Теории общественного прогресса и пути преобразований. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Общественное развитие и общественный прогресс

"Прогресс" (лат.) - "движение от низшего к высшему".

  • Общественный прогресс - развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причины общественного прогресса - потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Для регресса характерны:

  • движение от высшего к низшему;
  • процесс деградации;
  • возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс: эволюция и революция.

Эволюция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении).
Для эволюции характерны:

  • естественная обоснованность изменений
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.
Революция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому).

Для революции характерны:

  • быстрота изменения;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Реформы - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса

  • Нелинейность прогресса: прогресс - выглядит как ломанная линия с падениями и спадами, с позитивными сдвигами и попятными движениями.
  • Относительность прогресса: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость прогресса: прогрессивные сдвиги имели как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Цена прогресса: ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, иногда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Критерии общественного прогресса

Базовая наука: философия . Тема эссе: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.» (Г. Гегель).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Так Георг Гегель, известный немецкий философ, понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы. По его мнению, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, и я полностью согласна с его точкой зрения. Вопрос критерия социального прогресса достаточно актуален, он поднимался философами разных времен, но не нашел однозначного решения.

В течение тысячелетий человек боролся за свои права, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. Уже в древние века начинают зарождаться понятие «свобода» и права человека. Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, там впервые возникают идеи демократии. Это послужило крупным шагом на пути движения к прогрессу. Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно назвать английскую Великую Хартию вольностей (1215 г). Она заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Свобода слова, религии, печати, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были развиты в Билле о правах, Habeas Corpus Act, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина. Таким образом, каждая новая ступень развития общества добавляла все больше прав и свобод человека и распространяла их на все более широкий круг людей.

Кроме этого, стоит отметить, что и сам процесс развития общества, зависит от объема прав и свобод человека. Так как именно они определяют социальные возможности и блага человека, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему взаимодействий, отношений людей в обществе, что так же сказывается на развитии общества. Например, люди из разных социальных слоев общества могут объединяться в общие союзы, что было невозможным при раннем делении общества на касты, сословия и т.д.Так как в современном развитом обществе, где права человека не ограничиваются, главным критерием в подобных случаях будет являться именно умственная развитость человека, его креативность, и тогда такие союзы могут создать что-то новое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Прогресс в общем смысле – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.

Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т.д.

Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.

Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса , поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:

1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.

Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.

2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:

идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т.д.).

– материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.

3. Эволюционные теории общественного прогресса .

Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты – лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.

Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.

В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:

– постепенность и

– наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса

признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений , что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса – почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Возник парадокс современной цивилизации:

в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.

Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время , по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса , поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?

Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический критерий .

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.

2. Уровень гуманизации общества .

В обществе должны расти:

степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д.,

и понижаться:

влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.

Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека .

3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности .

Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.

Следовательно,

главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

В Античной философии , например, Гесиод, Сенека утверждали, что прогресса как такового в истории нет. Общество, наоборот, движется вспять от Золотого века. В то же время Платон, Аристотель в вопросе прогресса больше склонялись к идеям круговорота истории.

Интересна христианская трактовка прогресса как движения вверх, вперед, но как бы "поверх истории, бытия" (Августин). Прогресс отрывается от Земной основы, а его понимание связывается больше с личностью: личное соприкосновение с Богом, личное воздаяние, личная ответственность перед Богом.

Эпоха Ренессанса поставила проблему общественного прогресса как проблему абсолютной свободы индивида и путей ее достижения.

Постренессанс и Новое время предлагают свое видение социального прогресса, выраженное в очень емкой формуле: "Знание – сила". В это же время и в Новое время, и в эпоху Французского Просвещения, возникает проблема противоречивости прогресса (например, у Руссо противоречие между прогрессом знаний и нравственным прогрессом).

В немецкой классической философии идея социального прогресса выводилась из диалектической концепции развития, в которой развитие трактуется как движение вперед, а человеческая история представляется как закономерный прогрессивный процесс развития Абсолютной идеи, Мирового духа (I половина XIX в., Гегель).

Одним из самых ярких теоретиков прогресса второй половины XIX в. является французский мыслитель Ж. Антуан Кондорсэ. Уже само название его работы "Эскиз исторической картины прогресса человеческого ума" говорит о понимании им основ прогресса. Он был уверен, что именно от успехов разума, проявляющихся в росте науки и распространении образования, зависит прогресс человечества, содержание и формы общественной жизни. По его мнению, в "природе" человека заложена способность к бесконечному самосовершенствованию, что и обусловливает бесконечность общественного прогресса. Хотя он эту "бесконечность" ограничивает рамками частной собственности как естественной основы человеческого общества, то есть прогресс общества начинается с установления частной собственности и возможен только в условиях частной собственности.

Таким образом, фактически подавляющая часть названных социологов, исследующих проблемы общественного прогресса, считали разум, его "неограниченные" возможности, коренной, определяющей причиной общественного прогресса.

Но во второй половине XIX в. происходит определенное смещение акцентов в понимании общественного прогресса, вплоть до замены его понятиями "круговорота" истории, "социальных изменений" и др. В частности, О. Шпенглер (в работе "Закат Европы"), П. Сорокин и др. прямо или косвенно доказывают, что общество движется по нисходящей линии и цивилизация неминуемо погибнет.

Особое место в учении о прогрессе занимают идеи утопического социализма, в том числе русского. Его представители считали, что движение по пути прогресса есть закон развития общества, и, что это движение с неизбежностью ведет к социализму. Движущую силу общественного прогресса они видели в успехах человеческого разума, просвещения, нравственного совершенствования личности. В этом понимании видится положительный момент, тем более, что, практически, все они (за исключением Кампанеллы) отрицали классовую борьбу в качестве утверждения социализма. Но главными субъектами, обеспечивающими прогресс истории, у них были вожди, герои, пророки, великие личности.

В середине XIX в. формируется марксистская идеология. В ее основе лежит диалектико-материалистический, исторический подход к обществу, его прошлому, настоящему, будущему. На этих подходах и определяется базис общественного прогресса – человеческая деятельность, а история представляется как деятельность человека, преследующего свои цели.

Не продолжая перечисление авторов и концепций общественного прогресса, можно утверждать, что ни одна из названных концепций не может претендовать на абсолютную истину об исследуемом предмете. Какая-то крупица истины имеется в каждой из них и каждая приближает какой-то своей идеей или решением к научному пониманию общественного прогресса.

К каким же обобщающим выводам об общественном прогрессе можно подойти уже сегодня?

Понимание общественного прогресса предполагает выяснение содержания и соотношения понятий "развитие", "прогресс", "ре­гресс".

Поэтому понятие прогресса выступает лишь как одна из сторон развития. Оно характеризует восходящую линию развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

"Регресс" – движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградация, стагнация. Это не просто "движение назад": регресс также связан с возникновением новых форм, но это новое менее совершенно в сравнении с предшествующим. Следует также подчеркнуть, что регресс не может быть всеобщим, абсолютным, так как в прежнем обществе объективно существуют положительные элементы и предпосылки будущего общества. В общественной жизни регресс – обычно временное явление на общем фоне поступательного движения. Кроме того, не всякий социальный кризис следует отождествлять с регрессом. Более того, даже серьезные социально-экономические потрясения могут быть моментами переживаемого обществом прогрессивного процесса, в том числе революции.

Таким образом, во-первых, "прогресс" и "регресс" – различные стороны процесса развития. Согласно Гегелю и Марксу, эти стороны можно рассматривать как единство и борьбу противоположностей, порождающие саморазвитие общества;

во-вторых, общественный прогресс представляет собой закономерное, восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к более высоким и совершенным;

в-третьих, понятие общественного прогресса также включает и осознание самого факта изменения и развития человеческого общества, признание закономерности общественного развития, его естественно-исторического характера.

Каковы же основы общественного прогресса? Вскрыть их возможно лишь выяснив источник и движущие силы самого прогресса. Источник – это те объективные причины, которые приводят в движение массы людей, народы, общественные группы, личности и определяют прогрессивную направленность их деятельности. Определив источник прогресса, получаем ответ на вопрос, почему происходит развитие, какие противоречивые тенденции лежат в основе этого процесса?

Понятие движущих сил отражает механизм общественного развития и отвечает на вопрос, кто является субъектом этого процесса, как он протекает?

Говоря об источнике социального прогресса необходимо осознавать, что в основе развития общества лежит производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей . Существуют три вида производства: материальное, духовное и демовоспроизводство (воспроизводство рода человеческого). Каждый из видов имеет свои особенности, выраженные в сущности, функциях данного производства. В то же время они находятся во взаимосвязи и субординации.

Какой бы вид производства мы ни взяли, источник общественного развития находится в постоянно действующем противоречии между производством и потребностями. Определяющей стороной общественного развития выступает производство, а исходным импульсом – потребность.

Потребности человека не есть нечто от века данное, неизменное, они исторически формируются как объективная необходимость. Производя продукты своего бытия, человек производит и свои потребности. Более того, удовлетворенная потребность рождает новые потребности (существует объективный по характеру закон возвышения потребностей) и тем самым вызывает необходимость поиска новых способов и средств для их удовлетворения. Одним из первых эту простую истину сформулировал еще Платон в тезисе "потребности – конечные причины деятельности человека". Позже утверждение Платона получает новое истолкование: потребности – источник прогресса человечества.

Порождение новых потребностей является первым историческим актом, началом человеческой истории. Как и первобытный человек, чтобы удовлетворить свои потребности, сохранить и воспроизвести свою жизнь, должен был бороться с природой, так за свои потребности должен бороться и цивилизованный человек. С развитием человека расширяется эта естественная необходимость, так как расширяются его потребности, но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для удовлетворения потребностей.

Следовательно, противоречие между производством и потребностями людей является наиболее глубоким, постоянно действующим противоречием на всех этапах общественного развития. Процесс изменения производственных, экономических отношений и производительных сил может рассматриваться как определенный способ постоянного разрешения этого противоречия.

Но специфика действия данного противоречия (и способы его разрешения) как источника прогресса на разных этапах исторического развития неодинакова.

Так, на этапах дикости и варварства оно выступает как противоречие внутри самих производительных сил. Низкий уровень их развития требовал коллективного труда всех членов. Коллективный труд членов общины как субъектов социального действия делал возможным существование производства и создавал основу для удовлетворения потребностей первобытного человека.

Со становлением цивилизации, с возникновением классов, противоречие между производством и потребностями начинает выступать как противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это означает, что потребности людей удовлетворяются не непосредственно орудиями труда, а через отношение к их владельцу, то есть через форму собственности. И отчасти, противоречия из содержания процесса производства (то есть производительных сил) смещаются на противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Движущие силы общественного прогресса – практическая деятельность больших масс людей, народов, классов, личностей, возникающая на основе глубоких объективных побудительных причин.

Во все времена, в любом обществе народ является подлинным творцом прогресса, но эта роль проявляется по-разному в зависимости от различных условий. Так, если на ранних ступенях истории деятельность людей была преимущественно стихийным процессом, в котором осознавались лишь непосредственные цели и задачи, то по мере дальнейшего развития, народные массы начинают действовать все более сознательно, имея ввиду уже перспективы развития всего общества.

Признание народных масс объективной движущей силой прогресса связано с открытием стимулов их деятельности, которые и состоят в их социальных потребностях, осознанных как интересы и цели, удовлетворение которых зависит от социальных условий бытия. Поэтому история и есть деятельность, преследующего свои цели человека.

Концепция прямолинейного прогресса

Линейная концепция истории выражает идею прямолинейного общественного развития. Сама по себе прямолинейность не указывает четкого направления; возможно развитие и вперед, и назад, и даже в сторону от наметившихся тенденций. В контексте развития, которое ассоциируется с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, прямолинейность приобретает четко выраженную направленность вперед, к будущему. В этом смысле линейное развитие можно представить как линию прогресса.

Впервые теории линейного развития возникли в достаточно своеобразной форме в античной философии. Линейность усматривалась в постепенном удалении общества от ценностей и идеалов "золотого века". То есть, это был, по сути, не прогресс, а регресс развития. Но такова была специфика мышления античного человека. Он с трудом воображал будущее, представить которое мог лишь по аналогии с прошлым. Мыслительный мифологический традиционализм античной европейской философии исключал создание полной концепции линейного развития.

Не знали концепции прогресса и средние века. Господство религиозного мировоззрения было несовместимо с этой гипотезой. Невозможно было совместить первородную греховность человека, беспомощность его перед лицом судьбы с такими признаками прогресса как историческая самодеятельность людей, творческий выбор жизненного пути.

Вера в прогресс осуществлялась в борьбе с религиозной верой. Триумф идеи прогресса пришелся на XVIII век Просвещения. О прогрессе в это время писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер. Но глубже всех в этом вопросе был Ж.А. Кондорсе.

Прогресс человечества, общества видится Кондорсе как прогресс человеческого разума. Разум, знания, науки, просвещение являются для него критерием общественного развития. Они захватывают и покоряют своим динамизмом все элементы человеческого бытия, все подсистемы, институты, события и связи общественной жизни людей. Любое препятствие преодолевается при помощи знаний и разума.

В конечном счете разум является основанием исторического единства истины, счастья, добродетели. "Природа неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека" . Разум – лучшее средство борьбы с предрассудками и суевериями, в частности с теми, которые возводят все правила поведения, все истины к воззрениям древних, к опыту прошедших веков.

Конечно, не всегда прогресс разума ведет общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума могут быть и заблуждения. Причины последних следует искать в диспропорции между тем, что разум узнает и желает и между тем, что он считает необходимым знать.

Прогресс разума обусловливает прогресс промышленности, который, в свою очередь ведет к развитию наук и просвещению. Разум – это двигатель общественного прогресса.

Прогресс, согласно Кондорсе, закономерен, подчинен общим законам развития. Фактически это законы развития человеческих способностей. В результате законом развития становится сам прогресс. И частью этого закона становится отсутствие предела в развитии человеческих способностей. Прогресс может иметь разную скорость, но никогда не пойдет вспять.

Линию исторического прогресса Кондорсе разделяет на 10 этапов. В основу классификации этих этапов Кондорсе кладет степень развития науки и уровень знаний. И очевидно, что с развитием наук развиваются представления людей о свободе, правах, улучшаются нравы и изменяются политические системы. Кондорсе горячо верил, что настанет время, "когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума"

Концепция линейного прогресса активно обсуждалась и в философии XIX в., в частности в философии О. Конта и Г. Спенсера. Для Конта прогресс есть не что иное как развитие порядка. Сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого возможного прогресса. Механизм его роста содержится в способности природы эволюционировать. Но и общественная жизнь динамична и распадается на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Стержнем развития человечества и причиной перехода от одной стадии к другой является развитие духа, разума. От невежества, слепой веры в авторитеты, к заблуждениям философии и наконец к позитивному знанию – таков путь человечества. На последнем этапе возникнет новое Человечество, создавшее справедливое общественное устройство.

С точки зрения Г. Спенсера любой общественный прогресс есть лишь матрица с прогресса органического – изменение и рост индивидуального организма, растительного или животного. Сущность его видится Спенсеру от перехода "однородного к разнородному". Он приводит примеры из истории эволюции живых существ, показывая, как из однородных живых организмов – рыб, вырастают разнородные организмы – пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Относительно человечества, то оно тоже проходит длительный эволюционный путь от первобытного человека до сложной биологической организации и многочисленности рас и народов. Поэтому закон нарастания разнородности, сложности проявляется и в человеческой истории. Это видно как по усложнению политических систем, социальных организаций и институтов, так и по дифференцированности науки, искусства, языков и др. Следовательно, прогресс есть историческая неизбежность.

В ХХ в. отношение к идее прогресса стало более чем прохладным. Но интерес к ней не исчез. Американский философ Ф. Фукуяма заявил о ней в конце 80-х годов в связи с концепцией "конца истории".

До сих пор человечество знало только "светлое прошлое" (ностальгия по прошлому) и "светлое будущее" (утопии). Фукуяма знакомит нас со "светлым настоящим". Он убежден, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления" . Конец ХХ века отмечен триумфом Запада, западной идеи либерализма, у которой теперь нет никаких жизнеспособных альтернатив. "Конец истории" – выражение метафорическое, не несущее буквального смысла, поскольку история не заканчивается и социально-бытийный поток будет продолжаться. Просто уже не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового. "Конец истории" – это начало длительной эры благополучия человечества. Но предполагается, что человечество не застынет, а как-то будет существовать. К тому же идеи либерализма победили пока что в сознании, но не на практике. Есть еще идеи фашизма, коммунизма и др. Но именно идеальный мир либеральных ценностей и победит мир материальный.

Концепция Фукуямы, как и более ранние концепции линейного развития, при ближайшем рассмотрении оказывается упрощенной схемой развития западного мира. Успехам и достижениям западной цивилизации придается статус универсальных, общечеловеческих. В мире, где существуют многочисленные цивилизации, общечеловеческими становятся далеко не всякие достижения. Здесь нет и не может быть автоматизма, тем более в отношении фундаментальных культурных ценностей. Общечеловеческий статус получают лишь те из них, которые опираются на взаимопонимание различных цивилизаций.

Теория общественного прогресса

Идея и разработка теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужили становление капитализма и европейские буржуазные революции. Первоначальные прогрессистские концепции отличали следующие характерные черты.

Во-первых, идеализм, – попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта. Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Прогресс первоначально был отмечен в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без обратных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии.

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного общественного строя. К примеру, Гегель провозглашал вершиной мирового прогресса христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти особенности в значительной степени были дополнены марксистами в сущностном понимании общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными – в другом.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду основное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. К примеру, марксистская периодизация исторического процесса: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм; или первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там, в соседстве друг с другом, великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV-XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Потребности человека многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-либо изначально заложенной в ход истории идеей («программой»). В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. Общество, как и индивид, находится в непрерывном движении.

Неотъемлемой стороной прогресса является регресс – направление развития, для которого характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй – «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Гесиод путь человечества описывал как регрессивный.

Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для прогрессистского настроения. Вместо него предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог К. Поппер, который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не предан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

В современный период в качестве содержания понятия «прогресс» можно также принять рост потенциала человечества (функционала от численности людей и степени их защищенности от разрушительных внешних воздействий) в результате человеческой деятельности. При этом параллельно идут два процесса: рост потенциала человечества и рост вероятности встречи с все более мощными (и более редкими) внешними воздействиями различной природы. Это соревнование со временем в сознании людей отображается как противоречие между оценкой достигнутого потенциала и представлением о требуемом уровне потенциала.

Однако в отношении общественного устройства определение качества «прогрессивность» не всегда применимо. Здесь имеет основание лишь оценка адекватности общественного устройства выбранному пути наращивания потенциала и технологическому уровню хозяйства. И эта адекватность совершенно не предполагает однозначного соответствия.

Общественное устройство должно обеспечивать (хотя бы не тормозить) деятельность людей по наращиванию потенциала. На этом требовании может базироваться оценка людьми его удовлетворительности.

Что касается критериев прогресса, то многие французские просветители считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф. Шеллинг писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Философ предлагал свое решение проблемы: критерием исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Недостатком всех попыток решить эту задачу, на наш взгляд, было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).



Статьи по теме: