Научный стиль: особенности. Языковые особенности научного стиля. Синтаксические особенности научного стиля Синтаксические конструкции характерные для научного стиля речи

Синтаксис:

Широко используются словосочетания терминологического характера. Атрибутивные (прилаг. +сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т. к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т. к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводных слов и предложений. Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивный оборот: линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Синтаксические особенности научного стиля.:

  1. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические.

Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. В текстах научного стиля приводятся строгие определения понятий и явлений, каждое предложение логически соединено с предшествующей и последующей информацией по смыслу и различными языковыми средствами: в начале, в основной части, далее, затем, поэтому, так, следовательно, в итоге; во-первых, во-вторых, в-третьих, одни/другие считают, итак, таким образом.

В синтаксических структурах в научном стиле речи выдерживается объективность изложения при помощи «скрытости» автора. Информация дается в обобщенно-личных, безличных конструкциях (предложениях) или от имени 3-его лица множественного числа (мы): как нам кажется, нами выдвигается, нами делается попытка, нами проведенный эксперимент и др. Этим же объясняется и функционирование большого количества пассивных конструкций – в роли подлежащего выступает не субъект (производитель действия), а объект (предмет, на который направлено действие), например: Морское дно было изучено в начале XX века. Результаты анализы проверены .

Активные и пассивные конструкции выражают направленность действия на объект. Пассивные обороты речи характерны для научного стиля. Ср.:

Геофизики, геологи (И.п) тщательно исследуют зоны залежей полезных ископаемых. Зоны залежей полезных ископаемых тщательно исследуются геофизиками, геологами (Т.п.).

Научный стиль обладает рядом синтаксических особенностей. Простое предложение усложнено по составу и связям: широко употребляются причастные и деепричастные обороты, используются однородные члены с характером перечисления, а сложные предложения не так многочисленны. В среднем количественно простых предложений в научной речи столько же, сколько и сложных (49,7% и 50,3%), притом средний размер простого предложения – около 20 слов, а сложного – около 30. Среди сложноподчиненных предложений абсолютно преобладают предложения с одним придаточным (74,2%). Синтаксису простого предложения в научной речи свойственна двусоставность.

Логичность научной речи обусловила употребительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в большинстве случаев главные части информативно не являются главными, так как основное содержание передается придаточной частью, например: известно, можно сказать, необходимо рассмотреть, следует обратить внимание, особо подчеркивается и т.п. Известно, что проведение эксперимента является обязательным этапом в процессе научного познания. В статье особо подчеркивается, что охрана природы – дело общечеловеческое.



Упражнение 70. Прочитайте предложения, перестройте их с учетом норм научного синтаксиса.

1. Я исследую проблему экологии Каспийского моря.

2. Я рассматривала вопрос о том, как будет оплачиваться мой научный проект по этой теме.

3. Я получил гонорар за свое открытие через 30 лет.

4. Работы каждого ученого представляют собой шаг вперед к прогрессу науки и техники.

Упражнение 71. Дополните предложения придаточной частью по аналогии с образцом: Известно, что нефть относится к невосполняемым ресурсам.

1. Можно сказать, что … … . 2. Необходимо рассмотреть, что … … . 3. Следует

обратить внимание на то, что … . 4. Особо подчеркивается, что … … .

Упражнение 72. Изучите перечень конструкций, данный ниже. Найдите их в тексте «Нефть мирового океана», запишите. Определите, какие предложения в тексте являются простыми, а какие сложными.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Разновидности научного стиля речи.

Лексика научного стиля.

Морфология научного стиля.

Синтаксис научного стиля.

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

предварительное обдумывание высказывания,

монологический характер речи,

строгий отбор языковых средств,

стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

собственно научный,

научно-технический (производственно-технический),

научно-информативный,

научно-справочный,

учебно-научный,

научно-популярный.

Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов: учебник

справочник

научная статья

монография

диссертация

доклад аннотация

конспект

рецензия

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

сообщение,

ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

рассуждение,

языковой пример,

объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

Научная тематика текстов.

Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.

Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.) Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный" (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе "Язык научно-технической литературы" (М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу. Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений.

Синтаксические особенности научного стиля проявляются достаточно последовательно несмотря то, что синтаксические конструкции в большинстве своем общеупотребительны, нейтральны. Синтаксис (построение словосочетаний и предложений) более всего отражает связь с мышлением. Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для: обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа. Имена прилагательные в роли определения широко употребляются в терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.

Для научного стиля типичным является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля. Чаще всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом связка нередко отсутствует, например: Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Широко употребительными в научном стиле являются именные составные сказуемые с краткими причастиями типа “может быть использован”. Для качественной и обстоятельственной характеристики явлений используются обычно наречия на – О: убедительно, интересно, значительно. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому: Какие же новые объяснительные принципы несет в себе синергетический подход? Широко употребительны в научном тексте страдательные конструкции (пассивные), при этом часто отсутствует указание на производителя действия: Особенности волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных отношений.

Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др. Вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.) в научно периодической печати нередко заменяются цифровой нумерацией). Вводные слова, выражающие предположение (очевидно, вероятно и т.п.) используются в научной литературе при изложении гипотезы. Особенно характерна для научной речи группа вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п.

Для научного текста, требующего аргументации авторской мысли и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные и осложненные предложения различных видов. При этом сложное предложение в научном стиле отличается ясным логическим строением, чёткостью синтаксических связей. Простые синтаксические конструкции чаще встречаются в вводных и констатирующих разделах научных произведений. Там же, где дается анализ научных явлений, их аргументация, преобладают сложноподчиненные предложения с придаточными определительными или изъяснительными. Например: Анализ литературных данных по фосфорно-кремниевому взаимодействию в почве, которому посвящается большинство исследований, показывает, что обозначилось три основных направления в поисках путей улучшения питания растений фосфором за счет использования кремнийсодержащих соединений; Исследование показало, что компоненты обладают такой же способностью…

Среди простых предложений (средний размер простого предложения 20 слов) наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3 л. мн.ч. наст. времени во вневременном значении, т.е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей. Например: Состав помещают в колбу; Отсепарированные семена транспортируют в хозяйства; Тейлериоз крупного рогатого скота встречается постоянно в 84 странах мира.

В научной речи преобладают сложные союзные синтаксические конструкции с четкой выраженной связью между отдельными частями высказывания. Используются сочинительные и подчинительные структуры. Отсюда богатство сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: вместо того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, вследствие чего, после того как, несмотря на то что, так как и др. (разумеется, почти не используются союзы типа да и, не то, а не то, раз и т.д., которые более характерны для разговорной речи). Например: Совмещение операций по внесению карбамидно-аммиачной селитры с регулятором роста эпином усиливало действие регулятора роста по сравнению с раздельным применением этих средств химизации, вследствие чего урожайность зерна яровой пшеницы повышалась.

Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных, а не сложносочиненных предложений. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают сложные причинные, временные, условные, следственные и т.п. отношения и отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой. Например: Было установлено, что по крупным массивам данных определяемых свойств их распределение нельзя было считать приближенно нормальным настолько, чтобы использовать оценки, опирающиеся на распределение Стьюдента. В связи с этим, использовали подходы непараметрической статистики, из которой следует, что при объеме выборки меньше 4 для ее исследования можно брать лишь медиану, поэтому для дальнейшего анализа и проведения расчетов по результатам валовых определений использовали только их медианные значения. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга. Например: Сегменты изолированы друг от друга и от кольца, и каждый их них соединен с одной из кнопок пульта кабелем.

Стремление вместить в одну фразу максимум информации приводит в научном тексте к широкому использованию конструкций, насыщенных сущ. в Р.п., обычно выстроенных в виде цепочки. Например: коробка передач, обмен веществ, прибор для монтажа. Особенно часто цепочка последовательно прикрепляющихся родительных падежей существительного используется в заглавиях. Например: Оценка доверительных показателей надежности систем однофазного использования.

В научном стиле широко используются страдательные (пассивные) конструкции: глагольные (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением ); причастные пассивные конструкции (например: Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Нами установлены точные данные ); пассивные конструкции собственно возвратным глаголом (например: Этот процесс сопровождается выделением тепла) . Это объясняется стремлением научной речи к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия.

Личная манера изложения в современной научной литературе (употребление местоимений я, мы ) уступила место безличной, типа не следует думать, можно считать и др. Если же используется личная форма глагола, то местоимение отсутствует. Например: получим данные, воспользуемся формулой.

В научных текстах широко используются конструкции с деепричастными оборотами. Деепричастные обороты всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Учитывая поливариантность форм взаимодействия фосфора и кремния в гетерогенной почвенной системе, некоторую противоречивость сведений, следует признать, что этот вопрос до сих пор остается малоизученным, требует…; Проделав такой анализ, мы получили следующие данные.

В научной речи часто употребляются конструкции с отглагольным существительным, что придает изложению лаконичность, компактность, сжатость. Например: При проведении опыта…; Для объяснения физиологических механизмов.

Научной речи свойственно широкое использование предложений с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия. Например: В числе мер по реабилитации загрязненных сельскохозяйственных территорий оказались эффективными такие, как известкование почв, внесение повышенных доз минеральных удобрений, коренное улучшение естественных кормовых угодий и использование сорбентов цезия – 137; За счет специального питания можно значительно повысить эффективность медикаментозного, физио- и химиотерапевтического лечения и профилактики последствий слабых и умеренных доз облучения организма человека.

В научном письме активно используются вводные слова и словосочетания, а также вставные конструкции. Вводные слова подчеркивают последовательность изложения. Часто они начинают новое предложение или абзац. Например: Таким образом, эволюция внутрихозяйственных экономических отношений еще в «дорыночный» период имела тенденцию к расширению производственно-экономической самостоятельности структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий.

Вводные слова и словосочетания могут содержать указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное высказывание, каков источник сообщения. Например: по мнению автора…; по данным исследователя...; по нашему мнению. Также вводные слова могут указывать на последовательность изложения (Во-первых, во-вторых ), выражать предположение (очевидно, вероятно, и др.) - конструкции, использующиеся при изложении гипотезы и указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется ), как предполагаемый (положим, видно, надо полагать ) или как возможный (вероятно, должно быть, возможно ). Например: Разумеется, такие «реорганизации» не были направлены на реализацию прав собственности; По всей видимости, это было связано с более эффективным взаимодействием при поглощении минеральных веществ между соей и сорняками в сравнении с аналогичным взаимовлиянием между соей и кукурузой; Предполагается, что это обусловлено деятельностью силикатных бактерий; Не исключено, что гель кремниевой кислоты может адсорбировать фосфат-ионы с образованием силикофосфатных комплесов.

Распространены в научной речи и вставные конструкции (отдельные слова, словосочетания, разные виды предложений, которые вносят дополнительные сведения или замечания, новое сообщение, уточнение, пояснение). Например: Вместе с тем, применение высоких доз органических и минеральных удобрений (исключением является хлористый калий) снижало устойчивость клубней картофеля к возбудителям мокрой бактериальной гнили.

Для научного произведения характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий и наречных выражений, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем, и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного. Например: Но надо иметь в виду, что право на конечные результаты труда эффективно и справедливо реализуется лишь при наличии права собственности на средства производства; Необходимо отметить, что плоды и ягоды по сравнению со всей массой растения – наиболее чистые в отношении загрязнения радионуклидами; Более того, взаимодействие сои с культурными злаками в процессе минерального питания может оказаться менее эффективным, чем с сорняками из семейств злаковых, сложноцветных и маревых.

Последовательная композиционная связанность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, этот, тот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Например: Корреляционный анализ показал, что существует тесная взаимосвязь между лизоцимной активностью сыворотки крови и титрами антител после вакцинации против НБ. На внешних частотах названных двух периодических процессов наблюдается обратная зависимость, на внутренних – прямая. По нашему мнению, эта взаимосвязь между двумя факторами реактивности организма подтверждает гипотезы и выводы ряда ученых о конкуренции в процессе поствакцинального иммуногенеза специфической и неспецифической реакций в борьбе за пластическое обеспечение соответствующих функций.

Синтаксическим средством выражения логического членения и связанности текста в научной речи является также порядок расположения членов предложения.

Большинство предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или предикатного члена. Например: В научной литературе существуют различные данные относительно действия минеральных удобрений на структурное состояние почвы; С речными водами в мировой океан ежегодно выносится до 300 тыс. т. кремнезема, особенно в субтропиках и тропиках.

Активизация логического принципа в словорасположении приводит в научной речи к особому расположению сильноуправляемого члена. В современных научных текстах управляемое слово располагается в непосредственной близости от глагола, чаще всего после него. Например: Для определения надежности устройства пока еще не имеется освоенных приборов. Обстоятельственные слова обычно ставятся перед сказуемым. Например: При применении кремниевых удобрений значительно усиливается роль бора в почве; В связи с переходом сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование получила распространение система внутрихозяйственных экономических отношений, основанная на оплате труда от хозрасчетного дохода. Характерна для научной речи препозиция определения. Например: Существенным фактором в антропогенной эволюции почв являются удобрения; Широкое географическое испытание позволило выявить целый ряд новых сортов алычи, обладающих высокой адаптивностью. Вводные слова обычно ставятся после одного из главных членов предложения или начале предложения, пояснения, заключенные в скобки, даются в конце фразы.

Практикум

Задание 1. В приведенном ниже тексте отметьте случаи немотивированного инверсирования и грамматико-стилистические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте. 2. После сборки и выверки механизмов подшипники, редукторы и электродвигатели надлежит закрепить от смещения штифтами или приваркой к раме упоров. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трех реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. Ввиду недостаточной механической прочности винипласт не мог найти применение для изготовления аппаратов под давлением, как самостоятельный конструкционный материал. 5. От очистки хлопка и выделки пряжи все производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки полностью механизировано. 6. Начиная с 1953 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Восстановленный цинком раствор не сливают до конца, а до уровня, лежащего на 20-30 мм выше слоя стеклянной ваты. 8. Необходимый запас энергии аккумулируется во время свободного хода в массивном маховике для резания. 9. Сейчас монтируется стокубовый компрессор, что обеспечит перевод с пара на сжатый воздух оборудования кузнечного цеха. 10. Изготовлен новый большегрузный скрепер с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 37 т. 11. Санкт-Петербургским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. 12. На гусеничном тракторе установлен шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 220 л.с.

Задание 2. Исправьте предложения, в которых в качестве однородных соединены разные синтаксические конструкции: причастный оборот и придаточное определительное предложение, деепричастный и причастный обороты, член предложения и придаточное предложение и проч.

1. В настоящей брошюре изложен опыт возделывания льна-сырца и как увеличить его производство. 2. Орошение проводилось и в период начала появления метелок и кончая наливом зерна в три приема. 3. В книге хорошо показано, как развивалось овцеводство, пути дальнейшего увеличения поголовья овец и экономика этой отрасли. 4. Скашивая хлеба в сплошные и равномерные валки и работающие на жатках с новыми приспособлениями, колхозники-рационализаторы стали давать по нескольку норм в день. 5. В статье рассказано, как при помощи радиоактивных изотопов можно изучить движение газа и воды под землей и об использовании радиоактивных атомов в горнообогатительной технике. 6. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.

Задание 3. В приведенном ниже тексте установите, какие ошибки и недочеты допущены в употреблении сложных предложений: неправильное использование союзных связей, загромождение сложного предложения придаточными, смещение конструкции, разнотипность частей сложного предложения, неправильный порядок слов, громоздкость, приводящая к затемнению смысла предложения и проч. Исправьте предложения.

1. Освоена и внедрена наплавка ножей для резки холодного металла, что повысило срок их службы не менее чем в 5 раз и в несколько раз сократился расход инструментальной стали. 2. В отношении использования атомной энергии в медицине следует подчеркнуть, что оно значительно возросло за последнее десятилетие, например, радиокобальтовая терапия, меченые атомы и т.д. 3. Надо, чтобы трубы для механического цеха продавались только коллекторные, не допускать замены их на паропроводные. 4. Поскольку полная энергия плазмы равна 130 дж, можно заключить поэтому, что средняя энергия ларморовского вращения будет около 60 дж. 5. Наш доклад не предназначен для того, чтобы подчеркнуть преимущества способа модельного проектирования, так как это было сделано уже на совещаниях, в докладах и т. п., но дело в том, чтобы представить доклад о теперешнем уровне модельного проектирования. 6. Но, однако, несмотря на то, что замечания носят конкретный характер, не наблюдается стремление использовать их для уточнения применяемых формул. 7. Частота не должна быть слишком малой, так чтобы параметры плазмы не менялись за период. 8. Результаты лабораторных исследований, приведенные в таблице 13, показывают, что наиболее сильное разрушающее действие оказывает на соединение концентрированная серная кислота, что говорит за то, что в такой среде это соединение применять нельзя. 9. По каждой культуре составляются технологические карты, куда включается весь комплекс работ. 10. Однако тем не менее промышленное применение эти установки не получили, так как не обеспечивали достаточной переработки пускового материала.11. Сегмент, ведущий первые кольцевые планки, устанавливается на той же высоте, как он стоял при старом механизме. 12. Когда камеру, припудренную тальком, ставят на место, вначале необходимо вставить вентиль в отверстие диска. 13. Этот раздел расширен оттого, что в него включены дополнительные материалы. 14. Корпус насоса и его крышка изготовляются из модифицированного чугуна, рабочее колесо – стальное клепанное, вал из нержавеющей хромистой стали. 15. При таком наименовании и расположении материалов в рукописи читатель не будет требовать от автора всех необходимых сведений о машинах и приспособлениях, которые применяются для транспортирования жидкостей, и будет понимать, что за этими сведениями необходимо обращаться с специальной литературе и каталогам.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением союзного слова который и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Укажите предложения, в которых возникает двусмысленность высказывания.

1. На заводе будет оборудован специальный цех с постоянной температурой и влажностью воздуха, в котором намечается вести сборку станков высокой прочности. 2. При всех сварочных работах с фторопластами необходимым условием является сильная вентиляция, ввиду ядовитости газов, развивающихся при частичном разложении фторопласта, которого трудно избежать полностью при сварке. 3. Были рассмотрены проекты Гипрокаучука и других институтов, которые нуждаются в значительной переделке. 4. Исключением остается производство синтетического волокна, которое продолжает развиваться быстрыми темпами. 5. Электронная вычислительная техника приобретает все большее значение в связи с огромным масштабом работ по автоматизации производственных процессов, которые проводятся в стране. 6. Образец при испытании помещается в специальную герметическую камеру, охлаждаемую водой, из которой производится откачка газа до высокого вакуума. 7. Такие насосы имеют одностороннее уплотнение (со стороны входа жидкости в колесо), в которых осевая сила воспринимается шарико-подшипниками.

Задание 5. В приведенных ниже предложениях исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.

1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 3. Работы, выполняющиеся планировщиком, являются отделочными. 4. Расчет конструкции арок производится с учетом воздействия, могущих возникнуть при их монтаже. 5. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 6. Модификатор, устанавливающийся в литниковую воронку, вызывал уменьшение растворимости углерода в железе. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень. 7. В брошюре приведены технические данные компенсатора данного завода, получившего широкое применение. 8. Применение прочного металлокорда в протекторных кольцах разгружает каркас; это дало возможность изъять резинотканевую прослойку (брекер), применяемый в стандартных шинах. 9. Необходимо осуществлять контроль за расходом жидкости, имеющей высокую температуру и находящуюся под большим давлением. 10. Nt – количество символов, переданное за время Т. 11. Объем информации, определяющий операции умножения и деления, может быть взят пропорциональным времени, затрачиваемым на эти действия. 12. Это утверждение легко реализовать с помощью элементов, применяющихся для реализации двоичной системы счисления, т.е. имеющими два устойчивых состояния. 13. Электронно-лучевое запоминающееся устройство состоит из следующих блоков.

Задание 6. В приведенном ниже тексте исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Учитывая нелинейную зависимость периода колебаний датчика от измеряемой величины, в приборе впервые применен метод линеаризации характеристики датчика. 2. Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батарейных приемников. 3. Увеличивая нагрузку на долото и число оборотов ротора, скорость бурения в этих породах увеличилась. 4. Учитывая высокую химическую стойкость некоторых пластических масс, а также их хорошие антифрикционные свойства, пластмассы получили большое распространение. 5. Учитывая значение, объем и качество выполненной работы, ее исполнители, по мнению комитета, заслуживают поощрения. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. Часто, изучая алкалоидные растения, обнаруживается определенная закономерность в их развитии. 8. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнет колебаться и второй маятник. 9. Придавая большое значение влиянию формы на формирование слитков, был выполнен ряд экспериментов. 10. Муфель отделен от откачной системы вакуумным затвором для того, чтобы, вынимая нагретый муфель из печи, в него не попал воздух. 11. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала. 12. Исходя из принятого конструктивного решения, в состав агрегата входит вертикальный повышающий редуктор. 13. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости. 14. На опыте λ измеряется в х -единицах, использовав для этого кристалл кальцита. 15. Обозначая через х и у сравниваемые величины, указанные выше условия и критерии могут вводиться в машину в виде следующих отношений. 16. Пользуясь при округлениях правилом дополнения, абсолютная погрешность в представлении любого числа не превосходит половины единицы низшего разряда. 17. Возвратно-поступательное и одновременно циркулирующее движение промывочной жидкости обеспечивает высококачественную промывку внутренних полостей аппаратов, не прибегая к помощи применяемых обычно щеток.

Задание 7. Сопоставьте неотредактированные и отредактированные варианты предложений и объясните, к чему свелись исправления и какие грамматико-стилистические ошибки устранены при правке. Отметьте, везде ли хорошо отредактирован текст. Предложите свои варианты правки.



В брошюре отмечена важность кормления, ухода и содержания в стойловый период в деле получения впоследствии высокопродуктивных животных. В брошюре отмечается, что для выращивания высокопродуктивных животных особенно важно в стойловый период правильное кормление и содержание скота, а также хороший уход за ним.
В монографии на основе многолетних опытов дается анализ как ранее применявшейся агротехники, так и новым прогрессивным приемам возделывания овощных культур. В монографии на основе многолетних опытов дается характеристика как ранее применявшейся агротехники, так и новых приемов возделывания овощных культур.
Необходимо изыскивать возможность для экономии в расходовании воды на выработку продукции и недопущения сброса со сточными водами ценных веществ. Необходимо экономно расходовать воду при выработке продукции и не сбрасывать со сточными водами ценные вещества.
При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, а также и специальное приспособление для очистки стекол от загрязнения. При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, но и специальное приспособление для очистки стекол от грязи.
Растения очень полезно держать в жилом помещении, вследствие выделения ими кислорода, необходимого для дыхания человека. Растения очень полезно держать в жилом помещении, так как они выделяют кислород, необходимый для дыхания человека.
Существует много путей, которые еще не исследованы, для понимания очень сложной химической системы, которая представляет внешний слой нашей планеты. Существует много еще неисследованных путей изучения очень сложной химической системы, представляющей внешний слой нашей планеты.
В целях ликвидации целого ряда недостатков в деле обеспечения техники безопасности труда на производстве и недопущения случаев ее нарушения начальники цехов в части выполнения требований администрации предложили по этой линии следующее… Начальники цехов, чтобы обеспечить выполнение правил техники безопасности труда на производстве и не допускать их нарушения, предложили, руководствуясь требованиями администрации, следующее…
В целях защиты растений от весенних заморозков производят подогрев почвы с помощью пропуска горячей воды по трубам. Чтобы защитить растения от весенних заморозков, прогревают почву, пропуская по трубам горячую воду.
Было сочтено необходимым, как правило, использовать монтажные провода примерно такими длинами. Необходимо использовать монтажные провода примерно такой длины.
При осмотре рельс даже незначительные внешние дефекты не допускаются. Рельсы, у которых обнаружены при осмотре даже незначительные поверхностные дефекты, бракуют.
Приготовление смеси рекомендуется порциями по 563 г. Приготовлять смесь рекомендуется порциями по 563 г.
Под действием разности давлений труба деформируется, образуя на своей поверхности непрерывный спиральный гофр. Вследствие разности давлений труба деформируется и на ее поверхности образуется непрерывный спиральный гофр.
По мере поднятия облака наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва. По мере того как облако поднимается, наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва.

Задание 8. Исправьте предложения, взятые из научных работ студентов. Выявите грамматические и лексические недочёты, затрудняющие восприятие текста или не соответствующие требованиям научного стиля.

Например: Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая. В этом предложении лексический недочет, связанный с неверной (неправильной согласно лексическим нормам) сочетаемостью слов – урон наносится; ущерб приносится. Кроме того, слово «посевов» можно опустить в целях речевой экономии. – Большой урон производству может нанести пожар во время уборки урожая (отредактированн. вариант)

1. Распределение посевных площадей производится согласно агрономического районирования Алтайского края. 2. Климат данной территории характерен жарким, но коротким летом. 3. Особенностью является также появление ранних заморозков в тёплое время, иногда даже в вегетационный период. 4. Продукция же животноводства занимала в структуре товарной продукции в пределах до 26%. Отсюда можно сделать вывод, что в хозяйстве более развито растениеводство, чем животноводство. 5. Имея в виду, что животноводство почти целиком базируется на земледелии, следует рассмотреть структуру земельных площадей в хозяйстве. 6. Преобладающую часть всей площади сельскохозяйственных угодий занимает пашня, и значительный удельный вес занимают сенокосы и пастбища. 7. Анализируя таблицу 3, видно, что среди всех посевов наибольший удельный вес занимают зерновые культуры, на втором месте кормовые культуры. 8. Из таблицы видно, что с годами наблюдаются колебания таких показателей, как плановая потребность и фактическое наличие работников. 9. Для ремонта собственного стада в хозяйстве выращивают тёлок сами. 10. Сено в тамбур подвозят механизаторы-кормачи. 11. Из таблиц 9,10,11 можно проследить распорядок дня операторов. 12. Доярка родильного отделения оказывает помощь в лечении животных по указанию врача. 13. Летом, кроме пастбища, животным дают зелёнку утром и вечером. 14. При этом одновременно уменьшают дачу концентратов и сочных кормов. 15. В сутки корова может потребить 70 кг корма и более.

Задание № 9. Исправьте речевые недочеты в следующих предложениях, взятых из дипломных проектов выпускников ИТАИ и дневников-наблюдений студентов зооинженерного факультета.

А) 1.Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая.

2.Имеются в хозяйстве участки, работы на которых связаны с опасными для здоровья организма человека условиями.

3.На производстве состояние техники безопасности не на должном уровне.

4. Рабочих принимают на работу только после проведения главным инженером вводного инструктажа. 5. Периодические инструктажи на рабочем месте проводятся своевременно заведующими участков. 6. В автопарке оформлен уголок по технике безопасности.

7. Вводный инструктаж со вновь поступившими на работу производит главный агроном и оформляет личные карточки рабочих. 8. Инструктаж на рабочем месте производят бригадиры. 9. Ежегодно проводится медицинский контроль за состоянием здоровья рабочих животноводства. 10. Большое влияние на безопасность труда оказывает состояние помещений. 11. В зимнее время температура воздуха понижается до +10 С. В помещениях очень влажный воздух.

Б) 1.Несчастные случаи происходят из-за халатного руководства и попустительстве самих рабочих. Это объясняется тем, что недостаточно опыта и навыка в работе. 2.Коэффициент травматизма очень высок. Наибольшего значения он достиг в 2000 году. Это связано с тем, что был ослаблен контроль за проведением инструктажа по технике безопасности. 3. Несмотря на принимаемые меры по охране труда, травматизм в хозяйстве достаточно высок. Наибольшее количество травм получено в 2000 году, основное количество их получено в период посевной и уборки. 4. Документация по технике безопасности в хозяйстве ведется полностью. 5. Администрация хозяйства прилагает все усилия, чтобы устранить имеющиеся недостатки. 6. Работники хозяйства обеспечиваются спецодеждой согласно действующих норм и правил. 7. Контроль за реализацией средств на мероприятия по охране труда ведет инженер по охране труда. 8. Для проведения технического обслуживания и ремонтов в автогараже имеются четыре слесаря, имеется свой сварщик. 9. Климат характерен сухостью и континентальностью. Наиболее холодный воздух в январе месяце со среднемесячной температурой воздуха –20.

10. Все остальные монтажи и демонтажи осуществляются, не разбирая опрокидыватель.

Обязательным условием при хранении опрокидывателя является наличие ровной и твердой поверхности, на которую он становится. После опускания рамы на землю переводим секцию в нейтральное положение.

В) 1. Наибольшее количество несчастных случаев приходится на растениеводство и механизацию. 2. Себестоимость грузоперевозок составляют следующие статьи затрат:

1) Заработная плата шоферов; 2) Затраты на замену резины; и т.д. 3. Разгрузка осуществляется только с одного места и только через задний борт. 4. Совхоз «Тальменский» был образован в 1952 году, а в 1991 году был переименован в акционерное общество закрытого типа. 5. Центральная усадьба находится в р.п. Тальменка. Усадьба находится в 70 км от г.Барнаула. 6. Дорожная сеть развита хорошо. Покрытие в основном асфальтированное, есть дороги с грунтовым покрытием и полевые. 7. Рядом с автогаражом находится центральная ремонтная мастерская. В здании автогаража находится диспетчерская и кабинет зав.гара. Непосредственно вблизи гаража находится домик для сторожей. 8. Для более подробного изучения работы автопарка рассмотрим таблицу. 9. Площадь под зернобобовые уменьшилась на 226 га, по-видимому, из-за того что нет стабильности рынка сбыта данной продукции. 10. Площадь под травы увеличилась на 627 га из-за того, что появилась повышенная потребность в кормах у хозяйства. 11. Для стоянки автомобилей в зимнее время года имеется два гаража. 12. Основное количество автомобилей находится в промежутке от 8 до 13 лет. 13. Для сравнения сводим данные хозяйства и получившиеся по проекту в таблицу. 14. В сельском хозяйстве одним из основных средств производства является земля.

Задание № 10. Укажите в данном тексте черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле максимально коротко, оставив только главную информацию.

Отцом крионики стал профессор физики Роберт Эттинджер, автор бестселлера «Перспектива бессмертия» и директор самого известного в мире института крионики в Детройте, где до сегодняшнего дня хранятся десятки замороженных, в том числе две его жены и мать. Вообще же до конца 1990-х годов в мире существовало около 20 крионических обществ в Америке, Западной Европе и Австралии. Однако несколько лет назад все пациенты были разморожены и похоронены обычным образом. По одной версии, это случилось потому, что родственники клиентов нерегулярно платили за хранение. А по другой - что неправильно заморозили. Например, родители, пришедшие навестить свою погибшую в автокатастрофе 8-летнюю дочь, увидели, как из криостата выползали муравьи! На сегодня остались всего две «цитадели» продления жизни - упоминавшийся нами институт в Детройте и фонд «Алькор» в Аризоне. А третий «храм замороженных» может скоро появиться в России.

Задание № 11. Сверните текст, оставив только главную информацию. Полученный текст запишите в научном стиле.

Естественно, что самым эффективным способом лечения ожирения и избыточного веса является диетотерапия. Наверное, каждый человек в какой-то период своей жизни пробовал «посидеть» на диете, и в большинстве случаев это ни к чему ни привело. Нарастающее чувство голода (одно из проявлений деятельности пищевого центра головного мозга) превращало в адские муки ваше «лечение», после чего вы все бросали и возвращались к привычному ритму жизни. Вот если бы можно было изменить извращенный пищевой стереотип человека (именно извращенный, потому что лишний вес - «привилегия» человека; у диких животных пищевые инстинкты отрегулированы, и ожирение не встречается), «перепрограммировать» работу пищевых нервных центров… Если бы человеческий мозг, как в компьютер, можно было ввести программу, включающую внутренние механизмы саморегуляции.

К счастью, современная медицина располагает таким методом в лечении зависимых состояний, который направлен не на следствия, а на причину. Речь идет о психотерапии. «Что?! - обиженно воскликнет читатель, страдающий избыточным весом. - Мало того что я толстый, так меня еще и в психи зачисляют?» Напрасно обижаетесь. Давайте мыслить логически: причина избыточного веса - это переедание, переедание - это нарушение пищевого поведения, поведение - это категория, относящаяся к душе. И вообще, пора преодолеть предрассудок насчет того, что быть пациентом психотерапевта - удел «дефективных». В западных странах психотерапия давно стала частью культуры, и обращаться к ее услугам в случае жизненных неурядиц так же естественно, как для нас вызывать мастера при поломке бытовой техники. Так не пора ли преодолеть психологическую дремучесть?

Задание № 12. Укажите черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле.



Статьи по теме: