Компьютерные игровые программы для дошкольников. Компьютерные игры, их характеристика. Методика организации компьютерных игр. Игровые программы для детей дошкольного возраста

Большие неприятности на фестивале рок-групп! Незадолго до начала фестиваля школьных рок-групп Барби с подругой по имени Чармз получили загадочное письмо с угрозами: "Не участвуйте в фестивале, иначе пожалеете!" Неизвестный перемешал их ноты и испортил декорации. Барби поняла, что ей нужно раскрыть эту тайну как можно быстрее. Выступление...

Год выпуска: 2007
Жанр: детское / симулятор
Разработчик: Activision
Издательство: 1С
Сайт разработчика: http://www.activision.com/
Язык интерфейса: русский
Язык озвучки: русский


05
мая
2014

ИСКАТЕЛЬ - Парк чудес (2009)

Вместе с серией «Искатель» каждый ребёнок становится настоящим исследователем: учится логично мыслить и строить ассоциации, с увлечением сражается с непростыми задачками и творчески смотрит на окружающий мир. Вот почему эти игры так любят дети и родители со всего света! Знаменитая серия пополнилась еще одной удивительной новинкой – мы при...

Год выпуска: 2009
Жанр: Развивающие детские игры
Разработчик: Sсholastic Inc
Издательство: ND
Сайт разработчика: scholastic.com
Язык интерфейса: Русский


28
апр
2014

Домашний логопед. Практический курс (2008)

При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных по...

Год выпуска: 2008
Жанр: Детские игры
Разработчик: ID Company
Издательство: Новый Диск
Сайт разработчика: http://idcompany.ru/pc.html
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Операционная система: Windows 2000, XP, Vista
Процессор: Pentium III 500 МГц (800 МГц для Windows Vista)
Оперативная память: 64 Мб (512 Мб для Windows Vista)


28
апр
2014

Dora the Explorer: Fairytale Adventure / Дора в Сказочной Стране / Даша следопыт (2008)

Отправляйся вместе с Дорой в Сказочное Приключение! Злая ведьма наложила усыпляющие чары на Волшебную Страну. Только настоящая принцесса способна разрушить их! Путешествуя вместе с Дорой, по Сказочной Стране, дошколята будут собирать красочные пазлы, решать интересные головоломки и помогать своим волшебным друзьям освободиться от проклять...

Год выпуска: 2008
Жанр: развивающая игра для детей
Разработчик: ImaginEngine
Издательство: Акелла
Сайт разработчика: www.imaginengine.com/
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Операционная система: Windows XP SP2
Процессор: Pentium III 800 МГц
Оперативная память: 256Мб
Видеокарта: 32 Мб DirectX 9-совместимая


16
апр
2014

Скоро в школу. Учимся считать (2009)

Научить малыша считать как можно раньше, да еще и играя – вполне возможно! Озорная арифметика в стихах «Учимся считать» поможет без труда выучить цифры, а упражнения с яркими картинками сделают занятия веселыми и увлекательными. Новая программа известной серии «Скоро в школу» познакомит ребятишек с числами, геометрическими фигурами, задач...

Год выпуска: 2009
Жанр: Игры для самых маленьких
Разработчик: ID COMPANY
Издательство: Новый Диск
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский


15
апр
2014

Четвероногие друзья (2006)

Веселая и добрая игрушка-симулятор в стиле тамагочи, в которой вы сможете завести себе виртуального щенка. Он ласковый, добрый, любит играть и обучаться новым фокусам. Он почти как настоящий. Вы можете выбрать породу, пол, окрас и возраст щенка из 6 предложенных вариантов. Внимательно следите за индикаторами желаний щенка. Ведь он, как лю...

Год выпуска: 2006
Жанр: (Аркада -симулятор)Виртуальный питомец
Разработчик: Lost Sock Games
Издательство: Новый Диск
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC PII-600 / 64M RAM / 16M Video 3D, Windows XP, DirectX 9.0


15
апр
2014

Простоквашино. Веселая ферма (2010)

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А чтобы купить что-нибудь, нужно сначала... построить ферму и заработать много-много денег! Бизнес-аркада с любимыми героями! Кот Матроскин решил стать сельскохозяйственным магнатом! И к делу, как всегда, подошел очень обстоятельно: тут у него и коровки, и овечки...

Год выпуска: 2010
Жанр: Тайм менеджмент Симуляторы Для детей
Разработчик: Новый диск
Издательство: Новый диск
Сайт разработчика: nd.ru
Язык интерфейса: Русский


14
апр
2014

Раннее развитие детей по системе Монтессори: Мир вокруг нас, Формы и цвета, Занимательная логика (2009)

Год выпуска: 2009
Жанр: Детская обучающая программа с элементами игры
Разработчик: Студия «Баюн»
Издательство: Бука
Сайт разработчика: bayun-school.com
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Система: Microsoft® Windows®XP/Vista
Процессор: Pentium® III 1000 МГц
Память: 256 MБ Видео-карта: поддерживающая разрешение 1024*728 Аудио-карта: Любая
Жесткий диск: 450 МБ
Дополнительно: принтер для распечатывания доп. заданий (по желанию)


14
апр
2014

Три поросенка против волка. Учим алфавит (2008)

"А зачем учиться читать и писать?" – спрашивают часто дети. Три поросенка ответят на этот вопрос и помогут выучить буквы, складывать их в слова и записывать на бумаге. Обучающая программа разработана на основе всеми любимой сказки про трех поросят, но теперь волк стал очень-очень добрым, совсем не ест мяса, а питается только грибами и яго...

Год выпуска: 2008
Жанр: Детская обучающая игра
Разработчик: MultiSoft
Издательство: Новый Диск
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский


24
мар
2014

Pony World 2 (2011)

Мир пони 2 - позволит вам создать своего пони мечты с нуля, развивайте своего героя, обучайте, постройте карьеру и заведите новых друзей. Выберите внешний вид и одежду, потом меняйте их у стилиста, когда захотите. Позаботьтесь о своем пони, чтобы держать его счастливым и здоровым. Игра перешла на новый уровень взаимодействия с ребенком - ...

Год выпуска: 2011
Жанр: Strategy (Manage/Busin.) / 3D / For Kids / Virtual pets
Разработчик: Rhema Press
Издательство: PlayWay
Сайт разработчика: www.rhemagroup.pl
Язык интерфейса: Английский
Платформа: PC
Операционная система: Windows XP / Vista / 7
Процессор: Intel Pentium 2.0 GHz
Оперативная память: 512 MB


16
мар
2014

Баба-яга "Пойди туда, не знаю куда..." (2004)

Развивающая компьютерная игра «Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда» - увлекательное продолжение компьютерной игры «Баба-Яга учится читать». Но на этот раз задания будут гораздо сложнее и интереснее. Вместе с Котом, которого наказала Яга за то, что он тайком водил в ее курятник хитрую Лису, юным следопытам предстоит отправиться в волшебный...

Год выпуска: 2004
Жанр: развивающая компьютерная игра
Разработчик: ComMedia
Издательство: ComMedia
Сайт разработчика: www.comedia.ru/
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC Операционная система Windows 98/Ме/2000/XP Процессор Pentium III-500 МГц 64 Мб оперативной памяти 12-ти скоростной CD-ROM Звуковая карта, колонки или наушники


09
мар
2014

Чаггингтон. Паровозики идут в школу (2012)

Учиться гораздо интереснее в компании забавных паровозиков из Чаггингтона! В их школе четыре самых важных предмета: грамота, математика, окружающий мир и правила поведения. С интерактивной азбукой ваш ребёнок быстро выучит все буквы и узнает много новых слов. На уроках математики освоит счет и научится решать задачки на сложение и вычитан...

Год выпуска: 2012
Жанр: детские игры
Разработчик: ID COMPANY
Издательство: ID COMPANY
Сайт разработчика: http://idcompany.ru
Язык интерфейса: русский
Платформа: PC


25
сен
2013

Barbie: Салон красоты / Barbie Beauty Boutique (2007)

Барби и ее подруги Кристи и Тереза - девочки обаятельные и привлекательные. Ведь они знают, как важно следить за своей внешностью и регулярно посещать салон красоты. Десятки модных фасонов, новые тенденции макияжа и невероятные авторские прически - всё это сделает любую девочку первой красавицей. Предлагая попробовать свои силы в качестве...

Год выпуска: 2007
Жанр: For Kids
Разработчик: Vivendi Games
Издательство: Activision
Сайт разработчика: http://www.metagames.ru/publisher/vivendi_games/
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Операционные системы: XP / Windows 7
Процессор: Pentium II 300 МГц
Оперативная память: 128 Мб


18
янв
2012

Страна знаний.Секретный клуб. (часть 52) Финальный выпуск. (2011)

"Страна знаний" - прогрессивный курс обучения для детей дошкольного возраста с компакт-дисками и журналами. Четверо героев из "Страны знаний" приглашают ребят в свой мир, где они: * начинают учить цифры и буквы * учатся применять логику и решать задачи * узнают много интересного о природе и окружающей среде * приобретают социально-бытовые...

Год выпуска: 2011
Жанр: Детские обучающие игры
Разработчик: deagostini
Издательство: deagostini
Сайт разработчика: http://www.deagostini.ru/
Язык интерфейса: русский
Платформа: PC Windows 98/ME/2000/ХР, Процессор IntelAMD 1 ГГ, разрешение экрана 1024х768 пикселей, звуковая плата.


Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «ком­пьютер - ребенок - цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» - обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Занятия по обучению грамоте нацелены з акреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  • Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  • Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  • Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".

    II . Образовательно-воспитательный цикл.
    Задачи:

    1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  • Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  • Развивать речь:
  • Развивать сенсорные возможности ребенка.
  • Формировать эстетический вкус.
  • Развивать знаковую функцию сознания.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

    III . Творческий цикл.
    Задачи:

    1. Развивать конструктивные способности.
    2. Тренировать память, внимание.
    3. Развивать воображение.
    4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
    5. Развивать потребности к познанию.
    Структура занятий.

    Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
    I этап - подготовительный.
    Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

    II этап - основной.
    Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

    III этап - заключительный.
    Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
    1 этап - 10-15 минут,
    2 этап - 10-15 минут,
    3 этап - 4-5 минут.
    После каждого занятия проветривание помещения.

    Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
    Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

    Занятие «Собери картинку»

    1 ЭТАП. Игра "Собери картинку"
    - Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

    Физ. минутка. Игра "Гномик"

    Спрятался ловко в моем кулачке
    Маленький гномик в большом колпачке.
    Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
    Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано) .
    За маленьким гномиком, да­вай-ка,
    Все движения повторяй-ка,
    Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

    А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
    1. Осматривание "мыши". Почему она так называется.
    2. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.

    2 ЭТАП.
    Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
    Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с "мышью".

    3 ЭТАП.
    Итог занятия: повторение названия манипулятора "мышь", его на­значение, способ управления.

    Гимнастика для глаз:
    Открываем глазки - раз,
    А зажмуриваем - два,
    Раз, два, три, четыре,
    раскрываем глазки шире.
    А теперь опять сомкнули,
    Наши глазки отдохнули

    Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.

    Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?

    Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра , которая определяет формирование основных но­вообразований и способствует наряду с другими деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. Происходит некий распад прежде совместной деятельности со взрослым. У ребенка возникает потребность «быть как взрослый», ко­торую он реализует в игре. Значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. Более того, игра, являясь ведущим типом деятельности, определяет переход на новую возрастную стадию развития ребен­ка. По мнению Л.С. Выготского, «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития» . Из игры формируются различные творческие виды деятельности – конструирование, рисование, восприятие сказки. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

    Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.

    Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой форму практического размышления ребенка об окружающей действительности , который как бы играет со своими знаниями и представлениями об окружающем мире. В ее работах подчеркивается, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры , то есть камешек может стать монеткой для ребенка, играющего в «магазин». Эта способность и является основанием для использования компьютера в качестве игрового средства. Таким образом, при усло­вии, что ребенок будет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут игровое значение.

    Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует . Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р.Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение .

      Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер . Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

      Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана.

      Стратегии . Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (долж­ность) и полномочия, т. е. возможности игра­ющего. В такой игре не отражена система че­ловеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

      Симуляторы . Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

      Игры-повествования . Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.

    Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые .

    К первой группе относятся симуляторы, в которых положение играющего обозначается как «внутри ситуации». Подобная позиция обусловливает практически полную идентификацию играющего с персонажем в игре. Игры-повествования также относятся к ролевым играм, но, в отличие от игр-симуляторов, играющий как бы со стороны наблюдает за своим персонажем, управляет его действиями. Такой тип игр предполагает менее выраженное отождествление себя с игровым персонажем. Игры-стратегии представляют собой тип ролевых игр, в которых роль конкретно не обозначена, а воображается играющим, управляющим деятельностью компьютерных персонажей. Ко второй – головоломки, традиционные игры, перенесенные на компьютер, и аркады. Характерной особенностью данной группы игр является то, что играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа (как это происходит в аркадах), либо игровой персонаж как таковой отсутствует (в головоломках и традиционных играх, перенесенных на компьютер).

    Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.

    Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры . Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьиру­ется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечи­вают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

      Организация совместной дея­тельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

      Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

      Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. .

    Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры , которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.

    Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.

    Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности . Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.

    Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

    Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода реше­ния нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

    Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

    Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется - выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов .

    Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Между­народной ассоциации игры этому способствует ряд причин .

      Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противо­поставляется полезной работе как что-то необязательное.

      Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.

      Давление образовательных уч­реждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

    А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте . В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры . Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.

    Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день .

    Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

    В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия . Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

    Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить самостоятельно.

    В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ста­вит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути .

    В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.

    Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем:

      во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;

      во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;

    Эти игры озвучены известными актерами, в них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие ребенка, но и на детско-родительские отношения.

    Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

    Игра - это самый эффективный способ обучения для ребенка. Чем более увлечен дошкольник в игровой процесс, тем больше информации он усвоит.

    Компьютерные игры для дошкольников - это тоже развивающий процесс. Многие родители считают досуг ребенка у монитора бесполезным, и даже опасным. И их обеспокоенность оправдана, но не всегда.

    Я считаю невозможным полностью оградить ребенка от компьютерных развлечений, поэтому предлагаю развивающие игры.

    Какие компьютерные игры полезны для детей?

    Выбор игры - это определяющий момент. Жестокий сюжет и неэтичные действия, диктуемые сценарием (убийство одушевленных персонажей, мародерство, воровство), - игра с такими элементами действительно вредна.

    Но разработаны и полезные компьютерные игры для детей, которые развивают:

    логическое мышление
    ● воображение
    ● память
    ● пространственное мышление

    Благоприятно на развитии ребенка отражаются компьютерные игры-головоломки. Танграм - одна из них.

    Как происходит развитие ребенка во время компьютерной игры танграм

    Танграм - это головоломка, геометрический конструктор, почитаемый китайцами с давних времен. Задача в том, чтобы из простых геометрических фигур сложить более сложную, наделенную смыслом и красотой. Это может быть животное, транспорт, фигура человека или что-то еще, на что хватит фантазии.

    Условия игры:

    ● фигуры не должны накладываться одна на другую - только встык
    ● необходимо использовать все предложенные фигуры

    В основе игры лежит наука комбинаторика. Только из 7 простых фигур возможно создать более 5000 узнаваемых силуэтов. Пользу от такой компьютерной игры получат дети от 3 до 7 лет, и положительное влияние, следует заверить вас, многогранно! А именно развиваются:

    математические способности
    ● пространственное мышление
    ● конструкторские способности
    ● воображение
    ● комбинаторные способности
    ● логическое мышление
    ● наглядно-образное мышление

    Танграм - идеальная компьютерная игра для для дошкольника. Вы можете и сами вырезать фигуры из цветного картона и даже прикрепить магнитик к каждой из них. Но если у вас нет на это времени, компьютерная версия будет очень кстати.

    Следует признать, что оградить современного ребенка от гаджетов не удастся. Но мы, родители, можем позаботиться о развивающих компьютерных играх, которые будут под рукой у наших детей. А также важно помнить, что необходимо ограничивать время, проводимое ребенком за монитором. Физическая активность и общение с живыми людьми - важные составляющие жизни ребенка. И в их ущерб интеллектуальное развитие противопоказано.

    Какие компьютерные игры для дошкольников посоветуете вы и почему? - напишите в комментариях.

    «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия

    (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия

    для родителей или педагогов)

    «Компьютерные игры для дошкольников»

    Пояснительная записка

    Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр - обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления - обобщение и классификация.
    В данной работе отражены характеристики компьютерных игр для детей дошкольного возраста, их классификация. В презентации собраны различные позитивные и негативные последствия увлечения компьютерными играми, а также рассматриваются методические рекомендации для родителей по использованию компьютерных игр.

    Актуальность

    В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – одна из самых новых и актуальных проблем. Решение этой проблемы - залог успешной реализации личности современного дошкольника.
    Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике являются одним из способов решения этой проблемы. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют познавательный и яркий соревновательный характер.

    Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. У детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.

    Цель: эффективное использование родителями компьютерных игр в целях развития и обучения детей.
    Задачи:

    Ознакомить родителей с видами компьютерных игр для дошкольников, помочь сориентироваться в их многообразии;
    - формировать умение различать компьютерные игры по их назначению;

    Проинформировать родителей о положительном и отрицательном влиянии компьютерных игр на детскую психику;

    Помочь родителям использовать компьютерные игры как эффективного средства развития и обучения детей.

    Описание работы со слайдами:

    (Алгоритм работы со слайдами)

    3

    Родителям необходимо уметь подразделять компьютерные игры по их назначению и целям создания на игры развлекательные и игры, созданные для целей обучения.

    4

    О влияние компьютерных игр на психику ребенка

    5

    Компьютерные игры подразделяются на игры обучающие, развивающие, игры-симуляторы, 3 D Action «Стрелялки»

    6

    Развивающие игры способствуют развитию умственных способностей

    7

    Обучающие игры - это игровые программы обучающего типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

    8

    Данный вид игр травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и нравственное воспитание.

    9

    Сюжет игры-симулятора предполагает воспроизведение в игровой ситуации действий из реальной жизни.

    10

    Компьютерные игры должны быть развивающими, обучающими, с низким уровнем агрессии

    11

    Необходим контроль со стороны взрослого для того, чтобы игра имела действительно развивающее или обучающее действие.



    Статьи по теме: