Неполные предложения –

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

По строению и значению различают полные и неполные предложения.

В полных предложениях есть все главные и второстепенные члены, необходимые для завершенности строения и полноты выражения значения (Христя зажгла небольшой ночник и постановила его на трубе (П. Мирный)).

Неполными называются такие двусоставные или односоставные предложения, в которых пропущено одно или несколько членов (главных или второстепенных), которые понятны из контекста или ситуации. Неполнота строения и содержания таких предложений не мешает им выступать средством общения, так пропуск тех или иных членов не нарушает их смысловой завершенности. Чаще всего в речи употребляются неполные предложения с пропущенным сказуемым (В зеленый Журавное летят журавли, а лебеди - [летят] в Лебедин (П. Воронько)).

Неполные предложения по своей структуре делятся на такие же типы, что и полные. Они также могут быть распространены или нераспространенными, двусоставных или односоставными. Следует иметь в виду, что двоскладне предложения с пропущенным подлежащим или сказуемым остается двусоставных, хотя произносится и пишется только один главный член.

Пропущенный член неполного предложения можно воспроизвести: 1) из предыдущего предложения или из части того самого сложного предложения (Ложь стоит на одной ноге, а правда - [стоит] на двух [ногах] (Нар. тв.)), 2) со следующего предложения (Да жестами [скажу]. Но сказать нельзя), 3) по содержанию самого неполного предложения, т.е. на пропущенный член указывают слова, синтаксически зависимые от него (Не в службу, а в дружбу [помоги]) 4) из ситуации речи: все участники общения знают, о чем идет речь, поэтому то или иное слово может выпускаться (К библиотеки [идешь]?).

Пропуск членов предложения является чрезвычайно важным способом экономии языковых средств, он позволяет кратко и быстро выложить информацию. Поэтому неполные предложения широко представлены в разговорной речи и в художественных произведениях, прежде всего в диалогах и полилог. Ведь при чередовании вопросов и ответов реплики образуют единое целое, в котором не нужно повторять уже сказанное.



В неполных предложениях на месте пропущенного члена (чаще всего сказуемого) при наличии паузы ставится тире (Колос полный гнется, а пустой - вверх торчит (Нар. тв.)).

Тире не ставится, если нет необходимости в специальном подчеркивании паузы (Не давай зайцу морковь беречь, а лисы кур сторожить (Нар. тв.)).

Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 86% школ.

Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.А.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.

Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала.

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ.

Призвана обеспечить языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая направленность на основе расширения понятийной базы обучения связной речи, а также на основе усиления функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Программа по русскому языку для средней школы. Под ред. Панова М.В.

Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.

Основные этапы в истории создания программ.

Стабильные учебники по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. "Об учебниках для начальной и средней школы". До этого времени согласно теории "отмирания учебника" в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, "рассыпные" учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, "тетрадей", брошюр, выпусков и т.п. Само слово "учебник" было в то время заменено названием "рабочая книга".

После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:

Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. I и II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.

Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под редакцией академика Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с 1938 по 1952г.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского языка. - Ч. I и II.

Учебник издавался с 1954 г. и действовал: I часть - до 1969 г., II часть-до 1970г.

Начиная с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский. (а также 6 и 7)

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.

В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта, рекомендованные Министерством образования РФ.

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.

Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.

Русский язык: Практика. 6-7 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. редактор В.В.Бабайцева.

Русский язык: Практика. 8-9 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В. Бабайцева.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы и 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.

В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.

Создаются и используются в школьной практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского языка и самообразования. Например:

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.

Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Для вечерних школ и самообразования.

КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.

Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации или контекста.

Например, если в метро один из пассажиров, посмотрев на путь, скажет: «Идёт!», все остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: поезд идёт.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень часто наблюдаются в диалогах.

Например: – Ваша вестра завтра выступает с песней? – спросил Алеша у Максима Петровича. – Моя. Ответ Максима Петровича представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (Например: Моя сестра завтра выступает с песней).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях :

Ей все доступны, она же – никому. Вторая часть сложного бессоюзного предложения (она же – никому) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (Например: Она же не доступна никому).

Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления .

В односоставных предложениях нет одного из главных членов предложения,но смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В окно постучали), не важен (Его убили под Москвой) или скрывается (Мне про нее недавно многое рассказали).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне ситуации или контекста, то его смысл останется нам непонятен (Например. вне контекста: Моя; Она же – никому).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

За спиной – поле. Слева и справа – болота.

Такие предложения называются «эллиптические предложения». В них обычно присудствует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём часто мы не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Например: За спиной находится / расположено / видно болото.

Большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (болото) и б) от двусоставных – с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в золоте). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, потому что обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее частыми являются согласованные и несогласованные определения.

Зимний лес; Вход в бюро;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Например: Все деревья в золоте. – Все деревья золотые.

Пропуск члена внутри предложения в устной речи отмечается паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной – поле. Слева и справа – болота;

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

В эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За высоким холмом - лес;

В эллиптическом предложении – при параллелизме т.е однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д. конструкций или их частей:

В неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места, Молодым семьям – льготы;

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член, обычно это сказуемое восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

Ночи стали длиннее, дни – короче (во второй части восстанавливается связка стали).

План разбора неполного предложения

А)Указать тип предложения (полное – неполное).
б)Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Воины – за оружие.

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились.

Делятся на полные и неполные. Если ни один (главный или второстепенный член) не пропущен - это полное предложение: За окном тревожно шумели деревья. Если же один из необходимых членов отсутствует, то такое предложение называется неполным.

Неполные предложения, их признаки

Основными признаками неполного предложения выступают следующие:

  1. В неполном предложении пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста любым из участников ситуации или разговора. Так, например, если группа людей ждет кого-то из своей компании, то фраза: «Идет!» Будет им понятна. Из ситуации легко восстанавливается подлежащее: Артем идет!
  2. Неполные предложения подтверждаются наличием в них зависимых от пропущенного члена слов: Похорошела, расцвела, просто чудо! Смысл данной конструкции можно восстановить только из предыдущего предложения: Я вчера встретила Анну.
  3. Довольно распространено употребление неполного предложения как одной из частей сложного: Антон способен на многое, ты - ни на что! Во второй части данного сложного бессоюзного предложения видна неполная конструкция, в которой пропущено сказуемое (Ты не способен ни на что. )

Помните, что неполное предложение - это вариант полного.

Диалог с неполными предложениями

Особенно часты такие типы предложений в диалогах. Например:

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Художником.

Во втором предложении смысл не будет понятен без предыдущей фразы. Формально это должно звучать: Я буду художником . Но говорящий облегчает структуру предложения, сведя его к одному слову, делая таким образом речь более динамичной, что и является одним из признаков разговорной диалогической конструкции. Но важно помнить, что существуют и предложения недосказанные, которые не являются неполными. Это прерванная по тем или иным причинам мысль: Я, кажется, знаю, что делать! А что, если… Нет, не выйдет! (В данном предложении не восстанавливается пропущенное слово.)

Неполные предложения: их варианты

В качестве неполных могут выступать как двусоставные, так и односоставные предложения, распространенные и нераспространенные. А возможность пропуска слов, как уже упоминалось прежде, объясняется легкостью восстановления их из ситуации речи, структуры самого предложения (речь идет о сложных предложениях) или из контекста. Неполные предложения характерны для разговорной речи. Их следует отличать от односоставных предложений, имеющих один главный член. Между прочим, даже такие предложения могут быть неполными:

Куда идешь?

На вечеринку.

В этом диалоге полным является лишь первое предложение: определенно-личное, односоставное. А два последующих - неполные односоставные. Дополним их: иду (куда?) на вечеринку - определенно-личное; (ого!) хорошо - безличное.

Неполные предложения: примеры пунктуации

Тире часто служит пунктуационным сигналом того, что перед нами неполное предложение. Его ставят на месте пропущенного слова. Как правило, оно обусловлено наличием здесь интонационной паузы: Справа стоял мой товарищ, а слева - незнакомый парень (пропущено слово "стоял"). На подоконнике - засохшая герань в горшке (пропущено слово "находилась").

неполные предложения

08.09.2011 22541 1048

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Статьи по теме: