Почему зощенко назвал свой рассказ обезьяний язык. Тема: Внеклассное чтение. «Проблема чистоты русского языка в рассказе М. Зощенко «Обезьяний язык. Чему учил М. Зощенко
Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси - все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой - беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.
От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.
Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.
Началось дело с пустяков.
Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
Пленарное, - небрежно ответил сосед.
Ишь ты, - удивился первый, - то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. - Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался - только держись.
Да ну? - спросил сосед. - Неужели и кворум подобрался?
Ей-богу, - сказал второй.
И что же он, кворум-то этот?
Да ничего, - ответил сосед, несколько растерявшись. - Подобрался, и все тут.
Скажи на милость, - с огорчением покачал головой первый сосед. - С чего бы это он, а?
Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
Не всегда это, - возразил первый. - Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то - да, индустрия конкретно.
Конкретно фактически, - строго поправил второй.
Пожалуй, - согласился собеседник. - Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда…
Всегда, - коротко отрезал второй. - Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберешься…
Па трибуну взошел человек и махнул рукой. Все смолкло. Только соседи мои, несколько разгоряченные спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.
На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:
Это кто ж там такой вышедши?
Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.
Оратор простер руку вперед и начал речь.
И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами. Причем второй сосед строго поглядывал на первого, желая показать, что он все же был прав в только что законченном споре.
Трудно, товарищи, говорить по-русски!
Человек и государство в РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО « Обезьяний язык » 8 класс
Цель:
Знакомство с писателем-сатириком
М.М. Зощенко;
Обучение анализу текста;
Привитие уважительного отношения к родному языку.
- Цель: - знакомство с писателем-сатириком М.М. Зощенко; - обучение анализу текста; - привитие уважительного отношения к родному языку.
М. М. Зощенко – русский писатель-сатирик. Родился в 1895 году в семье художника в Петербурге. Учился в гимназии, университете на юридическом факультете.
В годы Первой мировой войны участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Демобилизовался из армии в чине штабс-капитана; был сапожником, актером, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.
Детство писателя
Родился 28.07. 1894
в Петербурге.
Был довольно замкнутым, серьёзным, честным ребёнком. Учился средне, но был очень чувствительный
Зощенко - военный
В 1915 году закончил Павловское военное училище и был направлен на фронт.
Этим воспоминаниям посвятил рассказы «Атака», «Полк в мешке»
Зощенко и революция
Я хотел увидеть новую Россию, не такую печальную… Я хотел, чтобы вокруг меня были здоровые цветущие люди…
Знакомство Зощенко с народной жизнью
«После демобилизации за 3 года я переменил 12 городов и 10 профессий. Я был милиционером, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом, секретарем суда, сапожником….»
Шаги Зощенко в литературу
«В 20-е годы я начал писать. Передо мной новый мир, новые люди, новая речь.
Я не собираюсь писать для читателей, которых нет. У народа иное представление о литературе»
Жизнь Зощенко была трудной. На похоронах (он умер в 1958 году) единственный читатель, которому дали выступить, сказал:
«Вы не только смешили,
вы учили нас жить …»
Чему учил М. Зощенко?
Рассказ Зощенко «Обезьяний язык»
Особенности жанра:
Сказ – повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказ помогает создать характер героя, делает повествование более достоверным.
О чем этот рассказ?
Зощенко умел и любил слушать живую жизнь различных слоев общества. Он отлично «подслушал» на собрании своеобразные выражения.
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица», ̶ говорил писатель.
Анализ текста
На какие слова, в первую очередь, мы обращаем внимание?
Пленарный, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, индустрия,
оратор, подсекция.
Выпишите толкования этих слов и составьте с каждым из них словосочетание или предложение.
Образ героя - рассказчика
Опишите героя – рассказчика. Каким он вам представляется?
Что определяет такую характеристику героя?
- Пленарный – полный, общительный, происходящий с участием
всего состава какой – либо организации.
Пленарное заседание.
- Кворум – установленное законом или уставом количество
присутствующих на собрании или на заседании
какого-либо органа, при котором их решения
являются правомерными.
- Перманентный – постоянный, непрерывный процесс.
- Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса на
собрании, в печати, в беседе; спор. Дискуссия на собрании.
- Президиум – группа лиц, избранных для руководства съездом,
собранием; руководящий орган какой-либо организации,
учреждения. Президиум собрания.
- Индустрия – промышленность. Легкая индустрия.
- Оратор – тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто обладает
даром произносить речи, красноречием.
Великолепный оратор.
Выпишите из текста словосочетания и
предложения с этими словами.
- Образец: – Это кто там вышедши?
– Это? Да это же президиум вышедши. Очень острый
мужчина. И оратор первейший.
Понимают ли собеседники значение слова президиум?
Не понимают
С чем ассоциируется слово президиум у героев рассказа?
С живым существом, лицом мужского пола.
Употребление слов в несвойственном им значении.
Что усиливает комизм ситуации?
Какой части речи слово «вышедши»? Правильно ли оно образовано?
Деепричастие выйдя
«Вышедши» ̶ разговорная форма. Слово с ошибкой
Найдите в тексте слова с ошибками.
Чем являются выражения «небось сунься», «хлопал ушами»?
Фразеологизмы разговорного стиля
Каламбур (фр. – «игра слов» – фигура, основан-ная на звуковом сходстве слов, совершенно различных по значению.
Найдите каламбуры в тексте рассказа.
Еще раз обратимся к названию рассказа.
Что значит «обезьяний язык»?
Язык, лишенный смысла: «конкретно фактически»
Что хотел показать нам писатель?
Бессмысленное подражание, казаться культурными
На самом деле это убогие люди, которые внешне
употребляют красивые фразы,
не понимая, что
обозначают эти слова, о чем могут поведать .
Поразмышляем над идеей рассказа
Какого разряда имя прилагательное использовано в названии «Обезьяний язык»?
Какая фраза обрамляет рассказ? В прямом или переносном значении её использует автор?
Используя смех, М. М. Зощенко не ставил перед собой цель высмеять людей, он
- предлагал им взглянуть на себя со стороны.
«Моя задача … при помощи смеха перестроить читателя, заставить его отказаться от тех или иных мещанских навыков », ̶
считал писатель-сатирик.
Актуален ли рассказ
в наши дни?
Обобщение
Сегодня другие, не менее убогие слова
зазвучали не только на улице.
Они становятся частью нашей культуры.
Неужели мы обречены говорить
на современном « обезьяньем» языке
о возвышенном и прекрасном,
о трагедии и боли, об озарении и радости?
Нет! Нам нужно слово, несущее Истину, Добро, Красоту.
Для этого и предстоит проникнуть в тайны Слова, в тайны замысла писателя,
в тайны красивой художественной речи.
Обезьяне же с ее языком это не под силу,
да ей это и не нужно.
«Нужно искоренить невежество, предрассудки, ограниченность».
Михаил Зощенко
Анализ рассказов М.Зощенко завершает изучение раздела «Сатира и юмор в литературе». Обращение к тематике и проблематике рассказов этого выдающегося писателя, исследование его поэтики потребует от семиклассников привлечения дополнительных знаний и умений. Данная статья поможет организовать самостоятельную работу школьников при подготовке к анализу рассказаМ.Зощенко «Обезьяний язык». Своими размышлениями о творчестве этого замечательного писателя с вами делится А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».
К вступительной части урока
Организация беседы после прочтения рассказа. Вопросы и задания – на слайдах.
М.М.Зощенко точно и емко назвал рассказ – «Обезьяний язык». Почему?
Действительно, новые слова, доселе неизвестные простому человеку, – общественно-политическая лексика – хлынули в разговорную речь после революции 1917 года. Чаще всего - это иноязычные слова (заимствованные). Голос толпы, голос улицы смешался с «надменными» («заграничными») словами, смысл которых был неясен, но привлекателен для нового человека новой эпохи своей неповторимой тайной.
Новому человеку хотелось и в своей речи «блестнуть» словечками, чтобы соответствовать новому времени – времени коренной ломки всего старого, привычного. Простому человеку казалось, что заимствованная лексика делает его более значительным, возвышенным.
Обезьянничество, по сути, - это слепое подражание кому-либо, копирование кого-либо.
- Тип повествования – сказ. Он ориентирован на современную живую монологическую речь рассказчика, вышедшего
- Рассказчик – простой человек, недалеко ушедший от своих героев-персонажей. Он «продукт» своей грандиозной эпохи. Недоволен засилием иностранных слов в речи, называет их «туманными», «надменными», т.е. он борец за чистоту языка.
- Сюжет рассказа.
- Сетование на то, что «трудный этот русский язык… Беда, какой трудный».
- Причина – огромное количество иностранных слов («До черта»)
- Во французском языке «все хорошо и понятно» («французские, натуральные, понятные слова»).
- Русская же речь «пересыпана словами с иностранным, туманным значением».
- Результат: «от этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы».
- Диалог соседей на собрании
- Рассказчик-повествователь утверждает, что разговор «очень умный и интеллигентный. Но он человек без высшего образования, понимал его с трудом и хлопал ушами».
- Выстраданная рассказчиком истина: «Трудно, товарищи, говорить по-русски!» - подводит итог наблюдений за диалогом соседей на собрании. Да и сложно в этой языковой пустоте что-нибудь понять.
- Две языковые стихии столкнулись в этом произведении:
- разговорная речь, просторечие
- книжная речь (официально-деловая) и общественно-политическая лексика. Сочетание разговорных слов с деловой лексикой (канцеляритом) и является основой для создания комической ситуации.
- Просторечия: «до черта», «сунься», «ихний», «хлопал ушами», «али», «небось», «из пустого в порожнее», «оттеда», «допущаю», «вышедши», «завсегда».
- Нарушение норм литературного языка создает невообразимый комический эффект («художественный образ ошибки»).
Рассказчик-повествователь
Описывая собрание соседей – знатоков мудреных иностранных слов, «проговаривается». Происходит его саморазоблачение.
Перед нами недалекий, весьма ограниченный человек, похожий на героев-персонажей, о которых он с восторгом рассказывает. Не блещет интеллектом, набрался поверхностных знаний. Косноязычный. Сам не прочь козырнуть каким-нибудь эдаким словцом, «немеет» перед трудностями русского языка, особенно связанными с заимствованиями. Оказывается под стрелами иронии автора
Герои-персонажи, суть которых раскрывается в диалоге.
Заседание пленарное будет, али как?
То-то я гляжу… как будто пленарное.
Сегодня сильно пленарное.
- Нарушены законы сочетаемости слов – это и создает комическую ситуацию. Слово «сильно» (очень) может сочетаться только с качественными прилагательными .
Неужели и кворум подобрался?
Подобрался и все тут.
С чего бы это он?
Вы небось не одобряете эти пленарные заседания. А мне они ближе… Все как-то выходит в них минимально по существу дня…
В последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям…
- Вы почувствовали, как звучит в этом диалоге «мерзкий канцелярит»?
Если посмотреть с точки зрения…
Вступить на точку зрения, то да – индустрия конкретно
Конкретно фактически …
- Синтаксическая незавершенность фразы не формирует мысль. Звонкая пустота. Диалог ни о чем.
Попытка блеснуть иностранными словами «туманного, надменного» свойства. Эти «речевые упражнения» указывают на желание «стать с веком наравне», показать свою образованность.
Тема рассказа – чудовищное лингвистическое невежество
Идея – человек, преодолевший хаос революций и разрушительную гражданскую войну, должен и имеет право на достойную жизнь.
Язык – отражение внутреннего мира человека. Великий русский язык не должен быть погребен эпохой разрушений. Он должен быть «по росту» новому человеку новой эпохи – эпохи созидания
М.М.Зощенко был убежден, что человек, переживший страшные годы революции и ужасы гражданской войны, достоин самого лучшего. В том числе, имеет право и обязанность говорить правильным, ясным, понятным, идущим от сердца, искренним, выстраданным языком. Сатирик верил в силу художественного слова, его исцеляющую силу. Не случайно М.Горький говорил о «социальной педагогике» его творчества. Язык – это знак культуры, это экология, это чудо и спасение.
«Приращение смысла»:
Великие о великом – о роли и значении языка
Во второй части статьи мы опубликуем материалы для организации самостоятельной работы с рассказом «Аристократка»
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».
Материал для подготовки к эссе по другим темам .
В произведениях 1920-х годов преимущественно в форме рассказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.
Обезьяний язык
рассказ
Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мерси, комси - всё, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой - беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением......................
Читает: Сергей Юрский
Юрский Сергей Юрьевич – российский актер театра и кино, сценарист, театральный режиссер. Премия "Кинотавр" в номинации "Главные призы в конкурсе "Фильмы для избранных" за 1991 год. Медаль Пушкина (2000, за исполнение роли Импровизатора в фильме "Маленькие трагедии")
Сергей Юрский родился в Ленинграде 16 марта 1935. В 1952-1955 учился на юридическом факультете Ленинградского университета. Окончил Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (1959, мастерская Л. Макарьева).
С 1957 – актер БДТ им. М. Горького в Ленинграде, с 1979 – актер и режиссер театра им. Моссовета в Москве. Режиссер театральных спектаклей и постановок. Создал уникальный театр одного актера. Чтец пятнадцати программ классических и современных авторов.
В 1992 организовал в Москве "АРТель АРТистов Сергея Юрского".
Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко (28 июля (9 августа) 1895, Полтава - 22 июля 1958, Ленинград) - русский советский писатель.
Начиная с августа 1943 года, в период расцвета славы Зощенко, в литературном периодическом журнале «Октябрь» была начата публикация первых глав повести «Перед восходом солнца». В ней писатель пытался разобраться в своей меланхолии и неврастении, основываясь на учениях З. Фрейда и И. Павлова. 14 августа 1946 года появилось Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором подверглись жесточайшей критике редакции обоих журналов «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе». Журналу «Звезда» запрещалось в дальнейшем печатать произведения писателя, а журнал «Ленинград» был вообще закрыт. Вслед за Постановлением на Зощенко и А. Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. О повести «Перед восходом солнца» в своем докладе он говорил: «В этой повести Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку, делая это с наслаждением, со смакованием…» Этот доклад послужил сигналом к травле и исключению Зощенко из Союза Писателей СССР. В 1946-1953 он главным образом занимался переводческой деятельностью без права подписи переведённых работ, а также подрабатывал сапожником.
В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Литературных мостках Волковского кладбища, где хоронили писателей, не разрешили. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.
В его последней квартире организован музей.
По произведениям М. М. Зощенко снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975) по рассказу и пьесам «Преступление и наказание», «Забавное приключение», «Свадебное происшествие».
Автор начинает свое повествование с того, что находится на каком-то заседании. Он сразу оговаривается, что у него нет высшего образования, поэтому считает себя новичком в собраниях подобного рода. Рядом с ним сидело несколько человек, которые вели высокоинтеллигентную беседу. Автор развесил уши и начал вслушиваться в то, о чем говорили его соседи.
Бородатый, не молодой мужчина начал свой разговор с вопроса, а пленарное ли это заседание, собеседник с умным видом ему ответил, что оно сильно пленарное, и что кворум тут подобрался просто невообразимый. Подобрался, и деться теперь некуда, и все тут. Упоминалась в их разговоре и «индустрия из пустого в порожнее», что-то было «минимально по существу», и кто-то из них относился к чему-то перманентно. Один из собеседников решил вступить «на точку зрения», но другой ему резко возразил, что это «конкретно фактически» и никак иначе. И «речей подсекция», в итоге, у них «заварилась минимально».
Автор слушал подобные речи и не понимал, о чем говорят с таким умным видом его соседи. Все эти слова с туманным значением, трепали нервы и воображение. Наконец, беседующих умников прервали замечанием, и на сцену поднялся президиум, «острый мужчина», который речи ведет исключительно по существу. Он произносил со сцены надменные иностранные слова, а двое соседей автора кивали головой, делая вид, что все понимают.
Автор в этом повествовании пытается научить людей говорить на русском языке, не используя непонятных иностранных слов для того, чтобы выглядеть умнее. Он говорит, что это делает людей смешными в глазах образованных, но скромных собеседников. Подобные употребления иностранных слов повсеместны, и их использование в ненадлежащем месте, без должного понимания только выставит человека глупцом.
Картинка или рисунок Обезьяний язык
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Зощенко История болезни
В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии
- Краткое содержание Записки из подполья Достоевского
- Краткое содержание Заболоцкий Хорошие сапоги
Произведение Заболоцкого Хорошие сапоги написано в стихах. Главная идея состоит в том, что сапожник шил очень хорошую обувь. А в деревне жил Карлуша, который все время ходил босым
- Краткое содержание Остаток дня Исигуро
Роман повествует об истории дворецкого по имени Стивенсон, который на протяжении всей своей карьеры служил лорду Дарлингтону. Стивенсон интересуется только работой, он практически ни с кем не общается.
- Краткое содержание Довлатов Наши
Произведение это автобиографично, даже более того, в нём автор рассказывает историю своих предков: деда, отца… Всего двенадцать рассказов, каждый посвящен одному родственнику, его жизненному пути.