих маленьких виртуозов буквально ошеломило меня.

День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.

Несмотря на яркие, АРТИСТИЧЕСКИЕ задатки, никто из ниx нe стал человеком искусства.

Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ запах, дурманящий аромат цветущей липы.

Иначе чем БЕДСТВЕННЫМ состояние его дел было нельзя назвать.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Больной нуждался в ДЛИННОМ лечении.

Фильм Тарковского «Зеркало» АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ.

Клинические опыты показали эффективность применения МИКРОСКОПИЧЕСКИХ частиц золота в предотвращении распространения инфекции.

За Полярным кругом по полгода ночь, МОРОЗНЫЙ воздух и частые метели.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Любой фильм о тайфуне, урагане или наводнении, которые грозят уничтожить жизнь на Земле, начинается с УПОМИНАНИЯ о том, что человечество загрязняет окружающую среду, вызывая тем самым изменения климата.

Очень вкусный ИГРИСТЫЙ напиток можно приготовить из айвы.

Несправедливо полагать, что владельцы «дворянских гнёзд» в России вели исключительно ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни.

Сергей был человек неконфликтный, сдержанный и ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

«Я люблю работать в КОМФОРТНЫХ условиях», - добавил мой собеседник.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.

1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий.

Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно.

Дизайнеру очень важно для внутренней отделки помещения правильно подобрать цвета, то есть сделать УДАЧНЫЙ цветовой выбор.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потребительскую стоимость, есть труд ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ.

Первое НАПОМИНАНИЕ об «Изборнике 1076 года» как об историческом и литературном источнике было связано с именем князя М. М. Щербатова, известного историка XVIII века.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения также нуждались в реконструкции.

Каждый БУДНИЙ день после обеда в колледже начинается время отдыха, которое, как правило, посвящается занятиям спортом.

ГОРДОСТЬ и упрямство - это не одно и то же.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Вместо обычного гудка, который слышит АБОНЕМЕНТ, набравший номер, мобильный оператор предлагает слушать мелодию - рингтон.

Задачи ЭСТЕТИЧЕСКОГО воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью.

Микеланджело создал статую Давида из ЦЕЛЬНОГО куска мрамора.

В честь праздника Настенька НАДЕЛА нарядное новое платьице с бантиками на плечах.

Известно, что каратиноиды - особые КРАСЯЩИЕ вещества - придают цвет пищевым продуктам.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

К ЗЛОСТНЫМ нарушителям правил дорожного движения будут применяться суровые штрафные санкции.

Анна Васильевна слыла [была известна] не только ИСКУСНЫМ рассказчиком, но и блестящим журналистом.

Мошенник располагал к себе людей ДОВЕРЧИВЫМ тоном и обходительными манерами.

На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На железной дороге действуют ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Понять ОТЛИЧИЕ романа от повести несложно.

Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ художник, картины которого известны.

Одна из ветвей государственной власти - ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.

ПРИНИЗИТЬ значение образования и воспитания пытались уже неоднократно.

Наше производство ПРЕТЕРПЕЛО некоторое преобразование.

Ответ:

проветр..шь

знаком..шься

произнос..шь

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

занавеш..нное (окно)

будораж..щий

разбуж..нный

(камыши) колыш..тся

выкач..нные (на позицию орудия)

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

выдерж..т

тревож..щийся

Ответ:

бор..щиеся

дремл..т (они)

обид..тся (они)

колебл..щееся

протека..щая

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

трат..тся

присыпл..т

леле..щая

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

медл..щий (с решением)

(они) раскле..т (афиши)

кол..щийся (кустарник)

завис..щий (от родителей)

(они) завер..т (подпись)

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекол..шь

усе..нный

услыш..шь

подкле..нный

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увенч..нный

встрет..шь

независ..мый

застел..шь

закле..шь

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

пока..тся (они)

увид..т (они)

бор..тся (они)

бре..тся (они)

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

задерж..шься

движ..мый

невид..мый

танцу..шь

завис..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Снег под напором ветра летел (НА)ВСТРЕЧУ (В)ДОЛЬ улицы.

Храм Покрова на Нерли надо увидеть (ВО)ВРЕМЯ дождя, когда огромная туча останавливается словно для того, ЧТО(БЫ) полюбоваться храмом.

Тип задания: 3

Условие

УРОВЕНЬ (3)

УРОВЕНЬ , -я, мы. -ей, м.

Текст:

Показать текст

(1) В художественном мире Фазиля Искандера смех универсален, < ... > охватывает все явления действительности, распространяясь и на повествователя. (2) Неисчерпаемым источником смешного предстаёт комизм самой жизни. (3) Обнаружение несоответствия, разрушение его силой смеха и восстановление единства на новом уровне становится у писателя принципом построения сюжетов.

Варианты ответов

Показать правильный

1 Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от к-рой измеряется высота. У. воды.

2 Степень величины, развития, значимости чего-н. Культурный у. У. жизни.

3 Подразделение чего-н. целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка. Уровни энергии.

4 Простейший прибор для проверки горизонтальности плоскостей, употребляемый при плотничьих, земляных и т. п. работах. Измерить уровнем.

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ , -а, м.

Текст:

Показать текст

(1) Повести Валентина Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар» как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели «крестьянской Атлантиды», < ... > мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. (2) Однако мы видим героев-сельчан, вступивших в борьбу за спасение деревни. (3) Вот старуха Анна из «Последнего срока» или старуха Дарья из «Прощания с Матёрой» — они стали воплощением народной мудрости, которая даётся жизненным опытом и трудом.

Варианты ответов

Показать правильный

1 Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3 Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4 Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

Источник: «Русский язык. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2019». Под ред. Р. А. Дощинский., М. С. Смирнова.

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БРОСИТЬ (БРОСАТЬ) . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

БРОСИТЬ , брошу, бросишь; брошенный; совер.

Текст:

Показать текст

(1) Жизнь Михаила Пришвина складывалась спокойно и предсказуемо: рождение в купеческой семье, учёба в Елецкой гимназии, затем на агрономическом отделении Лейпцигского университета, работа в лаборатории Петровской сельскохозяйственной академии, публикация агрономических трудов. (2) < ... > вдруг в 33-летнем возрасте будущий писатель неожиданно бросает службу, покупает ружьё и, прихватив лишь котомку и записные книжки, уходит пешком на Север, «в край непуганых птиц». (3) Путевые заметки этого непонятного, на первый взгляд, странствия лягут в основу его первой книги.

Варианты ответов

Показать правильный

1 кого-что и чем. Выпустив из руки, заставить или дать полететь и упасть. Б. мяч. Б. гранату.

2 перен., кого-что. Быстро переместить, направить, послать куда-н. Б. отряд в бой. Лодку бросило (безл.) на камни (резко отнесло).

3 кого-что и с неопр. Уйдя, оставить, покинуть; прекратить делать что-н. Б. старых друзей. Б. семью.

4 безл., кого-что во что. Охватить, пронизать чем-н. Бросило в жар, в пот.

5 брось(те), также с неопр. Употр. в знач. перестань(те), не надо, достаточно (разг.). Брось(те) спорить.

Источник: «Русский язык. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2019». Под ред. Р. А. Дощинский., М. С. Смирнова.

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕЛОЧЬ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕЛОЧЬ , -и, мн. -и, -ей, ж.

Текст:

Показать текст

(1) Цвет в творчестве Александра Грина занимает значительное место, нет ни одного произведения этого замечательного писателя, где бы мы не видели буйство красок. (2) Через цвет он показывает характер своих героев, их жизнь, их трудности и их любовь, через цветовую гамму автор передаёт отношение к своим героям. (3) < ... > не только красками автор описывает людей, большое внимание он уделяет деталям — «предметным мелочам».

Варианты ответов

Показать правильный

1 собир . Мелкие, менее крупные (по сравнению с другими однородными) предметы. Из яблок осталась одна м.

2 также собир . Разный мелкий товар, мелкие недорогие предметы. Хлебная м. (мелкие хлебопекарные изделия).

3 собир . Мелкие монеты. Получить сдачу мелочью.

4 Перен . Ничтожное обстоятельство, пустяк. Житейские мелочи. Размениваться на мелочи или по мелочам.

5 Перен . Мелкая подробность, частность (книжн.). Обращать внимание на мелочи.

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗАТЬ (СВЯЗЫВАТЬ) (1) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЯЗАТЬ , свяжу, свяжешь; связанный; сов.

Текст:

Показать текст

(1) Свои «Несвоевременные мысли» Максим Горький связывал с революцией как воплощением всех высоких надежд народа. (2) Он искренне считал её предвестником возвращения давно утраченного чувства родины, тем деянием, с помощью которого народ сможет самостоятельно принять участие в создании собственной истории. (3) < ... > было в первых статьях цикла, но после начала октябрьских событий писатель отмечал, что революция идёт совсем не тем ходом, какой он предполагал.

Варианты ответов

Показать правильный

1 что . Завязывая, соединить одно с другим. С. концы верёвки. С. вещи, в узел (увязать).

2 кого-что . Соединить, установить связь, общение, близость между кем-чем-н. С. посёлки железнодорожной веткой. Свяжите меня с вашим руководством. Друзья связаны на всю жизнь.

3 связанный, с чем . Сопряжённый с чем-н., влекущий за собой что-н. Дело, связанное с риском. Поездка связана с расходами.

4 связанный, с кем-чем. Близкий кому-чему-н., непосредственно относящийся к кому-чему-н. Места, связанные с памятью поэта. Личные интересы связаны с общественными.

5 что с чем . Установить, открыть связь, зависимость между чем-н. С. одно явление с другим.

6 кого-что . Лишить свободы действий, деятельности, стеснить чем-н. С. инициативу. С. кого-н. обещанием.

Источник: «Русский язык. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2019». Под ред. Р. А. Дощинский., М. С. Смирнова.

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТЕПЕНЬ . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТЕПЕНЬ , -и, мн. -и, -ей, ж.

Текст:

Показать текст

(1) В поездке на острое Сахалин, предпринятой в значительной степени на свой страх и риск, А.П. Чехов обнаружил лучшие качества журналиста, проявив невероятную настойчивость в достижении поставленной цели. (2) < ... > девятнадцать очерков составили впоследствии книгу «Остров Сахалин», напечатанную в журнале «Русская мысль» как путевые заметки. (3) В ней были главы о положении свободного населения, о наказаниях, о побегах и медицинской помощи на острове, но писатель видел и светлые картины народной жизни, героизм труда сибиряков, их высокие моральные качества.

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными , например: вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.

Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; шамот (огнеупорная глина) - в речи металлургов. Это необщеупотребительные слова.

64 . Прочитайте стихотворение. Почему оно так названо? Какая основная мысль в нём выражена? Есть ли в стихотворении необщеупотребительные слова? Спишите, обозначая условия выбора выделенных букв.

Отечество моё Россия

Минское шоссе

    Дорога ветру свежему открыта.
    И перед нами в утренней ро се
    Со лдатские фигуры из гранита,-
    Как много их по М инскому шоссе!
    Солдатские фигуры на опушке,
    Над речк ой возле белого мост ка,
    У каждой мало-мальской деревушки ,
    На площади любого город ка.
    Нас ждут дела. Мы проезжае м мимо.
    И вот они теряют ся из глаз.
    Но в нас, живых, живут они незримо.
    Как в них, гранитных, есть частица нас.

солдат

(К. Ваншенкин.)

65 . Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках; объясните их значение и уместность употребления.

1. Лес кончается. Внизу - высохшие болота-мшары*, поросшие мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь* , наполненных живописным содержанием. 5

(И. Ермак.)

Урок в 6 классе по теме "Общеупотребительные слова. Термины".

Цель: 1) Прививать умение и навыки правильно и аргументированию отвечать на вопросы, подбирать слова определенной лексической группы и видеть их роль в текстах.

2) Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширять их лексический кругозор.

Ход урока: І - работа в группах, индивидуальная

1) Проверка домашнего задания. Прямое и переносное значение слова упр 9 стр 30. Прочитать, озаглавить текст.

2) Творческий диктант (записать значения слова).

ІІ. Составить кластер на тему: «Осень»

Назвать прямое и переносное знание слова написанное на кластере.

ІІІ. Новая тема:

Общеупотребительные слова. Термины. В русском языке есть много слов, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. (черный, белый, дерево, поле, хлеб, воздух, вода) - это слова общеупотребительные.

Но виды деятельности людей разнообразные: они учат, лечат, создают машины, одежду, и слова, которые употребляются в коллективе объединенные одной специальностью называются профессиональными: у музыкантов- гамма, аккорд, вокал, у столяров - стамеска, зубило. Каждая специальность располагают своими профессиональными словами, и всё же слова которые они употребляют называют общеупотребительными словами среди профессиональной лексики. Особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.Терминология - всего лишь язык, который только поначалу кажется чуждым, но привыкнув, привяжетесь.Первые помощники в понимании терминов терминологические словари. Они бывают одноязычные, двуязычные, многоязычные. Распространенные двуязычные терминологические языки.

Приведем пример: знаете ли вы значение стул. (да) (предмет мебели).

А тул - нет такого слова, значит слово должно означать предмет, действие, признак, смысл.

IV. Упражнение для закрепления.

Упражнение 5 Стр 34.

Выписать термины и понятия связанные с лингвистической наукой.

1) Математика Грамматика

Квадрат Спряжение

Прямоугольник словообразование

Вычитание корень слова

Гипотеза

V. Игра «Угадай-ка» (разминка)

Ответы: Да, нет

1) Листопад - появление на деревьях осенних листьев (да, нет (падение листьев))

2) Дождь - Атмосферные осадки в виде водяных капель (да. нет)

3) Роща - большой еловый лес (да, нет) (небольшой смешанный лес).

4) Паутина - сеть из тонких клейких нитей. (да, нет)

5) Осинник - гриб который растет под осиной. (да, нет) (осиновый лес)

VI. Продолжить работу о терминах.

Словарная работа.

VII. Разгадать многозначность слов, отразить в рисунках.

а) шляпка - …. (гвоздя, гриба, девочки)

б) дремлет- …. (река, девочка)

в) золотая - …. (цепочка, рожь, руки)

г) Иголка -…. (ежа, хвойная)

VIII. О каком явлении говорится в стихотворении «Что делают часы?»

«Говорят: часы спешат

Говорят: часы стоят

Говорят: часы идут

Мы смотрели с Мишкой вместе

А часы стоят на месте » (в стихотворении говорится такое явление как прямое и переносное)

IX. Работа по карточкам.

X. Конкурс загадок, пословиц.

Вариант № 2095947

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией.

3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

Например

В связи с этим

Наоборот


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛО́ВО , -а, мн. слова, слов, словам, ср.

1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неод.).

2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова.

3. обычно мн. Разговор, беседа, что-н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-н. на словах (устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-н. (как сказал кто-н.). На слове и на слове ловить кого-н. (требовать исполнения обещанного, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-н. (как говорит или как выражается кто-н.). С. ранит, с. лечит (посл.).

4. ед. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсудимого.

5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ (устар. и высок.). «С. о пользе стекла» Ломоносова. «С. о полку Игореве».

6. ед. Право, позволение говорить публично. Свобода слова. Взять с. (выступить перед собравшимися). Дать с. кому-н. Лишить кого-н. слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться).

7. ед., с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-н. области). Сказать своё веское с. С. за вами (вы должны высказать своё мнение, решить). Новое с. в технике. По последнему слову науки.

8. ед. То же, что обещание. Дать с. сделать что-н. Верить на с. Не сдержать слова. Взял с него с. молчать. Не давши слова крепись, а давши держись (посл.).

9. мн. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.

В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.

Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСТАМИ метрами

почетные ТИТУЛЫ

СЛАДЧАЙШИЙ

душистого ШАМПУНЯ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

2) Многие биологические процессы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.

3) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

4) После невкусного обеда, который принёс денщик из трактира, полковник сел писать донесение.

5) Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

6) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

7) Татьяна любила гадать и старинные предания.

8) Нынешние эскимосы в большинстве своём живут в домах европейского типа и почти не охотятся на морского зверя и оленей.

9) «Самая красивая женщина мира» - так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ревать

превр..щение

м…кароны

м..кать (в чай)

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ро..черк, не..гибаемый;

пр..интересный, пр..строить;

без..скусный, за..нтересованный;

поз..вчера, не..бозримый;

без..ядерный, п..едестал.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

окле..вать

глянц..вый

проста..вать

доверч..вый

изнаш..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

трат..тся

присыпл..т

леле..щая

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эти просторы навевают никогда (не)проходящее чувство грусти

Учащимся нужны (не)вызубренные, а осознанные правила.

Там (не)когда гулял и я.

Эта задача была (не)решена.

Путники поднимались по далеко (не)безопасной тропинке.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

За ночь на око(1)ом стекле выросли дикови(2)ые серебря(3)ые цветы, сквозь которые лился слабый утре(4)ий свет.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скрипка вызывала зубную боль и от ее звуков появлялось ощущение выбитого зуба.

2) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну.

3) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает костром на краю степи.

4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5)Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

Ответ:

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


(1)... (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате образуется огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек. (6)... образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) Предложения 10-11 раскрывают содержание предложения 9.

2) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

5) Предложение 7 является рассуждением.


(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я,

житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

- (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

- (21)Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

- (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

- (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

- (ЗЗ)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (36)Никйтин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:

- (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

- (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда следующий по очереди...

(По К. Акулинину)

Ответ:

Из предложений 1-3 выпишите просторечное слово.


(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие».

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это - самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась - «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (ll)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно - и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912-1991) - выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как (А)_____ (предложения 4-5), и синтаксическое средство выразительности − (Б)_____ (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства: (В)_____ («просто так» в предложении 4) и (Г)_____ («установка», «потребности», «потребление» и др.)».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) общественно-политическая лексика

3) синонимы

4) парцелляция

5) ряды однородных членов

6) цитирование

7) фразеологизм

8) гипербола

9) анафора

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда



Статьи по теме: