Предназначение и основные функции политики. Политическая система В чем заключаются политические интересы

Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так, политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий.

Роль политических интересов заключается в том, что:

1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества;

2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;

3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы.

Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами.

В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции:

1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем;

2) диверсификация политических интересов, т. е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной.

Реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Категория «политический интерес» позволяет определить направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так,политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий. Роль политических интересов заключается в том, что: 1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; 2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; 3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы. Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласованияинтересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем; 2) диверсификация политических интересов, т.

е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной

Интересы в политике

Интересы в политике

(от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

Политика

ПОЛИТИКА

(politics) Как общее понятие подразумевает применение на практике искусства или науки руководства и управления государствами или другими политическими образованиями. Однако определение политической деятельности очень часто и, возможно, справедливо вызывает споры (см. : концепции, оспариваемые по существу. Существуют значительные расхождения относительно того, какие аспекты общественной жизни следует считать "политическими". Впадая в одну крайность, многие (главным образом сторонники феминизма, но не только они) утверждают, что "личное – значит политическое", имея в виду, что отличительные черты политической жизни можно найти в любых отношениях, например в отношениях между мужчиной и женщиной. Однако в общепринятом значении это понятие отводят политике гораздо более узкую сферу: часто считается, что политическая жизнь протекает только на уровне правительства и государства и должна включать борьбу между партиями. В трактовке Бернарда Крика ("В защиту политики") ("In Defence of Politics"), феномен политической жизни во временном и пространственном отношениях ограничивается определенными видами в определенной степени либеральных, плюралистических обществ, где допускаются сравнительно открытые дебаты. Сказать, что такие сферы деятельности, как спорт, искусство или семейная жизнь, не являются частью политической жизни или не имеют "ничего общего с политикой", – значит высказать определенную политическую точку зрения на этот счет, заключающуюся преимущественно в том, что не может быть двух мнений относительно того, что именно в данный момент можно считать относящимся к политической повестке дня. Удержание некоторых вопросов за пределами политической повестки дня, конечно, можно считать весьма эффективным способом решать их в своих собственных интересах. Традиционное определение политической деятельности – "искусство и наука управления", – не накладывает ограничений на его применение, поскольку никогда не существовало единого мнения относительно того, какие виды деятельности можно считать управлением. Ограничивается ли управление только рамками государства? Разве оно не имеет места в церкви, общественных объединениях, землевладении и семьи? Существует два основных контрольных вопроса, которые мы можем применить к понятию политики. Первый: имеют ли другие существа, не принадлежащие к человеческому роду, политическую жизнь? Второй: могут ли быть общества без политики? Начиная с античности появлялись авторы, считавшие, что другие существа имеют политическую жизнь: в середине XVII столетия Пурше называл пчел "политическими летающими насекомыми". Аналогичным образом имели место попытки – как до, так и после того как Мор (More) изобрел термин "утопия – постулировать "утопические общества без политики. При этом обычно подразумевается, что такое общество теоретически возможно, но практически неосуществимо (слово "утопия" означает "нигде"). Преобладающая в наши дни точка зрения может быть сформулирована так: политика относится только к человеческим существам или по крайней мере к таким, которые могут символически сообщаться между собой и таким образом делать заявления, провозглашать принципы, убеждать и не соглашаться. Политика возникает там, где люди не соглашаются с распределением прав и где существуют хоть какие-то процедуры для решения этих разногласий. Таким образом, она не присутствует в том первобытном состоянии (state of nature), где люди воюют друг с другом ради собственных интересов, скорее провозглашая: "Я буду это иметь", чем: "Я имею на это право". Отсутствует политика и там, где есть единодушное и полное согласие в отношении прав и обязанностей в обществе. Конечно, можно возразить, что такое определение ставит наличие или отсутствие политики в зависимость от случайной характеристики сознания, от вопроса о том, согласны ли люди с существующими правилами. Если согласиться с идеей "скрытого несогласия", вновь открывается неограниченный простор для политики.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политика

(греч. politike – искусство управления государством) – область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.

Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее – прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.

Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.

Как сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована. К ее элементам относят: политические организации, институты власти; отношения между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношения властвования; политическое сознание и политическая духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. В целом они выражаются в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровнях политического бытия. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями, профсоюзами, корпоративными объединениями и т.п. Макроуровень политики – это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями: ООН, ЕС и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене.

Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти три основные функции – регулятивная, прогностическая и социализирующая – тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политика

(греч. politika государственные или общественные дела, от polis государство)

сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Политика" в других словарях:

    Политикан … Русское словесное ударение

    - (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

    Не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика это выбор между гибельным и неприятным. Джон Кеннет Гэлбрейт Политика не есть искусство возможного; …

    политика - и, ж. politique f. ,> нем. Politik <гр. politike искусство управления государством. 1. устар., первоначально дипл. и светское> прост. Вежливое, галантное обращение. А иных государств за королевичей и за князей не довелось для того, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Политики, мн. нет, жен. [греч. politike]. 2. Деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. Мирная… … Толковый словарь Ушакова

    Большой дубинки. Публ. Неодобр. Политика угроз и запугивания. НРЛ 79; БТС, 286; Мокиенко 2003, 78. Политика выкручивания рук. Публ. Политика грубого нажима, давления на кого л., на что л. с целью добиться выгодного решения вопроса. НСЗ 70; НРЛ 81 … Большой словарь русских поговорок

    Политика - Политика ♦ Politique Все, что касается жизни полиса, в частности управления конфликтами, расстановки сил и власти. Значит ли это, что политика равнозначна войне? Нет, политика скорее стремится избежать войны и преодолеть опасность ее… … Философский словарь Спонвиля

    - (греч., от polis город, государство). 1) наука, искусство управлять государством, государственная мудрость. 2) образ действия правительства, его виды и намерения. 3) знание светских обычаев, осторожность в обращении. 4) лукавство, хитрость.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греческое politika государственные или общественные дела, от polis государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и… … Современная энциклопедия

    Человек политическое животное. Аристотель Врач: «А сколько раз в неделю вы живете политической жизнью?» Андрей Бильжо Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах, которые их прямо касаются. Питер Устинов Большая политика рано или… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Политика , Тэйлор Стивен Л. , Бэйли Майкл , Блюм Элизабет , Вполне возможно, что вы осведомлены о стандартных политических понятиях, таких как республика и демократия, но знаете ли вы, что такое неокон? А как насчет олигархииили анархо-синдикализма?… Категория:

Подробное решение Параграф § 20 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? В чем заключается ее основная социальная функция?

При ответе на этот вопрос мнения политологов также разделились. Одна группа ученых считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое , воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости и поддержание общественного порядка (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс). С помощью государственной власти осуществляется регулирование (непосредственное или опосредованное) всех основных сфер общественной жизни, устанавливаются нормы поведения, реализуются наиболее общие интересы различных социальных групп и преодолеваются конфликты между ними. Тем самым в сфере политики осуществляется комплекс действий, направленных на достижение общего блага. Разумеется, порядок, общественный строй и выбор стратегии общественного развития не обеспечивают равных выгод различным группам населения. Но они сами по себе являются необходимыми условиями существования общества и потому обусловливают главное предназначение политической сферы.

Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это прежде всего борьба , конфликту стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства (К. Маркс, К. Шмитт, Р. Дарендорф (Германия), Г. Лассуэлл (США). Например, К. Шмитт определяет политику через понятия "враг" и "друг": в политике "друзья" мобилизуются и борются против "врагов").

Стремление к власти является естественным и закономерным для любого субъекта политики, поскольку это дает возможность воздействовать на решение общественных проблем таким образом, чтобы реализовать свои групповые интересы. Политическая борьба неизбежна в силу различия интересов социальных групп и недостатка экономических, социальных, культурных и других ресурсов для их удовлетворения. Она проявляется на выборах в органы власти, в парламентских дебатах, в соревновании политических партий, в политической полемике в СМИ, на митингах, забастовках и т.д.; крайние формы борьбы включают применение физической и военной силы (революция, гражданская война, терроризм). В этой борьбе обычно побеждают небольшие, но сплоченные группы (элиты), добивающиеся различных привилегий путем захвата государственной власти или влияния на нее. Политика – это игра с нулевой суммой: выигрыш одних групп означает проигрыш других. Характер политического процесса напрямую зависит от остроты политического конфликта и соотношения сил на политической арене.

Эти точки зрения на политику и ее социальное предназначение взаимно дополняют друг друга. Суть политики, как считает французский политолог М. Дюверже, всегда амбивалентна; политика, как бог Янус, имеет два разных лица. Во все времена она была средством господства одних групп над другими и, одновременно, обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага. Соотношение этих функций политики находится в процессе постоянного изменения, однако обе, в той или иной степени, присутствуют во всех политических системах. Они выражают единство и взаимосвязь интегративного и дифференцирующего начал в политике. Политика возможна только в условиях конфликта интересов; если бы было полное согласие между людьми, то не было бы и необходимости в создании политических институтов, обеспечивающих разрешение социальных конфликтов в цивилизованной форме и регулирование отношений между людьми. С другой стороны, реализация интересов отдельных групп и сохранение их господства невозможны без наличия минимума согласия между субъектами политики. Политики нет в так называемом "естественном состоянии", где, по Гоббсу, идет "война всех против всех".

Таким образом, основными функциями политики являются: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и 2) реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.

Другими важнейшими функциями политики, тесно связанными с предыдущими, являются: 3) руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации); 4) регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью); 5) коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения). Кроме них, в политической сфере реализуются и более специфические социальные функции, набор которых зависит от характера социальной системы (расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп, защита прав человека, привлечение граждан к участию в принятии решений и др.).



Статьи по теме: