Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе. Подвижная игра «Хитрая лиса». Упражнение «Третий лишний»

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Летает – не летает» (игра для детей 4–7 лет)

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает – руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Из книги Введение в Параглайдинг автора Френкель Зигмунт

Почему и как он летает В этой книжке содержится минимум теории, необходимый вам для понимания параглайдинга и безопасной практики полетов. Эти сведения не нужно заучивать, как для экзамена, а потом забыть, вы должны принять их в себя так, чтобы знать в любой момент, что

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Снежок» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре. Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.) Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

Из книги автора

«Ворота» (игра для детей 4–7 лет) Дети идут по площадке парами, держась за руки.На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами – и становится впереди. Игра

Из книги автора

«Жучок» (игра для детей 4–7 лет) Дети образуют круг. В центре круга водящий – жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (Играющие подходят к

Из книги автора

«Как живешь?» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.– Как живешь?– Вот так! (Показывают большие пальцы.) – А плывешь?– Вот так! (Имитируют плавание.) – Как бежишь?– Вот так!

Из книги автора

«Мартышки» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.) Мы ногами топаем,

Из книги автора

«Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам. У

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Из книги автора

«Флюгер» (игра для детей 6–7 лет) Дети стоят в шеренге или врассыпную.Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.Взрослый называет часть света, дети показывают

Описание : данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Цель : развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование : легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры : Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Цель : развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование : шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование : искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Цель : развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование : коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6."Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

7. "Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры : Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры : Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

"Играем с детьми на улице"

Книги не всегда есть под рукой, да и искать там подвижные игры для детей неудобно. Игровые карточки по подвижным играм могут решить эту проблему . Их удобно хранить в кармане куртки и всегда можно быстро вспомнить слова игры.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Ход игры . Выбираются «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может прибежать в «домик», тогда стоящий в нем «заяц» должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

Подвижная игра «Котята и щенята».

Ход игры . Играющие делятся на две группы. Дети одной группы изображают котят, другой – щенят. «Котята» находятся около скамейки; «щенята» – на другой стороне комнаты. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!»– вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за «котятами» и «лают»: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. «Щенята» возвращаются в свои «домики». После двух-трех повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.

Подвижная игра «Летает – не летает».

Ход игры . Ведущий называет любые слова (рыба, самолет, дерево…). Если то, что названо, может летать, дети поднимают руки вверх, если не летает – руки не поднимают. В конце игры отмечается самый внимательный ребенок.

Подвижная игра «Совушка».

Ход игры . Воспитатель говорит: «День наступает, всё оживает». Дети свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно педагог произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». Все дети должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло».

Подвижная игра «Меняемся местами».

Цели : учить действовать в команде; развивать внимание, ловкость.

Ход игры . В центр площадки кладется длинный шнур. Дети делятся на две команды, каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по своей части площадки, а по сигналу «Меняйтесь!» команды меняются местами. Поощряется команда, которая в полном составе первой перебежала на другую сторону площадки, то есть поменяла свое место.

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Ход игры . Воспитатель выкладывает на участке 6–8 обручей в две линии . Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок в колонне и т. д. Побеждает команда, которая быстро и правильно (не оступившись ни разу) переберется «на другой берег реки». Игра повторяется 2–3 раза.

Подвижная игра «Замри!».

Ход игры . Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего: «Раз, два, три, замри!» – остановиться. Произнеся эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны принять ту же позу. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Подвижная игра «Найди себе пару» (с бегом).

Ход игры . Воспитатель раздает детям разноцветные флажки по количеству играющих (нечетное количество). По сигналу воспитателя дети бегают; при звуке бубна ищут пару по цвету флажка и берутся за руки. В итоге игры один ребенок останется без пары, он и выходит из игры.

Подвижная игра «Дети и волк».

Ход игры . Выбирается волк (водящий). Остальные дети имитируют движения (собирают в лесу землянику и грибы) . Дети говорят:

Дети по лесу гуляли, землянику собирали,

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте, волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» их ловит. Пойм анный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем». .

Ход игры . Водящий выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, он снова водит.

Подвижная игра «Не дай мяча водящему».

Ход игры . В центре круга находятся 2–3 водящих. Стоящие вне круга дети перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются его поймать. Если это удается, то водящий выходит из круга. Водящим становится тот ребенок, при броске которого был пойман мяч.

Подвижная игра «Кот на крыше».

Ход игры . На скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих – водящий. Он «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя пальцем, говорят хором вполголоса

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

После этих слов «кот» просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышиная норка» отмечена чертой. «Кот» не имеет права забегать за черту. Пойманная «мышь» становится «котом».

Подвижная игра «Песенка стрекозы».

Ход игры . Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

Села, посидела

Опять полетела

Я подруг себе нашла Хоровод кругом вела,

Весело нам было!

Солнышко светило.

Опускаются на одно колено.

Вновь делают летательные движения руками.

Берутся за руки и водят хоровод.

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Ход игры . Выбираются «волк» и «пастух», остальные дети – «гуси». На одной стороне площадки стоят «гуси», сбоку – логово «волка». «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг, затем говорит: «Гуси-гуси!»

«Гуси» останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га!»

Пастух . Есть хотите?

Гуси . Да, да, да!

Пастух . Так летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» летят через луг домой, а «волк», услышав «гусей», выбегает, стараясь их поймать. Пойманных «гусей» «волк» уводит в логово.

Подвижная игра «Повар».

Ход игры . Дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом, у него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть, никому нельзя зевать,

Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.

После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спинами друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет в противоположных направлениях круг, тот выигрывает и становится водящим.

Подвижная игра «Не замочи ног».

Ход игры . Две команды, в руках у одной части команды – по две дощечки. По команде воспитателя: «Вперед!» – каждый ребенок должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечки второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает та команда, которая первой перейдет «болото».

Русская народная игра «Большой мяч».

Ход игры . Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим, он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг. Затем играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Русская народная игра «Маргаритки».

Ход игры . «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Хочет снова все собрать, только надо нас догнать .

Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Догоняя ребенка, она произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там соберется 5–6 детей, игра останавливается.

Подвижная игра «Лягушки и цапля». .

Ход игры . В середине площадки рисуется «болото», в котором живут «лягушки». По сторонам площадки нарисован «ручей», в стороне – «гнездо цапли». По сигналу ведущего: «Лягушки прыгают в болоте» – играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу: «Цапля идет!» – «цапля», перешагнув «ручей», прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стремясь спрятаться. «Цапля» старается поймать «лягушек».

Русская народная игра «Пчелки и ласточки».

Ход игры . Играющие – «пчелы» – летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум!»

«Ласточка» сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется.

Подвижная игра «Караси и щука».

Ход игры . Один ребенок выбирается «щукой» и находится за кругом. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга.

По сигналу воспитателя: «Щука!» – ведущий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть («караси» прячутся от «щуки» за камешками). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри него, меняются местами, и игра повторяется.

Башкирская народная игра «Стрелок».

Ход игры . На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – «стрелок». Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. «Стрелок» старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится «стрелком».

Выбор водящего: звучит внезапная команда: «Сесть!» Тот, кто присел последним, и будет «стрелком».

Подвижная игра «Волк во рву».

Ход игры . Посередине зала проводятся две параллельные черты на расстоянии 80–100 см – это «ров». На одной стороне стоят «козы». «Волк» становится в «ров». По сигналу: «Волк во рву!» – «козы» бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через «ров», а «волк» старается их поймать. Пойманная «коза» становится «волком».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ход игры . Играющие делятся на две неравные группы: группа поменьше – «пчелы», побольше – «медведи». «Пчелы» находятся на возвышении. По сигналу «пчелы» летят на «луг» за медом и жужжат. Как только «пчелы» улетели, «медведи» влезают на возвышение – в «улей» и лакомятся медом. По сигналу: «Медведи!» – «пчелы» летят и жалят не успевших убежать в «лес». Ужаленный «медведь» больше не выходит за медом.

Подвижная игра «Космонавты».

По залу разложены обручи, их на одну штуку меньше, чем игроков. Посередине площадки дети («космонавты»), взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где они пролетают и что видят из «иллюминаторов».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Ход игры . Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до ребенка. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» их ловит. Пойманные отходят в сторону.

Подвижная игра «Успей подхватить».

Цель : развивать у детей ловкость и точность движений.

Ход игры . Дети встают в круг и рассчитываются по порядку номеров.

Воспитатель держит в руках палку, неожиданно отпускает ее и называет порядковый номер. Задача игрока под этим номером – подхватить палку, не сходя со своего места. Не поймал – он покидает круг. Последние оставшиеся в игре считаются самыми выдержанными и ловкими.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Ход игры . Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. Выбирается «ловишка». По сигналу воспитателя: «Беги!» – дети разбегаются по площадке, а «ловишка» бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу: «Раз-два-три, в круг быстрей беги!» – дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок покидает игру.

Подвижная игра «Лягушата».

Ход игры . На полу раскладываются обручи на расстоянии. Дети («лягушата») живут в «болоте», обручей («кочек») на 2–3 меньше, чем «лягушат». Если на «кочке» «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается, то они прыгают на другие «кочки». Затем один обруч убирается. Игра продолжается.

Подвижная игра «Ручейки и озера».

Ход игры . Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу: «Ручейки бегут!» – дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу: «Озеро!» – каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро». Выигрывает команда, которая быстрее построила круг.

Подвижная игра «Где звук?».

Ход игры . Играющим завязывают глаза. Воспитатель берет будильник и становится в отдалении от детей. Прислушиваясь к тиканью часов, игроки должны двигаться в направлении звука. Ведущий может несколько раз менять свое место. Кто ближе всех подойдет к часам, тот побеждает.

Подвижная игра «Сделай фигуру».

Ходьба в колонне по одному. По сигналу: «Стоп!» – дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые ребята и интересные фигуры.

Подвижная игра «Жмурки».

Ход игры . «Жмурка» выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним: «Кот, кот, на чем стоишь?» – «На квашне» (деревянная посуда для замешивания текста). – « Что в квашне ?» – «Квас». – «Лови мышей, а не нас!»

Игроки разбегаются, «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».

Подвижная игра «Мы – веселые ребята».

Площадка разделена на 3 части. В центральной части находится «ловишка». Игроки хором произносят текст:

«Мы – веселые ребята, любим бегать и играть. Ну попробуй нас догнать! Раз, два, три – лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих. Тот, до кого «ловишка» дотронулся, прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле «ловишки».

Подвижная игра «Самолеты».

Ход игры . Дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» – дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» – «самолеты» находят свои места и приземляются: дети строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

Подвижная игра «Мыши в кладовой».

Ход игры . Дети-«мыши» сидят в «норках» – на скамье. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40–50 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка» (воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются, делая вид, будто грызут сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». «Мыши» убегают в «норки».

Подвижная игра «Пустое место».

Ход игры . Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

После слов «постучу» водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком: «Тук-тук-тук». – «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. «Зачем пришел?» – «Бежим наперегонки».

После этих слов оба бегут вокруг стоящих в кругу детей в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять пустое место. Кто добежит первым, занимает пустое место, а опоздавший становится водящим.

Подвижная игра «Стайка».

Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек –стайка:

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичкасвиристель,

Эта птичка коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж,

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого-нибудь поймать.

Подвижная игра «Картошка».

Ход игры . Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков), она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится труднее , и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает мяч и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, бросивший мяч становится «картошкой».

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Ход игры . Из играющих детей выбирают «волка», остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих «домиках», «волк» находится на противоположной стороне помещения. Воспитатель говорит

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают, –

Не идет ли волк?

Под эти слова дети прыгают, выполняют различные движения. После слов педагога: «Волк!» – он выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои «домики». Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в «овраг».

Подвижная игра «Лиса в курятнике». .

На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В «курятнике» на «насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – «двор». Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «куры». «Куры» ходят и бегают по «двору», клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» – «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» уводит игрока, не успевшего спастись, в свою «нору». Игра возобновляется. Можно повторить игру с другой «лисой».

Подвижная игра «Казаки-разбойники». .

Ход игры . Дети делятся на две команды: «казаков» и «разбойников». «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Казаки» ищут «разбойников». «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком (нагайкой). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». «Разбойники» могут освободить своих товарищей из «темницы», дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу». Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».

Подвижная игра «Успей поймать».

Ход игры . Дети стоят по кругу, в центре которого находится воспитатель. Он придерживает палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Воспитатель называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отходит. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребенок сумел схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось, то водящий остается тот же. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга.

Подвижная игра «Стой!».

Ход игры . Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с мячом. Он подбрасывает мяч кверху или ударяет им об землю, называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные дети разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч , он кричит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» – и старается снова попасть в кого-нибудь. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

Подвижная игра «Перенеси предметы».

Ход игры . На земле чертят 2–4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии 8–10 метров. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики , игрушки ), другой остается свободным. Ребенок становится у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно две команды.

Татарская народная игра «Скок-перескок».

Ход игры . На земле чертят большой круг, а в нем – маленькие (для каждого участника игры). Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры . Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него

Татарская народная игра «Хлопушки».

Ход игры . На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два «города». Расстояние между ними – 20–30 метров. Все дети выстраиваются у одного из «городов» в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у «города» и произносит слова:

Хлоп да хлоп! Сигнал такой,

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному «городу». Кто быстрее добежит, тот останется в новом «городе», а отставший становится водящим.

Правила игры . Пока водящий не коснется чьей-нибудь ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Ход игры . На одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном конце стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков

Горелки

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Весёлые ребята

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку - несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три - лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок - дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Космонавты

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

Совушка

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец - это удочка, дети - рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Найди своё место

Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д.

Летает- не летает

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать - имитируют плавание; если не плавает, не летает - то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Чьё звено скорее соберётся

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

Западня

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний - в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Стоп

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

Карась и щука

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине - «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».

Змейка

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра Зайка

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Хороводная игра Огуречик

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Курица и цыплята

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники - её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Смелые мышки

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон …

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

Игра «Летает - не летает»

Описание: Дети должны отвечать и выполнять движе­ния в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, спо­собного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воро­бей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…

Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

    Упражнение «Найди предмет по заданным признакам» (развитие пространственных представлений и восприятие цвета и формы)

Оборудование:

Описание:

    Работа в тетрадях

Оборудование:

Описание:

(Приложение 13)

    Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

«Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Это птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это дятел, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

Описание: дети, по-очереди загибают пальцы в кулачек. В конце быстро разжимают пальцы.

    Упражнение «Найди недостающий предмет»

Оборудование: карточки (Приложение 11)

Описание: психолог показывает серию картинок. Дети должны назвать, какого предмета там не достает, и объяснить почему.

    Рефлексия.

Описание:

Занятие 10

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие слуховой памяти, расширение словарного запаса.

    Игра – разминка «Птицы» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какую-нибудь птицу и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала называет птицу, которую назвал психолог, затем сам называет любую птицу, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

    Игра «Назови как можно больше слов на букву П» (расширение словарного запаса)

Оборудование: мяч.

Описание: П

    Корректурная проба (развитие концентрации внимания)

Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 2), цветные карандаши.

Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут.

Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать. (Например, сегодня мы будем искать и зачеркивать красным карандашом всех хрюшек которые улыбаются. На следующем занятии можно зачеркивать всех грустных хрюшек синим карандашом и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика

«Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Это птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это дятел, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

Описание: дети, по-очереди загибают пальцы в кулачек. В конце быстро разжимают пальцы.

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

    Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) (см. занятие 6)

7. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование:

Описание:

Примечание:

8. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 11

1. Игра – разминка «Цветы»

Оборудование: мяч.

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какой-то цветок и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям цветы не будут названы.

2.Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (см. занятие 10)

3. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) (см.занятие 6)

4. Игра «Какое что бывает»

Описание: Психолог задает детям вопросы. Дети должны найти как можно больше ответов на каждый вопрос.

Вопросы:

Что бывает высоким?

Что бывает длинный (коротким)?

Что бывает широким (узким)?

Что бывает круглым (квадратным)?

5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 1)

Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

6. Игра «Бывает - не бывает» (развитие воображения, внимания).

Описание: Психолог говорит предложения. Если то, о чем говориться в предложении – бывает, дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

Предложения:

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.

Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

7. Работа в тетрадях

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

8. Упр. «Геометрические фигуры» (Приложение 5)

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами (Приложение 5)

Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Психолог загадывает какую-то фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т.д.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 12

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Цветы» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь цветок и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала называет цветок, который назвал психолог, затем сам называет то дикое животное, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

2. Слова на букву «С» .

Оборудование: мяч.

Описание: Психолог бросает мяч ребенку, стоящему справа от него. Ребенок должен поймать мяч и назвать любое слово, начинающееся на букву «С » и вернуть мяч психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку и т.д. Эта игра проводиться на выбывание. Кто не может вспомнить и назвать больше слов – выбывает из игры. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

    Упражнение «Третий лишний»

Описание: Психолог называет первые три слова. Дети должны определить лишнее слово, назвать и объяснить свой ответ.

    Молоко, сок, хлеб

    Машина, лошадь, трамвай

    Шапка, платок, сапоги

    Роза, береза, елка

    Дождь, снег, река

    Врач, турист, шофер

    Тень, солнце, планета

    Мороз, вьюга, январь

    Камень, глина, стекло

    Дверь, ковер, окно

    Море, река, бассейн

4.Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

(см. занятие 10)

    Пальчиковая гимнастика.

Описание: Психолог показывает детям, как при помощи пальцев рук можно изображать фигуры. Дети повторяют за психологом различные фигуры. «Собачка», «Голубь», «Зайчик» и др.

6. Работа в тетрадях

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

7. Игра «Сесть - встать»

Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

8. Упр. «Геометрические фигуры» (см. занятие 11) (Приложение 5)

9.Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 13

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Транспорт» (расширение словарного запаса)

Оборудование: мяч.

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какой-то вид транспорта и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям виды транспорта не будут названы.

2. Загадка

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом (самолет)

3. Корректурная проба

(см. занятие 10)

4.Пальчиковая гимнастика. (см. занятие 12)

5. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

    Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

(см. занятие 6)

    Выкладывание по образцу из бумаги (Приложение 6)

Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка)

Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.

Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.

8. Упр. «Геометрические фигуры» (Приложение 5)

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами (Приложение 5)

Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Психолог загадывает какую-то фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т.д.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 14

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Транспорт» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь вид транспорта и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет тот транспорт, который назвал психолог, затем сам называет тот вид транспорта, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

2. Отгадай предмет по описанию.

Описание: психолог называет признаки предмета. Дети должны догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет.

    Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)

    Цифры, стрелки (часы)

    Буквы, картинки, листы (книга)

    Ствол, ветки, листья (дерево)

    Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)

    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор)

    Носик, ручка, крышка, электрический шнур (чайник)

    Лапы, хвост, ошейник (собака)

    Лапы, хвост, хобот (слон)

3. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование:

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой какую-то букву (например, к). Время выполнения задания 5 минут.

Примечание: На следующем занятии дети будут искать, и зачеркивать другую букву и т.д..

4. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Кулак, ладонь, ребро»

Сначала упражнение выполняется правой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.

5. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

(см. занятие 10)

6. Игра «Что изменилось» (развитие памяти и внимания)

Оборудование: 6-8 игрушек.

Описание: на столе лежат игрушки. Дети запоминают их расположение на столе. Затем дети отворачиваются, а психолог переставляет несколько игрушек. Задача детей отгадать, что изменилось и положить игрушки на свои места.

7. Упр. «Найди лишнее» (развитие мышления)

Оборудование: карточка (Приложение 10).

Описание: Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Дети должны догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ.

8. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование:

Описание:

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 15

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, расширение словарного запаса.

1.«10 слов» (развитие слуховой памяти)

Описание: Психолог называет 10 слов, дети должны постараться запомнить как можно больше слов и затем повторить слова, которые запомнили. Затем психолог спрашивает, что общего у этих слов (все эти слова начинаются на букву «С»)

Слова: Сосна, сапоги, свисток, свекла, свитер, скатерть, снег, свеча, сосулька, сметана.

2. Слова на букву «С»

(См. занятие 12.)

3. Игра «Съедобное - несъедобное»

Оборудование: мяч.

Описание.

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 3), простые карандаши.

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой, букву А, и подчеркивают букву С). Время выполнения задания 5 минут.

    Физ. минутка. Игра «Мы охотимся на льва»

Описание. Психолог читает текст и показывает выразительные движения, а дети их повторяют.

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! Что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А это что? А это – море: Буль – Буль – Буль.

Ой! А это что?

А это тропинка: Шур-шур-шур.

Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва.) Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке Шур-шур-шур. По морю: Буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух! (Произносят на выдохе).

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

И опять писать пойдем.

«Графический диктант» (Приложение 14)

Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание, рисуют узор под диктовку психолога.

7. «Найди девятое» (развитие мышления)

Оборудование: карточки (Приложение 11)

Описание. Психолог показывает карточку детям. Дети должны догадаться, какой фигуры не хватает и объяснить свой ответ.

8.Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование: образец узора (Приложение 7), набор счетных палочек (для каждого ребенка)

Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных палочек.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 16

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1.«10 слов» (развитие слуховой памяти)

Описание: Психолог называет 10 слов, дети должны постараться запомнить как можно больше слов и затем повторить слова, которые запомнили. Затем психолог спрашивает, что общего у этих слов (все эти слова начинаются на букву «П».

Слова: Пароход, пенал, пух, печка, птичка, пчела, паук, почка, подъезд, паровоз.

2. Слова на букву «П» (расширение словарного запаса)

(См. занятие 12)

3. Игра «Съедобное - несъедобное» (развитие внимания, знакомство со свойствами предметов)

Оборудование: мяч.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловит или отбить мяч, брошенный ему психологом.

Примечание. Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 3), простые карандаши.

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой, букву А, и подчеркивают букву П). Время выполнения задания 5 минут.

5.Физ. минутка .

Игра «Мы охотимся на льва» (см. занятие 15)

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

(см. занятие 13)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

И опять писать пойдем.



Статьи по теме: