Что такое синтаксические единицы. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы, их различительные признаки. Синтаксические единицы как единицы речи языка. Наукой, изучающей предложение, является синтаксис


Синтаксические единицы - это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединены синтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.
Так, в предложении К утру иней налипнет на_ сосновых ветвя_х_ (Кедрин) 7 слов, но 5 словоформ, так как предлсgt;г~является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. В этом предложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда. В предложении Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Толстой) 7 словоформ, но 5 членов предложения.
Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.
Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).
Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно образовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши - у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие варианты сложных предложений.)
Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое1 Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах.
В лесах - наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой. Средствами выражения межфразовых связей и отношений являются интонация (в устной речи), порядок слов, местоименное наречие поэтому и повтор словоформ лес и наш.
Итак, основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу».
Синтаксические единицы можно рассматривать и в иной последовательности («сверху»): сложное синтаксическое целое членить на простые и сложные предложения, сложные предложения - на простые (предикативные части), предикативные части-на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетаниях слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).
Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицьг^бо- лее низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более.высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Синтаксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компонентні), которые вступают друг с другом в синтаксические связи и отношения.
В лингвометодических целях правомернее первый подход (от менее сложных конструкций"к более сложным), хотя более «синтак- сичным» является второй подход, так как он позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи, как изменя-
Учение о сложном синтаксическом целом В. В. Виноградов считал завершающей частью грамматики. (См.: Виноградов В. В. Русский язык.-
ются они, сочетаясь друг с другом, вступая в те или иные связи и отношения. Так, простые предложения в составе сложных теряют смысловую и интонационную самостоятельность, в речи может измениться порядок компонентов, могут появиться такие сочетания слов, которые не могут быть построены вне предложения, и т. д. К ним относятся предикативные сочетания (сочетания подлежащего и сказуемого), ряды однородных членов предложения и др. Например, в предложении И зазвучали, зазвенели деревья, воздух и луга (Яшин) нет ни одного словосочетания в строгом терминологическом значении, а есть лишь предикативное сочетание и сочиненные ряды словоформ в позиции подлежащего и сказуемого.
Особенно наглядно различие подходов «снизу» и «сверху» при сопоставлении словоформ и членов предложения. Словоформы - минимальные элементы синтаксических единиц, из них образуются словосочетания и предложения. Члены предложения - структурносемантические компоненты предложения. Они существуют лишь в составе предложения и вычленяются из него. В составе предложения словоформы выступают как члены предложения или являются частью их.
Взгляд «снизу» и «сверху» на одно и то же синтаксическое явление дает возможность увидеть разные его стороны, поэтому при описании отдельных синтаксических единиц будут учитываться оба подхода или тот из них, который позволит показать более существенные признаки синтаксических единиц.
Методическое примечание. В школе учащиеся практически знакомятся со всеми указанными синтаксическими единицами, только, вместо сложного синтаксического целого, введен «текст», который определяется как «несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически»

Раздел 6. Синтаксис

I. Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования.Основные понятия синтаксиса .

Синтаксис (с греч. Syntaxis – связь, соединение) – раздел грамматики, который изучает единицы, более протяженные, чем слова, а именно:

1) способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

2) сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер их взаимодействия.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису.

Синтаксис высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения и способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.

В изучении синтаксиса существует несколько подходов:

1) словоформа → словосочетание → предложение → сложное синтаксическое целое;

2) сложное синтаксическое целое → предложение → словосочетание → словоформа.

1) вставание учеников при появлении учителя.

2) При появлении учителя ученики встают.

3) Когда учитель появляются, ученики встают .

Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Но в первом случае нет предикативности (предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью; предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации). Во втором примере – единичная, а в третьем – предикативность выражена дважды.

Словосочетание – непредикативная единица; выполняет номинативную функцию (называет предметы, явления и т.д.), в коммуникативной функции участвует в составе предложения.

Предложение – коммуникативная единица, на уровне предложения осуществляется общение.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.

Сложное синтаксическое целое - сверхфразовая единица; особая синтаксическая единица, которая служит для выражения сложной законченной мысли, имеет в составе контекста относительную независимость, которой нет у отдельного предложения.

Синтаксическая словоформа синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка; т.е. слово, вступающее в синтаксические отношения в предложении и словосочетании.


Отличительные признаки синтаксемы:

2) соответствующая морфологическая форма;

3) способность реализоваться в определенных синтаксических позициях.

Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество передвижение исх. пункт конечн. пункт

Человек быстро идет от калитки к дому

пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

двигаться (перен.)

Время быстро идёт.

Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть:

− активной (валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова);

− пассивной (способность слова подчиняться другим словам).

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:

1) синтаксическую сочетаемость (фиксирует, сколько зависимых слов и в какой они форме); факторы:

факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома → Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе);

семантическая характеристика – семантическая структура (значение) главного слова влияет на количество и форму зависимого слова : хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то);

лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами (в лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать → семантика одна – форма разная);

Иногда в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера

2) словарную сочетаемость (фиксирует, какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов); существует 2 рода ограничений на сочетаемость:

семантические ограничения: 1) если зависимое слово при той или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (арендовать / снимать дом, квартиру, гараж → помещение; арендовать дом, землю, транспорт); 2) если зависимое слово при той или иной лексеме включают лексемы без общего семантического признака, то при главном слове зависимое слово нужно подавать списком (ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи).

деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью, незнаменательные слова имеют синтаксические функции.

Синтаксические связи.

Синтаксические связи – отношения между синтаксическими единицами.

1. Сочинительная – компоненты синтаксической единицы равны, однофункциональны, ненаправленная связь.

открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.

закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил 1 , а я злобствовал 2 и продолжал 3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы (не столько…сколько)

Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц (словосочетание и ССП).

2. Подчинительная – компоненты зависят друг от друга, разнофункциональны, такая связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов, однонаправленная связь. Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Признаки подчинительной связи:

обязательность / необязательность появления зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (слыть ; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь (переходный гл.+сущ. В, Р.п.)

предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова (вход в дом). При главном слове могут появляться разные формы зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). (Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь).

Однонаправленная связь – подчинение, приосновная подчинительная связь (детерминанты), присловная подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Дуплексив.

Согласование грамматическое и смысловое, полное и неполное, прямое и обратное. Средства выражения согласования.

Управление сильное и слабое, предложное и беспредложное. Средства выражения управления.

Примыкание именное и собственно примыкание. Средства выражения примыкания.

Сопоставительная характеристика видов подчинительной связи по природе и изменению зависимого слова, синтаксическим отношениям.

Двунаправленная связь – координация, взаимозависимость. Связь в усложненных конструкциях. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное и неоднородное.

Способы выражения синтаксических связей.

Рассматривают также синтаксические отношения , среди которых выделяют:

предикативные (для подлежащего и сказуемого);

непредикативные : сочининительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

Важнейшие средства выражения синтаксических отношений :

1. Словоформа , которая своими лексико-грамматическими средствами обслуживает смысловую сторону синтаксической единицы, а формальными элементами (□, предлогами) служит для выражения отношений с другими словами. Школа. Школа находится на краю села.

2. Окончание, которое служит для выражения грамматических значений. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний, например: решение задачи, преданность родине, увлечение спортом, интересная повесть, вторая группа, наши успехи и т.д .

3. Служебные слова : предлоги (выражают отношения между словами: Вышел из комнаты – пространств.), союзы (выражают отношения между словами: Собаки и кошки – совмест.), частицы (отношение говорящего к высказыванию: Вряд ли - сомнения; могут служить средством связи между предложениями: Мы ждали этого момента и вот он настал) .

4. Интонация как средство оформления предложения. Она помогает отличить слово от предложения и словосочетания, а также служит средством различения функций слов в предложении. Он представил ЕГО ЖЕНЕ СВОЕГО брата. Вопросительная интонация помогает определить тип предложения по цели высказывания.

5. Порядок слов как средство выражения смысловых отношений между компонентами смысловых единиц; служит средством разграничения предложения и словосочетания; средством выражения синтаксической функции слов; выполняет эмоционально-экспрессивную роль.

Запишите в тетрадях названия синтаксических единиц языка. Приведите свои примеры.
Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему
назначению? Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?

Слово - основная единица языка; оно служит для наименования
предметов и их признаков, явлений и их отношений.
О человеке, который не умеет связно сказать что-то, точно сформулировать и изложить свои мысли, обычно говорят; «Он и двух
слов связать не может». В действительности же, для того чтобы попросить, приказать, предупредить, поблагодарить и т. п., человек
связывает друг с другом не только слова. В речи соединяются между собой и словосочетания, и отдельные предложения.
Текст и предложение служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с окружающим миром. Но каждое предложение строится из слов, поэтому в синтаксисе изучаются и слова,
только не как лексические единицы или части речи, а как члены
предложения.
Слова в предложении, как вы знаете, употребляются не отдельно, а объединяясь в словосочетания, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

    Основные синтаксические единицы

    Виды синтаксических отношений

    Виды синтаксических связей

    Словосочетание

    Предложение

    Формальная сторона устройства предложения

    Семантический аспект предложения

    Коммуникативный аспект предложения

Литература

_____________________________________________

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

Синтаксис (греч.sýntaxis ‘построение, порядок’):

    вся область грамматического строя языка, охватывающая

    различные конструкции , и

    совокупность правил построения и функционирования этих конструкций;

    научная дисциплина , которая изучает синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования.

В синтаксисе выделяются три взаимосвязанные части :

    синтаксис словосочетания,

    синтаксис предложения,

    синтаксис текста.

Синтаксический ярус – самый высокий в системе языка. Сфонетикой синтаксис связан посредствоминтонации : основная синтаксическая единица языка – предложение – всегда интонационно оформлено. Интонация выражает утверждение, вопрос, побуждение, восклицание; интонационно выделяются вводные слова, конструкции и т.д.

Синтаксис тесно связан с лексикой : ЛЗ слов обусловливают их сочетаемость, синтаксическую семантику и функции. Ср.:

    стрелять из ружья (инструмент)– стрелять из кустов (место действия);

    торговать (объект действия)идти лесом (трасса движения).

В зависимости от лексического наполнения при одной и той же внешней форме выражения могут различаться типы предложений :

    Идет. – двусоставное, неполное;

    Светает. – односоставное, безличное.

Морфологические свойства слова слов разных частей речи определяют их синтаксическиепризнаки (прилагательные сочетаются с существительными, меняя, соответственно, род, число и падеж; переходные глаголы требуют от существительных формы В.п. без предлога).

    Основные синтаксические единицы

Вопрос о составе и количестве синтаксических единиц решается по-разному.

Традиционно главными синтаксическими единицами признают лишь те, которые принадлежат только синтаксису :

    словосочетание и

    предложение (простое и сложное ).

При этом одни ученые считают основной единицей синтаксисапредложение , а другие –словосочетание .

В сферу синтаксиса входят также единицы, принадлежащие лексике и морфологии и участвующие в образовании синтаксических единиц. Это

    слово и

    форма слова .

В синтаксисе они характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

В число синтаксических единиц включают также сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [ЛЭС, с. 435].

Синтаксические единицы образуют определенную иерархию : от формы слова к сложному синтаксическому целому.

сложное синтаксическое целое

сложное предложение

простое предложение

словосочетание

форма слова

Основные синтаксические единицы характеризуются каждая своим набором дифференциальных признаков .

    Виды синтаксических отношений

Между компонентами словосочетания существуют следующие типы отношений:

    субъектные ,

    объектные ,

    обстоятельственные ,

    атрибутивные ,

    комплетивные .

Отношения между главными членами предложения предикативные .

1. Субъектные отношения возникают в словосочетании, в которомглавное слово выражено неличной формой глагола (напр., причастием) или отглагольным существительным со значением действия, азависимое – существительным, обозначающимпроизводителя действия (лицо или предмет):

    опрокинутый ветром (ср.:Ветер опрокинул… );

    приезд актрисы (ср.:Актриса приехала ).

2. Объектные отношения – это отношения между действиями и объектами.Главное слово обозначает действие, азависимое – объект, на который действие направлено:

    составить пересказ, любоваться закатом, чтение книги.

3. Обстоятельственные отношения характеризуются как отношения между действиями и различными обстоятельствами этих действий.

Существует несколько видов обстоятельственных отношений:

а) образа действия :ехать верхом ;

б) пространственные :ехать за границу ;

в) временные :приходить поздно ;

г) причинные :не разглядеть сослепу ;

д) целевые :сделать назло ;

е) условные :сделать при желании.

Обстоятельственные отношения могут осложняться объектными и иметьобъектно-обстоятельственный характер:

    находиться возле дома (где? возле чего?).

4. Атрибутивные отношения – это отношения между предметом и признаком; главное слово называет предмет, зависимое – признак: летний вечер , платье из шерсти.

Разновидности атрибутивных отношений:

а) объектно-атрибутивные: игра на гитаре (какая? на чем?);тоска по дому (какая? по чему?);

б) обстоятельственно-атрибутивные: дом на окраине (какой? где?);езда верхом (какая? как?).

5. Комплетивные (восполняющие ) отношения (лат.completus ‘полный’) устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении):

    два окна (ср.: *В комнате было два. );

    слыть чудаком (*Он слывет ), считаться оригиналом, назваться груздем, оказаться трусом.

6. Предикативные отношения возникают междуподлежащим исказуемым . Это самый сложный тип отношений, на который нет единой точки зрения.

    Одни ученые считают, что между подлежащим и сказуемым – отношенияподчинения. Вопрос о том, какой член предложения является главным, тоже решается по-разному.

    Другие рассматривают эти отношения какравноправные .

    Виды синтаксических связей

Синтаксическая связь – формальное выражение отношений между синтаксическими единицами или их компонентами [Касаткин и др., с. 332].

В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение .

Сочинительная связь наблюдается при соединенииравноправных компонентов:

    на земле и в небе ; быстро, но осторожно.

Сочинение может быть представлено в виде:

а) соединения :дождь и ветер ;

б) противопоставления :не снег, а дождь ;

в) разделения :не то снег, не то дождь ; не только взрослые, но и дети.

При подчинительной связи отношения между компонентаминеравноправные : один компонент является главным (господствующим), другой – зависимым (подчиненным).

К основным видам подчинительной связина уровне словосочетания относятся

    согласование,

    управление,

    примыкание,

1) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений главному:

    модн ый фасон, модн ое платье, модн ая прическа, модн ые брюки; модн ого фасона…

    нем.: kalte r Wein, kalte Milch, kalte s Wasser ;

    франц.: un livre intéressant [ã], une pièce intéressan te [t];

    англ.: th is flower, th ese flower s .

2) Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной грамматической формы, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова:

    выступление актрисы ,

    к выступлению актрисы ,

    выступлением актрисы

В зависимости от того, участвует ли вы выражении связи предлог (послелог), управление делится на беспредложное ипредложное (послеложное ):

    He loves his country .

    He looks at the picture .

3) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость выражается не формами слов, а семантически, интонацией и порядком слов. Примыкаютнеизменяемые слова и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, компаратив:

    много читает,

    способность мыслить ,

    идет спотыкаясь ,

    пошел быстрее .

Примыкание широко распространено в аналитических языках:

    an interesting book , а strong man английские прилагательные, в отличие от русских, примыкают к опорному существительному, т.к. они неизменяемы.

Термин примыкание используется преимущественно в отечественной лингвистике.

4) Изафет (от араб.алъ-идāфату ‘добавление’) – это прежде всего определенный тип атрибутивных (определительных) конструкций в некоторых иранских и тюркских языках.

Напр., тадж.:

    китоб - и хуб ‘хорошая книга’ (букв. ‘книга хорошая’),

    китоб z о- и хуб ‘хорошие книги’.

В тюркологии термин ‘изафет’ обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых являются существительными, ипоказатель подчинительной связи – на определяемом (главном !) слове. Напр., в турецком:

    türk dil- i ‘турецкий язык’,

    азерб.: ат баш- и ‘голова лошади’ [ЛЭС, с. 172].

В предложении реализуется синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, которая называется «координация ».Специфика этого вида связи состоит вдвусторонней направленности . Напр., в русск. яз.:

    Солнце светит.

Глагол в функции сказуемогосогласуется с подлежащим в числе и лице, а с другой стороны,управляет именительным падежом подлежащего.

Это не значит, что во всех языках связь между подлежащим и сказуемым – координация (если слова не изменяются, то о координации речь не идет).

    Словосочетание

Существует широкое и узкое понимание словосочетания, соответственно, по-разному решается вопрос ограницах словосочетания .

В рамках широкого подхода подсловосочетанием понимаетсялюбое грамматическое соединениезнаменательных слов.

Таким образом, понятие словосочетания включает и (1) предложение или его предикативный центр (подлежащее и сказуемое), а также (2) сочетания слов на основесочинительной связи :

    книги и журналы ; солнечный, но холодный ; то весело, то скучно.

В узком пониманиисловосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется сочетанием форм двух или болеезнаменательных слов на основеподчинительной связи (согласования, управления, примыкания, изафета и др.).

В этом случае в структуре словосочетания выделяется стержневой (главный ) компонент (грамматически и семантически главенствующее слово) изависимый компонент [ЛЭС, с. 469]:

    заниматься музыкой,

    выше брата.

При таком подходе словосочетание занимает промежуточное положение между словом и предложением. Как и слово , оно

    является номинативной , ане коммуникативной единицей,

    служит строительным материалом для предложения

    и выделяется из него при синтаксическом анализе.

Аналогично предложению словосочетание – этоконструкция , хотя предложение, в отличие от словосочетания, может состоять из одного компонента (Светает ). Словосочетание противопоставлено предложению по ряду дифференциальных признаков (о них речь идет в п. 6).

Сочетания слов на основе сочинительной связи исключаются из состава словосочетаний, т.к. они нередко образуютоткрытый ряд :

    и книги, и журналы, и газеты, и проспекты…

    то весело, то скучно, то игриво, то серьезно…

Словосочетания в каждом языке строятся по определенным образцам (моделям , структурным схемам ). Структурная схема обычно записывается в виде формулы, компоненты которой передаются символами, имеющими морфологическую основу. Напр.:

    V N 4 :готовить обед, поливать цветы ;V – глагол (лат.verbum ),N – существительное или его аналог (лат.nōmen ‘имя’);

    А N : теплый день, a round table ;А – прилагательное (лат.adjectīvus ).

Современные зарубежные лингвисты понятием словосочетания пользуются ограниченно.Терминусловосочетание более или менее соответствуют терминысинтагма (англ.syntagm ) илифраза (англ.phrase ) [ЛЭС, с. 469].

1ЫЙ ВОПРОС. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ – ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ .

Синтаксис – строй, становление. Синтаксис изучает строй связной речи. . БЕЛОШАПКОВА ДАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и те единства, в составе которых эти правила реализуются.

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц – словосочетания и простого предложения. (назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого).

дает такое определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли".

Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а так же чувства и воли является в настоящее время наиболее распространенным.

Основные признаки предложения как синтаксической единицы: 1) предикативность (. т. е. содерж-ие Предложения всегда соотнесено с дейст-стью, актом коммун-ции). , включающая в себя значение объективной модальности и синтаксического времени.

Для структуры словосочетания НЕ характерны те синтаксические категории, которые свойственны структуре предложения (категории предикативности и модальности)

Не свойственна словосочетанию и интонационная оформленность – неотъемлемое качество любого предложения, т. к. это грамматическое средство выражения законченности мысли.

Есть и другие структурные различия между словосочетанием и предложением. Прежде всего, это различие в характере синтаксической связи. Словосочетание всегда строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного. Синтаксические связи в предложении сложнее и многообразнее.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ .

Бывают подчинительные и сочинительные. Подчинительные: глагольные и именные. Именные: субстантивные и адъективные. Схема разбора словосочетания: 1) предикативное/непред-ое, 2) свобод. /несвобод. , 3)структура (простое, сложное, комбинированное), 4) характеристика по морфологической природе опорного слова, 5) тип смысл. отношений (собственно синтаксические; семантико-синтаксичесике, субъективные, обстоятельственные, объективные), 6) тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), 7) характер связи (предсказуемое/ непредсказуемое, обязательное/ необязательное).

ТРУДЫ ФОРТУНАТОВА, ШАХМАТОВА, ВИНОГРАДОВА, белошапковой.

1)Фортунатов – словосочетание - сочетание 1 слова с другим или грамматическая связь 2-х слов. Нет разницы между словосочетанием и предложением (читать книгу= солнце светит).

2)Шахматов – ученик Ф. Но он наряду со словосочетанием выделил и П.

3)Виноградов и Белошапкова (современная наука) выделили 2 синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Определили их признаки: словосочетание определялось как номинативная единица (не может выполнять коммунникативную ф-цию), а предложение привязывается к действительности, не к конкр. предмету.

Предложение имеет коммуникативную функцию – сообщение, имеет интонационное оформление (а словосочетание не имеет). словосочетание и предложение отличаются картиной: словосочетание – картина, предложение–картина с модал. рамкой (время), поэтому словосочетание – непредик. единица, а предложение – пред-ая. ЗОЛОТОВА выделила в качестве синтаксической единицы слово, форму слова и текст, НО слово и его форма НЕ синт. единицы, т. к. они проявл. только со стороны их связи с др. формами слов.

Признаки словосочетания

1. Грамматические:непредикативная единица

2. Функциональные:единица номинативного плана, выражает единое, но расчлененное понятие.

3. Структурные:состоит из 2-х и более знаменательных слов, связано подчинительной связью.

4. Семантические:определяет синтаксичесике отношения между словами

5. Парадигматический:единица представлена системой форм, опирающихся на формы главного слова.

Из словосочетания исключаются

1)предикативные сочетания,

2)сочинительные сочетания,

3)полупредикативные сочетания с обособленными членами предложения,выражающими добавочное сообщение,

4)предложно-падежные и аналитичесие формы (в течение дня, буду решать, самый умный )

Типы словосочетаний:

1) свободные (сохраняются лексические значения всех компонентов)

2) несвободные (один из компонентов утрачивает свое значение):

ü фразеологизированные (кот наплакал)

ü лексикализированные -названия учреждений, географических объектов (Черное море), термины (равнобедренный треугольник)

ü синтаксические несвободные – контекстуально обусловленные, не членятся в данном контексте (Ему нравятся девушки с голубыми глазами.)

ü морфологизированные - аналитические формы (буду рисовать – сложное будущее, самый умный – степени сравнения)

Словосочетания по структуре делятся на

1) простые (двучленные) (трухлявый пень, заседание думы)

2) сложные – в них реализуются связи, исходящие из 1 корневого слова (долгожданный вестник победы)

3) комбинированные - в них реализуются связи, исходящие из разных слов (проверка ->чего? - домашней - какой?<-работы)

Классификация по опорному слову:

ü Глагольные словосочетания

1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).

2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).

3. Глагольные словосочетания с наречием (например: поступать справедливо, заниматься вдвоем).

ü Именные словосочетания

1. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);

2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);

С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);

С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).

2. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);

2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);

С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);

С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).

Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).

2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ. Языковая сущность синтаксических единиц проявляется в том, что большинство из них построено по структурной схеме. А речевая сущность заключается в том, что формальный образ имеет свое лексическое наполнение в речи.

ОБЪЕКТ СИНТАКСИСА – СЛОВО. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ. СИНТАКСИС НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. СТАТУС ТЕКСТА.

В подчинительных словосочетаниях главным является не форма слова, а слова (т. к. есть парадигма). Для построения предложения важно то, чем явл-ся слово, какой частью речи. В определительных предложениях слово является сущест-ым.

СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА – 1)активная – сочетательное свойство главного компонента словосочетания, т. к. слово в словосочетании всегда является главным, то можно говорить только о его активной сочетаемости. 2) синтаксическая – ответственна за то, в какой форме стоят зависимые слова и сколько определителей может иметь слово, она ответственна за словообразовательные связи (отглагольные существительные повторяют то управление, которое было у глагола.

СОЧЕТАЕМОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ: части речи, от индивидуальных свойств слова (слова 1 семантичесой группы имеют разное управление:любить, бояться; синонимичные слова: продавать, торговать). 3)словарная – ответственна за то, формы каких лексем м. б. определителями слова. Снимать и арендовать - разная сочетаемость: арендовать пашню.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – компоненты синтаксических единиц, привязаны к конкретным реалиям, обладают номинативной функцией (но не все!). :хозяйка испекла пирог – слово референтно (соотносено с предметом), она хорошая хозяйка (слово не референтно). НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА не соотнесены с предметом. 2 класса незнаменательных слов: 1)служебные: предлоги, союзы, связки – средства оформления синтаксических консрукций 2) собственно незнаменатеьные: частицы и модальные слова.

ОБЪЕКТ СИНТАКСИСА - ФОРМА СЛОВА (ФС).

Форма слова - 1) это зависимый компонент подчинительного словосочетания:писать другу, 2) это компонент сочинительного словосочетания: брат и сестра.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ СЛОВА: а) по пассивной сочетаемости: 1)согласуемые формы - согласование 2) управляемые формы управление 3) примыкающие формы – примыкание. б) по функции в предложении – слова разделяются по способности/неспособности употребляться со связкой именительного и творительного падежей сущест-ного: Петр I был гений/гением. . Со связкой могут сочетаться некоторые формы косвенных падежей, имеющих наречное значение: деревья были в серебре.

СПОР О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФОРМА СЛОВА: СИНТ-КАЯ ЕДИНИЦА ИЛИ НЕТ (ОТВЕТ-НЕТ). Милославский: каждая форма слова имеет лексическое значение, которое связано с его функционированием в тексте: отцом – значение субъекта и объекта, но не значение места. С 1стор, ФС – это объект синтаксиса, т. к. проявляется не сама по себе, а через связь с другими ФС, с др. стороны – это единица синтаксиса, т. к. обладает элементарным смыслом.

СТАТУС ТЕКСТА – текст – единица речи, не синтаксическая единица.

2ОЙ ВОПРОС. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. Синтаксические связи – это формальные строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи, т. е. синтаксические отношения, выраженные средствами языка. . В словосочетании связь распространяется на все формы главного слова, она свойственна всей его парадигме (купить книгу – форма слова купить способна к управлению, связь возникает между словом и формой слова – Vtrans N4synt, . т. е. переходный глагол и имя в форме винительного падежа с синтаксическим значением).

Синтаксические единицы состоят из нескольких компонентов, между которыми существуют синтаксич-ие связи: 1) слово и форма слова: любоваться закатом 2) слово и простое предложение: дом, где разбиваются сердца 3) форма слова и форма слова: ветер дует (главные члены предложенияния)4) простое предложение и простое предложение: когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – для выражения синтаксических связей:формы слов и их взаимодействия, служебные слова, слооворасположение, интонация.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

Синтаксическая связь м. б. сочинительной и подчинительной, которые отличаются 2 признаками: 1) по наличию/отсутствию детерминации (отнношение главного и зависимого компонента): при подчинительной связи детерминация ЕСТЬ, компоненты неравноправны, т. е. РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫ при подчинительной – НЕТ, компоненты РАВНОПРАВНЫ, Т. Е. ОДНОФУНКЦ-НЫ. Однофункциональные м. б. однооформленные (одинаковые члены предложения) и разнооформленные (кем убит и от чего, знает сокол лишь его). 2) по средствам связи: а) для сочинительной связи в предложении и словосочетании средства связи одинаковые (сочинительные союзы) б) при подчинении средства связи: в словосочетании – предлоги, а в предложении: союзы.

Виды сочинительной связи:

1)открытая – количество компонентов неграничено (при сочинительном союзе и при раздельных союзах).

2) Закрытая – м. б. только 2 компонента (противительные, сопоставительные союзы).

Виды подчинительной связи.

1) предсказующая/непредсказующая. Если предсказующая – главный компонент предсказывает форму зависимого: напр, в изъяснительных предложениях (сказал, что; хотел, чтобы) . Если непредсказующая, то зависимое слово м. б. в любой форме (пошел утром, к окну, в город)

2) обязательная/необязательная.

А) Обязательная - связь, когда значение главного компонента определяет значение зависимого. Такая связь носит регулярный характер, напр, при глаголах направленного действия (съесть, получить, руководить). Если распространитель отсутствует, то одно их лексических значений главного слова не реалезуется:болеть (быть больным – нет распространения), болеть (быть фанатом – требует распространения – за команду). Виноградов называет это контекстно-обусловленным значением.

Может быть 2 степени обязательности: высокая (у глаголовов с абстрактнной семантикой – решение зависит от) и невысокая (некоторые глаголы направленного действия, которые обозначают действие как процесс и могут не иметь завис. слова – читать, писать)

Б) необязательная связь – значение главного слова не предопределяет значенние зависимого: слова с темпоральной и локальной семантикой (разговаривать, засыпать, читать, думать - утром, в коридоре, у приятеля) . Необязательная связь м. б. близка к обязательной, может иметься смысловая связь с главным словом: у глагола и формы слова со значением орудия (писать карандашом); между словами, обозначающими часть целого (ножка стола); у слов со значением качественного признака (новый дом, быстро ходит); у локального распространителя при глаголах (ходит по комнате)

Связь м. б. предсказующей, но необязательной (костер у дороги), м. б. обязательной, но непредсказующей (он так устал, что.).

3)собственно-синтаскичекие и семантико-синтаксичекие отношения. Собственно - синтаксические задаются главным словом и определяются зависимым компонентом, нужно просто посмотреть на форму зависимого слова, чтобы определить отношение: глокаЯ куздра – определительные отношения. Семантико-синтаксичекие отношения формируются семантикой зависимого слова (ехать - в поезде, под утро, на рассвете – разная форма)

УПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. В ТРУДАХ ПЕШКОВСКОГО, КУРИЛОВИЧА, ТЕНЬЕРА, БЕЛОШАПКОВОЙ.

СОГЛАСОВАНИЕ - такой вид связи, при которой зависимый компонент уподобляется господствующему слову во всех формах. Зависимые компоненты – прилагательные и синтаксические прилагательные.

Согласование м. б. полным (все возможности уподобления исчерпаны: зеленая трава) и неполным (учтены не все возможности уподобления форм: на озере Байкал – нет согласования в падеже, наша врач – нет согласования в роде.

При согласовании связь всегда предсказующая, необязательная, отношения собственно-синтаксические, атрибутивные.

УПРАВЛЕНИЕ – связь, при которой подчинение осуществляется флексиями с предлогами. Главный компонент – ЛЮБАЯ часть речи , зависимый – только СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Словосочетания: глагольные (читать книгу), субстантивные (дом на площади), адъективные (похожий на мать), адвербиальные (наряду с).

Разная связь м. б. при управлении:

2) необязательная (слово не требует зависимого компонента), предсказующая (есть внутренняя связь)

3) необязательная, нет внутренней связи: заснуть – где? в метро, в чем? в одежде.

Отсюда узкое определение: УПРАВЛЕНИЕ - связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово . . НО: факты языка противоречат: слово может вообще не требовать распространения: дом у дороги. . Это противоречие заметил ПОТЕБНЯ и дал свое опред-е упр-ния: это те случаи, когда падеж зависимого компонента ставится по требованию главного слова.

А ПЕШКОВСКИЙ расширяет понятие: управление – подчинение существительного какому-либо слову. Он выделил сильное и слабое управление.

Слабоуправляемый элемент может присоединяться к любому глаголу (можно читать, писать). При изменении порядка слов слабоуправляемый элемент может потерять связь с главным: жаркое (какое?) из кролика приготовлено – приготовлено (из чего?) из кролика. Сильноуправляемые: писать письмо. Они могут подчиняться всему словосочетанию: чтобы ты мне вела себя прилично! Слабоуправляемые могут обособляться (шаги его, в толстых сапогах, послышались), сильноупр-ые - нет.

ЕЖИ КУРИЛОВИЧ связал понятие управления с проблемой классификации падежей. Есть 1)грамматические падежи: именительный, родительный, винительный - у них первичная ф-ция явл-ся синтакс-ой, а вторичная - наречная, и 2) конкретные: остальные. – у них первичная функция – наречная, вторичная – синтаксическая. . Синтаксическая функцция – отношения между компонентами словосочетания определяются формой зависимого компонента. .

ТЕНЬЕР обратил внимание на обязат-ые и необ-ные валентности глагола. Валентность – та семантическая роль, которую глагол требует от актантов. Заминировать – валентность субъекта+ валентность объекта. Косвенные падежи при обязательной валентности дают сильное управление, а при нобяз-ной валентности – слабое управление.

Есть 3 случая связи зависимых форм косвенных падежей:

1) СИЛЬНОЕ УПР-НИЕ: связь обязательная, предсказующая, отношения собственно – синтаксические, а именно собственно - объектные. (читать книгу)

2) СЛАБОЕ УПР-ИЕ: связь обязательная, непредсказующая, указывает на объект/субъект и на отношения:орудия – писать карандашом, места – зайти в кабинет, субъективное – открытие Колумбом.

3) ПРИМЫКАНИЕ – такая связь, которая проявляется не в изменении форм зависимого компонента, а в его местонахождении, его грамматических функции, его смысле.

Примыкание:

а) собственно примыкание – наречие, инфинитив, деепричастие – связь непредсказующая, необязательная. НО есть и обязательное примыкание: если а)зависимым является инфинитив, а главным – модальный глагол: велел остаться, привычка щуриться б) если качественное наречие примыкает к информативно недостататочным глаголам: выглядит плохо.

б) именное примыкание – завис. форма выражает необъектную семантику, а обстоятельственные, атрибутивные отношения: бороться во имя победы;связь при этом семант-синтаксическая (обстоятельственные наречия): ехать лесом, стрижка ежиком. ***писать письмо карандашом по вечерам (что? – письмо - сильное управление , чем? – каран-ом – слаб. упр-ие , когда?– имен. примык-е)

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

Это неприсловные связи – они образуюся в стр-ре прост. и слож. Выделяют 3 связи:

1) Связи глав. членов . Глав. члены Предложения – это 2 словоформы (в отличие от Словосочетания), где подл-щее – слово с предметным значением, а сказ-ое – слово с признаковой сем-кой. Значения членов предложения явл. главными, а знач-ия слов – вторичными, п. ч. если слово само по себе им. значение приз-ка, то в роли подлежащего оно приобретает предметное значение: больной встал. *** Структура Предложения диктует форму гл. членов: если подл-щее – ИП сущ-го, то сказ-ое – спрягаемая форма глагола. Стр-ра такого Предложения: N1 + Vf. На это есть 3 точки зрения:1) Шахматов счит. , что это согласование в числе и лице (он читает) или в прош. вр. – в числе и роде (он читал). В П-ии господствет имя, с ним согл-тся глагол (Шахматов). 2) Белошапкова счит. , что это не т/о согл-е, но и упр-ие. Глагол – управляет именем и требует подл-го в ИП. Ведь при безличном сказуемом именит-ый падеж невозможен. 3) Современные точки зрения Шведов – это координация – узкий смысл: сочетание мест-ия 1 или 2 лица с глаголом 1 или 2 лица. Понятие лица предполагает равноправие комп-ов, т. е. это не подчинение, глагол независим. Чем занимаешься? Читаю (без я); широкий смысл: координация - это взаимное соотв-вие форм подл-го и сказ-го. Сказуемое не уподобляется, по мн-ю Шведова, т. к. , напр. , именное сказ-ое м. иметь св. падеж: Он здесь учителем. Подлеж-щее не упр-тся, т. к. связано не с гл-ом, а с его формой. *** НО: на речевом ур-не к коорд-ции прибавляется еще и односор-няя завис-сть (Восток белел – сказ-ое завис. от подл-го)

2)Детерминантная связь – детерминант на уровне Предложения – допол-ние или обст-во места и вр-ни в нач. Предложения: По случаю волнения на море пароход пришел поздно.

3) Синтаксическая связь : имеется в виду сочинительная связь в предл-ии, которая выражается в виде однородных членов или однородных подлежащих/сказуемых (вечером и на ужасной бумаге)

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

1) Стремление к упрощению системы словосочетания: (Проводить – опускается) игры на первенство страны.

2) Словосочетания аналитического типа . (слово перестает изменяться по падежам. Грамматика 70, 80 - вместо 70-го года.

3)опрощенье многочастных словосочетаний (мандарины из Грузии - это мандарины, привезенные из Грузии

4)аналогия и контаминация восхищение кем и перед кем (по аналогии с преклоняться перед). Это унификация словосочетаний под воздействием семантики.

5)разрушение словосочетаний 2 проявления: 1) В атрибутивных сочетаниях исчезает главное слово и остается только зависимое (например, Невский проспект => Невский) и 2) остаток словосочетания превращается в существительное (неотложка, публичка и т. д).
6) самостоятельное употребление предложно-падежных форм, Это либо заглавия (К вопросу о, о долларе и цене на нефть и т. д). , либо детерминанты (чаще связаны с выражением субъекта. С бабушкой плохо. Но чаще всего в обстоятельственном значении. Были давно, но с семантикой места и времени. Новое - это разные семантические группы. Условие, уступка, соответствие и т. д. Такая ситуация связана еще и с появлением новых именных предлогов (по отношению и т. д). . Т. о. предложно-падежная форма освобождается от присловной зависимости.
7) употребление им. п. в зависимых синтаксических позициях Чаще всего в разговорной речи. Возьми, ручка на столе. и т. д. В письменной речи встречается именительный одиночный и именительный кратный. Им. одиночный: В поселке Одинцовка. Им. кратный - 2 формы им. п. в атрибутивной позиции. Например, самолет летел Рига-Москва.

3ИЙ ВОПРОС. ПРЕДИКАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГ-ЦИЯ ПРЕДЛ-ИЯ В ТРАД. И СОВР. СИНТАКСИСЕ. СТР-НАЯ СХЕМА И ПАРАДИГМА ПР-НИЯ. ДВА ПОНИМАНИЯ СТР-НОЙ СХЕМЫ (ШВЕДОВА И ЛОМТЕВ). СТР-НАЯ СХЕМА КАК ПРЕДИК-ЫЙ И НОМИН-ЫЙ МИН-УМ ПР-НИЯ (БЕЛОШАПКОВА)

структурная схема - это отвлеченый образец, состоящий из минимума компонентов, необх-ых для создания предложения. Напр. , Грачи прилетели - N1 + Vf, где - f – значит, изменяемый глагол. Если сказуемое выраж. прилагательным, то N1 + Adj 1/5, где 1 – ИП. 5 – ТП. Есть 2 точк зрения на стр. схему: 1)грамматика 70-80 – х, Шведова: стр-ая схема – это мин-ум компонентов, необх-ых только для грамматического усройства Предложения. 2)Золотова, Ломтев: Стр-ая схема - это это мин-ум комп-ов, необх-ых для информативной устроенности предложения. . Тогда схема выглядит так: КГУ находится на Кремлевской – N1 + Vf + Adv (loc) N (loc)/

БЕЛОШАПКОВА выделяет 2 комп-та:

1) Мин-ная стр-ая схема –предик-ый мин-ум - необходим для грам-го уср-ва Предложения, он включ. т/о глав. члены,

2) расширенная структурная схема – номинативный мин-ум – необходим для информативной достаточности, включает, помимо предикативного мин-ма также и а)субстантивные комп-ты: со значением субъекта - ЕМУ холодно, и со значением объекта – товарищи ЕГО любили. Б) адвербиальные комп-ты (второстепенные члены со значением времени, места, образа действия), причем в полных предложениях связь будет обязятельной (Конгресс продлится 3 дня), а в неопред. - личных – необязательная (В юности стремятся кому-нибудь подражать.

Назначение стр-ой схемы:

1)они задают опред. смыслы – «схемная семантика», т. е. семантика, идущая от схемы.

2) формируют национально-специф-ие стр-ые схемы, которые позволяют сравнивать языки: В рус. яз. - меня ждут (неопр-личн). , в англ. – Somebody is waiting for me/ (номинат-ое).

Структурная схема допускает варьирование - возникает понятие парадигма. ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – в узк. смысле – система форм предложений, представляющая разный синтаксис. Это формообразовательные схемы, которые бывают 2-ух видов:

1) Есть синтаксический индикатив (изъявительное наклонение), которое включает 3 времени (читает, читала, будет читать).

2)Есть формы ирреальных наклонений: сослагательное (Девочка читала бы), желательное (Если бы девочка читала), побудительное (Пусть девочка читает) и т. д.

В широком смысле ПАРАДИГМА –это любое системное видоизменение предложения. В этом случае речь идет о деривационных парадигмах. Например, 1)межсхемные отношения: я написал письмо – (актив, N1 Vf) и Письмо было написано мной (пассив, N1Copf + Adj 1/5) 2) внутрисхемные видоизменения предложений, которые могут быть двух типов:

а) регулярные реализации – например, когда в обощенно-личных Предложениях (в пословицах) мы опускаем местоимение 2 лица, в рез-те чего меняется смысл и становится обобщенным (Береги честь смолоду)

б) формальные модификации – когда, напр. , в двусоставном предложении опускается мест-ие 1 лица в целях экспрессии или из-за разговорного оттенка: Вижу. (это модификация, а не неопр. – личное) Кто-то идет.

4ЫЙ ВОПРОС. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Безличные предложения делятся на:

1) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен безличным глаголом (Уже рассвело) Они выражают состояние природы, физическое, психическое состоянии е человека, модально-волевые отношения.

2) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен личным глаголом в безличном значении (На улице посерело)

3) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен краткими формами страдательных причастий. Эти формы могут сочетаться со вспомогательным глаголом или инфинитивом (Это было забыто)

Среди безличных предложений встречаются такие, в которых главный член выражен категорией состояния – они также могут быть как со вспомогательным глаголом, так и самостоятельно (И скучно, и грустно, и некому руку подать) Также безлично-предикативные слова могут быть выражены формой сравнительной степени (Становилось тише) Также главный член-сказуемое может быть выражен модальными словами - можно, нужно (Так надо) Также предикативным может быть имя или именная конструкция (Грех тебе жаловаться)

Также в безличных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен глаголом «быть» с отрицанием «не» и формой родительного падежа (Нет в жизни счастья). Слова «да» или «нет» могут сопровождаться глаголом-связкой.

БЕЗЛИЧ. ПРЕДЛ-Я В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Безлич. предл-я позволяют людям говорить о своих эмоциях и других ментальных актах как о независимых от их воли и ими не контролируемых. Отсутствие контроля в предл-ях, где говорится о человеческих чувствах, выражается безличной формой глагола и дательным или винительным падежом имени существительного: Мне не верится; Ему хотелось слышать звук её голоса.

Данная модель достаточно продуктивна: именно так русские очень часто рассказывают о событиях своей ментальной жизни, подразумевая, что эти события просто "случаются" в их умах и что они не несут за них ответственности. Безлич. предл-я, построенные по данной модели, определяют действие как самодовлеющее, независимое от человека: Да черт его знает... не спится что-то (. Тапёр);

Сочетания дательного падежа имени лица со словами категории состояния также обозначают неволитивные, неосознанно происходящие ментальные акты.

Н-р: Мне неприятно; Следует заметить, что само слово категории состояния не обязано выражать чувство; это делает вся конструкция в целом: Ему было хорошо / прекрасно / холодно.

Неагентивность. Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен. Безлич. предл-я фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента. Субъект подается в пациентивном модусе с помощью рефлексивной конструкции с дательным падежом имени. Существует 2 основных варианта модели.

Структурная формула: отрицание - глагол в форме 3 лица ед. ч. наст. времени или ср. р., ед. ч. прош. вр., возвратный - дат. падеж субъекта: Но не писалось ему на этот раз.

Семантика: неспособность делать то, что хочется.

Структурная формула: глагол в форме 3-го лица наст. времени или ед. ч., ср. р., прош. вр., возвратный - дат. падеж субъекта - наречие "хорошо": Хорошо нам с тобой живется.

Семантика: непостижимая способность делать что-то хорошо.

В данной конструкции человек представлен как лицо, которое, делая нечто, по какой-то непонятной причине не испытывает при этом никаких затруднений. Агенс чувствует, что предпринятая им деятельность протекает гладко, "хорошо", но сколь бы рад он этому не был, его заслуги в этом нет, так как успех достигается не в результате затраченных им самим усилий, а скорее благодаря действию каких-то непостижимых сил:

Мне чудесно писалось = Я чувствовал, что моё писание шло исключительно хорошо, я не знаю почему.

Иррациональность. Синтаксическая типология языков мира говорит о том, что существует два разных способа смотреть на действительный мир. Первый подход даёт по преимуществу описание мира в терминах причин и их следствий; второй подход отражает более субъективную, более феноменологическую картину мира.

Русский язык дальше других европейских языков продвинулся по феноменологическому пути. Синтаксически это проявляется в колоссальной (и все возрастающей) роли безличных предложений с "безличной" формой главного члена в среднем роде. [Как указывала, безличная форма глаголов сквозной линией проходит через весь язык и составляет одну из наиболее характерных особенностей русского способа мышления"].

Ниже мы остановимся на конструкции, кот. предполагает ограниченность логического мышления, человеческого знания и понимания, непостижимости и непредсказуемости жизни. Предполагается, что мир в конечном счете являет собой сущность непознаваемую и полную загадок, а истинные причины событий неясны и непостижимы.

Н-р: Не убило меня громом... Всё небо заволокло облаками

Непосредственная причина событий - гром и облака - изображена так, как если бы она была "инструментом" некоей неизвестной силы.

Пешковский А. указывал, что такое же свойство "загадочности" присутствует в предл-ях типа "Стучит!" = что-то стучит, нельзя понять что и почему.

Рассматриваемые языковые конструкции не только не проявляют признаков утраты продуктивности, но, напротив, продолжают развиваться, захватывая всё новые и новые области и постепенно вытесняя личные предл-я. Это вполне согласуется с общим направлением эволюции русского синтаксиса, отражающего рост и всё более широкое распространение всех типов безличных предложений, представляющих события не полностью постижимыми. Русский язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими.

Рост безличных конструкций является типично русским феноменом - в других европейских языках изменения идут в противоположном направлении. Это даёт основание думать, что в русском языке безлич. предл-я отвечают особой ориентации русского семантического универсума и в конечном счёте русской культуры.

5ЫЙ ВОПРОС. ОТНОСИТЕЛЬНО НЕЗАВИСИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ .

Номинативные конструкции нужно отличать от констр-ций, которые не имеют парадигмы и называются высказываниями.

1) именительный темы (терм. Попова ) (представления – терм. Пешковского ) - Это семантизированные экспрессивные констр-ции, состоящие из 2-х частей: Отец! Он не приехал к матери. Или: Москва! Как много в этом звуке! Такая констр-ция имеет двойное обозначение: первая часть – в начале предложения, выражена именем существительным, называет лицо/предмет, которые далее получают второе обозначение в и имеют форму 3 лица или повтора или анафорического скрепа это .

АКИМОВА разграничила Именительный Темы и Предст-ния. 1) Именит-ый представления – то, что вспоминаешь, характеризует эмоциональное состояние говорящего, может иметь зависимые слова. Такие высказ-ия включают

а) отвлеченные существительные, передающие внутр. мир человека (любовь, свобода, мир, правда): Правда – в каких только падежах мы ее не склоняем!.

Б) конкретные существительное, обозначающие понятия второстепенной важности для чел-ка (вода, солнце, географ. назв-я, имена собственные. 2 ) Имен-ый темы – явление синаксического клише, используется в публицистике, слова с ослаблабленной экспр-ей: Консервы! Без них не обойдется ни один путеш-ник!.

2)именительный характеризующий – портретная характеристика (Вошел доктор. Лысая голова. Большие красные руки. Или: Пропала собака. Белые уши. Черный хвост).

3) Названия литературных произведений, учреждений.

4) Именительный оценки. Молодец! Негодяй!

5) Имен-ый указательный Вот ива! Вот отчий дом.

6) Имен-ый вокативный Мама!

6ОЙ ВОПРОС. СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛ-НИЯ.

Традиционная лингвистика (Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд деСоссюр) считала, что форма предложения диктует его смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение. Но современная лингвистика считает, что это не так: по формуле N1Vf построены предл-ия с разными значениями:Иван пишет (ситуация активного действия), Иван болеет (ситуация состояния, временного признака), Иван шепелявит (ситуация состояния, постоянного признака).

МОДУС И ДИКТУМ – два слагаемых смысла предложения.

1) Модус – субъективный смысл, отношение говорящего к сообщаемому. Может быть 2 значения модуса:

а) значение предикативности – отношение содержания предложения к дейст-сти с опорой на категории времени и наклонения. Предикативность выражается

ü грам-ски (через систему времен и наклонений)

ü ч/з систему видоизменений, связи подлежащего и сказуемого, выраженных лексическими средствами: Хочу, могу, должен, необходимо – значение возможности, необх-сти, желательности, это пласт между реальной и ирреальной модальностью. *** Лексические средства могут выражать и синтаксическое время: Завтра я уезжаю. Вчера сижу, смотрю телевизор.

б) значение персуазивности (достоверность – недост-сть) - слова кажется, очевидно.

2)Диктум – объективный смысл, который отражает саму действительность. Сущ-ет 2 подхода изучения диктума:

семасиологический подход – от формы знака к его знач-ию. Дано сообщение, надо понять его смысл. Происходит описание объективного содержания предложения с опорой на схемную семантику. Используются структурные схемы (в Грам-ке 80), на основе которых трактуется смысл предложений.

а) Завод работает – отношения между субъетом действия и предикативным признаком, представленном как конкретное действие.

б) звонят – наличие созн-го, целенапр-го д-вия, исход-го от чел-ка

в) Светает – наличие нецеленапр-го, непроизв-го д-вия, не связ-го с деят-стью ч-ка.

номасиологический подход – от содерж-ия к форме. Дан фрагмент дейст-сти, нужно его выразить средствами языка.

1)опис-ие смысла с опорой на понятие пропозиции.

ПРОПОЗИЦИЯ – это обработанное языковым созннием предсталение о дейст-сти. Сознание не прямо отражает дейст-сть, а в преломленном виде с опорой на разные пропозиции, на разное языковое осмысление действительности.

ТИПОЛОГИЯ ПРОПОЗИЦИЙ. Ситуация пожара: а) Горит! – нерасчлененное выражение положения дел. Пропозиция состоит только в назывании предиката (Р) , не содержит участников, т. е. актантов. б) Горят ящики! - пропозицция содержит предикат (Р) и актант (х) в) Работники магазина жгут ящики! - предикат, 2 актанта – субъект и объект

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕИЯ ПРОПОЗИЦИЙ.

1) предикативной конструкцией (предложением) . Одна и та же ситуация м. б. выражена разными предложениями:

Он здесь строит (N1Vf).

Здесь строят (Vpl3).

Здесь ему строить (Inf).

Здесь у него строит-во (Cop N1)

2)полупредик-ной констр-ей (прич. /дееприч. оборот, инфинитивная конструкция, субст-ая констр-ция) В таком случае выраж-ие стан-тся полипропозит-ым, когда есть 2 ситуации: Человек попросил мудреца решить сей важный спор. * Левин возвращался домой – пропозиция выражена предикативной конструкцией. И - Возвращаясь домой, Левин узнал о болезни тети. – пропоз-я выражена предикативной конструкцией и полупред-ой конст-ей (деепр. оборот)

2) выявление логико-грамматических типов предложения на основании осмысления мира чел-ком Арутюнова выделяет 2 мыслительные категории:

1) природа сущностей, которыми оперирует чел-ское мышление: предмет – денотат, понятие – сигнификат

Отсюда Арутюнова выделила 4 типа логико-грамматических отношений :

а) отн-ния экзистенции (экзистенциальные предложения) - мысль движется от концепта понятия к субстанции (объекту) : В этом саду есть яблоки.

б) отн-ния характеризации (предложения характеризации) – мысль движ-ся от объекта к его признакам: Брат – учитель. Море спокойно.

в) отн-ния идентификации (предл-ия идентификации)– устанавливается тождество объекта самому себе: Создатель теории относительности – Эйнштейн.

г) отн-ния номинации (предл-ия номинации) - объедают объект и его имя: Итак, она звалась Татьяна.

7ОЙ ВОПРОС АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛ-ИЯ. (АЧ).

Родонач-ник –Пауль, в России – Фортунатов. Актуальное членение предл-ия – такая коммуникативная ситуация, когда 1 член является ремой, а другой – темой.

АЧ бинарно:

ТЕМА - исходный пункт сообщения, передает информацию, из которой говорящий исходит как из некой данности, о которой он делает сообщение.

РЕМА – само сообщение. Средства выражения ач – порядок слов (письм. речь), интонация и логическое ударение (устн. речь). * Высказывание не м. б. без ремы, а вот темы может и не быть – в неполных предложениях (Пароход пришел. Долго гудел). * Ремы различаются по актуальной значимости: Портрет поразил всех не только сходством (R1), но и красотой (R2). * Рема не всегда содержится в сказуемом (м. б. и в подлежащем и др. членах).

АЧ автономно, об этом свидетельствует ПЕРЦЕЛЛЯЦИЯ – способ представления предложения несколькими коммуникативно самостоятельми высказываниями, которые явл-ся парцеллятами, напр. , На площади с чемоданами в руках стоял домоуправленческий слесарь Николай. Трезвый.

АЧ – явление языка или речи? Несколько точек зрения: 1) это явление речи, п. ч. АЧ каждый раз устанавливается в процессе употребления предложения. 2) явление языка, п. ч. в каждом языке есть свои средства выражения АЧ 3) это явление языка и речи одновременно (Золотова, белошапкова). Каждый раз АЧ устанавливаются в речи, НО совершается по правилам языка, зависит от семантико –синтаксической организацции предложения.

КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА, КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ ВЫСКАЗ-ИЯ.

Шарль балли выделил 4 типа в-са:

1)общий диктальный (Что случилось? - говорящий не знает о событии)

2) частный диктальный (Кто уехал в коммандировку?)

3,4) модальные/верификативные – направлены не на поиск новой информации, а на то, чтобы удостовериться в чем-либо (Правда ли, что Иван уехал? – ответ м. б. только да или нет).

АДАМЕЦ выделяет 4 типа выск-ния:

1) общеинформативные: Что нового? - Иван женился (экспрессивно нейтральное высказывание, порядок слов нейтр-ый)

2) общеверификативные /общемодальные: Правда ли, что Иван женился? Или Не женился ли Иван? - Да Иван женился.

3) частноинформативные: Кто женился? - Иван женился

4) частноверификативные: Не Иван ли женился? - Да, Иван женился. При перестановке слов в ответах во всех случаях появится экспрессия (напр. , Женился Иван – экспрессия).

8ОЙ ВОПРОС. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛ-ИЕ (СП). ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3 точки зрения на грамматическую природу СП:

1) Шахматов, Пешковский (формальное направление). СП - это соед-ние, сочетане, сцепление предложений. Термин сложное предложение нельзя использовать, а использовать термины «сложное целое» (Пешковского) или «сочетание предложений» (Шахматова).

2) Богородицкий (ВЕРНО!) (казанская лингвистическая школа). В сложном предложении все его части составляют единое целое, в составе сложного предложения не являются самостоятельными. Части сложного предложения не имеют интонационной и смысловой законченности, поэтому не являются предложениями.

3) чешская грам-ка (Кубик) сложное предложение являетя сочетанием компонентов, которые, обладая структурными признаками простых предл-ий, отличаются от них коммунникативной самостоятельностью, свойств-ой всему сложному предложению в целом. Сложное предложение рассмотрено с 2 сторон:

а) с функц-ой точки зрения части сложного предложения не явл. предл-ми, т. к. не обладают законченностью и самостоятельным значением.

Б) со структ-ной точки зрения их можно рассматр-ть как предл-ия, т. к. они облад-ют структурными признаками простых предл-ий.

Показатели содержательной несамост-сти простых предл-ний в сост-ва сложного .

1) сложное предложение м. иметь свою собств. структурную схему (предлож-ия фразеологизированной структуры): дружба дружбой, а служба службой – S1S5, а S1S5. Нет структурной схемы S1S5.

2) 2ая часть СПредложения не им. собст-ной стр-ной схемы и опирается на стр-ную схему предыд-ей части. Мы пошли лесом, а дети – берегом. (не может сущ-ть без 1 предл-ния)

3) в составе сложного предложения смысл простых пр-ний деформируется. Часть сложного предложения вне его состава имеет другой смысл. Не думаю, что даже Иван мог выполнить эту работу - Иван способный. Даже Иван… - Иван способный.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖ-ИЯ. –это полипредикативнная единица, сочетание полипредикативных единиц, построенное по той или иной структурной цели и предназначенное для функц-ния в качестве 1 коммуникативной единицы.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1). Буслаева.

Классификация строится на синтаксическом принципе, основана на уподоблении сложноподчин-го предложения простому, а придаточных частей – членам предлож-ния. Ее недостаток – в том, что классификации подвержены придаточные части, а не предложение целиком.

А) придаточное –подлежащее (Кто вспылчив, тот не зол.

Б) придаточное-дополнение(Говорит, что полезное).

В) придаточное – определение (Интересно беседовать счеловеком, который многое испытал

Г) придаточное – обстоятельство(места – Петербург стоит там, где Нива впадает в Финский залив, времени – Когда смеркается, птицы засыпают в своих гнездах и т. п.)

2) Пешковский сделал акцент на средствах связи, но это оказалось единственным аспектом его исследований(классификация неполная):

а) сложноподчинительные с союзами (9 типов, среди них, напр., уточнительны, вводится союзами тоесть, а именно)

б) сложноподчинительные с союзными словами:

-Что именно находилось в этой куче – решить было трудно. – косвенно-вопросительное подчинение

Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. – собственно - относительное подчинение.

Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. – взаимное подчинение.

3)Поспелов использовал стуктурно-семантический принцип классификации, который придумал Богородицкий и который основывается на том, к чему относится придаточная часть:

а) одночленные –к 1 члену главной части (Кто весел, тот смеется)

б) двучленные - придаточная часть относится ко всей главной части (Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить)

4) Белошапкова тоже основывалась на стуктурно-семантическом принципе, но ввела другие понятия:

а) одночленные у нее – нерасчлененные

б) двучленные у нее – расчлененные

Белошапкова ввела типы синтаксической связи:

1. Присловная – аналогична связям слов в словосочетании:Слух (о чем?), что вы уедете, дошел до нас 2. Детерминантная – аналогична связи между словом и, его распространителем (детерминантом): Когда закончишь работу (=по окончании, это детерминант) зайди ко мне.

3. Коррелятивная – наличие анафорического элемента:Кто весел, тот смеется. Я так устал, что не могу двинуться. Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СЛОЖНОГО ПРЕДЛ-ИЯ. – это отвлеченный образец, по к-му строится синтаксическая конструкция.

Признаки:

1) потенц-ый колич-ый состав, или открытость/закрытость стр-ры. Понятие потенциального колич-ого состава м. прим-ся т/о к минимальным констр-ям.

Существуют минимальные конструкции и предложения усложенной структуры:

минимальные конструкции – только один уровень членения: Солнце взошло лес проснулся. А) открытая структура минимальной конструкции – количество предложений может быть до бесконечности. Б) закрытая структура минимальной конструкции – только 2 части, предложения с разделительными отношениями (союзы а, но).

предложения усложенной структуры – несколько уровней членения, одно изпредложений – осложнено придаточным: Солнце взошло, и, хотя на небе не было ни единого облачка, цвет его был странный. – 1ый уровень членения – сочинительная, доминирующая связь,

2-ой – подчинительная (во 2-ой части предложения).

2) особенности строения частей сложного предложения

Для сложноподчиненных с придаточными обстоятельственными строение частей безразлично. Для изъяснительных предложений строение частей регламентировано, так как в главной части – слова со знач-ем речи, мысли, которые обладают информативной недостаточностью, и должны быть пояснены. То же – в сложноподчиненных сопоставительных (Базаров работал, а Аркадий сибаритствовал).

3) средства соединения частей:

Опорные слова в главной части(широкий смысл)

Союзы, местоименные элементы (узкий смысл).

4) гибкость/негибкость структуры. Гибкость – придаточные могут быть и в пре - и в постпозиции. Негибкость – в постпозиции: Ветер выл так, что я не мог спать.



Статьи по теме: