Светлой памяти настоятельницы свято-успенского пюхтицкого монастыря схиигумении варвары (трофимовой). Схиигумения Варвара (Трофимова)

Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ. - 8 фев. 2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя святой равноапостальной Марии Магдалины женский монастырь , где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов . 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.

В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. являлась почетным гражданином Эстонии.

Лит.: Жукова И. А . Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П . Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.

Статья из 6-го т. "Православной энциклопедии", с. 566

(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ.), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря. После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь, где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов. 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.

В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. является почетным гражданином Эстонии.

Лит.: Жукова И. А. Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П. Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Ее по праву называли «игуменией всея Руси»…

Можно без преувеличения сказать, что матушка Варвара олицетворяет собой целую эпоху в бытии русского женского монашества да и в целом иночества. Больше 50 лет она подвизалась в монашеском подвиге, из которых 43 года - в качестве настоятельницы Пюхтицкого монастыря. Именно из этой обители, которая не закрывалась в советское время, вышли большинство игумений женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви. Пюхтицкая обитель при матушке Варваре стала своеобразной «кузницей кадров», столицей женского монашества. Но главное - именно здесь ощущались подлинная христианская любовь, доброта, гостеприимство, духовное благородство, которые сочетались с глубоким иноческим деланием.

Игумения Варвара уже давно тяжело болела и даже с трудом передвигалась, однако не оставляла неустанных трудов по управлению обителью. За несколько месяцев до смерти она была пострижена в схиму с тем же именем. Ее авторитет среди сестер был огромен, а материнская любовь ко всем - бесконечна. В августе минувшего года матушка отпраздновала свое 80-летие. К этой дате Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Варвару ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. В поздравлении матушке Варвары от наместника и братии Сретенского монастыря говорилось: «Для многих чад Русской Православной Церкви Вы являетесь истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния».

Иноки Сретенского монастыря не раз бывали в Пюхтицах и неизменно встречали самую теплую встречу, удостаивались бесед с матушкой Варварой, получали важные духовные советы. Естественным продолжением этого духовного общения стал альбом “Пюхтица - святая гора”, выпущенный издательством Сретенского монастыря в 2006 году. В него вошли исторический очерк о монастыре, воспоминания Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего самое деятельное участие в становлении обители, воспоминания сестер, обширный фотоматериал.

В своих воспоминаниях матушка Варвара рассказывает о том, как Святейший Патриарх Алексий I уговорил ее принять настоятельство в Пюхтицкой обители, несмотря на ее возражения и сомнения. “Я приезжаю сюда, ни жива ни мертва. Что я буду делать? Как? С чего я начну?..”

Постепенно при мудром управлении матушки Варвары Пюхтицкая обитель преобразилась и стала настоящим оплотом Православия на Эстонской земле. Ежедневно сюда приезжают сотни эстонцев и паломников со всего мира, и для многих туристов этот визит становится поворотным в их жизни, они принимают святое крещение и начинают вести христианскую жизнь. Игумения Варвара пользовалась огромным авторитетом не только у простых паломников, но и среди светских властей, у государственных чиновников - каждый почитал счастьем удостоиться ее беседы и благословения…

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон с братией выражают глубокие соболезнования сестрам Пюхтицкой обители. Эта тяжелая и невосполнимая утрата облегчается только нашей верой в вечную жизнь и надеждой на молитвы дорогой и любимой нашей матушки Варвары в Царствии Небесном. Вечная ей память!

Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание. С началом войны семья эвакуировалась в г. Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

Но сердце юной девушки стремилось к иной жизни, и в 1952 году ее желание исполнилось: она стала послушницей в обители Божией Матери - в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие при ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство. В монастыре была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году - церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.

В том же 1990 году произошла кардинальная перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).

Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.

18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму.
Публикуем интервью матушки Варвары.

- Матушка, какие самые яркие впечатления остались у Вас в памяти из раннего детства?

Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом, и привила и нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие – и тёти, и дяди были голосистые, а дядя Фёдор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть ещё. Я была младшей в семье, старшие сёстры вышли замуж, а я все с мамой – она поёт в церковном хоре, и я с ней.

Из детских воспоминаний не забыть и то, что пришлось пережить, когда началась война. Мне шёл тогда одиннадцатый год. Немцы подступали к Ленинграду, а Чудово расположено всего в ста километрах. Начались бомбёжки, и мы через лес недели две шли в Тихвин, откуда эшелоном нас отправили в Кировскую область. Туда ранее был эвакуирован Пушкинский детский дом, где моя старшая сестра, Любовь Алексеевна, была заведующей. И вот там мы прожили до 1947 года. И голод, и холод, всё перетерпели, но всё же не было бомб и снарядов. За 12 километров ходили в церковь, пели в хоре. После занятий в школе я ещё помогала воспитателям детского дома ухаживать за детишками. Старшая сестра даже советовала мне стать воспитательницей.

- Когда Вы поняли, каково Ваше призвание?

В 1947 году мы приехали в Лугу. Я закончила бухгалтерские курсы и работала на почте. Ходила в Казанскую церковь и пела в церковном хоре. Думаю, в моём призвании сыграла роль родительская молитва. Дело в том, что моя мама до замужества просилась у родителей в монастырь. Но её не пустили, потому что она была старшей из 15 детей и ей надо было нянчить младших. Она безропотно подчинилась воле родителей, которые выдали её замуж за хорошего мастера стекольного завода Алексея Трофимова, моего отца. Нас у родителей было семеро – пять девочек и два мальчика, и мама очень хотела, чтобы кто-то из девочек пошёл в монастырь и молилась об этом.

- Когда впервые у Вас возникла мысль уйти в монастырь?

- Мне было 20 лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, всё мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни. В то время настоятельницей Виленского монастыря была игумения Нина Баташева (впоследствии схиигумения Варвара) – человек замечательный, деятельный. Она мне впоследствии очень многое дала, многому научила. А тогда она посмотрела на меня и сказала одной из сестер: «Феофанечка, да она из рода нашего». А я и не поняла, что это значит. Но вскоре попросилась к ней в монастырь. Матушка готова была взять, но в том момент не давали прописку в Вильнюсе. Пообещала, что, как только будет возможность, примет меня в свою обитель.

Жду год, жду второй, она хлопочет, но никак не прописать. О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: «В Эстонии есть женский монастырь». Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии. Помню, матушка игумения Рафаила спрашивала меня, когда я сказала, что хочу в Пюхтицкий монастырь: «А ты косить умеешь? А пахать? А с лошадками управляться? Не умеешь… А что ты будешь делать у нас?». Это она меня так испытывала. А я сказала: «Всё, чему научите, буду делать». И всему научилась: и косить, и жать, и молотить цепями, и камни с полей собирать. Вот так я и оказалась в Пюхтице. И это моя судьба, мое призвание, а без него в монастыре и одного дня не проживёшь!

- Но потом судьба вновь Вас привела в монастырь к Матушке Игумении Нине в Вильнюс?

Да, когда выяснилось, что матушка Нина всё же выхлопотала для меня прописку. А я уже была в Пюхтице. Однако наша настоятельница разрешила мне вместе с сестрой Георгией, которая сейчас настоятельница монастыря в Иерусалиме, поехать в Вильнюс, так сказать, в длительную командировку. И я там прожила 12 лет, была бухгалтером в епархиальном управлении, пела в хоре, ездила в Москву по казначейским делам.

- Но Вам суждено было вернуться туда, где Вы начинали свой монашеский путь, в Пюхтицу?

Да, в Пюхтице игумения Ангелина уже была старенькой, болезненной, а монастырь большой, многое в нём требовалось построить, отремонтировать, привести в порядок. Сюда стекалось много паломников, туристов. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) хотел, чтобы новой настоятельницей стала именно пюхтицкая сестра. Ему подсказали, что в Вильнюсе есть две сестры именно из Пюхтицы. Вызывает Святейший меня в Москву. Одевает крест и даёт указ. Я ему говорю: «Ваше Святейшество, какая же из меня игумения, у меня ведь и опыта нет». «А знаешь, какая будешь у меня игумения, – сказал он, – игумения будешь за святое послушание. Вот твое игуменство». Ну, если за святое послушание, тогда ладно, а то я всё плакала, не соглашалась. Было мне всего 37 лет.

Матушка, Вы общались со многими великими людьми и духовно связаны со многими монастырями, с Афоном, Иерусалимом и известными подвижниками нашего времени – митр. Вениамином (Федченко), преп. Симеоном (Жилиным), Виленской схиигуменией Варварой, протоиереем Николаем (Гурьяновым), архим. Иоанном (Крестьянкиным) и многими другими, посещали преподобного Серафима (Вырицкого) и получили благословение от него незадолго перед началом монашеского пути. Вы и сама человек очень известный и почитаемый. Как Вы относитесь к своей известности?

Я не считаю себя какой-то особенной, и мы не должны приписывать себе никаких заслуг: мы всего лишь исполняем послушание, данное нам от Бога и делаем то, что должны сделать… В Святом Евангелии сказано, что когда мы исполним все повеленное нам, должны говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать» (Лк. 17, 10) и, конечно, не помышлять о себе великое и не приписывать себе никаких заслуг. Вот я смотрю на молодых сестёр, радуюсь, что они многое могут сегодня, помогают мне и по хозяйственной части, и по административным делам, они образованные.

- Образование, интеллект необходимы монашествующим, или же достаточно иметь смирение и послушание?

На мой взгляд, чем человек образованнее, тем он смиреннее и спокойнее и тем у него лучшее отношение к людям, поэтому не надо думать, что образование вещь не нужная или даже вредная помеха в монашеской жизни…

- Что Вам не нравится в современном мире?

Трудное наше время, трудно соединяются люди, часто между ними разобщенность, непонимание, а связующее начало – любовь. Поэтому мы и должны являть миру главное сокровище христианства – любовь, и во всех обстоятельствах жизни мы, христиане, должны оставаться делателями добра и любви, молиться, помогать больным, обездоленным, одиноким. Ведь самая главная евангельская заповедь – это заповедь о любви к Богу и ближнему, и мы стараемся, чтобы этой жертвенной христианской любовью люди были постоянно окружены в монастыре, чтобы монастырь наш всегда был островком веры, любви, служения людям.

Пюхтицкий монастырь часто называют «жемчужиной Эстонии». Какое, по Вашему мнению, сейчас у людей отношение к Церкви, к монастырям?

Сейчас особенно заметно, как многие обратились к Церкви, и к нам приходят люди помолиться, побыть среди мирной обстановки, ищут здесь духовного назидания и умиротворения, черпают духовные силы для своих повседневных трудов, для повседневной жизни. Ведь место, где стоит наш монастырь, особое, избрано Божией Матерью и освящено Её стопами. Таким местам, особенно Ею возлюбленным, Матерь Божия являет многие Свои милости, простирая над ними Свой Покров. Некоторые приезжают в обитель не для паломничества и молитвы, а просто для обозрения, но и они обретают здесь спокойствие и мир души. Посетив монастырь, люди обычно так и говорят: это очень мирное место.

- К Вам много людей приходит, звонят, все хотят получить благословение, совет. Вас это не тяготит, не устаете?

Нет, хотя, конечно, монашеская жизнь тяжёлая, но монах живет для людей, а не для себя. А про пост игумении и говорить нечего. У игумении, как у часов, и днём, и ночью без перерыва мозг не останавливается: то бы не забыть, это надо сделать. Иной раз, когда народу очень много, рука устает благословлять, физически тяжело, но это меня не тяготит. Я люблю людей, жалею каждого, даже если говорят про человека, что он плохой. Но он не родился плохим, возможно, обстоятельства жизни сделали его таким. Матерь Божья сюда приводит людей. Вижу часто они на коленочках стоят в храме, плачут, горе какое-то у человека. Иной раз так расстроюсь, хочется принять все беды, помочь.

- Вы счастливы?

Я счастлива, что есть Пюхтица, что сёстры мои очень любят молиться. А ведь у нас поля, огороды, скот, которые требуют много сил и времени, и с первых дней сестры обеспечивают себя и паломников трудами рук своих, но не смотря на это, с любовью молятся.

Матушка, Вы прожили большую, трудную, но удивительно красивую жизнь. Обращаясь к Вашему и духовному, и жизненному опыту, который огромен, скажите, пожалуйста, что является важнейшим для спасения человеческой души?

Вера, непоколебимая вера в Бога и в Его всеблагой и совершенный Промысел, ведущий человека ко спасению. Счастлив тот человек, который имеет доверие Богу и послушание Ему, сознавая то, что истина на земле пребывает лишь в Церкви. И как несчастен и очень одинок человек, отвернувшийся от Господа, не имеющий авторитетов в духовной жизни.

Мы знаем, матушка, что в Вашей обители стал особо отмечаться ещё один праздник – Пюхтицкой иконы Божией Матери. Расскажите немного об этом.

Да, это очень радостный для нас день – 1 июля. Ведь Пюхтицкий образ был написан в нашем монастыре первыми пюхтицкими живописицами, изобразившими явление в 16 веке Пречистой Богоматери на этой Святой горе. Празднование установлено и внесено в Церковный календарь по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Составлена служба с акафистом. Икона дорога нам и тем, что напоминает о святом праведном Иоанне Кронштадтском – она предназначалась в дар дорогому Батюшке и находилась у него, поэтому эта икона несёт и его благословение.

Светлая вера в Промысл Божий, дорогая матушка, движет всей Вашей жизнью и через Вас спасает многих и многих. Позвольте по случаю Вашего славного 80-летия от имени всех читателей газеты «Мир Православия», Ваших постоянных паломников и почитателей пожелать Вам здравия и спасения и во всём благого поспешения и многих, многих лет жизни на благо и процветание обители Пюхтицкой и во славу Церкви Божией!



Статьи по теме: