Что требуется от семьи; семья многих поколений как тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества. Исторические факты исторические факты Какая роль семьи в процессе смены поколений


  • Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества.


  • Единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребенка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание уровня репродуктивного здоровья.

  • Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  • Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определил вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн. человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 г. составила 142,7 млн. человек.


Статистика

  • Статистика

  • В Российской Федерации начиная с 1992 г. наметилась тенденция к сокращению численности населения, которая наблюдается и в настоящее время. Основная причина такого положения - естественная убыль населения в связи с превышением смертных случаев над числом родившихся. Так, численность населения страны на 1 января 2006 г. по сравнению с 1996 г. сократилась на 5,5 млн. человек.

    Низкой остается продолжительность жизни населения России. На 1994 г. она составила для мужчин 57,7 года, для женщин - 71,3 года. По долгосрочным прогнозам, она остается близко к этому уровню (так, у родившихся в 2005 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 58,9 года, у женщин - 72,4 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79.

  • По данным Госкомстата России


  • Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина.

  • Степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое и психическое, духовное и нравственное развитие.



Статистика

  • Статистика

  • Начиная с 1990 г. сокращается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков, в 2005 г. это число составило 7,5. Одновременно с сокращением браков росло число разводов. И нельзя сказать, что в последнее время наметилась резкая тенденция к снижению этого показателя. В 1990 г. их было зафиксировано 3,8 на 1000 человек населения, а в 2003 г. - 5,5, в 2005 г. - 4,2.

    В 1994 г. в стране было зарегистрировано 1090,6 тыс. браков и 680,5 тыс. разводов, в 2003 г. - соответственно 1091,8 тыс. браков и 798,8 тыс. разводов, в 2005 г. - 1066,4 тыс. браков и 604,9 тыс. разводов. Количество детей, находящихся в ситуации расторгнутых браков, постоянно увеличивается. Кроме того, непрестанно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 2005 г. число таких детей составило 437 075.

  • По данным Госкомстата России


  • В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

  • Принята актуальная федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг., которая призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

  • В заключение отметим, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.


  • Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?

  • Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?

  • Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения?

  • Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?


Например, семейная роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых - любовь. Однако «мать» - это также цели, к достижению которых она стремится, а именно - воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения общества должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости - наказывать. Санкции - это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции - угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи выполняют разные : супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка - сына и младшего ребенка - дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

Каждой семейной роли в отдельности и всей их системе в конкретной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, они должны обладать логической цельностью. Если ожидания от представителя определенной семейной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, - независимым и мужественным).

Во-вторых, совокупность семейных ролей , которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

В-третьих, очень важно, чтобы выполняемые соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого - «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.


В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей является целостной, динамичной и психологически комфортной для всех ее членов. Однако нередко являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр.

В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам. Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» - поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся о ре­продуктивном здоровье как единой составляющей здоровья че­ловека и общества. Показать роль и значение семьи в укрепле­нии репродуктивного здоровья и обеспечении национальной безопасности России.

Время: 1 час.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

— Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

— Какое значение имеет здоровый образ жизни в форми­ровании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?

— Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?

— Какие факторы способствуют формированию физиче­ского благополучия человека?

— Какой образ поведения человека обеспечивает формиро­вание его социального благополучия?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы

  1. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране.
  2. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья че­ловека и общества.
  3. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Изложение учебного материала

  1. Напомнить учащимся понятие «репродуктивное здоровье».

Воспроизводство населения включает в себя не только рож­дение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие развитие общества.

Уровень репродуктивного здоровья - это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасно­сти стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает все более приоритетное место в системе национальной и междуна­родной безопасности.

Сформировать у учащихся представление о доминирующей роли семьи в деле укрепления и сохранения репродуктивного здоровья человека и общества, подчеркнув при этом, что осно­вой благополучной семьи является устойчивая мотивация каж­дого человека и гражданина на создание семьи.

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отве­чающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

  1. Дать учащимся определение семьи.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Толь­ко в семье человек получает устойчивые возможности удовле­творения повседневных потребностей и развития личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функ­цию - рождение и воспитание детей. В семье родители приоб­щают своих детей к нравственным ценностям и нормам пове­дения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье реша­ется досуговая функция, обеспечивающая гармоничное разви­тие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовле­творение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность вы­брать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимо­отношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи свиде­тельствует о том, что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастли­вой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании буду­щей семьи юридически оформлять свои брачные отношения.

Вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за по­следнее время постоянно снижается.

  1. Показать степень влияния родителей и нашего государ­ства на воспитание и развитие детей, на состояние их здоровья.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в це­лом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и граж­данина, интегрированного в современное ему общество и наце­ленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктив­ного здоровья семьи.

В Российской Федерации принимаются меры по улучшению демографической ситуации, увеличиваются выплаты по уходу за ребенком, улучшаются условия для молодых семей, все это долж­но сыграть положительную роль, но не менее важно в этой ситуа­ции создать психологическую мотивацию на привлекательность семейной жизни, когда семейные отношения, рождение и воспи­тание детей будут приносить в дом радость и счастье.

Итог урока.

Контрольные вопросы

  1. Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?
  2. Какая роль принадлежит семье в процессе смены поко­лений?
  3. Какое влияние оказывает деятельность государства и ро­дителей на воспитание и развитие подрастающего поколения?
  4. Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?
  5. Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?

Домашнее задание

  1. Изучите § 7.3 учебника.

Сформулируйте для себя, какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

Понятие «репродуктивное здоровье» происходит от слова «репродукция». Репродукция биологическая - это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через воспроизводство и смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходят на основе биологических программ и зависят от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может влиять на реализацию биологических программ, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества.

Запомните!

Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества.

Единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребенка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание уровня репродуктивного здоровья.

Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности 1 .

Уровень репродуктивного здоровья - это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом. Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала основной гарантией выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.

Исторические факты

Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определил вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 142 млн человек.

Необходимо отметить, что руководство различных государств в критических ситуациях демографического характера принимает ряд административных мер. Так, в СССР одно время существовал запрет на аборты, была усложнена процедура расторжения брака, ужесточен контроль за выплатой алиментов в пользу женщин, установлены государственные награды и почетные звания за многодетное материнство (в 1944 г. было введено почетное звание «Мать-героиня» и учрежден одноименный орден для награждения женщин, родивших и воспитавших десять и более детей). Комплекс таких мер помог увеличить темпы прироста народонаселения.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает все более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности. Вопрос демографического развития каждой страны является ее суверенным правом с учетом всех наличных и потенциальных ресурсов. Демографические процессы, происходящие в стране, должны соответствовать ее социальному развитию и обеспечению благополучия и безопасности населения.

Статистика

В Российской Федерации начиная с 1992 г. наметилась тенденция к сокращению численности населения, которая наблюдается и в настоящее время. Основная причина такого положения - естественная убыль населения в связи с превышением смертных случаев над числом родившихся. Так. численность населения страны на 1 января 2006 г. по сравнению с 1996 г. сократилась на 5,5 млн человек.

Низкой остается продолжительность жизни населения России. На 1994 г. она составила для мужчин 57,7 года, для женщин - 71,3 года. По долгосрочным прогнозам, она остается близко к этому уровню (так, у родившихся в 2006 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 60,4 года, у женщин - 73.2 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79.

По данным Госкомстата России

Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.

Для оценки состояния уровня репродуктивного здоровья нашего общества и возможностей, имеющихся в Российском государстве, по воспроизводству населения и обеспечению смены поколений рассмотрим два наиболее значимых условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья личности и общества.

  1. Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина.
  2. Степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое и психическое, духовное и нравственное развитие.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую общественного здоровья.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи . Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Запомните!

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностей конкретного исторического этапа развития общества.

Семейный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 1996 г. Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Прогулка на природе

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию - рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Статистика

Начиная с 1990 г. сокращается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков, в 2000 г. это число составило 6,2. Одновременно с сокращением браков росло число разводов. И нельзя сказать, что в последнее время наметилась резкая тенденция к снижению этого показателя. В 1990 г. их было зафиксировано 3,8 на 1000 человек населения, а в 2003 г. - 5,5, в 2007 г. - 4,8.

В 1994 г. в стране было зарегистрировано 1090,6 тыс. браков и 680,5 тыс. разводов, в 2003 г. - соответственно 1091,8 тыс. браков и 798,8 тыс. разводов, в 2007 г. - 1262,6 тыс. браков и 685,9 тыс. разводов. Количество детей, находящихся в ситуации расторгнутых браков, постоянно увеличивается. Кроме того, непрестанно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

По данным Госкомстата России

Анализ статистических данных и опросов молодежи свидетельствует о том. что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.

Внимание!

Из всего сказанного можно сделать суровый вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за последнее время постоянно снижается.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи. Оценить этот уровень с определенной степенью достоверности можно также с учетом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей.

В Российской Федерации действует ряд национальных проектов и региональных программ, направленных на улучшение положения детей.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008) были обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

  • охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
  • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Принята актуальная федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг., которая призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

В заключение отметим, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.

Вопросы

  1. Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?
  2. Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?
  3. Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения?
  4. Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?
  5. Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?

Задание

Сформулируйте для себя, какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

1 Подробно о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества можно прочитать в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» (см. раздел 7.3.).



Статьи по теме: