Тема 7 человек в системе социальных связей

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания
Следующая тема:   Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются : неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое » же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности .

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

Читайте также

  • Обратимся к рассмотрению социальных связей и отношений. Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

  • Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,…

  • — Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

    Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих… [читать подробнее].

  • — Человек в системе социальных связей

    Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

    Социальные связи отличаются по виду, содержанию… [читать подробнее].

  • — Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

    1) традиционный подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образ под возд природн сил. 2) второй подход выделяет структуры внутри соц подсистем: а) этническая структура общ-ва (род, племя, народ, нация).

    В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в…. [читать подробнее].

  • — Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.

    е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа… [читать подробнее].

  • Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.

    Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

    Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей.

    Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

    Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
    сак в данный момент, так и в перспективе.

    отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

    Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

    Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
    те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

    Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

    Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

    1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

    2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    Вебер выделил четыре типа социального действия.

    Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

    1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

    2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

    3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

    4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

    Значительный вклад в теорию социального действия внес Т.

    Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

    1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

    2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

    3) наличие знаковых механизмов регуляции.

    Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

    Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

    1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

    2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

    3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

    4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

    Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

    Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия.

    Данная структура включает в себя:

    1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

    2) объект – цель, на которую направлено действие;

    3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

    4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

    5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

    Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

    Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

    В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

    1) социально-экономические.

    В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

    2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

    3) оптимизация жизненного цикла.

    В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

    После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

    Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа.

    Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т.

    е. иметь характер долженствования и обязательности.

    Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.

    е. самому овладеть миром.

    Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Транскрипт

    1 Тема: Человек в системе социальных связей Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах. Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. Лабораторно- исследовательский Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий) Презентация. Ход урока I. Организационно-мотивационный этап. Обратите внимание на слайды, и предположите о чем сегодня пойдет речь - Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей". II. Цель и задачи урока. - Исходя из темы, давайте определим задачи урока. - На уроке вы будете работать в группах - Необходимо выбрать руководителя группы. У вас на столе лежит оценочный лист, в процессе урока руководители выставляют плюсы и минусы напротив каждой фамилии и это будет основанием для выставления оценок в журнал. Критерии оценивания работы группы: - умение аргументировать свой ответ; - умение сотрудничать с группой; - умение выражать своё мнение.

    2 III. Изучение нового материала. Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".? Кто был прав Платон или случайно проходящий философ. Ответ Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природного и культурного факторов Человеческая природа двойственна. Ребята давайте вспомним биологические и социальные свойства человека. Задание 1 Заполните таблицу: Человек как биосоциальное существо. (Отрабатываются задания В4 на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка). Биологическое в человеке Социальное в человеке 1. Наличие кровеносной системы. 2. Инстинкт самосохранения. 3. Способность создавать орудия труда. 4. Обмен веществ между организмом и природой. 5. Способность к абстрактному мышлению. 6. Умение говорить. 7. Субъект познания и изменения мира. 8. Пищевой инстинкт. 9. Строение клеточной и мышечной системы. 10. Творческая деятельность. Ответ: биологические свойства в человеке

    3 социальные свойства в человеке Ответы детей (примерные выводы) 1) Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. 2) Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. 3) Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером. Задание 2 - При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями. 1 группа 1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид) 2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид) 3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид - Одно из определений записать 2 группа 1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность) 2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность) 3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность) - Одно из определений записать.

    4 3 группа - Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему? Личность - человек с социально значимыми качествами. Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности. - Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему? - Одно из определений записать. Учитель: Есть такое предание Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищешь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми? По вашему мнению, что искал Диоген, говоря я ищу человека. (Личность) - Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений. Задание 3 Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

    5 1 способность делать выбор (сила воли, характер) 2 несет ответственность за свои дела, поступки 3 наличие собственности 4 целеустремленность 5 творческий подход к жизни 6 неудовлетворенность существующем положением 7 спортивная фигура 8 трудолюбие 9 банковский счет 10 независимость 11 инициативность Учитель Легко ли быть личностью? Предполагаемые ответы: - Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие. - Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование. - Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других. Задание 4 Пользуясь художественным рядом, выполните задания 1) Выделите из предложенного ряда примеры положительной личности аргументируйте свой ответ. 2) Выделите из предложенного ряда человека которого нельзя считать личностью.

    6 3) Выделите из предложенного ряда примеры отрицательной личности, аргументируйте свой ответ. 4) Осветить аспект противоположности личности положительной и отрицательной. Учитель: Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества к которому он принадлежит называется социализацией Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Ученые выделяют: 1. Первичную социализацию усвоение норм и ценностей ребенка 2. Вторичную социализацию - усвоение социальных норм и ценностей взрослого. Социализация сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность в данном обществе. Учитель: Скажите, процесс социализации имеет какие-то рамки, или это длительный процесс..

    7 Вывод: Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Вспомните наш анекдот про Платона!!! Сегодня на уроке мы постарались приблизится к пониманию понятия человек и в этом нам помогли новые понятия и термины, напомните пожалуйста какие понятия мы усвоили на уроке. Предполагаемые ответы: - Биологическое и социальное в человеке - Индивид, индивидуальность, личность - Социализация Возможно, этот ответ будет найден в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, от того в каком обществе человек живет и формируется зависит какой личностью он станет. Ребята я благодарю вас за урок, мне очень понравилось работать с вами, желаю вам стать полноценными личностями,. Рефлексия Домашнее задании е: 7, опережающее дом. задание с, (прочитать) Написать эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.


    Преподаватель: Бутов Николай Петрович 1.Понятие «личность» 2. Понятие «индивид» 3. Понятие «индивидуальность» Цели: -ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности -доказательство

    ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

    Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Тема урока: Философские представления о социальных качествах человека План 1. Человек, индивид, личность. 2.

    Раздел 3. Отраслевая структура философского знания Тема 3.3. Философия человека (антропология) Тема занятия: Философская антропология как отрасль философского знания. Проблема антропосоциогенеза. План

    Рабочая программа по психологии для 6-го класса На 2013-2014 учебный год Количество часов в неделю-1 Количество часов в год -34 Пояснительная записка к рабочей программе по психологии в 6 классе. Данная

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Понятие истины, ее критерии. 2. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

    Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.2 Сознание, его сущность и структура Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными

    Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Абабкова Светлана Владимировна Предмет Биология Класс 5в Тема урока Строение клетки. Дата 10.12.2014 Место прповедения МБОУ СОШ 121 Уровень городской Тип урока

    Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и

    Сахтерова Г.В. учитель начальных классов ГБОУ ООШ 6 Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка Введение В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко

    1) Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает 1) половые и возрастные особенности 2) наследственные признаки 3)

    Человек Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции 1. Человек от животного отличается тем, что он 1) имеет природные инстинкты 2) обладает наиболее совершенным слухом 3) не зависит

    СОЗНАНИЕ - свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения

    Оценка метапредметных результатов Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) качественно новая задача, поставленная перед школой. Метапредметные результаты образовательной

    Процесс обучения как целостная система C.Н. Сиренко Двусторонний характер процесса обучения Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел который надо зажечь. Б. Паскаль Обучение целенаправленный

    1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

    Обществознание 6 класс. Человек в социальном измерении. Человек среди людей. Нравственные основы жизни. 1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности

    Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

    Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века, Творим по мере наших сил. Н.А. Заболоцкий СУЩНОСТЬ СОЦИЛИЗАЦИИ Социализация это процесс вхождения человека в социальную группу,

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 470 Калининского района Санкт-Петербурга СОГЛАСОВАНА: на заседании МО учителей предметников. Председатель МО: (Сенькова Л. П.) «29» августа

    Моя система работы Тема: Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Цели: 1. Повысить качество образования, способствовать социализации выпускников школы. 2. Формировать

    Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования

    NovaInfo.Ru - 33, 2015 г. Юридические науки 1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Дегтярева Ольга Леонидовна Проблема личности относится, как пишет В.Н. Мясищев , к компетенции многих

    Румянцева Л.Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. Ключевые слова (тезаурус): Компетентность - способность,

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Шевченко Л.Г. преподаватель КИОТ СПб АППО СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ОРИЕНТИРОВАНА НА ТО, ЧТОБЫ ребёнок научился учиться открыл в себе энергию познания, постоянного

    Модель выпускника школы Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения. Выстраивая

    Аннотация к программе по дисциплине «Психология» по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит квалификация - бакалавр 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО

    Человек в социальном измерении МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 5 классов Составитель: Султанова Л.А., учитель биологии. Тольятти 2016 Содержание 1. Пояснительная записка. Общие цели преподавания биологии на ступени основного

    М.Е.Дуранов, В.И.Жернов СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Человек является биосоциальным феноменом. Как биологическое существо он связан с природой, как социальное - с обществом. Человек как

    Потребности человека Осознаваемая человеком потребность в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности: 1) уверенность 2) развитие 3) потребность 4) общение Потребности, возникающие

    Математика 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013 Урок 52. Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 2) Цели:

    Тема урока «Лишайники» 5 класс УМК: В.В. Пасечник «Линия жизни» ФГОС Рындина Светлана Васильевна МОУ СОШ 7 г. Алексеевки Белгородской области Учитель биологии Технологическая карта урока. Ф. И. О. педагога

    Обществознание аннотация к рабочей программе 5 класс Обществознание. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении «Средняя образовательная школа п. Эгвекинот» конспект урока математики по УМК «Перспектива» Учитель: Ригина Э.В. Эгвекинот, 2014 год Предмет: математика,

    Рабочая программа по обществознанию 6 класс 1.Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего

    МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь Человек в социальном измерении Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение «Начальная школа детский сад 2» города-курорта Кисловодска Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Леса умеренного пояса» во 2 классе УМК

    Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

    Урок обществознания в 11 классе учитель обществознания МБОУ Большебыковская СОШ Косинова Т.Н. Тема: ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ Цели учителя: мотивировать учащихся на изучение особенностей влияния общества на

    «Воспитание личности школьника важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» Подготовила Чернышева М.В. учитель начальных классов Начало обучения в школе это новый и важный этап в воспитании

    Аннотация к программе по биологии 5 класс В 5 классе учащиеся начинают изучение предмета биология. Общие цели биологического образования: - социализация обучаемых вхождение в мир куль туры и социальных

    ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК" 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Структура деятельности Компонент структуры Характеристика Осознанный образ результата деятельности Средства Приемы, способы действий,

    Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

    Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

    Е.А. Сорокоумова САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

    1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе,

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Урок «МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ» Цели деятельности учителя Тип урока Планируемые образовательные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование

    ОГЭ по обществознанию, 9 класс Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора Вопросы кодификатора - Общество как форма жизнедеятельности людей - Взаимодействие общества и природы - Основные сферы общественной

    3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

    Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме «Нормы питания» А.М. Бичекуева, учитель МОУ «Гимназия 5», г.тырныауз, КБР Тема занятия Тип урока Образовательные ресурсы Цель урока Формы и методы,

    Урок факультатив в 11 классе (На основе программы по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля (5-11 классы) Н.П. Михальской) Становления молодого человека, его сложного

    План-конспект урока 1. Богапова Маргарита Александровна 2. МОУ «СОШ 1 р. п. Татищево» 3. Учитель истории и обществознания 4. Обществознание 5. 6 класс 6. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая

    1 Пояснительная записка Программа: Обществознание, 10-11 класс Авторы: Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Е. И. Жильцова, кандидат педагогических

    Аннотация к рабочим программам по биологии в 5-9 классах Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для УМК И.Н. Пономарёвой.

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 21» (ГБПОУ ТК 21) Конспект урока информатики в 5 классе

    Астапович Ирина Вячеславовна, учитель математики высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия 3 г. Бобруйска» Тема урока:,решение иррациональных уравнений Девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли» Цель

    1.Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Федерального закона от 29.12.2012 г.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 3» Гипотезы происхождения жизни на Земле (разработка урока по биологии 12 класс) Учитель биологии МБОУ

    Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы. Рабочая программа составлена на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, с использованием учебно-методического

    Методическая разработка урока «Организм человека» Окружающий мир, 3 класс (УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.) Раздел: «Мы и наше здоровье» Урок 27 «Организм человек» Кургачева Елена Александровна,

    Инструкция по выполнению работы. Часть 1 включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Каждое задание оценивается в 1 балл. Часть

    Технологическая карта урока, реализующего ФГОС общего образования (Обществознание, 6 класс, тема «Человек-личность») Малкова Л.А., старший преподаватель кафедры развития образования ОГБОУ ДПО «Костромской

    Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Класс 7 «А», 7 «Б» Учитель Коробейникова Кристина Алексеевна Количество часов 35 Всего 35 часов, в неделю 1 час. Планирование составлено на основе Федерального

    ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Грушева О.А. Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск В данной статье рассматриваются такие понятия как: самосознание,

    Разработка мастер-класса «Формирование универсальных учебных действий» Бушуева Наталья Сергеевна, Учитель начальных классов МБОУ Часцовская СОШ Деловая игра «Формирование универсальных учебных действий»

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

    Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

    Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

    Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

    Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

    Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

    С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

    Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

    При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

    Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

    Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

    Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

    Ход урока

    I. Организационно-мотивационный этап.

    Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

    Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

    А вы можете сказать, что такое человек?

    Что станет темой нашего урока? Человек:

    Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

    Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".

    II. Цель и задачи урока.

    Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

    А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

    2. ? (Личность).

    На уроке вы будете работать в группах.

    Критерии оценивания работы группы:

    • умение аргументировать свой ответ;
    • умение сотрудничать с группой;
    • умение выражать своё мнение.

    III. Изучение нового материала.

    Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

    Задание 1

    • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
    • 2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

    По ходу работы заполнить таблицу:

    Проверим Таблицу.

    Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

    Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

    1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

    2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

    Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

    Задание 3

    При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

    1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )

    2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )

    3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)

    2 группа

    1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

    2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

    3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

    Одно из определений записать.

    Задание 4

    Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

    • 1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида
    • 1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
    • 2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

    Задание 5

    Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

    Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

    1. Биологическое и социальное в человеке.

    2.Личность.

    Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

    Задание 6

    Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

    • способность делать выбор (сила воли, характер)
    • несет ответственность за свои дела, поступки
    • трудолюбие
    • целеустремленность
    • творческий подход к жизни
    • неудовлетворенность существующем положением
    • стремление к совершенствованию, к развитию
    • самообразование, самовоспитание
    • проявление активности
    • независимость
    • инициатива
    • предприимчивость
    • своё мнение

    Задание 7

    Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

    Личность - человек с социально значимыми качествами.

    Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

    Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

    Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

    Одно из определений записать.

    Задание 8

    Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.

    Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

    Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

    Какое из определений личности отражает оба подхода?

    Задание 9

    Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

    Структура личности

    • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
    • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
    • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

    Легко ли быть личностью?

    Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

    Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

    Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

    Задание 10

    Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

    Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

    Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?

    Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

    А себя вы можете назвать личностью и почему?

    Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

    Задание 11

    Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

    1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник. В.Шекспир

    2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

    3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

    4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

    5. П.И.Чайковский писал: ":в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна".

    6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

    1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

    2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

    3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

    4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

    5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

    6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

    Факторы формирования личности.

    1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).

    2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

    3. Сам человек.

    Деятельность

    Общение

    Творчество

    Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".

    IV. Закрепление изученного.

    Задание 12

    Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

    "Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".

    (Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

    А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

    (Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

    Задание 13

    Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

    "Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но еще вовсе не сам шедевр".

    Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

    И.Кант говорил о личности "Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам".

    (Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

    Задание 14

    Выполните тест.

    1. Человек от животного отличается тем, что он:

    А) имеет природные инстинкты

    Б) обладает потребностями

    В) не зависит от природных условий

    Г) обладает членораздельной речью

    2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

    А) биологические особенности

    Б) тип нервной системы

    В) жизненный опыт

    Г) состояние здоровья

    3. Верны ли следующие суждения о человеке?

    А) Человек есть природный, биологический факт.

    Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    4. Верны ли следующие суждения:

    А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

    Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?

    А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

    Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    6. Верны ли следующие суждения о личности?

    А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

    Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

    а) верно только А

    б) верно только Б

    в) верны оба суждения

    г) оба суждения неверны

    Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

    V. Итог урока

    Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

    "Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

    :Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:" Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

    Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

    Человек в системе социальных связей

    Часть 1

      Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам, к своим поступкам, это

    1)поведение 2) самооценка 3) самообладание 4) самолюбие

    2. Когда начинается самопознание?

    1) с рождения 2) с появления осознанной речи

    3) с поступления в школу 4) после получения паспорта

    3. Способность анализировать свое внутреннее состояние, это

    4. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи, это

    1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

    5. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?

    1) сравнение с другими 2) то, как человек воспринимается окружающими

    3) рефлексия 4) все вышеперечисленное

    6. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения, это

    1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

    7. Непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их (самонаблюдение) это

    1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

    8. К «инструментам» самопознания относится

    1) ведение дневника 2) написание автобиографии 3) сновидения 4) все вышеперечисленное

    9. Первым предложил идею « Я-концепции»

    1) У.Джемс 2) К.Поппер 3) К.Юнг 4) О.Конт

    10. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека». Чье это высказывание?

    1) В. Белинский 2).Ф.Достоевский 3) Н.Чернышевский 4) В. Ключевский

    11. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания

    12. Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, это

    1)экстраверт 2)интроверт 3) софист 4) психоаналитик

    13. Совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя, это

    1) самоконтроль 2) самостоятельность 3) самооценка 4) самонаблюдение

    14. Зрелая личность

    1) обладает способностью к самопознанию 2) знает свои сильные и слабые стороны

    3) имеет положительное представление о себе 4) обладает всем перечисленным

    15. Вставьте пропущенное слово: « Самооценка представляет собой формулу, где успех делится на уровень_____»

    1) притязаний 2) мышления 3) интуиции 4) нет верного ответа

    Часть 2

      Кому принадлежат эти строки?

    Я знаю, как на мед садятся мухи,

    Я знаю смерть, что рыщет, все губя, только

    Я знаю книги, истины и слухи,

    Я знаю все, не себя.

      Вставьте пропущенное слово : « __________-это удача в достижении чего-либо, общественное признание».

      Вставьте пропущенное словосочетание : «_______________ представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени сознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе».

      Установите соответствие

    А. реальное «Я»

    Б. социальное «Я»

    В. Идеальное «Я»

    1) каким человеку хотелось бы быть

    2) каким себя видит человека сейчас

    3) как, по мнению человека, его представляют другие люди

      Вставьте пропущенное слово: «_________, включающее восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации – проявлению своего «Я» в деятельности»

    Часть 3

    Напишите эссе : « Угрызение совести- это эхо утраченной добродетели» (А.Пушкин)

    ключ

    1

    Часть2: 1:Франсуа Вийон 2,Успех 3. Я-Концепция 4.-231 5. самопознание



    Статьи по теме: