Служебный долг и профессиональная карьера в деятельности юриста. Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного. Долг служебный и моральный

В долге выделяют две стороны - объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.).

Когда говорят, что тот или иной работник судебной системы обладает высоким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано социально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в служебном (профессиональном ) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное. Служебный долг есть совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Д.А. Ровинский.

«Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации»

В совести выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный компонент совести есть разумное (рассудочное) осознание нравственного значения совершаемых действий, оценка человеком своего поведения. Совестливый человек размышляет о своем поведении, поступках, которые роняют его в глазах других людей даже тогда, когда он уверен, что никто об этих его действиях не знает. «Голос совести» препятствует совестливому человеку совершать неблаговидные поступки; в случае же совершения таковых он обычно испытывает «муки совести», т.е. мучается от осознания того, что совершил неправильный поступок, сожалеет о его последствиях. Совесть в таких случаях как бы «обвиняет»,

«свидетельствует», «приговаривает».

Здесь совесть выступает в роли своеобразного внутреннего судьи человеческих поступков, мыслей и чувств, т.е. проявляется она не только на рассудочном, но и чувственно-эмоциональном уровне, в виде нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека самим собой. Чувство такого удовлетворения называют «спокойной совестью» («чистой совестью»). Чувство неудовлетворения (недовольства) собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, вызывает чувство стыда.

А что же означает то, что именуется чувством стыда ?

Очень ярко чувство стыда определил основоположник Судебной реформы 1864 г. Д.А. Ровинский : «Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации».

Стыд развивается на основе уважения мнения других людей. Нередко люди, будучи свидетелями неприличного поступка другого человека, испытывают ощущение стыда (стыдно за лежащего в луже пьяного, омерзительно, стыдно смотреть на хама и т.д.).

Эмоциональный характер совести проявляется не только в стыде, в «муках совести», но и в положительных эмоциях, в том, что именуется спокойной совестью. Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следовательно, совесть - это не только реакция человека на свои неблаговидные поступки, но и предъявление к себе высокой требовательности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравственного поведения человека.

Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой момент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для судьи, доказывать излишне.

Любое дело, рассматриваемое в судебном порядке, затрагивает жизненно важные блага людей, а потому сталкивает судью с различными коллизиями, подводит к необходимости принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях. Однако развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои и чужие побуждения и действия являются залогом выполнения судьей своего высокого предназначения.

Юридическая этика

Задачи:

Таким образом, этика

Каково соотношение морального и служебного долга.

Все документы правового характера не содержат однородных решений для любой ситуации, а лишь предписывают ограничения, в рамках которых решения должны быть приняты. Ограничения зачастую таковы, что в зависимости от уровня культуры и степени нравственной воспитанности сотрудника создавшаяся ситуация может быть решена или вежливо и казенно, формально-бюрократически или с учетом чувства достоинства людей, в нее попавших. Очевидно, что результатом различных решений ситуационной коллизии будут противоположные моральные последствия для нравственного здоровья общества и для поддержания авторитета правоохранительных органов. Областями, в которой категория долга получила особое признание, всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает использоваться как императивная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении.

Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Исходя из этого, диалектика служебного и нравственного долга заключается в том, что долг сотрудника - это почетная и высокая обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными убеждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своего рода апофеоз нравственности, долг - это требование общества, коллектива, желание - атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном пониманииведет к более успешному выполнению служебного долга.

Из истории возникновения и развития этической мысли.

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись на фоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае. Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э). Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона - Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих веках до нашей эры. Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались философы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).

Причины столь позднего ≪созревания≫ этики (к XVIII веку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, целесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности (исходя из принципа, что все познается в сравнении). Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убедительные рекомендации.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.

Основные положения Кодексов поведения юристов.

Кодекс чести юриста.

Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и

человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД

прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести - «честь - в службе», общественной репутации сотрудника ОВД.

Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции,

всемерно препятствовать таким явлениям.

Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от

беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

Долг служебный и моральный.

Служебный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Как составная часть общественного долга служебный долг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности. Служебный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей. Служебный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Например., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в служебный долг правовая и нравственная стороны сливаются воедино. Служебный долг - необходимое качество работника; внутренне осознаваемое чувство ответственности за конкретный участок работы, понимание необходимости, общественной полезности, четкости в выполнении порученного дела.

Моральный долг - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел (Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ).

1. Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

6. Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Культура речи.

К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность.

1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования.

2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.

3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.

4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.

5. Язык - инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости.

В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям:

Сотрудникам полиции особенно полезно знать арго - жаргон криминалитета,

чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком - значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня.

Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел - средство убеждения и

в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.

Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии

действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба (Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Приложение к Приказу МВД России №501, 19 ноября 1993 г.).

Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.

В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты

Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной

передачи информации.

Не отвлекаться от темы.

Говорить только правду.

Говорить определенно, не двусмысленно.

Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

Очень часто постулаты не соблюдаются.

Требования, предъявляемые к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной, в деятельности спецслужб и правоохранительных органов.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России.

В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и

человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

Разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику

правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность,

Взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к

действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

Служебный этикет юриста

Что касается профессиональной деятельности юриста, то она в полной мере связана с эстетикой, поскольку здесь отчетливо видны особенности и результаты этого взаимодействия. Они выражаются в эстетической культуре юриста, которая является основой правовой эстетики как научного направления.

Требования правовой эстетики касаются всех аспектов деятельности юриста. Они способствуют обеспечению эффективной и оптимальной организации труда юриста, ее высокой культуры, создания обстановки делового комфорта.

Этическое и эстетическое в юриспруденции (с учетом их специфики), как и в иной науке, составляют неразрывное целое.

Эстетическая культура юриста имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона предстает в формах ее проявления и характеризует внешнюю сторону деятельности юриста; внутренняя - в требованиях восприятия прекрасного, которые являются глубинными свойствами личности и характеризуют внутреннюю сторону эстетической культуры юриста как личности, его идеалы, эстетический вкус.

37. Личная дисциплинированность – основное требование к нравственной культуре юриста.

Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность.

Она является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле начальника, личные интересы - интересам службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение законности,

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников

бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному имуществу.

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,

знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность,

Умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной

дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения, самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с

человеком и тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе деятельности.

38. Сущность и содержание этики работника прокуратуры.

Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство.

Этика прокурорского работника

Нормативная основа:

ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (ред. от 01 июля 2010 года);

Кодекс этики прокурорского работника

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Таким образом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорская этика - наличие у прокуроров и следователей высокого уровня общеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями в различных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшего профессионализма при выполнении своих функциональных и должностных обязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принципов деятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям.

Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.

Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

Сохранять личное достоинство в любой ситуации, быть образцом поведения, добропорядочности, избегать конфликтных ситуаций, постоянно повышать профессиональную квалификацию, культурный уровень и т.д. (исходя из общих положений кодекса).

Предмет и задачи курса «Профессиональная этика».

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами.

Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом

гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие, как на законодательство, так и на правоприменение.

Задачи: способствовать правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о её специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.


13. Гуманизм как этический принцип.

Гуманизм - это принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

14. Понятие и особенности юридической этики.

Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической сферы, зафиксированных в кодексах, положениях, присягах, регулирующих их служебное и внеслужебное поведение.



Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


15 вопрос Профессиональная этика юриста призвана формировать(ЗАДАЧИ):

1.Уважительное отношение к праву, правовую образованность и информированность; профессионально-правовое мастерство; глубокое знание законодательства и подзаконных правовых актов, специфики их практической реализации; высокий уровень правового мышления; качество профессиональной подготовки; умение эффективно использовать правовой инструментарий в юридической деятельности;

2.Обширность знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины политического и экономического мышления и анализа складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических государственно-правовых проблем, определенный уровень общей правовой культуры;



3.Владение обширными профессиональными навыками правового поведения, высокие моральные, нравственные качества юриста, соответствие служебного и внеслужебного поведения этическим требованиям юриста (например, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность, честность и т.д.);

4.Внутреннюю убежденность юриста в необходимости своевременного, полного и всестороннего раскрытия того или иного правонарушения, рассмотрения и разрешения дела, в понимании ответственности за необеспечение охраны прав и законных интересов всех юридических лиц и граждан.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категорияморальной ответственности.

Категория моральной ответственности в существенной мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.

Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность – это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.

Иногда ответственность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная ответственность – это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность – реакция общества или личности на совершенные проступки.

Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.

В этой связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя.

Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.

В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность.

Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.



Статьи по теме: