Интеллектуальные карты по английскому языку. Ментальные карты как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка. Что с этим делать дальше

Воздействие на подсознание - довольно популярный способ достичь чего либо без труда и особых усилий. Может быть поэтому возникло столько способов и рекомендаций, а также пособий и учебников. Ментальные карты – название достаточно условное. Этот способ запоминания любой информации получил широкое распространение под разными именами. Так, речь может идти о интеллект-картах, mind картах, картах воображения и так далее. От этого не меняется суть самого способа обучения, который проверен уже не одним десятком учеников.

Подобные карточки могут пригодиться не только для знакомства с английским языком – овладейте основным принципом – и смело используйте mind карты для того, чтобы лучше запоминать сюжеты любимых книг или кинофильмов, готовьтесь к торжественным публичным выступлениям и т.д. Эту технику можно и нужно взять на «вооружение» для дальнейшей жизни.

Речь идет о способе представить любую информацию визуально, отображая между несколькими понятиями конкретную связь. Иными словами, перед нами представляется схема, по центру которой находится слово или же термин, рисунок, смысловой центр. В разные стороны от этого смыслового ядра отходят главные ветви понятий и подветви - менее важные детали.
Для тех, у кого хорошее воображение, несложно представить, что в результате мы получаем нечто по типу корневой системы или паутины. В качестве способа рисования можно выбрать обычные листы бумаги или же компьютерную программу - это не принципиально. Тем не менее, если вспомнить «старые добрые» несколько секретов для запоминания английских слов , окажется, что лучше все делать вручную. Так усваивается больше информации за кратчайший срок. И она гарантированно запоминается вам надолго.

Составляем ментальную карточку: быстро и легко

Итак, приготовьте свои «очумелые ручки» - и смело приступайте к творческому знакомству с английским языком. Для выполнения поставленной задачи вам будут нужны один или несколько листов бумаги. Что касается формата, то здесь удобнее всего использовать А4, а то и А3. Но такие большие листочки не очень удобно носить с собой, ведь иногда возникает необходимость освежить что-то в памяти. Поэтому смело можно воспользоваться А5 – оптимальным форматом, который легко помещается даже в крохотную дамскую сумочку. Если же вы предпочитаете широкий размах, то А3 – это именно то, что вам нужно! Не забудьте взять с собой фломастеры и яркие маркеры, выделители. Пусть ваши «карточки воображения» будут действительно разноцветными и пестрыми. Основные моменты:

  • Листочек любого формата располагаем по горизонтали. В компьютере это вид форматирования страницы «альбомная». В центре будет ваше ядро – то есть, основное слово или образ.
  • Начинать необходимо с верхнего правого угла, где по часовой стрелке будут писаться ветки, разделы. Эти слова раскрывают центральную идею.
  • Веточки первого уровня «выпускают» из себя второй уровень – уточнения, дополнения.
  • По возможности необходимо писать все это максимально аккуратно, печатными буквами, используя для каждой ветки или подветки свой цвет, вид выделения.
  • Не нужно записывать целые предложения. Используйте только ключевые слова. Они будут «хлебными крошками», по которым вы сможете с разных сторон прийти к основному понятию или от него.

Кстати, если вы все же не хотите делать карточки самостоятельно, можно взять на вооружение специальные онлайн сервисы, такие, например, как Xmind. Они специально разработаны для создания карт воображения, так что все ваши усилия сведутся к минимуму. Так же в сети всегда можно найти уже готовые карточки. Но мы настаиваем, что для лучшего запоминания лучше все делать собственными силами, добывая «потом и кровью» каждую mind-карту.

Mind maps и английские слова

Отличный способ запомнить тематическое «облако слов» - это использовать данные карточки. Пусть в центре карты будет какая-то тема или ключевое понятие, от которого и отходят веточки. Если есть возможность, добавляйте наглядные картинки, обозначающие конкретные слова. К примеру, если речь идет о теме путешествий, можно рисовать чемоданы и автобусы, поезда и билеты и так далее. Принцип «одна карта для одного слова» также применим к запоминанию английских слов.

Если вы все еще путаете времена английского языка, самое время составить для них ментальные карты, которые помогут лучше разобраться в «причинно-следственных» связях того или иного времени. В этом случае обязательно делайте карты своими руками, так как это поможет запомнить логику образования предложений.
Также с помощью карт воображения можно запомнить, как образуются степени сравнения прилагательных, как строить вопросительные предложения и так далее. Словом, практически любые правила можно запомнить и представить в виде таких простых, понятых и очень полезных ментальных карточек.
В качестве приятного бонуса - возможность соединить учебу с творчеством, наслаждаясь процессом создания полезных подсказок. Творите и учитесь с удовольствием!

Что такое мыслительные карты?

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. (рисунок 1)

Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.

Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.

Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению.

Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт , разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского языка?

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные?

Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.

Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Мыслительные карты можно использовать для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”.

С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов.

Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

В своей работе я использовала мыслительные карты при изучении следующих тем :

  • Твоё идеальное будущее.
  • Моя будущая профессия.
  • Здоровый образ жизни.
  • Планирование романтических выходных.
  • Планирование идеального путешествия.
  • Покупка подарков на Новый Год (рисунок 2)
  • Спорт
  • Одежда
  • Экология (в частности, переработка отходов) (рисунок 3,4)
  • Фрукты и овощи (рисунок 5)
  • Животные
  • Современные изобретения
  • Литература, писатели
  • Средства массовой информации
  • Праздники в Росси, Великобритании, США
  • Города и страны (рисунок 6)
  • Семья (рисунок 7)
  • Политические системы и партии
  • Времена английского глагола в активном залоге и т.д.

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

рисунок 7

Составление мыслительных карт помогает сделать изучение элективных курсов более интересным, позволяет изучить большое количество материала за ограниченное количество часов, выделяемых на курс. Я использую мыслительные карты в процессе преподавания элективного курса “Деловой английский язык”.

Порядок и особенности создания мыслительных карт

(на примере темы “Фрукты”). (рисунок 5)

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апельсин),pineapple (ананас),cherry (вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться с health (здоровье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
  6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным!

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
  • правильности написания английских слов и выражений;
  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
  • наличия оригинальных идей, оформительских решений;
  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

По моему мнению, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам (возможно на уроках истории, литературы, биологии и других). Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, исторические личности, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам птицы, растения, животные, системы организма человека и т.д.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Недавно я начала активно использовать ментальные карты в моих занятиях языками. Меня удивил этот способ своей близостью тому, как мы в принципе думаем. Мы же не мыслим линейно (я нет:), а вести записи нас всегда учили именно так, сверху вниз и по полочкам.

Теперь у меня нет языковой тетрадки, зато есть языковой альбом ! Я рисую карты, фигурки, и радуюсь появившемуся размаху и свободе.

Грамматика

Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой – обобщить имеющиеся знания с систему.

  1. Во-первых , карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.

Как пример, хочу взять английское время Present Continuous.

Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.

Я считаю, что карты лучше рисовать от руки. Здесь я даю образцы, созданные в программе MindMeister, чтобы все было легко разобрать. И конечно, это очень удобный инструмент. Однако я традиционно предпочитаю блокнот и ручку, когда занимаюсь сама.

Кроме того, очень полезно дополнять карты рисунками. Любыми образами, которые приходят к вам в голову при разборе темы.

  1. Во-вторых, это отличный инструмент для обобщения ваших знаний.

За пример опять возьму систему времен в английском. Известно, что на первых порах различать их помогают так называемые ключевые слова, т.е. ряд наречий, которые как правило употребляются только с конкретным временем.

Карта, иллюстрирующая эти слова, хороший помощник.

Слова

Ментальные карты – замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.

Сначала про логику

  1. Самое очевидное применение ментальных карт – это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
  1. Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.

А теперь образы

  1. Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.

  1. И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.

Посмотрите мой пример на фото. Я взяла слова из списка и выделила одно (крепость), которое поставила в центр. Затем я просматриваю свой список и нахожу слова, которые в моем воображении связываются с крепостью, и рисую ответвления (часовня, свинопас и бархат). Потом нахожу то, что можно связать с этими тремя.

Чтение

Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует

  • вдумчивому чтению и анализу
  • запоминанию прочитанного
  • готовая карта – самый быстрый и удобный способ повторить материал

Это своеобразный конспект, который я бы рекомендовала попробовать ввести в рутину студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.

Вот отличный пример визуального конспекта

Карта из группы

Что такое Mind Maps? Это карты, в которых структурированно собрана информация на определенную тему. Четко, удобно, ясно, в одном месте. Этот инструмент позволяет уместить большие объемы информации на одном листе. Согласитесь, что это здорово сэкономит время и позволит быстро находить то, что вам нужно. Если бы вы только знали, как эта система освобождает голову и дает сосредоточиться на самом важном!

Что такое "Mind Maps - "Английский в кармане"?"
- Удобный инструмент для изучения английского
- Самые часто употребляемые темы в языке
- Выражения и слова на каждый день
- Эффективное запоминание новых выражений и слов
- Готовые клише, выучил – и пошел говорить
- Более 500 полезных слов и выражений
- Более 150 ситуаций на отработку с переводом и ключами
- 10 карт в электронном (PDF) варианте, которые вы можете распечатать
- 10 видео и аудио с произношением и переводом
- 10 упражнений-тренировок для внедрений фраз в голову с ключами

Что входит в комплект:

10 maps 10 карт со словами и выражениями, подобранные на различные темы:
1. At the hotel (в отеле)
2. Travelling (путешествия)
3. Shopping (поход по магазинам)
4. Renting a car (аренда машины)
5. Everyday English (английский на каждый день)
6. In the city (в городе)
7. Health and medicine (здоровье и медицина)
8. Eating out (в ресторане)
9. Meeting new people (знакомство с новыми людьми)
10. Irregular verbs (неправильные глаголы)

10 видео и аудио с произношением и переводом.

Это позволит вам:
- Проговаривать слова и выражения вместе с диктором
- Заучить выражения с правильной интонацией
- Легче выучить материал, опираясь на зрительную и слуховую память
- Слушать и смотреть записи в любом месте
- Быстрее загрузить материал в мозг

10 упражнений-тренировок.

Благодаря которым Вы сможете:
- Проверить на сколько хорошо вы усвоили материал
- Натренировать уже выученные выражения
- Повторять тренировки в любое время
- Перевести свои знания в навык говорения
- Научиться правильно использовать слова и предложения в контексте
- Выражения будут выскакивать из головы автоматически (при условии систематических тренировок и повторений)

Для кого предназначен курс Mind Maps "Английский в кармане"?

Если вы до сих пор на все 100% не уверены, как перевести следующие выражения:
- Ты уверен?
- Ты согласен?
- Давай куда-нибудь сходим вечером?
- Я заболел, у меня болит горло.
- Вы когда-нибудь бывали на Таити?
- Какова цель вашей поездки?
- Эти туфли мне велики, есть ли у вас размер поменьше?
- де я могу заправить машину?
- Принесите мне еще один стакан, пожалуйста.
- Завтрак включен?
- Как мне добраться до центра?
- Пристегните ремень.
- Сколько стоит эта рубашка?
- У вас есть такой же ремень, но другого цвета?
- Фен не работает.
и многое-многое другое…

Тогда вам просто необходим этот простой и эффективный инструмент, который всегда будет с вами рядом.

Скриншоты:


Год: 2013
Марина Киселева
Формат: pdf, mp3, mp4

1. At the hotel (в отеле)

Размер: 90 Мб.

2. Travelling (путешествия)

Размер: 87 Мб.

3. Shopping (поход по магазинам)

Размер: 108 Мб.

4. Renting a car (аренда машины)

Размер: 66 Мб.

5. Everyday English (английский на каждый день)

Размер: 91 Мб.

6. In the city (в городе)

Размер: 100 Мб.

7. Health and medicine (здоровье и медицина)



Статьи по теме: