Общие положения конституции рсфср 1918. Принятие первой советской конституции россии. Возможно вам будет интересно

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель-июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы :

2) общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Социальная основа советской власти - диктатура пролетариата . Политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленныеКонституцией, - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции :

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат , крестьяне).

Не имели права избирать :

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);


3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Революционный военный совет республики (Реввоенсовет) был образован в 1918 г.

Его компетенция :

1) руководство работой всех органов военного ведомства и военных учреждений;

2) формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.

В связи с востребованностью профессионалов в армии теперь на военную службу призывались офицеры царской армии. Их деятельность контролировали и направляли военные комиссары.

Воинская дисциплина вначале должна была поддерживаться революционным правосознанием военнослужащих (предположительно), на практике же в 1918 г. была введена единая военная форма, на каждого военнослужащего оформляются книжки красноармейца (в них отражались особенности военной службы), и наконец были введены первые советские военные уставы.

Cоветская судебная система 1917-1918 гг

Судебная система Советского государства 1917-1918 гг. представлена Декретами о суде.

Основные положения :

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение - народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства :

1) сменяемость судей (выборность судей - цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года. документ устанавливал победу социализма и диктатуру пролетариата и был утвержден 5 Всероссийским съездом Советов. Конституция состояла из 9 разделов, каждый из которых затрагивал отдельную сторону государственной жизни. В съезде принимали участие 1164 депутата, из которых к партии Большевиков относились 773 человека, а к партии Эсеров (левых) - 352 человека. Остальные 39 человек относились к другим партиям и существенного влияния на события не имели.

Таблица: Структура Конституции РСФСР от 1918 года

№ раздела

Основные положения

Делегация прав трудящихся

Устанавливался принцип, что человек не может угнетать человека. Провозглашался курс на социализм. главный враг - капитализм.

Общие положения

Этот раздел фактически устанавливал в РСФСР “диктатуру пролетариата”. Также закреплялось отделение церкви от государства.

Организация управления страной

В РСФСР верховным органом власти признавался Всероссийский съезд Советов (ВСС), созываемые не менее 2 раз в год. Для осуществления функции правительства создавались народные Комиссариаты (Наркомы).

Особенности избирательной системы

Право избирать и быть избранными получили все граждане старше 18 лет, относящиеся к пролетариату.

Бюджетное право

Особенности организации бюджетной системы страны.

О гербе и флаге

Устанавливались атрибуты государственности

По инициативе Ленина Конституция была в первом разделе дополнена, так называемой, Декларацией прав трудящихся. Основываясь на принципах марксизма, конституция документально зафиксировала в России создание “диктатуры пролетариата”. Под этим термином понимается, что власть принадлежит народу, а все решения в стране принимаются в интересах трудящегося населения.

Также примечательно, что основной закон РСФСР имел ярко выраженный классовый характер. С одной стороны в Конституции прописывались права и свободы трудящегося населения, а с другой стороны все представители “нетрудящегося” населения лишились любых прав.

Структура власти

Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Всего в РСФСР создавало 18 Народных Комиссариатов (Наркомов). Ниже приведены их названия и первые руководители. Обращаем внимание, что это не первый состав Правительства РСФСР, а руководители Народных Комиссариатов, которые были в должности на момент принятия Конституции 1918 года, либо если должность была вакантной - получили пост после принятия Конституции.

  • Внутренних дел - Петровский Г.И.
  • Иностранных дел - Чичерин Г.В.
  • Военных дел - Троцкий Л.Д.
  • Морских дел - Троцкий Л.Д. Примечательно, что изначально армия и флот были разделены на 2 независимых ведомства, но потом объединились в одно. Сам Троцкий возглавлял оба наркомата, но очень скоро их покинул, возглавив комиссариат путей сообщения, где провернул свою знаменитую аферу с золотыми паровозами .
  • Юстиции - Стучка П.И.
  • Здравоохранения - Семашко Н.А.
  • Просвещения - Луначарский А.В.
  • Труда - Шляпников А.Г.
  • Социального обеспечения (ранее - Государственного призрения) - Винокуров А.Н.
  • Земледелия - Середа С.П.
  • Продовольствия - Цюрупа А.Д.
  • Путей сообщения - Невский В.И.
  • Промышленности и торговли - Бронский М.Г.
  • Финансовых дел - Гуковский И.Э.
  • Государственного контроля - Ландер К.И.
  • Национальных дел - Сталин И.В.
  • Почты и телеграфа - Подбельский В.Н.
  • Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) - Рыков А.И.

Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК - Ленина.


Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:

  • Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов
  • Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
  • Судебные полномочия - Народный суд

Формирование местного управления

На местах формировались Советы депутатов. В городах 1 депутат избирался от 1000 человек. Одновременно устанавливалось количественное ограничение: в городе не могло быть меньше 50 и больше 1000 депутатов. В селах, численность населения которых была меньше 10 тысяч человек, 1 депутат избирался на 100 человек. Всего же в сельском Совете депутатов не могло быть меньше 3 и больше 50 человек.

Депутаты обязаны были сформировать Исполнительный комитет. В него входило от 3 до 15 человек в городах и от 1 до 5 человек в селах. При этом исключение было сделано для Москвы и Петербурга. Там максимальное количество депутатов в Исполнительном комитете составляло 40 человек. Работа этого органа строго регламентировалась. В селах нужно было проводить заседания 2 раза в неделю, а в городах каждую неделю.

В селах избирался Сельский Совет, который избирал Волостной Совет, а тот в свою очередь формировал Уездный совет. Представители Городских Советов и Уездных Советов формировали Губернский съезд Советов, выбирающим Областные Советы. И уже на уровне областей формировался состав Всероссийского съезда Советов. Для упрощенного понимания схемы можно воспользоваться схемой.

Особенности избирательной системы в 1918 году

В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:

  1. Солдаты и матросы.
  2. Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
  3. Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.

Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК Третьим Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания, 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В. Сталина и Я.М. Свердлова. В комиссию вошли 6 наркомов и 5 представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На 5-м Всероссийском Съезде советов, 10 июля 1918г. был принят один из 4-х рассматривавшихся проектов основного закона РСФСР. 19 июля 1918 г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы Октябрьской социалистической революции . Конституция законодательно закрепила образование первого социалистического государства, его социальную сущность и устройство. В Конституции открыто выражалась идея диктатуры пролетариата как социальной сущности РСФСР. Составившая первый раздел Конституции ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала следующие исторические задачи диктатуры пролетариата: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества.

Конституция провозгласила Россию свободным социалистическим об-ществом всех трудящихся. В соответствии с ней, вся власть в пределах РСФСР принадлежала всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Тем самым впервые закреплялось и гарантировалось полновластие трудящихся и устанавливалась социалистическая форма государственной власти. Социалистический характер Советов как формы государственной власти объяснялся тем, что они были представительными органами исключительно трудящихся. Конституция гласила, что в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, последним не может быть места ни в одном из органов власти. Республика Советов законодательно закреплялась как государственная форма диктатуры пролетариата. Установив единовластии и полновластии представительных органов трудящихся - Советов, Конституция тем самым закрепила их в качестве политической основы Советского государства, хотя формально такое их определение в ней отсутствовало.


Конституция законодательно закрепила первые шаги по пути создания социалистической экономической основы Советского государства. Важнейшими положениями в этом отношении явились включенные в Конституцию нормы об отмене частной собственности на землю и объявлении всего земельного фонда общенародным достоянием. Тем самым как важнейшее условие строительства социализма и как важнейший элемент социалистической экономической основы Советского государства была установлена государственная социалистическая собственность на землю. Государственной социалистической собственностью были объявлены также все леса, недра, воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия.

В качестве первого шага по полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в общенародное достояние, превращению их в государственную социалистическую собственность, Конституция закрепляла установление рабочего контроля и создание Высшего Совета Народного хозяйства. В свою очередь это признавалось еще одним средством обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Еще одним из условий освобождения трудящихся из-под ига капитала Конституция признавала переход всех банков в собственность государства.

В соответствии с принципами советской демократии признавались равные права граждан независимо от их национальной и расо-вой принадлежности, равноправие полов.

Конституция предоставляла гражданам широкий круг демократических свобод: свободу выражения мнений, печати, совета, митингов, шествий, объединения во всякого рода союзы. Задачей Советской власти объявлялось предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Провозглашалось равенство граждан независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. В качестве гарантии равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, Конституция объявляла противоречащими основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ в зависимости от расы и национальности, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия. Тем самым в конституции получил свое законодательное закрепление принцип социалистического интернационализма.

Данный принцип нашел свое выражение также и в том, что исходя из солидарности трудящихся всех наций Конституция закрепляла предоставление всех политических прав граждан России проживающим на ее территории рабочим и крестьянам - иностранцам, - с целью трудовых занятий. Местным Советам при этом было предоставлено право предоставлять им беспрепятственно права российского гражданства. Всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления, устанавливалось право политического убежища. Впервые в истории человечества государственное признание в РСФСР получил атеизм, поскольку провозглашенная Конституцией свобода совести предполагала признание за всеми гражданами свободы антирелигиозной пропаганды.

Необходимо отметить, что всем демократическим свободам, закрепленным в Конституции, было придано новое, социалистическое содержание. Выражалось оно в том, что свободы обеспечивались именно за трудящимися, закреплялись именно за ними. Социалистическое содержание демократических свобод выражалось также в тех гарантиях, которыми они обеспечивались. Так, свобода собраний обеспечивалась предоставлением в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты всех пригодных для народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением. Таким образом Конституция закрепляла новое, социалистической содержание демократических свобод, обратив при этом основное внимание на их гарантии, на обеспечение их реальности.

Вооружение трудящихся и разоружение имущих классов предусматривались Конституцией в качестве специальной гарантии полновластия трудящихся. Согласно ней, вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов декретировались в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров.

Конституцией предусматривалось лишение либо ограничение некоторых прав и свобод эксплуататорских классов. Отдельные лица или группы граждан могли лишаться прав, в случае их использования в ущерб интересам социалистической революции.

Впервые в истории человечества Конституция РСФСР 1918 г. установила социалистические принципы государственного устройства многонационального государства. В Конституции закреплялись основные принципы Советской Федерации, как формы честного и прочного союза народов России. Субъектами Российской федерации были определены советские национальные республики. Данное положение Конституции имело важное историческое значение, т.к. тем самым устанавливалась важнейшая основная форма реализации права на самоопределение ранее угнетенных наций и одновременно советской Национальной государственности. Конституция включала целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатиру-емого народа.

Конституция законодательно закрепила социалистические принципы советской федерации:

1) федерация являлась объединением только советских, социалистических республик;

2) в связи с тем, что федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, ее основу составляла свобода наций;

3) поскольку субъектами федерации являлись советские национальные республики - советские национальные государства, обладавшие определенной территорией, компактно заселенной той или иной национально-стью, либо отличающаяся особым бытом, устанавливался национально-территориальный принцип Советской федерации;

4) т.к. федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, на основе добровольности, как добровольное объединение по воле самих наций, утверждался принцип добровольности Советской федерации;

5) устанавливался принцип равноправия субъектов Советской федерации, т.к. свободные равноправные нации создавали свои национальные советские государства, входившие в союз в качестве равноправных субъектов.

Поскольку Конституцией предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, а также их вхождение на началах федерации в РСФСР, закреплялось сочетание в ней федерации и автономии, а также автономный характер государств - субъектов Российской Федерации.

Установление новых социалистических принципов государственного устройства многонационального Советского государства, основных принципов советской социалистической федерации прежде всего, также подчеркивало социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления, которая обеспечивала осуществление власти трудящихся.

Прежде всего эта система состояла из представительных органов: Советов, съездов Советов и избиравшихся ими исполнительных комитетов. Основным принципом их организации и деятельности был социалистический принцип демократического централизма. Согласно нему все органы власти были выборными и нижестоящие подчинялись вышестоящим. Тем самым обеспечивалось выражение всеми органами власти интересов и воли трудящихся, единство центра и мест, осуществление единой политической линии.

Высшим представительным органом по Конституции являлся Всероссийский Съезд Советов, обладавший всей полнотой власти в республике. Его верховенство обеспечивалось тем, что только он обладал правом установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции.

В период между Съездами носителем всей полноты власти и главной системы представительных органов являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. По Конституции он был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он определял общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти, объединял и согласовывал законодательную и управленческую деятельность. Контрольная деятельность ВЦИК выражалась в отчетах членов правительства и других должностных лиц перед ВЦИК, его запросах к СНК и другим правительственным органам, а также деятельности временных комиссий ВЦИК по расследованию и контролю.

В юридической природе ВЦИКа нашел проявление новый социалистический принцип слияния в представительных органах законотворчества, управления, принятия решений и их исполнения. В Конституции упоминалось так-же о Президиуме ВЦИК, который также обладал исполнительно-распорядительными, правотворческими и контрольными функциями. Рабочий аппарат ВЦИК составляли его отделы.

Согласно социалистическому принципу образования правительства непосредственно самим высшим представительным органом государственной власти, по Конституции ВЦИК образовывал для общего управления делами РСФСР Совет Народных Комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления - народные комиссариаты.

Конституция установила 18 народных комиссариатов: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

Во главе народных комиссариатов по Конституции стояли народные комиссары, являвшиеся членами СНК. При народном комиссаре под его председательством образовывалась коллегия, состав которой утверждался СНК. Народные комиссары и коллегии при наркоматах были ответственны в своей работе перед СНК и ВЦИК.

В интересах создания эффективно действующего в условиях революционных преобразований государственного аппарата, СНК придавались функции законодательного органа. С этой же целью отраслевые отделы ВЦИК объединялись с соответствующими наркоматами.

Основной Закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления, которые составляли основу всей системы органов государственной власти. Она включала губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, исполнительные комитеты, отделы Советов и исполкомов.

Местные Советы и съезды Советов призваны были проводить в жизнь все акты соответствующих высших органов власти, принимать все меры к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие значение для данной территории, а также объединять всю советскую деятельность в ее пределах. В Конституции закреплялось, что Советы в пределах своей компетенции являются высшей в границах данной территории властью.

Закрепление Конституцией местных представительных органов трудящихся в качестве единственных местных органов государственной власти, означало установление новой социалистической демократии, наиболее полное осуществление самоуправления трудящихся, - важнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 г.

Необходимо отметить, что местные Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские - не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции, местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права. В отличие от избирательного права буржуазных государств, кроме возрастного, Конституция не устанавливала никаких других избирательных цензов. Согласно ней, впервые в истории человечества, избирать и быть избранными по достижении 18 лет могли быть все трудящиеся лица, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и пр. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось также трудящимся, проходившим службу в Армии и на флоте, трудящимся, потерявшим работоспособность, проживающим на территории РСФСР иностранным рабочим и крестьянам, не использующим наемного труда.

Вместе с тем, выборы не были всеобщими. Социалистическая природа Советов как полномочного представительства только трудящихся обеспечивалась Конституцией тем, что правом избирать и быть избранным в советы обладали исключительно трудящиеся - рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в различных отраслях хозяйства, крестьяне и казаки-земледельцы, не использовавшие наемный труд для извлечения прибыли.

В Конституции предусматривалось лишение избирательных прав эксплуататоров, торговцев, живущих на нетрудовые доходы лиц, служителей культа, бывших полицейских, жандармов, агентов охранных отделений и членов царской семьи. Кроме того, от участия в выборах отстранялись лица, лишенные этого права судом за совершение преступлений, а также некоторые другие категории граждан.

В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения (до ¾), устанавливались неравные выборы. При этом голос одного рабочего приравнивался к 2 - 3 голосам крестьян.

Прямыми были выборы только в низовые Советы. Все остальные, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Вместе с тем, выборы не были косвенными, поскольку характерного для этого института выборщиков не была, а нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти.

Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо, Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Наряду с изложенным Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы Бюджетного права, а также положения о гербе и флаге Советского государства.

Советское право возникло одновременно с советским государством, также как и оно - в ходе слома старого права.

Следует отметить 3 основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

1. Новое законодательство, новые нормативные акты.

2. Старое законодательство (в особенности тех его норм, которые носили общечеловеческий характер).

3. Революционное правосознание трудящихся.

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является множест-венность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законода-тельные, но и другие органы советского государства, в том числе нарко-маты и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение авто-номных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право.

В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности, - собственности государственной, социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический oборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создава-лись специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право.

Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предостав-лялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Брачно-семейное право

18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак, как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рождённые в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отменял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право

Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организация-ми. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом труда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об от-дельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудо-способности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обес-печивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приня-ты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фаб-ричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая нахо-дилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право

Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в об-ласти борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктату-ры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрре-волюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы наиболее опасных контрреволюционных преступлений как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Ряд политических партий были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны.

Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за зам факт членства в них.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно кото-рому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законода-тельством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс.

Создание новых, советских судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формально-стями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводи-лось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обра-щаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

В Конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Ленин отмечал, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, не может быть "чистой", бесклассовой демократии. В этом отношении, говорил он, советская демократия, как и буржуазная, - демократия классовая. Но на этом и кончается сходство. Все дело в том, для какого класса существует та или иная демократия. Буржуазная демократия есть демократия для буржуазии, для эксплуататорского меньшинства. Советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа.

Пролетариат, взяв государственную власть и установив свою диктатуру, обеспечивает демократию не только для себя, но и для трудящихся масс вообще, то есть в первую очередь для своего союзника, трудящегося крестьянства, в особенности беднейшего.

Принятие Конституции совпало с началом Гражданской войны. Советы, которые существовали перед Гражданской войной были совсем иными по своему характеру, чем те, что вышли из нее. До лета 1918 года советы были многопартийными, и нельзя сказать, что эта многопартийность была декоративной. Многие советы, в особенности сельские, да и волостные съезды советов, не были подконтрольны большевикам. В них было сильно влияние эсеров, левых и правых, беспартийных - тех, кого называли "мелко буржуазным" или "кулацким" элементом. Такие советы не устраивали большевиков, полагавших, что право говорить от имени трудового народа принадлежит только им. Зажиточные крестьяне стали отстраняться от работы в Советах.

Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах:

  • 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
  • 2. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
  • 3. Конституция советской власти (организация советской власти в центре и на местах)
  • 4. Активное и пассивное избирательное право
  • 5. Бюджетное право
  • 6. О гербе и флаге РСФСР
  • 19 июля 1918 года с момента опубликования в "Известиях" ВЦИК Конституция РСФСР вступила в действие - этот основной закон должен быть распубликован всеми местными органами советской власти и выставлен во всех светских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

В первом раздели Конституции, определялась социальная основа новой государственности - "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".

Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имели в виду, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклонявшимся от этой обязанности. Такие меры предусматривались, прежде всего, против эксплуататоров, не желавших трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян смотрела на труд не как на обязанность, а как на жизненную необходимость. Однако и среди трудящихся были такие элементы, которые пытались уклониться от общественно полезного труда. Перевоспитывая тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе так же несли воспитательную функцию.

Конституция признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг "Не трудящийся да не ест". Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР " Советы областей, отличающихся особым бытом и национальными составом, могут объединятся в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы".

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

В целях обеспечения за трудящимся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Взяв курс на расширение социальных прав трудящихся (на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни и в старости), большевики, на первый взгляд, делали качественный скачок в борьбе за лучшую жизнь для всех людей. Однако отрыв политических и социальных прав от гражданских (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, права на участия в выборах центральных и местных органов власти и т.д.) и лишение или ограничение прав так называемых нетрудовых элементов советского общества ставили под вопрос широко разрекламированные преимущества советской демократии перед буржуазной. Кроме того, порожденная Первой мировой и Гражданской войнами хозяйственная разруха существенно ограничила возможности советского государства в ликвидации социального неравенства граждан. Вдобавок государство диктатуры пролетариата применяло насилие не только к классово чуждым и враждебным элементам, но и к самим трудящимся - рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. На практике большевики стремились не к улаживанию социальных конфликтов на правовой основе, а к уничтожению самих носителей этих конфликтов. В этой ситуации возникла и опасность неограниченного вмешательства государства в жизнь общества в виде установления контроля за исполнением частными работодателями трудового законодательства, определения социальных групп, нуждающихся в льготах и поддержке и т.д. Иначе говоря, здесь таилась угроза перерастания классовой диктатуры в тоталитаризм с установлением режима личной власти вождя и почти поголовным равенством граждан в нищете, что и произошло в СССР с конца 1920-х гг.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы, выражения своих мнений РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Весной 1918 года обстановка в стране обострилась началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года вводилась всеобщая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принципе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основаниях. В Конституции РСФСР в ст. 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей. Характерно, что статься 19 говорит не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, таким образом, этого почетного права и трудящихся женщин. В жизни так и было. Женщины наряду с мужчинами служили в Красной Армии, многие из них отличились на фронтах гражданской войны. Право защищать революцию с оружием в руках могло быть осуществлено не только службой красной армии, но и в рабочее - крестьянской милиции, отрядах ВЧК и т.п. В царской России военная служба, как известно, была тяжкой и для трудящихся ненавистной обязанностью. Нужна была революция, что бы рабочие и крестьяне восприняли защиту государства как родное и близкое дело.

В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 года отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они должны были взяты на учет и "Обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть". Еще в марте 1918 года СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.

В третьем разделе "Конструкция советской власти" говориться о том что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов.

Всероссийский съезд Советов составляется из представителей Городских советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Всероссийский съезд Советов избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в числе не свыше 200 человек.

В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

ВЦИК формировал правительство РСФСР- Совет народных комиссаров СНК, состоявший из народных комиссаров возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти издавал собственные декреты и распоряжения, и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего образовалось восемнадцать народных комиссариатов.

  • а) по иностранным делам;
  • б) по военным делам;
  • в) по морским делам;
  • г) по внутренним делам;
  • д) юстиции;
  • е) труда;
  • ж) социального обеспечения;
  • з) просвещения;
  • и) почт и телеграфов;
  • к) по делам национальностей;
  • л) по финансовым делам;
  • м) путей сообщения;
  • н) земледелия;
  • о) торговли и промышленности;
  • п) продовольствия;
  • р) государственного контроля;
  • с) Высший Совет Народного Хозяйства
  • т) здравоохранения

Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркоме коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятия в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституции и ратифицировать мирные договоры.

Характерно что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа:

Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально политическую ситуацию в стране к выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальностей, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". конституция диктатура советский власть

Значительная часть населения была лишена избирательных прав:

  • а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  • б) лица, живущие на не трудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
  • в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
  • г) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов;
  • д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а так же члены царствовавшего в России дома;
  • е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а ровно лица, состоящие под опекой;
  • ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Исключение из избирательного корпуса "социально чуждых элементов" не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Следует подчеркнуть, что политические права представлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключала себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее при выборах в земство и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов" тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях на выборах был закреплен порядок открытого голосования. Право избирать и быть избранным в советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

Конституция специфично решает вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. Страна, разоренная войной, хозяйничаньем царского и буржуазного Временного правительств не имела средств для развертывания широкой работы по просвещению. Трудно было найти и необходимые преподавательские кадры, ибо не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью. Наконец, Советское государство порой и не могло доверить воспитание нового поколение - строителей социализма и коммунизма - старым интеллигентам, зараженным буржуазной идеологией. Все это обусловило ту осторожную формулировку, которая зафиксирована в Конституции. Закон не провозглашает право на образование, а лишь ставит задачу "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное все стороннее и бесплатное образование" (статья 17). Советская власть провела полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства. Мальчики и девочки отныне обучались совместно. Старое русское правописание было заменено новым, облегчившим усвоение грамоты. Среди взрослого населения производилась большая работа по ликвидации не грамотности и политическому просвещению. По всей стране возникли кружки по ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. открывались новые библиотеки, читальни. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь произведений русских классиков.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете.

Советы устанавливают обложения налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств отпускаемых из государственного казначейства.

Местные советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов участвующих в уездных съездах советов утверждаются соответственно губернскими и областными съездами советов или их исполнительными комитетами; семиты городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются ВЦИК и СНК.

На расходы, не предусмотренные сметами в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы и спрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

В случае не достаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным советам разрешается ВЦИК и СНК.

В разделе шестом речь идет о гербе и флаге РСФСР. Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-на-крест рукоятками к низу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

  • а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
  • б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.



Статьи по теме: