Кто осуществляет управление вс рф. Организационная структура Вооруженных сил РФ (ВС РФ). Основные задачи, решаемые Военно-воздушными силами

Вооруженные силы (ВС) РФ являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 1992 года, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно учебные заведения бывших ВС СССР, дислоцирующихся на территории России, а также за ее пределами, находящиеся под ее юрисдикцией. В тот период ВС РФ включали: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот как виды ВС, Воздушно-десантные войска и Военно-космические силы как рода войск, а также Тыл Вооруженных Сил и войска, не входящие в виды Вооруженных Сил.

В 1992-2001 годах проводилось реформирование ВС. С целью законодательного обеспечения строительства ВС приняты законы "О безопасности" (1992), "Об обороне" (1996), "О статусе военнослужащих" (1998), "О воинской обязанности и военной службе" (1998). Утверждены Президентом РФ "Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005" (1998). Принята "Концепция национальной безопасности РФ" (2000). Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года утверждена Военная доктрина РФ.

В 1997 году в состав РВСН были включены Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск ПВО. ВВС и Войска ПВО в 1998 году были объединены в новый вид ВС - Военно-воздушные силы. В 2001 году РВСН были преобразованы в два рода войск - Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)

В настоящее время ВС структурно включают в себя три вида : Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; и три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска.

Руководство ВС осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе "Об обороне" (статьи 4 и 13).

Осуществляя политическое руководство Вооруженными Силами, Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в армии, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны . Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожных войск РФ, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований РФ, Службы внешней разведки РФ, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планирование и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в области обороны.

Общее руководство Вооруженными Силами (другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий, которым согласно Конституции и Закону «Об обороне» является Президент России . В соответствии со своими конституционными обязанностями и задачами Президент Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Мобилизационный план Вооруженных Сил , который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государст­венной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Воо­руженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, феде­ральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Президентом готовится и утверждается Федеральная государ­ственная программа оперативного оборудования территории Рос­сийской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.

Он утверждает структуру, состав (до объединения включитель­но) и штатную численность Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Воору­женных Силах и других войсках, утверждается Президентом. Он обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Им рассматриваются вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, утверждается Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства, в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент страны наделен правом оперативно принимать важ­нейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военно­го времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в со­ответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредствен­ной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или кото­рые имеют особое значение для обороны страны.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасно­сти РФ . Основной его функцией является разработка предложе­ний по обеспечению защиты конституционного строя, государст­венного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной по­литики Российской Федерации.

Конституция и Закон «Об обороне» определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о при­влечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расхо­ды на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в облас­ти обороны.

Государственная Дума : рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству. Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации , возглавляя систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляет в соответствии со статьей 114 Конституции РФ меры по обеспече­нию обороны страны и её безопасности. Более подробно содер­жание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно ему Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций Вооруженных Сил; организует разработку Федераль­ной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и про­дукции двойного назначения и др.

Система военных органов , осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т.е. военное управление, состоит из центральных органов, органов управления объединений, воинских соединений и частей, военных комиссариатов (местных органов военного управления), начальников гарнизонов (старших воинских начальников), военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы. Штаб - это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб .

Министр обороны является прямым начальником всего лич­ного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на мини­стерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по во­енной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концеп­цию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники , а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Большое значение имеет коор­динация и финансирование работ, выполняемых в целях оборо­ны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продо­вольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуще­ствляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и си­лами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России , план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Воору­женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также План применения и Мобилизационный план Вооруженных Сил, и Федеральную госу­дарственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны . Он устанавливает количественные нор­мы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по во­инскому учету, подготовке граждан к военной службе и их при­зыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разве­дывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно Министру обороны.

Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят главные командования видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части, и основные обязанности её должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

Заключение

Непрерывное повышение технической оснащённости войск, совершенствование вооружения и военной техники, оказывают существенное влияние на условия, содержание и методы управления войсками. Полная реали­зация требований к управлению войсками - это проблема, которая особенно актуальна при организации и ведении общевойскового боя. Практическое овладение офицерскими кадрами современными методами работы органов управления частей и подразделений - важное направление её решения.

Задание на самоподготовку: повторить материал лекции.

Доцент военной кафедры

полковник В.Калашников

Общее руководство Вооружёнными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий . Согласно Конституции и Закону "Об обороне" им является Президент России .

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооружённых Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооружённых Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооружённых Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооружёнными Силами, он утверждает структуру и состав Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Как Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издаёт Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон "Об обороне" чётко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и её безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ "Об обороне". Согласно этому закону Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооружённых Сил; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооружёнными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооружённых Сил РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооружённых Сил РФ он издаёт приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооружёнными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооружённых Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооружённых Сил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооружённых Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооружённых Сил. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учёту, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определёнными функциями и подчинённых определённым заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства Обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооружённых Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооружённых Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности её должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.

ВОПРОСЫ:

1. Законодательство Российской Федерации о системе руководства и управления военной организацией государства.

2. Президент Российской Федерации - верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооружённых Сил. В настоящее время армия и флот переживают период реформирования. Это требует приведения законодательства об обороне и безопасности государства в соответствие с существующими реалиями.

< 1>

Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооружённых сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.

Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооружённой защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не только по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации занимается расходами на оборону, устанавливает их посредством принятых Государственной Думой федеральных законов о федеральном бюджете, а также рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и государственная Дума осуществляют парламентский контроль в сфере вышеперечисленного через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете. Правительство российской Федерации несёт ответственность за состояние Вооружённых Сил Российской Федерации и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.

Таким образом, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и её Вооружёнными силами. В компетенцию вышеперечисленных органов и Президента РФ входят рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.

Для претворения в жизнь принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооружённым Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединённые в системе Министерства обороны РФ. Их деятельность на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения безопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации.

Система военных органов , осуществляющих в Вооружённых Силах государственную власть, т.е. военное управление, состоит из: центральных органов; органов управления объединений, воинских соединений и частей; военных комиссариатов (местных органов военного управления); начальников гарнизонов (старших морских начальников); военных комендантов.

Непосредственное руководство Вооружёнными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб. Министр обороны Российской Федерации входит в состав правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Он является прямым начальником всего личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство обороны. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооружённых Сил РФ он издаёт приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, предложения по государственному оборонному заказу, расходам на оборону в проекте федерального бюджета.

Генеральный штаб разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооружённых Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он готовит также план применения и мобилизационный план Вооружённых Сил, Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Генеральный штаб устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет ряд других мероприятий в сфере обороны и безопасности страны.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входит ряд главных и центральных управлений, ведающих определёнными функциями. Кроме того, к составу центральных органов МО РФ относятся Главные командования видов Вооружённых Сил РФ.

В состав управления военного округа входят штаб военного округа, управление, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности её должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации.

Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и другие.

С учётом того, что современные реалии требуют качественного преобразования всей военной организации общества, осуществляется процесс совершенствования её законодательной базы. Так, 21 апреля 2000 года в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне» Президент России утвердил Военную доктрину Российской Федерации. Она составляет часть комплекса документов, регламентирующих и организующих деятельность в области обеспечения военной безопасности страны. Её установки обязательны для исполнения всеми органами государственного управления РФ, которые несут в пределах полномочий, определённых законодательством, всю полноту ответственности за обеспечение военной безопасности, состояние обороноспособности страны, боевую, мобилизационную готовность ВС, их боеспособность. Военная доктрина Российской Федерации стала носить более прагматичный характер. Значительно изменён объём задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, чётко расставлены акценты в вопросах применения ядерного оружия.

< 2 >

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ, осуществляет общее руководство Вооружёнными Силами РФ, выступает гарантом безопасности Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооружённых Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди его полномочий немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооружённых Сил. Он утверждает Военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Только президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооружённых Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооружённых Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооружённых Сил к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. Президентом РФ готовится и утверждается Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает также структуру, состав и штатную численность Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооружённых Силах и других войсках, тоже утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий. В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу (с указанием численности призывников), утверждение Плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.

Президент Российской Федерации утверждает и наиболее важные документы, регламентирующие жизнедеятельность воинских частей и подразделений, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах. Военных комиссариатах. Он рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооружённых сил, других войск.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооружённых Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом и гарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являются исходными в определении правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ, объёма и характера его полномочий по защите безопасности и целостности государства.

Президент страны наделён правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он, в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской федерации издаёт приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях. Которые подверглись нападению или которым угрожает нападение. Или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления. Власть которых распространяется и на гражданских лиц.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утверждён Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральным законом вправе принять решение о привлечении Вооружённых сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне», Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и Военной доктриной РФ.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями являются разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя. Государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики РФ. Практическая деятельность верховного Главнокомандующего ВС РФ предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Фе­дерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент страны, наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и включает:
  • центральные органы военного управления, включающие Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а также главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • органы военного управления военных округов и флотов;
  • органы военного управления соединениями и воинскими частями;
  • местные органы военного управления (военные комиссариаты);
  • начальники гарнизонов (старшие морские начальники), военные коменданты.

Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным. Как центральный орган военного управления оно входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Министерство обороны Российской Федерации обладает следующими функциями:
  • участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;
  • разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;
  • разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерства обороны Российской Федерации выделенных средств, и представляет их в Правительство Российской Федерации;
  • координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;
  • организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны;
  • заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;
  • финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;
  • обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • представляет Президенту Российской Федерации проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
  • представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;
  • координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;
  • сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств.

Министерство обороны осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Поло­жением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденные Указом Прези­дента Российской Федерации от 11 ноября 1998г., № 1357.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление бюджета ВС РФ, Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, Управление военной политики и ряд других).

Начальники главных управлений (управлений) Министерства обороны Российской Федерации отвечают за выполнение в Вооруженных Силах Российской Федерации задач по специальным (отнесенных к их ведению) вопросам, дают по этим вопросам обязательные указания соот­ветствующим должностным лицам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов, родов войск, специальных войск, отдельных управлений и обязаны контролировать их выполнение.

К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, который является основным органом оперативного управления Вооруженными Си­лами Российской Федерации. Его функции также определены Федеральным законом «Об обороне».

    Генеральный штаб Вооруженных Сип Российской Федерации обладает следующими функциями:
  • разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации,
  • разрабатывает план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
  • координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в со­ставе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Воору­женных Сил Российской Федерации и Федеральную государственную программу оператив­ного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
  • готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные оборы, с распределением их между Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
  • организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;
  • организует и координирует действия сил и применение средств, при выполнении задач территориальной обороны;
  • координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуще­ствляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
  • анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;
  • осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;
  • осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;
  • организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организует взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • участвует в разработке Плана гражданской обороны;
  • определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;
  • разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
  • организует мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Генеральный штаб осуществляет и иные полномочия в области обороны в соответствии с Поло­жением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г № 1357.

В структуру основных органов военного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации входят ряд главных управлений и управлений.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб.

К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации - Главное командование Сухопутных войск, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.

Главное командование вида Вооруженных Сил Российской Федера­ции возглавляет главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно Министру обороны Российской Федера­ции. Он является прямым начальником всего личного состава вида Вооруженных Сил Российской Федерации и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид Вооруженных Сил Российской Федерации.

Главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федера­ции в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наи­более важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида Вооруженных Сил Российской Федерации, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом Воо­руженных Сил Российской Федерации, подчиняется главнокомандую­щему и является прямым начальником всего личного состава вида Воо­руженных Сил Российской Федерации. Он руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида Вооруженных Сил Российской Федерации и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возло­женными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.

Правовое положение военного округа и органов военного управления военного округа определяется указами Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации», а также Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Российской Федерации предусматриваются следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско - Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации, является Калининградский особый район.

В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей Министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основными задачами военного округа являются выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против Российской Федерации в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.

Кроме того, на военный округ возлагается поддержание и совершенствование базы мобилизационного развертывания войск и сил, подготовка и накопление в запасе мобилизационных ресурсов, создание резервов для войск и сил, а также участие в подготовке граждан к военной службе и призыве их на военную службу, проведение работы по приему граждан на военную службу по контракту; всестороннее обеспечение деятельности войск военного округа, а также других войск и сил, передаваемых в подчинение военному округу; противовоздушная оборона войск, сил и объектов, а также защита государственной границы Рос­сийской Федерации в воздушном пространстве в границах ответственности, а также ряд других задач, указанных в Положении о нем.

Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Командующий войсками военного округа подчиняется Министру обороны Российской Федерации, а также начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа к выполнению задач в области обороны.

Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.

Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил, дислоцирующиеся (развертывающиеся) на территории военного округа.

В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации (Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации), а также совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обо­роны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованием видов и командованием родов войск Вооруженных Сил, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов

Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.

Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (сипами), осуществляет управление (боевое управление) ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.

Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной и караульной служб, комплектования войск личным составом и его первоначального обучения, поддержания воинской дисциплины и правопорядка, финансового, технического, тылового, морально-психологического и специального обеспечения (кроме других войск воинских формиро­ваний и органов), а также по иным вопросам определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы дислоцирующиеся на территории военного округа.

В соответствии с международными соглашениями в подчинение ко­андующему войсками военного округа могут передаваться войска и силы государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г, выделенные в состав коалиционных (региональных) группировок войск (сил)

Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование)

Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа

Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-морского Флота Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом

Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях Они осуществляют как командную деятельность, так и административно-хозяйственную Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны Правовое положение военных комиссариатов определяется Положением о военных комиссариатах (Указ Президента Российской Фе­дерации от 15 октября 1999 г № 1372). Военные комиссариаты создаются Министерством обороны Российской Федерации и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах Российской Федерации), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации через командующих войсками соответствующих военных округов.

Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь вооруженных сил с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.

В число основных задач военных комиссариатов входит проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах Вооруженных Сил, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и всем другим гражданам, проходившим военную службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, и членам их семей.

Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил РФ, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.

Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.

Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона за совершенные ими правонарушения.

Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.

Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинский частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также выполняет ряд других функций, определенных общевоинскими уставами.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне».

    Согласно этому закону правительство:
  • разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
  • организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
  • организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;
  • организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;
  • определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
  • организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.



Статьи по теме: