Звуки и буквы их соотношение. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетичес

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Звук (фонема) – наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике.

Буква – знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике.

При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись – транскрипцию . Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка. Транскрибируемая речь, отдельный звук указываются в квадратных скобках. Знаком [ ́] над звуком обозначается ударный гласный. Знаком [’] после согласного обозначается его мягкость. Например, слово косьба транскрибируется как [каз’ба́].

Характеристика звуков

Все звуки подразделяются на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки классифицируются по двум основным признакам:

  • по звонкости/глухости – звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные);
  • по твёрдости/мягкости – твёрдые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).

Согласные звуки состоят из шума (глухие согласные) или из шума и голоса (звонкие согласные).

Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Звонкие и глухие согласные могут быть парными и непарными.

Парные согласные по звонкости-глухости образуют 11 пар: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].

Остальные согласные не имеют пары по звонкости–глухости. Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

По участию средней части языка в произнесении согласного звуки подразделяются на твёрдые и мягкие согласные.

Твёрдые согласные образуются без участия средней части языка. Это согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка. Это согласные: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

Парные согласные по твёрдости–мягкости образуют 15 пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Русский алфавит

Для обозначения звуков речи на письме используются буквы, каждая из которых имеет своё название. Все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, образуют алфавит, или азбуку.

Буква Название Буква Название Буква Название
А а а К к ка Х х ха
Б б бэ Л л эль Ц ц цэ
В в вэ М м эм Ч ч че
Г г гэ Н н эн Ш ш ша
Д д дэ О о о Щ щ ща
Е е е П п пэ ъ твёрдый знак
Ё ё ё Р р эр ы ы
Ж ж жэ С с эс ь мягкий знак
З з зэ Т т тэ Э э э
И и и У у у Ю ю ю
Й й и краткое Ф ф эф Я я я

В русском алфавите 33 буквы:

  • 10 гласных букв («а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я»), основная функция которых – обозначение гласных звуков;
  • 21 согласная буква («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), основная функция которых – обозначение согласных звуков;
  • 2 буквы, которые не обозначают звука («ъ», «ь»).

Буквы бывают прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие).

Соотношение букв и звуков

Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:

  • буква «я» может обозначать звуки [а́], [й’а́] под ударением (пять [п’а́т’], ямы [й’а́мы], рьяный [р’й’а́ный’], баян [бай’а́н]); звук, близкий к [и] или [э]; [й’и] или [й’э] без ударения (пятак [п’ита́к], дьячок [д’й’ич’о́к]);
  • буква «а» без ударения после согласных «ч», «щ» обозначает звук, близкий к [и] или [э] (пощадить [пащ’ид’и́т’]);
  • буква «и» после «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы] (широкий [шыро́к’ий’]);
  • буква «д» может обозначать звуки [д], [д’], [т], [т’]: дать [да́т’], гудят [гуд’а́т], род [ро́т], дядька [д’а́т’ка].

Количественное соотношение звуков и букв, их обозначающих, может быть различным:

1. Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают 2 звука: [й’] и один из гласных звуков – в следующих случаях:

  • в начале слова (ель [й’эл], ёж [й’о́ш], юг [й’у́к], ярд [й’а́рт]),
  • после гласной буквы (боец [бай’эц], поёт [пай’о́т], союз [сай’у́с], баян [бай’а́н]),
  • после разделительных «ъ» и «ь» (съел [с’й’эл], пьёт [п’й’о́т], вьюн [в’й’у́н], рьяный [р’й’а́ный’]).

В остальных случаях буквы «е», «ё», «ю», «я» используются для обозначения одного из гласных звуков и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (сел [с’эл], лёд [л’о́т], люк [л’у́к], мял [м’а́л]). Буква «е» в заимствованных словах может не обозначать мягкость согласного, например: тезис [тэз’ис].

2. Буква «и» обозначает 2 звука после разделительного «ь»: [й’и] (чьи [ч’й’и́]). В остальных случаях буква «и» используется для обозначения [и] и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (тир [т’и́р]).

3. В некоторых случаях несколько букв могут обозначать один звук, например, сочетание «сч» обозначает [щ’] (счастье [щ’а́с’т’й’э]).

4. В некоторых сочетаниях согласная буква может не обозначать звука (такая согласная называется непроизносимой), например, не произносится буква «в» в слове здравствуй [здра́ствуй’].

5. Буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» не обозначают звуков. Например, в слове чушь четыре буквы («ч», «у», «ш», «ь»), но три звука ([ч’], [у́], [ш]).

Русский язык

Практическое занятие № 13.

Тема: Фонетические единицы. Звук и . Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия:

Учебные цели:

Студенты должны уметь:

    Называть звуки и буквы; Классифицировать звуки речи. Строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами.

Студенты должны знать:

    Что изучает ; Что такое транскрипция; Какую роль в слове играет ударение; Что такое фонема, для чего она служит.

Воспитательная цель: знакомство с данной темой способствует осознанию и пониманию родного языка, чистоте языка, обогащению словарного запаса, приобретению навыков, необходимых для общения, бытового и делового.

Развивающая цель: развивать у студентов логическое мышление, внимание, память, языковую догадку, расширять кругозор студентов, совершенствовать их интеллектуальные навыки.

Мотивация: Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Овладение культурой речи, ее совершенствование должно продолжаться всю жизнь. Необходимо пробудить у студентов интерес к учебе, заинтересовать их новым материалом.

Место проведения занятия: учебный кабинет

Оснащение занятия:

    Раздаточный материал Справочные материалы

Методы и приемы:

    Лекция-беседа; Выполнение заданий; Устный и письменный опрос.

Задание по самоподготовке.

    Прослушать объяснение нового материала и сделать развернутый план-конспект. Выполнить задания за определенное время максимально правильно.

План занятия.

Организационный момент – 3 мин. Проверка домашнего задания – 15 мин. Основная часть:

    Орфоэпическая разминка – 3 мин Сообщение темы и целей занятия – 2 мин Актуализация знаний – 10 мин. Информационный блок – 30 мин.
Контроль усвоенного материала:

Вопросы - 5 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Подведение итогов, выставление оценок – 3 мин. Домашнее задание – 2 мин.

Ход занятия:

Оргмомент (3 мин) Проверка домашнего задания по теме «Лексика и фразеология»(15 мин)

Не в бровь, а в глаз

Хоть глаз выколи

Медвежья услуга

Вавилонское столпотворение

Пятое колесо в телеге

Как рыба в воде

Основная часть

Орфоэпическая разминка – 3 мин.

ДиспансЕр, термин, коклЮш, крЕмы, томогрАфия, новорождЕнный, рефлЕксия, звонИт, каталОг, жалюзИ, терапия, принУдить, закУпорить.

Сообщение темы и целей занятия.

Фонетические единицы. Особенности русского ударения. Сегодня на уроке мы повторим фонетику, вспомним основные фонетические единицы, закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, совершенствовать навыки фонетического разбора.

Актуализация знаний – 10 мин.

Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры. (Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Доска - тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?

(При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?

(Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.

(С помощью ь (мельче), букв и, е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг, зима) и т. п.)

Какие процессы, связанные с согласными буквами, вы знаете? Приведите примеры.

(Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

(Правила произношения звуков и ударения в словах.)

Информационный блок (беседа с записью основных положений) – 30 мин.

Фонетика (от греч. Phonetikos – звуковой) - раздел , изучающий звуковые единицы языка, их акустические и свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования.

Наша речь складывается из звуков, она представляет собой непрерывную смену артикуляции. При движении речевых органов возникает звук. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки по особенностям образования делятся на гласные и согласные.

Гласные – это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных – в организации – в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласные – это звуки, которые состоят из шума или голоса шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта.

При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличии преграды.

Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или ) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

Речевой такт делится на фонетические слова, т. е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами. (у дома)

Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние – на звуки.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны , пользуются термином фонема. (мэр – мера – месяц)

Фонема (греч. Phonema - звук) – это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

Транскрипция (от лат. Transcription - переписывание) – это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Задание. Произвести фонетический анализ слов ЕЛКА, СВЕЧА, ЛИНИЯ (на доске)

Слог и ударение

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух или более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например: по-ра, го-ра), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный). Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Ударение – это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высокой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-сить. В русском языке ударение разноместное (поезд, стол, ручища, дела).

Ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же , например: гора-гору. Неподвижное – ударение при падает на один и тот же слог (книга – книгой – о книге).

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шелковая ткань).

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: правобережный).

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог-творог, иначе-иначе.

Тактовым (логическим, фразовым) ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. (Я пойду в кино).

Интонация и ее элементы

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя мелодику речи (осуществляется повышением и понижением голоса во фразе); ритм речи (регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основной эстетической организации художественного текста – стихотворного и прозаического); интенсивность речи (степень ее громкости, сила и слабость произнесения высказывания); темп речи (скорость ее протекания, длительность звучания во времени); тембр речи (звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки).

Интонация оформляет высказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего ситуацию общения в целом.

Вывод. Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:

    слов; форм слова; словосочетаний и предложений.

Для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:

    звуки; ударение; интонация.

4. Контроль усвоенного материала.

Контрольные вопросы – 5 мин.

Что такое фонетика? Что является минимальной единицей языка? Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных? Что такое слог? Какую роль в слове играет ударение? Что такое фонема, для чего она служит? Какие элементы включает в себя интонация? Что из себя представляет транскрипция?

Самостоятельная работа (выходной контроль) – 10 мин.

Фонетический анализ слова ЯВЛЕНИЕ.

5. Подведение итогов – 3 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Выучить конспект, произвести фонетический анализ слов КОЛЬЕ, УЛЫБАЕТСЯ.

Основные источники для преподавателей:

Чешко для занятий по русскому языку в старших классах / , . - М: Просвещение, 2008г. – 286с.

Антонова, Е. С., Воителева, язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева, язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Для студентов:

Чешко для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ , . - М: Просвещение, 2008г. – 286с.

Шклярова, по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Власенков, А. И., Рыбченкова, язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Дополнительная литература для студента и преподавателя:

Балашова язык и .- Саратов: «Лицей», 2001. Ващенко язык и культура речи.- ростов н/Д: Феникс,2002.- 352с. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2001. Голуб язык и культура речи. – М.: Логос, 2002. , Голуб стилистика. – М.: Просвещение, 1988.

КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

Отметка «5» ставится, если студент:

Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает тему; Дает правильные формулировки, точные определения понятий и терминов; Обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры, не только данные в учебнике, но и в дополнительной литературе; Правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выявить степень понимания студентом данного материала; Свободно владеет речью, показывая связанность и последовательность в изложении.

Отметка «4» ставится, если студент:

Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

Отметка «3» ставится, если студент:

Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

Допускает неточности в формулировке; Делает частичные ошибки в изложении; Излагает материал недостаточно связно и последовательно.

Отметка «2» ставится, если студент:

Обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела темы; Допускает в формулировке определений ошибки, искажающие их смысл; Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми заминками и перерывами.

Отметка «1» ставится, если студент:

Обнаруживает полное незнание или непонимание пройденного материала.

Красивый

Сверкать

Волнение

Любопытство, аршин, чело, гвоздь, смартфон, маркетинг, кафтан, солнце, мнить, опричник, ежели, молвить.

Задание 6. Объясните значения фразеологизмов.

Не в бровь, а в глаз

Хоть глаз выколи

Медвежья услуга

Вавилонское столпотворение

Пятое колесо в телеге

Как рыба в воде

_______________________________________________________________________

Задание 1. Подберите антонимы к словам.

Красивый

Задание 2. Подберите синонимы к словам.

Сверкать

Волнение

Задание 3. Распределите слова по группам а) заимствованные, б) старославянизмы, в) исконно русские.

Коллектив, берег, огород, надежда, враг, боулинг, колледж, герой, джинсы, невежа, флаг, плен, молодой.

Задание 4. Определить, прямое или переносное значение имеют словосочетания.

Иду домой, злой ветер, часы идут, платье Вам идет, теплый халат, тяжелый характер, море огней, золотое кольцо.

Задание 5. Распределите слова на группы а) общеупотребительные, б) историзмы, в) архаизмы, г) неологизмы.

Любопытство, аршин, чело, гвоздь, смартфон, маркетинг, кафтан, солнце, мнить, опричник, ежели, молвить.

Задание 6. Объясните значения фразеологизмов.

Не в бровь, а в глаз

Хоть глаз выколи

Медвежья услуга

Вавилонское столпотворение

Пятое колесо в телеге

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки:

1. [с] (суда, сад),

2. [с"] (сюда, сядь),

3. [з] (сдача, сбор),

4. [з"] (косьба, сделка),

5. [ш] (сшить),

6. [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква супотреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

1. буквы, лишенные звукового значения;

2. буквы, обозначающие два звука;

3. буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.



Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся:

1. все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

2. буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).



Статьи по теме: