Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах. Карнавал геометрических фигур (закрепление знаний о геометрических фигурах)

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Автор: Устинова Елена Александровна учитель группы предшкольной подготовки филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в д. Семикино Сосновского района, Тамбовской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.
Образовательная область: познание.
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Интеграция областей:
познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);
здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;
художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:
для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.
Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).


Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)


Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).


Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник)


Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).


Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...(овал)


Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).


Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).


Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)


Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).


Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).


Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр).


Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус).


Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).


Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).

2) Логические задачи:


Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.


- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?


- Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?
2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)


Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
3. Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.


4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)


Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь …(полукруг).

5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).


- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».



- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

Конспект занятия
Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
Описание материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах. Образовательная область: познание.Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.Задачи: обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения; воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.Методические приемы:Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.Игровые: создание игровой ситуации.Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.Интеграция областей:познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.Оборудование: для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями; для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.Непосредственная образовательная деятельность.
1. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа,Математик и чертежник -На столе у бабы ШурыЧертит всякие... (фигуры)- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны одинаковой длины,Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).

Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ...(треугольник)

Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это … (круг).

Долька арбузная – это полукруг,Половина круга, часть его, кусочек.Знание о формах очень важно, друг.Не зря оно находится среди этих строчек!Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно -Получился бы...(овал)

Треугольник подпилилиИ фигуру получили:Два тупых угла внутриИ два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник,А похож на многоугольник (трапеция).

Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).

Шесть тупых углов внутриНа фигуре рассмотриИ представь, что из квадратаПолучили его брата.Слишком много здесь углов,Ты назвать его готов? (шестиугольник)

Вновь беремся мы за дело,Изучаем снова тело:Может мячиком он статьИ немного полетать.Очень круглый, не овал.Догадались? Это… (шар).

Как его нам не вертетьРавных граней ровно шесть.С ним в лото сыграть мы сможем,Только будем осторожны:Он не ласков и не грубПотому что это… (куб).

Сверху крышка, снизу дно.Два кружка соединилиИ фигуру получили.Как же тело называть?Надо быстро отгадать (цилиндр).

Вот колпак на голове – Это клоун на траве.Но колпак не пирамидаЭто сразу, братцы, видно:Круг в основе колпака.Как же звать его тогда? (конус).

Египтяне их сложилиИ так ловко смастерили,Что стоят они веками.Догадайтесь, дети, самиЧто же это за тела,Где вершина всем видна?Догадались? Из-за видаВсем известна… (пирамида).

Это, вроде бы, ведро,Но совсем другое дно:Не кружок, а треугольникИли даже шестиугольник.Очень тело уж капризно,Потому что это… (призма).2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая? 2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных,Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков,Столько сделаем прыжков.3. Игра «Сложи картинку».- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

4. Загадки от Маши и Медведя.На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).Как тарелка, как венок,Как веселый колобок,Как колеса, как колечки,Как пирог из теплой печки! (круг)Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).Эта фигура брат нашему квадратуНо у него только по две стороны равны,А углы все одинаковы…(прямоугольник)

Это месяц в облакахИ пол - яблока в руках.Если круг разломишь вдруг,То получишь …(полукруг).5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)У кошечки нашей есть десять котят,(Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?- А сколько кружков?- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».

Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.- Сколько кружков?- Сколько треугольников?- Сколько квадратов?- Сколько прямоугольников?7. Проверка знаний.- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).


Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует: а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур); б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов; в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах. В качестве дидактических задач формулируются следующие: различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные, * плоскостные, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков; называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер. Содержание знаний детей о геометр.фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей. Так, в 1 младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить). Во 2 младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски. В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром. В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура -- конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников). Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры («Назови геометрическую фигуру»).

(2 вар) Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:

Педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

Предлагает детям показать такую же, назвать ее;

Предлагает детям найти ее среди других;

Предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

Предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;

Предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;

Предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.

Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?

Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.

Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол - часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.

Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют Перед зарисовкой круга и фигур овальной формы можно предложить ребенку наложить круг на квадрат, фигуру овальной формы на прямоугольник, затем вырезать круг из квадрата, а фигуру овальной формы из прямоугольника - это поможет детям понять принцип зарисовки данной фигуры.

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.упражнения в зарисовке геометрических фигур.

Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин).

Формирование такого представления требует:

а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);

б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;

в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.

В качестве дидактических задач формулируются следующие: различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные, * плоскостные, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков; называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер. Содержание знаний детей о геометр.фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей.

Так, в 1 младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить).

Во 2 младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре.

В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.

В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура -- конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников). Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры («Назови геометрическую фигуру»).

Закрепление знания о геометрических фигурах.

Воспитатель показывает фигуры и называет их, затем демонстрирует еще раз, а дети должны назвать эти цифры.

4. Игра «Не ошибись!».

Дети делятся на 4 команды, встают друг за другом. Напротив, на столе, лежат предметы разных форм. Каждая команда должна найти определенные формы предметов. Например, первая команда находит предметы треугольной формы; вторая – предметы в форме квадрата и т. д. По сигналу воспитателя первые игроки всех команд должны добежать до стола, взять предмет нужной формы и принести к стулу, который стоит рядом с командой. После этого следующий игрок бежит к столу за предметом. Игра заканчивается, когда все предметы нужной формы будут собраны. Можно заранее договориться, что предметов будет 5–6 каждой формы.

5. Комплекс развивающих движений «Лягушата».

Воспитатель читает стихотворение:

Лягушечки-квакушечки Все серые и белые,

По берегу гуляют, С длиннющими носами.

Комариков-судариков Лягушечки-квакушечки,

И мошек собирают. Коль живы быть хотите,

Журавлики-кораблики То поскорей от журавлей

Летят под небесами, В болото уходите.

Дети выполняют движения за воспитателем, изображая лягушек:

1. И. п.: о. с. 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.

2. Руки в стороны, 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед.

3. Руки вперед, 8 шагов на месте с «волной» руками в стороны на каждый шаг.

4. Руки на пояс, 8 шагов на месте с «волной» руками вперед на каждый шаг.

5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360 °; то же направо.

6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок – хлопок в ладоши над головой.

7. И. п.: присед. Продвижение вперед прыжками с опорой на ладони (7–8 раз).

8. И. п.: лежа на спине. 1–2–3 – выпятить живот как можно больше, вдох, задержать дыхание как можно дольше (3–4 раза).

6. Рефлексия. Подвижная игра «Лягушки – зеленые ушки».

На старой кадушке Я к ним подошел –

Плясали лягушки, Они в воду бултых!

Зеленые ушки, И нечего больше

Глаза на макушке. Сказать мне про них.

В. Степанов

На полу разложить обручи по количеству участников игры. Каждый играющий стоит рядом с обручем. Ведущий читает стихотворение, а дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. На слово «Бултых!» они «прыгают» внутрь обруча. По окончании стихотворения ведущий, проходя мимо играющих, говорит: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки». Играющие выходят из обруча и опять прыгают вокруг него. По сигналу ведущего «Бултых!» они вновь должны успеть занять свои места. Ведущий тоже старается попасть в себе обруч. Оставшийся без места считается проигравшим.

Описание игрушки. Лепка Пирамидки

Цели: продолжать учить называть местоположение предмета; побуждать употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных; учить описывать предмет, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, соблюдать размер деталей при лепке; побуждать употреблять сложноподчиненные предложения.

    -Отгадайте следующую загадку:

    Мне посоветовала мама

    Вести свою дорогу прямо.

    Как сделать линию прямой?

    Никак не получается.

    Фломастер у меня хромой

    Или рука сбивается?

    А вот с линейкой по листу

    Так просто провести черту.

    Смотрите, ровная какая-

    Это линия-ПРЯМАЯ

    Я через них веду дорогу.

    Соединяя точку с точкой

    Я начертил дорожку - строчку.

    Дорожка, изгибаясь, вьется.

    Дорожка ЛИНИЕЙ зовется.

    (Прямая линия )

    (Отрезок )

    (Точка, прямая линия )

    Физкультурная минутка:

    Мы фигуры изучали,

    А теперь все дружно встали!

    Руки в стороны - ПРЯМАЯ!

    Руки так - у нас КРИВАЯ!
    Треугольник, круг, овал!

    Никто, ребята, не устал?

    ТОЧКИ в кулачках сожмем,

    Сядем, думать все начнем!

    Разбудим пальчики:

    Вставай, БОЛЬШОЙ!

    Вставай, УКАЗКА!

    Вствай,Середка!

    Вставай, Сиротка!

    Вставай, МЛАДШОЙ!

    Все пальчики проснулись!

    Ребята улыбнулись!

    4. Закрепление изученного материала. Работа с планшетами.

    Вы хорошо поработали, ребята! А сейчас с помощью наших героев - геометрических фигур и цветных резиночек, на планшетах, каждый из вас нарисует свой кораблик, на котором вы поплывете в дальнейшее путешествие по стране ГЕОМЕТРИИ!

    5. Итог занятия

    Спасибо за узанятие!

    Спасибо всем!

    Вышли из класса.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока. Закрепление знаний о геометрических фигурах. »

Урок: Математика. 1 класс.

Тема: Фрагмент урока. Закрепление знаний о геометрических

фигурах.

Цель: обобщить знания о геометрических фигурах

Решаемые задачи:

    Сформировать способность к описанию результатов наблюдений за свойствами предметов (цвет, форма, размер, материал).

    Сформировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету, форме и размеру.

    Сформировать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком.

4. Продолжить работу с геометрическими фигурами: прямая линия, кривая линия, точка, отрезок;

5. Тренировать мыслительные операции, моторику мелких мышц, способность к самоконтролю, развивать навыки общения.

6. создать положительный эмоциональный фон и помочь преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

7. Развивать коммуникативные навыки, способность договариваться, желание помочь товарищу.

Предметная среда:

Демонстрационный материал, оборудование: Индивидуальный раздаточный материал: наборы геометрического материала, сенсорные доски с наборами цветных резинок.

Ход урока:

    Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание,

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться!

Учитель : Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости на урок. Повернитесь к гостям, давайте поздороваемся. (ДЕТИ ЗДОРОВАЮТСЯ КИВКОМ ГОЛОВЫ).

Приступаем к уроку .

Сегодня на уроке мы продолжаем с вами путешествовать в страну ГЕОМЕТРИЮ.

    Актуализация знаний

А сейчас отгадайте загадку:

А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры,
Чертит всякие... ФИГУРЫ

Какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

Я попрошу выйти к доске трех учеников. У учителя в руках три карточки – слова – ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР. Дети выбирают карточку. У доски трем ученикам даются геометрические фигуры, которые они должны разложить по цвету, форме и размеру самостоятельно.

Работа в парах:

Учитель работает с классом : на каждой парте в конвертах наборы геометрических фигур. Детям дается задание в парах:

Положите на парту фигуры по цвету;

По форме;

По размеру;

Учитель возвращается к детям, работающим у доски :

Давайте посмотрим, кто и как справился с самостоятельным заданием?

Дети оценивают правильность выполнения работ – хлопком, либо поправляют товарищей.

Вывод : Молодцы ребята, а теперь скажите, на какие группы мы можем разделить фигуры?

Вы молодцы, ребята.

3. Изучение нового материала

Познакомьтесь с другими жителями СТРАНЫ ГЕОМЕТРИИ. Отгадайте загадку:

Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.

Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист. До чего ж он бел и чист!

Фломастером ткнешь посредине листочка,

И на листе получается …(ТОЧКА)

    Точка - королева Геометрии, потому что ни одну геометрическую фигуру без неё нельзя построить.

-Отгадайте следующую загадку:

Мне посоветовала мама

Вести свою дорогу прямо.

Как сделать линию прямой?

Никак не получается.

Фломастер у меня хромой

Или рука сбивается?

А вот с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Смотрите, ровная какая-

Это линия-ПРЯМАЯ

Прямые линии не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжить, к ним можно приложить линейку.

Пусть точек будет очень много,

Я через них веду дорогу.

Соединяя точку с точкой

Я начертил дорожку – строчку.

Дорожка, изгибаясь, вьется.

Дорожка ЛИНИЕЙ зовется.

Это кривые линии. Они тоже не имеют ни начала, ни конца, но к ним нельзя приложить линейку.

ДЕТИ МОДЕЛИРУЮТ ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ С ПОМОШЬЮ ЦВЕТНЫХ НИТОЧЕК

А здесь засекречена фигура, которую вы сейчас назовёте сами.

Какая геометрическая фигура у меня в руках?

(Прямая линия )

Я отрезаю её небольшую часть и по краям ставлю точки, чтобы её нельзя было продолжить. Получилась новая геометрическая фигура. Как её назвать?

(Отрезок )

Правильно. Это отрезок. Чем он отличается от прямой и кривой линий?

(У него есть начало и конец, его нельзя продолжить.)

Из чего состоит отрезок? Назовите эти геом. фигуры.

(Точка, прямая линия )

Вывод: Какие герои из страны ГЕОМЕТРИИ были у нас в гостях?

Физкультурная минутка:

Мы фигуры изучали,

А теперь все дружно встали!

Руки в стороны – ПРЯМАЯ!

Руки так – у нас КРИВАЯ!
Треугольник, круг, овал!

Никто, ребята, не устал?

ТОЧКИ в кулачках сожмем,

Сядем, думать все начнем!

Разбудим пальчики:

Эй, братец Федя, разбуди соседа,

Вставай, БОЛЬШОЙ!

Вставай, УКАЗКА!

Вствай,Середка!

Вставай, Сиротка!

Вставай, МЛАДШОЙ!

Все пальчики проснулись!

Ребята улыбнулись!

    Закрепление изученного материала. Работа с планшетами.

Вы хорошо поработали, ребята! А сейчас с помощью наших героев – геометрических фигур и цветных резиночек, на планшетах, каждый из вас нарисует свой кораблик, на котором вы поплывете в дальнейшее путешествие по стране ГЕОМЕТРИИ!

Учитель включает музыку. Помогает детям.

    Итог

Учитель вызывает по рядам детей с творческими работами.

Учитель выборочно задает вопросы детям:

-для выполнения рисунка, какие геометрические фигуры ты использовал?

А теперь хочу сказать: что вы (учитель переворачивает надписи на доске, на обратной стороне БУКВЫ) МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок!

Попрощаемся с гостями (поклон головой).

Спасибо всем!

Вышли из класса.



Статьи по теме: