Краткая биография бориса годунов. Правление бориса годунова Борис годунов краткая характеристика

В 1552 году в семье вяземского помещика родился будущий русский царь Борис Федорович Годунов. После смерти отца его судьбой занялся дядя Дмитрий, который и способствовал зачислению Бориса в 1570 году в опричники. Через год он женился на дочери Малюты Скуратова, приближенного Ивана Грозного. Его сестра Ирина становиться женой Федора, среднего сына Ивана Грозного. В 1580 году ему присваивается звание дворянина.

После смерти царя и вступление на престол Федора Ивановича, Борис Годунов в 1584 году становится членом Верховной думы, получает чин конюшего и наместником в Казани и Астрахани, устраняет при этом основных конкурентов. Фактически это он 13 лет правил страной. Он продолжает политику на укрепление царской власти и расширение границ государства. Он способствовал избранию первого патриарха, в 1589 г. им становится московский митрополит Иов. Ввиду того, что в Ливонской войне было одержано поражение, следовало бы накопить силы для борьбы в будущем, правительство Бориса Годунова возобновило стратегию укрепления русских позиций и строительство крепостных сооружений и городов.

Продолжалось активное освоение Сибири. Из-за хозяйственного кризиса начала 1580-х была установлена крепостная зависимость: вышел указ об «урочных летах» в 1597 году, согласно которому беглых крестьян в течении пяти лет объявляли в розыск, судили и возвращали назад.

Царь Федор умер 6 января 1598 года, а уже в феврале Земской собор избрал Бориса Годунова на царство.

В 1601-1602 году из-за природных катаклизмов в стране наступил голод, резко выросла цена на хлеб. Ни запреты на повышение цены, ни открытия царских амбаров не помогли - от голода погибла 1/3 населения страны. Это породило начало народных волнений.

В1603 году произошло восстание под предводительством казачьего атамана Хлопка. Бунт удалось подавить, но стали ходить упорные слухи, что царевич Дмитрий жив и в 1604 году народные массы, возглавляемые казаками и получившие поддержку со стороны Польши, направились в сторону Москвы. Войско Лжедмитрия I было разбито и его остатки отошли в Путивль.

13 апреля Борис Годунов потерял сознание и, не приходя в себя, скончался. Он был похоронен в Московском Архангельском соборе, позже перезахоронен в Варсонофьемском монастыре.

Вариант 2

Время правления Бориса Годунова окутано множеством страшных историй, тайн и не до конца исследованных фактах. Ясно одно Борис Годунов реально существовавшая историческая личность, повлиявшая на ход развития российской истории.

Будущий царь рожден был в семье помещика, среднего достатка, в 1552 году в пригороде города Вязьмы. Несмотря на полученное образование, умение писать и читать, юношу считали малограмотным, поскольку им было не изучено священно писание, являющееся основополагающим предметом в обучении.

После смерти отца в 1569 году Бориса забирает на воспитание дядя Дмитрий, продвижение по службе которого позволили племяннику приблизиться к царскому двору. Будущий царь подростал с детьми правящего государя Ивана Грозного.

Дворцовая жизнь формировала характер юноши. Он видел и принимал участие в пытках и казнях, понимал как строятся политические отношения при дворе.

Восемнадцатилетним юношей Годунов занял пост государственного постельничего, тем самым становился ушами и глазами царя, он заведовал царским дворцовым хозяйством и охотой.

Шустрый и смышленый Борис приглянулся Малюте Скуратову, который отдал ему в жены свою дочь Машу. Годунову в 1758 году присвоено звание боярина и пожалована новая должность. Замужество его родной сестры Ирины на сыне Ивана Грозного Федоре позволило Годунову продвигаться по службе и после смерти Ивана Грозного в 1784 году.

При правлении Федора Иоанновича Борис Годунов стал невидимой тенью государя, умело управляющий государственными делами. Именно его заслугой стало укрепление судоходства на Волге, строительство города Томска, избрание первого патриарха.

Хитрый и умный Годунов видел перспективу своего будущего. 13 лет правления при царе Федоре фактически были временем царствования самого Бориса. Для восхождения на престол Годунову мешал лишь младший сын Ивана Грозного Дмитрий, который внезапно по непонятным причинам скончался в Угличи. О причастности к смерти цесаревича Бориса Годунова ходят споры до сегодняшнего дня. 01 сентября 1598 года Годунов венчан на престол.

Как полноправный правитель Борис продолжил свою политику. В страну приглашаются специалистов из разных стран, которым передавались земли с крестьянами. Потерпела неудачу попытка царя открыть университет, духовенство имело огромную власть и было против создания научного образовательного заведения. В период правления резко повышались цены на продукты питания (более чем в 100 раз). Попытки раздачи бесплатно хлеба не спасли положение Бориса Годунова.

Народ был недоволен царем, восстание под руководством Хлопка 1602 года подорвал царский авторитет. Подавление в 1603 году восстания, перешло в слухи о спасенном Дмитрии, самозванцы пытались захватить власть.

В 1599 году состояние здоровья царя резко ухудшилось и в 1605 году шестидесяти трех летний царь скончался.

Всю свою жизнь Борис был верен своей жене Марии и от их брака родилось двое детей: Федор и дочь Ксения. После смерти отца на престол вступил Федор II , правление которого продлилось около трех месяцев.

Биография 3

За всю историю России успело смениться большое количество царей, князей и президентов. И многие из них достаточно известны. Одни сделали для страны много хорошего, а другие - достаточно плохого. Борис Годунов также выделяется среди всех остальных правителей. Итак, кем же был Борис? Что он принес русскому народу? И по какой политике он правил?

Был рожден в 1552 году в Вязьме. Родословные корни уходят в татарский род. Был членом семьи помещика. В юношестве смог получить образование, но со Священным писание не был знаком. Казалось бы, и в чем проблема? Беда была в том, что знание церковных книг было основой учебы, а потому не знать данную сферу было недопустимо. Потому Годунова считали недоученным ребенком. Борис Годунов в принципе был неудачником, так как он был первым за историю России избранным правителем, которого возненавидел народ. Но за что?

Система правления Годунова.

Начал править Борис в 1587 году, но русским царем его избрали в 1598 году. Он прервал правление династии Рюриковичей, которые царствовали на протяжении 700 лет. Его подозревали в убийстве Ивана Грозного и Федора Ивановича путем отравления. Народ считал, что это было сделано ради получения трона. Однако, ни одной улики найти не удалось. Благодаря Годунову появилось патриаршество. Это было великое событие для России. Случилось оно в 1589 году.

Первым патриархом стал митрополит Иов. Борису Годунову нравились различные новшества. Например, им был построен водопровод. Работал он за счет насосов, по которым вода шла из Москвы – реки к Конюшенному двору. Также, Борис Годунов впервые ввел крепостное право. На Юрьев день, если рабочий крестьянин завершил работу у одного землевладельца, тогда он мог перейти к другому. Ну и конечно, стоит рассказать о событии, случившееся с 1601 по 1603 года.

Голод на Руси и как закончилось правление.

Так совпало, что Борис Годунов правил во время Смуты. Может быть, она повлияла на то событие, из – за которого Бориса возненавидели. Итак, объясняю. В 1601 году начался массовый голод на Руси, во всем виноваты заморозки и неурожай. Чтобы как – нибудь помочь, Годунов сбавил налоги и начал раздавать деньги и зерна из того, что было у него самого. Ситуацию это не поправило, так как цены поднялись в 100 раз, из – за чего казна быстро опустела. Вскоре на улицах лежали трупы людей и домашних животных.

Народ начал считать, что Годунов не способен совладать с проблемой, потому начались бунты. Однако, результата они не принесли никакого. К концу этого ужаса было насчитано около 127 тысяч трупов. Погиб Борис Годунов в 1605 году. Смерть возникла из – за мочекаменной болезни. Есть один любопытный факт: в могиле, где лежит Борис Годунов, пропала его голова. Кто и зачем ее украл – неизвестно.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Дмитрий Донской

    Дмитрий Донской – знаменитый русский князь, прославившийся, прежде всего, своей победой на Куликовом поле. Его краткая биография – поучительное чтение для детей.

  • Аркадий Аверченко

    Аркадий Аверченко – замечательный отечественный юморист, писатель, публицист, народный деятель, произведения которого всегда поднимали настроение простым людям, которые приходя домой после работы, сразу принимались читать его произведения

  • Аркадий Гайдар
  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

  • Успенский Эдуард

    Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

Вариант 1

В своих трагедиях Пушкин показал себя великим знатоком человеческого сердца. В исторической драме «Борис Годунов» рассказана трагедия царя Бориса, достигшего престола неправым путем. Пушкин рисует характер Бориса всесторонне: и как честолюбца, которого мучит совесть, и как мудрого правителя, который искренно желает принести пользу народу, но не может сделать чуда, не может осчастливить разоренную, истерзанную Смутным временем, войнами, болезнями, голодом, боярской эксплуатацией и всякими напастями Русь.

Борис представлен не только как правитель, как царь, но и как человек, семьянин, отец, заботящийся о судьбе своих детей. Пушкин понимал, что не бывает людей абсолютно плохих, как не бывает и абсолютно хороших. Добро и зло в человеческой душе причудливо переплетаются, и очень трудно дать человеку окончательную оценку.

Центральный образ трагедии — Борис Годунов. Изображая царя Бориса, Пушкин в основном следовал Карамзину, видевшему в царе Борисе преступника, убийцу малолетнего царевича Димитрия. Но творческий гений Пушкина преодолел влияние Карамзина. Пушкин дал в трагедии не односторонний образ царя-убийцы, а живой образ человека во всей глубине, сложности и противоречивости его психологии.

Царь Борис предстает в трагедии как «царь умный, способный и опытный» (Белинский), как человек, наделенный целым рядом положительных свойств. Это не изверг по натуре. Убийцей сделала его неудержимая страсть властолюбия, и Борис всю жизнь жестоко терзается от сознания совершенного им преступления.

Борис, прежде всего, — мудрый и опытный правитель. Еще при царе Федоре он фактически обладал всей полнотой власти, так как «царь на все глядел очами Годунова» . Вступив на престол, он стремится завоевать расположение народа:

«В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать …»

Сначала это ему удается. Боярин Воротынский, враг Бориса, признает:

«А он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.»

Басманов тоже отмечает у Бориса «высокий дух державный» и верит, что царь сотворит еще в России много добра. Ум, энергия, попытка найти поддержку в народе, мудрые правительственные реформы вроде проекта уничтожения местничества («Не род, а ум поставлю в воеводы») — все это характеризует Бориса как опытного правителя страны.

Положительным качеством Бориса является также его взгляд на просвещение. Борис признает высокое значение науки. Он говорит сыну:

«Учись, мой сын: наука сокращает

Учись, мой сын, И легче и яснее

Нам опыты быстротекущей жизни…

Державный труд ты будешь постигать.»

В сцене разговора Бориса с сыном Феодорам и дочерью Ксенией выступает еще одна положительная черта царя. Он — любящий и нежный отец, глубоко сострадающий горю дочери и с искренней заботливостью воспитывающий сына, своего будущего преемника. Теплотой и задушевностью веет от его беседы с Феодорам и Ксенией.

Мудрый правитель, умный человек, нежный отец, Борис оказывается в то же время глубоко несчастным. Образ его полон истинного трагизма. Почему? Борис когда-то проложил себе дорогу к власти убийством царевича Димитрия. Это превратило всю его жизнь в мучительную трагедию, наполнив его душу тяжкими угрызениями совести. Свое тягостное душевное состояние он выражает в следующих словах:

«И все тошнит, и голова кружится,

… И рад бежать, да некуда … ужасно!

И мальчики кровавые в глазах…

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.»

Ни власть, ни жизнь не веселят Бориса. Он предчувствует «небесный гром и горе», то есть неминуемое возмездие за преступление, и сознание обреченности преследует его на протяжении всего царствования. Самый характер его под влиянием тяжелой душевной борьбы изменяется: Борис делается подозрительным, вводит в систему доносы и шпионство, допускает ряд жестокостей. Он страшен и жесток, когда борется за корону.

Изнемогая под тяжестью мрачной тайны своего преступления, Борис чувствует, что народ начинает относиться к нему с упорным недоверием. Виновником этого недоверия было отчасти боярство, враждебное Борису, умевшее «народ искусно волновать». Но в основе недоверия народа лежал взгляд на царя как на убийцу.

Народ обвиняет Бориса даже в тех преступлениях, которых он не совершал: и в смерти жениха Ксении, и в ускорении кончины царя Федора, и в отравлении царицы, жены Федора (сестры Бориса). Отмена Юрьева дня, в которой народ обвинял Бориса, окончательно отшатнула от него народную массу. Призрак народной любви рассеялся. Годунов тяжело переживает такое отношение к нему народа, но изменить его он бессилен. Он приходит к мрачному выводу:

Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых … Борису приходится выдерживать в конце царствования двойную борьбу: под Севском, Путивлем, Крамами — с Самозванцем, а в Москве — с народом и боярами. Он ясно сознает, что успех его борьбы с Самозванцем зависит от настроения народной массы, и говорит Басманову:

«Лишь дай сперва смятение народа

Мне усмирить.» Но «мнение народное» было против него. Сознание непрочности

своего положения и душевный разлад надломили сильный организм

царя. «Шапка Мономаха» досталась ему ценой таких тяжелых мук, которых он не вынес.

Так Пушкин подчеркнул в трагедии зависимость судьбы царя от отношения к нему народа. Это усилило трагизм образа Бориса, сделало этот образ еще глубже, выразительнее, жизненно правдивее. Но Пушкин дает в трагедии не только моральную, но и политическую оценку личности Бориса. Борис — носитель идеи самодержавия. Все добрые намерения его разбиваются о смутное, глухое недоверие народа не только потому,

что народ видит в нем убийцу царевича Димитрия, но и потому, что Борис — сила, политически противостоящая народу. Сам Борис говорит так:

«Лишь строгостью Мы можем неусыпное

Сдержать народ. Так думал Иоанн,

Смиритель бурь, разумный самодержец.

Так думал и — его свирепый внук.»

Народ чувствует это и отказывает Борису в поддержке.

А. 3ерчанинов, Н. Колокольцев, В. Литвинов

Вариант 2

Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей трагедии образу Бориса Годунова, раскрытому широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как отец, и как личность. Привлекательны человеческие качества Бориса: его огромный ум, могучая воля, отзывчивость на страдания людей, искреннее желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясенной неожиданной смертью жениха. Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он хочет, чтобы его сын вырос человеком культурным, И радуется его успехам в науке.

Борис — опытный и мудрый исторический деятель, правитель. Он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложность обстановки в стране и дает разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав дочь за шведского королевича, он думал об укреплении связей Руси с западноевропейскими государствами. Но царь Борис — типичный представитель царского самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и достигло расцвета при Иване IV. Борис продолжает политику сосредоточения всей государственной власти в руках царя, проводившуюся Иваном III и Иваном IV. Он продолжает их борьбу с родовитым

боярством, которое возглавляли потомки удельных князей, и, как Иван Грозный, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». И дальше царь сообщает Басманову о своем намерении вообще отменить местничество и таким образом лишить боярство его привилегии

Борис продолжает политику московских царей и по отношению к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн III, смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и — его свирепый внук» (Иван IV). Но в закабалении крестьян Борис идет еще дальше своих предшественников. Он «Юрьев день задумал уничтожить», то есть лишить крестьян права переходить от одного помещика к другому, тем самым окончательно прикрепив крестьян к помещикам.

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Характеризуя правление Годунова, Афанасий Пушкин говорит Шуйскому:

«А легче ли народу?

Им посулить старинный Юрьев день,

Спроси его. Попробуй самозванец

Так и пойдет потеха.»

Но в изображении Пушкина Борис типичный московский царь не во всем: он отличается от своих предшественников тем, что он царь-узурпатор, ставший на престол при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII в., как об этом говорят письменные источники того времени, Бориса Годунова считали убийцей царевича Димитрия, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.

Мало того, Карамзин самую трагедию Бориса рассматривает как следствие его преступления: Бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как цареубийцу, но, в противоположность авторам XVII в. и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование

Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, обостряет нелюбовь народа к нему, но не оно главная причина трагедии Бориса.

Гибель Бориса обусловлена социальными причина ми, борьбой классовых сил. На борьбу с Борисом выступило боярство, донские казаки, пославшие Карелу к Самозванцу с обещанием помочь ему достичь престола, Польша, поддерживавшая Самозванца из своих соображений, но главное — народ. Гаврила Пушкин правильно говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогай» и не казаками, а «мнением народным».

Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории. Народ же отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство помещикам; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как средство «удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин, раскрывая образ Бориса, ответил на вопрос о взаимоотношении царя и народа. Он показал, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви, доверия и поддержки народа.

С. Флоринский

Вариант 3

В изображении характеров своей трагедии Пушкин старался подражать Шекспиру, что яснее всего видно на характере Бориса. Годунов, изображенный Пушкиным, наделен многими положительными качествами. Как правитель он обнаруживает высокий ум: назначает воеводой Басманова, человека незнатного рода, обещая уничтожить гибельный обычай местничества и тем возвысить личные достоинства каждого, его ум, а не происхождение.

Борис попечительный и заботливый отец семейства: он интересуется учебой сына, искренно сострадает горю Ксении, оплакивающей своего жениха. Однако когда Борисом овладевает страсть властолюбия, она заглушает в нем доброе начало. Достигнув трона путем преступления, Борис начинает осознавать свой грех; им овладевают чувство страха и угрызения совести.

Он делается суеверным, обращается к колдуну и ворожеям, гадает, как «красная невеста»; его оставляет доверие к людям, и потому он становится подозрительным и жестоким, преследует бояр, подвергая их опале или осуждая на позорную смерть. К народу, которому прежде оказывал благодеяния, Борис теперь относится со злобой и говорит о нем: « …твари добро — не скажет он спасибо; грабь и казни — тебе не будет хуже».

Душевная тоска всецело овладевает Борисом, и под влиянием ее он теряется: выдает себя Шуйскому, когда тот рассказывает о появлении Самозванца, принявшего на себя имя убитого царевича Димитрия; во время рассказа Патриарха о чудесном исцелении перед гробом царевича обливается потом, бледнеет и, наконец, неожиданно прерывает совещание думы.

С.Бураковский

Вариант 4

Трагедия «Борис Годунов» начинается целым рядом сцен, сопровождавших избрание Бориса на царство. Еще из разговоров бояр Воротынского и Шуйского мы узнаем, что

Борис был тайный убийца царевича Димитрия. Действительно, подобные слухи ходили в народе, и поддерживало их главным образом старинное боярстве, которое не любило Годунова как человека, получившего боярское звание при Иоанне Грозном и правившего государством при его преемнике Феодоре.

Разумеется, Годунов воспользовался своим положением, чтобы заблаговременно подготовить себе дорогу к престолу. Уже при Феодоре он расположил к себе мелкопоместных дворян, часть духовенства вместе с Патриархом также было на его стороне. Наконец наступил момент, когда старая родовая знать должна была сознаться, что

Вчерашний, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха …

Борис ничем не был связан с преданиями знатных родов, которые гордились своим древним происхождением. Не в этих преданиях он искал опоры для своего могущества, а в самом себе, в своей личной энергии:

… он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.

Он стремился достигнуть московского престола — и вот … вся Москва

Сперлася здесь; смотри: ограда, кровли,

Все ярусы соборной колокольни,

Главы церквей и самые кресты

Унизаны народом.

Перед ним выборные люди, бояре, вся Москва и сам владыка-патриарх; все плачут, рыдают и зовут его на престол:

Будь наш отец, наш царь!

Годунов, пролив кровь, совершив убиение царевича, упрямится, он отказывается и медлит, так как хорошо знает, что обязанности царя тяжелы. Медлит Борис также и оттого, что хочет видеть всю Россию у своих ног, молящую его взойти на престол в Москве, если уже

суждено быть ему царем. И наконец —

Венец за ним! он царь! он согласился!

Не совсем искренни слова Годунова, сказанные Патриарху и боярам тотчас после избрания его:

Обнажена душа моя перед вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

На эту хитрость Годунова Шуйский обратил внимание Воротынского, который припомнил в эо время слова Шуйского:

Народ еще повоет, да поплачет, И наконец по милости своей

Борис еще поморщится немного, Принять венец

Что пьяница пред чаркою вина, смиренно согласится …

На самом же деле Борис не мог перед всеми обнажать свою душу с ее роковой тайной, которая и была главной причиной его страха и смирения. Разумеется, в эту торжественную минуту проявлялись лучшие чувства его души. Он полагал, что Россия найдет в нем достойного царя, который будет стараться все сделать для счастья народа; он искренно верил, что сможет дать это счастье и тем самым залечить свою душевную рану. Это видно из его молитвенного обращения к ангелу-царю, Феодору:

И ниспошли тому, кого любил ты,

Да правлю я во славе свой народ,

Священное на власть благословенье:

Да буду и праведен, как ты.

Изображая светлые стороны души царя, Пушкин выводит личность Годунова как правителя с душою русскою, благоверного царя. Борис согласился на принятие царского достоинства и стремится ознаменовать первые минуты в этой новой жизни:

Теперь пойдем, поклонимся гробам

Почиющих властителей России,

А там — сзывать весь наш народ на пир,

Всех, от вельмож до нищего слепца;

Всем вольный вход, все гости дорогие.

Вглядываясь в эту черту Бориса, невольно замечаешь в нем русского царя-батюшку. Как царь, он стремится принять всех подданных в свое царское жилище, за одним столом он хочет потчевать всех подданных, власть над которыми ему дал сам Бог. Но шесть лет спустя после начала царствования Борис разочаровывается в жизни:

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет.

Не любит его народ — в этом все его горе. Ничего не щадил он, чтобы «в довольствии народ свой успокоить», особенно во время голода и пожара. Но, принимая щедроты и милости царские, народ проклинал самого царя как виновника всех бед. Борис расценивает это так:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых …

Преследуемый различного рода бедствиями, он желает узнать свое будущее, а потому зовет к себе кудесника. Бедствия народа приводят Годунова, к отчаянью и в исступлении он произносит: «Все я … » Царь не нашел в народе нравственной опоры для своей власти. Ядовитое жало клеветы проникло даже в его семейную жизнь: говорили, что он отравил сестру свою, вдову покойного царя Феодора, и жениха своей дочери, королевича Датского.

Это было в высшей степени жестоко и несправедливо, потому, что Борис был примерным отцом семейства. Итак, ему не оставалось ничего другого, как искать опоры в самом себе. И он ищет ее.

Ах! чувствую: ничто не может нас Над злобою, над темной клеветою.

Среди мирских печалей успокоить; Но если в ней единое пятно,

Ничто, ничто … едина разве совесть. Единое, случайно завелося,

Так, здравая, она восторжествует Тогда — беда! ..

В сознании своей невинности он произносит слово «совесть», и вдруг замечает, что он не поддается тому течению мыслей, которое направлено было к обвинению народа. Обвинитель щадит себя и не хочет признаться себе в том, что хотел быть «благим» царем, но никогда не был «праведным», что его желание народного счастья было не что иное,

как сделка с совестью. Понятно, что он искал не столько народной любви, сколько популярности, которая была для него необходима как защита от врагов. Когда же царь заглянул в свою совесть, он понял ее ответ и сам признался, что «жалок тот, в ком совесть нечиста». Совесть окончательно сгубила Годунова. Она была послана из могилы убитого по его приказанию царевича Димитрия, а самого царя теперь

Все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах.

Еще один раз проглядывают светлые стороны души Бориса, когда он беседует со своими детьми: утешает дочь, оплакивающую своего жениха, советует сыну учиться и хвалит сладкий «плод ученья». Сцена эта служит образцом простой, задушевной, семейной беседы отца с детьми. Предположение Шуйского о возможности восстания народа после

появления воскреснувшего Димитрия при водит царя в отчаяние; он запинается и не знает, за какую мысль ухватиться, велит удалиться царевичу, приказывает оградить Россию от Литвы заставами, насмехается

над тем, что мертвые могут

Допрашивать царей, царей законных,

Назначенных, избранных всенародно,

Увенчанных великим патриархом.

Он требует и от Шуйского смеяться над этой вестью, и здесь проглядывает еще одна черта его характера — хитрость. Борис будто бы он не знает о смерти царевича Димитрия, заклинает Шуйского сказать ему всю правду и грозит жестокой казнью за неправду.

Шуйский клянется, что своими глазами видел труп Димитрия. Но Годунов не мог не сознавать правды в словах Шуйского: «Толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя». Конечно, если бы Годунов не был участником убиения Димитрия, то мог бы спокойно вступить в борьбу с мнимым Димитрием или добровольно уступить свое место действительному Димитрию. Но положение его было совершенно иное: недаром ему тринадцат лет «сряду все снилося убитое дитя». В каком положении окажется он,

если дитя это в свое время не было убито, а теперь найдутся свидетели преступлений царя? Тогда и отречение от престола не помогло бы ему, не сняло бы с него позора, и он не нашел бы поддержки ни в ком, даже в своем сыне. Разумеется, ему было важно знать, кто враг его. Это было для него равносильно вопросу: быть или не быть, можно ли рассчитывать на успех в это борьбе или нет. Слишком далеко зашел он в своем честолюбии, и падение с той высоты, на которой он теперь находился, было бы ужасным.

Таким образом, отступление назад уже было невозможно, тем более что Шуйский решительно заявил: « … Сомненья нет: Димитрий во гробе спит». Слова эти давали Борису опору для самозащиты от обманщика, который сеет смуту в государстве:

Кто на меня? Пустое имя, тень — На признак сей подуй — и нет его.

Ужели тень сорвет с меня порфиру, Так решено: не окажу я страха, —

Иль звук лишит детей моих наследства? Но презирать не должно ничего …

Безумец я! чего ж я испугался? Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Тем не менее пришедшие бояре своими новостями заронили в душу Годунов держит в боярской думе совещание, на котором Патриарх советует:

… во Кремль святые мощи

Перенести, поставить их в соборе

Архангельском; народ увидит ясно

Тогда обман безбожного злодея,

И мощь бесов исчезнет яко прах.

Борис слушал, а бояре видели, как

Государь бледнел

И крупный пот с лица его закапал.

Тревога царя растет, он чувствует потребность в посторонней поддержке и просит:

Владыка патриарх,

Прошу тебя пожаловать в палату:

Сегодня мне нужна твоя беседа.

Однако тревога не мешает царю сделать нужные приготовления к войне, и первоначально это имело успех. Войска Лжедимитрия разбиты полками Годунова, но эта победа в сущности ничего не меняла. Народ продолжает переходить на сторону Самозванца.

Тревожимый извне и потрясаемый изнутри, чувствуя, что трон начинает под ним колебаться, Борис внезапно заболевает; он чувствует приближение смерти и дает предсмертные наставления сыну о том, как править государством. Самые нежные чувства и заботы, самая глубокая политическая мудрость высказывается в последних словах Годунова.

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь … о Боже, Боже!

Сейчас явлюсь перед Тобой — и душу

Мне некогда очистить покаяньем.

Но чувствую — мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья …

Будь милостив, доступен к иноземцам,

Доверчиво их службу принимай.

Со строгостью храни устав церковный;

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость:

Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет.

В семье своей будь завсегда главою;

Мать почитай, но властвуй сам собою

Ты муж и царь; люби свою сестру,

Ты ей один хранитель остаешься.

После наставления сыну наступил последний в этой жизни час для царя.

Все кончено — глаза мои темнеют,

Я чувствую могильный хлад …

Ударил час, в монахи царь идет-

И темный гроб моею будет кельей …

В последние минуты земной жизни царь хочет со всеми помириться, дабы с миром и в мире отойти к источнику мира — Богу:

Я доволен. И вольные и тайные обиды …

Простите ж мне соблазны и грехи Святой отец, приближься, я готов.

Таковы последние слова Годунова.

Таким образом, Пушкин создал образ Годунова ярко и всесторонне, со всеми положительными и отрицательными чертами, показав его добрую и светлую, мрачную и безотрадную стороны. Он хитер, он по-царски щедр и велик; у него светлый ум и широта взгляда — «высокий дух державный», но совесть его зазорна, больна; тяжелое пятно лежит на ней. Совершеннее образа Годунова, каким он вышел у Пушкина, нельзя представить. Он уловил все те черты, которыми русский народ определил историческое лицо Годунова.

В трагедии «Борис Годунов» проводится мысль о том, что за преступление, подобное совершенному Годуновым, небесное правосудие карает беспощадно. Преступление это постоянно преследуется личными, семейными и государственными бедствиями.

Карамзин в своей «Истории Государства Российского» пишет: «Святая кровь Димитрия требовала крови чистой; и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и за

своих ближних». Пушкин рассматривает Годунова так же, как Карамзин, то есть принимает за истину, что Борис был убийцей царевича. И невольно припоминаются слова: «И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда!». Трагизм усиливается последними словами: «народ безмолвствует». Это молчание народа выражает собой ужас, охвативший народ при виде гибели невинных детей Годунова — искупительной жертвы за преступление отца.

0 / 5. 0

Период царствования Бориса Годунова вошел в историю как один из самых неоднозначных. Карьера Годунова началось еще в годы . Будучи талантливым и дальновидным политиком, Годунов смог подняться из опричников до приближенных бояр царя Ивана Грозного. Еще при жизни Грозного он оказывал влияние на государственные решения, действуя впрочем разумно и с осторожностью.

Возвышение Бориса Годунова

Правление Бориса Годунова началось задолго до его официального вступления на пост государя. После смерти Ивана Грозного в 1584 году престол наследовал старший сын царя Фёдор, добрый, благочестивый, но в то же время неспособный к государственному управлению. В кратчайшие сроки после восхождения Фёдора на престол смог добиться такого влияния, что фактически правил страной в течение всех четырнадцати лет царствования Фёдора и уже тогда проявил себя как выдающийся государственный деятель и искусный политик.

После смерти Ивана Грозгого ходили слухи, будто бы причиной гибели царя стал яд из рук Годунова. Обвинение было опровергнуто придворными медиками: Грозный умер по естественным причинам.

Царь Фёдор, не имея не только способностей к правлению, но и желания участвовать в решении государственных вопросов, передоверял Борису все дела, вплоть до приема иностранных послов (чего прежде не удостаивался ни один боярин). Первыми важными внешнеполитическими шагами Бориса Годунова стало установление продолжительного мира с Польшей и русско-шведской войной в 1590-1595 гг. Решения Бориса были направлены на укрепление и расширение границ России. В ходе войны со шведами русские войска вернули потерянный в Ливонскую войну Финский залив. Путем переговоров со Швецией было возвращено под российскую корону несколько городов. Продолжалось расширение русских земель на восток: расширялась колонизация Поволжья и Сибири. Благодаря активному строительству укреплений Москвы было без затруднений отбито нападение крымского хана, который впоследствии был разбит преследовавшими его русскими войсками. Поддерживая терское казачество, Годунов укреплял влияние на территории Кавказа.

Принимая все государственные решения, Борис сосредотачивал усилия на укрепление государственности. Одним из главных исторических решений Бориса на внутриполитической арене стало установление патриаршества, церковь обрела независимость от Византии, одновременно став важным политическим рычагом для российского правителя. Этот шаг существенно повысил авторитет России во всем христианском мире. Еще одним историческим решением Годунова стало усиление политики Грозного по закрепощению крестьян - самого верного, по его убеждению, способа укрепить экономическое состояние страны. По решению Бориса был отменен Юрьев день.

Немало внимания уделялось росту существующих городов и появлению новых. По инициативе Бориса были заложены Самара, Саратов, Белгород, Царицын, Томск, Воронеж. Была возведена внушительная крепостная стена в Смоленске. Властью Годунова переживала расцвет светская и церковная архитектура. Именно по инициативе Бориса в столице появился первый водопровод, который считался тогда чудом техники.

Восшествие на трон

В 1591 году в Угличе произошла трагическая гибель царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного и единственного наследника бездетного Фёдора. Это событие открыло Годунову путь к трону, вместе с тем навсегда запятнав его образ в истории подозрениями в организации убийства царевича. Однако после смерти царя Фёдора в 1598 году именно Борис был избран новым царем.

Борис Годунов стал первым царем, открывшим дорогу просвещению в России: пытаясь основать первый университет он отправил боярских сыновей в Европу - овладевать науками.

Став официальным правителем, Борис Годунов продолжил укреплять внешнеполитическое влияние России. Многочисленные контакты с гостями из западных государств, в числе которых были офицеры, купцы, промышленники, медики, формировали политику, во многом схожую с той, что впоследствии прославила свершения Петра I. Однако правление царя было сопряжено с постоянным противостоянием множеству тяжёлых условий. Постигший страну голод в 1601 году, в течение трех лет уносил тысячи человеческих жизней, что послужило для оппозиционных бояр поводом распространять слух о том, что бедственное положение народа - это проклятие царю за убийство юного царевича Дмитрия.

Положение Годунова лишь усложнялось тем, что в условиях постоянного противостояния он подозревал большинство бояр в заговорах и подверг гонениям многие боярские семьи - насильно отправляя на постриг в монахи, в ссылку, в заточение или на казнь, нередко по подложным обвинениям.

Несмотря на отсутствие должного образования, Годунов проявил себя талантливым экономистом: принимал решения по усилению производства и торговли, освободил часть населения от налогов, а в годы голода открыл для народа зернохранилища и установил низкие цены на хлеб. К сожалению, в конечном итоге от бедственного положения народ это не спасло.

На пороге смуты

Последствия трехлетнего голода и участившиеся на его фоне разбои, эпидемии, растущее недовольство бояр - стали началом тяжелого исторического периода, получившего название Смутного времени. Пытаясь вернуть расположение народа, царь объявил о раздаче милостыни, но это лишь еще больше усугубило положение - жители окрестных мест, двинувшиеся за государевой милостью в столицу, гибли от голода по пути. Всеобщее недовольство окончательно пошатнуло положение Годунова и создало благодатную почву для появления самозванца — выдавшего себя за чудом спасшегося царевича.

Силы и здоровье Бориса Годунова, последние годы жизни которого были связаны с тяжелыми испытаниями, были необратимо подорваны, и в апреле 1605 году царь скоропостижно скончался.

Правление Бориса Годунова кратко оценивается историками только с отрицательной стороны в целом. Но если заняться этим вопросом детально, рассмотреть политику Годунова глубже, то станет ясно, что не все начинания избранного царя были отрицательными. Напротив становится понятно, что многие начинания Бориса Годунова были весьма перспективными.

Официальная дата правления Бориса - 1598-1604 гг., однако у власти он находился гораздо дольше. После вступления на престол - сына , Годунов оказался в числе приближенных к новому царю. Постепенно он завоевывал больше доверия и власти, в итоге он стал регентом при царе Федоре, который был слабоумен. Фактически его власть была неограниченна никем.

Время правления Бориса Годунова


Время правления Бориса Годунова стало для него золотым периодом. Стоит немного вспомнить о том, откуда на Руси появился род Годуновых. Предком Годуновых был татарский мурза Чета. Он был перебежчиком и покинул Орду еще при Иване Калите. На территории Руси он крестился, а позже основал Ипатьевский монастырь - знаменитый позднее. К тому же Чет стал родоначальником сразу нескольких фамилий. Это были такие фамилии как:

  • Годуновы;
  • Сабуровы и др.;

Сам Борис считался красавцем. Несмотря на то что рост его был невысок, фигуры его была плотной, но присутствовала и хилость. Наверное, Борис был способен убеждать, хорошо владел речью и мог заставить слушать себя, при том, что его образование оставляло желать лучшего. Самое главное, что это был человек целеустремленный, ни на минуту он не оставлял попыток приблизится к управляющей верхушке.

Его карьерный путь был следующим:

  1. 1581 г. - Борис Годунов боярин;
  2. С 1584 г. Годунов стал обладать несколькими титулами, такими как:
    • Конюший;
    • Ближний Великий Боярин;
    • Наместник Казанского и Астраханского царств.
  3. В 1594 г. царская грамота даровала ему титул правителя, это при том, что Федор в то время еще был царем. Интересно, что уже через год в правители официально приписали и сына Бориса Годунова.

Борису Годунову выпало управлять страной в один из самых тяжелейших этапов в истории России. Прерывание династии Рюриковичей сильно сказалось на авторитете монарха, и самому Годунову приходилось регулярно бороться с самозванцами и восстаниями. Несмотря на всю сложность внутриполитической ситуации, Годунов провел несколько важных реформ, оказавших воздействие на дальнейшую историю страны. К тому же, новый правитель пытался ликвидировать ужасающие последствия неразумного правления своего предшественника, но все эти меры тонули в омуте народного недовольства.

В 1598 г., с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

Борьбу за власть молодой боярин начал сразу же после смерти Грозного. Поначалу он был на вторых ролях - лишь наблюдал, как схватились между собой два клана - Романовы и Милославские. В решающий момент чувствуя силу бояр Романовых, Годунов вступил в союз с ними и нанес удар сначала по князьям Милославским, добившись от царя опалы для Ивана Федоровича Милославского, которого насильственно постригли в монахи и сослали в дальний северный монастырь, потом - по боярам Шуйским.

Годунов не прибегал к массовым казням, но беспощадно убирал соперников, а потом тайно организовывал их убийства. За ним стал тянуться шлейф страшных слухов. Ссылки, тайные расправы - все это связывали с именем ненавистного Годунова. С его же именем отождествляли рост налогов, которые увеличились в 1580-е гг. в 1,5 раза.

С 1588 г. началось десятилетие фактического правления Бориса. Царь Федор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правителя. Борис получил право самостоятельного сношения с иностранными государствами, которое использовал, чтобы завоевать популярность в Европе. При его покровительстве английские и другие иностранные купцы приобрели большие льготы в России.

В 1589 г. Годунов помог своему ставленнику, митрополиту Иову овладеть титулом Патриарха. Усилившаяся Русская Православная Церковь стала его прочной опорой.

Но будто злой рок преследовал всемогущего боярина. И указ об урочных летах, сковавший свободу крестьян, и законы 1597 г., отягчившие участь холопов, народ, как и прежние беды, все чаще связывал с именем всесильного фаворита. К тому же народная молва обвинила Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставшегося в живых, кроме угасавшего Федора, сына Ивана Грозного.

Люди подметили, каким образом Борис убирал своих врагов, - сначала высылал их из Москвы, а потом уничтожал при помощи подручных.

Со смертью Федора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились.

Борис стремился поначалу передать трон своей сестре - царице Ирине. Это не удалось, и тогда Борис Годунов начал открытую борьбу за царский престол. Кто были его противники? На царскую корону мог претендовать старший из братьев Романовых - Федор Никитич и дальний родственник Ивана III - Федор Иванович Мстиславский, но они не стали выдвигать свои кандидатуры.

Сложилось положение, когда пресечение династии Рю­риковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. Борис Годунов стоял за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Федор наследовал ему и продолжил династию Годуновых.

Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы Патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание - Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято.

По существу, в стране образовалось две власти - Боярская дума и Собор. Это вело к расколу страны.

Политические страсти накалялись.

Тогда Патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слезно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался.

Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, Патриарх нарек Годунова русским царем. В Успенском соборе Московского Кремля Патриарх вторично объявил Годунова царем. Но бояре отказались присягнуть ему. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась все лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царем.

Политика Бориса Годунова

В первые же дни царствования Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден. Не раз в беседах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: И сию последнюю разделю со всеми».

Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями - Церковь.

Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству.

Это был первый русский царь, который, обрушившись на взяточничество, поднял руку на бесчестных чиновников и продажных судей. Уличенного во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. В лице приказного дьячества Годунов также обрел злейших противников.

Борис Годунов был страстным поборником просвещения, высоко ценил западную культуру. При нем расцвела немецкая слобода в Москве - Кокуй, где была построена протестантская кирха.

Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.

Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем ее создателя - Бориса Годунова. Заботился царь о благоустройстве столицы. При нем прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

Страна постепенно стала возрождаться, настроение на­рода, особенно его средних слоев, менялось в пользу нового царя. Этому способствовала и его манера обхождения с людьми. Он был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Добрые начала и по­мыслы постоянно боролись в его душе с темными страстями. Чувствуя вражду боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

Борис стремился убрать со своей дороги этих очень бо­гатых и популярных в народе бояр. Федора Никитича по­стригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму.

Таблица: плюсы и минусы Бориса Годунова

Плюсы Минусы

Личные качества

Крупный государственный деятель, талантливый политик, осторожность и настойчивость. Знал несколько иностранных языков, имел прекрасную библиотеку. Был чужд косности и предрассудков. Надеялся установить мир и процветание. Стремился ликвидировать культурное отставание России от Запада, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи. Стремился быть «идеальным царем», заботившимся о стабильности общества в целом, об интересах государства.

Выдвинулся как фаворит Ивана IV, ловкий царедворец. Его политические воззрения несли на себе явный отпечаток опричных и после опричных времен. Он поощрял доносы, затевал интриги, часто прибегал к репрессиям. Ссылка и насильственное пострижение в монахи – излюбленные приемы. Главный аргумент – ссылка на традицию (средневековое общество мало восприимчиво к нововведениям). Оказался невостребованным. Упорные слухи о причастности к убийству царевича Дмитрия

Его погубила изматывающая борьба за сохранение и укрепление собственной власти:

Утрата фаворитом своего высокого положения означало в те времена, скорее всего не только гибель его самого, но и тяжкие испытания, бесчестие для всей его многочисленной родни.

«Худородный» Годунов проявил незаурядное искусство интриги стремление единолично властвовать вопреки всему. Истребление кланов Шуйских и Бельских.

Внутренняя политика

    Отказ от политики массового террора;

    Стремление консолидировать весь класс землевладельцев;

    Меры во время голода:

    1. Разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому

      Освобождение холопов, которых землевладелец не мог прокормить

      Бесплатная раздача хлеба

      Организация работ, оплачиваемых хлебом

      Твердые цены, наказание спекулянтов

    Поддерживал посадское население, облегчал положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Делал все возможное для оживления катастрофически упавших ремесел и торговли.

    Широкое строительство городов в Поволжье

    Поддержал освобождение православной церкви от формальной зависимости от Константинополя; 1589 – учреждение патриаршества.

    Использование репрессий в политических целях;

    Дальнейшее закрепощение крестьянства. Была усилена зависимость холопов. Кабальные холопы потеряли право получить свободу, уплатив долг, и оставались в зависимости до смерти господина. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа;

    1601-1603 – голод. Только в Москве погибли 127 тыс.человек. Всего вымерло около 1/3 населения;

    Не добился массовой поддержки, постоянно ощущал непрочность положения;

    Переоценил возможности аппарата и недооценил силу пассивного сопротивления аристократии любым сомнительным или вредным с ее точки зрения нововведениям.

Внешняя политика

Укреплял и расширял границы страны. Улучшил оборонительные сооружения Москвы и Смоленска. Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. Возрос международный авторитет России. Избегал войн с соседями (15-летнее перемирие с Польшей). Россия получила Ивангород, Ям, Копорье, выход к балтийскому морю. Расширение международных связей.

Репрессии:

Мучительное и позорное публичное наказание (по волоску вырывали бороду). Затем сослали. Ссылка 5 братьев Романовых (в живых остался только Филарет).

Прозорливая и осторожная политика, направленная на возрождение экономики, повышение международного престижа России, позволила отодвинуть конфликт, но не предотвратить его.

Ему досталась тяжелейшая задача – преодоление страшных последствий опричнины (экономический кризис, разобщенность населения).

Беспрецедентный шаг – отправка за границу 18 дворянских детей на учебу. Широко раскрыл двери иностранным специалистам (первая попытка модернизации).

Стремление единолично властвовать вопреки всему не позволило Б. Годунову вовремя избежать кризиса.

Он не оправдал возложенных на него надежд. Разочарование быстро переросло в ненависть.

Царь Борис Годунов – яркая и неоднозначная личность эпохи Смуты. Его относительно долгое правление стало началом одного из самых драматичных периодов российской истории. Сильному и хитрому правителю не удалось полностью устранить последствия династического кризиса. Добившись важных успехов во внутренней и внешней политике, он тем не менее не смог побороть создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси. Недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве.



Статьи по теме: