Какая христианская Церковь ждет Христа? Кто такой настоящий христианин

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианский ), которое в свою очередь от Χριστός (христос ), что означает «помазанник». По греческой септуагинте иудейской Библии слово христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (маши́ах , мессия), имеющее то же значение «помазанник».

Первое известное использование этого термина можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии , потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу. Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище. Оно буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деян 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).

Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту , который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э

Кто является христианином

С точки зрения церкви, чтобы быть христианином, нужно придерживаться определённых принципов. . Христианин - это не просто религиозный человек, а с другой стороны - это и не религиозный фанатик. Вот несколько принципов, которых должен придерживаться христианин.

  • 1. Христианин – это ученик или последователь Иисуса Христа.
  • 2. Христианин - это человек, который верой приял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  • 3. Христианин – это человек, в котором живёт Дух Христа – Святой Дух Божий.
  • 4. Христианин – это человек изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
  • 5. Христианин – это человек, имеющий взаимоотношения со своим Творцом.
  • 6. Христианин – это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
  • 7. Христианин – это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере.

Член церкви

Альтернативное мнение состоит в том, что христианин - это просто человек, являющийся членом христианской церкви. С этой точки зрения, каждый человек, который регулярно посещает церковь и исполняет её обряды, называется христианином.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаритяне»), ибо Иисус, описанный в Новом Завете, вырос в городе Назарет.

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христиане" в других словарях:

    - «ХРИСТИАНЕ», СССР, ЭДЕЛЬВЕЙС, 1987, цв., 48 мин. Криминально психологическая драма. По рассказу Леонида Андреева. В ролях: Любовь Полищук (см. ПОЛИЩУК Любовь Григорьевна), Лев Золотухин (см. ЗОЛОТУХИН Лев Федорович), Николай Пастухов (см.… … Энциклопедия кино

    - (Деян.11:26 , Деян.26:28 , 1Пет.4:16). Происхождение этого названия изложено в книге Деяний апостольских; (Деян.11:19 ,26). По кончине первомученика Стефана рассеявшиеся от гонения прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, благовествуя Господа… …

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Мн. Те, кто исповедует христианство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. последователи Христова учения.    … … Словарь церковнославянского языка

    Христиане - Христи’ане (Деян.11:26 ; Деян.26:28 ; 1Пет.4:16) ученики и последователи Христа, все верующие в Него и уповающие исключительного на Него, исповедующие Его имя и несущие на себе поругание и отвержение Его миром. Как видно из приведенных мест,… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Христиане - Так впервые были названы последователи Христа в Антиохии (Деян. 11:26) около 43 г. по Р.Хр., вероятно, потому что тамошняя церковь, состоявшая из верующих евреев и язычников, была известна, как община, отделенная от евреев. Это название дано было … Словарь библейских имен

    Христиане - истинный христианин должен веровать в Бога, и те таинства, которые Он ему открывает, а также надеяться на Бога, любить Его и любить все то, чем Он повелевает … Православная энциклопедия

    Христиане - – последователи Христова учения. Имя это в первый раз явилось при апостолах, в Антиохии. Ныне христиан до 500 миллионов – около 1/3 всех жителей земли … Полный православный богословский энциклопедический словарь

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

Кто такой христианин? Могут ли все называть себя христианами? Будут ли все христиане проводить вечность с Иисусом?

Очень важно понимать, что христианин не обязательно является христианином потому, что он родился в стране с христианской культурой или в христианской семье. Никто в этом мире не рождается христианином. И хотя человек причисляет себя, или отстаивает христианские принципы, он не становится автоматически христианином. Человек не может быть христианином по причине своей силы характера, силы воли, знаний, таланта, чувства справедливости или других чувств.

Человек по своей природе полностью пропитан грехом. Эти грехи известны всем людям на земле, как христианам, так и тем, кто не является ими. Потому что из сердца исходят злые мысли, убийства, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, злословие, чёрная магия, нечистые мысли и многое другое. Все люди в той или иной степени связаны этими грехами. Из-за этих грехов люди не являются угодными Богу. Мы являемся врагами Бога по причине греха.

Поэтому христианин – это тот, кто понял серьёзность того, что значит быть врагом Божьим. Как человек, который живёт во грехе, может быть угодным Всемогущему Богу? Через это понимание мужчина или женщина сожалеет о своей прошлой жизни, и становится христианином. Другими словами, христианин – это тот, кто покаялся и обратился к Богу.

«Обратиться» – это не просто выражение, это подразумевает под собой практическое действие. Мы обращаемся от чего-то одного к другому. Например, от неведения к пониманию, или от пустой траты времени к тому, чтобы делать что-то полезное, или от того, чтобы любить самого себя к тому, чтобы любить других и делать им добро. Обратиться – это значит обратиться от зла к тому, чтобы исполнять Божью волю.

Нужен спаситель

Человеческое сердце чувствует необходимость в Спасителе. Того, кто может спасти человека от живущего внутри греха. Эта передача себя Богу, или обращение, о котором мы писали ранее, становится делом веры. Веры в то, что Бог освободит тебя от власти греха, и ты сможешь жить здесь на земле благоугодно Богу. Тот, кто отдал себя Богу, таким образом, становится христианином.

Христианин – это тот, кто спасён от чего-то, от чего-то злого к чему-то доброму. Это не происходит в одно мгновение. Христианин может только получить прощение грехов в одно мгновение, но это является лишь началом продолжения дальнейшей работы над спасением.

Иисус Христос – Божий Сын жил здесь на земле жизнью, которая была угодна Богу. С Божьей силой Он победил всякий грех, который знаком нам, людям. Таким образом, Он стал нашим Спасителем. Теперь и мы можем, подобно Ему, жить, побеждая над грехом. Он дал нам силу Святого Духа, которая руководит нами и укрепляет нас, чтобы побеждать то, что всё ещё связывает нас, хотя мы и стали христианами и обратились к Богу.

Христианин – это противоположность религиозному человеку

Слово «христианин» означает «подобный Христу» или «быть похожим на Христа». И это нечто совсем другое, чем быть религиозным человеком. Быть религиозным – это то же самое, что быть заинтересованным в религии или иметь религиозные обычаи. Есть много различных религий и видов религиозности, даже среди тех, кто читает Библию. Быть христианином – это означает следовать по стопам Иисуса и стать такими, каким был Он здесь на земле. Главное дело состоит в том, чтобы исполнять это на деле, а не быть лицемером.

Иисус говорил, «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» Матф. 7:21. Здесь мы видим, что мы НЕ войдём в Царство Небесное лишь потому, что Иисус Христос – Праведник, умер за нас. Вера в Него должна принести результат. Мы должны прийти к праведности в нашей личной жизни. Матф. 7, 21; 2. Тим. 2, 19 и 22.

Читай больше {link=/no/Oppbyggelse/Innsikt/Characteristics-of-a-Christian о характеристике христианина}.

Кто такие христиане? Сейчас так принято называть последователей одной из мировых религий. Это люди, которые верят в то, что Иисус Христос является Спасителем и Сыном Божьим, а свои убеждения основывают на жизнеописании и учении Мессии, которые находится в книгах Нового Завета. Однако всегда ли они так назывались? И действительно ли это имя могли носить все, кто верил в Христа? Давайте разберемся в этом вопросе.

Этимология

Итак, кто такие христиане и почему они так называются? Термин этот греческого происхождения, но окончание у него - латинское. Само слово «Христос» означает «помазанник». Оно созвучно по смыслу с еврейским термином «Мессия». Считается, что когда Библия переводилась на греческий язык, то именно это слово было использовано для перевода «Мешиах». Латинское же окончание обозначает последователя, того, кто идет за кем-то. Часто в Римской империи так называли рабов, вольноотпущенников или клиентов знатных родов. Затем этим термином стали обозначать приверженцев политических партий или течений. Так, слово «кайсарианос» употреблялось в качестве названия сторонников Юлия Цезаря.

Откуда пошло название «христиане»

Если мы обратимся к текстам, то найдем первое употребление этого слова в Деяниях апостолов и Первом послании Петра. Согласно Священному Писанию, в римской провинции Антиохия впервые так назвали людей, которые старались во всем следовать своему Учителю. Жители этих мест издавна славились обычаем давать другим людям обидные клички, невзирая на лица. Когда в Антиохию прибыл император Юлиан, носивший бороду, они прозвали его «козлом». Поэтому само это слово, употребленное по отношению к человеку, исповедующему христианство, поначалу было насмешливым прозвищем. Тем более что именно в Антиохии проповеди нового учения были настолько успешными, что очень многие люди обратились в новую веру. Тогда туда был прислан апостол Варнава. Он привел с собой святого Павла, и они смогли убедить в своей правоте еще больше людей. И желая показать, что насмешки язычников им нипочем, ученики апостолов в Антиохии впервые стали сами себя называть христианами. Это вошло в обычай.

Эволюция термина

От клички и прозвища слово постепенно стало приобретать значение самоназвания. Под ним стали понимать группу приверженцев и последователей Иисуса Христа. Это отражено и в Писании. В Деяниях Апостолов говорится даже о том, что царь Иудеи под влиянием проповеди Павла едва не уверовал и не сделался христианином. Постепенно как отдельную группу их стали воспринимать и в римском политикуме. Историк Тацит упоминал о том, что император Нерон обвинил первых христиан (то есть последователей новой религии) в поджоге Вечного Города в 64 году нашей эры. На них были организованы гонения. Апостол Павел тоже один раз употребляет это слово. Он много говорит о том, кто такие христиане, и, что если людей преследуют за Слово Божье, то не нужно этого стыдиться. Более того, это блаженная участь.

Ученики и последователи

Еще в первые века нашей эры возник вопрос о том, кто такие христиане. В те времена люди были сосредоточены на том, кто же достоин так называться. Ведь речь шла об учениках и последователях Христа. Тем более что священные тексты христианства содержат ряд недвусмысленных требований. Прежде всего, это исполнение воли Отца, то есть Бога. Настоящие ученики Христа должны любить друг друга, по этому они и узнаются. Последователь этой религии должен быть готов оставить все, что ему дорого, стать новым человеком и следовать за Мессией. Первые христиане очень серьезно относились к этим требованиям, поэтому они часто называли себя «свидетелями», то есть теми, кто пытается говорить правду о новой религии и своем Учителе. Но вскоре, особенно после того, как христианство сделалось в империи государственной религией, этим именем стали называть любого крещеного человека, который верил в основы учения. Изменились и условия принятия в общину. Если раньше крестили только взрослых, а перед этим долго готовились, то затем возраст, в котором производили этот обряд, стал уменьшаться. В конце концов его стали совершать сразу же после рождения. Это вызвало сильные богословские недоразумения и споры.

Настоящие ученики и последователи

В так называемую эпоху Тысячелетия, в разгар Средневековья, когда люди опасались Страшного Суда, вновь встал вопрос о том, кто такие христиане истинные. Эта проблема остро стояла как в Римско-католической, так и в православной церквях. Многие богословы того времени, особенно в монашеской среде, полагали, что главным свойством настоящего христианина является ортопраксия. То есть его жизнь должна быть максимально приближена к тому, чтобы воплощать собой идеи Учителя, особенно Нагорную Проповедь. И основными пунктами здесь является отказ от насилия и власти. Истинность веры в Христа, с их точки зрения, подтверждал также и тот факт, что настоящие последователи Мессии всегда будут гонимы и ненавидимы. Но история сложилась так, что официальной версией стала другая теория - христианином является тот, кто крещен в лоне церкви, разделяет ее догматы и вероучение и выказывает ей послушание.

Современные христиане

А как обстоит дело со значением этого слова в наше время? Сейчас так называются люди, верующие в Христа и таким образом представляющие собой Его последователей. Всего в мире их насчитывается более двух миллиардов. Они принадлежат к разным конфессиям, у каждой из которых есть собственные формулировки того, кто такие христиане и кто может к ним принадлежать. Они выражены как в официальных документах различных церквей и общин, а также в опубликованных мнениях их теологов и проповедников. Но чаще всего считается, что настоящим христианином можно стать через веру в Спасителя и добрые дела.

Христианство (от греч. Christos, буквально - помазанник), - одна из трёх мировых религий, возникшая в I в н.э. в Палестине, в центре которой стоит образ богочеловека - Иисуса Христа, искупившего своей мученической смертью на кресте грехи человечества и открывшего последнему путь к воссоединению с Богом. В современное время этот термин применяется для характеристики трёх основных направлений христианства: православия, католицизма и протестантизма. Сейчас, по данным ООН, в мире насчитывается 1,5 миллиарда христиан, по данным ЮНЕСКО 1, 3 миллиарда.

В отличие от других религий христианство было дано человеку Богом. Так вам скажет любой христианин, потому что это положение составляет часть его веры, однако люди несколько далёкие от христианства (ну или просто любопытствующие учёные), проведя сравнительный анализ истории религиозных учений, пришли к выводу, что христианство впитало в себя различные этические и философские идеи других религий, например, таких как иудаизм, митраизм и воззрения древних восточных религий.

Христианство вышло из иудейской среды. Одним из подтверждений могут стать следующие слова Христа: "Не думайте, что Я пришёл нарушать закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5, 27) и сам факт того, что Иисус родился в еврейском народе, который в рамках иудаизма и ждал своего Мессию. Впоследствии иудаизм был переосмыслен христианством в сторону углубления нравственного религиозного аспекта, утвердившего основным принципом любовь ко всему сущему.

Иисус Христос - историческая личность. Так считают представители одной из основных школ, занимающихся изучением этого вопроса. Представители другой стоят на версии, что Иисус - личность скорее мифологическая. По мнению последних, современная наука лишена конкретных исторических данных об этом человеке. Евангелия в их глазах лишены исторической точности, так как написаны спустя многие годы после произошедших событий, повторяют другие восточные религии и грешат большим числом противоречий. Собственно исторические источники начала I века и вовсе не отражают в себе ни проповеднической деятельности Христа, ни сведений о творимых им чудесах.
Историческая школа в качестве доказательств реального существования Иисуса Христа приводит следующие факты: реальность персонажей, о которых говорится в Новом Завете, ряд исторических источников, содержащих сведения о Христе, самым известных из которых принято считать "Древности" Иосифа Флавия.
Стоит отметить, что в последние годы большинство религиоведов, как и непосредственно христиан, стоит на позиции, что Иисус Христос реально существовал.

В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.
1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Большое значение для христианского понимания и руководства в жизни имеет Нагорная проповедь. Нагорную проповедь принято считать - ядром учения Иисуса Христа. В ней Бог-Сын дал народу так называемые заповеди блаженства ("Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное", "Блаженны плачущие, ибо они утешатся", "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (далее - От Матфея 5:3-16)и раскрыл понимание 10 заповедей. Так заповедь "Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду" превращается в "всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (От Матфея 5:17-37), "Не прелюбодействуй" - в "…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…" (От Матфея 5:17-37). Именно в Нагорной проповеди прозвучали следующие мысли: "Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотоворите ненавидящим вас и молитесь за проклинающих вас" (от Матфея 5:38-48; 6:1-8), "Не судите, да не судимы будете…" (от Матфея 7:1-14), "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает" (от Матфея 7:1-14). "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (от Матфея 7:1-14).

Библия - священная книга христиан. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Последний, в свою очередь, состоит из четырёх Евангелий: от Матфея, Иоанна, Марка и Луки, "Деяний апостолов" и "Откровения Иоанна Богослова" (известного как Апокалипсис).

Основными положения христианского вероучения являются 12 догматов и 7 таинств. Они были приняты на первом и втором вселенских соборах в 325 и 381 годах. 12 догматов христианства принято называть Символом веры. В нём отражено то, во что верит христианин: в единого Бога-Отца, в единого Бога-Сына, в то, что Бог-Сын сошёл с небес для нашего спасения, в то, что Бог-Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы, в то, что Бог-Сын был распят ради нас, воскрес на третий день и вознёсся на небо к Богу-Отцу, во второе пришествие Бога-Сына для суда над живыми и мёртвыми, в Святого Духа, в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение и, наконец, в воскресении и будущую вечную жизнь.
Семь христианских таинств в настоящее время признаёт как православная, так и католическая церковь. К этим таинствам относятся: крещение (принятие человека в лоно церкви), миропомазание, причащение (приближение к Богу), покаяние (или исповедь), брак, священство и елеосвящение (для избавления от болезни).

Символом христианской веры является крест. Крест в христианстве принят в память о мученической смерти Иисуса Христа. Крест украшает христианские храмы, одежды священнослужителей, церковную литературу и применяется при совершении христианских обрядов. Кроме того, крест (преимущественно освящённый) носят на теле верующие.

Важное место в христианстве отводится почитанию Богородицы. Ей посвящены четыре из основных христианских праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы, в честь неё воздвигнуто много храмов и написано икон.

Священнослужители в христианстве появились не сразу. Только после окончательного разрыва с иудаизмом и постепенным изменением социального слоя раннехристианского общества, в христианской среде появляется клир, который взял в свои руки всю полноту власти.

Христианские таинства и обряды были сформированы не сразу. Таинство крещения определилось только в конце V века, вслед за ним сформировалось и таинство причащения (евхаристии). Далее на протяжении нескольких веков в христианской обрядности постепенно стали появляться миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

Долгое время изображения святых в христианстве были запрещены. Как были запрещены и любые предметы почитания, в поклонении которым ряд христиан видел идолопоклонство. Спор об иконах пришёл к логическому завершению лишь в 787 году на седьмом (Никейском) вселенском соборе, который разрешил изображать священные лица и связанные с ними события, а также поклонение им.

Христианская церковь - особая божественно-человеческая организация. Но ни в коей мере не историческая. Христианская церковь представляет собой мистическое образование, в которое наравне с Богом входят как ныне живущие, так и уже умершие люди, а, проще говоря, души, которые по христианству, бессмертны. При этом современные богословы, конечно же, не отрицают социальную составляющую христианской церкви, однако, для них она не является главным моментом для определения её сущности.

Распространение христианства в Риме было связано с кризисом античного общества. Этот социально-исторический фактор, ставший причиной возникновения в обществе чувства неуверенности в античной системе мироустройства и, как следствие, критики античных порядков, оказал непосредственное влияние на распространение христианства в пределах Римской империи. Разобщение между разными прослойками римского общества, представляющего из себя антагонистические пары, например, такие как свободные люди и рабы, римские граждане и подданные провинций также усилило общую неустойчивость в социуме и помогло продвижению христианства, утверждавшего среди нуждающихся людей идею всеобщего равенства и спасения в ином мире.

В Римской империи на христиан всегда были гонения. С самого начала возникновения христианства и вплоть до IV века так и было, затем императорская власть, почувствовав ослабление контроля над страной, стала искать религию, которая объединила бы все народы империи, и в итоге остановилась на христианстве. В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи.

Внутри христианства никогда не было единства. Представители христианского вероучения постоянно вели дискуссии на христологические темы, которые затрагивали три главных догмата: о триединстве бога, воплощении и искуплении. Так первый Никейский собор, осудив арианское учение, полагающее, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, установил единое христианское понимание этого догмата, по которому Бог стал определяться как единство трёх ипостасей, каждая из которых при этом является и самостоятельной личностью. Третий вселенский собор, получивший название Ефесского, в 431 году осудил нестерианскую ересь, отвергавшую представления о рождении Иисуса Христа от Богородицы (несториане считали, что от Девы Марии родился человек, а потом уже в него вселилось божество). Обоснованию догмата искупления и боговоплощения был посвящён четвёртый (Халкидонский) вселенский собор (451), утвердивший равное присутствие в личности Христа как человеческого, так и божественного, соединённого неслиянно и неразлучно. Вопрос об изображении Иисуса Христа решился и того позднее - в VI столетии на пятом (Константинопольском) вселенском соборе (553), где было принято правило изображать Сына Божьего в виде человека, а не агнца.

Внутри христианства было несколько крупных расколов. К расхождению в религиозных взглядах, как правило, приводили различия в социальной и религиозной жизни разных христианских общин. Так в V веке в Византии возникло учение монофизитов, которое не хотели признавать Христа одновременно и человеком, и Богом. Несмотря на осуждение этого учения одним из вселенских соборов (415 г.) оно распространилось в некоторых византийских провинциях, таких как Египет, Сирия и Армения.
Одним из самых крупных считается раскол XI века, который произошёл при разделении Римской империи на Западную и Восточную. В первой, в связи с падением власти императора, сильно вырос авторитет римского епископа (папы), во второй - где императорская власть была сохранена, патриархи церквей были лишены подхода к власти. Таким образом, исторические условия легли в основу разделения когда-то единой христианской церкви. Кроме того, между двумя церквями начали определённые догматические и даже организационные разногласия, которые и привели к окончательному разрыву в 1054 году. Христианство разделилось на две ветви: католицизм (Западная церковь) и Православие (Восточная церковь).
Последний раскол христианства произошёл внутри католической церкви в период Реформации. Сформировавшееся в XVI веке в Европе антикатолическое движение привело к отделению от католицизма нескольких европейских церквей и созданию нового направления в христианстве - протестантизма.



Статьи по теме: