Социальный конфликт. А8. К достигаемому статусу человека не относится

  • Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору.
    Когда работа была оплачена,
    между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению
    К. , руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил
    промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой
    ответ агрументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте?
    В чем недостаток этого способа? Назовите другие способы.
  • Конфликт является межличностным, так как в нем участвуют только 2 человека. способ поведения называется приспособление. его недостатки в том, что человек не подает виду, что его что-то не устраивает и молча таит в себе обиду, стараясь не портить отношения с другой стороной конфликта. можно сказать, что человек становится двуличным. так же недостатком является то, что человек не пытается даже выразить свою точку зрения.
    другие способы: Избегание, Компромисс, Соперничество, Сотрудничество
  • Люди помогите, скоро экзамены и нужно готовится и ничего не успеваю. Буду рад даже парочки билетам,.

    1. Общество, его признаки.
    2. Рынок, его функции.
    Билет 2
    1. Сферы общества.
    2. Конкуренция. Олигополия и монополия.
    Билет 3
    1. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные нагрузки.
    2. Предпринимательская деятельность.
    Билет 4
    1. Глобальные проблемы человечества.
    2. Роль государства в экономике и способы его воздействия.
    1. Типология общества.
    2. Государственный бюджет; способы борьбы с дефицитом.
    Билет 6
    1. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
    2. Что такое труд, работа.
    Билет 7
    1. Социальный прогресс и социальный регресс.
    2. Социальная структура.
    Билет 8
    1. Потребности человека.
    2. Социальная стратификация.
    Билет 9
    1. Социализация.
    2. Нации и народности.
    Билет 10
    1. Воспитание.
    2. Межнациональные отношения в современном обществе.
    Билет 11
    1. Общение: виды и формы.
    2. Конфликты в обществе и их виды.
    Билет 12
    1. Экономика и её структура.
    2. Способы протекания и предотвращения конфликтов.
    Билет 13
    1. Ресурсы и их характеристика.
    2. Семья.
    Билет 14
    1. Товар и деньги. Функции денег.
    2. Производство. Факторы производства.
    Билет 15
    1. Рыночная экономика.
    2. Богатые (общая характеристика).
    3. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин магазина уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки доказывающие, что продавец магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.
    Билет 16
    1. Мировое сообщество. Глобализация.
    2. Что такое собственность? Формы собственности.
    3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?
    Билет 17
    1. Налоги. Виды налогов.
    2. Предложение. Величина предложения. Закон предложения.
    3. М. Е. Салтыков- Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков… Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развёл огонь и напёк … разной провизии». Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отражены в тексте?
    Билет 18
    1. Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.
    2.. Реформа и революция – два вида социального прогресса.
    3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Как вы сами относитесь к труду. Приведите пословицы, подтверждающие ваше отношение к труду.
    Билет 19.
    1. Маркетинг. Функции маркетинга.
    2. Бедные (общая характеристика).
    3. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 году получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?
    Билет 20
    1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса.
    2. Причины безработицы и их последствия.
    3. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Чем характеризуется данное общество?

  • 1. Учёные-обществоводы определяют общество как 1)весь мир в многообразии его форм; 2)совокупность природных и социальных сил: 3)оьособившуюся от природы часть мира; 4)естественные условия существования человека. 2. Какое утверждение характеризует общество в широком смысле слова? Общество- это 1)объединение людей по интересам; 2)определенная территория, на которой живут люди; 3)совокупность всех форм взаимосвязей и взаимодействия людей; 4)группа людей, объединившихся для совместной деятельности. 3. К какой сфере общества в первую очередь относится проведение очередных выборов депутатов парламента? 1)экономической 2)политической 3)социальной 4) духовной 4. После просмотра телесериала по роману писателя-классика в книжных магазинах резко выросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни отразилась в данном факте? 1)духовной и политической; 2)экономической и социальной; 3)политической и социальной; 4)духовной и экономической. 5. В рыночной экономике, в отличие от командной 1)свободно продаются и покупаются ресурсы производства; 2)устанавливаются твердый курс официальной валюты; 3)ведущие позиции занимает государственная собственность; 4)складываются хозяйственные пропорции.
  • 35. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
    36. Личность. Свобода и ответственность личности.
    37. Истина и заблуждение. Критерии истины.
    38. Познание и творчество.
    39. Роль образования в жизни общества. Система образования в РФ.
    40. Принципы и нормы морали.
    41. Мировые религии.
    42. Искусство и его роль в жизни общества. Виды искусств.
    43. Экономика как наука и хозяйство.
    44. Типы экономических систем.
    45. Спрос. Фактор спроса. Предложение. Фактор предложения.
    46. Издержки, выручка, прибыль.
    47. Акции. Облигации. Фондовый рынок.
    48. Функции государства в экономике. Налоги.
    49. ВВП. Экономические циклы.
    50. Деньги. Банковская система. Россия в мировой экономике.
    51. Социальные отношения. Социальная мобильность.
    52. Социальный статус. Социальные роли в семье и коллективе.
    53. Социальный конфликт. Социальный контроль.
    54. Политическая система и ее структура.
    55. Демократия. Правовое государство.
    56. Правовые отношения. Юридическая ответственность.
    57. Понятие гражданства РФ. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
    58. Гражданское право и гражданские правоотношения.
    59. Уголовное право.
    60. Правовое государство, понятие и признаки.
  • Здравствуйте!
    35. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
    Человек всегда стремился к тому, чтобы постичь смысл собственной жизни и этот поиск – индивидуальный процесс для каждого. Это связано с тем, что человек способен комплексно осмыслять окружающий мир и рано или поздно он приходит и к осмыслению главного элемента этого мира – к самому себе. И парадоксально, что настолько глобальный вопрос не имеет и никогда не будет иметь однозначного ответа. В философии есть два подхода к вопросу цели человеческой жизни. Первый заключается в моральных установлениях земного существования человека. Второй – это ценности, которые нельзя напрямую связать с земным бытием. Каждой исторической эпохе присуще определенное мировоззрение на счет цели жизни человека. Аристотель утверждал, что каждый человек стремится к счастью, но делает это разными способами и находит счастье в разных вещах. Гегель и Кант видели цель жизни в саморазвитии и самопознании. А Фромм говорил о том, что смысл человеческой жизни олицетворяет собой принцип «обладания». Поиски смысла человеческой жизни всегда играют важную роль в разных сферах жизни – они отображены во многих видах искусства и духовных учениях. Целый комплекс наук изучает разные стороны человека. В основном, человек изучается в четырех основных измерениях – социальном, космическом, биологическом и психическом. На изучение человека ориентированы такие науки, как биология и генетика, психология и социальная биология, социология и философия.
  • Дана следующая модель: - конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие нет? 1) борьба наций за территорию 2) баскетбольный поединок 3) классовая борьба 4) гражданская война 5) этнический конфликт 6) столкновение покупателя с продавцом 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги 8) драка двух выпивших мужчин 9) дуэль Обоснуйте свой выбор.
  • Думаю так:

    Подходят: 1) борьба наций за территорию4) гражданская война 5) этнический конфликт6) столкновение покупателя с продавцом 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги

    Неподходят: 2) баскетбольный поединок 3) классовая борьба 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги 9) дуэль8) драка двух выпивших мужчин

  • Ситуация:
    Возможное решение:
    ?(помогите) ситуация: 14-летний Степан решил устроиться подрабатывать на почту, чтобы накопить деньги на велосипед. Но мама и папа на это согласия не дали
    Возможное решение:
    ?(помогите)
    ситуация:
    возможное решение:
    ?(помогите)
    сИТУАЦИЯ:
    Возможные решения:
    ?(помогите)
    Ситуация:
    Возможные ситуации:
    ?(помогите)
  • Саше уже есть 10 лет поэтому он сам может принимать решения какую выбрать фамилию.

    Степан не сможет устроиться на работу, так как с 14 лет можно работать только при согласии родителей

    Марину должны назначить в детский дом где он сможет сделать выбор, при это данные люди не должны быть судимы и лишены родительских прав

    Максим имеет права видеться с бабушкой так как человек близки, он должен решить эту проблему обговорить с родителями

    Алису выростила мама теперь она должна помогать маме, либо попросить присматривать за ней

  • Часть 1.

    А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

    1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

    А2. Социальное неравенство проявляется в:

    1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении

    3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода

    А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

    1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды

    3) общий быт 4) общая цель

    А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:

    1) экономическую 2) социального контроля

    3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную

    А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.

    1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы

    А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

    1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь

    А7. В перечне социальных групп лишним являются:

    1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.

    А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    1) политический; 3)профессиональный;

    2) социально-классовый; 4) территориальный.

    А8. К достигаемому статусу человека не относится:

    1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

    А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

    А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

    1) военнослужащего срочной службы;

    2) депутата городской думы;

    3) учащегося средней общеобразовательной школы.

    4) потребителя услуг мобильной связи.

    А11. Сословное деление общества отражает

    1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации

    3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.

    А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

    1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;

    2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий - контрактник

    А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

    1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы

    А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

    А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

    Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

    А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

    А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

    Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А16. Верны ли следующие суждения о семье?

    А . Семья регулирует поведение членов семьи.

    Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Там еще задания во вложениях

  • 1. Продавец в коммерческом банке!

    5. 4, 3, 1, 2, 5

    1. Патриархальная, нуклеарная

    2. Демографическая революция

    3. Самоопределение

    4. Домохозяйка, воспитание детей, любимая

  • В государстве С. , оказавшемся в кризисной ситуации, правительство в целях экономии средств решило резко сократить финансирование исследований в области обществознания, сократить соответствующие кафедры в высших учебных заведениях. Объяснялось это тем, что обществознание не приносит немедленной прибыли или эта прибыль слишком не значительна, чтобы государство в условиях кризиса могло позволить себе вкладывать деньги в его развитие.

    Как данное решение может повлиять на развитие страны? Спрогназируйте последствия такого решения?

  • Сначала никто не заметит отсутствие обществоведов. Но т. к не кому будет анализировать политику и состояние экономики в государстве, политики начнут неверно решать проблемы и не смогут учесть то как отразится кризис на все слои населения. Ведь главная цель обществоведов - это анализирование проблемы и выявления оптимального решения.

  • Напишииите)
    Задача №1
    Гражданка Иванова 5 февраля приобрела в магазине «Т» холодильник марки «Лада». Через два месяца он вышел из строя, морозильная камера перестала морозить. Продавец обвинил гражданку Иванову в нарушении правил эксплуатации и отказался производить гарантийный ремонт. Правомерны ли действия продавца? Ответ обоснуйте. Какие действия в этой ситуации должна предпринять Иванова?
    Задача №5
    Гражданин Николаев заключил со строительной фирмой договор на строительство дачного дома. После того как половина работ была выполнена, Николаев решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы, выполненной строителями, не было. Имеет ли потребитель право на расторжение договора в этой ситуации? Ответ обоснуйте. Каковы должны быть действия потребителя?
    Задача №8
    Купив внуку творожный сырок, гражданка Перцова обнаружила, что на упаковке отмечен только срок годности и нет даты изготовления. Продавец утверждал, что сырок свежий, и поэтому отказывался вернуть деньги. Имеет ли гражданка Перцова право на возврат денег? Ответ обоснуйте. Каковы могут быть действия потребителя?
  • 1. Должны сделать ремонт, если отказываются делать проводить экспертизу и на суд.

    2. Договор заключён на строительство дома, а не его части и мало кого волнует то что он передумал. Если бригада согласна т. е если обе стороны не против то он может расторгнуть

    3. Срок даты изготовления должен быть, тем более это молочный продукт, продавец обязана вернуть деньги. не возвращает идете и пишите заявление в роспотребнадзор и пускай разбираются.

  • Примените знания семейного законодательства для решения жизненных ситуаций. Ситуация:
    Мама 12-летнего Саши второй раз вышла замуж и поменяла фамилию сына на фамилию нового мужа. Но Саша не согласен принять новую фамилию
    Возможное решение:
    ?(помогите) Добавлено 2 года назад ситуация: 14-летний Степан решил устроиться подрабатывать на почту, чтобы накопить деньги на велосипед. Но мама и папа на это согласия не дали
    Возможное решение:
    ?(помогите)
    ситуация:
    у 11-летней Марины родители погибли в автокатастрофе. Девочку решили удочерить соседи погибшей семьи. Однако Марина была против
    возможное решение:
    ?(помогите)
    сИТУАЦИЯ:
    7-летний Максим был привязан к своей бабушке. но после ссоры родителей с бабушкой ему запретили с ней общаться. Бабушка очень переживала, что не видет внука.
    Возможные решения:
    ?(помогите)
    Ситуация:
    Мама Алисы растила ее одна. Когда Алисе исполнилось25, мама заболела, стала инвалидом и обратилась к дочери за помощью. Но алиса отказалась помочь ей так как она замужем не работает живет на содержание мужа и у нее нет времени и своих денег
    Возможные ситуации:
    ?(помогите)
  • Саша, так как ему уже 12, имеет право высказать свое мнение, и к его мнению будут обязаны прислушаться
    2. Смотря какая работа, на некоторые вроде без разрешения родителей допускаются, тем более ему 14, но не уверена
    3. Мнение Марины, в этом случае, учитываться не будет, здесь все решат документы, на удочерение
    4. Так как Максиму, нет еще 12, он не сможет отстоять свое мнение в суде
    5. Это чисто на моральном уровне, тут ни кто заставить не сможет, ведь мама не платила алименты, а значит и не сможет взыскать с дочери
  • исключено, что между ними могут возникать отношения зависти, неприязни, озлобления, сила проявления которых зависит от формы соперничества.

    Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей.

    Но в ряде случаев конкуренты могут пренебречь правилами и прибегнуть к прямому воздействию на другую сторону, чтобы оттеснить ее. В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Соперники стремятся заставить друг друга отказаться от притязаний, навязать свою волю, изменить поведение другого и т. п.

    Конфликты давно стали неотъемлемой частью социальной жизни общества, поэтому рассмотрим подробно такие вопросы, как причины возникновения социального конфликта, его основные стадии, типы и методы разрешения.

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

    В научной литературе существует множество определений понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

    Об этом спорят

    Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разногласий. Приведем мнения нескольких современных российских ученых.

    А. Г. З д р а в о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

    Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-

    ными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

    Ю. Г. З а п р у д с к и й. «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

    Что же объединяет эти мнения?

    Как правило, одна сторона обладает некими материальными и нематериальными (прежде всего властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает

    конфликтное состояние.

    Можно сказать, что социальный конфликт - это особое

    взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

    В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По сути дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они решались цивилизованно.

    В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста

    и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-

    ясним, что к последним относят конфликты, проистекающие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования; при всей своей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

    Изменения общественных отношений в современной России сопровождаются расширением сферы проявления конфликтов, поскольку в них вовлечены не только большие социальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этносами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, конфессиональные, миграционные и другие проблемы. Большинство современных исследователей считают, что в социальных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недостаточно четко проявились. Первый - конфликт наемных работников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социальной обеспеченности и всех прав в области социальной политики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в условиях рынка. Другой - конфликт между бедным большинством страны и богатым меньшинством, сопутствующий ускоренному процессу социального расслоения.

    На развитие социального конфликта влияют многие условия. К их числу относят намерения участников конфликта (добиться компромисса или полностью устранить соперника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

    Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

    Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-

    титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия - это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация - кандидаты на увольнение).

    Наиболее открытой формой выражения социальных конфликтов могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

    Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы акций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения. (Какие исторические примеры подобных акций вам известны?)

    Для успешного разрешения социального конфликта необходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой ситуации в будущем).

    Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта состоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

    Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы разрешения конфликта.

    Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возможность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод использования посредничества выражается в следующем: противоборствующие стороны прибегают к услуге посредников (общественных организаций, частных лиц и т. п.).

    Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точно определить его причины; выявить объективно существующие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем самым стать участниками переговоров, чтобы гласно и доказательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюдной заинтересованности сторон в преодолении противоречий, взаимного признания интересов каждой из них совместный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

    ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта.

    ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.

    Проверьте себя

    1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

    2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

    3) Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия. 5) Что является общей причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные стадии социального конфликта? 7) К каким последствиям приводят социальные конфликты? 8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-

    щью которых частный интерес приобретал вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. Приведите несколько примеров из истории.

    2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у: а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) учащихся класса.

    3. Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашения задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните.

    4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником.

    Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

    5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К., руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

    Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

    Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от вообража-

    емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

    Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-146.

    Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? 2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

    § 8. Этнос и нация

    Вспомните:

    что означают слова «многонациональный народ России»?

    В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей - род, племя, народность, нация. Это говорит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения - род и племя - характерны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода - первобытнообщинных).

    С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей - народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ - многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX-X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

    С возникновением индустриальных общественных систем

    с преимущественно рыночными, государственными и идеологическими социальными регуляторами (в формационных

    терминах - с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации - нации. Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граждан единого государства.

    НАЦИЯИНАЦИОНАЛЬНОСТЬ

    Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация - это исторически сло-

    жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство,

    основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».

    Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным - 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки,

    в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

    В другой трактовке нация определяется как особая исто-

    рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся

    в этническом сознании и самосознании.

    В этом случае, как видим, понятие «нация» соответству-

    ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой - этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.

    Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

    Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности - неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

    Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духов-

    ную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.

    Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет - своего рода память о прошлом,

    обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

    Национальный менталитет - явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться

    к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

    На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.

    Традиции - это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой - явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

    Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин - раб традиции, американец - раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.

    Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать - это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

    Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благороднейшие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в ментальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-

    В суд поступило исковое заявление от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей (6чел) на работу по

    причине трехмесячной задержки з/п. Невыплата з/п была связана с тем, что на расчетном счете нет денег, так как в детском саду все еще продолжается косметический ремонт. В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно и предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали
    является ли данный спор коллективным? Какое решение должен вынести суд?

    какая из перечисленных ситуаций относится к сфере действия гражданского права 1)безбилетного пассажира высадили из автобуса 2)издательство выплатило А14 Десятиклассник выполняет проектную работу по обществознанию: проводит

    микроисследование о музыкальных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом
    списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания, и запишите
    цифры, под которыми они указаны.
    1) наблюдение за поведением одноклассников
    2) описание внешнего вида одноклассников
    3) установление общих черт поведения
    4) анкетирование одноклассников
    5) выдвижение и обоснование гипотезы
    6) формулирование выводов

    А15 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
    «Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему
    успешно заниматься определённого рода ________(А). Формирование способностей
    происходит на основе ________(Б) – врождённых особенностей нервной системы.
    Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В),
    коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные.
    Существует возможность ________(Д) одних способностей за счёт других. Высокий уровень
    развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или
    иной сфере деятельности, называется ________(Е».
    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано
    только один раз.
    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
    Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения
    пропусков.
    Cписок терминов:
    1) потребности
    2) духовные
    3) общие
    4) компенсация
    5) деятельность
    6) задатки
    7) одарённость
    8) организаторские
    9) труд

    А1 Выделите законодательные органы РФ:

    1) Правительство РФ; 2) Совет Федерации;

    3) Президент РФ; 4) Государственная Дума.

    А2 Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов осуществляется:

    1) Президентом РФ; 2) Советом Федерации;

    3) Правительством РФ; 4) Государственной Думой.

    А3 Соедините понятия с их содержанием.

    1) государство

    а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами

    2) автономия

    б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур

    3) гражданское

    общество.

    в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления

    А4 Выделите признаки правового государства.

    1) верховенство закона;

    2) экономическая самостоятельность граждан, основанная на частной собственности;

    3) принцип разделения властей;

    4) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

    А5 Выделите органы исполнительной власти РФ:

    1) Верховный суд; 2) Президент РФ;

    3) Государственная Дума; 4) Правительство РФ.

    А6 Определите полномочия Государственной Думы:

    1) утверждение Указа о введении чрезвычайного положения; 2) объявление амнистии;

    3) назначение на должность председателя Центрального банка; 4) решение вопроса о доверии правительству.

    А7 Электорат – это:

    а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

    в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

    А8 Выделите признаки неправового государства:

    1) господство одной партии;

    2) выборные государственные органы;

    3) регламентация жизни граждан;

    4) защита прав и свобод граждан.

    А 9.Политические отношения есть отношения людей по поводу:

    1) обмена и распределения продуктов производства; 2) власти в обществе;

    3) потребления материальных благ; 4) производства духовных ценностей.

    А 10. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

    1) мажоритарной избирательной системы; 2) пропорциональной избирательной системы;

    3) прямого делегирования депутатов; 4) смешанной избирательной системы.

    А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

    А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

    Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

    1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.


    Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

    Статья
    http://сайт/doc/index.php Предисловие переводчика Предисловие издателя Глава 1. Приглашение из Москвы Глава 2. Прибытие в Советский Союз Глава 3. В Архангельске Глава 4. К земле Франца-Иосифа Глава 5. Встреча с дирижаблем "Граф Цеппелин" Глава 6. На мысе Флора Глава 7. На острове Принца Рудольфа Глава 8. Разочарование Глава 9. На Новой Земле Глава 10. В Москве Глава 11. Заключение соглашения с "Дирижаблестроем" Глава 12. На работе в Конструкторском бюро Глава 13. Секретари и устные переводчики Глава 14. Самокритика Глава 15. Беспризорные Глава 16. Шахматы в России Глава 17. Судьба метеоролога Глава 18. Наши первые дирижабли Глава 19. Перед судом в Москве Глава 20. Необычный полет дирижабля В-3 Глава 21. Непрерывная смена руководства Глава 22. Дирижабли, спроектированные нашим Конструкторским бюро Глава 23. В Кремлевской больнице Глава 24. Возвращение на работу Глава 25. Праздничные дни и каникулы Глава 26. Чистка руководящих лиц Глава 27. Дирижабли и кораблекрушение "Челюскина" Глава 28. Гибель дирижабля В-7 Глава 29. Дирижабль В-6 в полете Глава 30. Катастрофа дирижабля В-7 Глаза 31. Проблема больших дирижаблей Глава 32. Воздушная линия Москва - Свердловск Глава 33. Дирижабль В-6 устанавливает мировой рекорд продолжительности полета Глава 34. Трагический конец дирижабля В-6 Глава 35. Выводы из приобретенного опыта Послесловие


    Глава 12. На работе в Конструкторском бюро

    Умберто Нобиле "Мои пять лет с советскими дирижаблями". Акрон, США, 1987г.


    2 мая 1932 года, устроившись в Москве, я приступил к работе с помощью небольшой группы итальянских техников и рабочих, которые приехали вместе со мной. Прежде всего, надо было решить организационные вопросы. Мы не имели пи мастерских, ни материалов для производства деталей конструкции дирижаблей, ни эллингов, в которых можно было бы производить их сборку. Но для того, чтобы осуществить это, у нас было около восьмидесяти молодых инженеров, которые, вместе с тридцатью конструкторами и чертежниками, работали в Конструкторском бюро (так они называли свою организацию).

    В этой организации отсутствовали многие существенные предметы. Я был даже вынужден послать в Германию заявку на приобретение конструкторских столов, оборудованных чертежными приборами. У нас не было бумаги, так что мы были вынуждены чертить на оборотной стороне географических карт, приобретая их в какой-то антикварной лавке. Когда я пришел, то я застал эту организацию размещенной в большом фабричном корпусе на окраине Москвы (Черкизово). Она занимала два этажа. На первом этаже было что-то вроде примитивной мастерской с одним или двумя механическими станками. На втором этаже, где был очень низко расположенный потолок, имелась одна большая комната, в которой работали конструкторы и расчетчики, и три маленьких комнаты слева от входа. Одна из них была предоставлена мне, вторая - моему представителю, который по-русски назывался "заместитель" и который сменился несколько раз за время моего пребывания, но всегда был коммунистом. Третья комната называлась "секретная часть", в которой хранились бумаги, имевшие более или менее существенное значение.

    С первого этажа можно было попасть на второй, только пройдя через двор и еще более грязную лестничную клетку.

    Здание, в котором была размещена наша организация, было временно арендовано "Дирижаблестроем", так что через несколько месяцев мы перешли в другое место, но и это не было нашим окончательным размещением. В течение первых двух лет Конструкторское бюро меняло адрес четыре раза, два раза на окраине Москвы и один раз в центре, на верхней галерее магазина "Петровские линии" в суматохе торговых лавок, расположенных внизу под нами. Наконец оно переехало на Долгопрудную, где получило опять-таки временное размещение в деревянном бараке. Здесь в течение зимы почти каждый день портилось центральное отопление, в результате чего часто оказывалось невозможным вообще выполнять какую-либо работу.


    Молодые инженеры, предоставленные в мое распоряжение для того, чтобы помочь проектировать дирижабли, были у меня, как я уже сказал, в числе более восьмидесяти человек! А год от года количество их неизбежно увеличивалось, потому что Институт, который воспитывал инженеров-дирижаблистов (Дирижаблестроительный учебный комбинат, или кратко - ДУК), имел не менее пятисот слушателей. И надо было как-то разумно использовать тех, которые завершали полный курс обучения каждый год. Курьезным фактом было то, что в отличие от ситуации в Италии, здесь было очень мало конструкторов - едва ли один на трех инженеров. И точно такое же соотношение было и в мастерских - один рабочий на трех инженеров. Чтобы представить себе как чрезмерна была эта пропорция для меня, я вам скажу, что на военном заводе в Риме, которым я руководил многие годы, и где мы проектировали, строили и испытывали по два, три дирижабля ежегодно, мы никогда не имели больше, чем десять инженеров на весь завод. Они распределялись между Управлением, конструкторским бюро, мастерскими, лабораториями и сборочным цехом.

    Эта перенасыщенность инженерным составом в русском Конструкторском бюро, как вы легко можете себе представить, являлась временами больше помехой, чем помощью в работе, возложенной на меня. Часто я замечал, что они были более подготовлены к индивидуальной работе, чем к коллективной работе в группе. Каждый стремился высказать новые идеи и настаивал на их реализации, в результате чего часто снижалась интенсивность работы, задерживая выполнение других заданий.

    Среди этой массы молодых людей, конечно, не было недостатка и в тех, которые имели большие способности и хорошую техническую дисциплинированность. В результате можно было выбрать лучших из них и подобрать устойчивые группы инженеров, способные хорошо работать. Но этот подбор был частично затруднен тем, что коммунистические руководители иногда выражали недоверие по отношению к беспартийным инженерам. Иногда они проявляли и какую-то ревность к их росту по службе. Это проявлялось и повсюду среди инженеров. В результате отбор иногда производился и в обратном направлении так, что более способные увольнялись. Этот фактор складывался с чрезмерным значением, придаваемым "Дирижаблестроем" к привлечению молодых инженеров при недостаточном наличии в организации техников и квалифицированных рабочих. Все это несомненно существенно затрудняло удачное формирование штатов подразделений, что по моему опыту было необходимо для того рода работ, которые мы намеревались выполнять.

    Вообще я должен сказать, что в течение всего времени моего пребывания в России я постоянно наблюдал одну особенность, не только в той конкретной организации, которая была тесно связана с моей непосредственной деятельностью, но и в других организациях: число людей, занятых в данной конкретной области, было намного больше, чем мы это имели у себя в Италии. Эта избыточность в кадрах была вызвана тем фактом, что всё или почти всё, в советской промышленности создавалось скоропалительно. Они думали, что недостаток в опытных людях можно преодолеть за счет количества взамен качества. Несомненно, что этот недостаток со временем постепенно устранялся.

    Другая причина, почему русский технический персонал давал более низкую отдачу, чем наш, состояла в том, что многие из русских инженеров имели дополнительную работу, которая отвлекала их от их главной работы. Это было бы, конечно, более ощутительно, если бы можно было уменьшить их число и увеличить их заработную плату, гарантируя им постоянную загрузку, прогрессивное возрастание их заработка и положения на работе, рост их заслуг и опытности.

    Странной вещью был и тот факт, что в "Дирижаблестрое", как и во всех других советских промышленных организациях, был отдел, именуемый "отдел рационализации". В этом отделе большая группа инженеров была занята изучением наиболее эффективных путей организации нашей работы, но ни разу не случилось того, чтобы кто-нибудь из них указал на те недостатки, о которых я только что упомянул.


    24 мая 1932 года, вскоре после того, как я был зачислен в качестве технического руководителя "Дирижаблестроя", мне предложили принять на рассмотрение пятилетний план постройки дирижаблей. Ничего о нем в январе этого года я не слышал. Вероятно мое замечание, сделанное Летейзену, было им принято во внимание и было учтено начальником "Дирижаблестроя". Пурмаль сам несколько сомневался в возможности выполнения этого плана. Но новый план, хотя и менее захватывающий, чем предыдущий, был также неосуществимым. Вот цифры, содержащиеся в нем:

    50 полужестких дирижаблей объема не превышающего 100000 м3

    4 жестких дирижабля объема 125000 м3

    4 жестких дирижабля объема 250000 м3

    Я указал Пурмалю, что мы в Италии и фирма "Цеппелин" в Германии, хотя и имели великолепно оборудованные мастерские и опытные бригады рабочих, специалистов в этом виде конструкций, не смогли бы выполнить и одной десятой части этого плана в заданное время. Какая возможность была сделать это в Советском Союзе, где мы совсем не имели мастерских, не было эллинга для сборки и не было обученных рабочих, на которых мы могли бы положиться? Но оптимист Пурмаль не был ни в какой мере поражен моими аргументами. Он просто возразил, что то, что признается невозможным для капиталистических стран, является вполне достижимым в Советском Союзе, где время может быть ускорено по нашей воле.

    Этот чрезмерный и неоправданный оптимизм был заблуждением не только руководства "Дирижаблестроя", но также и тех молодых инженеров, которые работали вместе со мной. Оно было вызвано не столько их технической неопытностью, сколько тем умственным настроем, который они приобрели, думая, что в Советском Союзе всё могло быть сделано лучше, чем где-либо еще. Эта преувеличенная вера в свои собственные возможности являлась, очевидно, отражением той атмосферы энтузиазма, которая в то время охватила всю молодежь Советской России, увлеченную грандиозным государственным строительством. Эта чрезмерная амбиция, вызванная выполнением этих грандиозных планов, могла вызвать лишь улыбку в конкретном случае сооружения объектов столь сложных и деликатных, какими являются дирижабли. Но это были их амбиции, энтузиазм и оптимизм, которые в других областях вели молодых советских граждан к огромным завоеваниям тех времен.

    Возвратимся к плану работ, представленному в мае 1932 года. Я, после многих дискуссий с Пурмалем, завершил их принятие к техническому рассмотрению следующих проектов:

    1 полужесткий дирижабль объемом 2000 м, который будет служить в качестве первого эксперимента для ознакомления советских инженеров с итальянским типом конструкции дирижабля;

    3 полужестких дирижабля объемом 19000 м3;

    1 жесткий дирижабль типа "Цеппелин" объемом 100000 м3;

    1 нежесткий цельнометаллический дирижабль типа, много лет разрабатываемого профессором Циолковским.

    Циолковский имеет очень большие заслуги в качестве предвестника техники астронавтики, но этот его проект цельнометаллического дирижабля с оболочкой из гофрированной стали является абсолютно непригодным для реализации. Я высказал свое мнение Пурмалю, что он не заслуживает затраты денег для продолжения соответствующих исследований. Но национальная гордость русских очень велика. Поэтому "Дирижаблестрой" дал приказ не только продолжать работу над этим проектом, которая была начата, но и форсировать ее. Со своей стороны, я закончил тем, что умыл свои руки и заявил, что я убежден, что эти исследования никогда не приведут к конкретному результату.

    Я также попросил избавить меня от работы по другому типу цельнометаллического дирижабля, который был осуществлен в уменьшенном масштабе в США. Он был действительно интересен по типу, но я уверен, что и этот тип конструкции также не будет иметь перспектив развития. Таким образом, я ограничил мою деятельность проектированием четырех полужестких и проведением предварительных исследований по жесткому дирижаблю.



    Статьи по теме: