Маяковский нате какие художественные средства. «Нате!» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – идея, лирический герой, метафоры, смысл. Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание героя Маяковского переустроить весь мир, всю Вселенную.
Стихотворение Маяковского «Нате!» (1913) – одно из самых ярких и характерных произведений раннего творчества поэта. Само название настраивает нас на эпатажный лад. Просторечное и грубое «Нате!», который герой бросает бездушной и пошлой публике, объясняет его отношение к ней. Герой, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на их понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Стихотворение «Нате!» имеет элементы конкретного сюжета. Лирический герой в каком-то заведении, может быть, в ресторане, читает жующей публике свои стихи. Он говорит с этими людьми с самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Эпитет «бесценных» подчеркивает значимость этих слов для лирического героя.
Почему он называет себя «мотом и транжиром?» Мне кажется, с одной стороны, потому, что герой осознает всю тщетность своих усилий раскрыться перед вечно жующими «жирными» мужчинами и женщинами. А с другой – эти определения указывают на силу и мощную энергию героя, который, не жалея себя, будет и дальше пытаться что-то сделать, изменить своим творчеством мир.
Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Яркое сравнение «смотрите устрицей из раковин вещей» помогает нам понять это.
В третьем четверостишии границы стихотворения начинают расширяться. Теперь герой оказывается один на один со всем враждебным ему миром, с толпой. Очень сильна и ярка метафора, которая характеризует эти отношения:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Калоши здесь являются очень точной деталью, характеризующей «сытую и пошлую публику». Для героя она «грязна», грязна прежде всего душой, потому что глуха ко всему прекрасному.
Далее картина разворачивается, усиливая свое воздействие. Эти люди в калошах превращаются в толпу, которая мощной стеной встает против лирического героя, не желая понимать и принимать его. Сравнение «ощетинит ножки стоглавая вошь» носит оценочный характер. В нем заключено отношение лирического героя в толпе, которая вызывает лишь омерзение.
Но лирический герой считает себя свободным от мнения этой толпы. С радостью и смехом он констатирует, что может в любой момент просто плюнуть в лицо всей этой публике. Что это значит? Мне кажется, Маяковский имеет в виду, что он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой может позволить себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
Завершается стихотворение повторением строки из первой строфы стихотворения. В ней герой еще раз повторяет, что он «бесценных слов транжир и мот». Таким образом, композицию «Нате!» можно считать кольцевой. Несмотря на все одиночество лирического героя, стихотворение это позитивно. Оно подчеркивает силу, свободу, яркость поэта, который будет «делать свое дело», несмотря ни на что.
Это произведение затрагивает традиционную для русской поэзии тему поэта и толпы, взаимоотношения поэта с народом. Решается эта тема в основном также классически, несмотря на все новаторство художественных средств. Поэт не понят толпой, отвергнут и осмеян ею. Но, в то же время, поэт взаимодействует с этой толпой, он противостоит ей, насмехается и эпатирует.

Казалось бы, стихотворение Маяковского «Нате» - это всего четыре строфы, девятнадцать строчек текста, но по ним можно сделать полноценный анализ художественного произведения. Давайте узнаем, как это сделать по всем правилам.

Оглядываясь назад

Сегодня, когда произведения Владимира Владимировича по праву считаются классическими и входят в школьную программу, мы имеем право анализировать его тексты не только как литературоведы, но и как психологи.

В 1913 году, когда было написано стихотворение «Нате», Маяковский отмечал лишь свой двадцатый день рождения. Его душа, как и у любого талантливого молодого человека, требует действий, переоценки ценностей обществом, стремится воздать всем по заслугам хотя бы в стихах. Поэт называет себя буйным, диким, что в действительности должно рассматриваться не столько в качестве агрессии физической, сколько словесной, направленной против несправедливости. Именно благодаря этим качествам поэт будет оценен новой властью - не идеальной, но новой, и потому воспетой Маяковским.

Пустота аристократии

Поэт убеждён: творчество воспринимается прослойкой псевдоаристократии как продукт питания. Они не хотят воспринимать глубинный смысл и имеют одно намерение - развлечь себя, слушая рифмованные фразы. Автор решает говорить прямо, без намёков, и делает так на протяжении всех лет работы, это видно и из анализа стихотворения Маяковского «Нате».

В будущем он назовёт себя «поэтом-пролетарием», будет воспевать развитие техники и движение общества к светлому будущему, борясь в то же время с теми, чьё сознание осталось в императорской России. Уже в раннем творчестве эта борьба принимает ярко выраженный характер.

Слова и слог

Стихи Маяковского - это выкрик, это слова, сказанные в рупор. Он говорит, будто забивает гвозди молотком: не просто так целые строфы его произведений составляют строки длиной в одно слово, сдвинутые табуляцией с целью восприятия читателем ритма и размера.

Упомяните в анализе стихотворения Маяковского «Нате» и выбор слов: «раковины вещей», «грубый гунн», «обрюзгший жир». Является ли такая лексика типичной для поэта? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти слова, а не какие-либо другие?

Обратите внимание на фонетическую составляющую, рифмы. Маяковский часто прибегает к аллитерации - повторению одних наборов согласных в разных словах. Более того, манеру поэта рифмовать можно оформить в отдельный, им изобретенный способ. Вся строфа, по его мнению, должна выглядеть единой, и слова в ней должны быть все между собой связаны не только смыслом, но и фонетикой.

Литературные приёмы

Эпитеты и метафоры, преувеличения и преуменьшения, агрессивный сарказм, принимающий форму обвинения, свойственны творчеству автора в целом. Анализ стихотворения Маяковского «Нате» предоставляет примеры бескомпромиссного отношения к слушателю: «ваш обрюзгший жир…», «вы… взгромоздитесь, грязные…», «плюну в лицо вам…».

Цель такого обращения - не оскорбить, но дать задуматься, вырвать человека из уютного мирка потребления эстетики творчества и показать истинный смысл поэзии: поднять проблемы, чтобы затем их решить; сосредоточить внимание общественности на больных местах, наступить таким образом на старую незаживающую мозоль.

Защита поэта

На рубеже 19-го и 20-го столетий роль поэта приобрела развлекательный характер. Если во времена Пушкина, творчество которого любил и ценил Маяковский, стихотворец в общественном сознании занимал несколько привилегированное положение, то в преддверии революции стал инструментом развлечения кабацкой публики. Поэт решает уйти от попыток возродить престиж своей профессии «от третьего лица» и прямо заявляет слушающим его людям о несправедливости. Следует упомянуть об этом в своей работе по анализу стихотворения Маяковского «Нате».

Последствия

Также стоит изучить фрагмент биографии поэта. Как было воспринято обществом исследуемое стихотворение? Как отреагировали власти, и была ли вообще какая-либо реакция? Способствовало ли произведение продвижению творчества Маяковского в массы и почему?

Преподаватели любят, когда ученики и студенты выходят за рамки обязательной и рекомендуемой литературы, обращаясь к дополнительным источникам. Поэтому не лишним будет проявить интерес при выполнении анализа «Нате» Маяковского, и учитель отметит это, повысив оценку или закрыв глаза на мелкие недочеты. Намерение - это само по себе похвально, особенно если обычно на занятиях ученики не горят энтузиазмом.

Заключение

Каким бы радикальным ни был подход поэта-пролетария к убеждению народных масс и продвижению своей точки зрения на резонансные вопросы, факт остается фактом: его творчество оказало заметное влияние на формирование как образа новой власти, так и футуристического направления в литературе. Стихотворение «Нате» Маяковского - это один из первых звоночков к становлению важной фигуры в отечественной культуре, и почитать его произведения (хотя бы самые известные) должен каждый учащийся.

Стихотворение «Нате!» было написано в 1913 году. В данном произведении лирический герой совершенно одинок. Он вынужден находиться в окружении «жирных» обывателей, которым нет дела до поэзии. Это одно из самых саркастичных произведений поэта.

Первая строфа: противопоставление людей и лирического героя

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что один из основных художественных приемов, которые используются Маяковским в его произведении «Нате!» - это антитеза. Даже само броское заглавие стихотворения говорит о его характере. Лирический герой в раннем творчестве Маяковского почти всегда противопоставляет себя окружающему миру. Он старается посмотреть на действительность со стороны, и все, что вызывает в нем этот взгляд, - ужас. Лирический герой является романтиком, а обрюзгший мир противопоставлен ему. Это подчеркивается при помощи использования местоимений «я» - «мы», которые достаточно контрастно противопоставляются в структуре произведения.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина - на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Третья строфа: противостояние людей и лирического героя

Дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что здесь это противопоставление достигает кульминации. Неправильная форма, употребляемая Маяковским в выражении «бабочка поэтиного сердца» призвана подчеркнуть уязвимость поэзии перед судом толпы. Озверев, она грозит растоптать лирического героя. Для того чтобы описать толпу, Маяковский использует эпитет «грязная». Сам образ толпы людей создается поэтом с помощью всего лишь одной детали - калош. С помощью этой характеристики поэт создает достаточно приземленный образ.

Антитеза в произведении

Противостоит лирическому герою и сам город, что подчеркивается с помощью антонимов «чистое» - «грязное». Данный факт также можно указать, проводя анализ стихотворения «Нате!» Маяковского. Переулок утром прекрасен, потому что он чист. Но постепенно прохожие выползают из своих домов и начинают его пачкать. Маяковский пишет: «Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». В этом месте поэт применяет метод эпатажа. Это также можно указать, проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» Маяковского по плану. Он хочет разозлить своего читателя, шокировать его. Одновременно поэт хочет заставить задуматься о настоящих ценностях, которые не могут быть заменены внешней красотой.

Маяковского раздражают сытые и самодовольные люди, которые разодеты и раскрашены. Ведь под этой благопристойной внешностью, словно за личиной, скрываются гнусные и злые души. Их внутреннее состояние, к сожалению, никак не может быть подменено внешностью.

Каждый житель города живет, идет своим путем. Ему нет никакого дела до того, что думает и чувствует лирический герой произведения. Он оказывается обделенным вниманием других людей. Возможно, именно поэтому лирическому герою Маяковского и хотелось бы задеть как можно больнее жителей города.

Четвертая строфа: разрешение конфликта

Проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского, учащийся может указать: в этой части пять строк, а не четыре, как в предыдущих. Поэт пишет, что если захочет, то «плюнет в лицо» толпе. И, возможно, это единственный способ разрешить существующий между поэтом и толпой конфликт. Лирический герой чувствует себя совершенно непонятым и одиноким.

В своем произведении Маяковский говорит о тех ценностях, которые принадлежат к высшему порядку. Это духовная сторона человеческой жизни, счастье и горе. Данные ценности воплотить в жизнь призвана, прежде всего, поэзия. Почти весь арсенал возвышенных художественных средств оказывается посвященным именно ей («стихов шкатулок», «бабочка поэтиного сердца»).

Анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского: поэт и толпа

Нередко критики считали, что раннее творчество Маяковского слишком эгоистично. Но важен именно тот момент, что Владимир Владимирович противопоставлял обществу не себя как отдельно взятого индивида, а тип поэтической личности - любое человеческое существо, которое одарено в философском отношении. В начале своего произведения поэт всматривается в облики прохожих, однако затем все они сливаются в одно. Когда Маяковский говорит о толпе, которая «озвереет», и о «стоглавой воши», читатель может почувствовать отсылку к определенной литературной традиции.

Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу

Анализ стихотворения «Нате!» Владимира Маяковского - один из лучших образцов саркастического творчества поэта. Однако такая ирония не всегда приводит к хорошему. Вдумчивый читатель может невольно вспомнить и главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Раскольникова. Он все человечество делил на два типа: «тварей дрожащих» и более достойных - «право имеющих». Для тех, кто принадлежит к первой категории, жизнью уготовано жалкое существование посреди повседневных проблем, нескончаемой суеты. А другим море по колено - для них не существует ровным счетом никаких законов. И читателю из произведения Достоевского известно, к чему могут привести подобные тенденции. Но положение «хозяина жизни» для многих оказывается слишком заманчивым.

В данном отношении поэт становится похожим на Раскольникова. Он презирает людей как жалкую толпу; они представляются ему злобными и совершенно ничтожными. С другой стороны, поэт оказывается очень легкораним - ведь его сердце сравнимо с бабочкой. Во многих произведениях Маяковского лирический герой имеет смелость бросать вызов толпе. Однако в этом стихотворении его охватывает чувство другого рода - и это скорее ужас.

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе. Вам предлагается его краткий разбор.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема - борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр - стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер - акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: в разгаре Первая мировая война, люди страдают. живут в тяжелых условиях, но и есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок” .

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали ее в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать ее, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и не подвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам” . Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает свое презрение, а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стих состоит из четырех строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир” .

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей” , и женщина, у которой “белила густо” . Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь” . Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьет “бабочку поэтиного сердца” .

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был в начале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Стих был написан под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Имеет форму акцентного стиха (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры , к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 46.

Анализ стихотворения Нате Маяковского по плану

1. История создания . Стихотворение "Нате" (1913 г.) представляет собой открытый вызов В. Маяковского собравшейся публике. В начале своей литературной карьеры поэту часто приходилось выступать в ресторанах, кабаре, кафе.

Маяковский откровенно презирал сытых и довольных обывателей. Но выступления приносили доход и известность. Знаменитый футурист отличался своим эпатажным и дерзким поведением.

"Нате!" - яркий пример, написанный поэтом специально для выступления на открытии кабаре "Розовый фонарь". После прочтения стихотворения атмосфера настолько накалилась, что пришлось вызвать полицию.

2. Жанр произведения . В классическом понимании "Нате!" - лирическое стихотворение. Но творчество Маяковского настолько оригинально, что уместнее называть произведение вызовом, обличением, "плевком" в сторону "хорошего общества".

3. Основная тема стихотворения - противопоставление поэта и толпы. Эту тему начал разрабатывать в русской поэзии еще А. С. Пушкин. Но в творчестве Маяковского она приобретает совершенно иное звучание. Начало XX века ознаменовалось существенными изменениями в культурной жизни всего мира. Свергались общепризнанные авторитеты, возникали новые стили и направления.

В России одним из самых радикальных направлений в литературе стал футуризм, полностью отвергающий "старое" искусство. Главная отличительная особенность стихотворения "Нате!" - использование грубой, неприличной лексики. Маяковский сознательно идет на конфликт, вызывая гнев толпы. Он стремится вызвать смятение и ужас в публике.

С первой строфы автор резко отделяет себя ("бесценных слов мот и транжир") от собравшегося "обрюзгшего жира". Маяковскому противно раскрывать свой талант перед людьми, которые пресыщены едой и развлечениями. В то время в России немногие могли себе позволить посещать рестораны и кабаре. В них собиралась по преимуществу темная публика, зарабатывающая деньги нечистым путем.

Маяковский ненавидел мещанский образ жизни. Его обвинения направлены против обжорства ("в усах капуста"), искусственной красоты ("белила густо") и бездумного автоматического стяжательства ("смотрите... из раковин вещей"). Третья строфа еще более оскорбительна: "бабочке поэтиного сердца" противопоставляется"стоглавая вошь" толпы. Можно только догадываться о реакции публики на эти строки. В финальной строфе Маяковский заявляет о своей творческой свободе и независимости. Называя себя "грубым гунном", он утверждает, что может прервать свое выступление в любой момент. Его творчество не является товаром. Вместо стихотворений толпа может получить от поэта плевок в лицо.

4. Композиция произведения - частично кольцевая. В первой и последней строфе повторяется данное поэтом самому себе определение - "бесценных слов мот и транжир".

5. Размер стихотворения нетрадиционный, сближающий его с устной речью. Рифма перекрестная.

6. Выразительные средства . Эпитеты подчеркивают отвращение поэта при виде толпы: "обрюзгший", "грязные", "стоглавая". Молодой футурист использует оригинальные метафоры ("стихов шкатулок", "устрицей из раковин вещей") и противопоставления ("чистый переулок" - "обрюзгший жир"). Сравнивая себя с "грубым гунном", автор дает понять, что его целью является полное уничтожение старого общества.

7. Основная мысль произведения - поэт не зависит от желаний толпы. Он может в силу необходимости "продавать" свои произведения, но его душу и убеждения невозможно купить. Поэт должен всегда смело высказывать свои взгляды, даже если это грозит ему наказанием или расправой.



Статьи по теме: