Ключевые институты с точки зрения организации общества.  Обществознание: Социальные институты

В основе своей общество состоит из социальных институтов - сложной совокупности различных характеристик, которые обеспечивают целостность социальной системы. С точки зрения социологии это исторически сложившаяся форма деятельности людей. Основными примерами социальных институтов выступают школа, государство, семья, церковь, армия. И сегодня в статье разберем подробно вопрос, что такое социальные институты, каковы их функции, типы, а также приведем примеры.

Терминологический вопрос

В самом узком смысле под социальным институтом подразумевают организованную систему связей и норм, что удовлетворяют основные потребности общества в целом и личности в частности. К примеру, социальный институт семьи отвечает за репродуктивную функцию.

Если углубляться в терминологию, то социальный институт - это ценностно-нормативный комплекс установок и орган или организации, которые их утверждают и помогают реализовать. Также этим термином могут обозначать общественные элементы, что предоставляют устойчивые формы организации и регуляции жизни. Это, к примеру, социальные институты права, образования, государства, религии и т. д. Основная цель таких институтов - способствовать стабильному развитию общества. Поэтому главными функциями принято считать:

  • Удовлетворение требований общества.
  • Контроль социальных процессов.

Немного истории

Обеспечение функциональности

Чтобы социальный институт мог исполнять свои функции, он должен обладать тремя категориями средств:

  • Право . В рамках определенного института необходимо установить свои нормы, правила, законы. Этот признак социального института на примере образования проявляется в обязательном получении знаний детьми. То есть, согласно законам института образования, родители должны отправлять детей в школы с определенного возраста в обязательном порядке.
  • Материальные условия. То есть чтобы детям было где учиться, нужны школы, садики, институты и т. д. Необходимо обладать средствами, что помогут реализовать законы.
  • Моральная составляющая . Большую роль в соблюдении законов играет одобрение общественности. После окончания школы дети идут на курсы или в институты, они продолжают учиться потому, что понимают, зачем нужно образование.

Основные черты

Исходя из всего вышесказанного, уже можно определить основные черты социального института на примере образования:

  1. Историчность . Социальные институты возникают исторически, когда у общества возникает определенная потребность. Тяга к познанию появилась у людей задолго до того, как они стали жить в первых древних цивилизациях. Исследование окружающего мира помогало им выживать. Позже люди стали передавать опыт своим детям, те - делать свои открытия и передавать своему потомству. Так возникло образование.
  2. Устойчивость . Институты могут отмирать, но до этого они существуют веками, а то и целыми эпохами. Первые люди научились делать из камня оружие, сегодня мы можем обучиться полетам в космос.
  3. Функциональность. Каждый институт выполняет важную общественную функцию.
  4. Материальные средства. Наличие материальных объектов необходимо, чтобы выполнялись функции, ради которых был создан институт. Например, для института образования необходимы учебные заведения, книги и другие материалы, чтобы дети могли учиться.

Структура

Институты были созданы, чтобы удовлетворять человеческие потребности, а они достаточно многообразны. Если привести примеры социальных институтов, то можно сказать, что потребность в защите обеспечивает институт обороны, духовными потребностями заведует институт религии (в частности, церковь), на потребность в познании отвечает институт образования. Подытоживая все вышесказанное, можно определить структуру института, то есть его основные составляющие:

  1. Группы и организации, которые удовлетворяют потребности индивида или социальной группы.
  2. Нормы, ценности, правила, законы, следуя которым, индивид или социальная группа могут удовлетворить свои нужды.
  3. Символы, что регулируют отношения в экономической сфере деятельности (бренды, флаги и т. д.) Можно даже привести пример социального института с очень запоминающимся зелёным символом змея, обернутого вокруг кубка. Его часто можно видеть в больницах, которые обеспечивают индивиду или группе лиц потребность в хорошем самочувствии.
  4. Идеологические основы.
  5. Социальные переменные, то есть общественное мнение.

Признаки

Немаловажно определить признаки социального института. На примере образования это получится показать лучше всего:

  1. Наличие учреждений и групп, объединенных одной целью. Например, школа предлагает знания, дети хотят получить эти знания.
  2. Наличие системы образцов норм ценностей и символов. Также можно провести аналогию с институтом образования, где символом может выступать книга, ценностями - получение знаний, а нормами - соблюдение школьных правил.
  3. Поведение в соответствии с этими нормами. Например, ученик отказывается соблюдать правила, и его выгоняют из школы, из учреждения социального института. Конечно, он может стать на путь истинный и пойти в другое учебное заведение, а может случиться и так, что его не примут ни в одно из них, и он окажется за бортом общества.
  4. Человеческие и материальные ресурсы, что помогут в решении определенных задач.
  5. Одобрение общественности.

Примеры социальных институтов в обществе

Институты за своими проявлениями и факторами бывают совершенно разными. По факту их можно разделить на крупные и низкоуровневые. Если говорить об институте образования - это крупная кооперация. Что касается его подуровней, то это могут быть институты начальной, средней и старших школ. Поскольку общество динамично, некоторые институты низших уровней могут исчезать, как рабство, а некоторые - появляться, например, реклама.

Сегодня в обществе можно выделить пять главных институтов:

  • Семья.
  • Государство.
  • Образование.
  • Экономика.
  • Религия.

Общие функции

Институты призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества и защищать интересы индивидов. Это могут быть как витальные, так и социальные нужды. Согласно социальным исследованиям, институты выполняют общие и отдельные функции. Общие функции закреплены за каждым объектом, а отдельные могут меняться в зависимости от специфики института. Изучая примеры функций социальных институтов, отметим, что общие выглядят следующим образом:

  • Установка и воспроизводство отношений в социуме . Каждый институт обязан обозначить стандартное поведение индивида путем внедрения правил, законов и норм.
  • Регуляция . Отношения в обществе необходимо регулировать, вырабатывая приемлемые модели поведения и накладывать санкции за нарушение норм.
  • Интеграция . Деятельность каждого социального института должна объединять индивидов в группы, чтобы они чувствовали взаимоответственности и зависимость друг от друга.
  • Социализация . Основная цель этой функции - передавать социальный опыт, нормы, роли и ценности.

Что касается дополнительных функций, их следует рассматривать в контексте основных институтов.

Семья

Ее принято считать самым важным институтом государства. Именно в семье люди получают первые базовые знания о внешнем, социальном мире и правилах, что там установлены. Семья - это базовая ячейка общества, которая характеризуется добровольным вступлением в брак, ведением общего быта, стремлением к воспитанию детей. В соответствии с этим определением выделяют основные функции социального института семьи. К примеру, экономическая функция (общий быт, ведение хозяйства), репродуктивная (рождение детей), рекреационная (оздоравливающая), социального контроля (воспитание детей и передача ценностей).

Государство

Институт государства еще называют политическим институтом, что управляет обществом и выступает гарантом его безопасности. Государство должно выполнять такие функции, как:

  • Регулирование экономики.
  • Поддержка стабильности и порядка в обществе.
  • Обеспечение социального согласия.
  • Защита прав и свобод граждан, воспитание граждан и формирование ценностей.

Кстати, на случай войны государство должно выполнять внешние функции, такие как оборона границ. К тому же принимать активное участие в международном сотрудничестве, чтобы защитить интересы страны, решить глобальные проблемы и наладить выгодные контакты для экономического развития.

Образование

Социальный институт образования рассматривается как система норм и связей, объединяющая общественные ценности и удовлетворяющая его потребности. Эта система обеспечивает развитие социума путем передачи знаний и навыков. К основным функциям института образования стоит отнести:

  • Адаптивную. Передача знаний поможет подготовиться к жизни и трудоустроиться.
  • Профессиональную. Естественно, чтобы найти работу, необходимо обладать какой-то профессией, образовательная система поможет и в этом вопросе.
  • Гражданскую. Вместе с профессиональными качествами и навыками знания способны передавать менталитет, то есть готовят гражданина конкретной страны.
  • Культурную. Индивиду прививают принятые в обществе ценности.
  • Гуманистическую. Помогают раскрыть личный потенциал.

Среди всех институтов образование играет вторую по значимости роль. Первый жизненный опыт индивид получает в семье, где он родился, но когда он достигает определенного возраста, сфера образования оказывает большое влияние на социализацию личности. Воздействие социального института, к примеру, может проявиться в выборе хобби, которым никто в семье не то что не занимается, но и не знает о его существовании.

Экономика

Экономический социальный институт должен отвечать за материальную сферу межличностных отношений. Общество, что отличается бедностью и финансовой нестабильностью, не может поддерживать оптимальное воспроизводство населения, обеспечивать образовательную базу развития социальной системы. Поэтому, как ни посмотри, а все институты связаны с экономикой. К примеру, экономический социальный институт перестает функционировать должным образом. В стране начинает повышаться уровень бедности и появляется больше безработных. Будет рождаться меньше детей, начнется старение нации. Поэтому главные функции этого института:

  • Согласовывать интересы производителей и потребителей.
  • Удовлетворять потребности участников социального процесса.
  • Укреплять связями внутри системы экономики, и сотрудничать с другими социальными институтами.
  • Поддерживать экономический порядок.

Религия

Институт религии поддерживает систему верований, которой придерживается большинство людей. Это своеобразная система верований и практик, популярных в конкретном обществе, и ориентированных на нечто священное, невозможное, сверхъестественное. Согласно исследованиям Эмиля Дюркгейма, у религии есть три самых важных функции - интегративная, то есть верования помогают сплачивать людей вместе.

На втором месте идет нормативная функция. Индивиды, придерживающиеся определенных верований, поступают согласно канонам или заповедям. Это помогает поддерживать порядок в обществе. Третья функция - коммуникативная, индивиды во время ритуалов имеют возможность пообщаться друг с другом или со служителем. Это помогает быстрее влиться в общество.

Таким образом, есть основания сделать небольшое заключение: социальные институты - это особые организации, которые должны удовлетворять базовые потребности общества и защищать интересы индивидов, что даст возможность интегрировать население, если же один из институтов выйдет из строя, в стране с вероятностью в 99% могут начаться перевороты, митинги, вооруженные восстания, что в конечном счете приведет к анархии.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки - познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья - это не только институт, но и малая социальная группа.

Общества - это укоренившиеся стандарты, мотивы, принципы и идеология поведения, которые регулируют повседневную жизнь людей. Каждый из таких институтов выполняет определенный набор функций: формирование и имплементация регуляторных практик, то есть модульного кодекса деятельности на индивидуальном и коллективном уровнях; создание и развитие определяющих категории «черного» и «белого»; обозначение технологий достижений определенных целей - продолжение рода, получение богатства, власти и т. д.

Таким образом, основные институты общества задают цели его развития, а также выстраивают пути или тренды их достижения. Соответственно, каждый институт содержит в себе элементы управления, социального и экономического воспроизводства.

Современная социология выделяет несколько таких универсальных образований: семья, собственность, государство, идеология (религия) и образование. Рассмотрим их каждый отдельно.

Семья

Семья считается фундаментом того, что мы сегодня называем «основные институты общества». Связано это не только с тем, что семейный или родственный клан представляет собой изначальную модель саморегулирующейся социальной системы. Дело в том, что на примере кровно-родственных и племенных связей отрабатывались все остальные групповой иерархии, символического и экономического обмена, воспитания, внутренней классификации и, наконец, политического доминирования. Сегодня же семья - это механизм двойного, биологического и социального, воспроизводства. Первичное воспитание, моральные устои, первичные этические оценки и манеры пребывания в социальном окружении - все это задачи, которые решаются на уровне брака.

Государство

Государство, как основной институт общества, сориентировано не только на обеспечение безопасности своих членов, но и на получение правовых, социальных, духовных и силовых гарантий накопленных экономических ресурсов. Современное государство на самом деле предоставляет две такие гарантии: неприкосновенность (экономика) и жизни, права и свободы человека, - индивидуальное бытие в политическом смысле также воспринимается как частная собственность.

Собственность

Основные институты общества как экономической системы возникли именно из традиционалистского понимания принадлежности вещи определенному владельцу. Если сначала собственность была коллективной (точнее говоря территориальной, и представляла собой пространство, где осуществлялся процесс собирательства и скотоводства), то с момента возникновения групповой иерархи, а затем феномена социальной классификации, она становится частной или долевой, ориентированной на индивидуальное обогащение. При этом собственность, помимо сугубо четко привязана к категории «семья», тем самым обеспечивая возможность прямого наследования накопленных богатств.

Религия

Религия почему-то считается частью духовного мира, хотя она на самом деле свободно включается в систему «основные институты общества». Ведь обобщенные мистические взгляды, как, собственно говоря, и образование, выполняют сугубо идеологическую функцию - определение и оправдание доминирующей модели общественного развития.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.9. Основные институты общества

Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Условия появления системы социальных институтов:

а) в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте;

б) общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Социальные институты – 1) элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2) ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3) определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Основные черты (признаки) социального института:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.

2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.

3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.

4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.

5. Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т. д.); идеологические обоснования деятельности социального института; социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества.

Типы социальных институтов классифицируют:

1. По сферам жизни общества: а) экономические (разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. д.); б) политические (государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество); в) стратификации и родства (класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство); г) культуры (школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь).

2. В зависимости от их сферы деятельности: а) реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б) регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

3. По функциональным качествам.

4. По времени существования и др.

Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.

Типы функций социальных институтов

А) Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2. Регулятивная функция – выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля); 3. Интегративная функция – процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция – передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция – распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

Б) Отдельные функции:

– социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);

– социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);

– социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;

– социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д.

В) Р. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции. Явные – приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (институт рабства), а другие – появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации (процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах).

Основные социальные институты

1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. д.

2. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др.; внешние функции: обороны, международного сотрудничества и др.

3. Экономические институты : институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Основная функция: производство и распределение товаров и услуг.

4. Образование – социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

5. Право – социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

6. Религия – как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики. Функции: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, общекультурная и др.

Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня (например, суд – институты адвокатуры, прокуратуры, судейства). Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т. д.).

Деятельность социального института определяется: набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Введение

Социальные институты занимают важное место в жизни общества. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Актуальность исследования темы обусловлена необходимостью оценки значения социальных институтов и их функций в жизни общества.

Объектом исследования выступают социальные институты, предметом является основные функции, виды и признаки социальных институтов.

Цель исследования состоит в анализе сущности социальных институтов.

При написании работы, были поставлены следующие задачи:

1. Дать теоретическое представление о социальном институте;

2. Раскрыть признаки социальных институтов;

3. Рассмотреть виды социальных институтов;

4. Описать функции социальных институтов.


1 Основные подходы к пониманию структуры социальных институтов

1.1 Определение понятия социального института

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Существуют различные концепции социальных инсти­тутов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четы­рем основаниям:

1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции.

2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.

3. Система материальных учреждения и формы дейст­вий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов об­щности (группы).

4. Социальные роли, особо важные для группы или общности.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сфеpax общественной жизни.

Согласно С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

Под системой социальных связей в данном определе­нии понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под обществен­ными ценностями - разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами - стандартизованные об­разцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя: 1) переплетение ролей и ста­тусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помо­щью которых осуществляется семейная жизнь; 2) сово­купность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (за­бота о воспитании детей, их физическом развитии, семей­ные правила и обязательства).

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

Ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

Обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Культуру часто понимают как форму и результат приспособления к окружающей среде. Кеес Дж. Хамелинк определяет культуру как сумму всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой “четвертую власть”, по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты - часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах.

Как бы ни определять социальный институт, в любом случае по­нятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фунда­ментальных категорий социологии. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институцио­нальная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, по­литическая социология, социология семьи, социология науки, соци­ология образования, социология религии и т.д.).

1.2 Процесс институционализации

Социальные институты возникают как своеобразный отклик на по­требности общества, отдельных социумов. Они связаны с гарантиями непрерывной социальной жизни, защиты граждан, поддержания социального порядка, сплоченности социальных групп, осуществления коммуникаций между ними, «размещения» людей по определенным социальным позициям. Конечно же, в основе появления социальных институтов - и первичные потребности, связанные с производством продуктов, товаров и услуг, их распределением. Процесс возникновения и становления социальных институтов получил название институционализации.

Подробно процесс институционализации, т.е. образо­вание социального института, рассмотрен С.С.Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение кото­рой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе сти­хийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и прави­лами;

5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Люди, объединенные в социальные группы для реали­зации появившейся у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе об­щественной практики они вырабатывают наиболее при­емлемые образцы и шаблоны поведения, которые со вре­менем через многократное повторение и оценку превра­щаются в стандартизированные привычки и обычаи. Через некоторое время разработанные образцы и шабло­ны поведения принимаются и поддерживаются общест­венным мнением, а в конечном итоге узакониваются, и разрабатывается определенная система санкций. Фина­лом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ро­левой структуры, которая социально одобрена большин­ством участников этого социального процесса.

1.3 Институциональные признаки

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.


Таблица 1. Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
Привя­занность Лояльность Уважение Послушание Лояльность Суборди­нация Производи­тельность Эконо­мичность Произ­водство прибыли

знаниям Посещае­мость

Почти­тельность Лояльность Поклонение
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Брачный ритуал Флаг Печать Герб Националь­ный гимн Фабричная марка Патентный знак Школьная эмблема Школьные песни

Крест Иконы Святыни

3. Утилитарные культурные черты

Дом Квартира

Общест­венные здания Общест­венные работы Бланки и формы Магазин Фабрика Оборудо­вание Бланки и формы Классы Библиотеки Стадионы Церковные здания Церковный реквизит Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция Законы Контракты Лицензии Правила учащихся Вера Церковные запреты
5. Идеология
Романти­ческая любовь Совмес­тимость Индиви­дуализм Государст­венное право Демократия Нацио­нализм Монополия Свободная торговля Право на труд Академи­ческая свобода Прогрес­сивное образование Равенство при обучении Православие Баптизм Протес­тантизм

2 Виды и функции социальных институтов

2.1 Характеристика видов социальных институтов

Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное зна­чение имеет их типологизация.

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, произвольна и своеобразна. Так, Лютер Бернард предлагает различать "зрелые" и "незрелые" социальные институты, Бронислав Малиновский - "универсальные" и "партикулярные", Ллойд Баллард - "регулятивные" и "санкционированные или оперативные", Ф. Чэпин - "специфические или нуклеативные" и "основные или диффузно-символические", Г. Барнз - "первичные", "вторичные" и "третичные".

Зарубежные представители функционального анализа вслед за Г. Спенсером традиционно предлагают классифицировать социальные институты, исходя из основных социальных функций. Например, К. Даусон и У. Геттис полагают, что все многообразие социальных институтов можно сгруппировать в четыре группы: наследственные, инструментальные, регулятивные и интегративные. С точки зрения Т. Парсонса следует различать три группы социальных институтов: релятивные, регулятивные, культурные.

Стремится классифицировать социальные институты в зависимости от осуществ­ляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни и Я. Щепаньский. Разделив социальные институты на "формальные" и "неформальные", он предлагает различать следующие "главные" социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в уз­ком значении этого слова и религиозные. При этом польский социолог замечает, что предложенная им классификация социальных институтов "не исчерпывающая"; в со­временных обществах можно найти социальные институты, не охваченные данной классификацией.

Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида ин­ститутов - экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институ­ты экономики и политики оказывают наиболее сущест­венное влияние на характер изменений в обществе.

Следует отметить, что очень важным, в высшей степе­ни необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведен­ных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинст­ва примитивных обществ - единственный реально функ­ционирующий институт. Cемья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отра­жение все сферы и отношения общества. Важное значе­ние в обществе имеют и другие социально-культурные институты - образование, здравоохранение, воспитание и др.

В связи с тем, что существенные функции, выполняе­мые институтами, различные, проведенный анализ соци­альных институтов позволяет выделить следующие груп­пы институтов:

1. Экономические - это все институты, которые обес­печивают процесс производства и распределения матери­альные благ и услуг, регулируют денежный оборот, зани­маются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, за­воды и т.д.).

2. Политические - это институты, которые устанавли­вают, исполняют и поддерживают власть. В концентриро­ванной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокуп­ность политических институтов позволяет определить по­литическую систему общества (государство с его цент­ральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объ­единения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в дан­ном случае строго определены: выборы, митинги, демон­страции, предвыборные кампании.

3. Воспроизводства и родства - это институты, благо­даря которым поддерживается биологическая непрерыв­ность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные - это ин­ституты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации моло­дого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспита­тельный институт, образование, наука, культурно-воспи­тательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные - это институты, регули­рующие повседневные человеческие контакты, облегчаю­щие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определя­ются и регулируются способы приветствий и поздравле­ний, организация торжественных свадеб, проведение со­браний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объедине­нием (общественные организации, товарищеские объеди­нения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные - институты, организующие связь че­ловека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отноше­ния. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочислен­ные человеческие отношения.

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются харак­терными для всех типов цивилизации.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные.

Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.

2.2 Функции социальных институтов

Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции социальных институтов. Данное раз­личие функций было введено им для объяснения опреде­ленных общественных явлений, когда необходимо учиты­вать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины «явное» и «латентное» он заимствовал у Фрейда, который исполь­зовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: «В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социаль­ного действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной еди­ницы (индивидуум, подгруппа, социальная или культур­ная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка».

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

Основной, общей функцией любого социального ин­ститута является удовлетворение социальных потребнос­тей, ради которых он был создан и существует. Для осу­ществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению по­требностей. Это следующие функции; функция закрепле­ния и воспроизводства общественных отношений; регуля­тивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

Регулятивная функциясостоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

Интегративная функция.Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

Транслирующая функция.Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

Коммуникативная функция.Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Латентные функции.Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "кадиллак" потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потреб ности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов социологи могут определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.


Заключение

Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что мне удалось выполнить поставленную цель – кратко изложить основные теоретические аспекты социальных институтов.

В работе как можно подробней и разносторонне описаны понятие, структура и функции социальных институтов. В процессе раскрытия смысла этих понятий я использовала мнения и доводы различных авторов, которые использовали отличную друг от друга методологию, что позволило более глубоко выявить суть социальных институтов.

В целом, можно подвести итоги, что социальные институты в обществе играют немаловажную роль, изучение социальных институтов и их функций позволяет социологам создать картину соци­альной жизни, дает возможность осуществлять контроль за развитием социальных связей и социальных объ­ектов, а также управлять протекающими в них процессами.


Список использованных источников

1 Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. 640 С.

2 Глотов М.Б. Социальный институт: определения, строение, классификация /СоцИс. № 10 2003. С. 17-18

3 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. 624 С.

4 З боровский Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов вузов. – М.: Гардарики, 2004. 592 С.

5 Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России – М.: Московский сихолого-социальный институт, 2000. 464 С.

6 Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994. 249 С.

7 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: 1995.



Статьи по теме: