Что такое свобода и ответственность обществознание. Что означает термин "свободное общество"? Свободное общество: различные модели. Свобода — это осознанная необходимость

Не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию С. в философии существуют различные подходы. С позиций онтологического подхода С. рассматривается как основополагающий, субстанциональный принцип. Так понимаемая С. определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме С. исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания. Этико-психологический подход рассматривает С. как С. волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею (властвовать). В рамках социологического подхода С. сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. На ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) С. чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в пониманий С. отличает нерасчленен-ное единство различных принципов ее трактовки. В философско-религиозной традиции Средних веков С. - это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира «из ничего», направляемая доброй волей. Человек , как образ и подобие Божие, в определенных пределах наделен этой способностью. Интерпретация С. в христианской средневековой философии была фундаментальной для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. «Люби Бога и делай что хочешь» - это положение Августина Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы С. На этом этапе развития философской мысли нарушается единство онтологического, гносеологического, этического подходов к пониманию С. Появляется разрыв между С. действия и возможностью его осознания, между С. Божественного творения и человеческой творческой деятельностью. Это противоречие в концентрированном виде выражено в споре между номинализмом и реализмом: Божественное творение мира рассматривалось либо как осуществляемое «по разуму», на основе Божественного плана, либо как происходящее непроизвольно, спонтанно, исходя из нерационализируемой воли Божией. В эпоху Просвещения понятие С. превращается в проявление естественных законов, освобожденных от препятствий, которые чинило им неразумное человеческое сообщество. С другой стороны, С. как характеристика индивидуального действия оказывается иллюзией, основанной на незнании человеком всех обстоятельств своей деятельности. Онтологический и гносеологический подходы к С. существуют как бы сами по себе. В немецкой философии XIX в. онтологический и гносеологический подходы к понятию С. сливаются в понятии С. как абсолютной духовной силы, творящей силой разума и познающей себя при помощи человека - продукта и носителя своей творческой деятельности. Для многих представителей философии XX в. С. субстанциональна. С. неотделима от понятия «человеческое существование» (Сартр). С. как деятельность человека перед лицом Ничто и как само проявление Ничто в человеческой жизни рассматривается М. Хайдеггером. В философии Н. Бердяева С. - это основа мира, рождающая и человека и Бога. С. многолика, это может быть и укрощенная Богом, благая С, и злая, безблагодатная, разрушительная С. Без обращения к понятию С. невозможно исследовать специфику человеческих взаимоотношений с миром. С. - это тот «мостик», который связывает различные стороны изначально конфликтной человеческой природы, соединяет особым образом существование человека и его сущность. С, свободное действие - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Даже если мы говорим о Творце мира, то свободно созданный в акте творчества из «ничего» мир превращается в «обстоятельства», в нечто внешнее, с чем надо считаться даже Творцу. Когда же речь идет о человеке, то его жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они предоставляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за выбором конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, - выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. «Мы свободны по принуждению», - писал X. Ортега-и-Гасет. Помимо вышеуказанного первого понимания С. как самодетерминированности существует и второе понимание С. как способности к выбору одного из двух типов детерминации, обусловленности собственного поведения. Человек или подчиняется «голосу природы», голосу собственных страстей, желаний, голосу инстинкта самосохранения, или решается идти по пути детерминированности себя чем-то находящимся за пределами природного и социального мира - высшими ценностями истины, добра, красоты, по пути «сверхчеловеческого», трансцендентного. Э. Фромм считает, что такая форма С. - это необходимый промежуточный этап становления человека. «Наилучший» и «наихудший» из людей не стоят перед выбором, они уже выбрали: один - добро, другой - зло. Выбор существует для незрелого человека, для «среднего», для того, кто еще колеблется. Детерминация трансцендентным, сверхчеловеческим требует постоянного личного усилия, это особый тип детерминации, устанавливаемый для себя самим человеком и не зависящий от внешних обстоятельств. Это телеологическая детерминация, подчиняющаяся цели, избранной человеком, а не закону причинности. Это С., понимаемая как «необходимость себя», необходимость быть человеком, «невластным богом» в условиях не мною созданных и не мне подчиняющихся обстоятельств. Таким образом, третий смысл С. - это необходимость для человека, который уже встал на путь следования «образу человеческому», постоянно, сознательно выбирать только добро, истину; это сознательное усилие по поддержанию в себе человеческого. С. принимает форму высшей ценности человеческого бытия, воплощение которой становится основной целью человека - смыслом его жизни. Существует еще один, четвертый смысл С. - это С. как авторство, С, как бы принявшая в себя выбор со всеми его последствиями в материальном мире и проявляющаяся тем самым как ответственность. Свободный человек - автор самого себя, он «ставит подпись» под каждым своим поступком. Может показаться, что еще один вид С. - С. недеяния, С. не выбирать вообще, навеки остаться с «поднятой ногой» для шага в будущее, который никогда не будет сделан. Такой «вечный Обломов» играет возможностями, он хочет быть всем, не рискуя ничем. Человек становится рабом собственного воображения. С. оказывается утраченной прежде, чем была осознана. Человек может пойти и по иному пути. Он постоянно выбирает, - но между «частными» возможностями, он избегает выбора, который определил бы его жизненную сверхзадачу. Человек в данном случае превращает свою жизнь в серию эпизодов, он не хочет проявить «ответственную С.» следования по собственному пути, он уходит от основного выбора - выбора смысла своей жизни. Не пагубно для человека и осуществление «псевдовыбора», когда какое-то жизненно важное решение он принимает, слепо следуя традициям, общественному мцению. С, таким образом, тесно связана с осознанием противоречивости, лежащей в основе человеческой природы; с невозможностью уклониться от выбора как «жизненного» разрешения этого противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. С. неотделима от сущности человека.

смотреть на рефераты похожие на "Свобода человека в обществе"

Свобода человека в обществе

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико- материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для каждого человека существует собственное понятие свободного общества: свобода мысли, право на выбор, освобождение от стереотипов... Общество, свободное от оков правительства и излишней тирании со стороны властей, считается самым желанным в современном мире.

Утопия

Полное свободомыслие, отсутствие преград в оспаривании чьих-либо идей, низкий уровень влияния различных силовых структур на индивидуумов - все это, согласно многолетним исследованиям, невозможно полностью реализовать в разумном социуме. Большинство ученых считают свободное общество утопией, а все потому, что в определенных рамках воплотить в жизнь такую мечту нельзя, так как в любом случае будут ущемляться права других людей.

К примеру, во время рассмотрения чьего-либо предложения некоторые лица будут недовольны и выразят свое недовольство напрямую автору идеи. Ввиду необоснованности такого протеста, в законную силу не сможет вступить какой-либо важный законопроект, что чревато торможением дальнейшего развития социума.

Термин "свободное общество": что под ним понимают люди?

У многих данное понятие ассоциируется с раскрепощенностью в поведении, в выборе полового партнера (бисексуализм, гомосексуализм), а также с анархией и полным беззаконием. Редко индивидуумы в состоянии до конца понять, что действительно собой представляет свободное общество. Понятие о подобных социальных группах расшифровывается таким образом: права государства ограничены, оно имеет возможность вмешаться в жизнь отдельного индивида в случае необходимости поддержания нормального функционирования и развития социума. То есть силовые структуры, представляющие власть, могут контролировать человека только при возможной угрозе с его стороны для других людей.

Признаки свободного общества

Свободомыслящий социум, где ключевой фигурой является народ и его потребности, не может развиваться без определенных факторов. Свобода каждого состоит не только в его праве выбора, но еще и в возможности действовать так, как заблагорассудится ему, естественно, в рамках устоявшихся принципов и морали.

Признаками считаются:

  • Свобода предпринимательской деятельности.
  • Большое количество политических партий, представляющих интересы разных слоев населения.
  • Демократия, избранная в качестве главного варианта управления государством.
  • Повседневная жизнь граждан регулируется дистанционно, при помощи общепринятых демократичных законов и

Социологические модели общества

Различные модели свободного общества, как и других социальных групп, представлены ниже:

  • Функционалистская. Общество является стабильной и относительно устойчивой, интегрированной структурой. Оно состоит из социума, чья деятельность направлена на обеспечение стабильности, при этом учитываются ценности народа.
  • Социокультурная. Объединяет в себя учение о человеке из социологии и антропологии. Здесь важны следующие аспекты: мораль, общественные нормы, роль человека в окружающей среде, семья, взаимосвязь людей между собой.
  • Конфликтная. Общество постоянно меняется, его перемены могут быть как индивидуальными, так и масштабными. Социальные конфликты неизбежны, так как социум основан на принуждении одних индивидуумов к подчинению другим.

Примеры

Несмотря на то что само понятие свободного общества считается утопией, существует 2 вида политических систем управления, применяемых в различных государствах. Примеры свободного общества:

  • Либеральное государство.
  • Демократическое государство.

Свободным можно назвать также гражданское общество. А из истории в качестве примера можно было бы привести СССР. Но здесь есть один нюанс. С момента становления Страны Советов слово "свобода" фигурировало практически в каждом лозунге различных партий. Однако со временем стало ясно, что население государства вряд ли можно назвать свободным обществом. Безусловно, утопия присутствовала в некоторых аспектах, но все же власти вели тотальный контроль над своими гражданами (КГБ, разведка, "бдительные сограждане", дружинники).

Демократическое государство

Демократия - основополагающий способ управления страной в целом и членами различных социальных групп в частности. Это достаточно сложное, многогранное понятие. Общество, свободное от излишнего внимания со стороны правосудия, а также направленное на реализацию воли, желаний и интересов народа, является демократическим. В современной политике редко встречаются государства, избирающие исключительно демократический режим правления.

Признаки

Общество, свободное и демократическое, не может существовать без определенных условий. Его развитие напрямую связано с наличием:

  • Избирательного права (причем для каждого члена общества).
  • Равноправия, свободы слова.
  • Государственной власти, полностью зависящей от мнения и воли народа.
  • Партий, организаций, отвечающих предпочтениям и интересам граждан.

Либеральное государство

В либерализме прерогативой считается свобода личности каждого отдельного гражданина. Причем демократия, различные моральные принципы и устои являются средствами для достижения свободы. В либеральном государстве неприемлемы никакие попытки со стороны властей контролировать духовную, экономическую деятельность населения. Однако существует одно но в политическом режиме такого рода: общество, свободное от давления со стороны правоохранительных органов и прочих инструментов власти, не до конца является свободным. Государство все же контролирует индивидуумов, как бы говоря: "Можно менять и делать все что угодно, но власть менять нельзя". считается неустойчивой, переходной формой правления.

Признаки

Для либерализма характерны следующие черты:

  1. Политическая нестабильность.
  2. Постоянное образование различных пропагандистских
  3. на судебную, исполнительную, законодательную, дабы обезопасить граждан от возможного произвола со стороны каких-либо структур.
  4. Осуществление программ, не обладающих силой и популярностью среди народа.
  5. Призыв к свободным рыночным отношениям, признанию частной собственности.
  6. Принятие прав и свобод народа, развитие независимых от властей источников информации.

Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 2 задания.

1. Слова «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат

1) Т. Гоббсу
2) Г. Гегелю
3) Ж.Ж. Руссо
4) Дж. Локку

2. Философская концепция, согласно которой в мире и в чело­веческой жизни всё предопределено роком и судьбой, назы­вается

1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом

3. Одно из течений в философской мысли, которое уделяет большое внимание понятию «свободы» и определяет её как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей, называется

1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом

4. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божь­его, принадлежит

1) М. Идену
2) М. Л. Кингу
3) М. Лютеру
4) Ф. Энгельсу

5. От времён Сократа и до нашего времени спорный в филосо­фии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе

1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания

6. Ж. П. Сартр и М. Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своево­лию, являются представителями

1) атеистического экзистенциализма
2) объективного идеализма
3) марксизма
4) анархизма

7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каж­дый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется

1) идеализмом
2) объективизмом
3) экстремизмом
4) фатализмом

8. Идеалистическое направление в философии, рассматри­вающее волю в качестве первоосновы мира, противопостав­ляющее её объективным законам природы, называется

1) идеализмом
2) волюнтаризмом
3) рационализмом
4) фатализмом

9. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей

1) объективного идеализма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) субъективного идеализма

10. К конституционным правам в России не относится:

1) свобода слова
2) свобода собраний
3) свобода действия
4) свобода совести

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) На протяжении веков менялось философское понима­ние свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человече­ской мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологиче­ского подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. (Г) Сто­ронники этико-психологического подхода рассматривают сво­боду как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «свобода».
Государство, воля, осознанная необходимость, независи­мость, ответственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное понятие.

__________ — это способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами, целями, осуществлять на­меченный выбор в рамках конкретных условий, ответст­венности и сознательности.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В __________ (А) экзистенциализма большое место занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор __________ (Б) одной из бесчисленных __________ (В). Вопрос о свободе превращён экзистенциалистами в чисто этическую проблему и свобода понимается ими в духе крайнего __________ (Г), как __________ (Д) личности от __________ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) личность
2) философия
3) индивидуализм
4) общество
5) свобода
6) коллектив
7) возможности

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Соци­альные нормы как ограничитель свободы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, рас­кройте его смысл, обозначив при необходимости разные ас­пекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспек­тов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие по­нятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1) «Бороться за свободу законным образом можно только в том случае, если ей уже обладаешь» (Т. Котарбиньский).
2) «Для свободы все высоты достигаемы» (М. Горький).
3) «Свобода — это ответственность. Вот почему её все так боятся» (Дж. Б. Шоу).

Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-1
6-1
7-4
8-2
9-4
10-3
Часть 2
1. 1222
2. государство
3. свобода
4. 217354

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Свобода воли Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше Мы должны верить в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Свобода торговли Свобода торговли, см. Фритредерство.

Из книги автора

СВОБОДА Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у

Из книги автора

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и

Из книги автора

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле

Из книги автора

3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений

Из книги автора

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги автора

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,



Статьи по теме: