Общественное сознание характеризуется выражением. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания. Сущность и особенности общественного сознания

  • Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно?
  • Кто формирует общественное сознание?
  • Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

Сущность и особенности общественного сознания

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опере жать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

Обществознание, 11

Урок №31-32

ОЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Д.З.: § 13, ?? (с.157), задания (с.158)

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • Формировать представление о роли сознания в жизни человека и общества.
  • Обогатить социальные знания по теме;
  • Содействовать формированию грамотного поведения в обществе.

Универсальные учебные действия

  • Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Понятия, термины

  • сознание (обыденное, индивидуальное, массовое, общественное);
  • философия, политическое сознание, правовое сознание, мораль, искусство, наука, религия;
  • общественная психология;
  • идеология;
  • общественное мнение

Изучение нового материала

  • Сущность и особенности общественного сознания.
  • Структура общественного сознания.
  • Общественная психология и идеология.
  • Индивидуальное и общественное сознание.

Вспомните . Может ли общество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?


Что такое сознание?

  • Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
  • Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Духовную жизнь общества отражают

общественное сознание

массовое сознание

индивидуальное сознание


Общественное сознание – целостное и сложное духовное явление. В процессе духовной жизни общества формируются:

- разнообразные знания

- особенности психического склада разных социальных групп

- отношение к природе, объективной реальности

- укореняются привычки, настроения, нравы, традиции народов


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Учёные признают относительный характер общественного сознания.

Многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей , их поступках даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений на базе которых они возникли

Общественное сознание обладает преемственностью .

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества

Общественное сознание – процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.


Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), французский философ-просветитель, историк и правовед, писатель. Был родоначальником концепции современного разделения властей


  • Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием. Так, выдвинутая идея разделения властей не утратила авторства, но стала частью общественного сознания.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей . Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения


Никола́й Копе́рник

(1473-1543гг.)

Пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной


Джорда́но Бру́но

(1548-1600), философ

Выдвинул идею бесконечности Вселенной

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение . В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.


МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования, тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определённые стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс . (степень распространения в обществе)

- практическое знание различных социальных групп , не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах , местности проживания, стране, мире

Формой проявления массового сознания является общественное мнение .

Общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех.


1. ФИЛОСОФИЯ – выполняет мировоззренческую, познавательную функцию .

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – политические идеи, цели, интересы, нормы, законы .

3. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности .

4. МОРАЛЬ включает нравственные принципы общества, нормы поведения (которые сформировались под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств .

5. ИСКУССТВО формирует в обществе эстетическое сознание (отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному) .

6. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – религиозные идеи, вера в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на общественную мораль .


СОЗНАНИЕ – одно из основополагающих понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяется общественная психология и идеология


Уровни общественного сознания: общественную психологию и идеологию

идеологию

общественную психологию

Идеология - это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

рациональный уровень общественного сознания

эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, формируется под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

Например, так как условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века, Новое время.


Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности. Представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Всегда носит общественный характер.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности её идеологов.


Марксизм - учение, основу которого составляют диалектический материализм, теория общественно-экономических формаций, теория прибавочной стоимости, учение о классовой борьбе. Теоретические положения марксизма послужили основой ленинизма и сталинизма в СССР как разновидности коммунистической идеологии. Коммунизм политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, социального равенства и социальной справедливости.

Карл Маркс


В чём отличие между социальной психологией и идеологией?

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассматривать как соотношение между эмоциональным и рациональным уровнем общественного сознания. Идеология проникает в сущность явлений .

Вывод. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Оно структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.


Решите тест

1. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства;

2) социальные группы;

3) нормы морали и права;

4) религиозные догматы.

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие;

2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию;

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества;

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.


Решите тест

3. К формам общественного сознания не относится

1) экономика;

2) религия;

4) философия.

4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


Решите тест

5. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

А) мода

1) общественная психология

Б) теоретическое выражение

2) идеология

В) социальный характер

Г) привычка

Д) коренные интересы социальных групп


Решите тест

6. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды;

2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы;

3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни;

4) идеи и взгляды носят эмпирический характер;

5) является рационализированной системой знаний;

6) обоснованность воззрений теоретиками.

7. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания;

2) философского сознания;

3) массового сознания;

4) научного сознания.


8. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

1) формируется целенаправленно

2) основана на жизненно-практическом опыте человека

3) отражает внутренние свойства социального объекта

4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

9. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Структура общественного сознания

Наименование форм общественного сознания

Их сущность

Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека


10. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией

Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания .

  • верно А; 2) верно Б; 3) верны оба варианта ответа;

4) оба варианта ответа не верны

11. Укажите науки (порядок чисел), изучающие сознание:

  • Физиология;
  • Анатомия;
  • Психология;
  • Кибернетика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • Философия.

Практические выводы


Контрольные вопросы

  • Что понималось под сущностью сознания сторонниками разных точек зрения?
  • Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  • Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  • Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  • Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  • Чем различаются общественная психология и идеология?
  • Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

ЛИТЕРАТУРА

  • Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.

Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.

  • Ресурсы сети Интернет.
  • Учитель истории и обществознания
  • Котруца Л.Н., ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

Ответы по тестам урока:

ответ

Общественное сознание на его различных уровнях и в различных формах не только познает предметный мир, оценивает его явления, активно воздействует на

общественные отношения, но в процессе этого воздействия регулирует взаимоотношения людей. Само собой разумеется, эта регуляция проистекает из того

обстоятельства, что сознание отражает существующие объективные связи и отношения в обществе. Под регулятивной функцией общественного сознания

следует понимать его целесообразные воздействия на деятельность людей в определенном направлении, что находит свое отражение в их практике,

формирует их мировоззрение, идеалы, заставляя их действовать в жизни соответствующим образом.

Регулятивной функцией обладают как идеология, так и психология, а также различные формы общественного сознания. Регулятивная функция каждой из них

характеризуется специфичностью и относительной самостоятельностью, но исходит в конечном счете из потребностей и интересов индивида, социальной

группы, класса и общества в целом. Регуляция сознания в обществе может принимать стихийный характер, выступая в форме подражания, моды и пр.

Признание тех или иных социальных ценностей, принципов и идеалов является весьма важным моментом в регулирующей функции сознания. Регулятивная

функция общественного сознания создает необходимые условия функционирования и развития общества.

Стержнем духовной жизни общества на любом историческом этапе является общественное сознание, отражающее основные черты и закономерности

общественного бытия в тех или иных формах, присущих определенным классам. Общественное сознание тем самым определяет основной характер и

закономерности духовной жизни общества, все его духовные процессы и отправления. Ставя вопрос о соотношении сознания и знания, основоположники

марксизма отмечали: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». Осознание человеком объективной

действительности и самого себя в обществе является познанием. Общественное сознание внутренним образом связано со знанием, с его производством,

приращением и функционированием.

Общественное сознание представляет собой духовный результат развития общества, выражение его социального, экономического и политического бытия.

Общественное сознание возникает как продукт всей общественной деятельности людей. Оно представляет собой социальную функцию общества. Поэтому его

результаты в различных сферах всегда носят общественный характер. По общественному сознанию можно судить не только об образе духовной жизни

общества, но и о его коренных основах бытия, чего нельзя сказать об индивидуальном или обыденном сознании. Общественное сознание вырабатывается

обществом, является квинтэссенцией его духовных процессов. В обществе, расколотом на антагонистические классы, общественное сознание приобретает

противоречивый характер. Оно прежде всего отражает интересы господствующего класса, но не сводится только к идеям последнего.

Поэтому нельзя говорить об однотипности общественного сознания в обществе, разделенном на классы и социальные группы. Плеханов писал: «Структура

цивилизованных обществ настолько сложна, что, в строгом смысле слова, нельзя даже говорить о состоянии духа и нравов, соответствующем данной форме

общества. Состояние духа и нравов горожан часто существенно отличается от состояния духа и нравов крестьян, а дух и нравы дворянства очень мало похожи

на дух и нравы пролетариата. Поэтому "тип", являющийся "господствующим" в представлении одного какого-нибудь класса, отнюдь не господствует в

представлении другого класса». Но господствующий класс стремится навязывать свою идеологию другим классам. Основоположники марксизма отмечают,

что «тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила». В

меньшей мере это может быть отнесено к общественной психологии.

Диалектика соотношения сознания человека и общественного сознания весьма сложна. Человек не просто часть общества. Он так или иначе выражает собой

общество на конкретной ступени его развития в определенных социальных формах. Общественное сознание аккумулирует также минувший исторический

опыт, который участвует в формировании сознания человека.

Общественное сознание отнюдь не представляет конгломерата индивидуальных сознании, хотя именно в них оно и имеет свою реальную основу и источник.

Вбирая в себя содержание индивидуальных сознаний, общественное сознание отнюдь не является простым их итогом. Общественное сознание отражает

наиболее общее, основное, решающее, что содержится во множестве индивидуальных сознаний.

Но этого недостаточно, чтобы охарактеризовать социальную природу общественного сознания. Общественное сознание вырастает не на пустом месте. Оно

внутренне связано с предшествующим развитием общества. Действует закон исторической преемственности, связи. При этом способы исторической

преемственности и сохранения прогрессивных идей в сознании людей крайне разнообразны. Нередко это прямое наследование прогрессивных идей, иногда -

признание только важнейших принципов прошлых учений и т. д. Общественному сознанию присуще сохранение, усвоение и дальнейшее развитие возникших

идей. Но формы этой преемственной связи в науке, философии, искусстве, морали в различные эпохи имели свой конкретно-исторический характер.

Подлинная научная история общественного сознания невозможна без анализа исторической преемственной связи идей, учений.

Индивидуальное сознание само по себе не может охватить всю совокупность всех связей и опосредований, существующих в обществе, выделить главное и

существенное. На него неизбежно воздействует общественное сознание, которое отличается от него глубиной отражения действительности, масштабом

понимания исторических событий, широким охватом общественных явлений, предвидением исторических процессов. Сознание индивида невозможно без

связи, взаимодействия с общественным сознанием. Это происходит с помощью средств, выработанных обществом. Материализуясь в языке, объективируясь

в книгах и других предметах и явлениях культуры и находя выражение в разнообразных средствах и формах общения, представления и идеи индивида

становятся достоянием общественного сознания. И наоборот, результаты общественного сознания становятся идейным богатством индивида.

Индивидуальное сознание - отражение индивидом общественного бытия и своего места в нем. Сознание индивида представляет собой его внутренний

духовный мир, через призму которого оно взаимодействует с общественным сознанием и, следовательно, с общественным бытием. «Какова

жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что

они производят, так и с тем, как они производят». Через индивидуальную психически-идеологическую и научную деятельность человек отражает свою

объективную связь с обществом, классом, социальным коллективом. Процесс освоения мира в сознании человека всегда индивидуален, но в

индивидуальном сознании людей содержится прежде всего общее, основное, свойственное обществу, классу.

Методологической основой изучения взаимодействия индивидуального сознания и сознания общества является диалектический принцип соотношения

общего, частного и единичного. Этот принцип относится, само собой разумеется, не только к гносеологической, но и к социологической стороне анализа

проблемы. Общее раскрывает общечеловеческие черты, а также общезначимые, типические стороны содержания сознания индивида на данном этапе

исторического развития, частное - принадлежность черт, свойств, относящихся к социальной группе или классу, и единичное - особенности в духовном

развитии личности. Все эти аспекты внутренне связаны и выражают общественный характер сознания индивида, зависимость его индивидуального сознания

от общественного сознания и тем самым детерминацию поведения индивида.

Для общественного сознания характерно такое отражение общественного бытия, в котором дано самое основное, существенное в нем, стремление открыть

законообразное в общественных явлениях. В нем находят свое выражение потребности и главные интересы общества или класса на данном этапе

исторического развития. Индивиды, составляющие тот или иной класс, сплачиваются вокруг общих социально-экономических интересов благодаря действию

общественного, классового сознания, которое выполняет тем самым определенную регулятивную социальную функцию.

Процесс отражения действительности индивидом возможен только в результате выработанных обществом форм и средств отражения, создания учений,

теоретических принципов, усвоения духовной культуры прошлого, взаимодействия идеологических отношений людей. Сложнейший механизм общества можно

познать в результате творческих усилий многих поколений людей. Общественное сознание - это сознание определенной исторической эпохи. Индивидуальное

сознание возникает на базе общественного сознания, в главном и решающем определяется им. В общественном сознании закреплен исторический путь

культуры человечества в различных областях духовных отношений людей.

1)В познании общества, в отличии от познания природы, а) объект и субъект совпадают б) основным методом является эксперемент в) не

могут выдвигаться гипотезы и предположения

г) истина имеет относительный характер

2) Какие из суждений верны?

социальная функция образования заключается в том, что

А. в его процессе человек овладевает опытом общения, осуществляется социализация личности

Б. оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе

а) только А

б) только Б

в) и А, и Б

г) ни А, ни Б

3) Итальянский путешественник Плано ди Карпини, посланец Папы Римского ко двору Великого хана монголов, писал о русских землях после нашествия Батыя:"Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов". Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

а) революция

б) регресс

в) модернизация

г) прогресс

4) Широкое распространение компьютерных технологий, превращение их в значимый фактор производства-характерные черты общества

а) интенсивное развитие науки и технологий

б) автоматизация и роботизация промышленного произвдства

в) преобладание семей партнерског, демократического типа

г) преобладание в общественном сознаниии религиозных ценностей

5) К глобальным проблемам современного общества относится

а) истощение природных ресурсв

б) принятие национальных стандартов образования

в) осуществление диалога культур

г) проведение международных конференций

6)Выбирите 3 элемента верного ответа и обведите соответсвующие номера

какие признаки относятся к науке?

а) оказательство

б) образность

в) символичность

г) объективность

д) рационализм

7) Приведенные в перичне термины, ща исключением двух, характеризуют продукты массовой культуры. Номера лишних терминов

а) анимация

б) сериал

в) бестселлер

д) ток-шоу

Помогите ответить на впоросы!!!желательно что было удобно ответы сделать в виде таблицы)) 1) Что

позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие
компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт?
Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте
основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения,
институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни
общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники
эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность
общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в
развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время
темпов общественного развития?

ž Духовная жизнь - Это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли, чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей

Общественное сознание – это воззрения людей в из совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языке, творения духовной культуры, социальных нормах и взглядах (духовное, психическое отражение общественного бытия). Это основа духовной жизни общества.

Черты общественного сознания:

ž Общественное бытие влияет на общественное сознание через материальные и духовные потребности

ž Общественное сознание носит исторический характер

ž Оно познает, осмысляет, проникает в сущность процессов

ž Единство общественного бытия и общественного сознания

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре . За критерий деление я возьму форму общественного сознания. Различают такие формы, как

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Моральное сознание включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство (эстетическое сознание)

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями,

Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль

  1. Духовная жизнь общества: мораль и право.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Право - регулирование поведения людей с помощью системы законов, необходимое условие существования свободных людей в обществе.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него.


Общее в том, что нормы права и нормы морали:

1 являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

2 имеют один объект регулирования – общественные отношения.

3 выступают мерой свободы в обществе

5 имеют сходную структуру

Различное в том, что

1 нормы морали формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. А нормы права установлены государством, официально зафиксированы.

2 нормы морали исполняются в силу привычки и внутренних убеждений, а нормы права обязательны для исполнения

3 Нормы права поддерживаются силой государственного принуждения, а нормы морали нет

4 нормы морали регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству, а нормы права лишь те, которые подконтрольны гос-ву.

5 нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а нормы права с позиций законного и незаконного.

45 Духовная жизнь общества: искусство и религия.\

Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества..

Функции искусства:

1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.

Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.

Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию б) религиозная психология –.

2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты

3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии

Функции религии:

Мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуро-транслирующая.



Статьи по теме: