«Любовь к родной деревне в творчестве Рубцова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

по дисциплине «Литература»

«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

060501Сестринское дело, естественнонаучный профиль

Шентала, 2014 г.

ОДОБРЕНА

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК « Общих гуманитарных, социально-экономических,

естественнонаучных и математических дисциплин»

Протокол № ________ от

«____»______________201___г.

Председатель ЦМК___________

М.Б. Мутыгуллина

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 «Сестринское дело»

Зам. директора по УР

«____»____________201___ г.

Е.В. Курганская

Составитель: Трофимова Оксана Ивановна

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

Организационная форма :

Цели и задачи:

-образовательная:

-развивающая:

-воспитательная:

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Место проведения: аудитория.

Средства обучения

Средства контроля:

Методы проведения:

План проведения теоретического занятия

Это были стихии. Это были стихи!

Просто были стихи…но какие!-

Отмывалась душа. Отпускались грехи.

Это вечная боль по России.

А.Борычев

Название

Описание

Цель

Время

1

Организационные вопросы.

Добрый день дорогие студенты!

(Отметка присутствующих и формы одежды. )

Подготовить студентов к работе.

2 мин

2

Вводное слово преподавателя.

Чтобы настроиться на восприятие темы, для начала посмотрите на слайд и прочтите два стихотворения, посвященные Н.М.Рубцову. \ Презентация слайд

Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать? (Ответы студентов).

Посмотрите на слайд . Какую мысль здесь хочет до нас донести автор? (Ответы студентов).

- Поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности. \ Приложение 1.

Мобилизовать внимание на работу во время занятия. Способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.

15мин

3

Учебная ситуация.

-Обратите внимание на эпиграф урока «…отмывалась душа…» – это о творениях поэта Николая Рубцова. Читая сегодня его стихотворения, постараемся постигнуть их красоту, лиричность, любовь к родному краю. Откроем вместе с вами мир поэзии поэта. Запишите в тетрадь тему нашей встречи с Николаем Рубцовым и эпиграф.

Развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции.

4 мин

4

Изучение нового материала по творчеству Н.Рубцова.

Далее мы познакомимся с биографией поэта. Затем подробно остановимся на теме Родины и природы в лирике Рубцова, проведем в группах анализ стихотворений поэта. А в конце занятия выполним небольшую проверочную работу в виде теста.

- 1. Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов \ Приложение 2 .(Презентация слайды)

-2. Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова \Приложение 3 .(Презентация слайд)

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.

35 мин

5

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа студентов .

А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.

25 мин

6

Контроль знаний полученных на занятии.

Для определения степени усвоения вами пройденного материала я раздам небольшую проверочную работу в виде теста на 3-5 минут. \ Приложение 5.

Каждый студент получает лист с тестом и проставляет ответы.

Пока студенты выполняют задание, звучат песни на стихи Н.Рубцова.

Способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.

5 мин

7

Подведение итогов. Домашнее задание.

Наше занятие, посвященное творчеству Н.Рубцова, подходит к концу. Сегодня мы познакомились с биографией поэта, определили главные особенности темы Родины и природы в творчестве поэта. Ну и, конечно же, читали и анализировали стихотворения Рубцова.

Рефлексия:

- Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас в наш стремительный век?

Слушая и анализируя стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?

(Ответы студентов)

Домашнее задание: проанализировать и выучить одно стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло»

Обобщение полученных на занятии знаний.

Объяснение домашнего задания на последующее занятие.

3мин

СПИСОК

    http://images.yandex.ru/

Методическая разработка теоретического занятия для студента

Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

Организационная форма :

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная:

    познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.

    совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики.

    способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.

-развивающая:

    стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.

    развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление.

-воспитательная:

    воспитывать коммуникативные способности.

    способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Место проведения: аудитория.

Средства обучения : технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, тексты произведений Н.М. Рубцова, мультимедиа, звукозаписи.

Средства контроля: устный опрос, индивидуальные задания на карточках.

Методы проведения: Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные задания).

Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Самостоятельная работа студентов

А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.

1.Анализ стихотворений Н.М. Рубцова «Березы» и «Видение на холме».

Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.

25 мин

Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Истоки информации

Цель деятельности

Вопросы самоконтроля

    Изучить лекционный материал.

    Выучить и проанализировать стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло»

Лекционный материал, интернет источники, учебник Литературы.

Закрепление и систематизация знаний.

Ответить на вопросы, запомнить основные понятия и художественное своеобразие поэта.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА

    Кожинов В. Николай Рубцов. К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова [Текст] / В. Кожинов // Литература в школе. – 2006. - № 2. С. 2.

    Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин [Текст] / Л.Д. Назарова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

    Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников [Текст] / Н.М. Рубцов. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 608 с.

    http://images.yandex.ru/

Приложение 1

Слайд

Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи… но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.

Это были не рифмы, а рифы, на них
Разбивались бесчувствия шхуны.
Вот таков и бывает он, подлинный стих.
Вот такие звенящие струны!

Кто осмелится после ещё написать –
Это будет подобье подобий.
Устреми мысль и чувства под небеса –
Не получится; даже не пробуй!

Только чистый простор непробуженных строк, –
Он всё манит тебя, он всё манит.
Кто же, кто преподаст тебе новый урок
В этом горестном жизни тумане?
Борычев Алексей Леонтьевич

Памяти Н. Рубцова
Жил человек с бессонною душой.
Она тревожных глаз не закрывала,
Ей собственного счастья было мало,
Когда несчастлив кто-то был другой.

Жил человек, ценитель старины.
Преданий русских, свадеб, песнопенья.
В нём жизнь сама рождала те творенья,
Что пахли духом поля и сосны.

И в том неброском северном краю
Ему в любви и верности он клялся,
Где родился и где в земле остался,
Его стихи читают и поют.
А. Иванов

Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать?

Возможные ответы студентов : поэт, оставивший о себе память, свято хранивший традиции предков, человек чести, совести. Это патриот, гражданин. Его любили. Он очень пропускал через своё сердце боль за Россию. Его стихи облагораживали человека, очищали душу.

Преподаватель: А это стихотворение поэта, о котором вы так много сказали добрых слов. Не правда ли, оно подтверждает ваши мысли и строчки стихотворений А.Иванова и А. Борычева.

Слайд

До конца
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
Строгим сельсоветом.
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
1969 г.

-Какую мысль здесь хочет до нас донести автор?

Я клянусь:
Душа моя чиста.

Возможный ответ студентов : Для русских писателей характерно острое чувство нравственной ответственности за судьбы и страдания людей, пронизывающее не только творчество, но и личную жизнь писателей. Они были и остаются совестью народа. Не потому ли так недолог жизненный путь многих русских поэтов и писателей: их сердца надрываются от боли, боли за нас. Можем ли мы оставаться равнодушными?

Преподаватель : Да, он и был именно таким, поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности.

Приложение 2

Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов)

Преподаватель: Запишите в тетради: «Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)» . Как видим, Николай Михайлович прожил недолгую жизнь. Всего 35 лет. Но в этой недолгой жизни было много разных событий. Давайте познакомимся с биографией поэта. Слушая сообщение, пожалуйста, обратите внимание, каких событий было больше в жизни поэта: грустных или радостных?

Слайд

Студент 1

Детство. Николай Михайлович Рубцов – поэт, родился 3 января 1936 года. «Николай Рубцов родился городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его отец-Михаил Андрианович – работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать – Александра Михайловна – была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. На момент рождения Николай был пятым, самым младшим ребенком в семье (чуть позже родится еще один мальчик – Борис). Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии. Проработал он там чуть больше года, после чего в июне 1942 года его призвали на фронт. Дело, в общем, для военного времени обычное, однако незадолго до отправки Рубцова-старшего в его семье случилась беда: умерла жена. Так как оставить четверых детей без взрослой опеки (к тому времени дочери Рая и Надежда умерли после болезни) отец никак не мог, он вызвал к себе свою сестру Софью Андриановну. Та приехала в Вологду, однако взять всех детей отказалась. Поэтому с ней уехала лишь старшая из дочерей – Галина, а младшие были разбросаны кто куда. Альберт был отдан в ФЗУ, а Николай и Борис отправились в Красковский дошкольный детдом. Пятьдесят граммов хлеба да тарелка бульона – вот и весь тогдашний рацион детдомовцев. Иногда детишки ухитрялись воровать на воле турнепс и пекли его на кострах. И хотя всем обитателям детдома жилось несладко, однако Коле Рубцову особенно. Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестер, и вдруг – полное одиночество. Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими отправили в Тотьму. Так оборвалась последняя ниточка, связывавшая мальчика с родными. Единственным лучиком света тогда для 7-летнего Коли была надежда на то, что с фронта вернется отец и заберет его обратно домой. Но и этой мечте мальчика не суждено было сбыться. Его отец отказался от него.

Между тем среди детдомовцев Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение.

Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.

Об этих днях сам Рубцов писал позднее так:

Вот говорят, что скуден был паек
Что были ночи с холодом, с тоскою, –
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонек.
До слез теперь любимые места!
И там, в глуши, под крышею детдома,
Для нас звучало как-то незнакомо,
Нас оскорбляло слово «сирота».

Слайд Студент 2

Путёвка в жизнь. В июне 1950 года Николай Рубцов закончил семилетку и, едва получив диплом, покинул стены ставшего ему родным детдома. Его путь лежал в Ригу, в мореходное училище, о поступлении в которое он мечтал все последние годы своего пребывания в детском доме. Он преисполнен самых радужных надежд и ожиданий”. Но документов у него в мореходное училище не приняли, ссылаясь на возраст. Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Но были и минуты счастья. В 1963 году Николай Рубцов обзавелся семьей в селе Никольском и, приезжая сюда, шел вдоль посада над рекой, стараясь еще издали увидеть избушку, где его ждали.

Изба небольшая, с пологой крышей и крохотными оконцами, одно из которых смотрит на реку Толшму. Рядом соседние дома и серые заборы, местами изрядно покосившиеся, кое-где подновленные, а то и попросту изгороди ершатся кольями. А позади избушки черемуха, грядки огорода и тропка под ними, по которой можно выйти к лесу…

Много раз этой тропкой хаживал Николай – на речку, в лес за рыжиками или волнушками, на покос. Летом 1964 года, еще не зная, видимо, об исключении из института, жил Николай Рубцов у себя в деревне, занимаясь обычными делами, зазывал к себе в гости друзей.

После исключения из Литературного института Николай Рубцов в глухой вологодской деревне пишет стихотворение «Душа», напечатанное лишь после его смерти:

За годом год уносится навек,
Покоем веют старческие нравы, –
На смертном ложе гаснет человек
В лучах довольства полного и славы!
Последний день уносится навек…
Он слезы льет, он требует участья,
Но поздно понял важный человек,
Что создал в жизни ложный облик счастья!

Преподаватель: Горько, ребята, слышать эти строчки. Очень рано ушёл из жизни этот замечательный человек, но оставил после себя свет поэзии. Относительная известность пришла к Николаю Рубцову ещё при жизни. Творчество его ценили, к слову его прислушивались, строчки из его стихов цитировали сплошь и рядом. Но по-настоящему масштаб его самобытного таланта признали, как водится, только после его смерти. Окунёмся же и мы с вами в мир поэзии Николая Рубцова.

Приложение 3

Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова

Преподаватель: Скажите, каких событий в жизни поэта было больше – грустных или радостных?..

Возможные ответы студентов: Грустных событий больше.

Преподаватель: Да, к сожалению, больше грустных событий. Вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: заметили ли вы в стихотворениях поэта преобладание каких-то чувств, настроений?..

Возможные ответы студентов: Чувства грусти и печали, тоска по родине, детству.

Преподаватель: Да. Лирический герой очень близок самому автору. Стихотворения поэта биографичны. Отсюда и присутствие в них, как и в жизни поэта, грустных интонаций, мотивов грусти и печали. Но грусть, тоска отходят на второй план, становятся светлее, когда поэт говорит о природе, о дорогой ему родине. Самые прекрасные стихи поэта посвящены Родине, России, русской природе. Именно им он признается в своей искренней любви.

Слайд

Деревенский пейзаж

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!

Преподаватель: Не правда ли, великолепные слова! Великолепные стихи! Тема Родины и природы в лирике Рубцова самая обширная, самая интересная, самая удивительная. Запишите в тетради: «Тема Родины и природы в лирике поэта» . «Тихая родина» - эпитет, взятый из стихотворения поэта. Как вы думает, какой смысл вкладывал в слово «тихая» поэт?

Возможные ответы студентов : родина, где нет шума, где на самом деле тихо, уютно, где все родное, близкое. Где не надо никуда торопиться, где можно спокойно любоваться красотой природы. Скорее всего, это деревенская родина.

Преподаватель: Интересные замечания. А теперь давайте посмотрим, что же сам поэт говорит о «тихой родине» в своем стихотворении? Стихотворение так и называется - «Тихая моя родина». Послушайте, пожалуйста, это стихотворение и подумайте, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?

Слайд

Рубцов на фоне пейзажа.

(Студенты слушают стихотворение.)

Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Преподаватель: Итак, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?

Возможный ответ студентов : тема детства.

Преподаватель: Да, тема детства. И это неслучайно. Мы говорили с вами, что у Рубцова стихи очень автобиографичны. Поэт рассказывает в стихотворении «Тихая моя родина» о Вологодском крае, в котором прошло его детство. Вопрос: вы обратили внимание, как описывает этот край поэт, с какими интонациями?..

Возможные ответы студентов : с нежными интонациями, с любовью.

Преподаватель: Даже спустя годы он смотрит на свой родной край и на свою родину как будто тем же детским взглядом. Писатель В.П. Астафьев в своих воспоминаниях о поэте говорит о необыкновенной детскости, непосредственности Рубцова, которая наиболее ярко проявлялась в общении поэта с природой. Именно с природой, а не с людьми. Как вы думает почему?

Возможные ответы студентов : люди не понимали тонкой души поэта, он казался им непонятным и чужим.

Преподаватель: Да, безусловно, во все времена поэт казался человеком странным, непохожим на всех остальных. Таким был и Рубцов. Мотив одиночества часто сквозит в его произведениях.

Вернемся к стихотворению. Скажите, какой пейзаж изображен в этом произведении – городской или деревенский?..

Возможные ответы студентов: деревенский.

Преподаватель: Да, деревенский. Деревенский, а также сельский пейзаж преобладают в поэзии Рубцова. Описание городского пейзажа редко встретишь у поэта. Как вы думаете, почему?..

Возможные ответы студентов: в деревне, на селе было лучше поэту, там люди добрее, искреннее.

Преподаватель: Верно. Следующий вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: а на что обращает внимание в деревне, на селе лирический герой Рубцова в данном стихотворении и в других стихотворениях тоже?

Возможные ответы студентов на избы, на деревья, на церкви, на дорогу, на простых людей

Преподаватель: Да. Скажите, пожалуйста, а всё ли восхищает поэта в родном краю? Может быть, его что-то огорчает?.. В частности, в стихотворении «Тихая моя родина»…

Возможные ответы студентов: купол церкви зарос травой, тина и болото там, где была река. Молодые уезжают из деревни в город, села и деревни заброшены, церкви разрушены.

Преподаватель: Да, поэта огорчает, что деревни стали заброшенными, что храмы разрушены, что люди, подчас, не берегут свою природу – не берегут своё «божество».

Слайд

Фотография деревенского пейзажа

Преподаватель читает отрывок из стихотворения :

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей –

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная синяя птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…

Отчизна и воля – останься, моё божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие воды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!..

Преподаватель: Великолепные строчки, неправда ли?.. Поделитесь, пожалуйста, как вы восприняли этот отрывок из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» , какие у вас оно вызвало чувства?

Возможные ответы студентов: Чувства печали и грусти и в тоже время гордости и восхищения.

Преподаватель: Спасибо. Итак, мы вместе с вами уже коснулись некоторых особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова. Давайте их теперь четко сформулируем и запишем в тетради.

Сдайд

Главные особенности темы:

- искреннее восхищение природой;

- преобладание деревенских, сельских пейзажей,

- часто упоминаются храм (церковь), цветы (ромашки), деревья (береза и сосна);

- присутствуют как мотив грусти, так и радостные мотивы, которые преобладают;

- присутствуют христианские мотивы.

Приложение 4

Практическая часть

Преподаватель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы.Ваша задача – в течение 10-15 минут проанализировать стихотворение. Вы должны определить, каковы основные особенности темы Родины и природы в стихотворении и в чем заключается, по вашему мнению, основная идея стихотворения. Помните, он касается художественного стиля речи и изобразительно-выразительных средств художественной речи. В помощь я вам даю карточки-информаторы, в которых присутствует информация об основных изобразительно-выразительных средствах художественной речи.

Н.М. Рубцов «Березы»

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождём шумел, как улей,

Вот такой же поздний листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

(1957)

Задание:

    Определить основные особенности изображения темы Родины и природы в стихотворении:

На что обращает внимание лирический герой;

Какие краски использует поэт,

Какое настроение преобладает;

Какие используются изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

    Определить, в чём заключается основная идея произведения.

Н.М. Рубцов «Видение на холме»

Взбегу на холм

и упаду

в траву,

И древностью повеет вдруг из дола.

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь - куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы -

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России...

Кресты, кресты...

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они - и где-то у осин

Подхватит это медленное ржанье,

И надо мной -

бессмертных звёзд Руси,

Высоких звезд покойное мерцанье...

1960

Задание:

    О чем это стихотворение?

    Как меняются картины в каждой из строф? Какие строки создают в первой строфе тягостное состояние? А во второй? В третьей?

    Какой прием лежит в основе стихотворения?

    Как вы понимаете строки: “Россия, Русь! Храни себя, храни!”

Студенты анализируют стихотворение по предложенным заданиям. В качестве фона звучит тихая оркестровая музыка. После кто-нибудь выступает со своим анализом. Остальные слушают и добавляют свои мысли по поводу анализа.

Затем преподаватель подводит итог проделанной работе.

Преподаватель: Итак, мы смогли проанализировать подробно два стихотворения. Как вы думаете, есть ли что-то общее между этими стихотворениями относительно изобразительно-выразительных средств, особенностей изображения темы Родины и природы?..

Возможный ответ студентов: В них преобладают метафоры, олицетворения и эпитеты, описывается русская природа, русская деревня, звучит искренняя любовь к России…

Приложение 5

Проверочная работа по лирике Н.М. Рубцова (тест)

1. Основными темами лирики Рубцова были (найдите лишнее):

а) тема любви;

б) тема Родины и природы;

в) тема войны;

2. Какой край описывает Рубцов чаще всего в своих стихотворениях:

а) Костромской;

б) Вологодский;

в) Алтайский;

3. Какие герои чаще всего встречаются в стихах о Родине:

а) простые деревенские жители;

б) поэты;

в) моряки.

4. Какие мотивы преобладают у поэта при описании летней природы:

а) мотив грусти, тоски;

б) радостные мотивы;

в) мотив одиночества.

5. Определите вид тропа:

1) Эх, Русь, Россия !

Что звону мало?

Что загрустила ?

Что задремала ?

2) Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую…

3) Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть .

4) Осень кончилась – сильный ветер

Заметает её следы!

И болотная плёнка воды

Замерзает при звёздном свете.

а) метафора;

б) эпитет;

в) олицетворение;

г) сравнение.

Приложение 6

Подведение итогов урока, рефлексия

Преподаватель: Ребята, слушая стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь их связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?

Возможный ответ студентов : Ф. Тютчева, Сергея Есенина.

Преподаватель: Рубцов очень любил стихи Есенина, восторгался его поэзией. Заступничество его за имя С. Есенина послужило поводом для отчисления из института. Оратор, выступавший перед студентами, стал перечислять имена знаменитых поэтов, не назвал Есенина. Рубцов закричал: «Где Есенин?». Был схвачен за шиворот рьяным администратором. Потом это расценили как драку. Николай Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин» писал:

Да, недолго смотрел он на
Русь голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была… Да не эта.

Вёрсты все потрясённой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я чего-нибудь значу.

И по жизни было какое-то сходство. Оба родом из деревни, писали «деревенские» стихи. Оба поэта были обделены родительской лаской (Н. Рубцов рос в детдоме, С. Есенин – в доме деда по матери). Семейная жизнь обоих поэтов оставляла желать лучшего. Жизненный путь был короткий (Н. Рубцов прожил 35 лет, С. Есенин – 30), а смерть – безвременной и трагической. Самое же главное то, что оба поэта были удивительно лиричны и понятны народу. Здесь же можно говорить и о преемственности русской литературы. Хотя у каждого поэта, писателя свой путь, своё миропонимание, свой неповторимый стиль.

Жизнь Рубцова была горькой и тяжелой, а вот стихи – добрыми и светлыми. От света поэзии Рубцова «в горнице моей светло», светло в душе.

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», - писал поэт в стихотворении «Весна на море». И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов - во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях - прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них - и биография самого поэта.

«Стихи пытался писать еще в детстве», - говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

Вечно в движении, вечно волна,

(Шумны просторы морские), -

Лишь человеку покорна она,

Сила суровой стихии.

К морю нельзя равнодушным быть...

Если, настойчиво споря,

Ты говоришь: «Не Могу любить!» -

Значит, боишься моря.

С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И разлюбив всю эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть, -

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась.

И вокруг любви непобедимой

К селам, к соснам, к ягодам

Руси Жизнь моя вращается незримо,

Как земля вокруг своей оси, -

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства - воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:

В горьких невзгодах прошедшего дня

Было порой невмочь.

Только одна и утешит меня -

Ночь, черная ночь.

Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния.

Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души - это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», - удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству - в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»:

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоешь,

Любая тема -

Поля или моря,

И тема гор -

Все это будет ложь!

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой. И потому тема внутреннего мира человека, так же как и темы родины и природы, прозвучала в его творчестве так волнующе, так искренне, на самой пронзительной и высокой ноте. Невероятно разнообразен и насыщен поэтический мир Н. М. Рубцова. Рисовал поэт и картины быта, и настроения людей, передавал радость и печаль, мечты и разочарования, счастье и горе. И при этом всегда его произведения отличались сложностью и глубиной содержания, совершенством и простотой формы, богатством и искренностью чувств. Благодаря всем этим особенностям его поэзию невозможно читать без искренней симпатии и увлечения.

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Ich mag sehr, wenn leis die Birken rauschen,

wenn das Laub sich von den Birken trennt.

Und die Tränen steigen mir beim Lauschen

in den Blick, der Tränen kaum noch kennt.

Alles kommt mir ins Gedächtnis wieder

und erklingt im Herzen und im Blut.

Froh und traurig stimmen mich die Lieder,

wie es sonst ein Liebeslied nur tut.

Aber öfters siegen Prosawerke,

so als bliesen Stürme, trüb und trist.

Denn es rauscht auch eine solche Birke,

wo mein Mütterlein begraben ist.

Unser Vater ist im Krieg geblieben.

Und im Dorfe rauschte überall

damals auch, vom nassen Wind getrieben,

solch ein gelber Birkenblätterfall...

Heimatland, ich mag dein Birkenrauschen!

Seit der Kindheit ist es mir präsent.

Deshalb steigen Tränen mir beim Lauschen

in den Blick, der Tränen kaum noch kennt...

В МИНУТЫ МУЗЫКИ

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -

Попробуй их останови! -

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.

AT MOMENTS OF MUSIC

At moments of so sad an air

When for a yellow shore I wish

A lady"s voice bids, "May you fare

Well" as impulsive birch trees swish;

Below the gray sky, first are snows

To lie on fields where flames have lain,

The sunless, faithless flyway goes

For many a snow driven crane...

It"s been long since my soul was all in

To range through bygone love and sprees,

Long since it"s time I saw this palling

With too much love for ghosts I"m seized.

But after all in mean abodes -

To stop these short is hard enough -

The violins in swapping modes

Wail for the yellow shore, for love.

It"s under the low sky where I

Still see the yellow shoreline squish,

Voice dear enough to make me cry,

And those impulsive birch trees swish.

This farewell hour will wind up ne"er,

Of time, there"s nothing to be heard...

At moments of so sad an air

Pray do say nothing; mum"s the word

Росла красивой,

Росла высокой,

Ее сломили –

Она засохла.

Ее сломили

Зимой, по насту.

Ручьи будили:

«Вставай и здравствуй!» –

Будили ветры,

Будили птицы,

Но мертвых веток

Не добудиться...

А пень остался,

И птиц услышал,

И догадался,

Что жив и дышит.

Тянул, как брагу,

Он все упорней

Живую влагу

В живые корни.

Но сок пьянящий,

Не нужный стеблю,

Едва поднявшись,

Течет на землю...

Я припадаю

К пеньку губами,

Я обнимаю

Пенек руками,

И пью, как брагу,

Скрывая слезы,

Родную влагу

Родной березы.

Я знаю горе,

Я горю внемлю,

Живи же, корень,

Я буду стеблем!

Я – продолженье

Твое живое,

Твое цветенье

С твоей листвою,

И все, что гибнет

Во мне и вянет,

Твой сок поднимет,

Спасет, распрямит...

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

СЕВЕРНАЯ БЕРЕЗА

Есть на севере береза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

На морские перекрестки

В голубой дрожащей мгле

Смотрит пристально березка,

Чуть качаясь на скале.

Так ей хочется “Счастливо!”

Прошептать судам вослед

Но в просторе молчаливом

Кораблей все нет и нет...

Спят морские перекрестки,

Лишь прибой гремит во мгле.

Грустно маленькой березке

На обветренной скале.

Цели урока:

введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;

анализ поэтического текста “Звезда полей”;

активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;

пробудить интерес к творчеству поэта;

воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация.

Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста

Тип урока: изучение нового материала.

Эпиграфы к уроку. (до времени скрыты)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев)

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Настрой. Введение в тему урока.

Вы знаете, о творчестве какого поэта у нас сегодня состоится разговор: к уроку вы знакомились с биографическими материалами стендов кабинета, учили наизусть стихотворение.

В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...” «Многие зачины Рубцова – это как бы предельно краткие стихотворения, подчас замечательные уже сами по себе».

Прочитайте первую строчку стихотворения, подготовленного на урок. (несколько учащихся)

Сделайте вывод: какую тему в творчестве Рубцова мы будем рассматривать сегодня? (тема природы и родины)

Н. Рубцов родился в Емецке. Но духовной родиной всю жизнь считал Николу, Никольское – село, затерявшееся в глубине Вологодского края. Сюда он возвращался много раз, здесь созданы многие его лирические шедевры, посвященные природе и родине.

Видеофильм «Поэт Н. Рубцов». гл. «Никола» ( около 8 минут: 38м. – 45 м. 30 с.)

Несколько стихотворений, посвященных Николе и северной природе, прозвучало в фильме. А сейчас, в продолжение разговора, прослушайте литературно-музыкальную композицию, ведущими которой будут участники Рубцовского клуба.

Композиция «Мир природы в лирике Рубцова» (около 12 минут)

Аналитическая работа со стихотворением «Северная береза»

    Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

    Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение Рубцова. Но для начала надо провести аналитическую работу и определить, какое из трех стихотворений принадлежит Рубцову? Чтобы решить эту задачу, надо вчитаться в стихотворения, найти в одном из них черты биографичности, переклички с судьбой поэта. (около 5 минут)

(Предлагаются стихотворения: Н. Рубцов «Северная береза», О. Фокина «Береза», С. Есенин «Береза».)

Черты биографичности: в названии слово северная, одиночество березы, море, всегда тянувшее к себе поэта.

    Групповая работа. (группы с условными названиями) – около 5 минут

Идеологи: чувства, настроение и идея стихотворения;

Эстеты: поиск ИВС в стихотворении (черные ветви, дрожащая мгла, молчаливый простор – холод и пустота; березка смотрит, хочет прошептать, березке грустно; спят перекрестки – метафора)

Акустики: звукопись и цветопись; (р – грохот прибоя, дрожь березки; цвета мало: Рубцов больше использовал свет, чем цвет)

Ритмики: рифма и размер; (перекрестная; двусложный, хорей)

В случае затруднения группы могут обратиться за помощью к эксперту (ученику, который заранее знал и выполнил анализ этого стихотворения с помощью учителя).

    Озвучивание результатов своих работ. (около 5-7 минут)

    Выразите свое отношение к стихотворению. (несколько человек)

Известность лирики Рубцова за рубежом.

Если позволяет время – слушаем часть стихотворений Рубцова (или целиком), переведенных на английский и немецкий языки, в которых упоминается березка.(Стихотворения читаю учащиеся класса.)

«В минуты музыки» - на английском; «Березы» - немецком.

Д/З. составить синквейн: береза; Рубцов (на выбор).

Идеологи

Эстеты

Эстеты

Акустики

Акустики

Ритмики

Корелина Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№29"
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангелькая область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 6 классе
Тема: Региональное содержание в преподавании литературы"Чувство Родины" в стихотворении Н.М.Рубцова "Звезда полей"
Дата публикации: 01.02.2018
Раздел: среднее образование

Региональное содержание в преподавании литературы.

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема: «Чувство Родины» в стихотворении Н.М Рубцов «Звезда полей».

Цели урока: способствовать развитию у обучающихся умение раскрывать идейное

анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать

выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности обучающихся в учебной

деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор,

осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний, знакомство с

поэтом – земляком (региональное содержание).

Задачи:

Обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять

художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла

через «работу» средств выразительности;

Развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки

выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей

учащихся.

Воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому

на земле, к поэтическому слову.

Оборудование: Тексты стихотворений, портреты Николая Рубцова на фоне родных

просторов, в деревенском доме (Е. Соколова «В минуты музыки Поэт»1986г.), В Корбакова

«Голубые сумерки. Николай Рубцов» 1983) таблицы «Средства художественной

выразительности» на каждого участника, заготовки-раскраски «Зимняя, летняя ночь в

деревне, городе», цветные карандаши, аудиозаписи: стихотворение «Звезда полей» в

исполнении В.Астраханцева, Ф. Шопен Вальс си-минор, аудиозаписи романс «В горнице

моей светло», биографическая справка о поэте на партах.

Ход урока

1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки (Ф. Шопен. Вальс си-

минор) звучит слово учителя.

1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек.

Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в

дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что,

конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный

кабинет…

С каждой избою и тучей,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза

смотрели на меня пытливо и настороженно.

Как вас зовут?

Николай Михайлович Рубцов.

Сегодня нам предстоит встреча с этим замечательным поэтом и его творением –

стихотворением «Звезда полей».

- Целеполагание.

- Ребята, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы? (о жизни поэта, что

такое «чувство родины», что есть звезда полей для Рубцова?, с помощью каких

средств выразительности поэт признаётся в своих чувствах)

- к концу урока мы должны:

знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;

уметь: определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые

слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.

2. Ребята, на партах вашему вниманию предложена историческая справка о Н.М.

Рубцове, познакомьтесь, подготовьтесь к устному опросу.

умерла мать.

теплым словом.

было всего 14.

гармошку или гитару.

Беломорье - суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший

Михаила Ломоносова - российского Леонардо да Винчи, давший прекрасных писателей и

поэтов - Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова.

Война разрушила все. Отец - с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и

умерла мать.

С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского

района. Эти «любимые места»- родную «деревню Николу» поэт всю жизнь вспоминал

теплым словом.

В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить

детскую мечту - стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. А

какой это год - 50-ый! В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в

чужом городе - что он тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу - одному

богу известно! В мореходку его не приняли - нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему

было всего 14.

А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию.

По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он

начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою

моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую

гармошку или гитару.

Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет. Его называли Есениным 60-х.

Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию

недооценивали, считали есенинскими перепевами («Что вы меня в подпасках-то у Есенина

держите?»).Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани,

был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову - уже в 1985 году,

через 14 лет! А тем временем ширится, растет посмертная слава поэта. Более 130 песен

уже написано на его стихи, о нем снимают фильмы, хлынул поток воспоминаний.

Вопросы классу

Что вы узнали о Рубцове?

Какой была его жизнь?

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Родина … произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами?

Ответы учащихся: дом, мама, речка, лес, друзья…

Это ваша родина . Моя родина – это семья, дети, родители, школа, страна…

4. Прослушаем стихотворение «Звезда полей» в исполнении В. Астраханцева.

5. Знаете ли Вы, как связано это стихотворение с биографией поэта?

В середине 1964 года поэт был отчислен из Литературного института. Осенью 1964 года

Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет

его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех

тревожных жителей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам.

«Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

6. Словарная работа

Ребята, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение»,

«угасать»?

Заледенелый - заледеневший, покрывшийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера,

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение,

коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

Ответьте на вопросы:

1. Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г).

2. К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия).

3. О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда,

просторами

4. Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения

возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли).

5. Что в приведенных строках символизирует звезда?

И сон окутал родину мою…

Звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для

каждого человека.

7. Творческая мастерская

Когда горит звезда?

Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.

2. Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

3. Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

4. Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта,

городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является

символом света,

душевного

спокойствия,

понятием

«Родина».)

5. Где же звезда «восходит ярче и полней»?

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.)

6. Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из

стихотворения. Лирический

испытывает

сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

8.Анализ средств выразительности.

Найдите в тексте стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые

Средства языковой

выразительности

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех

тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон

окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью; своим лучом

приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды

противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним

серебром…

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот

образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол

ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение

вечного источника тепла и света.

Сделайте вывод.

использует

различные

средства

художественной

выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас,

читателей)

9. Рефлексия. Что есть для Рубцова «звезда полей»? (Символ Родины). А стихотворение –

признание в любви.

Ребята, я вам предлагаю взять цветные карандаши, выбрать картинки – раскраски

«Звёздная ночь в городе, деревне», «оживить» их и зажечь свою звезду в ночном небе над

родными просторами. (работают в сопровождении романса «В горнице моей светло»).

10. Выставление и комментирование оценок, работы прикрепляют дети на доску.

Николай Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией - непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это - закономерность.
Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не “литературными фактами”, но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, - а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе - и потому были свободными от какой-либо литературщины.
Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость, преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин - в свое. То, что ощутил другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства - индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов - выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно - Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль “храни” перерастает здесь рамки личного и даже - отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше - ко всему живому на земле.
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами - она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова - не “тихая”, не камерная, не подходит она под определение “деревенской” поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
Мы рассмотрели вопрос, как тема Родины была отражена в поэзии Рубцова. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт.



Статьи по теме: