Англия. Этапы и особенности развития английской средневековой государственности. Великая хартия вольностей. Хронология английской истории средних веков Англия этап развития средневекового общества таблица

Англосаксонский период Британии

С конца I в. и до конца IV в. бритты (кельты) находились под властью Рима. С III в. острова стали подвергаться нападению германских племен. В начале V в. римляне вынуждены были покинуть Британию и туда тут же вторглись германские племена саксов, англов и ютов . Образуется несколько англосаксонских протогосударств. В результате их борьбы между собою образуются три королевства, из которых постепенно выделяется Уэссекс (королевство западных саксов), которое в первой половине IХ в. объединило остальные государства. С конца VIII в. Англия подвергается набегам датчан, но англосаксам удается сохранить свою самостоятельность. В начале ХI в. датчане вновь напали на Англию и подчинили ее. Страна перешла под управление датской династии. После смерти короля Кнута Великого в 1035 г. государство распалось, но в 1042 г. английская корона вновь оказалась у англосаксонской династии уэссексов. После смерти короля Эдуарда Исповедника в 1066 г. королем избирается Гарольд. В том же году герцог Нормандии, также претендо-вавший на королевский престол, вторгается в Англию и завоевывает ее.

Общественный строй. У англосаксов существовали родовые общины, члены которой занимались земледелием. Впоследствии появляются соседские общины. Из общинных земель семьи получали гайды (земельный надел 120 акров или 50 га). Население в основном было свободное – кэрлы. Выше их стояли эрлы , обладавшие несколькими гайдами. Полусвободные – лэты – являлись арендаторами чужой земли. Существовало и рабство.

С укреплением частной собственности на землю из рядов кэрлов выделяются зажиточные крестьяне, владевшие пятью гайдами. Они зачислялись в королевские дружинники (тэны).

В VII в. англосаксы принимают христианство, что становится важным объединяющим фактором страны. Начинаются развиваться феодальные отношения, что способствует развитию коммендации. Феодальные покровители кэрлов назывались глафордами или лордами , постепенно сосредоточившими в своих руках публично-правовые полномочия. Село превращается в барское поместье (мэнор ).

Государственный строй . Низшей единицей являлось село, на сходе которого (галимот ) разрешались разнообразные дела, выбирался староста. Несколько сел объединялись в сотню, собрание которой происходило ежегодно. Исполнительная власть в сотне принадлежала выборному старосте. С усилением королевской власти во главе сотни стал королевский сотник (герефа ). Несколько сотен образовывали графство, с собранием два раза в год. Во главе графства стоял эльдормен , назначавшийся королем из местной знати. Представителем короля в графстве был шериф , который постепенно оттеснил эльдормена.

Высшим органом власти являлся витанагемот (совет Витанов, «мудрых») в составе короля, епископов, высших дворцовых сановников, дружинников, представителей знати. Витанагемот избирал и низлагал королей. «По совету и с согласия» витанагемота король издавал законы, решал вопросы войны и мира, вводил налоги. «Совет мудрых» являлся верховным судом.

Сословно-представительная монархия

Норманнское завоевание в 1066 г. сопровождалось внесением изменений в социальный и политический строй Англии. Вильгельм Завоеватель объявил все земли своими и раздавал их своим вассалам (баронам), которые служили королю и платили ему налоги. Тем самым в Англии не образовалось сплошных земельных владений крупных феодалов. Духовенство было устранено от участия в общих судах.

В 1086 г. король провел перепись населения («Книга судного дня»). В результате значительная часть свободного населения была переведена в разряд крепостных – вилланов .

При Генрихе II (1154-1189 г.) происходит усиление королевской власти. В результате проведенных реформ он расширил компетенцию королевского суда за счет феодального, учредив суд присяжных. В военной области вместо личной службы баронов он стал с них брать щитовые деньги . Церковь была подчинена королю. Были установлены новые виды налогов.

Бароны стремились к сепаратизму. При короле Иоанне Безземельном они выступили против него и заставили подписать Великую хартию вольностей 1215 г . По ней предусматривалась неприкосновенность прав и вольностей церкви и феодалов. Последние потребовали от короля ограничения феодальных сборов. Они создали суд пэров (суд равных) и заявили, что любой свободный человек может получить в нем защиту и никому не будет отказано в правосудии. Лондон получил статус «вольного города». Лондонские купцы, в том числе и иноземные, получили право вести торговлю без всяких стеснений. Устанавливалось единство мер и весов.

В дальнейшем Хартия неоднократно подтверждалась королями, изменяясь в зависимости от укрепления королевских или баронских позиций. Хартия до сих пор считается первым конституционным документом Англии.

Распри баронов с королем продолжались. Непомерные налоговые требования Генриха III привели к столкновению короля с баронами. В 1258 г. верхушка баронства собралась в Оксфорде и выработала «Оксфордские провизии», требовавшие передачу управления государством в руки баронов. Своекорыстие верхов баронства вызвало оппозицию рыцарей, которая была оформлена «Вестминстерскими провизиями». Это привело к расколу среди баронов. Между королем и баронами началась война. После бегства короля из страны предводитель баронской оппозиции Симон де Монфор становится верховным правителем Англии. В 1265 г. он созывает парламент, пригласив туда представителей от духовенства, баронов и по два рыцаря от графства и по два от крупных городов. Начавшиеся волнения крестьян приводят к расколу среди сторонников Симона де Монфора, часть из них переходит на сторону короля. В начавшейся междоусобной войне войско оппозиции было разбито, а Монфор погиб.

В 1295 г. король Эдуард I созывает «образцовый парламент », и с этого времени в Англии складывается сословно-представительная монархия. Схема выборов в парламент следующая: король лично приглашал верхи духовенства и баронства, кроме этого от каждого графства и от городов выбирались по два представителя. До середины ХV в. сословия заседали совместно, а потом разделились на две палаты: палату лордов (верхнюю) и палату общин (нижнюю). В первую вошли высшее духовенство и дворянство, а во вторую – рыцари и горожане. Впоследствии низшее духовенство вышло из парламента, образовав особую конвокацию.

В 1430 г. для выборов в нижнюю палату устанавливается имущественный ценз в 40 шиллингов годового дохода. Члены парламента жалования не получали. С 1297 г. складывается правило, что без разрешения парламента король не мог устанавливать новые прямые налоги, а потом и косвенные. В ХV в. установился порядок, что обсуждение вопросов о налогообложении должно начинаться с палаты общин. Расширяются права парламента и в законодательстве. В начале ХV в. нижняя палата получила право не только возбуждать ходатайство об издании законодательного акта, но и давать согласие на его издание. Потом ходатайства парламента стали облекаться в форму готовых законопроектов (биллей ), которые король мог утвердить или отклонить (право вето ).

Парламент стремился и к контролю над управлением государством. Однако такие попытки не увенчались успехом, тогда парламент в конце ХV в. устанавливает процедуру импичмента – отстранение королевских советников от должности. В этом случае палата общин возбуждала перед палатой лордов обвинение в злоупотреблении королевскими должностными лицами. Кроме того, в ХV в. появляется акт «Билль об опале», по которому парламент мог прямо объявить преступными деяния конкретных чиновников. Парламент вмешивался и в дела внешней политики, требуя согласия на разрешение вопросов войны и мира.

Государственный строй

В первые столетия после норманнского завоевания власть королей была весьма сильной. Правда, издание законов, взимание налогов и разрешение важнейших государственных дел он осуществлял при участии великого совета, состоявшего из представителей духовной и светской знати и собиравшегося три раза в год. Для управления же текущими делами возникает королевский совет – королевская курия из высших сановников, представителей духовной и светской знати и назначенных монархом иных лиц. Первоначально курия исполняла законодательные, исполнительные и судебные функции, а с усложне-нием государственного управления из нее выделяется Палата шахматной доски , ведавшая финансовыми делами.

Как высшая судебная инстанция королевская курия ведала делами, затрагивающими интересы монарха, рассматривала жалобы на местные суды и споры между непосредственными вассалами короля. Ей принадлежала гражданская и уголовная юрисдикция. Она наблюдала за местной администрацией, посылая своих членов для разъездов на места (королевские разъездные судьи).

После норманнского завоевания возникает должность юстициария, который первоначально замещал короля в его отсутствие. Впоследствии он сосредоточил в своих руках высшее заведование административными и судебными делами.

После юстициария первым сановником считался канцлер – хранитель государственной печати, редактор королевских актов. Он выдавал королевские судебные указы, которые содержали в себе приказ ответчику о его явке в суд для оспаривания требования истца. Вторым сановником являлся казначей, ведавший казной монарха. Военными делами ведали констэбль и маршал.

С ХIII в. функции юстициария переходят к канцлеру. Королевская курия стала называться королевским советом, а с ХV в. – тайным советом , ведавшим делами управления и отчасти суда. При его участи король издавал указы (ордонансы и прокламации).

Местное управление отличалось особенностью, т. к. в его ведение входили вопросы не только местного, но и общегосударственного характера. Представителем королевской власти и высшим должностным лицом в графстве был шериф, назначавшийся королем из представителей местной знати. Он являлся охранителем общественного мира и председательствовал на собраниях графств, обнародовал и исполнял королевские распоряжения, ведал королевскими доходами, возглавлял ополчение.

Полицейскую власть в графствах, сотнях и городах выполняли констэбли, выбираемые из местного населения. Выбирались также коронеры, производившие расследования в случаях насильственной смерти. В конце ХIII в. появляются охранители мира, боровшиеся с разбоями и грабежами на дорогах. С середины ХIV в. на них возлагаются судебные функции о преступлениях против общественного порядка. Они стали именоваться мировыми судьями и замещались от короля. Кроме судебных, они выполняли полицейские функции, заведовали местным хозяйством. С конца ХIV в. возникают собрания мировых судий графства, которые проходили четыре раза в год и назывались «четвертными сессиями ». Местные должности исполнялись бесплатно и замещались местными землевладельцами.

Правовое положение населения

Как и в государствах континента Европы, духовенство в Англии распадалось на высшее и низшее, но не являлось особым элементом сословного строя. Архиепископы и епископы входили в состав верхней палаты парламента, но являлись здесь не представителями духовенства, а вассалами короля. Низшее духовенство входило в низшую палату парламента по выборам. Духовенство имело корпоративное устройство, свои конвокации (съезды). Судебные дела духовенства изымались из-под светской подсудности, но не изымались от государственных налогов.

Дворянство также не представляло собой сословия в понимании этого слова, т. к. не имело особых привилегий: платило налоги, было подсудно единому со свободными гражданами суду, не имело сословного самоуправления. Дворянство было лишь почетным званием, и дворянское достоинство переходило только к старшему сыну. Низшее дворянство именовалось рыцарями.

Отсутствовала резкая сословная обособленность дворян от купцов и промышленников, т. к. дворянство в Англии активно занималось торговлей и промышленностью.

Значительная часть сельского населения состояла из вилланов , которые рассматривались как свободные в отношении всякого лица, за исключением своих помещиков. Они прикреплялись к своим земельным участкам и не имели права его покидать без разрешения своего господина, в отношении которого они находились в личной зависимости. Вилланы несли повинности в пользу господина и уплачивали ему различные сборы.

Следствием развития в Англии товарного хозяйства явилось огораживание общинных земель феодалами, которое стало прогрессировать с ХIII в.

В Англии сохранялась и довольно значительная прослойка свободных крестьян – сокменов . Они освобождались от несения воинской повинности, могли распоряжаться своим земельным держанием: продавать и передавать по наследству. Их споры с феодалами рассматривались в королевском суде.

Постепенно из среды свободных крестьян выделяется зажиточная верхушка – йомены , занимавшиеся кроме земледелия промыслами и торговлей.

Абсолютная монархия

Особенность английского абсолютизма заключается в том, что наряду с королевской властью продолжал действовать парламент и местное самоуправление. Английский абсолютизм считается «незавершенным», «ограниченным », т. к. при нем существовал парламент и орган местного самоуправления – приход.

Усиление королевской власти происходит при династии Тюдоров (1485-1603 г.). Тому способствовала война «алой и белой розы» , подорвавшая силы высшей аристократии. Рост капиталистических отношений в Англии способствовал появлению буржуазии. Часть английского дворянства вступила на капиталистический путь развития (поля стали обращаться в луга для овец, из шерсти которых вырабатывалась знаменитая английская шерсть). Появляется, так называемое, «новое дворянство » – джентри . Союз джентри и буржуазии не только укрепил власть короля, но одновременно сохранил парламент и местное самоуправление.

Усилению власти короля способствовала и английская реформация, в результате которой английская церковь вышла из-под контроля римских пап. В 1534 г. король объявляется верховным главой церкви. С целью усиления единообразия в делах церкви, борьбы с католиками и ересью, в 1559 г. учреждается Высокая комиссия.

Высшим органом управления являлся Тайный совет , в состав которого входили представители знати, «нового дворянства» и буржуазии. Он регулировал внешнюю торговлю, управлял заморскими колониями и т. п. При участии его членов король издавал указы (ордонансы и прокламации ). Тайный совет наделялся и судебными функциями в качестве суда первой и апелляционной инстанции. Усложнение государственного управления приводит к созданию «звездной палаты », представляющей отделение Тайного совета. Она была учреждена для борьбы с феодальным сепаратизмом, постепенно превратившись в борьбу против противников короля с судебными функциями. На местах создаются несколько отделений «звездных палат». Наряду с этим образуется «палата прошений » по гражданским делам, «палата феодальных сборов ». В конце ХIV в. появляется должность королевского секретаря (в ХVI в. их стало два).

На местах создаются должности лорд-лейтенантов , возглавивших мировых судий и полицию (констеблей ). В ХVI в. развивается местное самоуправление – приход , состоящий из приходского собрания и избираемых им должностных лиц. На него были возложены и некоторые государственные функции, к примеру, призрение бедных, содержание дорог и мостов.

Общественный строй

Английская реформация изменила положение духовенства, которое подчинилось светской власти. Были упразднены и монастыри. Духовенство вытесняется с ряда высших гражданских должностей, например канцлера. Приходское сельское духовенство окончательно попало в зависимость от землевладельцев, ставших их патронами. Однако реформация расширила правоспособность духовенства, например право вступать в брак.

Междоусобные войны второй половины ХV в. (война «алой и белой розы» ) значительно уменьшили количество феодальной аристократии. Выдвигается среднее сельское дворянство (новое дворянство) , которое повело свое хозяйство на капиталистических основах.

В ХVI в. почти отмирает личная зависимость крестьян. Вилланское держание постепенно переходит в копигольдерское, т. е. владение земельным участком на основе обычая манора, по записи (копии). Копигольдеры являлись срочными или наследственными.

Наряду с ними существовали фригольдеры – свободные держатели земли (наследственно или пожизненно) внутри манора на условии несения военной службы.

Источники права феодальной Англии

Как и на континенте Европы, основным источником английского права был обычай. В англосаксонский период появляются сборники обычаев – Правда Этельберта (VI в.) , Правда Инэ (IХ в.), Законы Кнута (ХI в.). После норманнского завоевания начали складываться отличительные от континентальной Европы особенности английского права. К моменту завоевания норманнами в Англии не существовало общеобязательных для населения источников права, не было единой судебной системы. Единое «Общее право» (т. е. общие для всего населения обычаи) стало складываться, начиная с ХII в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Особенно это проявилось при Генрихе II, когда истцу было предоставлено право рассматривать дело по выбору – земскими феодальными судами или королевскими «разъездными судьями ». Королевские судьи с ХII в. становятся профессиональными и решают дела по обычаям («праву страны »), а также руководствуются и предыдущими решениями судов и предписаниями королевских «указов ». Каждый «указ» выдавался шерифу по конкретному делу, составлялся по определенному образцу и обусловил строго формальный характер королевского судебного процесса. Генрих II установил, что феодальные суды не могли разбирать земельные дела без наличия «указов», получение которых стало обязательной начальной стадией судопроизводства. В ХIII в. по причине многочисленности «указов» появляется «Реестр указов» как официальный справочник по общему праву. «Указы» сыграли большую роль в образовании английского «общего права », т. е. права для всей страны и сословий. «Общее право» – это решения королевских судов, закрепленные в судебных протоколах («свитки тяжб »). Ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. В 1180 г. появляется королевский суд «общих тяжб» , компетенция которых в ХIII в. перешла к «суду королевской скамьи». Дела в «указы» заносились без системы, значит, пользоваться ими было затруднительно. Потому с середины ХIII в. сведения о судебных делах судьи стали черпать из «ежегодников» – отчетов о наиболее интересных судебных делах. Принцип «общего права » заключался в прецеденте , т. е. в ссылке на предыдущие судебные решения по сходному делу на основании совпадения или аналогии.Прецедент становится обязательным для судей, которые не могли игнорировать содержание сходных решений высших судов.

Наряду с «общим правом », приобретают значение и статуты – билли, принятые обеими палатами парламента и одобренные королем. Они имели обязательную силу для королевских судов, дополняя и изменяя «Общее право» по многим вопросам.

«Общее право» отличалось крайним формализмом. В результате, из-за несоблюдения формальностей даже правое дело могло быть проигранным. Поэтому, начиная с ХIV в., возникает система «справедливости », которая существовала параллельно с «общим правом». Король как верховный судья мог рассмотреть дело в порядке «милости» и не по «праву страны», а по «справедливости». С увеличением обращений к монарху за судебной «справедливостью» он передал их канцлеру («суд канцлера »).

В ХVI в. появляются сборники судебных решений, составленные частными лицами, а также ученые трактаты об английском праве – Литтльтона о поземельных владениях – о видах земельного права (конец ХVI в.), Фортескью «Похвала английским законам» (вторая пол. ХV в.). В ХVII в. главный судья «общих тяжб» Кок составил «Институции законов Англии». Английские суды постепенно стали практиковать ссылки на сочинения наиболее видных правоведов. Эти сочинения и судебные решения восполняли и корректировали друг друга, составляли ветвь «общего права».

В Англии заимствования из римского частного и канонического права не получили развития, потому оно не стало там источником права.

Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века

Вопросы:

1. Периодизация английского феодального государства.

2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).

3. Становление английского парламента в XIII-XV вв.

4. Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.

5. Право средневековой Англии.

Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться со становления и разви­тия англосаксонских королевств. Поэтому основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (V–XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI–XIII вв.);

· период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII–XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV–середина XVII в.).

Раннефеодальное государство англосаксов возникло на полуострове, именуемом Британией. Французы так называли все острова, расположенные к северу от Франции. Название «Англия» вошло в обиход позднее, с XI века, когда часть Британских островов была покорена одним из могущест­венных пэров Франции герцогом Вильгельмом Нормандским. Он и на­звал страну Англией.

Коренными обитателями Британии были кельты-бритты. В I в. до н.э., воспользовавшись междоусобными племенными войнами на острове, римляне поработили Британию, оставаясь там почти 500 лет и рассматривая ее как одну из окраинных провинций Римской империи. Однако после распада Римской империи легионы покинули Британию. Началось заво­евание Британии англосаксами – северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших коренное население на окраины острова. Так на терри­тории Британских островов в V веке возникли кельтские и британские протогосударства, история становления и развития которых до сих пор недостаточно изучена (сведения о существовании таких государств содержатся в легендах и мифах о «рыцарях круглого стола» и короле Артуре). Есть предположения, что эти государства находились на более высоком социально-политическом уровне по сравнению с англосаксами и ютами того времени. Вскоре на территории Британии, за исключением Уэльса, Корнуэла и Шотландии, возник ряд варварских королевств. В VII веке на севере Британии образовались три королевства – Уэссекс, Эссекс и Сессекс. В центре, где поселились англы, возникли коро­левства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия. На юге страны обосновались юты, образовав государство Кент. С VIII века все семь королевств создали единое государство под главен­ством Уэссекса. Первым его королем стал Эгберт.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевс­кие приближенные – должностными лицами государства. Высшим государственным органом был уитанагемот (совет уитанов - мудрых), в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основ­ными функциями этого совета были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Главными территориальными единицами страны в X веке стали 32 округа – графства , центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания. Существовали также со­брания деревень. Графство возглавлял олдермэн, назначаемый королем с согласия уита­нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами. К X веку полицейские и судебные полномочия приобретает личный пред­ставитель короля – герефа (назначался королем из среднего слоя слу­жилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Развитие феодальной государственности в Англии прошло несколько этапов:

1) период раннефеодальной монархии (IX-XI вв.);

2) период сеньориальной монархии (XI – первая половина XIII в.);

3) период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4) период абсолютной монархии (конец XV – середина XVII вв.).

Становление феодального государства в Англии было связано с многочисленными завоеваниями Британских островов различными германскими племенами. Так в VII в. сюда вторглись англосаксонские племена, оттеснив местное кельтское население на окраины острова. Англосаксы и основали здесь первые раннефеодальные государства. Новая волна миграции – норманны, а затем датчане, мало повлияли на становление классового общества. Новый импульс развитию государственности и формированию современной английской нации придало покорение Британии в 1066 г. Нормандией (провинцией Франции). Герцог Нормандии Вильгельм стал английским королем, его преобразования во многом определили особенности английского средневекового государства. Его главной отличительной чертой, начиная с XI в., была ранняя централизация, слабость центробежных сил.

Вильгельм Завоеватель подтвердил соблюдение «старинных и добрых» англосаксонских обычаев, чем заложил основу правопреемственности институтов права, вместе с тем королевская власть была усилена за счет сокращения властных полномочий общинных институтов. Основой хозяйства стал манор – совокупность владений одного феодала, в пределах которого феодал имел судебные, законодательные и административные полномочия. Манор был разновидность европейского феода. Усилению королевской власти способствовала особая политика Вильгельма, который не был заинтересован в том, что породить прослойку крупных, независимых от короля вассалов, поэтому конфискованные у англосаксонской знати земли вошли в королевский домен, феодалы изначально получали землю от короля и относительно небольшими участками и желательно в разных областях королевства. Это создавало привязанность вассалов к королю и повлияло на отсутствие возможность отделения крупных феодалов со своими владениями от королевского домена, ибо в каждом отдельно взятом графстве пэры были лишь мелкими землевладельцами, и только совокупность владений делала их крупнейшими феодалами. Завоеватели принесли с собой «лесной право», дававшее возможность объявлять королевскими заповедниками значительные лесные массивы. Король как собственник земли потребовал принесение присяги от всех свободных землевладельцев. Таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» в Англии не смог утвердиться, что привело к спорам в науке по поводу существования в Англии периода сеньориальной монархии. Разумеется, говорить о раздробленности в континентальном варианте относительно Англии не приходиться, хотя периоды ослабления королевской власти здесь тоже имели место.



В Англии относительно рано утвердился и принцип верховной юрисдикции судебной власти короля. И у подданных было право обращаться не только в манориальный суд , но и в суд короля, который был максимально приближен к населению введением сессий разъездных судов ассизов. В 1086 г. для упорядочения налоговой системы была проведена перепись подданных и их хозяйств. По результатам переписи большая часть крестьян была переведена в разряд зависимого населения, выступая в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли – вилланов. Вместе с тем, в отдельных графствах сохранялась прослойка свободных держателей земли – фригольдеров , которые лично были свободны, но держали землю на основе фригольда (нечто близкое континентальной наследственной аренды).

С течением времени лорды , укрепив свою власть, стали выступать в качестве противовеса королевской власти, неоднократно поднимая мятежи против короля (XI-XII вв.), тем более что в этом деле они нашли союзника в лице Католической церкви. Во второй половине XII в. реформы Генриха II способствовали укреплению централизованной власти путем установления бюрократической системы управления и суда. В рамках реформ была модифицирована судебная система. Под юрисдикцию разъездных королевских судов были переведены все уголовные дела и споры по поводу землевладений. Начало процедуры рассмотрения дела было связано с получением королевского приказа по поводу рассмотрения дела конкретному чиновнику. Расследования уголовных дел производились назначаемыми королем шерифами с помощью присяжных, которые потом присутствовали и вовремя рассмотрения дела судом по существу. Высшим королевским судом стал Суд общих тяжб (1175 г.). В рамках судебной реформ споры связанные с наследством перешли к королевским судам, а король стал верховным судьей по делам, рассматриваемым в церковных судах. К значимым реформам Генриха II следует отнести реформирование армии, которая стала создаваться на основе сочетания временного войска (ополчения) и постоянной армии (наемников), воинская повинность была распространена на все свободное население. Наконец, изменена была система налогообложения, в частности, для содержания войска, помимо уплаты феодалами «щитовых денег» и горожанами «тальи», был введен налог на движимое имущества, собиравшийся со всего населения. Таким образом, реформы укрепили королевскую власть и в судебной, и в административной, и в финансовой сферах.

Важным моментом в развитии английской государственности при переходе к сословно-представительной монархии имела Великая хартия вольностей 1215 г. подписанная Ионном Безземельным. Этот акт был создан в период ослабления королевской власти. Лорды, объединившись с духовенством и нашедши поддержку в горожанах, принудили короля даровать конституционные права всем подданным, а также привилегии отдельным сословиям. К конституционным правам относилась свобода передвижения по территории королевства, право на обращение к королю в случае отказа в правосудии, право суда по законам страны, вводился принцип «нет наказания без суда», ограничивался произвол чиновников при взимании налогов. Конечно, большинство статей Великов хартии вольностей касалось феодалов (светских и духовных). В частности, для феодалов был создан «суд равных», тем самым, они были выведены из-под юрисдикции королевских судов, создавался Совет баронов, ограничивавший власть короля, который король к тому же не мог распустить и который мог начать против короля боевые действия, если последний нарушал Хартию.

Возникновение сословно-представительной монархии в Англии связано с началом деятельности парламента в 1265 г. Создание такого органа явилось прямым следствием сеньориальных войн. Королевская власть осознала необходимость компромисса не только в высшим сословием. Но и широкими массами свободного населения, поэтому в парламенте были представлены и рыцари, и горожане. Парламент был двухпалатный и делился на палату лордов (верхняя палата) и палату общин (выборная нижняя палата). К концу XIII в. утверждается порядок выборов в нижнюю палату: по два представителя от графств и по два представителя от городов. В 1430 г. был установлен избирательный ценз, в частности в графствах избирателями могли быть фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода. К XIV в. полномочия парламента расширились, и помимо вопросов санкционирования введения новых королевских налогов, парламент приобрел право законодательной инициативы и право выступать в качестве судебного органа в отношении министров короны (верхняя палата). Право обращений с петициями и просьбами к королю. Судебные полномочия заключались в праве нижней палаты возбуждать перед палатой лордов процедуру импичмента в отношении должностных лиц в случае злоупотребления ими властью. Парламент получил право объявлять преступными те или иные злоупотребления королевских чиновников, при этом издавался специальный акт – билль об опале .

В данный период наряду с парламентом получил развитие и другой государственный орган – Королевский совет, представлявший собой узкую группу лиц при особе короля, которые участвовали в осуществлении высшей судебной, исполнительной и законодательной власти.

С конца XV в. в Англии возникают условия для перехода к абсолютизма, что было связано с формированием в недрах феодализма буржуазного способа производства. Система огораживаний, приведшая к повсеместному сгону крестьян с земли, распространению товарного овцеводства, создавала условия для развития рынка наемной рабочей силы и переходу от цехового к мануфактурному производству. Мануфактуры – капиталистические предприятия, основанные на применении ручного труда, но со специализацией технологического процесса внутри предприятия, заводились не только купцами, но и новыми дворянами (джентри). Выход Англии на мировой рынок, участие её в великих географических открытиях – дали толчок бурному развитию процесса первоначального накопления капитала.

Разумеется, изменилась и социальная сфера. Так, английское крестьянство стало лично свободным с сохранением деления на фригольдеров, которые за держание земли платили арендную плату, и копигольдеров, которые за землю выполняли феодальные повинности. В XVI-XVII вв. идет рост наемных рабочих, государство активно помогает его формировать изданием жестоких законов против бродяжничества. Феодалы разделились на новое дворянство, ведущее свое хозяйство по-капиталистически, и старое, использовавшее различные феодальные формы эксплуатации поземельно зависимых крестьян. Наконец, активно формируется, осознавая свою политическую и экономическую силу буржуазия – новый общественный класс. В этих условиях создается возможность для английской короны усилить свою власть за счет лавирования между интересами буржуазии и дворянства. Активно помогая буржуазии в расширении своего влияния на внутреннем и внешнем рынке, в захвате колоний, английская корона традиционно продолжает опираться на в политической сфере на дворянство.

Особенностью английского абсолютизма был его «незавершенный» характер. Длительный период вместе с королем продолжал действовать парламент – орган, ограничивавший власть короля, напоминавший ему о «старинных английских вольностях». Исключением было беспарламентское правление (с 1628 – 1640 гг.) Карла I Стюарта, как известно, закончившееся буржуазной революцией. Этот факт дал основание части историков ставить под сомнение существование в Англии абсолютизма, или, по крайней мере, вести речь о кратковременном характере абсолютной монархии. Вместе с тем, в XVI-XVII вв. наблюдалось усиление королевской власти, увеличение численности и роли бюрократического аппарата. К XVII в. парламент практически утрачивает свои властные полномочия, пытаясь чаще всего безуспешно напомнить королю о них. К тому же король учреждает новые органы, укреплявшие его безраздельную власть: Тайный совет, которому были переданы полномочия исполнительной власти, Звездная палата – чрезвычайный суд по политическим делам, Высокая комиссия – церковный суд, преследовавший пуритан, подчинявшийся напрямую королю. Таким образом, к XVII в. в руках короля оказались все полномочия судебной, исполнительной и законодательной власти, парламент, вследствие социальный изменений, не мог в данный период выступать фактическим противовесом власти короля, хотя номинально он являлся действующим органом, созыв которого или роспуск зависел от королевской воли.

Основными этапами развития английского феодального государства явля­ются:

период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

период сословно-представительной монархии (вторая половинаXIII в. - XV в.);

период абсолютной монархии (конецXV в.- середина XVII в.).

В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось заво­евание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефео-дальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское го­сударство- Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов являет­ся сохранение в течение длительного времени свободной сельской об­щины.

В первое столетие после завоеванияоснову общества составляли сво­бодные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вме­сте с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земель­ных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполня­ли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев. К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заме­нены феодальными.

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укреплениякоролевской власти. Не­смотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военно­му предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: 1) свое право верховной собственности на землю; 2) монопольное право на чеканку монеты, пошлины; 3) право на получение натуральных поставок со всего свободного населе­ния; 4) право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевс­кие приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основ­ными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в Х в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем пре­вратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также со­брания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами. К Х в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный пред-. ставитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя слу­жилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

В течениепериода централизованной сеньориальной монархии (XI - ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После норман­дского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность анг­лийского феодализма - политическое объединение страны и централи­зация государственной власти.

Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое сред­них и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относи­тельный и временный характер, так как они сами стремились к само­стоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархичес­кой лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феода­лов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страш­ного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии. Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как кре­постные - вилланы", оставшиеся - как фригольдеры.

Для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тя­желая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция);

Фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставляв­шееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравни­тельно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, разде­ла и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах. В результате реформ Генриха (правил в 1154 - 1189 гг.) укрепились судеб­ные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - создание системы центральных финан­совых и судебных учреждений, а также реорганизация армии. Усилению монархии способствовали также появление (с Х в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определенную денеж­ную сумму.

Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных свя­зей подати и повинности все больше приобретали денежный характер:

Рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заме­няли ее денежным взносом - так называемые "щитовые деньги";

Крестьяне также взамен исполнения повинности часто вносили денеж­ные платежи.

Становление средневекового государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов. До V в. они находились под римским владычеством. После ухода римлян острова подвергались нападению вооруженных отрядов германских племен (фризов, англов, саксов, ютов и др.), которые грабили местное население и возвращались на материк. Однако в конце V в. эти племена стали осуществлять захват Британии и вытеснять на север (Шотландия) и запад (Уэльс) коренное население - кельтов.

К VI-VII вв. на пяти британских островах образуется семь англосаксонских «варварских государств». Все эти государства находились на стадии раннеклассового общества с пережитками родового строя. Между ними постоянно вспыхивали войны , направленные на захват соседних государств. И только в IX-X вв. королям Уэссекса удалось распространить свою власть на всю страну, получившую название «Англия». В 1066 г. Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом, который с благословения Папы Римского высадился на английский берег и в битве при Гастингсе разгромил войска Гарольда и захватил его престол. С этого момента начинается совершенно новый этап в развитии английского государства.

В 1086 г. он потребовал, чтобы все свободные присягнули ему независимо от того, в каких отношениях они находились друг к другу. Это позволило Вильгельму не допустить распространения в Англии принципа «вассал моего вассала - не мой вассал». После этих мероприятий феодалы стали делиться на две группы: великие бароны - крупнейшие землевладельцы, большинство епископов и крупнейших аббатов, а также малые бароны, которые получили землю на правах лена от короля размером от 400 до 600 акров с обязательством нести военную службу. Они стали называться впоследствии эксквайрами и получили титул «сэр».

В 1086 г. в фискальных целях была проведена перепись населения, которая получила название «Книга страшного суда ». Согласно этой переписи в Англии проживало 1,5 млн человек . Из них 14% составляли свободные и сокмены, которые находились в основном в графствах Северо-Восточной и Восточной Англии. Они проживали в селениях, именуемых соками, и владели землями, не знавшими еще власти сеньоров. По своему правовому положению они приближались к рыцарям. Однако на протяжении XI-XIII вв. эта категория населения постепенно трансформировалась в мелкое рыцарство и другие разновидности английского крестьянства.

Основная масса крестьянства согласно Книге страшного суда была представлена вилланами. Их в Англии насчитывалось 109 тыс., или 41% всех держателей, в их пользовании находилось 45% пахотной площади. Они являлись полнонадельными, поземельно зависимыми крестьянами. Землей они наделялись феодалами, которым обязаны были выплачивать натуральные и денежные платежи, а также регулярно отрабатывать барщину. Поначалу они признавались лично свободными и на них распространялась королевская юрисдикция. Однако в дальнейшем их статус существенным образом изменился. Уже в начале XII в. вилланы превратились в крепостных крестьян.

Малоземельные и безземельные крестьяне по Книге страшного суда назывались бордариями и коттариями. Они составляли 32 % населения страны и за ними числилось 5 % пахотной площади.

В дальнейшем коттеры слились с бордариями, сохранив свое название. Что же касается их юридического статуса, то он стал вилланским. Сохранилась также небольшая прослойка рабов-сервов, которые находились в личном услужении.

После нормандского завоевания в стране насчитывалось 80 городов, в которых проживало 5% населения. Это говорит о том, что горожане еще не выступали как самостоятельная социальная группа.

Государственный строй . Благодаря указанным выше мероприятиям в Англии была установлена довольно-таки сильная королевская власть. Король поставил в зависимость от себя феодалов всех рангов и подчинил себе весь государственный аппарат , высшие должности в котором принадлежали завоевателям. Причина такой «легкой победы над феодалами» заключалась в том, что они сами были заинтересованы в сильной власти, которая защищала бы их интересы от коренного населения. Кроме того, Вильгельм намеренно раздавал конфискованные земли в разных частях страны (так называемый манор), что не способствовало укреплению могущества феодалов.

Большое значение в государстве имела королевская курия, которая состояла из крупных землевладельцев и приближенных короля. Эта курия действовала в трех видах: как феодальный съезд; как суд высшей инстанции; как высший орган государственного управления .

На съезде феодалов рассматривались особо важные дела. Акты короля, издаваемые после обсуждения различных вопросов на съезде, сопровождались формулой «после совета с моими баронами и с их согласия».

Количество членов королевской курии и ее компетенция определены не были.

Высшими должностными лицами в государстве в тот период являлись маршал, командовавший войском; камерарий, осуществлявший управление земельными владениями и имуществом короля; а также канцлер, который считался личным секретарем короля и руководил всей государственной канцелярией. Однако наиболее важной являлась должность верховного юстициария - знатока обычного и римского права , который был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия.

Таким образом, принимая во внимание компетенцию перечисленных выше должностей, можно сказать, что это были обычные для раннефеодального государственного аппарата должности.

Местные органы власти . Деление территории страны на графства, сотни и общины сохранилось. Однако изменения произошли в компетенции должностных лиц. Так, стоявший во главе графства олдормен лишился реальной власти. Она целиком и полностью перешла к шерифам. Последние, хотя формально и подчиненные олдерменам, назначались на должность королем. Они осуществляли высшую судебную, полицейскую и военную власть на территории графства.

Самую низшую территориальную единицу Англии представляла община, руководство которой было возложено на старост. Именно они и четыре наиболее уважаемых члена общины выступали от ее имени на собраниях графства. Основная задача, возложенная на общину, состояла в обеспечении общественной безопасности. Она обязана была разыскивать преступников и отвечала за все преступления , совершенные на ее территории, когда злоумышленник не был известен.

Сословно-представительная монархия в Англии XIII-XV вв.

В Англии значительно раньше, чем на материке, произошел переход от натурального хозяйства к товарному. Это существенным образом изменило отношения между феодалами и крестьянами. В сельском хозяйстве стали бурно развиваться товарно-денежные отношения, в результате которых произошло расслоение крестьянства. Эти отношения получили большое распространение в хозяйстве рыцарей, которые не могли получать большие доходы от феодальной эксплуатации крестьян подобно земельным магнатам. Зажиточные вилланы стали арендовать землю у разорившихся феодалов и крестьян.

Однако сильная королевская власть сдерживала нормальное развитие капиталистических процессов. Поэтому уже в начале XIII в. в Англии возникло мощное движение за ограничение королевской власти и полномочий королевских чиновников. Возглавили его крупные бароны, к которым присоединились церковь и все другие слои общества . Первое открытое столкновение между оппозицией и королем произошло в 1215 г., когда бароны заставили короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. Из 67 статей этого документа 30 отражали интересы баронов, 7 - рыцарства и зажиточных крестьян, 3 - горожан. Значение данного документа в государственно-правовой истории Англии огромно. Он содержал главную идею: «Власть короля не безгранична». Английские ученые-юристы объявляют Хартию правовым фундаментом демократии, возвестившей идею парламентского правления. Особый интерес в этой связи представляет ст. 61, которая предусматривала учреждение комитета из 25 баронов, которые должны были следить за соблюдением Хартии и в случае нарушения принуждать короля к ее исполнению.

Вполне понятно, что Иоанн Безземельный и его наследник Генрих III делали все возможное, чтобы не соблюдать этот документ. Однако бароны, упреждая это стремление английских королей, заставили Генриха III подписать в 1258 г. «Оксфордские провизии». Этот документ предусматривал передачу всей власти уже в руки совета из 15 баронов, без согласия которых король не мог принимать ни одного важного решения. Это не понравилось рыцарям, свободным крестьянам и горожанам. Воспользовавшись расколом в лагере оппозиции, короли отказались соблюдать провизии, что привело к гражданской войне , которая началась в 1263 г. между сторонниками короля и его противниками во главе с Симоном де Монфором. Стараясь заручиться поддержкой рыцарей и горожан, Симон де Монфор в 1265 г. впервые пригласил их в парламент . Этот факт способствовал окончанию гражданской войны и становлению сословно-представительной монархии в Англии.

Изменения в общественном строе Англии в период сословно-представительной монархии. Различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами постепенно стирались. Произошла их консолидация. Класс феодалов в этот период поделен на крупную феодальную знать - лордов и рыцарей - средних и мелких феодалов. Особенностью этого периода является то, что класс феодалов в Англии не был замкнутым. В него имели доступ все, кто имел определенный уровень годового дохода.

Феодальнозависимое население состояло из фригольдеров и вилланов. Фригольдеры (свободные держатели земли) преобладали в северо-восточных графствах. В отличие от вилланов они не знали регулярной барщины: их основная повинность заключалась в уплате лорду манора фиксированной денежной ренты, в посещении манориальных и сотенных собраний. Основная их привилегия состояла в неизменности однажды установленных повинностей и в свободном распоряжении землей. Против произвола лордов их защищали королевские суды.

Изменения в государственном строе в период сословно-представительной монархии. С возникновением парламента происходит становление сословно-представительной монархии. Его структура, порядок комплектования и компетенция сложились далеко не сразу. Хотя, как отмечалось выше, первый парламент был созван в 1265 г., но завершение его формирования произошло в 1295 г., когда король Эдуард I созвал так называемый «образцовый парламент». В него помимо приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов вошли по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов. Здесь необходимо отметить, что первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Только в 1430 г. в Англии был принят первый избирательный закон . Согласно ему принимать участие в выборах имели право только владельцы фригольда с доходом не менее 40 шиллингов. Это делалось для того, чтобы отстранить от выборов бродяг. В 1445 г. было установлено, что представителями графств могут быть только наиболее уважаемые рыцари. В каждом городе выборы в парламент регулировались по-разному. Структура парламента определилась в 1352 г., когда парламент разделился на две палаты: лордов и общин. С XV в. призыв в верхнюю палату стал осуществляться путем выдачи королевского патента о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона. В нижнюю палату входили рыцари от графств и представители городов.

Компетенция парламента постоянно расширялась. С XIII по XIV в. постепенно закрепилась финансовая функция парламента. С 1297 г. он получил право контроля над финансами . А статутами 1340, 1362, 1371 гг. была утверждена его прерогатива в установлении прямых и косвенных налогов .

Монархи были вынуждены отчитываться перед палатой общин об израсходованных суммах.

На протяжении XIV в. закреплялись также и законодательные полномочия парламента. Так, в 1322 г. было установлено, что без его согласия «ничего не может быть внесено в статуты». Это положение было развито статутом 1414 г., в котором отмечалось, что после роспуска парламента в статут не должны вноситься никакие изменения.

Следующий краеугольный камень, на котором держалась власть парламента, - это контроль над деятельностью королевских чиновников. Для этого в XIV в. постепенно складывается процедура импичмента. Суть ее заключалась в том, что палата общин могла возбудить обвинение перед палатой лордов против того или иного королевского должностного лица. В данных обстоятельствах король не мог помиловать осужденного. Впервые импичмент имел место в 1371 г., а в 1386 г. был лишен власти канцлер де ла Поль.

Королевский двор из домениального превратился в государственное учреждение. С середины XIII в. центральное управление осуществлял Постоянный совет. В него входили лорд-казначей, королевский камергер, судьи королевских судов . В 1322 г. была упразднена должность юстициария и появилась новая фигура - лорд-канцлер, который стал хранителем государственной печати, контролером финансов и возглавил королевскую юстицию.

Организация местного управления также подверглась значительным изменениям. В XIV в. в графства в помощь шерифам короли назначили особых «хранителей мира». Статуты 1327 и 1332 гг. наделили их не только правом преследовать и арестовывать преступников, но и налагать наказания . На данную должность назначались очень состоятельные люди. В 1360 г. был введен институт мировых судей. Для занятия этой должности требовалось иметь 20 фунтов годового дохода с недвижимости . С 1388 г. в каждое графство стали назначать по шесть, а затем по восемь мировых судей. Помимо судебных функций на них возлагались и некоторые административные обязанности: устанавливать рыночные цены на хлеб, пиво, топливо и т.д. Им подчинялись наделенные полицейскими функциями главные констебли (старосты сотен) и констебли (старосты десятков).

Таким образом, своеобразие экономического развития Англии позволило ей раньше других европейских государств перейти к сословно-представительной монархии - самой прогрессивной форме правления средневековья.

Абсолютная монархия в Англии и ее особенность (конец ХV - середина ХVII в.)

В связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Англии уже в XIV в. значительно увеличилось использование наемных рабочих. Однако после эпидемии чумы (1348-1350 гг.) рабочих рук стало мало, а цена на них резко возросла. Парламент в этих условиях принял целый ряд законов , согласно которым те, кто не имел земли и работы, нанимался за плату, размер которой, раз установленный, не мог увеличиваться, но налоги постоянно повышались. Так, например, в 1380 г. размер поголовного налога был увеличен в три раза. Волна крестьянского негодования вылилась в восстаниях Уота Тайлера (1381 г.), Джека Кэда (1450 г.). В этих условиях знать, церковь и богатые горожане содействовали усилению королевской власти .

По сравнению с классическим французским абсолютизмом, английский характеризуется тремя важными особенностями: продолжает существовать парламент; сохраняется, как и в прежнее время, местное самоуправление ; вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными. Исходя их этого английский абсолютизм характеризуют как незавершенный.

Изменения в общественном строе . С развитием капиталистических методов ведения сельского хозяйства значительная часть феодальных поместий переходит на новые пути развития. Особенно большое значение уже в XIV в. приобрело овцеводство, для которого требовались обширные пастбища. Так как прибыль с продажи шерсти значительно превышала доход от сельского труда крестьян, их стали сгонять с земли, которую превращали в пастбища. Эта политика получила название «огораживания» и, как говорили в то время, «овцы стали поедать людей». Это привело к ускоренной дифференциации сельского населения на фермеров, малоземельных арендаторов и безземельных батраков. В XV в. английское крестьянство делилось в основном на две группы: фригольдеры, т.е. свободные собственники, и копигольдеры, т.е. выкупившиеся на волю крепостные, которые должны были отбывать повинности за пользование собственными наделами. Свое название они получили от того, что владели землей на основании копий (решений местных судов).

После войны Алой и Белой роз в структуре класса феодалов произошли существенные изменения. В большинстве своем знатные и крупные феодалы были истреблены, а их обширные земельные владения поступили в государственную казну и с целью пополнения бюджета продавались короной городской буржуазии и разбогатевшим крестьянам. Кроме того, в результате войны и послевоенной экономической политики роль среднего дворянства усилилась и в новых условиях их интересы сблизились с интересами активно формировавшейся буржуазии. Эта часть дворянства образовала так называемое новое дворянство - джентри, особенностью которого стало ведение хозяйства на капиталистических принципах.

Изменения в государственном строе . С приходом к власти династии Тюдоров (1485 г.) в Англии утвердилась абсолютная монархия . Несмотря на незавершенный характер английского абсолютизма, короли обладали огромной властью. Более того, она распространялась на значительно большие территории , чем в предшествовавший период. Так, в 1536-1542 гг. в состав Английского государства был окончательно включен Уэльс, в 1603 г. под власть короны попали северо-восточная часть Ирландии - Ольстер, а также Шотландия.

Повышению престижа королевской власти способствовал и акт парламента, принятый в 1534 г., по которому Генрих VIII (1509-1547 гг.) провозглашался главой церкви. В результате этого церковные богатства, включая земли, перешли в руки короля, власть которого распространилась и на духовных лиц.

Усилению его власти способствовало принятие в 1539 г. парламентом закона, по которому короли получили право издавать особые акты - прокламации, имевшие силу законов и не требовавшие согласия парламента.

При Тюдорах парламент потерял свое былое значение. Еще в 1410 г. короли получили возможность определять правильность парламентских выборов . Другими словами, любое лицо, неугодное монарху, могло быть лишено места в парламенте «ввиду незаконности избрания». Но не только на состав, но и на работу парламента монархи стали оказывать давление. Так, Генрих VIII сам стал назначать спикера палаты общин, который получил очень широкие полномочия. А Елизавета I (1558-1603 гг.) установила, что члены нижней палаты должны приносить «особую присягу верности верховной власти». Тем, кто отказывался, под страхом тяжкого наказания запрещалось заседать в парламенте.

Падение роли парламента проявилось и в том, что Тюдоры старались как можно реже созывать его. В течение 24-летнего правления Генриха VIII он созывался всего семь раз, а за 46 лет правления Елизаветы I - лишь 10 раз. А если принимать во внимание, что в эпоху правления Тюдоров импичмент практически вышел из употребления, то можно сказать, что парламент, сузив свою компетенцию и утратив самостоятельность, превратился в формально действующий орган при монархе, в руках которого реально были такие важные вопросы, как созыв и роспуск парламента, его повестка дня и др.

Складывание абсолютизма было связано с оформлением новой государственной администрации в результате проведенных реформ.

Центральным органом королевской администрации стал Тайный совет, получивший законодательное оформление в 1526 г. С этого года в его состав входило 20 членов, а к XVII в. численность совета возросла до 42 человек . Обязательными членами его были: лорд-казначей, лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, лорд-констебль, лорд-адмирал, лорд-дворецкий, королевский камергер, секретарь короны, эрл-маршал.

Таким образом, Тайный совет стал правительством и компетенция его была практически неограниченной. Все его члены назначались королем и были ответственны только перед ним.

В 1530 г. Звездная палата, которая была создана еще в 1488 г., выделилась из Тайного совета и превратилась в орудие борьбы с оппозицией короля. В 1540 г. она получила права органа королевской общей уголовной юстиции.

В целях борьбы с противниками реформаторской деятельности королей по организации англиканской церкви была создана Высокая комиссия. В нее входило до 44 комиссаров (12 епископов и члены Тайного совета). Однако необходимо отметить, что аппарат центральной власти был относительно немногочисленным - до 1500 человек.

Местные органы власти. В местном управлении существенных изменений не произошло. Но в связи с реорганизацией церкви повсеместно был создан церковный приход, во главе которого стояли духовные лица (ректора, церковные старосты, синодсмены и бидлы). Они наделялись определенными правами по поддержанию общественного порядка: могли налагать штрафы за бродяжничество, работу в выходные дни и т.д.

Право Англии в период средневековья

В раннефеодальный период до нормандского завоевания в Англии, как и в других странах, право формировалось на основе правовых обычаев , записей, которые дошли до нас в виде Правды Этельберта (VI в.), Правды Ина (конец VII в.), Правды Альфреда (IX в.), Законов Кнута (XI в.). По своему содержанию они во многом схожи с другими варварскими правдами.

Сказывался на развитии права и такой источник, как нормативные акты , составлявшие королевское законодательство. Последнее постепенно повышало свою роль в связи с тем, что было более подвижным и гибким. Именно с помощью нормативных актов получают правовое закрепление не только процесс феодализации общества , но и усиление власти короля и его администрации.

После нормандского завоевания продолжали существовать те же два с той лишь разницей, что королевские судьи стали унифицировать правовые обычаи, приспосабливая его нормы к новым условиям. Подобная деятельность королевской администрации со временем привела к складыванию «общего права» Англии, нормы которого, как правило, содержались как в королевских приказах, издававшихся по каждому конкретному делу, так и в записях суда , т.е. с XI в. на формирование права Англии большое влияние стал оказывать такой источник, как правовой прецедент .

«Общее право», основу которого составляли «модернизированные» нормы правовых обычаев, не способно было в условиях бурного развития экономики , общества и государства в период сословно-представительной монархии эффективно регулировать общественные отношения. В связи с этим в XV в. наряду с «общим правом» стало складываться «право справедливости», основанное на решениях особого суда - «суда справедливости», созданного в XIV в. для рассмотрения лордом-канцлером жалоб , поступавших на имя короля. В отличие от «общего права», «право справедливости» признавало приоритет не нормы правового обычая, а норм закона, но при одном условии - они должны были соответствовать принципу справедливости. В противном случае суд выносил решение, руководствуясь лишь этим принципом. Безусловно, «право справедливости» было более подвижным, гибким, реагировавшим на изменение понятия «справедливость», и в определенной мере устраняло недостатки, свойственные «общему праву», но не отменяло его. И «право справедливости», и «общее право» - это две составные части английской правовой системы , дополнявшие друг друга.

На протяжении XV-XVII вв. вырабатывались в судебной практике правила устранения коллизий между нормами «общего права» и «права справедливости», а также принципы определения и характерные черты самого понятия «справедливость», которыми обязаны были руководствоваться в своей деятельности «суды справедливости».

«Общее право» и «право справедливости», основанные на прецедентах, составляли отличительную черту складывавшейся английской правовой системы, получившей позднее название «англосаксонская система права ».

Но параллельно с «общим правом» и «правом справедливости» развивалось в Англии и статутное право, в основе которого были нормы действовавшего законодательства (декреты, ассизы, хартии, ордонансы, статуты). Формирование статутного права не только ограничивало сферу применения «общего права», но в периоды реформ приобретало особо важное значение (Кларендонская ассиза 1166 г., Великая хартия вольностей 1215 г., Вестминстерский статут 1285, 1330, 1360 гг. и др).

Таким образом, право феодальной Англии было сложным по своей структуре, ибо помимо отраслей права имело еще и своеоб-разные три составные части в виде «общего права», «права справедливости» и статутного права, которые по мере развития общества и государства постепенно складывались и, дополняя друг друга, содействовали поддержанию правопорядка в надлежащем состоянии.



Статьи по теме: