Церковный Православный праздник декабря. декабря День Николая Чудотворца: молитвы, заговоры, приметы. Как правильно молиться святителю Николаю

Одним из последних церковных праздников уходящего 2017 года станет день памяти Николая Чудотворца. Это прекрасный день для того, чтобы посетить церковь или помолиться дома.

19 декабря — дата неизменная, то есть непереходящая. Этот праздник всегда отмечается в период Рождественского поста , в самый его разгар. Можно посвятить этот день походу в церковь, чтобы причаститься и исповедаться. На праздничной литургии будут вспоминать чудотворца Николая, который не просто помог распространению христианства, а вдохнул в этот процесс свою жизнь, став одной из самых важных личностей для православной религии.

Альтернативное название и смысл праздника

19 декабря в народе зовется Николой Зимним. Дело в том, что есть два дня, посвященных данному святому. Одним из них является грядущий праздник, а также есть Никола Летний. Летом празднуется рождение Николая Чудотворца, а зимой отмечается праздник, посвященный его памяти и наследию. Есть также праздник перенесения мощей — 22 мая.

Родился святой в конце 3 века. Достоверным историческим фактом является то, что родители святого были богатыми. Они занимались благотворительностью. Николай стал с самого раннего детства посвящать себя вере в Бога. Во взрослой жизни он дослужился до архиепископа. Он от всей души помогал людям, стараясь во всем быть примером для них. Своими молитвами он спас людей от голода, но это не единственное чудо, о котором слышали люди.

Целью Николая было равенство людей перед Богом, а не перед законом. Он жертвовал собой и своим положением ради того, чтобы осужденные люди могли получить свободу. Он молился за всех, за что его и прозвали Николаем Угодником. Этот человек стал примером для всех христиан. Его жизнь была посвящена служению Богу, поэтому смысл праздника предельно прост — почтить память этого великого человека. Он не родился святым, но был признан им после смерти, потому что он как никто другой верил в свои молитвы и в их невероятную силу.

В середине 4 века Николай Угодник умер своей смертью в глубокой старости. Сначала его мощи хранились в городе Мира. Его мощи обладали целительными свойствами. Многие люди исцелились от своих недугов уже после смерти Николая. Позднее, через 600 лет, его мощи были перевезены в другое место, на котором построили храм.

Смысл праздника Николы Зимнего состоит в том, чтобы вспомнить все великие дела Николая Угодника, силу его молитв и желание помогать всем без исключения. Этот праздник нужен для того, чтобы понять, что каждый человек нуждается в прощении. Именно поэтому раньше люди часто просили прощения у близких за все плохое, что они им сделали. 19 декабря нужно вспомнить истинное предназначение религии — ее стремление научить человека прощать, быть более совершенным в духовном плане.

Молитва Николаю Чудотворцу 19 декабря

Вот одна из самых простых и самых действенных молитв святому Николаю Угоднику:

«Великий Чудотворец, святитель Христов, отец наш Николай. Молим тебя, чтобы ты подарил надежду всем христианам, защитил тех, кто свет божий несет на своих плечах, помог накормить и напоить голодающих, развеселить плачущих, вылечить болеющих. Ты моря покровитель и моряков наставник, убогих и больных питатель и всем нам скорый помощник. Моли Бога о нас грешных. Аминь».

Это простая молитва, которую можно читать каждый день. Просите Николая Чудотворца о том, чтобы ваши дела получили смысл, духовное признание. Николаю Угоднику молятся не только в этот день — 19 декабря, но и всегда, когда нужно получить поддержку. Когда у вас опускаются руки, это знаменует собой начало времени молитв. Начинайте день с молитв Николаю Чудотворцу, чтобы он просил Бога о вашем скорейшем выздоровлении и возвращении на путь истинный.

В 2017 году традиции праздника не изменятся. Люди пойдут в церковь, чтобы поставить свечку великому святому, который не знал страха и не боялся защищать тех, кто в этом нуждался. Он поступал всегда так, как того требовал Бог. Это один из немногих святых того времени, которые умерли своей смертью.

В этот день можно подарить икону святого любимому человеку или своим родителям. Николай выступал за почитание более мудрых людей, ведь он сам был сыном для своих матери и отца, причем послушным. Он следовал их указам и просьбам, но при этом смог найти в себе силы показать себя с другой стороны, убедить родителей позволить ему идти по пути духовному. Родители хотели, чтобы Николай Чудотворец, их сын, жил жизнью мирской, но они с великой мудростью приняли его выбор, за что были вознаграждены.

Успешного вам завершения этого года. Пусть этот праздник станет для вас светлым временем, началом чего-то очень приятного. Не прекращайте свои духовные поиски, поиски мотивации и смысла жизни. Нет ничего лучше светлой памяти о тех, кто ушел не просто так и оставил свой след в истории неизгладимым, незабываемым. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.12.2017 07:18

Главная миссия родителей - помочь ребенку стать счастливым. В тяжелые минуты обращайтесь к помощи Господа, ...

«Никола зимний» - праздник, издавна почитаемый на Руси и во всем христианском мире. Ведь этот день - 19 декабря (по новому стилю) - день памяти святителя Николая Чудотворца, пожалуй, самого знаменитого и любимого всеми православными святого.

«Образ кротости»

Образ святителя и история его жизни теперь неотъемлемая часть не только церковной, но и светской культуры. Но главное, что оставил нам святой Николай, это, наверное, образец отношения к окружающим людям, готовности и способности помогать, но при этом не кичиться своими поступками. Не зря в молитвах святителя Николая называют «правилом веры и образом кротости»… Чтобы сделать доброе дело, по большому счету, многого не нужно. Надо просто заметить, что кому-то нужна помощь, а потом суметь пожертвовать своими силами, временем, средствами, чтобы хоть как-то решить проблему. Но из таких «просто» и складывается праведность и даже святость. И мы призваны всю жизнь учиться такому отношению к людям.

Будущий святитель учился христианской жизни с самого детства. Говорят, что с ранних лет он был очень религиозным. Воспитывался он в христианской семье, его родители были довольно богатыми и жили в небольшом городе Патары римской провинции Ликия в Малой Азии. Есть мнение, что отец Николая управлял рыболовецким флотом, или, по крайней мере, его деятельность была с этим связана. Может быть, поэтому особое покровительство святой Николай оказывает морякам. Наверное, именно от родителей он унаследовал и участливое отношение к людям, умение помочь в нужный момент.

Выбор человека и воля Бога

После смерти отца и матери Николай раздал доставшееся ему богатое наследство. Одному ему оно было не нужно: ведь он давно собирался посвятить свою жизнь Богу и еще при жизни родителей принял священство. Кстати, родители его выбор не только одобряли, но и всегда поддерживали. Некоторое время Николай даже заменял епископа города Патары, уехавшего в паломничество на Святую Землю. Но священнического служения ему было недостаточно, а епископской власти он не хотел. Николай стремился к аскетическоу подвигу, к монашескому уединению. Некоторое время он действительно провел в мужской обители, но в этом его планам на жизнь не суждено было сбыться. Отличавшийся многими добродетелями, хорошо образованный и способный убеждать, Николай явно был предназначен для общественного служения - для проповеди и помощи людям. И однажды ему было прямо объявлено об этом: во время молитвы он услышал голос, призывающий его вернуться к городской жизни и служить народу, прославляя Имя Божие.

Николай послушался, но в родной город, где его помнили и любили, решил не возвращаться. Он переехал в столицу Ликийской области Миры, где мог затеряться и избежать смущавших его почестей. Впрочем, скоро все опять изменилось: после смерти ликийского архиепископа нужно было выбрать ему приемника, и выбор пал на Николая. Это было удивительно - ведь в Мирах его никто не знал! Но на него указывало чудесное явление, которое видел один из старейших клириков. Сопротивляться столь явно выраженной воле Божьей Николай не стал и принял архиепископскую власть.

Чудотворец

Конечно, ему пришлось во многом изменить образ жизни. И не только потому, что теперь приходилось заботиться о многочисленной пастве. Николаю пришлось отказаться от привычки скрывать свои добрые дела: ведь теперь они прославляли не его самого, а Церковь, направляли людей к Богу. Он много жертвовал нуждающимся, заботился о бездомных, больных, сиротах. Особенно известен случай, произошедший, правда, еще в Патарах, когда Николай помог бедному человеку устроить судьбу троих дочерей, по очереди подбросив ему три мешочка с золотом, которые стали приданым девушек.

Уже при жизни святитель Николай имел дар совершать чудеса в помощь людям. Однажды в Ликии наступил голод. Ее жителям уже грозила голодная смерть, как вдруг в ликийском порту причалил огромный корабль, груженый хлебом. Оказывается, хозяин корабля собирался доставить товар совсем в другое место, но в пути увидел сон, в котором архиепископ Мир Ликийских Николай покупал у него весь груз, давая в задаток несколько золотых монет. Эти монеты купец обнаружил у себя в руке, когда проснулся. Расценив это как знак свыше, он свернул с намеченного курса и буквально спас многих голодающих.

Продолжились чудеса и после смерти святителя. До сих пор к Николаю Чудотворцу обращаются с молитвами о помощи в самых сложных жизненных ситуациях.

Память

До революции, когда в церковной жизни так или иначе участвовали практически все, в России хорошо знали и почитали многих святых. С утратой веры люди забыли и многие имена из святцев. Но только не Николая Угодника! Ему продолжали молиться, даже неверующие знали историю его жизни, а мальчикам, рожденным в дни его памяти, родители по-прежнему частенько давали имя Николай.

В таких случаях обычно говорят, что этот святой особо почитаем в России. Но с Николаем Чудотворцем это не совсем так: его до сих пор помнят во всем мире, и даже имя «Николай» в разных вариантах широко распространено во многих странах.

Проходит время, меняется жизнь, но в нашей жизни по-прежнему бывает всякое: порой нам очень нужна чья-то помощь, а иногда остается только надежда на чудо. По молитвам святителю Николаю эта помощь неизменно приходит, проблемы решаются - пусть и не так, как предполагает человек. Поэтому и помнят, почитают, молятся. Поэтому и день его памяти (а их два: 19 декабря и 22 мая) - это особое торжество для всех православных.

Молитва Николаю Чудотворцу

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

В этот день Престольный праздник отмечают многие приходы Новосибирской области: Кафедральный собор святителя Николая Мирликийских чудотворца г. Искитима; приход во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Новолуговое; приход во имя святителя Николая Чудотворца (Нижняя Ельцовка) г. Новосибирска; а также храмы в Болотнинском, Кыштовском, Маслянинском, Мошковском, Ордыснком районе. В Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска один из приделов так же освящен в честь .

Приглашаем всех на праздничные службы!

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе - благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.- «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю - совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека - богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого - святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284-305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324-337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю.

Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345-351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).
Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

6/19 декабря день успения святителя Николая Чудотворца.
9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.

Память Святителя Николая Чудотворца 19 декабря

http://www.pravoslavie.ru/28731.html

Статьи
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Николай Чудотворец
  • Юлия Комлева. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований
  • Татьяна Горбачева. Скорый в бедах заступник
  • Александр Парменов. «Русский бог»
  • Анатолий Холодюк. «Наставляя по морю плавающих…». Записки паломника
  • Светлана Хоркина. Никола во льдах
  • Андрей Зайцев. Загадки жития святителя Николая
Чудеса святителя Николая
  • Современные чудеса святителя Николая. Истории из редакционной почты портала Православие.Ru
  • Архимандрит Филадельф (Мишин). Чудо святителя Николая. Из воспоминаний
  • Надежда Ефременко. Еще одна быль о помощи святого Николая Чудотворца в наши дни
  • Елена Живова. Несвятой Николай. Рассказ
Проповеди
  • Святитель Николай (Велимирович). В день Святого угодника и чудотворца Святителя Николая
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
  • Митрополит Николай (Ярушевич). Слово в день святителя Николая
  • Митрополит Антоний (Храповицкий). Слово в день Святителя Николая и тезоименитства Государя Императора
  • Архиепископ Серафим (Соболев). Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца
  • Архиепископ Тихон Лященко. Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Св. Николай - идеал русской культуры
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Проповедь в день памяти святителя Николая
  • Иеродиакон Никон (Париманчук). Светильник Христов святитель Николай. Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских
Иконография
  • Святитель Николай: иконы и фрески
Храмы и святыни
  • Елена Лебедева. «Улица трех Никол»
  • Елена Лебедева. Храм святого Николая Чудотворца в Столпах
  • Елена Лебедева. Храм святителя Николая Чудотворца на Старых Ваганьках
  • Елена Лебедева. Церковь Николы Гостунского в Кремле
  • Елена Лебедева. Храм святого Николая Чудотворца в Толмачах
  • Елена Лебедева. Храм святителя Николая Чудотворца на Болвановке
  • Елена Лебедева. Никольский монастырь
  • Елена Лебедева. Никольские церкви старой Москвы
  • Людмила Старилова. Церковь Николая Чудотворца в Коломягах (Санкт-Петербург)
  • Михаил Дмитрук. Дважды воскресший
  • Протоиерей Владимир Кучумов. Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня
Богослужения
  • Диакон Владимир Василик. «Чудесам Николая сплетаю похвалы». Древняя служба святителю Николаю: перевод и комментарии
  • Божественная литургия в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца в Сретенском монастыре
  • Венощное бдение накануне дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца в Сретенском монастыре

Праздничные богослужения, посвященные святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу, пройдут во всех храмах Тобольской митрополии. Святой считается самым почитаемым не только в России, но и в мире. В народе 19 декабря традиционно называют Николой Зимним. С особой торжественностью праздник отметят в Никольском храме Тюмени. Еще один храм изначально освященный как Никольский — это нынешняя Крестовоздвиженская церковь, где есть придел в честь святого. Также по традиции многие горожане посетят одноименную церковь в селе Кулаково Тюменского района, построенную известным меценатом Николаем Чукмалдиным.

Никольский храм в селе Кулаково

Святителя Николая принято называть чудотворцем. С древности он почитался как помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным, беднякам и детям. В западном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Святой особо любим в России и в Сибири, в частности. Образ Николая Угодника всегда находился в доме рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. А церковный праздник собирал в храмах огромное количество народа, приходящего помолиться святителю.

Иконографический образ святителя Николая Чудотворца

Из истории

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей были перенесены в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая.

Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

По материалам журнала «Фома»

Никольский храм города в Восточном микрорайоне Тюмени

В Тюмени 19 декабря, в день памяти святителя Николая, в 13 часов в Центре помощи «Милосердие» по ул. Коммунистической, 70, пройдет праздник. Подопечные центра — это люди в кризисной ситуации, оставшиеся без крыши над головой. Несмотря на все тяготы жизни, они сохраняют надежду, что у них получится наладить свою жизнь с помощью неравнодушных и отзывчивых людей. К празднику своими руками они делают игрушки на елку и готовят подарки гостям.

Центр помощи «Милосердие» приглашает всех, кто поддерживает дела милосердия, разделить с ними этот праздник. У гостей будет возможность нарядить елку игрушками, которые они принесут с собой. Планируется праздничный концерт с викториной, посвященной Николаю Чудотворцу и чаепитие.

Как пояснил нашему корреспонденту пресс-секретарь Тобольской митрополии, иерей Григорий Мансуров, центр «Милосердие» не является епархиальным, но его работа поддерживается.

«Безусловно, такие центры нужны Тюмени, им необходима помощь разного рода, поэтому будет замечательно, если этот праздник привлечет новых добровольцев и меценатов», — отметил отец Григорий.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото из открытых интернет-источников



Статьи по теме: