Являлась ли гласность важнейшим инструментом демократизации общества. Развитие гласности и демократии в ссср. Новое политическое мышление

С началом в середине 1986 года политики демократизации и гласности, получившей название «перестройка», в общественно-политические процессы вовлекаются широкие слои народа. По сути эта политика являлась ограниченным применением некоторых основополагающих принципов свободы и демократии: свободы слова, печати, совести, общественных организаций и некоторых других.

Расширение рамок свободы слова вело к изменению содержания статей и публикаций в прессе, вызвало невиданный интерес к журналам и газетам. Обсуждались острые вопросы текущей политики и социально-экономического развития. Публицистические статьи И. Клямки- на «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра» вызвали широкий интерес свободой мысли и новизной поднимаемых проблем, непривычно острой критикой существующего строя. Критическое печатное слово стремительно размывало основы коммунистического мировоззрения.

Газеты и журналы стали касаться ранее запретных тем: истории гражданской войны, коллективизации и раскулачивания, репрессий. За возвращением в историю отдельных ранее запретных имен - Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Рыкова, Л. Каменева, Ф. Раскольникова и других - последовало начало процесса реабилитации жертв политического террора.

Восстановлению прерванной связи времен способствовало издание ранее запретных русских философов и писателей: Н. Бердяева, С. Соловьева, Г. Федотова, П. Сорокина, В. Розанова, И. Ильина. Увидели свет произведения А. Платонова, В. Гроссмана, А. Солженицына, В. Войновича, А. Рыбакова.

Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990. С. 216-218.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1995. № 1. С. 123.

Театр одним из первых встретил перестройку как приглашение к свободе и максимально использовал ее. Свобода в театре - это отмена запретов на темы, имена и целые пласты искусства, разрешенные к исполнению спектакли, поток «возвращенной» литературы и сценической публицистики, оттеснивший на время классику. Огромный интерес вызвали спектакли М. Шатрова «Диктатура совести», «Дальше, дальше, дальше...» и другие, постановки в Театре Ленинского комсомола.

Документ

«1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя...»

Свобода привела и к количественному росту театров . Появляется первый частный театр: Театр Антона Чехова в Москве был организован в 1989 году.

Расширение рамок свободы творчества вело к стремительным изменениям в кинематографе. Исчезли «лакировочные» фильмы, далекие от жизненных реалий советского общества. Появились картины, в которых предпринималась попытка осмыслить острые социальные противоречия общественной жизни, устранить «белые пятна» истории в ее кинематографическом отражении. В 1986 году вышла картина Т. Абуладзе «Покаяние», пытавшаяся переосмыслить недавнее историческое прошлое, связанное с эпохой Сталина. Полудокументальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» вызвали интерес публики и значительно повлияли на настроения в обществе.

Только в самом конце 80-х перемены начались и на телевидении. Появились такие передачи, как «Мир и молодежь», «12-й этаж», а чуть позже - «Взгляд». Эти передачи сильно влияли на общественное мнение.

Эпоха «перестройки и гласности» дала возможность гражданам России познакомиться с художественными произведениями деятелей литературы и искусства российского зарубежья или просто вычеркнутых тоталитарной властью из истории отечественной культуры. Открылась панорама современной мировой культуры, и оказалось, что реализм не единственно возможное художественное направление в творчестве.

Политика гласности привела к появлению новых течений общественной мысли: либералов, консерваторов, ультрарадикалов, наци-

Палитра мнений

М. Горбачев: «Необходимо воспитывать людей на примере тех, кто положил свои жизни за революцию и социализм.

Мы должны дорожить каждым годом нашей 70-летней советской истории. О делах тяжелых партия сказала. 1/1 мы не собираемся изображать их сегодня в розовом свете. Но и здесь вступает в силу непреложный социалистический закон правды. Было и то и другое, и радостное и горькое» .

Палитра мнений

Палитра мнений

А. Солженицын: «Горбачев объявил гласность всего лишь, чтобы использовать столичную интеллигенцию против своих номенклатурных врагов. Он был очень недальновидный человек, не понимал, что за внезапной гласностью дальше последуют взрывы национальные, а затем - свобода оружия, а затем свобода преступлений» .

Э. Хобсбаум: «Советский Союз все стремительнее двигался к своему концу. Происходило это из-за комбинации гласности, которая вызвала дезинтеграцию властных структур, и перестройки, нарушившей работу прежних экономических механизмов и не создавшей новых. Жизненные стандарты советских граждан ухудшались день ото дня» .

Палитра мнений

оналистов. Большинство из них стали противостоять коммунистической идеологии, а затем вступили на путь непримиримой борьбы с ней. В обществе стал все шире распространяться антикоммунизм.

Отказ компартии и государства от воинствующего атеизма создал условия для реального внедрения свободы совести. Начался процесс возрождения христианства, других религий. Стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы. Начали строиться новые церкви, мечети, синагоги. Важным событием духовной жизни страны в 1988 году стало празднование тысячелетия крещения Руси.

Документ

Из доклада Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе русской православной церкви. 13 августа 2000 года.

«Празднование 1000-летия крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви» 1 .

Документ

Из доклада М. Горбачева на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...изменения происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше».

Документ

Из письма М. Федорова (Оренбургская область) в газету: «Я самый яростный сторонник перестройки. Еще в 1969 году говорил коммунистам, что во внутренней политике допускаются ошибки. Меня за это обсуждали на партийном собрании. В 1983 году я вновь с беспокойством высказал мысль о застойности общества. Один из районных руководителей пригрозил мне КГБ. Когда пришел XXVII съезд КПСС, партийный руководитель, как бы оправдываясь, сказал мне: "Я же не Ленин, чтобы предвидеть”. Я ответил ему: "Каждый должен учиться у Ленина, чтобы не ошибаться в политике”» 1 2 .

Палитра мнений

Французский историк Н. Верт: «Новое руководство выдвинуло лозунг “ускорения” (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все “перестройка”, определявшаяся как настоящая “реконструкция” всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы» 3 .

В 1987 году гласность была дополнена политикой демократизации. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС одобрил программу политических преобразований, которые должны были дать импульс духовному и социально-экономическому развитию советского общества. Было решено максимально использовать «возможности социалистической демократии», развивать демократию в сфере производства, внедрять самоуправление и выборность руководителей производств, цехов, участков. Предполагалось освободить КПСС от функций хозяйственного управления, а Советы всех уровней превратить из декоративных в реальные органы власти, повысить роль и независимость суда. Ключевой стала идея альтернативных выборов в партии, советах, на предприятиях.

Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. М., 1999. С. 39.

Верт Н. История советского государства. М., 2002. С. 490.

Политика демократизации и гласности была внедрением в существующую социально-экономическую и политическую систему несовместимых с ней свобод и демократических элементов, которые вместо укрепления существующего строя расшатывали и подрывали идеологические основы советской власти. Вместе с тем эта политика дала толчок развитию реальных демократических процессов, которые, наряду со свободой и рыночными отношениями, составляют фундамент социально-экономического строя современной России. Без осуществления политики демократизации и гласности построение нынешнего российского общества было бы в принципе невозможно.

Демократизация и гласностьстимул провал и развитие так называемого общественного «неформал ьного движения», не связанного с партией и являющегося следствием социальной активности масс. В ряде регионов страны, прежде всего в крупных городах, стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, такие как московская «Перестройка», ленинградский «Диалектик», красноярский «Союз в поддержку перестройки». В качестве своих целей они чаще всего провозглашали поддержку проводимых реформ, однако со временем все больше дистанцировались от власти и постепенно переходили в оппозицию к ней.

Оппозиционные настроения проникают и в партию. Их выразителем в высшем партийном эшелоне стал Б. Ельцин, в то время кандидат в члены Политбюро ЦК, первый секретарь Московского горкома КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве вызвало значительный резонанс в обществе. Последовавшая затем отставка и несправедливая критика в средствах массовой информации только способствовали росту его популярности и позволили вскоре вернуться в большую политику в совершенно новом для СССР качестве -лидера оппозиции.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М., 1991. С. 251.

  • Солженицын А.И. По минуте вдень. М., 1995. С. 114.
  • Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.,2004. С. 512.
  • Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

    На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

    Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

    МБОУ СОШ №46 г. Липецка

    Зайцева Юлия Николаевна

    Методический комментарий

    Класс – 11 класс

    Тема: Развитие гласности в СССР

    Цели урока:

      Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

      Выделять причинно-следственные связи

      Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

      Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

      Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

    Задачи урока:

    Образовательные :

      Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

      Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

      Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

      Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

    Развивающие

      Продолжить формировать навыки аналитического мышления

      Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

      Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

      Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

    Воспитательные:

      Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

      Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

      Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

    Планируемые результаты:

      Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

      Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

      Выделение основных этапов расширения гласности

      Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

    Технологии обучения:

    Проблемное обучение;

    Личностно - ориентированное обучение;

    ИКТ.

    Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

    Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

    Используемая литература:

    учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

    Интернет-ресурсы:

    Интернет-портал «РешуЕГЭ»

    Видео-хостинг -

    Технологическая карта урока.

    Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

    Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

    2. Мотивация деятельности

    5минут

    Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

    Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

    Выслушивает ответы. Корректирует тему.

    Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

    Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

    Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

    Сообщение плана работы:

      Расширение гласности

      Проявление гласности в различных сферах жизни

      Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

    Слушают преподавателя.

    Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

    Дают различные ответы.

    Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

    Предлагают различные формулировки.

    Слайд 1.

    Записывают тему Слайд 2

    Формируют цели.

    Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

    Слайд 3 . Знакомятся с планом.

    Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

    Метапредметные регулятивные УУД:

    Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

    Метапредметные коммуникативные УУД:

    Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

    Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

      Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

    2 минуты

    На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

    Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

    Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

    Слайд 4

    Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

    М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

    Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

    Слайд 4.

    Предметные УУД:

    Уметь определять события.

    Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

      Создание проблемной ситуации

    2 мин.

    Гласность.

    Гласность?..

    Гласность…

    Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

    Давайте разбираться.

    Верно ребята.

    Слайд 5.

    Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

    Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

    Слайд 5.

    Личностные УУД:

    Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

      Изучение нового материала

    23 мин.

    Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

    А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

    Выслушивает ответы, корректирует определение.

    «Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

    Преподаватель сообщает цели гласногсти.

    А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

    Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

    Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

    Гласность в литературе выступление ученика.

    Кино и реабилитация выступление ученика.

    Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

    В чем смысл высказывания

    Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
    «Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

    Подумайте каковы же были итоги гласности.

    Корректирует итоги гласности.

    Слайд 18 .

    В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

    Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

    Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

    Вопросы: Слайд №21

    Организация дискуссии по следующим вопросам:

    Какая проблема поднимается в видеосюжете?

    Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

    Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

    Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

    Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

    Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

    Записывают дату. Слайд 6.

    Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

    Записывают термин гласность Слайд 7.

    Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

      Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

      Расширение зоны и усиление остроты критики;

      Ограничение функций Главлита (1988г.);

      Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

      Политическая дифференциация в СМИ;

    Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

    Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

    Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

    Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

    Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

    Формулируют итоги гласности.

    1.Возродилась многопартийность
    2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
    3. Активизировались различные общественные силы
    4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
    5. Отменена цензура
    6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

    Слушаю и анализируют услышанное.

    Участие в дискуссии.

    Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

    Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

    Нет, так как цензура этого бы не допустила.

    На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

    Личностные УУД:

    Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

    Метапредметные регулятивные УУД:

    Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

    Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

    Метапредметные коммуникативные УУД.

    Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

    Метапредметные познавательные УУД.

    Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

    Предметные УУД:

    Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

    Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

    Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

      Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

    10 мин.

    А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

    Гласность.

    Гласность?..

    Гласность…

    Слайд 23.

    Выполните тест. Прил.1.

    Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

    Выполняют тест.

    Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

    Предметные УУД:

    Определять и объяснять свою оценку гласности.

    Метапредметные познавательные УУД:

    Умение работать с тестами.

      Подведение итогов и рефлексия занятия

    3 минуты

    Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

    теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

    Аргументированное выставление оценок.

    Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

    Метапредметные познавательные УУД:

    Умения обобщать и делать логические умозаключения.

    Приложение 1.

    Проверочный тест

    В Российской империи

    Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».

    Гласность в СССР

    Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

    Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

    Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

    «К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .

    К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

    В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

    В культуре

    В фольклоре

    Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :

    Петька спрашивает Чапаева :
    - Василий Иванович, что такое «гласность»?
    - Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
    - В самом деле ничего?!
    - Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:

      Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

      - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.

      Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

      Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь

      ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия

      Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь

      ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии

      Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права

      Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Книги

    • Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:

    Последние годы застоя. Приход к власти М. Горбачёва

    К середине 1980‑х гг. кризис социалистической системы стал очевиден. Он проявлялся в экономике, политике, социальной сфере, влиял на морально-психологическое состояние общества. Авторитет руководства страны катастрофически падал. Перед партийно-бюрократической элитой реально встал вопрос о сохранении своей власти. Попытки реанимировать систему силовыми методами, предпринятые Ю. Андроповым (ноябрь 1982 - февраль 1984), себя не оправдали. Назначение генеральным секретарём тяжелобольного К. Черненко только усугубило кризисные явления.

    В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, вновь стал актуальным вопрос о его преемнике как главы партии и государства. Избрание в апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва ознаменовалось переходом к политике, направленной на радикальное обновление общества. Михаил Горбачёв (род. 1931) - государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Единственный Президент СССР. Инициатор политики перестройки.

    Перестройка - попытка реконструкции социалистической системы в СССР в 1985–1991 гг. на основе развития политического плюрализма, гласности, внедрения рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Несмотря на добрые намерения, реформаторам так и не удалось создать чёткую концепцию новой политики, что стало одной из основных причин её краха в будущем.

    На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС был декларирован курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Реформы в сфере народного хозяйства предполагали создание экономики смешанного типа, которая бы сочетала как элементы государственного регулирования, так и частную инициативу. Государственные предприятия переводились на хозрасчёт и самофинансирование. Этими мерами предполагалось остановить падение темпов экономического роста, добиться широкого внедрения в различные отрасли народного хозяйства достижений НТР, развивать материальные стимулы производства, усовершенствовать структуру управления хозяйством.

    12 июля 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О внедрении новых методов хозяйствования и усиления их влияния на ускорение научно-технического прогресса». Это базовое постановление предоставило возможность принять целый ряд законодательных актов, которые конкретизировали экономические реформы.

    19 ноября 1986 г. был издан Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». С целью расширения частного сектора в экономике допускалось создание кооперативов для производства товаров народного потребления (февраль 1987). Кооператив - экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи его членов. Это позволило легализовать многие предприятия, ранее относившиеся к теневой экономике (система производства, действующая нелегально, с нарушениями существующего законодательства). Однако реформы первых лет перестройки не стали переходом к экономическим методам руководства. Благодаря им удалось достичь лишь частичного ограничения администрирования. Так как сохранялась государственная собственность на средства производства и монопольное положение государственных производителей, на практике это вылилось в рост цен и снятие с производства нерентабельной продукции. Кооперативы облагались огромным налогом (свыше 40 %). К 1988 г. кооперативы и индивидуальные хозяйства составляли чуть более 1 % от общего количества предприятий в СССР.

    Несмотря на то, что большинство начинаний советского руководства не произвело должного эффекта из-за громоздкости создававшейся годами командно-административной системы, в начале 1987 г. было решено перейти ко второму этапу реформирования (реформа Н. Рыжкова - Л. Абалкина). Её суть сводилась к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий. В связи с этим ключевое значение имел закон «О государственном предприятии» от 8 августа 1987 г., который перераспределил полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Тем не менее, данный акт не отменял обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что ограничивало свободу деятельности предприятий. Начали проводиться выборы директоров предприятий. Рабочие в законодательном порядке получили право на забастовки.

    Третьим этапом реформ стала попытка перехода к регулированной рыночной экономике (1990–1991). Суть реформы состояла во внедрении под контролем государства рыночных механизмов. Острые дискуссии велись в отношении методов и темпов перехода к рыночной экономике. Экономисты С. Шаталин и Г. Явлинский предлагали методы «шоковой терапии». Их программа стала известна под названием «500 дней». Руководство страны настаивало на проведении более поступательных преобразований. В итоге ни одна из программ не была реализована в полной мере. Правительство В. Павлова (январь - август 1991 г.), оказавшись не способным осуществить кардинальные реформы, ограничилось лишь рядом мер конфискационного характера: были заморожены вклады в сберкассах, введён 5% налог с продаж, цены подскочили на 50–70% и т. д. Всё это не могло привести к улучшению экономического положения в стране.

    С 1990 г. было узаконено создание малых предприятий, совместных предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков. Но в большинстве случаев их возглавляли бывшие государственные руководители и партийные функционеры. Несовершенство законодательной базы, обслуживавшей интересы предпринимателей, открыло массу возможностей для криминальных структур, очень быстро приобретавших организованные формы. В повседневный обиход советских людей вошли такие понятия, как «коррупция», «рэкет».

    Однако ускоренный перевод экономики на новые методы хозяйствования не только не привёл к позитивным изменениям экономической ситуации, но из-за половинчатости, непродуманности многих реформ как, к примеру, антиалкогольная кампания, начатая в мае 1985 г., которая привела к уничтожению 265 тыс. га виноградников, потери товарооборота составили около 89 млрд руб. Ощущалось недостаточное финансирование многих реформ. У населения скапливались значительные суммы денег. Из-за инфляции, которая с 1989 г. приобрела практически неконтролируемый характер, предприятия при взаиморасчётах всё чаще использовали безденежный товарообмен, отказывались от государственных заказов, стремясь реализовать свою продукцию на внешнем рынке. Аналогичные процессы имели место и в сельском хозяйстве. Колхозы и совхозы не хотели продавать государству продукцию. Для них куда выгоднее представлялось устанавливать непосредственные контакты с предприятиями, переходя на натуральный обмен (бартер). В результате, даже высокая урожайность не стала залогом отсутствия продовольственных проблем конца 1980-х гг. Основные продукты питания распределялись по талонам.

    Отсутствие результатов у большинства экономических реформ эпохи перестройки объяснялось и рядом субъективных факторов. С середины 1980-х гг. на мировом рынке началось падение цен на нефтепродукты, являвшиеся ключевой статьёй советского экспорта. Следствием этого стало сокращение поступлений валюты и уменьшение импорта, что негативно сказалось на состоянии потребительского рынка. Ситуация ещё более осложнилась из-за масштабной экологической катастрофы, произошедшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения 1988 г., практически полностью уничтожившего несколько армянских городов (Спитак, Ленинакан, Кировакан и др.).

    К началу 1990 х гг. стало очевидным, что ситуация требовала не просто отдельных реформ, а смены всей существовавшей экономической модели. Действительно, в 1990–1991 гг. советский социально-экономический строй приближается к капитализму: происходит легализация частной собственности, появляются фондовый и валютный рынки, кооператоры превращаются в бизнесменов западного типа. Но в тоже время массово закрываются государственные предприятия, разоряются колхозы и совхозы. Общество сталкивается с такими явлениями, как массовое обнищание и рост безработицы.

    Перестройка и гласность. Формирование многопартийности

    Приступив к реформированию экономики, партийное руководство во главе с М. Горбачёвым вскоре осознало и необходимость незамедлительных изменений в политической сфере. Они происходили под лозунгами: плюрализм, гласность, демократия.

    Прежде всего состоялось кардинальное обновление и омоложение партийного руководства. Секретарями ЦК стали Б. Ельцин и Л. Зайков. За кадровую и идеологическую работу в руководстве партии отвечал Е. Лигачёв, министром иностранных дел назначили Э. Шеварднадзе, Главой Верховного Совета - А. Громыко, а Совет министров возглавил Н. Рыжков. Эти люди стали олицетворением нового политического курса СССР.

    На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986 г.) в партийную программу были внесены изменения. Из неё изъяли тезис о «построении коммунизма», заменив его курсом на «совершенствование социализма». В экономической части ставилась задача к 2000 году в два раза увеличить экономический потенциал СССР и каждой семье выделить отдельное жильё.

    Одной из важнейших его составляющих была гласность. Впервые публично инициативу развития гласности и демократизации общества М. Горбачёв озвучил на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Эта политика предполагала ослабление цензуры, возможность широкого доступа к различным источникам информации. Начало открытым дискуссиям с партийной трибуны положил Б. Ельцин, в октябре 1987 г. жёстко раскритиковавший работу секретариата ЦК, концентрацию всей полноты государственной власти в руках небольшой группы партийных лидеров. После своего выступления Б. Ельцин заявил о своей добровольной отставке с должности первого секретаря Московского горкома партии. С этого момента началось противостояние М. Горбачёва и Б. Ельцина, длившееся до распада Советского Союза. Широкий резонанс имела публикация в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. письма Нины Андреевой, преподавателя химии из Ленинграда, - «Не могу поступиться принципами». Оно отражало взгляды консервативной части Политбюро во главе с Е. Лигачёвым. Однако остановить процессы, запущенные перестройкой, было уже очень сложно.

    Возобновился приостановленный в брежневские времена процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. 6 мая 1987 г. в Москве состоялась первая несанкционированная демонстрация, проведённая некоммунистической организацией - обществом «Память». В сентябре 1987 г. начала работу комиссия Политбюро ЦК КПСС во главе с А. Яковлевым, которая занималась вопросами реабилитации. В конце 1987 г. для верующих был открыт доступ к Оптиной пустоши и Толгскому монастырю, в 1988 г. состоялся ряд публичных мероприятий, посвящённых 1000-летию принятия Русью христианства. Это стало свидетельством изменений в религиозной политике государства.

    Изменилось отношение к диссидентам. Многие из них возвращались из эмиграции и мест заключения, восстанавливались в политических и гражданских правах. В 1990 г. был принят закон «О прессе», декларировавший свободу СМИ и отказ от цензуры. Большой популярностью у читателей пользовались газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», журнал «Огонёк». Внимание сотен тысяч телезрителей приковывало первое ток-шоу на советском телевидении - программа «Взгляд», регулярно выходившая в эфир с октября 1987 г.

    Политика гласности способствовала активизации национальных движений в республиках (Народный Рух на Украине, Саюдис в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии и др.) и создала предпосылки перехода к политическим преобразованиям.

    Ключевую роль в политическом переустройстве общества сыграла XIX партийная конференция (июнь 1988), на рассмотрение которой был вынесен проект конституционной реформы. В этом же году принятием Закона «О выборах народных депутатов СССР» были заложены основы многопартийности в политической жизни. Большинство новых политических партий создавалось на основе неформальных объединений, часть из которых появилась ещё в период «застоя» и действовала нелегально.

    Весной 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе участников Съезда народных депутатов СССР, который начал свою работу 25 мая 1989 г. Среди народных депутатов, помимо традиционных представителей номенклатуры, появились и сторонники системных преобразований, как в экономической, так и политической жизни: А. Сахаров, Г. Попов, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др. Но, учитывая сохранение монополии на власть КПСС, на том этапе Съезд реально влиял только на общественное мнение. Съезд принял постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР». С целью повышения эффективности руководства реформационным процессом учреждался пост президента СССР, на который 14 марта 1990 г. был избран М. Горбачёв.

    Свидетельством развития демократических процессов стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении советского гражданства ряда политэмигрантов, в том числе Г. Вишневской, М. Ростроповича, В. Войновича. 14 ноября 1989 г. ВС СССР принял «Декларацию о признании незаконными и преступными всех репрессивных актов против народов, подвергнутых насильственному переселению, и безусловном восстановлении их прав». На ІІ съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989) впервые были опубликованы секретные дополнительные протоколы к пакту Молотова - Риббентропа 1939 г.

    Прошедшие в 1990 г. выборы народных депутатов РСФСР, УССР и БССР принесли успех демократическим силам. Советы двух крупнейших городов страны - Москвы и Ленинграда - возглавили Г. Попов и А. Собчак, представлявшие лагерь демократов-реформаторов. В марте 1990 г., в ходе работы ІІІ съезда народных депутатов, из Конституции СССР была изъята одиозная 6-я статья - о руководящей роли КПСС в советском обществе. Это решение заметно ускорило формирование многопартийности.

    Общедемократических ценностей придерживались Аграрная, Крестьянская, Народная, Республиканская партии. Большинство партий на том этапе поддерживали идею необходимости построения смешанной экономики, а преодоление кризиса видели в проведении реформ сверху. Идейный кризис в рядах КПСС привёл к возникновению ряда новых партий социалистической направленности: Коммунистическая партия РСФСР (предтеча КПРФ), Российской партии коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии и др. Правый фланг политического спектра был представлен силами, имевшими национально-патриотическую ориентацию (Республиканская народная партия России, Либерально-демократическая партия).

    Перестроечную эйфорию сменило всеобщее разочарование, неуверенность в завтрашнем дне. Это подогревало массовые антикоммунистические и антисоветские настроения. К 1990 г. идея «совершенствования социализма» становится неактуальной. Повсеместно стали звучать призывы к построению демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

    На І съезде народных депутатов РСФСР (16 мая - 12 июня 1990) Главой Верховного Совета РСФСР избрали Б. Ельцина. Настало время «парада суверенитетов» республик, что продемонстрировало неспособность старой партийной верхушки предложить обществу достойную альтернативу и вызвало «войну законов» между республиками и союзным Центром.

    Советская культура в 1950–1980‑х гг. развивалась в тесной связи с общественно-политическими процессами, происходившими в этот период в государстве. От этого зависело финансирование культурной сферы, контакты её деятелей с зарубежными коллегами, масштабы вовлечения в культурную жизнь широких народных масс.

    Культурные процессы в годы «оттепели»

    После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущёва начинается десятилетие «оттепели», оживившей разнообразные культурные процессы. Прекратились преследования интеллигенции, появились новые творческие союзы, литературно-публицистические издания («Нева», «Иностранная литература», «Юность»), были сняты многие тематические ограничения в литературе и кинематографе. К читателю дошли произведения А. Весёлого, И. Бабеля, П. Васильева и др. Приобрели популярность литературные вечера.

    Всё больше писателей интересовал мир духовных ценностей человека, сложных взаимоотношений между людьми. Этой проблематике посвятили свои произведения Д. Гранин, Ю. Герман. Общественное признание получила поэзия Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы. Тема незаконных политических репрессий впервые была затронута в произведениях В. Дудинцева «Не хлебом единым», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

    В Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957), способствовавший установлению связей с другими странами. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца».

    Участились и стали более регулярными контакты с зарубежными деятелями культуры. Проводились стажировки, организовывались художественные и музейные выставки, проходили гастроли театральных и цирковых коллективов. СССР присоединился к международному олимпийскому движению.

    В то же время волюнтаризм Н. Хрущёва, его непонимание современного искусства привели к гонениям на художников-авангардистов (выставка МОСХа), скульпторов (Э. Неизвестный), писателей (Б. Пастернак), режиссёров (М. Хуциев). С начала 1960‑х гг. вновь усилился идеологический диктат в отношении культурной сферы.

    Развитие культуры в период «застоя»

    Противоречивым оставалось развитие культуры и в период «застоя». С одной стороны, советская культура становится действительно массовой и общедоступной. В СССР действовали десятки тысяч домов культуры, кинотеатров и театров. Проводились песенные конкурсы, творческие встречи с людьми искусства, организовывались художественные выставки. С 1965 по 1980 г. в стране начали принимать посетителей 570 новых музеев.

    Много внимания уделялось сохранению памяти о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны (мемориалы, скульптуры, литературные и музыкальные произведения, картины-диорамы, кинофильмы, издавались мемуары и воспоминания как полководцев, так и простых солдат). С 1965 г. всенародный праздник День Победы приобрёл государственный статус.

    В литературу вошло новое поколение писателей - В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, заметный вклад в развитие отечественной фантастической прозы внесли братья А. и Б. Стругацкие. В живописи раскрылся талант И. Глазунова. Своих вершин достиг советский кинематограф (фильмы С. Бондарчука, М. Ромма, Э. Рязанова, Л. Гайдая). В 1980 г. в Москве состоялись ХХІІ летние Олимпийские игры.

    С другой стороны, усилился административный нажим на культуру. В стране действовала жёсткая цензура, возобновились преследования идеологически неугодных режиму творцов (разгром в 1974 г. в Москве выставки художников-авангардистов - «бульдозерная выставка»). Показательным стал процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, опубликовавшими свои произведения за границей. Необоснованной критике была подвергнута работа историка А. Некрича «22 июня 1941», в которой он пытался дать объективную оценку причинам поражений Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

    В 1970-е гг. многие представители творческой интеллигенции, связанные с диссидентским движением или не желавшие соответствовать идеологическим шаблонам, были вынуждены покинуть страну (А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Нуриев, И. Бродский, Ю. Любимов). В противовес официальной, всё большую популярность приобретает неформальная культура, распространявшаяся с помощью диссидентского самиздата (способ нелегального распространения произведений литературы, текстов религиозного и публицистического содержания. Все копии изготавливались машинописным, фотографическим или рукописным способами без официального разрешения органов власти), магнитофонных записей В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др.

    Таким образом, для культуры и науки середины периода «застоя» было характерным противостояние двух направлений: догматического, охранительного и гуманистического, демократического. И хотя позиции первого казались незыблемыми, представители второго уже начали создавать предпосылки к духовному обновлению общества, которое последует в дальнейшем.

    Влияние перестройки на ситуацию в культурной сфере

    Перестройка с её политикой гласности открыла новые горизонты для развития советской культуры. Произошёл отказ от административных методов управления этой сферой. Возникают неформальные объединения литераторов: «Апрель», «Содружество».

    Огласку получили ранее замалчивавшиеся страницы отечественной истории. Широкому кругу читателей были возвращены ранее запрещённые произведения искусства. Были изданы книги А. Рыбакова «Дети Арбата», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Платонова «Чевенгур», В. Набокова «Другие берега», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», печаталась поэзия Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой и др. Организованы выставки художников-авангардистов: П. Филонова, В. Кандинского, М. Шагала.

    Советские граждане получили возможность познакомиться с достижениями отечественной философской мысли (Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьёва, П. Розанова). Значительно расширились репертуар театров и тематика кинематографистов («Покаяние», «Асса», «Маленькая Вера», «Интердевочка»). Большой общественный резонанс вызвала документальная лента «Легко ли быть молодым?» (1987) латышского режиссёра Ю. Подниекса. В ней отрыто говорилось о проблемах советской молодёжи середины 1980-х гг. Из подполья вышла молодёжная субкультура, рупорами которой были рок-музыканты Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук, А. Башлачёв и др. В вышедшем на экраны в 1987 г. фильме «Асса», снятом режиссёром С. Соловьёвым, прозвучала песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен», сочинённая В. Цоем. Она стала своего рода неофициальным гимном молодого поколения эпохи перестройки.

    Однако эпоха перестройки привнесла и свои негативные моменты в развитие культуры. Из-за воздействия рыночных отношений культурная сфера стала испытывать хронический дефицит финансирования. Отсутствие цензуры не только создало условия для свободы творчества, но и привело к появлению низкопробных, бездуховных подделок, пропагандировавших насилие, порнографию, культ «супергероя», что способствовало активному насаждению в России чуждых ей ценностей и стиля жизни.

    Использование нового советского термина произошло на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Политика гласности декларировала новые принципы в советском государственном аппарате: «Больше демократии, больше социализма! Назад, к Ленину!»

    Суть политики

    Причиной тому было мнение, что нужно углубить социалистическое управление народа. Предполагалось провести направленную реакцию общества на изменение взгляда на историческое развитие социализма в СССР. Главной идеей было показать ошибки сталинского пути, огрехи предыдущих генсеков, но сохранить правильность и незыблемость построения социализма, а затем и коммунизма в отдельно взятой стране.

    Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

    Проведение политики гласности включало в себя следующие моменты:

    • широкое обсуждение нового политического курса на митингах граждан;
    • отмена цензуры на печатные издания;
    • формирование многочисленных общественных объединений, поддерживающих перестройку;
    • проведение бесед и дискуссий о выборе пути развития.

    В Советском союзе впервые была декларирована многопартийность, отраженная и в поправке к Конституции СССР.

    Как и в любой реформе, и здесь имелись достижения и издержки политики гласности.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    В условиях новой политики возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Были оправданы Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и другие. Начала проводиться разработка научного сталинизма.

    Гласность затронула и СМИ. Начали транслироваться новые передачи: «Взгляд», «Пятое колесо». Печатались труды Солженицына, Бердяева, Соловьева и многих диссидентов.

    Рис. 2. Портрет Солженицына.

    Можно было не боясь критиковать существующую власть, что активно и делалось. Железный занавес был снят, советские люди увидели жизнь западного мира. Все это являлось положительными чертами проводимой политики.

    В то же время, к издержкам можно отнести письмо в «Советской России», написанное Ниной Андреевой, и имевшее заголовок «Не могу поступиться принципами».

    Она считала, что гласность фальсифицирует историю и учение марксизма-ленинизма. Она считала, что данная политика идет под протекцией Запада.

    Подобные мнения разделялись достаточно большой группой граждан СССР, что привело к столкновению различных идейных течений.

    Рис. 3. Горбачев и Раиса Максимовна.

    Таблица «Политика гласности: плюсы и минусы»

    Плюсы

    Минусы

    Потепление отношений с Западом

    Дифференциация общества по идейным течениям

    Завершение «Холодной войны»

    Прекращение руководящей роли компартии

    Перспективы интеграции СССР в мировое сообщество

    Смена застоявшегося политического режима

    Ослабление контроля над гражданами



    Статьи по теме: