Технология "интеллект"как средство повышения эффективности учебной деятельности. Успехи современного естествознания Интеллект т оти программа для образования дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход. Учитель не просто должен дать знания ученику, а научить его добывать и применять их. Чтобы это сделать в увеличивающемся потоке информации, необходимо научить учащихся работать с информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе мы рассматриваем наиболее, на наш взгляд, интересную и эффективную технологию - технологию «интеллект-карт».

«Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» .

"Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса" .

Г. Селевко выделяет основные педагогические технологии:

    педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

    педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

    педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств и другие

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?

Цель исследования: показать, что технология обучения с помощью интеллект-карт эффективна при изучении и обобщении материала на уроках в начальной школе, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.

Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».

Предмет исследования - формирование с помощью интеллект карт познавательных учебных действий обучающихся младших классов.

Задачи исследования:

    изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

    раскрыть способ построения интеллект-карт;

    изучить возможности применения интеллект-карт в начальной школе;

    проанализировать возможность интеллект-карт для формирования учебно-логических умений младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бершадская Е.А., Кузюкова Н.Ю., Петрушина О.П. После повышения квалификации: применение технологии интеллект-карт для проектирования учебного процесса в начальной школе

Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

Бьюзен Т. Научите себя думать! – «Попурри», 2004.

Бьюзен. Т. Супермышление. ООО «Попурри», 2003.

Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php

Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL:

Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. 5

Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

Когнитивные образовательные технологии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа:

О методе интеллект-карт //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа:

21.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.

22.Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.

23. Собчик Л.Н. Тест «Кактус», М.А. Панфилова Тест Торренса «Завершения картинок» Методика « Изучение непроизвольного запоминания у младших школьников».

24. Методика " Определение понятий " 2008 г.

РАЗДЕЛ 5.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НП «ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА – ЗЕЛЕНЫЙ МЫС».

Под технологией развивающего образования следует понимать, во-первых, систему принципов, регулирующих достижение планируемых образовательных целей в процессе учения-обучения, во-вторых, совокупность методов и форм организации учебной и педагогической деятельности, обеспечивающую становление и развитие личностных качеств, базовых способностей и ключевых компетентностей школьников. В технологии развивающего образования учение – это такая деятельность, продуктом которой всегда выступает непосредственное преобразование психики и способностей школьника. Обучение (педагогическая деятельность) соответствует тому звену в этой кооперации, в котором осуществляется управленческое воздействие на учение (учебную деятельность).

Технология развивающего образования, как и любая технология, имеет своей основой последовательность процедур использования педагогических средств для перевода обучаемого из одного состояния в другое.

Технологический аспект в деятельности педагога подчинен педагогической функции, ценностям и цели педагогической деятельности. Технологическая организация учения-обучения становится тормозом в развитии школьника в том случае, если учитель не учитывает уникальности ученика, не следит за его проявлениями, не реконструирует путь его развития, не пользуется его критикой, его самоопределением, не предполагает согласование способов, целей и действий всех участников процесса учения-обучения. Если эти факторы учитываются, то технология не только не тормозит творческое проявление и развитие учеников, но и способствует усилению творческого потенциала.

Технология развивающего образования, как более широкое понятие, включает технологию учения-обучения и технологию программирования индивидуального развития школьников.

5.1. Технология «ИнтеллекТ» - основа развивающего образования.

Наряду с воспитанием и обучением важным объектом внимания современной школы является развитие обучающихся. В современном обществе наиболее востребованным направлением становится интеллектуальное развитие каждого ученика. В качестве формы самосовершенствования оно является элементом воспитания, а, помогая обучению, является сопутствующим элементом обучения.

Развитие интеллектуальных способностей – одно из важнейших направлений деятельности НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс», которое осуществляется целенаправленно и системно, обеспечено эффективным содержанием, достаточным инструментарием и действенной методической базой.

Образование, развивающее интеллектуальные способности, строится таким образом, что является актуальным для каждого ученика, позволяет развивать в каждом все те способности, которые востребованы практикой в конкретный период обучения, оптимально, комплексно, не требуя большого количества времени.

Стандарт российского образования требует развития не только общих интеллектуальных способностей, но и развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Поддержка процесса обучения специальным развивающим интеллектуальные способности блоком позволяет снять трудности в овладении знаниями и умениями.

НОУ «Ломоносовская школа» включает в систему образования программу интеллектуального развития школьников, представленную в виде образовательной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ). Развитие интеллектуальных способностей ОТИ рассматривает как главное направление совершенствования личности, необходимый элемент жизни. Важно как получать знания, отрабатывать практические навыки, так и развивать интеллектуальные способности.

Важным преимуществом ОТИ является возможность сохранения здоровья школьников, на которое оказывает отрицательное влияние перегрузка в процессе обучения. ОТИ способствует уменьшению применяемых усилий в процессе учебы и позволяет развить психофизический иммунитет.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» позволяет проводить развитие интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей ) с учетом различных специфических требований к развитию. Влияние данной технологии на более высокую эффективность развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно, в отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов доказано научным исследованием и широкомасштабным экспериментом в общеобразовательных школах Москвы, Подмосковья, Латвии, Азербайджана и Узбекистана.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

    снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровье сберегающей организации учебного процесса;

    повышение мотивации обучающихся к изучению отдельных школьных предметов и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

    повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Деятельность по развитию интеллектуальных способностей позволяет учащимся продемонстрировать свои достижения за пределами конкретной «области запланированного результата» посредством специально созданной Международной олимпиады «ИнтеллекТ». На Олимпиаде «ИнтеллекТ» любой учащийся может добиться успеха, проявляя при выполнении олимпиадных заданий свои интеллектуальные способности.

Развитие интеллектуальных способностей в НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс» проводится с помощью системы практических занятий в каждой предметной области в каждой возрастной группе. Также существуют линии общеинтеллектуального развития и индивидуальной работы (коррекционной и усиленной).

Линия общего развития интеллекта проводится на специально включенных в учебный план уроках «ИнтеллекТ» и имеет целью обобщить все действия по развитию предметного интеллекта и скоординировать все действия учителей-предметников в процессе развития интеллектуальных способностей на уроках.

Индивидуальное развитие проводится в дополнительное время.

Структура образовательной технологии «ИнтеллекТ».

В структуре образовательной технологии «ИнтеллекТ» предусматриваются следующие компоненты:

    «ИнтеллекТ» для дошкольников: развитие интеллектуальных способностей детей 3-6 лет.

    Предметный «Интеллект»: развитие предметных интеллектуальных способностей на уроках (1-8 классы).

    предмет «ИнтеллекТ», включенный в учебный план (1-8 классы).

    Модульные программы для учащихся 9-11 классов:

    конспектирование

    скорочтение

    развитие мышления,

    развитие внимания и др.

Курс «ИнтеллекТ» вводится в учебный план с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся для повышения эффективности учебной деятельности.

Уроки «ИнтеллекТ» способствуют координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС).

Задачи интеллектуального развития обучающихся:

    активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.

    сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.

    развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах;

    повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений), направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса. Упражнения носят развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника. Задания составлены в занимательной форме, а их содержание совпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему проводится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося и усваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств, осмысливаясь обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

В заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношение распределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим возможно говорить о развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем, чередуется с составлением упражнений самими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым, тренируясь в постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержат инструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков и приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития интеллектуальных способностей.

В учебном процессе часто возникают ситуации, когда отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и (или) более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки. В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по определению линий развития с последующим нахождением путей реализации (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития в данном случае – добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ в образовательном процессе школы.

В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника был принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность учащегося, но и его самого как личность.

В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике. При этом он пользуется четырьмя видами речевой деятельности: чтением, восприятием на слух (слушанием), письмом и устной речью (говорением). Иными словами, практически всё интеллектуально-активное время учебы на уроках в школе и время самостоятельной работы в библиотеке или дома занято речевой деятельностью:

В процессе любого вида предметно-речевой деятельности школьника проявляются четыре способности:

    Способность запоминать , удерживать в памяти и вспоминать (производя извлечение из памяти во всех видах: спонтанное воспроизведение информации в нужном месте и в нужное время, принудительное припоминание информации на основе поставленного вопроса или сформулированной проблемы, узнавание информации в массиве).

    Способность внимать (быть внимательным) (проявляя все аспекты внимания: устойчивость, переключаемость, критичность, избирательность, концентрируемость, масштабность ).

    Способность создавать или восстанавливать образы или образные представления, изменять образы в уме (используя статическое и динамическое воображение ).

    Способность осмысливать и переосмысливать информацию. Так как эти способности проявляются в предметно-речевой деятельности, а при проявлении чего-либо принято говорить о качествах («проявилось качество»), то в нашем случае целесообразно говорить о памяти, внимании, мышлении и воображении, как о качествах. Поскольку данные четыре качества имеют психическую природу, то можно говорить о психических качествах:

От степени развитости этих качеств зависит успешность предметно-речевой деятельности, и, следовательно, степень развитости памяти, внимания, мышления и воображения учащегося определяет продуктивность его работы на уроках и во время самоподготовки.

В предметно-речевой деятельности при проявлении предметно-ориентированных качеств учащийся использует предметный тезаурус – вложенный в активную память (а не в память вообще) набор предметных понятий (описываемых с помощью слов, словосочетаний или фраз) с привязанными к каждому понятию (на нейрофизиологическом уровне) семью компонентами (условное деление).

Пять компонентов для каждого понятия тезауруса являются обязательными :

    графическая оболочка каждого элемента тезауруса (написание слова, словосочетания, формулы, символа и пр.),

    звуковая оболочка (произношение слова или словосочетания, словесное описание формулы или образа, иное озвучивание понятия),

    толкование понятий (причем, если есть разные контексты, то нужны разные толкования и признаки контекстов),

    используемые при толковании понятий признаки (с помощью которых признаются понятия – понимаются)

    соответствующие толкованиям образы понятий (в которых фиксируются обязательные признаки).

Кроме того, каждое понятие тезауруса в активной памяти может быть связано еще с 2-мя компонентами (необязательными): каждое понятие из тезауруса может быть связано с каким-либо чувством и с каким-либо ощущением.

Тезаурус – достаточный для полного понимания изучаемого предмета

набор понятий (мыслей) в активной памяти


Таким образом, успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии школьника зависят от степени развитости предметно-интеллектуальных способностей: 4-х предметно-речевых навыков, 4-х предметно-ориентированных психических качеств и сформированных тезаурусов по каждой изучаемой предметной области.

Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:

    Актуальность интеллектуальных способностей .

На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.

Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.

На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного раньше или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).

    «Инерционность» развития интеллектуальных способностей

Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.

Опытным путем можно выделить характерное время развития одной и той же интеллектуальной способности, проявляющейся в разных предметных областях и заметить, что учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.

Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:

    одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе (упражнения выполняются несколько недель подряд);

    другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);

    третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.

Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов. Диагностика проводится в начале и конце периода применения развивающих заданий (в течение 2-х недель, четверти, полугодия, года). Если развитие происходит в течение длительного времени (года), то проводится промежуточная диагностика (в конце 1-ого полугодия или начале второго).

5.2. Особенности организации развивающего обучения в дошкольном отделении.

ОТИ в работе с детьми дошкольного возраста применяется по нескольким направлениям:

    В различных видах игровой деятельности.

    На обучающих занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

    На занятиях по предмету «Интеллект» в старшей и подготовительной к школе группе.

Рассмотрим эти направления подробнее.

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. В течение дня детям предлагаются различные игры, направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики. Во время прогулок дети также учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать и конкретизировать, уже пытаются анализировать. Все это дает хорошую базу для интеллектуального развития детей во время обучающих занятий.

    На всех занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, детям предлагаются задания, направленные на развитие того или иного психического процесса (интеллектуального качества). Причем содержание задания отражает основную тему занятия и взаимосвязано с другими упражнениями, наполняющими занятие.

    Примеры: «Раздели на группы», «Найди лишний предмет», «Определи закономерность и продолжи ряд», «Найди отличия» и др.

Необходимо отметить, что проведенная в конце прошлого года диагностика, показала положительную динамику в интеллектуальном развитии детей (которые регулярно посещали детский сад в течение учебного года). Достижению такого результата способствовала комплексная работа описанная выше.

Специалисты дошкольного отделения разрабатывают новые упражнения для детей старшей и средней групп. При этом они используют разработки Ломоносовской школы, пособия, рекомендованные государственной программой дошкольного образования и творческий потенциал педагогов дошкольного отделения. Планируя работу по интеллектуальному развитию детей, учитываются рекомендации психолога и логопеда об особенностях развития тех или иных психических процессов.

зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (1)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (2)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия превратилась... продолжались в АССР НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Санкт-петербургский союз ученых отчет о деятельности санкт-петербургского союза ученых

    Отчет

    ... . раздел Международная... зеленой зоны. 3. Добиваться признания археологических объектов на Охтинском мысу ... содержанию ... миссия ... НП «БСК», НП ... Ломоносовской медалью межрегионального Ломоносовского ... задачи . Подвел итоги работы сессии Школы научный руководитель Школы ...

  • Информационная услуга «тематические новости» бюллетень содержит данные за период с 16 апреля 2010 по 23 апреля 2010

    Бюллетень

    ... задач в составе нашего НП ... школы в деревне Кипень Ломоносовского района... себя гуманную миссию и... Смольного разделились . ... ремонт и содержание автомобильных дорог, ... Lumiere, "Леонтьевский мыс" , "Парадный квартал" ... Директоров; Зеленов Дмитрий Владимирович...


  • Авторы: научный руководитель Ломоносовской школы д. п. н. Зиганов Марат Александрович; руководитель научно- методической лаборатории "ИнтеллекТ" Корешкова Лариса Анатольевна


    Образовательная технология « ИнтеллекТ » (ОТИ) – современная педагогическая технология повышения эффективности учебной деятельности за счет: повышения интереса учащихся к учебе (дети, учителя и родители оценивают, что учеба начинает даваться легче); снижения утомляемости детей в школе (дети меньше тратят усилий и времени на выполнение учебных действий по школьным программам); увеличения качества усвоения школьной программы и качества применения усвоенного на практике (актуальные интеллектуальные способности позволяют лучше понимать устную и письменную речь, крепче сохранять усвоенное и продуктивнее применять знания, умения и навыки).


    Основные задачи применения ОТИ: формирование навыков научной организации труда обучающихся; формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду; формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития; снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.


    Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений: 1- е положение: Актуальность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем. 2- е положение: Содержательность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся). 3- е положение: " Инерционность " развития интеллектуальных способностей. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого - либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным правилам и свойствам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих правил и свойств достигается за неделю.


    Карта развития п/п Тема память внимание мышление воображение чтение говорение слушание письмо тезаурус 1Обозначение натуральных чисел Тест 1++ Тест 2+ Тест 3+ Тест 4+ Тест 5+ 2Отрезок. Длина отрезка. Треугольник Тест 1++ Тест 2+ Тест 3++ 3Плоскость прямая луч Тест 1+ 4Шкалы и координаты Тест 1++ Тест 2+





    Сравним задания разных уровней Уровень АУровень ВУровень С Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 4 см и 5 см. Найдите периметр треугольника со сторонами 10 см, 12 см и 17 см. Найдите периметр треугольника, если одна сторона равна 11 см, вторая – короче первой на 6 см, а третья сторона составляет 15 см.





    Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе

    Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы. Но большинство школ либо занимается этим не специально, либо, если и занимается, то не системно.

    Методическая база программы развития интеллектуальных способностей в России недостаточно проработана.

    Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Требования Программ российского образования сводятся к тому, что учащийся овладевает знаниями и умениями по учебному предмету и использует приобретенные знания и умения на практике. Эти требования не учитывают того, что при изучении учебного предмета учащийся в определенных местах учебной программы сталкивается с определенными трудностями в овладении знаниями и умениями, зависящими от недостаточного развития каких-либо интеллектуальных способностей. На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету оказываются наиболее востребованными различные интеллектуальные способности.

    В отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов Образовательная технология «ИнтеллекТ» развивает интеллектуальные способности в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей)с учетом различных специфических требований к развитию.

    Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

    снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;

    повышение мотивации обучающихся к отдельным школьным предметам и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

    повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

    Основные задачи применения ОТИ:

    1. формирование навыков научной организации труда обучающихся;
    2. формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
    3. формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
    4. снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

    Включение применения ОТИ в учебном процессе в планирование работы школы предусматривает:

    1. планирование и проведение методической работы школы, осуществление ВШК с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
    2. планирование и проведение работы психологической службой школы с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
    3. планирование деятельности учителя – предметника с учетом применения ОТИ в учебном процессе.
    4. Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:
    5. 1-е положение: Актуальность интеллектуальных способностей.
    6. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.
    7. 2-е положение: Содержательность интеллектуальных способностей.
    8. Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.
    9. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).
    10. 3-е положение: "Инерционность" развития интеллектуальных способностей.
    11. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.
    12. Учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.
    13. Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:
    14. одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе(упражнения выполняются несколько недель подряд);
    15. другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);
    16. третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.
    17. Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов.

    Технология «ИнтеллекТ» дает возможность учителю включать в содержание уроков развивающие упражнения и тренинги (практический материал) на различных предметах, системно подойти к проблеме развития обучающихся, сделать учебу легкой, результативной и интересной.

    ОТИ - это современная педагогическая технология, которая повышает эффективность учебной деятельности за счет:

    • увеличения интереса учащихся к учебе;
    • снижения утомляемости детей в школе;
    • развития интеллектуальных способностей школьников.

    ОТИ была разработана задолго до выхода стандартов Нового поколения, приоритетом которых является развитие способностей учащихся. Поэтому у ОТИ есть ответы на вопросы что, сколько, когда и как нужно развивать в интеллектуальной сфере школьников.

    ОТИ представляет систему развивающих упражнений по различным учебным предметам для детей 1-8 классов: русскому языку, иностранным языкам, математике, естествознанию, истории, биологии, географии, физике, химии.

    Учителям интересно и легко применять ОТИ на уроках, т.к. технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами. Поэтому ОТИ зарекомендовала себя во многих регионах России и за рубежом.

    Целью применения образовательной технологии «ИнтеллекТ» в ЧУ СОШ «Петровская школа» является повышение эффективности учебного процесса, и как следствие повышение качества обученности учеников.

    Основные задачи применения ОТИ:

    • формирование навыков научной организации труда обучающихся;
    • формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
    • формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
    • снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

    Автором образовательной технологии «ИнтеллекТ» является Зиганов Марат Александрович , доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Президентской школы и сети Ломоносовских школ; удостоен медали Кембриджа и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей».

    Образовательная технология «ИнтеллекТ» признана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков здоровьесберегающей технологией




    Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 1-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

    1. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ».1 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
    2. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 2 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
    3. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 3 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
    4. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 4 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.



    Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 2-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

    1 класс

    Математика. Развиваем интеллект М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

    2 класс
    Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

    3 класс
    Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
    Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

    4 класс
    Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
    Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013


    Педагоги школы, прошедшие обучение на курсах «1-ая и 2-ая ступень использования ОТИ в образовательном процессе» в Ломоносовской школе

    1. Архипова Александра Валерьевна
    2. Батурова Владлена Михайловна
    3. Волынец Людмила Владимировна
    4. Перевезенцева Ирина Ивановна
    5. Страмнова Наталья Вадимовна

    В 2014-2015 учебном году технологи ОТИ применяется на уроках математики и русского языка:
    1-я ступень использования – 3 «А» класс, Страмнова Н.В.
    2-я ступень использования – 1 – е классы, Батурова В.М. 2 «А» класс, Архипова А.В.


    Руководитель НМЛ «ИнтеллекТ» : Корешкова Лариса Анатольевна.
    Технолог ОТИ (Ломоносовская начальная школа) : Воробьёва Марина Аркадьевна.
    Администратор ОТИ в ЧУ СОШ «Петровская школа» : Батурова Владлена Михайловна.

    © 1993 - 2019 Петровская частная школа



    Статьи по теме: