Именительный и винительный падежи имён существительных. Употребление Ь знака в именах существительных в родительном падеже и в именах существительных с шипящей на конце

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Безударные окончания –И, –Е в именах существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах

Мы идём купаться к запруде по узкой тропинке. На макушке мохнатой ели сидит гигантская сова. Мы приближаемся к ели. Сова улетает.

Мы оказываемся на прелестной полянке. Она полна земляники. На брёвнышке видны следы вчерашнего дождя. Из травки торчит голова лягушки. Вот она прыгает к большой луже.

Мы стоим на мостике. На поверхности воды бегают водомерки. У водомерки большая скорость. Её скорости можно позавидовать.

На маленькой площадке уже есть несколько купальщиков. При такой жаркой погоде каждый мечтает об отдыхе. (79)

Грамматическое задание

1. Определить падежи и склонение всех имён существительных первого абзаца.

2. Написать слово ГОЛОВА в родительном, дательном и предложном падежах.


НА РЫНКЕ.

Я должен купить продукты на рынке. Вот сумка для картошки. Вот авоська для моркови. Надо ещё не забыть о хлебе и о масле для каши.

По нашей улице я дохожу до просёлочной дороги. По этой дорожке я пройду к ограде рынка. Потом я выйду к калитке.

В первой палатке я куплю килограмм картошки. Надо не забыть о морковке и зелени. У старушки из ближайшей деревни я куплю двести граммов вкусной сметанки. Потом я принесу сумку маме. Она будет рада моей покупке. (83)

Грамматическое задание

1. Определить падежи и склонение всех имён существительных второго абзаца.

2. Написать слово РЫНОК в родительном, дательном и предложном падежах.

Повторение

В моей комнате на столике стоит большой глобус. Сегодня нам в школе рассказывали об Африке. Я решил рассмотреть её на глобусе. Сколько стран на этом континенте! Я уже слышал об Алжире и о Египте. В Анголе в городе Луанде бывал в командировке мой папа.

На юге Африки находится Южно-Африканская Республика. В этой республике течёт большая река. У речки смешное название – Оранжевая.

От Африки перехожу к Америке. Я читал в одной книге, что в Карибском море было много пиратов. Я читал о пирате Френсисе Дрейке.

Как интересно находить на глобусе разные страны! (93)

Употребление Ь знака в именах существительных в родительном падеже и в именах существительных с шипящей на конце

НАШ ЛЕС.

Пелена туч на небе рассеялась, и показался радостный солнечный луч. Сердитый сыч поднялся с ветки рябины и улетел в самую глушь леса.

Колючий ёж плотнее забился в свою норку. Ёж любит ночь. Голосистый чиж приветствовал солнце. Юркая мышь пробежала среди луж и скрылась на поляне среди тысяч травинок.

Через весь лес тянется глубокий овраг. Здесь много отвесных круч. На дне оврага несколько куч камней. В одном месте бьёт ключ. Дальше овраг проходит мимо пастбищ и впадает в реку.

В этом месте расположен пляж. Вдоль берега реки раскидано много берёзовых рощ. На большом поле колышется золотая рожь. (98)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных первого абзаца.

2. Подчеркнуть основу последнего предложения.


ДОРОГА НА ПЛЯЖ.

Старый скрипач и его дочь идут мимо дач на пляж. Тропинка ведёт через холмы, и прохожие видят внизу гребешки крыш. На склонах холмов много опасных круч.

С пляжа идут знакомые. Происходит несколько приятных встреч. На небе нет туч, но под ногами много луж. Ночь была дождливой.

Вокруг много тысяч трав и цветов. У подножия холма начинается гигантское поле, где колышется рожь. По краю поля стоит десяток небольших рощ. С другой стороны от гряды холмов течёт речка. На другом берегу немало живописных пастбищ. Чудесный пейзаж!

Вот и пляж. Почему здесь столько земляных куч? Как будто кто-то занимался поиском сокровищ. Но это не помешает купаться. (107)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных второго абзаца.

2. Выписать слова с сочетаниями СН, ЗН.


Мы приходим на морской пляж. Перед нами несколько куч больших валунов. А вон идёт матч по пляжному волейболу. Пятёрка ребят перебрасывает друг другу мяч. Мы видим много красивых ударов и подач. На пляже отдыхает не только молодёжь. Вот пожилая пара, а с ними прелестный малыш.

Мы занимаем место в тени щита для афиш. Через дырочку пробивается луч солнца. У нас с собой скромный багаж – полотенце да тапочки. Из воды интересно рассматривать прибрежный пейзаж. Сколько там камней и круч!

Вдали несколько маленьких рощ. За пляжем видно много крыш. Это наш посёлок. Рядом с ним немало пастбищ и полей, где растёт рожь. (101)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных последнего абзаца.

2. Разобрать по составу слово ПОСЁЛОК.

Повторение

Сегодня на небе много туч. С утра лил дождь. Сотни тысяч капель неслись мимо моего окна. С крыш текли потоки воды. По телевизору сегодня передают много детских передач. К счастью, нам на дом по математике не задано много задач. На обед у нас были борщ и гуляш. После обеда маме потребовалась моя помощь. Кончилась такая нужная вещь, как картошка. Надо сходить в магазин. Я надел плащ, но вышел без галош. Сколько во дворе луж! А вот и щит для афиш. В кино идёт «Остров сокровищ».

Около больших куч опавших листьев, которые сгребли дворники, я увидел пробегавшую мышь. В магазине меня окликнул мой школьный товарищ Саша. У нас в параллели пять Саш. Дома я сел за уроки. (118)


Я рано сделал уроки и теперь смотрел интересный репортаж. Шёл хоккейный матч. Тут раздался звонок. Я открыл дверь. Там стояла дочь моего соседа Кирилла Григорьевича Анна Кирилловна. На улице шёл дождь, и на ней был мокрый плащ. Ей нужна была моя помощь. Она вернулась из отпуска, но забыла ключ от квартиры. А дома никого не было. Она просила оставить у нас её багаж.

Я пригласил её посидеть у нас и пообедать. Она согласилась и подарила мне десяток груш. Мы съели борщ и гуляш, посмотрели несколько интересных передач. У меня живёт белая мышь. Я показал её соседке. Тут вернулся муж Анны Кирилловны, и она ушла домой. (106)


ЗА ГРИБАМИ В ЛЕСНУЮ ЧАЩУ.

Мы зашли в лесную глушь. Недалеко отсюда из-под земли бьёт ключ. Вокруг нас шелестят тысячи тысяч листьев. Под ногами лежит много куч валежника. Вот бежит лесная мышь. Где-то в кустах сопит осторожный ёж. А вон на ветвях сосны сидит сердитый сыч. Меж стволами деревьев пробился луч солнца. Сыч улетел. Интересно наблюдать жизнь обитателей лесных чащ.

У нас с собой есть острый нож. Мы ходим по лесу в поисках грибов. В окрестностях нашей дачи несколько больших рощ. Две недели назад стояла великая сушь. Но теперь часто идут дожди, и грибы в лесу появились.

Утром на небе совсем не было туч. К полудню их собралось уже много. Скоро будет много луж, а мы без галош. А ещё я забыл плащ. Пора домой. Там нас ждёт вкусный красный борщ. (133)


В нашем классе несколько Маш. Одна из них – дочь моего соседа. У нас в школе также много Саш. Один из них живёт в соседнем подъезде. Мы с ними друзья. Иногда нам задают много трудных задач. Тогда мне нужна помощь. Я иду к Маше. Саша тоже верный товарищ. Мы с ним вместе ходим в секцию лыж, а летом играем в мяч.

У нас нет дач, поэтому каникулы мы обычно проводим в городе. Когда Маша с мамой уезжала на юг, я помогал нести багаж до такси.

Вчера мы с Сашей ходили на пустошь в поисках спрятанных сокровищ. Мы нашли только старую брошь. Почему у нас так мало бывает удач? На обратном пути мы увидели щит для афиш и пошли смотреть фильм «Дым пожарищ». Хорошая вещь – кино! (125)


У меня сегодня было несколько удач. Утром я нашёл мамину брошь, которую потеряла мама, и свой ключ, который потерялся сам.

Вчера я ходил в магазин. У меня осталась мелочь, и по дороге в школу я купил калач. На улице много луж. Я кинул в одну из них кирпич, и ни одна из многих тысяч брызг не попала на меня. В школе я решил несколько сложных задач и получил пятёрку. На обед у меня борщ и гуляш.

После обеда я посмотрел фильм «Остров сокровищ», несколько интересных передач, а вечером футбольный матч. Интересный репортаж! Приближалась ночь. Я съел несколько груш и пошёл спать. (102)


Мы с братом играли в «Остров сокровищ» и построили в лесу шалаш. Стены сделали из толстых палок, сверху набросали всякую мелочь. Внутри положили кирпич. Это был сундук с сокровищами.

Недалеко из земли бил ключ. Получился маленький пруд. Вокруг рос камыш. Из ключа мы пили.

Вода в походе – это очень нужная вещь. Но нужна также и еда. Мы попробовали есть дикие яблоки. Ужасная горечь. К счастью, у меня были с собой калач и корж, а у брата лаваш. А дома сейчас на обед борщ и гуляш. А мы тут сидим и жуём хлебный мякиш! Тем временем на небе собралось много туч. Пора домой. (103)


МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ.

Мой дядя врач. Он может всегда оказать помощь. Его дочь хочет стать медсестрой. Есть много училищ, где готовят медсестёр.

У меня, к счастью, было мало встреч с врачами. Помню как-то я пил микстуру. Такая горечь! Медицина – нужная вещь. Но лучше жить без неё. Хуже всех – стоматолог. При мысли о нём меня бросает в дрожь! Поэтому одна из важных задач – регулярно чистить зубы.

Из всех сокровищ здоровье – самое ценное. Укреплять его мне помогает мой хороший товарищ – футбольный мяч. Летом я часто хожу на пляж. Рядом с нашим домом есть несколько сосновых рощ. Я люблю там гулять. (99)

НЕ с глаголами

ВЕЛОСИПЕД.

Я не умел кататься на велосипеде. У меня его не было. Я не мог учиться, пока мне не подарили новенький двухколёсный велосипед. Я недоумевал, почему с него не падают?

Я сел и принялся крутить педали, но не проехал и двух метров. Я не удержался и не успел выставить ногу. Не помню, как я падал. Опомнился я на дне канавы, правда, почти не ушибся и не сломал велосипед.

Я не рискнул снова так ездить, пока не потренируюсь крутить педали одной ногой, а второй переступать по земле. Мне не понравилось так ездить. Не думаю, что так можно научиться.

Ничего не остаётся, как попросить дедушку. Пусть научит кататься. (106)

Грамматическое задание

2. Выписать из диктанта слово с орфограммой согласная в слабой позиции. Написать проверочное слово.


ЗА ХЛЕБОМ.

Сегодня столбик термометра не поднялся выше тридцатиградусной отметки. Я не хочу выходить из дому. Я ненавижу мороз. Я не буду скучать дома, я ещё не дочитал очень интересную книгу.

Но это не зависит от меня. Мама говорит, что хлеба не хватит до вечера. Папа недомогает, ему нельзя идти. Мама посылает меня. Я не спорю и собираюсь на улицу. Долго не могу найти тёплый свитер. Никуда не иду, пока не нахожу его под кроватью. Я недоумеваю. Не затащил ли его туда мой кот? Не мог же я сам бросить его туда?

На улице я бегу к булочной, чтобы не замёрзнуть. Прохожие не высовывают нос из воротников. Я не задерживаюсь, вбегаю в магазин. Проверяю у кассы, не забыл ли я деньги. Я купил хлеб и вернулся домой. (127)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два глагола с частицей НЕ.

2. Выписать из диктанта слово с орфограммой безударная гласная в корне слова. Написать проверочное слово.

Повторение

ПРОГУЛКА.

Мы бродили по лесу, пока нас не застала гроза. Чтобы не промокнуть, мы укрылись в шалаше. Пока гроза не утихла, мы не высовывались из нашего убежища. Когда мы выходили, капли уже больше не падали, но небо ещё не прояснилось. Отдалённые удары грома ещё не умолкли.

Давно я не дышал таким чистым воздухом! Давно не видел такой красивой игры света на влажных листьях! Гром больше не гремел. Резкий звук не нарушал тишины, пока не прилетела оса и не зажужжала над ухом. Она за что-то невзлюбила нас и долго не улетала.

Вот уже никто не мешает нам спокойно гулять. Но нам не хватает времени на долгую прогулку. Как я ненавижу то, что вечно не хватает времени! Всех дел не переделаешь, но и отказаться от них тоже не получается. Мы идём домой. (131)


НЕТ СВЕТА.

Меня не было дома весь день. Вечером я вернулся, включил свет, но свет не зажёгся. Я не знал, что случилось. Проверил пробки. Их не выбило. Я вышел из квартиры. Свет не горел во всём подъезде. Я не стал заходить к соседям, чтобы выяснить обстановку, а пошёл и лёг спать.

Но я не заснул. Сон не шёл ко мне. Я вспомнил вдруг, что и холодильник тоже не работает. Ненавижу вставать ночью с кровати! Но я не мог бросить на произвол судьбы мясо в морозилке. Я не нашёл под кроватью тапочки, потому что не видел их в темноте. Пришёл на кухню, достал мясо. Чтобы оно не протухло, надо положить его на балкон.

Балконная дверь примёрзла и не открывалась, пока я не потянул изо всей силы. Сразу я не почувствовал холода. Но пока разгребал снег на столике, я продрог. Чтобы не простудиться, я в ускоренном темпе перетащил продукты на балкон. (149)


МИША ШИШКИН.

Вчера Мишка Шишкин не смог заставить себя оторваться от компьютерной игры и не подготовился к диктанту. Он не выучил правила, не сделал упражнений, не посмотрел в словаре словарные слова. Честно говоря, он недолюбливал учить правила и ненавидел писать упражнения. Когда в час ночи Миша кончил играть, он сильно недомогал. Болела голова. Мишка не стал ужинать. Также он не умылся и не почистил зубы, а сразу лёг спать.

На следующее утро Миша не проснулся от звона будильника. Если бы мама не подняла его, он проспал бы до десяти. Миша не успел как следует позавтракать и чуть не опоздал в школу.

Марья Алексеевна не проверяла домашнюю работу, а сразу дала диктант. Мишка не сумел получить даже тройку. Он не смог правильно написать десять слов. Учительница недоумевала и негодовала! Эх, Миша! Пора браться за ум! (134)

Окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном падеже

НА МОРЕ.

Ясное летнее утро. У наших ног плещется Чёрное море. Широкий каменистый пляж протянулся на несколько километров.

Там, вдалеке, над ним нависают высокие острые скалы. С другой стороны от нас поднимается огромная круглая гора. На её вершине виднеется древняя крепость. У крепости толстые каменные стены. От пляжа к дороге ведёт пологий спуск. Чудесная бетонная лестница позволяет легко преодолеть двухметровый откос.

Грунтовая дорога скоро выходит к шоссе. Асфальтовое шоссе идёт вдоль берега моря. На всём протяжении пути этот удивительный берег всё время разный. Он то высокий, то низкий, то отвесный, то пологий. (92)

Грамматическое задание

2. Выписать из последнего абзаца все имена существительные.


ПРИШЛА ЗИМА.

Закончилась дождливая осень. Началась холодная, снежная зима. Долгожданный снег выпал в середине ноября. Грязная земля замёрзла. Чистое белое покрывало спрятало её до весны. Голые ветки деревьев украсились белыми змейками.

Через несколько дней в лесу появились первые лыжники. Румяные радостные люди бегали по лесным дорожкам. Из конца в конец лес прорезали узкие длинные лыжни.

Перед нашим домом есть широкая спортивная площадка. На ней был залит хороший каток. Вечером его освещают яркие фонари. Из репродуктора слышится весёлая музыка. Мы часто надеваем острые звонкие коньки и отправляемся на каток. (88)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по одному сочетанию существительного с прилагательным мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном или винительном падеже.

2. Первое предложение разобрать по членам предложения.


ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Жаркий летний день подходит к концу. Оранжевое солнце опускается за тёмный еловый лес. Ясное голубое небо вокруг солнца окрашивается в оранжевый цвет. Острые вершины леса виднеются на фоне неба.

Сначала нижний край солнца скрывается за лесом. Потом заходящее солнце прячется до половины. И вот, наконец, только верхний краешек виднеется из-за тёмных вершин. Наступает таинственное время сумерек. Тёплый ветерок шелестит листвой. Высокие деревья слегка качаются.

Вечерняя тьма сгущается всё сильней. Тёмная звёздная ночь вступает в свои права. (79)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по одному сочетанию существительного с прилагательным мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном или винительном падеже.

2. Разобрать по составу слова ВЫСОКИЕ, ВЕЧЕРНЯЯ.

Повторение

В ЗООПАРКЕ.

Сегодня тёплый весенний день. Мы с папой решили пойти в зоопарк. Вот трамвайная остановка. Через четверть часа мы будем в зоопарке. Мы входим через главный вход. Его украшают высокие красивые скульптуры. Мы сразу видим лебединый пруд. Прекрасные птицы скользят по водной глади. Кроме лебедей, там живут ещё дикие утки и серые гуси.

В больших вольерах живут разные животные. Вот рыжие лисицы. Здесь страшные волки. Там бурые медведи. А вон маленькие зайчики. Забавные обезьяны живут в отдельном помещении. Огромные слоны и опасные крокодилы тоже помещены отдельно.

Пора домой. Перед уходом мы едим вкусное мороженое. Московский зоопарк – лучшее место для прогулок. (101)


Мой любимый цвет – синий. Я люблю бурное море. Больше половины Земли занимает гигантский Мировой океан. Поэтому Земля наполовину синяя.

Бирюзовый – это цвет неба. Ясное небо – бирюзовое, пасмурное – серое.

Коричневый – цвет почвы. Коричневая почва иногда светлая, иногда тёмная, почти чёрная.

Весной и летом листья и трава – зелёные. Осенью они жёлтые или оранжевые.

Зимой выпадает белый снег. Водоёмы покрывает серебристый лёд.

А что у нас красное? Красный у нас огонь. Если присмотреться к нему, можно увидеть, что он ещё жёлтый и оранжевый. (81)


В КРЕМЛЕ.

Сегодня мы идём на экскурсию в Московский Кремль. Перед нами Александровский сад, Вечный огонь, красивые фонтаны. Асфальтовая дорожка приводит нас к Кутафьей башне. Это самая маленькая башня Кремля. За ней находится Троицкая башня. Две башни соединяет широкий переход. Мы входим в Кремль через Троицкие ворота. Прямо перед нами высокое белое здание. Это Дворец съездов. За ним находится Соборная площадь.

Вот огромная Царь-Пушка. Она стреляла один– единственный раз. Чуть подальше стоит гигантский Царь-Колокол. Рядом с ним отколотый кусок.

Мы выходим на Соборную площадь. На ней расположены древние соборы. Это Архангельский собор, Успенский собор и Благовещенский собор. Ещё на площади находится очень высокая белокаменная колокольня – Иван Великий. (107)

ПРИШЛА ВЕСНА.


Прошла долгая холодная зима. Позади остались сильные морозы и редкие оттепели. Скользкий лёд и глубокие сугробы больше не покрывают землю. Наступило самое радостное время года. Вечно юная весна вступает в свои права.

По земле бегут весёлые журчащие ручейки. Маленькие речки превратились в широкие полноводные потоки. Разлившаяся вода заливает обширные луга. Скоро она спадёт. Речки вернутся в свои обычные русла.

Перелётные птицы возвращаются с юга. Тёплые страны не удержали неутомимых путешественников. Вернувшиеся птички начинают строить уютные гнёзда.

Густая зелёная листва вновь покрывает лиственные деревья. Первая весенняя зелень – самая приятная для глаз. (92)


КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.

После посещения Кремля мы идём на Красную площадь. Мы идём через Александровский сад. Перед нами Исторический музей. Мы проходим через длинный широкий проход между музеем и стеной Кремля и выходим на площадь.

Слева от нас музей, а за ним красивая церковь. Дальний конец площади занимает прекрасный собор Василия Блаженного. Мы долго рассматриваем его разноцветные купола.

Мы идём по площади. Справа от нас гранитный мавзолей, за ним – мраморные бюсты. Там похоронены бывшие руководители государства. Слева – огромный магазин. Он называется ГУМ.

Перед собором стоит знаменитый памятник Минину и Пожарскому. (89)


НА АЛТАЕ.

Летом мы с папой и его друзьями совершили увлекательное путешествие на Алтай. Горный Алтай – очень красивое место. Мы приехали на поезде в далёкий город Барнаул и сели на рейсовый автобус.

Сначала вокруг были только высокие холмы. Затем они стали превращаться в настоящие горы. Мы приехали в главный город Горного Алтая – Горно-Алтайск. Со всех сторон видны живописные горные склоны.

Мы переночевали в городе и поехали на автобусе на Телецкое озеро. Туристический теплоход перевёз нас на противоположный берег озера. Мы посетили красивый горный водопад Корбу. Потом мы вышли на пологий каменистый берег и разбили три двухместные палатки. (97)


НА АЛТАЕ. (Продолжение. )

На следующий день в ранний утренний час мы свернули палатки. Нам предстоит трудное, но интересное путешествие. Путь будет долгий. Наш маленький отряд пойдёт вдоль реки. Узкая речная долина приведёт нас в горный посёлок. Там мы сядем на пассажирский вертолёт и вернёмся в Барнаул. Но это произойдёт через несколько дней.

Вокруг нас высятся горные хребты. Над нами нависают серые скалы. Вон белеет высокий водопад. Рядом шумит широкая и стремительная речка. Погода стоит пасмурная, но тёплая. Настроение у всех бодрое, весёлое. (81)

Некоторые существительные с окончанием -а (-я) , обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода . Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

229 . Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных имён существительных. Назовите предложения с обращениями. Объясните постановку тире в предложениях.

1. Серёжа - кругл., сирота . Маша - кругл.. сирота . 2. Миша - больш.. забияка . Марина - удивительн.. 2 забияка . 3. Как., ты зазнайка Петя уд..вилась мама. Как., ты зазнайка Люба уд..вилась мама.

230 . Найдите существительные общего рода. Какие из них резко отрицательно характеризуют человека? Выпишите слова с пропущенными буквами. Какие из синонимов к выделенному слову употребляются чаще по отношению к детям?

1. Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой. 2. Карасиков пропустился вдогонку Альке и закр..чал: «Плакса!» 3. Непоседа Иоська в..ртелся около фанерного танка.

(По А. Гайдару.)

фане́ра [н’]

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт . Такое употребление допустимо в разговорной речи.

231 . Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.

1. Доктор Ирина Ивановна (пригласить) в кабинет очередного больного. 2. Врач Смирнова (выписать) рецепт. 3. По оживлённым лицам по одобрительным репликам архитектор Нина Николаевна (понять) что проект принят. 4. Молодой агроном Анечка (сортировать) семена. 5. Профессор Рождественская (взойти) на кафедру и (обратиться) к студентам с приветствием.

232 . Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глаголы-сказуемые ставьте в прошедшем времени.

Археолог, балетмейстер, тренер, биолог, бригадир, бухгалтер.

233 . Диктант . Подчеркните существительные в винительном падеже как члены предложения. На какие виды орфограмм пропущены буквы?

1. Чуть слыш..тся ручей, б..гущий в сень дубравы, чуть дыш..т ветерок, уснувший на л..стах, и тихая луна, как лебедь в..личавый, плывёт в сребристых обл..ках. 2. Редеет обл..ков л..тучая гряда; звезда печальная, в..черняя звезда, твой луч осеребрил увядшие р..внины. 3. Ненас(?)ной ноч.. мгла по небу стел..тся одеждою св..нцовой. 4. Р..няет лес б..гряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглян..т день как будто поневоле и скро..тся за край окружных гор.

(А. Пушкин)

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже.

1. Добрый молодец зашёл в горницу и достал гусли. 2. Как услышал царь про Алёну Прекрасную, не мог усидеть. 3. Баба-яга накормила гостя, напоила. 4. Змей Горыныч за одну ночь весь белый свет облетел. 5. Собирается чудо-юдо на их землю напасть, всех людей истребить, города и сёла огнём спалить. 6. Сыновья утешают батюшку и матушку. 7. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. 8. Упало яйцо в синее море.

(Из русских сказок)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения. Записать в один столбик существительные в именительном падеже, в другой - в винительном.

1. Пешеход должен переходить улицу только на зелёный свет. 2, Толстый лёд сковал озеро. 3. Мой брат очень полюбил шахматы. 4. Охотник пробрался через густой камыш. 5. В наш двор завезли песок. 6. Письмо вкладывают в конверт. 7. Осень заглядывает в окно. 8. Вода заливает луг.

2. Выбрать и записать предложения с существительными в винительном падеже.

1. Мы выехали в поле. В поле дул сильный ветер.

2. Я посмотрел на море. На море был шторм.

3. Я написал письмо. Письмо лежит на столе.

3. Закончить предложения, используя сюжеты любимых книг и мультфильмов.

1. В одной из сказок А. Пушкина мудрец подарил царю … . 2. В другой сказке А. Пушкина старик выловил из моря … . 3. В «Сказке о царе Салтане» царевич убил из лука … и освободил … . 4. В сказке про Красную Шапочку Серый Волк съел … . 5. Золушка на балу потеряла … . 6. Винни-Пух подарил Ослику … , Пятачок - … , Сова - … . 7. В мультфильме «Ну, погоди!» Волк никак не может поймать … . 8. Дядя Фёдор взял с собой в Простоквашино … . 9. Чебурашка нашёл себе лучшего друга - … .

4. Прослушать предложения. Записать их, заменяя существительные в единственном числе Существительными во множественном числе.

1. Девушка вышила полотенце. 2. Весной стадо выходит на пастбище. 3. В новом районе построили красивое здание. 4. Я каждый день беру с собой ключ. 5. На ветке сидел воробей. 6. Наступило трудное время.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть существительные в именительном падеже. Обозначить в них окончания.

ТАНЦОВЩИЦА

На столе было много разных игрушек. Больше всего бросался в глаза чудный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было увидеть дворцовые покои. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно изображало озеро. По нему плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было очень мило. Но милее всех была барышня. Она была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшей ткани. Через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа. Барышня была танцовщица. Она стояла на одной ножке, вытянув руки.

85 слов. (По Г. Андерсену)

РЕБЯТА И УТЯТА

Маленькая дикая уточка чирок решилась перевести своих утят из леса в озеро. Долгий был путь. Человек, ястреб, лисица могли увидеть птичью семью. Мать не выпускала утят из вида. Тут ребята заметили птенцов и захотели поймать их. Мать хлопала крыльями, бегала с раскрытым клювом, перелетала в разные стороны. Потом она бросилась спасать своих детей. Она что-то громко крикнула им и побежала в поле. Дети послушались её, быстро выстроились в ряд и побежали к озеру. Семья продолжала свой путь.

80 слов. (По М. Пришвину)

2. Подчеркнуть существительные в винительном падеже. Обозначить в них окончания.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Чтобы правду сказать, много слов не нужно. 2. Береги платье снову, а честь смолоду. 3. Не суйся в воду, не зная броду. 4. Ест за вола, а работает за комара. 5. На одном болоте морошку дважды не собирают. 6. Тихая вода подмывает берега.

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ

Корзина с силой ударилась о землю и перевернулась. Авоська схватился руками за Небоську, и они вместе вывалились из корзины. За ними, как горох, посыпались остальные коротышки. Только Незнайка удержался за край корзины. Булька уцепился за его брюки зубами. Шар ударился о землю, подскочил кверху, описал в воздухе огромную дугу и снова опустился вниз. Корзину снова ударило о землю и поволокло. Шар налетел на что-то твёрдое и лопнул с оглушительным треском. Воздушное путешествие окончилось.

75 слов. (По Н. Носову)



Статьи по теме: