А.П. Чехов "Вишневый сад": описание, герои, анализ пьесы. Чехов "вишневый сад"


«Вишнёвый сад» - лирическая пьеса Антона Павловича Чехова в четырёх действиях, жанр которой сам автор определил как комедия.

Меню статьи:


Успех пьесы, написанной в 1903 году, был настолько очевидным, что уже 17 января 1904 года комедию показали в Московском художественном театре. «Вишневый сад» – одна из самых известных русских пьес, созданных в то время. Примечательно, что в её основании лежат собственные тягостные впечатления Антона Павловича Чехова о его знакомом А.С Киселевым, имение которого тоже ушло с аукциона.

Немаловажным в истории создания пьесы является то, что Антон Павлович Чехов написал её уже на закате жизни, будучи тяжело больным. Именно поэтому работа над произведением продвигалась очень трудно: от начала пьесы до её постановки прошло около трех лет.

Это первая причина. Вторая заключается в желании Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе своих персонажей, работа над образами которых велась очень скрупулезно.

Художественное своеобразие пьесы стало вершиной творчества Чехова-драматурга.

Действие первое: знакомство с героями пьесы

Герои пьесы – Лопахин Ермолай Алексеевич, горничная Дуняша, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич (который весьма неуклюж, «22 несчастья», как зовут его окружающие) – ждут, когда приедет хозяйка имения, помещица Раневская Любовь Андреевна. Она должна вернуться после пятилетнего отсутствия, и домочадцы пребывают в волнении. Наконец, Любовь Андреевна с дочерью Аней переступили порог своего дома. Хозяйка несказанно рада, что наконец-то вернулась в родные пенаты. Здесь за пять лет ничего не изменилось. Сестры Аня и Варя беседуют между собой, радуясь долгожданной встрече, горничная Дуняша готовит кофе, обычные бытовые мелочи вызывают умиление у помещицы. Она добра и великодушна – и к старому лакею Фирсу, и к другим домочадцам, охотно беседует со своим родным братом, Леонидом Гаевым, но особенные трепетные чувства вызывают любимые дочери. Все, казалось бы, идет своим чередом, но вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение купца Лопахина: «… Ваше имение продается за долги, но выход есть… Вот мой проект…» Предприимчивый купец предлагает сдавать в аренду участки вишневого сада под дачи, предварительно вырубив его. Он утверждает, что это принесет немалый доход семье – 25 тысяч в год и спасет от полного разорения, но никто не соглашается на такое предложение. Семья не желает расставаться с вишневым садом, который они считают лучшим и к которому привязаны всем сердцем.

Итак, к Лопахину никто не прислушивается. Раневская делает вид, будто бы ничего не происходит и продолжает отвечать на ничего не значащие вопросы о поездке в Париж, не желая принимать действительность такой, как она есть. Снова заводится непринужденная беседа ни о чем.

Вошедший Петя Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши, сначала неузнанный ею, своим напоминанием вызывает слезы у матери. Заканчивается день… Наконец-то все ложатся спать.


Действие второе: до продажи вишневого сада остается совсем немного

Действие происходит на природе, около старенькой церкви, откуда видно и вишневый сад, и город. До продажи вишневого сада с аукциона остается совсем немного времени – буквально считанные дни. Лопахин пытается убедить Раневскую и её брата отдать сад в аренду под дачи, но его снова никто не желает слышать, надеются на деньги, которые вышлет ярославская тетушка. Любовь Раневская вспоминает прошлое, воспринимая свои несчастья как наказание за грехи. Сначала умер муж от шампанского, затем сын Гриша утонул в реке, после чего она уехала в Париж, чтобы воспоминания о местности, где случилось такое горе, не бередили душу.

Вдруг разоткровенничался Лопахин, рассказав о своей нелегкой судьбе в детстве, когда отец «не учил, а только бил спьяна, и все палкой…» Любовь Андреевна предлагает ему жениться на Варе, своей приемной дочери.

Входят студент Петя Трофимов и обе дочери Раневской. Между Трофимовым и Лопахиным завязывается разговор. Один говорит о том, что «в России, работают пока очень немногие», другой призывает оценить все то, что дано Богом и начать трудиться.

Внимание беседующих привлекает прохожий, который декламирует стихи, а затем просит пожертвовать копеек тридцать. Любовь Андреевна дает ему золотую монету, за что её упрекает дочь Варя. «Людям есть нечего, – говорит она. – А вы ему отдали золотой…»

После ухода Вари, Любовь Андреевны, Лопахина и Гаева Аня и Трофимов остаются одни. Девушка признается Пете, что уже не любит вишневый сад, как прежде. Студент рассуждает: «…Чтобы жить в настоящем, нужно сначала искупить прошлое… страданием и непрерывным трудом…»

Слышно, как Варя зовет Аню, но сестра только раздражается, не отзываясь на голос.


Действие третье: день, когда продается вишневый сад

Третье действие «Вишневого сада» происходит в гостиной вечером. Танцуют пары, но радости никто не испытывает. Все пребывают в унынии по поводу нависших долгов. Любовь Андреевна понимает, что бал они затеяли совсем некстати. Находящиеся в доме ожидают Леонида, который должен привезти вести из города: продан ли сад или торги не состоялись вовсе. Но Гаева все нет и нет. Домочадцы начинают волноваться. Старый лакей Фирс признается, что плохо себя чувствует.

Трофимов дразнит Варю мадам Лопахиной, чем раздражает девушку. Но Любовь Андреевна действительно предлагает выйти замуж за купца. Варя вроде бы согласна, но загвоздка в том, что Лопахин до сих пор не сделал предложение, а сама навязываться она не хочет.

Любовь Андреевна переживает все больше: продано ли имение. Трофимов успокаивает Раневскую: «Не все ли равно, нет поворота назад, заросла дорожка».

Любовь Андреевна вынимает платок, из которого падает телеграмма, в которой сообщается, что её любимый снова заболел и зовет её. Трофимов начинает рассуждать: «он мелкий негодяй и ничтожество», на что Раневская отвечает с гневом, обзывая студента недотепой, чистюлькой и смешным чудаком, не умеющим любить. Петя обижается и уходит. Слышен грохот. Аня сообщает, что студент упал с лестницы.

Молодой лакей Яша, беседуя с Раневской, просится в Париж, если ей представится возможность поехать туда. Все будто бы заняты разговорами, но находятся в томительном ожидании исхода торгов по вишневому саду. Особенно волнуется Любовь Андреевна, буквально места себе не находит. Наконец, входят Лопахин и Гаев. Видно, что Леонид Андреевич плачет. О том, что вишневый сад продан, сообщает Лопахин, а на вопрос, кто купил, отвечает: «Я купил». Ермолай Алексеевич сообщает подробности аукциона. Любовь Андреевна рыдает, понимая, что ничего уже нельзя изменить. Её утешает Аня, пытаясь сосредоточить внимание на том, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Она стремится вселить надежду, что они насадят «новый сад, роскошнее этого… и тихая, глубокая радость опустится на душу, как солнце».


Действие четвертое: после продажи имения

Имение продано. В углу детской комнаты стоят упакованные вещи, приготовленные для вывоза. Крестьяне приходят попрощаться с бывшими хозяевами. С улицы доносятся звуки вырубаемых вишен. Лопахин предлагает шампанское, но никто, кроме лакея Яши, не желает его пить. Каждый из бывших жильцов имения удручен произошедшим, друзья семьи тоже находятся в унынии. Аня озвучивает просьбу мамы о том, чтобы, пока она не уехала, не рубили сад.

«Действительно, неужели не хватает такта» – говорит Петя Трофимов и уходит через переднюю.

Яша с Раневской собираются в Париж, Дуняша, влюбленная в молодого лакея, просит его прислать из-за границы письмо.

Гаев торопит Любовь Андреевну. Помещица с грустью прощается с домом и садом, но Анна признается, что для неё начинается новая жизнь. Радуется и Гаев.

Гувернантка Шарлотта Ивановна, уходя, поет песню.

В дом заходит Симеонов-Пищик Борис Борисович, сосед-помещик. К удивлению всех, он отдает долг как Любовь Андреевне, так и Лопахину. Он сообщает новость об удачной сделке: удалось сдать землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. Сосед и не знал, что имение продано, поэтому удивляется, видя собранные чемоданы и приготовления бывших хозяев к отъезду.

Любовь Андреевна, во-первых, волнуется о больном Фирсе, ведь до сих пор доподлинно не известно, отправили его в больницу или нет. Аня утверждает, что это сделал Яша, однако девушка ошибается. Во-вторых, Раневская боится, что Лопахин так и не сделает предложения Варе. Они будто бы неравнодушны друг к другу, однако, никто не хочет сделать первый шаг. И хотя Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку оставить молодых людей наедине для решения этого сложного вопроса, из такой затеи ничего не выходит.

После того, как бывшая хозяйка дома последний раз с тоской смотрит на стены и окна дома, все выходят.

В суете они не заметили, что заперли больного Фирса, который бормочет: «Жизнь-то прошла, будто и не жил». Старый лакей не держит зла на хозяев. Он ложится на диван и переходит в мир иной.

Предлагаем вашему вниманию рассказ Антона Чехова про Беззащитное существо , где с присущей писателю тонкой и неподражаемой иронией он описывает характер главной героини – Щукиной. В чем заключалась особенность её поведения, читайте в рассказе.

Суть пьесы «Вишневый сад»

Из литературных источников известно, что Антон Павлович Чехов очень обрадовался, когда придумал название для пьесы – «Вишневый сад».

Оно кажется закономерным, ведь отражает саму суть произведения: старый уклад жизни меняется на совершенно новый, и вишневый сад, которым дорожили бывшие хозяева, безжалостно вырубается, когда имение переходит в руки предприимчивого купца Лопахина. «Вишневый сад» – это прообраз старой России, которая постепенно уходит в небытие. Прошлое судьбоносно перечеркнуто, уступив место новым планам и намерениям, которые, по мнению автора, лучше прежних.

Вишневый сад – краткое содержание пьесы А.П. Чехова

5 (100%) 2 votes

Комедия в 4-х действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Действие происходит в имении Л. А. Раневской.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната, которая до сих пор называется детской. Одна из дверей ведет в

комнату Ани. Рассвет. Скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руках.

Лопахин беседует с Дуняшей о поезде, который пришел с опозданием. Лопахин огорчается, что приехал специально, чтобы встретить Раневскую на станции, но проспал, заснул сидя. Они прислушиваются, кажется уже едут.

Любовь Андреевна жила за границей.

Лопахин рассуждает, какая она стала? Он вспоминает, что она была добрая, пожалела его, когда отец разбил ему нос в кровь.

Он рассуждает о себе, который и от мужиков откололся и благородным не стал, только вот разбогател.

Дуняша волнуется по поводу приезда господ.

Входит конторщик Епиходов с букетом и роняет его. Затем он поднимает букет и говорит, что садовник прислал цветы для столовой.

Епиходов жалуется Лопахину на свои сапоги, которые скрипят. Вообще, по его словам, с ним случаются одни несчастья, но он привык, не ропщет.

Дуняша признается Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Она его не понимает, хотя и жалеет. Его прозвали “двадцать два несчастья”.

Лопахин и Дуняша слышат подъезжающие экипажи и очень волнуются.

Слышно, как подъезжают два экипажа, суматоха, через сцену проходит опирающийся на палочку Фирс, одетый по старинному, в ливрею. Входят Раневская, Аня, Шарлотта Ивановна, Гаев, Симеонов-Пищик, прислуга.

Аня спрашивает мать, помнит ли она, какая это комната? Та отвечает со слезами на глазах, что детская. Раневская сентиментально вспоминает детство, как спала в этой комнате. Она узнает всех. Варю называет монашкой. Гаев возмущается беспорядками, при которых возможно опоздание поезда на два часа.

Дуняша радуется приезду господ.

Дуняша бестолково и торопливо рассказывает Ане про Епиходова, его предложение, а та не слушает. Аня очень утомлена дорогой, т.к. четыре ночи не спала, ее томило беспокойство. Теперь она дома. Дуняша сообщает, что здесь Петр Сергеич, живет в бане, чтобы никого не стеснять.

Варя отсылает Дуняшу варить кофе для Раневской, а сама беседует с Аней. Та жалуется на тяжелую дорогу, особенно в Париж, тогда еще была зима и холодно. Шарлотта Ивановна досаждала всю дорогу. Но Варя говорит, что одну семнадцатилетнюю девушку нельзя было отпускать в такую даль. Аня рассказывает, что нашла мать в Париже среди чужих людей, без денег. К тому времени мать уже продала свою дачу в Ментоне, денег у нее уже не было. Но Раневская как будто не понимает своего истинного положения. Она требует самых дорогих и изысканных блюд, дает лакеям на чай по рублю. А между тем едва хватило денег доехать в Россию. А теперь предстоят торги. Имение будут продавать в августе.

Варя слушает Аню со слезами. Заглядывает Лопахин. Варя его прогоняет. Аня спрашивает, не сделал ли Лопахин Варе предложение, та отрицательно качает головой. Аня удивлена, ведь всем известно, что Лопахин влюблен в Варю. Та отвечает, что ничего из этой любви не выйдет.

Аня хвастается, что в Париже она летала на воздушном шаре.

Входит Дуняша с кофейником. А Варя начинает мечтать вслух о том, что вот бы выдать Аню замуж за богатого человека, а самой пойти по святым местам. Потом она спохватывается, что уже поздно, и Ане пора спать.

Аня с грустью вспоминает, что шесть лет назад умер отец, через месяц после этого в реке утонул брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик, а мать бежала отсюда без оглядки от горя. А вот теперь Петя Трофимов, бывший учитель Гриши, здесь и может напомнить Раневской былое.

Входит ворчащий Фирс. Он говорит, что барыня будет “кофий” со сливками, а Дуняша забыла подать сливки. Та убегает. Входят Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.

Гаев и Раневская вспоминают правила игры в бильярде.

Аня прощается со всеми и идет спать.

Варя старается выпроводить Лопахина и Пищика, говоря, что уже поздно и “пора честь знать”.

Раневская очень возбуждена и радуется, что дома, что видит старика Фирса. Лопахин жалеет, что ему скоро уезжать в Харьков, а хотелось поговорить. Он говорит Раневской, что любит ее больше, чем родную.

Раневская в восторге целует старый шкаф и стол. Гаев говорит,- что умерла их старая нянька. Раневская вспоминает, что ей об этом писали. Пищик говорит, что его дочь передавала всем привет. Гаев вспоминает умерших слуг. Лопахин торопливо старается сказать, что на 22 августа назначены торги по имению, но он успокаивает Раневскую, что выход есть, пусть она не волнуется. Имение расположено близко от города, его можно разбить на дачные участки и отдать в аренду дачникам, она сможет получать доход двадцать пять тысяч рублей в год. Гаев отвечает, что это полнейшая чепуха. Раневская тоже говорит, что не совсем понимает Лопахина.

Лопахин объясняет, что если брать с дачников по двадцать пять рублей за десятину, то уже к осени не останется ни одного свободного клочка земли. Он говорит, что благодаря удобному местоположению имения, прекрасной природе, с имения можно иметь хороший доход, если конечно кое-что убрать> почистить. Вырубить старый вишневый сад, который уже ни на что не годится. Раневская возмущена таким предложением. Она говорит, что если и есть в губернии что-нибудь стоящее, так это вишневый сад. Лопахин возражает, что замечательного только то, что сад очень большой, и если вишня уродится, то ее некуда девать, никто не покупает. Гаев говорит, что в “Энциклопедическом словаре” упоминается этот сад.

Лопахин объясняет, что если не предпринимать никаких мер, то 22-го августа и имение, и сад пойдут с молотка. “Решайтесь! Другого выхода нет!” Фирс говорит, что раньше вишню сушили, мочили, варенье варили. А сушеную вишню возили возами в Харьков и денег за это выручали много. Лопахин продолжает... теперь появились дачники, скоро их станет еще больше, займутся хозяйством и тогда “ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”.

Гаев опять говорит, что это чепуха.

Варя подает матери телеграммы, но та рвет, не читая, говоря, что это из Парижа, а с Парижем покончено. Гаев начинает вспоминать, что этому шкафу сто лет. Можно его юбилей отпраздновать. Пищик удивлен долголетием шкафа.

Гаев обращается к шкафу, как к живому: “Дорогой, многоуважаемый. шкаф...” Он говорит торжественную речь шкафу со слезами на глазах. Гаев собирается идти спать. Фирс что-то бормочет.

Появляется Шарлотта Ивановна, Лопахин хочет поцеловать ее руку, но та не дает. Лопахин замечает, что ему нынче не везет.

Лопахин прощается, говорит, что через три недели вернется. Он напоминает Раневской, чтобы она подумала о его предложении по имению, если надумает, пусть даст ему знать, т.к. надо будет тогда занять денег тысяч пятьдесят.

Пищик хвалит Лопахина за ум и деловитость и просит у Раневской двести сорок рублей, но у той нет. Пищик не унывает, говорит, что выход всегда найдется.

Варя, Раневская, Гаев любуются садом. Раневская говорит, что с вишневым садом у нее ассоциируется детство, счастье, чистота. Ей кажется, что в глубине сада идет вся в белом ее мать-покойница. Варя пугается. Входит Петя Трофимов. Раневская глядит на него недоуменно, Варя напоминает, что это учитель Гриши. Раневская плачет. Она вспоминает своего погибшего мальчика. Все удивлены, как Петя подурнел. Он сказал, что его нынче в вагоне одна баба назвала “облезлый барин”. Он с грустью говорит, что его участь быть вечным студентом.

Пищик опять просит двести сорок рублей, но у Раневской нет и она просит, чтобы Гаев дал. Варя сокрушается, что мать не изменилась. Если ей дать волю, она все раздаст.

Гаев мечтает, как бы получить наследство или выдать Аню за богатого человека, или попытать счастья у богатой тетки в Ярославле. Варя плачет. Гаев ее успокаивает.

Гаев говорит, что тетка не любит Раневскую за то, что вышла замуж за недворянина. Брат говорит, что она (Раневская) добрая, хорошая, славная, он ее любит, но она порочна. Варя испуганно говорит, что Аня стоит в дверях и слышит слова дяди о матери.

Гаев смущенно целует Аню, говоря, что она ангел. Аня замечает, что дяде надо молчать, а не говорить что попало о сестре. “Для чего ты это говорил?”

Гаев сознается, что сказал глупость. Затем он строит прожекты о заеме, чтобы заплатить проценты по векселям. Гаев успокаивает, что Лопахин даст Раневской денег, не посмеет отказать, а Аня поедет к бабушке в Ярославль. Так и начнут действовать с трех сторон - “и дело в шляпе”.

Он клянется, что имение не будет продано. Аня успокоенная хвалит дядю. Я теперь покойна!., счастлива!”

Появляется Фирс и ругает Гаева, что тот все еще не лег спать. Гаев хвастается, что он немало пережил в жизни, его мужики любят. “Мужика надо знать!” Гаев уходит спать. Варя жалуется Ане, что слуги называют ее скупой, что она кормит их одним горохом... Потом Варя заметила, что Аня ее не слушает, а заснула сидя. Варя отводит ее спать.

Входит Трофимов, но Варя его выпроваживает. Трофимов восхищенно называет Аню “Солнышко мое! Весна моя!”

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Поле, давно заброшенная часовня, развалины колодца, могильные

плиты и скамья. Вдали усадьба Гаева и вишневый сад, еще дальше

виднеется город. Закат солнца.

Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье.

Рядом стоит Епиходов и играет на гитаре.

Шарлотта задумчиво говорит, что у нее нет паспорта и она не знает, сколько ей лет. В детстве она ездила с родителями-циркачами, выступала, а когда они умерли, ее взяла немецкая госпожа и стала учить. Шарлотта выросла и пошла в гувернантки. А кто она, откуда - знать не знает.

Епиходов играет и поет, как приятно играть на мандолине. Дуняша говорит, что у него гитара, а не мандолина. Епиходов отвечает, что “для безумца, который влюблен, это мандолина”.

Дуняша считает, что счастье побывать за границей, Яша утвердительно кивает. Епиходов говорит, что ему хочется иногда застрелиться, и он носит с собой пистолет.

Шарлотта замечает, что Епиходова должны любить женщины.

Епиходов опять начинает жаловаться на свою судьбу.

Дуняша отсылает Епиходова за своей тальмой, а Яша говорит, что “двадцать два несчастья” глупый человек. Дуняша боится, что Епиходов застрелится. Дуняша говорит, что она в господском доме изнежилась, стала чувствительная, как барышня.

Кто-то подходит. Дуняша отсылает Яшу, чтобы чего про них не подумали. Входят Раневская, Гаев и Лопахин.

Лопахин опять спрашивает об участках для дач, согласна ли Раневская отдать их.

Гаев хочет идти домой, но сестра его не отпускает. Она смотрит в свой кошелек и огорчается, что так бездумно тратит деньги, а Варе приходится на всем экономить. Потом она роняет портмоне и золото рассыпается, Яша кидается его собирать.

Раневская жалеет, что ездила в ресторан, только потратила деньги на дрянную еду.

Лопахин опять возвращается к разговору об имении, что его хочет купить Дериганов.

Гаев отвечает, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько - неизвестно.

Лопахин возмущен легкомыслием и неделовитостью Раневской и Гаева. Он говорит, что каждый день учит их, что надо делать, а они ждут чуда. Раневская отвечает, что дачи и дачники - это так пошло. Гаев с ней соглашается. Лопахин в отчаянии хочет уйти, но Раневская просит его остаться.

Раневская говорит, что это ей наказание за грехи. Она всегда сорила деньгами, вышла замуж за человека, который только пил и делал долги. Она полюбила другого, но утонул ее сын. Это ее первое наказание. В ужасе она бежала за границу, а этот человек последовал за ней. Она купила дачу возле Ментоны и т.к. этот человек заболел, она три года ни днем, ни ночью не знала покоя. Он измучал ее, высосал ее душу. Она продала дачу, уехала в Париж, а он обобрал ее и сошелся с другой. Раневская пробовала отравиться... Ей теперь очень стыдно. Она безумно захотела вернуться на родину. Она просит Бога простить ее, не наказывать больше. Говорит, что получила из Парижа телеграмму, где этот человек просит прощения, умоляет ее вернуться.

Лопахин говорит, что смотрел вчера очень смешную пьесу в театре. Раневская отвечает, что ему не пьесы надо смотреть, а почаще на себя в зеркало. Как все серо живут, как много говорят ненужного. Лопахин оправдывается, что его отец был темным мужиком, ничему не учил сына, только бил, отсюда его тупость. Раневская говорит, что Лопахину надо жениться, тот соглашается. Она добавляет, что на Варе, она хорошая девушка. Лопахин согласен.

Гаев сообщает, что ему предлагают место в банке за шесть тысяч в год. Раневская говорит, что брату лучше дома сидеть. Фирс подает ему пальто, вокруг сыро. Раневская замечает, что Фирс постарел, тот отвечает, что живет долго.

Гаев вслух мечтает о векселе, чтобы заплатить за имение. Но Лопахин отвечает, что ничего у Гаева не получится, одни бесплодные мечтания. Подходят Аня, Варя, Петя. Лопахин смеется зло над Петей, что ему скоро пятьдесят лет, а он все еще студент. На вопрос Лопахина о себе самом, что он такое, Петя отвечает, что Лопахин - хищник, богатый человек, нужный в природе для обмена веществ.

Раневская просит Петю продолжить их вчерашний разговор о гордом человеке. Петя говорит, что человеку нечем гордиться, в большинстве случаев он груб, неумен, несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. Гаев возражает, что все равно умрешь. На что Петя отвечает, что, может быть, умирают пять известных чувств, а девяносто пять остаются живы. Раневская восхищается умом Пети.

Петя говорит, что человек постоянно идет к совершенству, и что недостижимо теперь, станет близким и понятным потом. Надо только работать, помогать себе искать истину. “У нас, в России, работают пока немногие.” Он сокрушается, что большинство интеллигенции ничего не делает. Считают себя интеллигентными, а мужикам говорят “ты”, ничем не заняты, ничего не читают, о науках только рассуждают, в искусстве мало разбираются. А рабочие бедствуют, живут в грязи. А все разговоры вокруг для того, чтобы не видеть истину. Петя говорит, что не любит и боится умников. “Лучше помолчим!”

Лопахин говорит, что встает в пять утра, работает до вечера. Он видит, как мало вокруг честных и порядочных людей. Когда ему не спится, он думает, что “при такой великой природе, какая дана нам, и люди должны быть великанами...”

Гаев считает, что природа вокруг прекрасна и равнодушна.

Все сидят тихо и прислушиваются. Слышится звук как от лопнувшей струны. Всем непонятен он и неприятен.

Фирс вспоминает, что перед несчастьем вот тоже филин кричал, самовар гудел. На вопрос Гаева, перед каким несчастьем. Фирс отвечает: “Перед волей”.

Появляется подвыпивший прохожий, сначала он спрашивает, как пройти на станцию, а потом просит “копеек тридцать”. Варя пугается его, а Раневская подает золотой, т.к. у нее нет мелочи. Варя возмущенно говорит, что дома людям нечего есть, а Раневская первому встречному дает золотой. Раневская говорит, что отдаст дочери все, что у нее есть, т.к. она не умеет распоряжаться деньгами. Раневская просит у Лопахина взаймы еще. Тот дает. Раневская говорит Варе, что она просватана уже совсем. Варя со слезами на глазах говорит, что такими вещами не шутят. Лопахин цитирует Шекспира. Лопахин опять напоминает, что 22 августа торги. “Думайте, господа! Думайте!” - призывает он. Аня рада, что Варя испугалась прохожего и оставила Петю и Аню одних. Петя говорит, что Варя боится их оставить одних, чтобы они не полюбили друг друга. Петя говорит, что Варе не дано понять, они выше любви, у них высокая и светлая цель. Аня удивлена, что с ней сделалось. Она уже не любит вишневого сада. Петя отвечает: “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”. Петя говорит Ане, что ее предки были крепостниками, с каждого дерева, листа на нее должен смотреть человек и слышаться голоса. Это переродило помещиков. Раневская, Гаев другие - живут в долг, за чужой счет. Он говорит, что русские люди отстали от всех на двести лет, а сами ничего не делают, только пьют водку и философствуют. Чтобы жить настоящим, надо искупить наше прошлое, покончить с ним. А это можно сделать только страдая, работая. Аня говорит, что уйдет из дома. Петя предлагает ей бросить ключи от хозяйства и уйти. “Будьте свободны, как ветер.” Петя просит Аню верить ему, он предчувствует грядущее счастье. Петя говорит, что если они не увидят счастья, не беда - его увидят другие. Варя зовет Аню, но та убегает к реке. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Гостиная отделена аркой от залы. Горит люстра. Играет оркестр еврейский, танцующие пары: Пищик и Шарлотта, Петя и Раневская, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя плачет и незаметно вытирает слезы. Фирс приносит на подносе сельтерскую воду. Пищик жалуется на бедность. “Я могу только про деньги”, - говорит он с грустью. Петя считает, что в фигуре Пищика есть что-то лошадиное. Тот не обижается. Говорит, что лошадь - доброе животное. Трофимов дразнит Варю “мадам Лопахина”, а она его называет “облезлый барин”. Варя горюет, что наняли музыкантов, а платить нечем. Трофимов говорит Пищику, что если бы тот всю энергию, которую потратил на добычу денег, направил на что-либо полезное, то смог бы перевернуть мир. Раневская удивляется, почему так долго нет брата. Трофимов предполагает, что, может быть, торги не состоялись. Раневская сетует, что бал затеяла некстати и музыкантов незачем было звать Шарлотта показывает фокусы с картами, а потом с пледом и Аней и Варей. Все в восторге от ее представления. Раневская переживает по поводу задержки Гаева. Варя утешает мать, что дядя купил имение, т.к. помогла ярославская бабушка, купившая имение для Ани. Раневская возражает, что ярославская тетка прислала пятнадцать тысяч, но этих денег не хватит даже уплатить проценты. Петя опять дразнит Варю Лопахиным, та сердится. Раневской не понять, почему Варя сердится. Варя отвечает, что да, Лопахин хороший человек, но не может же она ему сделать предложение. Все вокруг говорят о них как о женихе и невесте, а Лопахин молчит. Она сожалеет, что у нее нет ста рублей, а то бы она все бросила и ушла в монастырь. Раневская заступается за Варю, просит Петю, чтобы он не дразнил девушку, ей и без него тяжело. Петя говорит, что зол на Варю за то, что она все лето не давала им покоя с Аней, следила за ними.

“Мы выше любви!” - говорит он гордо.

Раневская просит у Пети утешения, она волнуется за имение. Он жестоко говорит, что дело не в продаже. Не надо себя обманывать, а надо хоть раз посмотреть правде в глаза. Раневская удивляется: “О какой правде вы говорите? Я ничего не вижу.” Она просит Петю быть хоть каплю великодушным и пощадить ее. Она любит этот родовой дом, и если его надо продать, так пусть же продают с ней вместе.

Петя видит валяющуюся телеграмму. Раневская говорит, что она ежедневно получает телеграммы из Парижа. Этот человек опять заболел. И ей надо бы быть рядом с ним. Она просит Петю не осуждать ее, ведь она любит того человека. Она сравнивает его с камнем на своей шее. С ним я уйду на дно, но жить без него не могу.

Петя, удивлен и говорит: “но ведь он обобрал вас; он негодяй, ничтожество”. Но Раневская не слушает Петю, оскорбляя его, что ему двадцать шесть-двадцать семь лет, а он все еще гимназист второго класса. Раневская говорит, что Пете пора стать мужчиной и понимать тех, кто любит, и надо самому влюбляться!

Петя ужасается речам Раневской и убегает, а она кричит ему вслед, что пошутила. Что-то с грохотом летит с лестницы. Аня вбегает и говорит, смеясь, что Петя упал с лестницы. Раневская идет в переднюю и просит прощения у Пети. Потом они идут танцевать. Раневская устав, садится. Вбегает Аня и говорит, что пришел какой-то человек и говорит, что вишневый сад уже продан. Раневская досадует на слуг и лакеев и говорит Фирсу, что куда он денется, если продадут имение? Фирс отвечает: “Куда прикажете, туда и пойду”. Яша просится у Раневской взять его с собой в Париж, если она туда поедет.

Варя ругается с Епиходовым, который ничего не делает, а только ходит по дому, как гость. А он конторщик, должен работать. Она хватает палку Фирса, но ударяет Лопахина, входящего в зал.

Лопахин, едва сдерживая радость, говорит, что торги кончились давно, но он и Гаев опоздали на поезд, поэтому приехали поздно. Гаев ничего не может сказать, а только плачет. Раневская спрашивает нетерпеливо, продан ли вишневый сад. Лопахин отвечает утвердительно, на вопрос, “кто купил”, он отвечает: “Я”.

Яша говорит, что простой народ прощается с господами.

Лопахин зовет выпить, но никто не идет. Он отдает бутылку Яше. Лопахин напоминает, что до поезда сорок шесть минут, значит через двадцать минут надо ехать. Петя ищет свои калоши. Лопахин сообщает, что едет на всю зиму в Харьков. Он измучился без работы. Петя говорит самодовольному Лопатину, чтобы тот не размахивал руками, что у того длинные тонкие пальцы артиста и нежная душа. На прощанье они обнимаются. Лопахин предлагает Пете денег, но Петя отказывается.

Лопахин говорит, что посеяв мак, он заработал сорок тысяч, а зрелище какое было, когда мак цвел!

Лопахин объявляет, что Гаев поступил на службу в банк за шесть тысяч в год, но ае усидит, ленив очень.

Входит Аня и просит Лопахина, чтобы не рубили сад, пока они еще не уехали. Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает Яшу, отправили ли Фирса в больницу, тот точно не знает.

Припла мать Яши попрощаться с ним, но он не хочет. Он уже мечтает, как через шесть дней будет в Париже, вдали от “этого невежества”.

Входит Раневская и Гаев. Они подавлены, прощаются с домом.

Мать прощается с сияющей Аней, которая начинает новую жизнь.

Ранезская говорит, что едет в Париж на деньги, присланные ярославской теткой. Аня надеется, что мать скоро вернется к ней. А она поступит в гимназии, будет работать, помогать матери.

Раневская говорит с Лопахиным о Варе, тот обещает сделать девушке предложение, но когда Варя появляется, Лопахин говорит о пустяках. Варя нанялась к Рагулиным экономкой.

Гаев сентиментально прощается с домом. Все шумно выходят и уезжают.

Лопатин нанял Епиходова следить за домом и дает ему последние наставления. Новый хозяин запирает дом.

В закрытом доме остался забытый Фирс. Он переживает, что, вероятно, Гаев забыл надеть шубу. Потом сокрушается, что жизнь прошла быстро, как и не жил.

Тишина, а потом слышно, как в саду рубят деревья.

Действие первое

Усадьба помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет вишневый сад. Но этот чудесный сад вскорости вынуждены будут продать за долги. Пять лет до событий пьесы «Вишневый сад» Раневская и её дочь Аня семнадцати лет находились за границей. В родовом имении обитали Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской, и приемная дочь Раневской, Варя двадцатичетырех лет. Дела у Раневской шли плохо, деньги издержались. Любовь Андреевна всегда жила на широкую ногу. Около 6 лет назад от сильного пьянства скончался её муж. Раневская полюбила другого мужчину, начала жить с ним, но вскоре случилась беда - утонул в реке, её маленький сынишка Гриша. Любовь Андреевна, убегая от постигшего горя, уехала за границу. Новый воздюбленный поехал за ней. Однако вскоре он заболел, и Раневской пришлось устроить его на своей даче рядом с Ментоной, где около трех лет она за ним ухаживала. Со временем дачу пришлось продать за долги и перебраться в Париж. В этот момент любовник обобрал и бросил Любовь Андреевну.

Гаев и Варвара встречают, приехавших из-за границы, Любовь Андреевну и Аню на вокзале. В усадьбе их ожидаюут горничная Дуняша и давний знакомый - купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина вышел из крепостных (у Раневских), но чудесным образом разбогател, хотя не переставал говорить о себе, что всегда был «мужик мужиком». Вскоре после приезда появляется конторщик Епиходов, человек, которого все именуют «тридцать три несчастья», потому как он всегда попадает в разные ситуации.

Вскоре к дому подъезжают гости на экипажах. Наполняют дом, чувствуется приятное возбуждение. Каждый толкует о своих делах. Любовь Андреевна ходит по комнатам и радостно вспоминает прошлое. Горничная Дуняша хочет рассказать барыне, что Епиходов предложил ей руку и сердце. Аня рекомендует Варе идти замуж за Лопахина, а Варя лелеет мечту отдать Аню за состоятельного человека. Тут же Шарлотта Ивановна, весьма странная и эксцентричная гувернантка, хвастается своей уникальной собакой, а сосед Раневских, помещик Симеонов-Пишик клянчит денег взаймы. Только слуга Фирс вроде бы ничего этого не слышит и что-то бормочет себе под нос.

Лопахин спешит напомнить Раневской, что имение будет продано с торгов, если не разбить землю на отдельные участки и не сдать их в аренду дачникам. Раневскую это предложение обескураживает: как можно уничтожить её любимый чудесный вишневый сад! Лопахин желает подолее остаться рядом с Раневской, которую он любит, как утверждает: «больше, чем родную», но ему пора идти. Гаев обращается со знаменитой речью к столетнему и с его слов «многоуважаемому» шкафу, но после конфузится и снова берется за свои любимые бильярдные словечки.

Раневская сперва не узнает Петю Трофимова: он сильно переменился, подурнел, «милый студентик» обратился в жалкого «вечного студента». Любовь Андреевна вспоминает утонувшего сынишку Гришу, которого когда-то учил этот самый Трофимов.

Гаев, уединившись с Варей, рассуждает о делах. Имеется состоятельная тетка в Ярославле, но она относится к ним не очень хорошо, потому что Любовь Андреевна не вышла замуж за дворянина, и после позволила вести себя не «очень добродетельно». Гаев любит свою сестру, однако позволяет себе называть её «порочной». Аня этим недовольна. Гаев придумывает спасительные проекты: занять денег у Лопахина, отправить Аню к тетке Ярославль – нужно спасти имение и Гаев клянется, что спасет. Вскоре Фирс наконец уводит Гаева спать. Аня радуется: дядя все устроит и спасет имение.


Действие второе

На следующий день Лопахин снова уговаривает Раневскую и Гаева сделать по его. Они были на завтраке в городе и на обратной дороге остановились у часовни. Незадолго до этого здесь же были Епиходов и Дуняша. Епиходов пытался объясниться с Дуняшей, однако она уже сделала выбор в пользу молодого лакея Яши. Раневская и Гаев делают вид, что не слышат слов Лопахина и продолжают говорить совсем о другом. Лопахин, пораженный их легкомыслием, хочет уйти. Однако Раневская настаивает, чтобы он остался: так «все-таки веселее».

Это краткое содержание пьесы Чехова "Вишневый сад" с сайта vsekratko.ru

К ним присоединяются Аня, Варя и «вечный студент» Трофимов. Раневская начинает беседу о «гордом человеке». Трофимов уверяет, что, в гордость бессмысленна: человеку нужно работать, а не восхищаться собою. Петя делает нападки в сторону интеллигенции, которая не способна к труду, а только философствует да с мужиками обходится, как с дикими животными. Подключается Лопахин: он-то «с утра до вечера», имеет дело с большими деньгами, но все больше понимает, что мало в мире порядочных людей. Лопахина перебивает Раневская. Видно, что никто не хочет и не умеет слышать другого. Воцаряется тишина, и в ней разносится отдаленный грустный свист лопнувшей струны.

Далее все расходятся. Аня и Трофимов остаются наедине и счастливы возможности поговорить, без Вари. Трофимов уверяет Аню, что должно быть «выше любви», что на первом месте - свобода: «вся Россия наш сад», но для того, чтобы жить в настоящем, необходимо сперва трудом и страданием искупить прошлое. Ведь счастье совсем близко: и если не они, то обязательно другие узреют его.


Действие третье

Наконец приходит 22 августа, день начала торгов. Именно вечером этого дня, совсем некстати, в усадьбе намечается бал, даже приглашают еврейский оркестр. Было в время, когда на таких балах здесь танцевали бароны и генералы, а нынче, как замечает Фирс, и никого не заманишь. Шарлотта Ивановна своими фокусами гостей развлекает. Раневская с чувством тревоги ждет возвращения брата. Ярославская тетка смилостивилась и дала пятнадцать тысяч, но этого мало, чтобы выкупить имение с вишневым садом.

Петя Трофимов «пытается успокоить» Раневскую: сад не спасти, с ним уже покончено, но необходимо взглянуть правде в глаза, понять... Раневская просит не судить её, пожалеть: смысла жизни без вишневого сада для неё нет. Что ни день, то Раневская получает из Парижа телеграммы. Сначала она рвала их сразу, после - сразу, как только прочитала, а теперь вовсе не рвет. Обобравший её любовник, которого она по-прежнему любит, умоляет её приехать. Трофимов осуждает Раневскую за глупую любовь к столь «мелкому негодяю и ничтожеству». Задетая за живое Раневская, не сдержавшись, набрасывается на Трофимова, всячески обзывая его: «Надо самому любить… надо влюбляться!»Трофимов в ужасе хочет уйти, но остается, и даже танцует с Раневской, которая просит у него прощения.

Наконец появляются Лопахин и Гаев, который, ничего толком не рассказав, удаляется к себе. Вишневый сад продан – это Лопахин купил его. Лопахин счастлив: ему удалось переторговать богача Дериганова, назначив сверх долга целых девяносто тысяч. Лопахин легко поднимает ключи, которые гордая Варя бросает на пол. Все кончено, и Ермолай Лопахин, сын бывшего крепостного Раневских, вот-вот «хватит топором по вишневому саду»!

вы читаете краткое содержание пьесы Чехова "Вишневый сад"

Аня пытается утешить мать: сад продан, но впереди их ждет целая жизнь. Будет еще один сад, роскошнее и лучше этого, их ждет впереди «тихая глубокая радость»…


Действие четвертое

Дом становится пуст. Его обитатели, разъезжаются кто куда. Лопахин планирует провести зиму в Харькове, Трофимов едет обратно в Москву, в университет. На прощанье Лопахин и Петя обмениваются колкими «любезностями». И хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», нужным для обмена веществ в природе, но он любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин в свою очередь путается дать Трофимову денег на дорогу. Но Трофимов отказывается: гордость не позволяет ему.

С Раневской и Гаевым случается метаморфоза: они повеселели после того, как вишневый сад был продан. Волнения и страдания закончились. Раневская планирует жить в Париже на теткины деньги. Аня в эфории: вот она - новая жизнь - она окончит гимназию, станет читать книги, работать, это будет «новый чудесный мир». Неожиданно появляется Симеонов-Пищик, он сильно запыхался. Он теперь не просит денег, а наоборот, раздает долги. Выясняется, что англичане отыскали белую глину на его земле.

Теперь все по-другому. Гаев называет себя банковским служакой. Лопахин дает обещание подыскать новое место для Шарлотты, Варвара идет экономкой к Рагулиным, Епиходов, которого нанимает Лопахин, остается в имении.Бедного старого Фирса должны поместить в больницу. Гаев с грустью проговаривает: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Объяснение Между Варей и Лопахиным, наконец, должно случится. Варю даже дразнят с иронией «мадам Лопахина». Самой Варе Лопахин нравится, но она ждет его действий. Лопахин, по его словам, согласен «покончить сразу» с этим делом. Однако, когда Раневская организует им встречу, Лопахин, не решившись, сбегает, воспользовавшись первым же предлогом. Объяснения между ними не происходит.

Наконец все покидаю имение, заперев все двери. Только старый Фирс остается, о котором все забыли и так и не отправили в больницу. Фирс ложится отдохнуть и умирает. Снова слышен звук лопнувшей струны. А после удары топоров.

Напоминаем вам, что это только краткое содержание пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Здесь упущены многие важные цитаты.

Действующие лица: Любовь Андреевна Раневская, помещица; Аня, ее дочь, 17 лет; Варя, ее приемная дочь, 24 лет; Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской; Ермолай Алексеевич Лопахин, купец; Петр Сергеевич Трофимов, студент; Борис Борисович Симеонов-Пищик, помещик; Шарлотта Ивановна, гувернантка; Семен Пантелеевич Епиходов, конторщик; Дуняша, горничная; Фирс, лакей, старик 87 лет; Яша, молодой лакей. Действие происходит в имении Раневской.

План пересказа

1. Раневская с дочерью возвращается из Парижа в свое имение.
2. Лопахин предлагает план спасения имения, выставленного на торги.
3. Гаев и Раневская надеются спасти его другим образом, но у них нет денег.
4. Раневская рассказывает о своей жизни.
5. Во время торгов Раневская устраивает праздник.
6. Известие о покупке Лопахиным вишневого сада ошеломляет всех.
7. Прощание с вишневым садом.

Пересказ

Действие 1

Май, цветут вишневые деревья. В комнате, которая до сих пор называется детской, горничная Дуняша, Лопахин и Епиходов. Они говорят о том, что скоро должны приехать из Парижа хозяйка Любовь Андреевна Раневская и ее дочь Анна. Лопахин: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Любовь Андреевна, еще молоденькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет...» Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...»

Лопахину не нравится, что Дуняша ведет себя как барышня. Епиходов постоянно что-нибудь роняет, натыкается на стулья: «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь». Вскоре слышатся голоса приехавших, и все идут встречать хозяйку.

Появляются Любовь Андреевна, Гаев, Аня, Шарлотта, Варя, Лопахин, Епиходов и Дуняша. Любовь Андреевна радуется возвращению домой: «Детская, милая моя, прекрасная комната...»

Уходят все, кроме Ани и Дуняши. Горничная начинает рассказывать, что Епиходов сделал ей предложение, но Аня не слушает ее. Приходит Варя: «Душечка моя приехала! Красавица приехала!» Аня: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все Ласкалась, плакала... Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю...» Варя рассказывает, что имение и вишневый сад продадут за долги, потому что у них совсем не осталось денег. Аня спрашивает, не сделал ли еще Лопахин предложение Варе. Варя: «Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, все как сон...»

Они вспоминают, как шесть лет назад умер отец и утонул в реке маленький братик Гриша. Оказывается, что в имение приехал его бывший учитель Петя Трофимов. Сестры боятся, что он может напомнить Любови Андреевне про смерть мальчика.

Входят Фирс, Любовь Андреевна, Гаев, Лопахин и Симеонов-Пищик. Лопахин пытается завести разговор насчет вишневого сада, но Любовь Андреевна его не слушает, она слишком возбуждена своим возвращением домой. Лопахин говорит, что уже назначены торги, но имение можно еще спасти. Для этого надо только разбить его на участки под дачи. Так как место красивое, то эти участки быстро арендуют, и хозяева смогут заплатить долги за имение. Правда, для дач надо будет срубить вишневый сад. Ни Раевская, ни Гаев ничего не желают слушать про вырубку сада: «Какая чепуха!» Варя подает матери две телеграммы из Парижа, но та рвет их, не читая. Гаев произносит патетическую речь книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Всем неловко за него.

Входит Петя Трофимов. Раневская сначала не узнает его, но, вспомнив, что он бывший учитель ее сына, начинает плакать. Раневская: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?» Трофимов: «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин». Раневская: «Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы негустые, очки. Неужели вы все еще студент?» Трофимов: «Должно быть, я буду вечным студентом».

Варя сообщает Яше, что к нему пришла мать из деревни, хочет повидаться, но он отвечает: «Очень нужно. Могла бы и завтра прийти». Все уходят, остаются только Гаев и Варя. Гаев говорит о своей сестре: «Вышла за недворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». Гаев собирается взять в банке заем, предполагает, что ярославская бабушка и Лопахин могут дать денег взаймы, тогда имение не будет продано с аукциона. Аня верит ему.

Действие 2

Вечер. Двор около усадьбы. На скамье сидят Шарлотта, Дуняша, Яша и Епиходов. Шарлотта рассказывает: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю...» Шарлотта уходит.

Епиходов играет на гитаре. Он говорит, что у него есть револьвер, но он еще не знает, хочет ли он застрелиться или хочет жить. Он хочет поговорить с Дуняшей наедине. Но та отсылает его, остается с Яшей и говорит: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами... Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать». Яша (зевает): «Да-с... По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Дуняша уходит.

Приходят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин. Лопахин опять предлагает Раевской отдать имение под дачи. Но она по-прежнему не слушает его. Сегодня утром они ездили завтракать в ресторан и потратили почти все деньги. Но ей кажется, что имение можно спасти, Гаев ей обещает то же самое. Лопахин обзывает его бабой и хочет уйти. Лопахин: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете». Раневская просит его остаться и помочь что-нибудь придумать. Лопахин понимает, что от них не добьешься толку.

Любовь Андреевна вспоминает свою жизнь: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, чтобы не видеть этой реки... Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слезы.) Господи, будь милостив, прости мне грехи мои! (Достает из кармана телеграмму.) Получила сегодня из Парижа... Просит прощения, умоляет вернуться... (Рвет телеграмму.)

Входят Трофимов, Варя и Аня. Лопахин подтрунивает над Трофимовым: «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент». Трофимов сердится: «Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Все смеются. Трофимов заводит разговор о высоких материях: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно... Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота...» Лопахин: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» Гаев пытается что-то сказать, но его останавливают. Тишина. Вдруг раздается звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Фирс: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь». Гаев: «Перед каким несчастьем?» Фирс: «Перед волей».

К ним подходит подвыпивший прохожий, просит дать ему немного денег. Раневская дает ему золотой. Варя не может поверить собственным глазам. Она корит мать за излишнюю расточительность, ведь людям в доме есть нечего, а та раздает милостыню. Уходят все, кроме Трофимова и Ани. Трофимов: «Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!

Вперед! Не отставай, друзья!» Аня (всплескивая руками): «Как хорошо вы говорите!» Аня: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде». Трофимов: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна... Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет... Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня». Аня восхищена словами Пети. Вдалеке слышится голос Вари, зовущей сестру. Петя и Аня убегают от нее к реке.

Действие 3

Гостиная в имении. Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют. Варя горько говорит: «Вот, наняли музыкантов, а чем платить?» Любовь Андреевна тоже понимает: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати...» Гаев в городе, на торгах, и она беспокоится, что его долго нет. Судьба имения неизвестна.

Раневская заговаривает с Варей о Лопахине. Она не может понять, почему они никак не объяснятся друг с другом. Варя отвечает, что она сама не может сделать предложение Лопахину. Варя уходит. Раневская просит Петю успокоить ее. Ей очень тревожно, ведь в этот момент решается ее судьба. Трофимов отвечает, что с имением «давно уже покончено, заросла дорожка... Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза». Любовь Андреевна: «Какой правде? Вы видите, где правда и где неправда, а я точно потеряла зрение, ничего не вижу. Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса? Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны... пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом... (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь... (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек». Петя вместо этого протягивает ей телеграмму. Любовь Андреевна на этот раз не рвет ее, задумывается, не поехать ли в Париж, ведь «этот дикий человек» опять заболел... Раневская признается: «Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». Петя пытается внушить Раневской, что этот человек обобрал ее, что он негодяй, ничтожество. Петя не понимает, что говорит бестактно. Раневская парирует: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод... Вы не выше любви, а просто вы недотепа. В ваши годы не иметь любовницы!.» Петя в ужасе от этих слов убегает: «Между нами все кончено!» Любовь Андреевна кричит вслед: «Петя, погодите! Смешной человек, я пошутила!»

Яша и Фирс смотрят на танцующих. Старый Фирс выглядит больным, ему тяжело стоять. Решается и его судьба: если имение продадут, ему некуда деться. «Куда прикажете, туда и пойду», - говорит он Раневской. Яше безразличны переживания хозяев. Его заботит одно: чтобы хозяйка опять взяла его в Париж: «Вы сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно... Возьмите меня с собой, будьте так добры!»

В зале продолжается веселье: Шарлотта показывает фокусы, Дуняша кокетничает. Варя, раздраженная неуместным праздником, придирается к Епиходову, гонит его прочь из дому, замахивается палкой и случайно попадает по голове только что приехавшему Лопахину. Окружающим не терпится узнать результаты торгов. Любовь Андреевна торопит Лопахина и Гаева: «Говорите же!» Лопахин сконфужен, Гаев выглядит расстроенным. Любовь Андреевна: «Продан вишневый сад?» Лопахин: «Продан». Любовь Андреевна: «Кто купил?» Лопахин: «Я купил». Любовь Андреевна угнетена. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол и уходит.

Лопахина наконец прорвало, он рассказывает о торгах, радуется, хохочет: «Вишневый сад теперь мой! Мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной!.. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю,
это только мерещится мне... (Поднимает ключи.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... Эй, музыканты, играйте! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!»

Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет. Лопахин утешает ее: «Отчего же вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь...»

Раневская остается одна, «сжалась вся и горько плачет». Входят Аня и Петя. Аня бросается обнимать и успокаивать мать: «Не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Мы насадим новый сад, роскошнее этого... и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..»

Действие 4

Октябрь. Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Входят Раневская и Гаев; она бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить. Лопахин предлагает шампанского на прощанье, но никто не откликается. Тогда шампанское достается Яше, он не отказывается выпить, да еще и критикует: «шампанское не настоящее». Яша смеется от удовольствия: его берут в Париж. До отъезда остается двадцать минут.

Входит Трофимов, ищет свои калоши. Лопахин говорит ему, что тоже уезжает: «Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы..» Трофимов собирается в Москву. Лопахин подтрунивает: «Что ж, профессора не читают лекций, небось все ждут, когда приедешь!.. Сколько лет, как ты в университете учишься?» Трофимов вяло отмахивается. Говорит: «Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше... Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» Лопахин растроган, предлагает ему денег на дорогу, но Петя отказывается: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Лопахин: «Дойдешь?» Трофимов: «Дойду... Дойду или укажу другим путь, как дойти».

Слышно, как вдали стучат топором по дереву. Лопахин прощается с Петей: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего... Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год... Только ведь не усидит, ленив очень...»

Входит Аня, передает просьбу матери, чтобы не рубили сада до ее отъезда. Лопахин идет распорядиться. Сначала Аня, потом Варя спрашивают, отправили ли Фирса в больницу. Яша отвечает, что «утром говорил...», то есть он переложил это дело на других. К Яше приходит проститься его мать. Яша недоволен: «Выводят только из терпения». Дуняша плачет: «Вы уезжаете, меня покидаете...» Яша пьет шампанское: «Здесь не по мне, не могу жить... ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество - будет с меня. Ведите себя прилично, тогда не будете плакать».

Входят Гаев и Раневская. Любовь Андреевна: «Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают...» Аня не разделяет грусти матери, она довольна: «Начинается новая жизнь!.. Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать...» Показывается запыхавшийся Пищик. Он рассказывает, что в его имении нашли белую глину. Теперь англичане взяли у него имение в аренду и заплатили много денег.

Раневская говорит, что у нее две заботы - это больной Фирс и Варя. Она слышит, что старика отправили в больницу, и успокаивается. Любовь Андреевна заговаривает с Лопахиным о Варе: «Я мечтала выдать ее за вас...» Лопахин готов сделать предложение. Раневская зовет Варю и оставляет их наедине. Варя делает вид, будто ищет что-то. Лопахин все никак не может начать разговор. Вдруг его кто-то зовет, и он быстро уходит, точно ждал этого зова. Варя, сидя на полу, тихо рыдает.

Последние приготовления перед отъездом. Раневская и Гаев прощаются с домом. Аня: «Прощай, старая жизнь!» Петя подхватывает: «Здравствуй, новая жизнь!» Все, кроме Гаева и Раневской, выходят. «Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали». Любовь Андреевна: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как отъезжают экипажи. Среди тишины раздается глухой стук по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги, показывается Фирс: «Заперто. Уехали... Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... Жизнь-то прошла, словно и не жил. Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотепа!..» Лежит неподвижно.

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

92cc227532d17e56e07902b254dfad10

Вишневый сад в имении Любови Андреевны Раневской было нужно продать из-за задолженностей. Уже несколько лет проживали за границей Раневская со своей дочерью Аней лет семнадцати. За домом присматривал брат Любови Леонид Гаев и удочеренная когда-то Раневской Варя, девушка двадцати четырех лет. Денег у Любови уже почти не оставалось, жизнь не ладилась: скончался муж, погиб сын Гриша, любимый ею человек заболел, а после обворовал ее и бросил.

Брат с дочерью встретили прибывших Любовь и Анну, а дома уже ожидали гувернантка


Дуняша и купец Ермолай Лопахин, как он выразился, разбогатевший, но оставшийся все тем же мужиком. Пришел и служащий Епиходов, имеющий особенность постоянно находить себе неприятности.

Подъехали экипажи, дом заполнился людьми, каждый из которых с увлечением рассказывает о чем-то своём. Заговорив о продаже имения, Ермолай Алексеевич предложил сдавать участки земли в аренду. Но Любовь не хочет слушать о вырубке своего любимого сада. Лопахин, любя Раневскую, желает остаться, но вынужден уйти. Прибывший Петр Трофимов, когда-то бывший Гришиным учителем, изменился до неузнаваемости.


Все ушли, остаются Варя и Гаев, который начинает обвинять свою сестру в том, что она не нашла мужа дворянина, Аня, слышавшая разговор, недовольна словами. Гаев начинает планировать, как он достанет деньги, утверждая, что не допустит продажи сада.

Позавтракав в городе, Лопахин с Любовью и Леонидом, останавливаются у часовни, у которой недавно Епиходов признавался в любви Дуняше, та, впрочем, отдала свое предпочтение лакею Яше. Лопахин так и не убеждает их согласиться на аренду.


Приходят Аня, Варя и Петя. Заходит речь о гордости, Трофимов не видит в ней смысла, он недоволен тем, как общаются знатные люди с рабочим классом. Свое мнение стремится высказать сначала Лопахин, потом Раневская, но никто из них не слушает других, поэтому в какой-то момент наступает тишина.

Наедине остаются Аня и Трофимов, радующиеся отсутствием рядом Вики. Трофимов убеждает Аню в том, что ценность свободы превосходствует над любовью, а получить счастье в настоящем, можно только искупив трудом прошлое.


Наступает время аукциона. В этот же день, невпопад, в усадьбе устраивают бал. Взволнованная Раневская ждет Леонида, но присланных теткой денег не хватило, на выкуп имения.

Трофимов успокаивает плачущую Раневскую, считающую сад смыслом своей жизни. Любовь начинает думать о возможности вернуться к обманувшему ее мужчине. Петя судит влюбленность Раневской в воришку. Рассердившись, Любовь в отместку называет его смешным чудаком и подобными словами, утверждает о необходимость влюбляться. Но потом просит его прощения, и танцует вместе с ним.


Приходят радостный Лопахин и подавленный Гаев, который сразу же уходит. Покупателем имения оказывается Ермолай, который счастлив и желает срубить вишневый сад.

Раневская и Гаев стали несколько веселее после столь волнующей их продажи сада. Любовь намеревается жить в Париже на деньги, не пригодившиеся для торгов. Аня счастлива от мысли о начале новой жизни. Появляется Симеонов-Пищик и, удивляя этим всех, начинает раздавать долги.


Прошло время. Гаев стал работать в банке. Лопахин нанимает Шарлотту и Епиходова, Варя и Лопахин нравятся друг другу, но сделать шаг Ермолай не решается. Дом пустеет, в нем остался старый слуга Фирс, которого хотели отправить в больницу, но забыли. Вздохнув, расстроившись уезду Гаева в пальто, он остается неподвижно лежать. В наступившем спокойствии раздается треск, валимых топором деревьев.



Статьи по теме: