Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды. Кто контролирует нпф. Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ

Председатель Правления ПФР
ДРОЗДОВ Антон Викторович

В 1986 году окончил Московский финансовый институт по специальности экономист.

В 1986 году поступил на работу экономистом в Управление финансирования социального обеспечения Минфина СССР. С 1987 года - экономист Управления финансирования здравоохранения и социального обеспечения Минфина СССР. В 1988 году работал старшим экономистом Отдела финансирования социального развития Минфина.

С 1988 по 1989 год проходил службу в рядах Советской Армии.

С 1989 года занимал разные должности в Министерстве финансов РФ: ведущий экономист Отдела финансово-социального развития, эксперт I категории Сводного валютно-экономического отдела, заместитель начальника, начальник отдела Управления валютно-финансового регулирования Минфина России.

В 1994 году назначен заместителем начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России.

С июля 1999 года по июль 2008 года работал в аппарате Правительства Российской Федерации: начальник Департамента финансов, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности: Ревизионной комиссии ПФР; Департамента управления делами; Департамента кадровой политики; Департамента общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации; Департамента правовой политики (в части вопросов, касающихся подразделений, курируемых непосредственно Председателем Правления ПФР); Департамента обеспечения безопасности; Первого отдела.

Награжден "Орденом почета", присвоено звание "Заслуженный экономист РФ".

Женат, воспитывает дочь и сына.

Первый
ПЕТРОВА Наталия Владимировна

В 1989 году окончила Всесоюзный заочный институт Пищевой промышленности, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.

С 1984 года работала в различных должностях. В системе Пенсионного фонда работает с 1994 года.

В 1994 году занимала должность заместителя начальника отдела учёта поступлений и расходования средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

С 1994 по 2002 год занимала должности заместителя начальника отдела, заместителя начальника Главного управления, начальника отдела, начальника Главного управления учёта и распределения средств ПФР Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2002 по 2013 год занимала должность Главного бухгалтера ПФР - начальника Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2013 году была назначена Заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда РФ. С 2018 года - первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности: Бюджетного департамента; Департамента казначейства; Департамента финансового обеспечения системы ПФР; Департамента организации администрирования страховых взносов. Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР. Курирует Центральный федеральный округ и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур.

Награждена почетной грамотой Правительства Российской Федерации, почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, присвоено звание «Почетный работник Пенсионного фонда РФ», имеет благодарность Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
КОЗЛОВ Николай Борисович

В 1978 году окончил Московский финансовый институт по специальности международные экономические отношения.

Доктор экономических наук, профессор.

С 1978 года занимал различные должности в Министерстве финансов СССР.

В 1992 году руководил отделом "Русского национального банка".

В 1993 году был экспертом "Дойче Банка".

В 1994 году работал в должности начальника Управления ценных бумаг "Банка развития предпринимательства".

С 1994 по 2010 год являлся Президентом, Председателем совета директоров Инвестиционной компании "Риком-траст".

С 2011 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации и контроля инвестиционных процессов, Отдела международного сотрудничества. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Северо-западный федеральный округ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
АФАНАСЬЕВ Сергей Анатольевич

В 1987 году окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

В 2000 году окончил Российскую академию государственной службы.

В 1995 году Исполнительный директор Фонда "Научно-методический центр «Социальные и пенсионные технологии".

С 1995 по 1996 год главный специалист Министерства социальной защиты населения РФ.

С 1996 по 2004 год главный специалист, заместитель руководителя Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ.

С 2004 по 2010 год занимал разные должности в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ: заместитель директора, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения.

С 2010 по 2013 год Председатель Фонда социального страхования РФ.

С марта 2013 года заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента актуарных расчётов и стратегического планирования, Управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей; Учебно-методического центра (на правах управления). Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Сибирский федеральный округ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
ЧИРКОВ Сергей Александрович

В 2000 году окончил Московскую Государственную Академию водного транспорта (юриспруденция).

В 2003 году окончил Академию труда и социальных отношений.

В 2005 году окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA).

Кандидат юридических наук.

С 1999 по 2000 год работал в различных должностях в Фонде социального страхования РФ.

С 2001 по 2007 год работал в различных должностях в ПФР.

С 2007 по 2012 год начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей ПФР.

С 2012 по 2018 год начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

С 2018 года заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности:

Департамента организации назначения и выплаты пенсий;

Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей; Департамента правовой политики (за исключением вопросов, относящихся к сфере ведения подразделений, курируемых Председателем Правления ПФР).

Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемого структурного подразделения Исполнительной дирекции ПФР.

Награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития, Почетной грамотой ПФР, Благодарностью Правительства Российской Федерации, Благодарностью Комитета Государственной Думы по труду, социальной политики и делам ветеранов, медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по г. Москве и Московской области
АНДРЕЕВ Андрей Евгеньевич

В 1979 году окончил Ленинградский университет им. А.А. Жданова.

С 1979 по 1991 год работал в должностях: инспектор, старший инспектор сектора пенсий и пособий, начальник контрольно-ревизионного сектора, заместитель начальника Управления социального обеспечения Исполкома Ленсовета

С 1991 по 1997 год возглавлял Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ленинграду.

С 1997 по 2001 год руководил Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В период с 2001 по 2002 год возглавлял Управление ПФР в Северо-Западном Федеральном округе ПФР, а с 2002 по 2003 год - Организационный департамент ПФР.

С 2003 года - управляющий Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.

Награжден Почетной грамотой ПФР, присвоено звание "Почетный работник ПФР", отмечен Знаком губернатора Московской области "За полезное" и Благодарностью Председателя Правления ПФР.

Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан
ХАНТИМЕРОВ Фоат Галяутдинович

Окончил экономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института и Финансовую академию при Правительстве РФ в г. Москве.
Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Трудовую деятельность начал в 1968 году преподавателем физики и математики в школе. С 1968 по 1973 год - студент экономического факультета БСХИ, затем окончил очную аспирантуру и продолжил преподавательскую работу.

С 1989 года - на партийной и государственной работе. С 1990 по 1991 год - заведующий аграрным сектором, секретарь Башкирского обкома КПСС, с 1991 по 1994 год - заместитель председателя Госкомитета РБ по управлению государственной собственностью, с 1994 по 2002 год - заместитель Премьер-министра, министр финансов РБ.

С 2002 года - управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан.

Награжден Медалью "В память 850-летия Москвы" и нагрудным знаком "Отличник финансовой работы РФ".


При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации. (п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании; утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ; (см.

Вопрос-ответ

В их компетенцию входит:

  • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
  • изменение и утверждение документации;
  • направление инвестиционной политики;
  • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
  • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год.

Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т.
к. и те, и другие являются органами высшего управления.

Внимание

Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц.

Регулирование негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией.
К видам его деятельности можно отнести:

  • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
  • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
  • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда! НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица.


Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

An error occurred.

Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ.

Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии; 8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов; (в ред.
Центральный банк РФ — Служба Банка России по финансовым рынкам) Координация деятельности ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Контроль за использованием средств бюджета ПФ РВ Правительство РФ, Счетная палата, Наблюдательный Совет ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство труда и социальной защиты РФ Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых платежей Налоговые органы Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней Органы ПФР Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст.

Федеральным органом осуществдяющим контроль за нпф является

Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления; (в ред.
Смотрите также Порядок выбора Негосударственного Пенсионного Фонда Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

  • специально предназначенный депозитарий;
  • независимый эксперт в области аудита;
  • независимый актуарий.

Общественный контроль Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

Инфо

Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить.


Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.

В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 2.

Бюджет Пенсионного фонда РФ - второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим усиливается роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств Пенсионным фондом РФ.

Структура контроля за деятельностью ПФ РФ в настоящее время представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Структура контроля за деятельностью Пенсионного Фонда РФ

Государственный финансовый контроль - это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений. Цель государственного финансового контроля - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" функции по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования исполняет Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Согласно п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739 "Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации" Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору:

В сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по государственному регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, является Министерство финансов Российской Федерации;

В сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по контролю за соблюдением Пенсионным фондом Российской Федерации законодательства Российской Федерации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений, за исключением функций по контролю за Пенсионным фондом Российской Федерации, которые Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" отнесены к функциям Центрального банка РФ, является Министерство труда и социальной защиты РФ. Функции первого в части контроля за деятельностью ПФ РФ установлены Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ , функции второго - Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 739 .

Анализ нормативно-законодательной базы Российской Федерации по пенсионному страхованию позволил установить основные контрольные полномочия федеральных органов государственной власти по отношению к деятельности ПФ РФ, представленный в таблице 5.

Таблица 5

Полномочия

Федеральный орган государственной власти

Утверждение бюджета ПФР и отчета о его исполнении

Правительство РФ, Счетная палата

Определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Служба Банка России по финансовым рынкам)

Определение порядка хранения средств ПФ

Правительство РФ

Управление системой обязательного пенсионного страхования

Правительство РФ

Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР

Государство несет субсидиарную ответственность

Определение порядка использования временно свободных средств ПФ РФ

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей

Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Центральный банк РФ - Служба Банка России по финансовым рынкам)

Координация деятельности ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета ПФ РВ

Правительство РФ, Счетная палата, Наблюдательный Совет ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство труда и социальной защиты РФ

Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых платежей

Налоговые органы

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней

Органы ПФР

Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

Итак, в последние годы усиливается роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств ПФР. Утверждение бюджета ПФР и отчета о его исполнении контролирует Правительство РФ, Счетная палата; порядок и условия формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Служба Банка России по финансовым рынкам), порядок использования временно свободных средств ПФР контролирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; государственный надзор и контроль за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей, осуществляют Минфин России и Служба Банка России по финансовым рынкам), деятельность ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений контролирует Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и т.д.

На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить.

Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги. Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен.

Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ

Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители. В их компетенцию входит:

  • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
  • изменение и утверждение документации;
  • направление инвестиционной политики;
  • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
  • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год. Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т. к. и те, и другие являются органами высшего управления.

Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц. Его функционал заключается в следующем:

  • организация рабочего процесса;
  • заключение сделок с контрагентами;
  • отбор работников и заключение с ними трудовых договоров;
  • контроль работы управляющего персонала;
  • расчет пенсионных выплат и их перечисление.

Важно! Формированием исполнительного органа занимается исключительно Совет Фонда. Причем первый может иметь достаточно большой круг полномочий.

Иногда создаются инспекции, в функции которых входят:

  • продление или прекращение лицензии;
  • регистрирование пенсионных правил;
  • установка нормативов, касающихся пенсионных резервов фонда;
  • контроль надо тем, как размещаются резервы;
  • разработка методической и нормативной документации;
  • обозначение времени, за которое должны быть сданы отчеты.

Законодательно закрепленные нормы контроля

– значение, правовое регулирование, функции – это действительно крайне важные моменты, о которых нужно знать в подробностях.

Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией. К видам его деятельности можно отнести:

  • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
  • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
  • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда!

НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица. Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ

Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ. Все они делятся на типы, а именно:

  • госконтроль;
  • внешний контроль;
  • общественный;
  • внутри организации;
  • со стороны клиентов.

Какие государственные органы осуществляют контроль за НПФ:

  • ПФР РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Минздравсоцразвития РФ;
  • Банк России.

Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй.

Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:

  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство финансов;
  • ФСФР.

Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.

Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

  • специально предназначенный депозитарий;
  • независимый эксперт в области аудита;
  • независимый актуарий.

Общественный контроль

Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить. Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация. Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом.

На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования. Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение.

В заключение

Теперь вы знаете, какие органы контролируют НПФ. Конечно же, каждый житель нашей страны вправе самостоятельно решать, где именно ему размещать свои пенсионные накопления.

Тем не менее, в настоящее время государство гарантирует защиту вкладчиков от мошенничества со стороны НПФ на достаточно большой промежуток времени. Поэтому люди вновь могут поверить органам власти и своему государству в целом, убедившись, что их будущая пенсия в надежных руках.

Доброе время суток, дорогие читатели!

Сегодня мы продолжаем говорить о пенсионной системе в целом и НПФ в частности. Я уверена, что если Вы читаете эту статью, то явно заинтересовала она Вас не случайно, и Вы наверняка задумываетесь о своем последующем выборе, а если уже заделали, то о его правильности. Сегодняшняя тема моего «мозгового штурма» касается процесса и органов регулирования деятельности НПФ.

Это очень объемная тема для разговора, которая так же динамично развивается, как и вся пенсионная система РФ. Она также очень важна для пенсионной системы и каждого гражданина страны, который в будущем станет пенсионером.

Он имеет полное право на достойную жизнь в этом прекрасном возрасте, и для этого уже сегодня задумывается, все ли он правильно сделал, верен ли его выбор, принял ли все меры, воспользовался ли всеми правами и насколько это все стабильно, гарантированно и защищено перед всеми внешними обстоятельствами и временем. Так вот, если Вы здесь и сейчас читаете эти строки, значит именно эти вопросы Вас и беспокоят.

Абсолютно всем людям свойственно сомневаться, и тем более это свойственно людям, живущим в России. Контактируя с большим количеством людей в своей профессиональной деятельности, я очень часто сталкиваюсь не только с непониманием людей всех нюансов ПС, но в большей части с недоверием этих самых людей ко всему что происходит, к частым изменениям и т д.

Настолько, что люди даже не стремятся ни в чем разбираться, вникать и что-либо понимать. У них на все готов один ответ: «всё равно обманут! все равно все отберут! все равно ни чего хорошего из этого не выйдет! Знаем — плавали! много было программ «страхования жизней», «копления детям на учебу», а что в итоге – дефолт» и т д.

Еще в лучшем случае все проводимые в стране преобразования сравнивают с «МММ» и приводят Мавроди в пример, мол, был уже один такой, собрал все деньги и «до свидания»! Хуже когда в целом своему государству не доверяют! И винить их в этом не приходится, они жили в своей стране во все эти времена и продолжают в ней жить и работать, уже не надеясь ни на что и не веря никому, по причине того, как много раз становились обманутыми и «обворованными» этой самой страной.

Мне в свою очередь хочется, чтобы сложившаяся ситуация менялась и у людей появлялось доверие, желание знать/понимать и стремление строить собственное светлое будущее, а не уповать на кого то и при этом доверять им управление своей жизнью. Делайте правильный выбор, делайте его самостоятельно и делайте его, опираясь на собственные знания.

Именно для этого я сегодня Вам постараюсь подробно рассказать о регулировании деятельности НПФ, с целью увеличения Вашего доверия к данным организациям. Система регулирования сейчас, как и вся система ПО, претерпевает большие изменения, ужесточается контроль. Начало этому было положено в 2013 году и положено оно было как раз для увеличения доверия граждан к страховщикам.

Я уже описывала главные изменения в работе НПФ в 2015 году, в том числе вступление в систему гарантирования, об этом Вы можете подробнее . Сегодня в продолжение темы ужесточения контрольной деятельности расскажу о видах контроля, кем он осуществляется и с какой целью.

Начнем с того, какой же все-таки существует контроль за деятельности НПФ. Подразделяется он по участникам данной деятельности:

  1. Государственный;
  2. Внешний контроль;
  3. Общественный;
  4. Внутренний;
  5. Контроль клиентов.

Государственный контроль осуществляются следующими ведомствами:

  1. Пенсионный Фонд РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. Минздравсоцразвития РФ;
  4. Банк России (ФСФР +ЦБ).

Уверена, Вы неоднократно в обсуждении многих пенсионных тем в СМИ часто слышали такие определения, как «социальный блок» и « экономический блок». Так вот ПФР и Минздравсоцразвития относятся к «социальному блоку», а Минфин и Банк России относятся к «экономическому блоку». Думаю, теперь понятно кто к кому, да и почему Вы уверена, тоже понимаете.

До 2013 года данной деятельностью занимались:

  1. Министерство труда и социальной защиты РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. ФСФР.

Контроль осуществляется по следующим видам деятельности: НПФ; ОПС; профессиональное пенсионное страхование (ППС). Осуществляется по всем видам деятельности, как Вы видите и между всеми участниками (НПФ, УК, спец депозитарии, актуарий). ЦБ/Банк России проверяют соответствие НПФ лицензионным требованиям и соблюдением фондом законодательства. Фонды в свою очередь в надзорные органы предоставляют ежемесячно оперативную отчетность, а так же специализированную отчетность по итогам каждого квартала и года.

Внешний контроль производят:

  • специализированный депозитарий;
  • независимый аудитор;
  • независимый актуарий.

Данные организации могут только контролировать и передавать полученную информацию в органы государственного контроля, которые в свою очередь имеют право применять меры пресечения незаконной деятельности. Каждый из перечисленных участников занимается обширной деятельностью в ПО, подробное рассмотрение которых мы сегодня с Вами опустим.

Общественный контроль над деятельностью фондов осуществляет Попечительский совет НПФ. Он создается каждым фондом, для надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков. В него включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым принадлежит половина голосов.

Внутренний контроль над деятельностью фонда осуществляется, должностным лицом или созданной для этого службой, регулирующей законность деятельности фонда. А также ревизионной комиссией фонда, созданного для обеспечения оперативного контроля над деятельностью исполнительного органа НПФ.

Контроль клиентов: вкладчики, участники, застрахованных лица имеют возможность самостоятельно контролировать полноту отражения фондом поступлений взносов на пенсионные счета, который предоставляется не реже одного раза в год. Так же НПФ ежегодно публикует годовые отчеты в СМИ.

С 2014 года требования к предоставляемой отчетности НПФ ужесточились. Это связанно в первую очередь с общей экономической ситуацией и напоминанием об отрицательных показателях на счетах вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. Мегарегулятор в лице Банка России тем самым напоминает НПФ, что, несмотря на то, что они частные структуры, они в первую очередь занимаются социально значимой деятельностью в целом для страны.

Благодаря появлению на рынке так называемого мегарегулятора все участники отметили положительные тенденции, за счёт того, что один контролирующий орган в большей степени придерживается одной понятной для всех концепции видения деятельности и её регулирования. В отличие от прежней системы. Как всем известно, чем больше проверяющих, тем больше расхождений в требованиях, тем больше беспорядка.

А для нас с Вами самое главное гарантия сохранности наших накоплений, которая дается на длинной временной дистанции.

Все принятые меры, такие как вхождение в систему гарантирования с участием АСВ (агенства страхования вкладов), акционирование НПФ, ужесточение отчетности, расширение деятельности мегарегулятора и т д, все это направлено на «обеление» деятельности НПФ, наведения порядка уже в сложившейся системе, так называемая чистка рядов и самое главное увеличение степени доверия граждан к новой системе ПО.

Надеюсь, после прочтения данной статью у Вас прибавилось уверенности в том, что Ваши накопления находятся или только будут находиться под надежной защитой и в серьезном управлении. И это поспособствует возвращению веры в свое государство и в те системы, которые в нем создаются.

А на сегодня на этом все! и будете всегда в курсе пенсионных событий и изменений! До свидания, мои дорогие читатели!



Статьи по теме: