Почему общество называют сложной динамической системой. экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Чем система общества о

Человек - разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.

Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой - жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд .

Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.

Зарождающееся сознание понимало - выжить можно только сообща . Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.

Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.

В широком определении общество - приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.

В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай - мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.

Теперь мы понимаем узкое определение общества - осознанное собрание личностей для работы ради общей цели .

Общество как динамическая система

Мы — винтики в общественном механизме. Цели определяет не кто-то один. Они приходят как общие потребности. Общество за счёт сил отдельных его членов решает бесконечный поток проблем. Поиск решений заставляет общество становиться лучше и порождает новые сложные проблемы. Человечество строит само себя, что характеризует общество как динамичную систему, способную саморазвиваться.

У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния . Социологи отмечают четыре подсистемы общества :

  1. Духовная - отвечает за культуру.
  2. Политическая - регулирует отношения законами.
  3. Социальная - кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
  4. Экономическая - производство и распределение благ.

Подсистемы - это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.

Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:

  1. Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
  2. Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.

Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные - человеческая черта. Человек - единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.

Система работает благодаря общению - социальным отношениям . Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.

Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы - душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.

У каждого человека не одна личность , а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?

У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.

Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!

Учёные делят социальные отношения:

  • между отдельными личностями;
  • внутри группы;
  • между группами;
  • локальные (внутри помещения);
  • этнические (в рамках расы или нации);
  • в пределах организации;
  • институциональные (в границах социального института);
  • внутри страны;
  • международные.

Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают :

  • неформальные - с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
  • формализованные - с кем мы обязаны контактировать по необходимости.

Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. бывают:

  • кооперативными - отношениями сотрудничества;
  • конкурентными - противоборства.

Итоги

Общество - сложная динамичная система . Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.

  • гибкость - регулирует все сферы жизни, даже если они ещё не появились;
  • подвижность - непрерывно меняется по необходимости;
  • сложный отлаженный механизм из подсистем и элементов;
  • самостоятельность - общество само создаёт условия для существования;
  • взаимосвязь всех элементов;
  • адекватная реакция на изменения.

Благодаря динамичному общественному механизму человек - самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.

Видео

Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.

1. Что такое общество? Признаки общества.

2. Мыслители прошлого об обществе .

1. Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени . Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного язы­ка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово "общество" принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются со­ставными частями других общностей.

Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало мно­жество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каж­дая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные вла­стные и прочие государственные структуры. Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою отграниченность от других подоб­ных объединений людей. Ощущение своих особенностей создает­ся за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объеди­нения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко отграничен­ной от других территории, то есть родины, и т.д.

Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более круп­ное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основ­ным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей.

По этой причине называть данные народы отдельными общества­ми можно лишь с некоторыми оговорками.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане" этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.

Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах , то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества . Это могут быть обра­зы исторических личностей и событий. Для России таким ключевы­ми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Гроз­ного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естествен­но, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлия­ние культур, под культурой следует понимать ядро родной куль­туры, то есть традиции, благодаря которым Отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному об­ществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.

3. Каждое общество является самой большой единицей соци­альной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в свя­зи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако гово­рить о том, что этот признак недействителен, невозможно.

4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества : в обычном случае ребе­нок, рожденный членами общества, и сам становится членом дан­ного общества. Население может пополняться, и за счет мигра­ции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют "коренной наци­ей" (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большин­ства других социальных общностей.

5. Население как субъект общества живет на определенной территории . В настоящее время процессы миграции очень усили­лись, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Од­нако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосред­ственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.

6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства . Хотя общество первично по отношению к государ­ству, можно утверждать, что общества, не имеющие государствен­ных форм жизни, отстают в своем развитии.

7. Общество характеризуется социальной дифференциацией , которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкну­тые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться сво­ими людьми . Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом слу­чае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных бо­гатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт при­водит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существу­ющего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в бога­тые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, сле­довательно, является движущей силой развития.

Общество отличается от таких явлений, как государство и на­селение .

Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга.

1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государ­ства, тогда как государство появляется позже общества, а сле­довательно, является вторичным. Государственные структу­ры и государственная власть возникают лишь на "продвину­тых" этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает граж­данство, то есть формально закрепленную принадлежность че­ловека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство. Однако не любое об­щество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса граж­данина можно выделить:

а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование;

б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;

в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением.
Гражданское общество существовало еще до появления государства.

Гражданское общество имеет следующие признаки:

– наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собствен­ного труда и материально не зависящих от государства;

– наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защи­щающие те или иные интересы самих граждан или обще­ства в целом (например, профсоюзы, религиозные, моло­дежные, женские, экологические и иные организации). Та­кие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от госу­дарственной власти. Однако благодаря таким организаци­ям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;

– демократия низового уровня, то есть участие в государствен­ной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демок­ратической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых кол­лективах).

2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества мо­жет выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи соци­ального контроля, который выражается в отношении окружа­ющих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.

Отличие общества от населения заключается в том, что насе­ление является "носителем" общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его . На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения об­щества не всегда означают, что изменилось население, и, наобо­рот, изменение населения не всегда означает, что изменилось об­щество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, посколь­ку в результате экономических и политических реформ измени­лась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, измени­лись их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.

Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены "встраиваться" в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граж­дан Российской Федерации в европейские страны и США. В древ­ние времена такие изменения происходили в основном при заво­еваниях.

Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя:

– социальные взаимодействия и отношения, которые связы­вают людей;

– социальные группы и общности;

4) социальные институты;

5) нормы и ценности.

Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отноше­ ния связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институ­там, группам и общностям, а индивид становится личностью толь­ко в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.

Вопросы и задания

1. Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга.

2. Как можно доказать, что общество отличается от населения?

3. Назовите основные признаки общества. Что обеспечивает его целос­тность? Какие черты присущи любому обществу?

4. Назовите три основных подхода к изучению общества. Что берется в качестве точки отсчета в каждом из них?

5. Какие основные этапы развития общества можно выделить?


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Основным источником наших знаний о со­циальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержа­ния. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.

Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахма­нам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай­шьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высо­кое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жест­кими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представ­лениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерожде­ния, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древ­ней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.

В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, "жажды", то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освобо­диться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а пото­му человек оказывался "недоступным" для всех мирских несчас­тий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних глав­ным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре­чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреб­лять опьяняющих напитков.

Древний Китай. Китайская цивилизация породила множе­ство философских школ и направлений, но наиболее влиятель­ным, наиболее важным для китайского миросозерцания было кон­фуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиоз­ной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объектив­ное описание социальных процессов, а на "рецепты" создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теории.

Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько незави­симых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.

Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и вли­яние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа . Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым сле­довали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в госу­дарстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возро­дить их. Во -вторых , с точки зрения Конфуция и его последовате­лей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для нее был концепт "жэнь ", который можно перевести как "гуманность", "человечность", "человеколюбие". Этот принцип можно сформулировать следующим образом: "не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам".

Важную роль в конфуцианстве играл и принцип "ли" – со­блюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом , соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоот­ношения в китайском обществе регулировались сложной систе­мой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функци­онирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайс­кого общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этике­та. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главен­ствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Древняя Греция . Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные вос­точными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, кото­рые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные на­уки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в раз­нообразных философских системах.

Первым и одним из наиболее значимых для античности мыс­лителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий фило­соф, основоположник философского идеализма.

Социальная теория Платона изложена в его работах "Государ­ство", "Законы" и "Политик". В "Государстве" Платон утверж­дает, что основной причиной возникновения общества была необ­ходимость объединения, без которого люди не могли удовлетво­рять свои потребности.

Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный ха­рактер, так как описывает скорее идеальное государственное ус­тройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в "Государстве".

В то же время Платон предложил классификацию форм влас­ти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой являет­ся охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в. действительностиАристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.

Демократию (буквально "власть народа") Платон рассматри­вал как власть бедняков. К демократии Платон относился нега­тивно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, посколь­ку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Пла­тон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была на­правлена на критику государственного устройства Афин, в кото­рых Платон прожил долгое время

Платон одним из первых попытался проанализировать струк­туру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государ­ства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедли­вость – присуща всему обществу в целом.

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став осново­положником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал сис­тему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чув­ственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости до­казательности, а также в установке на объяснение любого опи­санного факта.

Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате "Поли­тика". В нем Аристотель первым сформулировал признаки де­мократии, которые разделяются в настоящее время всеми поли­тологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает ста­бильность власти. Кроме того, обязательным признаком демок­ратии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.

Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государ­ственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он вы­делял "нормальные" и "ненормальные " формы правлений. К пер­вым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, ари­стократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

Вопросы и задания

1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?

2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложи­те их основные положения. Какие труды философа Платона вы знаете?

3. Какую структуру имело идеальное общество у Платона?

4. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит раз­личие между их точками зрения?

5. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что общего в их классификациях? Чем они различаются?

6. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?

7. Какие работы написал Аристотель?


СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Средние века и Возрождение . Средневековая наука существовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного, прекрасного. И все научные построения средних веков вписывались в христианскую идеологию, не противо­речили ей.

В средние века человека видели как двойственное существо. Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наиболее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело – это земное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине чело­век рассматривался как поле боя между богом и дьяволом, меж­ду добром и злом.

В центре средневековой картины мира находился бог – выс­шее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Ко­нечно, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наи­более близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на истин­ный путь – путь веры в бога и соблюдения нравственных и рели­гиозных норм – как можно большее число людей.

Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – теолог, разработавший философс­кую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все зна­ния составляют иерархически организованную систему, в кото­рой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять тео­логии; различие между ними заключается лишь в том, что чело­веческий разум и разум божественный занимают разное положе­ние в мировой иерархии.

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ниче­го не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе.

Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть. Поскольку мир – это место, где существует только тленное тело, мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа, которая находится во власти бога.

Аквинский лучшим типом государственного правления счи­тал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира, которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти над властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худшей формой государственного устройства Фома считал также демократию.

Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) – монах-францисканец, разработавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основанной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схолас­тике.

Эпоха Возрождения – это период, в который началось посте­пенное отделение науки от богословия, завершившееся позже, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими дости­жениями в сфере искусства. В экономической сфере происходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии , что стало предпосылкой последующего становления капитализма. В поли­тической сфере произошло усиление государственной власти, по­явились первые государства, характеризовавшиеся сильной цен­трализованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными. Так, большой по­пулярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты иде­ального государственного устройства, представлявшиеся как опи­сания фантастических государств. Наибольшую известность по­лучили "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы.

Именно в этот период начал формироваться эксперименталь­ный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, которое занимает в нем человек.

В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель Монтень и Эразм Роттердамский . В их творчестве содержится основательная критика религиозной морали, которую эти мыслители считали необходимым заменить более простой и человеч­ной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из первых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нрав­ственность не зависят от религии и являются универсальными ценностями, присущими человеку как мыслящему существу.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – крупный итальянский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат "Государь". Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским "Государством", однако больше внимания уделяет не государству как та­ковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком, дипло­матом), а также культурным контекстом эпохи Возрождения: именно в этот период на первый план выступает личность.

По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Госу­дарство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являют­ся особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принци­пы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:

1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой.

2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновы­вает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впер­вые обещание рассматривается как способ привлечения сторон­ников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиа­велли полагал, что правитель, который помнит о своих обеща­ниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от под­данных, а, следовательно, может попасть и под их контроль.

3. Добро следует творить постепенно, а зло – сразу. Человеку свой­ственно стремиться помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки.

Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что госу­дарство существует для общего блага, то есть обеспечивает поря­док, безопасность и благосостояние граждан.

Макиавелли предложил свою типологию форм государствен­ного устройства: 1) монархия – одна из основных форм; она мо­жет быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) рес­публика – вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцит­ная монархия.

Последние две формы государственного устройства Макиа­велли рассматривал как переходные между монархией и респуб­ликой. Республика является наиболее правильным государствен­ным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситу­ациях, когда государство нуждается в установлении порядка.

Новое время. Новое время – новый этап в развитии европей­ской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ, некото­рое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.

Он разработал концеп­цию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества . Естественное состояние человечества – война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, кото­рое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках обще­ства. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предпо­лагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, кото­рую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.

Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) арис­тократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного прав­ления он считал монархию.

Другой великий философ того времени Джон Локк (1632-1704 гг.) Он создал концепцию "естественного права ", в соответствии с кото­рой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вы­вод, что никто – даже монарх – не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх наруша­ет эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть рас­торгнуть заключенный с ним договор. Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни.

Джон Локк стоял также у истоков учения о ветвях власти . Он выделял три ветви: исполнительную, федеративную и законо­дательную власть. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – следить за их исполнением и обеспе­чивать его, а федеративная – отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в осно­ве их выделения лежит идея Джона Локка.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) может по праву счи­таться основателем географического направления в социологии, политологии и геополитики. В работах "Персидские письма" и "О духе законов" он сформулировал теорию, в соответствии с ко­торой обычаи народов, их нрав, политическое устройство их го­сударств зависят от той территории, на которой они проживают. Географический детерминизм,разрабатывавшийся такими уче­ными, как Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников, предполага­ет, что политическое и социальное устройство общества опреде­ляется формой ландшафта, доступом к морям, обширности тер­ритории, на которой проживают представители нации.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский писатель и философ, создавший теорию "естественного человека ". Согласно его теории, че­ловек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим "общественный договор", который был бы основан на идеалах равенства и свободы.

По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы про­верить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо прово­дить референдумы. Наиболее благоприятными условиями для это­го являются социальные образования, напоминающие древние го­рода-государства, в которых членов было не настолько много, что­бы нельзя было прийти к согласию.

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно. система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы. рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека. так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое. т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах,т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдaвался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно тaкже, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от poда, и заложили основы коллективистской морали . Pyкoвoдствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мoг стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) В единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями , обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. - 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
- потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в первую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере тaкoгo важного института общества, как семья. Прежде вceгo каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кpoвнoгo родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и мнoгoe дpyгoe. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Тaкое поведение peгy лируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет отвeтственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество - сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных opгaнoв или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми cooтветствующие корпоративные власти - родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально инеформально ОРганизованные по территориальному принципу - общины, деревни, oкpyгa, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Дaлее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества - социальные классы или слои, занятия и профессии, религии , языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

ЗАДАНИЯ

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.



Статьи по теме: