Наше многонациональное государство орксэ. Методическая разработка урока орксэ на тему "россия - наша родина". модуль "основы православной культуры". Выход детей под песню « Я татарин» и исполнение песни

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Разработала учитель начальных классов: Гнездилова Лариса Ивановна

МОДУЛЬ: Основы мировых религиозных культур.

КЛАСС: 4 (урок 1.)

ТЕМА: Россия - наша Родина.

    Воспитание гражданственности и патриотизма.

    Формирование духовной культуры личности.

    Популяризация государственных символов Российской Федерации.

    Воспитание чувства национального единства.

    Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Курганской области (региональный компонент).

    Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.

    Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

    Родина, патриотизм, гражданин, гимн, герб, флаг, символика, Российская Федерация, конституция, многонациональное государство, столица, президент, традиции.

ВИД УРОКА: урок- рассказ.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: информационно- рецептивный.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

учащихся с элементами игры.

ПЛАН УРОКА:

    Организационный момент.

    Организация деятельности учащихся.

    Объяснение нового материала с использованием ИКТ.

    Работа с эпиграфом К.Д. Бальмонт « Да здравствует Россия»;

    Россия- как многонациональное государство;

    Столица России;

    Конституция;

    Президент;

    Символика Курганской области;

    Религии на территории Российской Федерации.

    Актуализация опорных знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.

Тема нашего урока: « РОССИЯ - НАША РОДИНА». (слайд № 1)

А начнем мы наш урок со стихов поэта Константина Дмитриевича Бальмонта « Да здравствует Россия»; (слайд №2)

Свободная стихия великой суждена!

Могучая держава, безбрежный океан!

Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия, великой суждена!

Леса, поля и нивы, и степи, и моря,

Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы обучающимся:

Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?

Какова основная идея данного стихотворения? (ответы учеников)

Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете.

У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока. С помощью которой мы совершим путешествие в мир нового, интересного. Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом. Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.

И так ребята. мы начинаем наше путешествие! (слайд №3)

Первая остановка «Россия - многонациональная страна». Это означает, что в нашей стране проживает очень много различных народов.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

А теперь давайте запишем что значит многонациональная страна? (запись учеников)

Продолжим наше путешествие! А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?! (слайд №4).

У каждого государства есть своя символика - это флаг, герб и гимн. (слайд №5)

Флаг- один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость. По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

(слайд №6) Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный (описание цветов)

(слайд №7) ГЕРБ- на гербе РФ изображен двуглавый орел - символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой. В правой лапе - скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.

ГИМН - (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:

    При вступлении президента в должность;

    Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:

    Во время проведения воинских ритуалов;

    На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.

ФИЗМИНУТКА

Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.

В понедельник - я купался,

А во вторник - рисовался,

В среду - долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я долго прыгал,

бегал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал.

КОНСТИТУЦИЯ.- (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство.

    декабря мы отмечаем день Конституции.

(слайд №10)

Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?

В нашей Курганской области, тоже есть своя символика. Это флаг и герб. (слайд №11)

ФЛАГ - представляет три полосы зеленого и белого цвета, на белой полосе изображено два холма. Холмы по-другому называли курганами- отсюда берет свое название город Курган.

Герб Курганской области- это зеленый щит в центре которого два серебряных кургана (холма). На фоне серебряной стены изображена куница. Украшает герб по краям золотой венок из дубовых ветвей.

В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:

    Православие (слайд №12)

    Ислам (слайд № 13)

    Иудаизм (слайд №14)

    Буддизм (слайд №15)

Мы ребята, на данном курсе будем изучать Буддизм

Ребята наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА -ГРАЖДАНИН -ПАТРИОТ. - ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?

(ответы учеников).

Что мы Родиной зовём?

И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём,

Рядом с мамой мы идём

Ч то мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

У каждого из нас есть своя малая Родина - это то место где мы с вами живем. Но все эти местечки объединяются в одну Родину. Для нас эта Родина -РОССИЯ.

Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность - учиться! Во благо нашей страны -РОССИИ.

Люди которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины - таких людей называют - Патриоты.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

А теперь ребята давайте посмотрим что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

    В какой стране вы живете?

    Что значит многонациональное государство?

    Назовите столицу нашего государства?

    Какие символы РФ вы знаете?

    Кто является главой нашего государства?

    Как называется самый главный документ нашей страны?

    Почему наш областной центр назван Курганом?

    Какие религии исповедуются на территории нашего государства?

5.РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.

(оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)

Работа со смайликами.

Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:

    Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?

    Каких книги о нашей Родине - России они посоветовали бы тебе прочитать?

    Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины? Кто это? В чем их заслуги?

Методическая разработка конспекта урока

по ОРКСЭ

«Россия – многонациональное государство»

Выполнила:

Карпова Евгения Сергеевна,

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 2083

(СП «Ерино»), ТиНАО

Москва 2015

Тема: «Россия – многонациональное государство»

Цель: создать у учащихся образ России как великого многонационального государства.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с национальностями народов, проживающих на территории России, с их национальными традициями, культурой и языками;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Создать у учащихся чувство причастности каждого к судьбе своей Родины.

Развивающие:

  • Развивать интерес к истории России;
  • Развивать самообразовательные навыки;
  • Развивать инициативу, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитание достойных граждан своей страны;
  • Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: уметь принимать и понимать такие ценности как «Родина», «народ». Испытывать гордость за свою Родину, проявлять уважение к государственным символам, национальному языку и традициям русского народа. Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль.
  • Регулятивные действия: уметь формулировать цель учебной деятельности, составлять план выполнения заданий, аргументированно высказывать своё мнение, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  • Познавательные действия: уметь получать информацию из текстового носителя и дополнительных источников, уметь в ней ориентироваться, ставить проблему и решать ее.
  • Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, развивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  • Физическая карта России;
  • Таблица «Народы России»;
  • Куклы в национальных костюмах или фотографии народных костюмов;
  • Детские презентации по теме;
  • Аудиозапись песни «Родина моя»;
  • Аудиозапись национальных песен и танцев народов России «Хоровод».

Список используемой литературы:

  • Селезнева Е. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2003.
  • Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  • Все для классного руководителя. – М.: Основа, 2012.

Интернет- сайты:

  • -http://www.1september.ru/ru/ (издательский дом «Первое сентября»)
  • - http://vkids.km.ru/ (детская страничка «Кирилла и Мефодия»)

Ход урока

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она-

Вместе целая страна

Вместе дружная семья,

В слове «мы»-

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

На фоне этой песни учитель и подготовленные ученики начинают рассказ.

Учитель: Россия- это крупнейшее государство мира (показываю на карте (Слайд 2) ). Ее площадь 17098 246 квадратных километров. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят «Спокойной ночи!», то на другом конце нашей родины отвечают: «С добрым утром!». С севера на юг путь тоже далёк. От холодного Кольского полуострова (Слайд 3) до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей!

По последней переписи населения на территории РФ проживают около 142 миллионов человек. Всех граждан, живущих в нашей стране, называют россиянами. Но национальности у них разные.

Россия - великое многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. (Слайд 4)

В состав России на добровольной основе вошли 85 субъектов Российской Федерации.

Это 22 республики, 9 краев, 4 автономных округа, Еврейская автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения: Москва, Санкт – Петербург и Севастополь.

Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции РФ: (Слайд 5) «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

- Теперь давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель : Я вам предлагаю послушать басню Л. Н. Толстого (Слайд 6) , и тогда, я думаю, вам все станет ясно.

«У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.»

Учитель: Как вы поняли, зачем же объединились народы в одно большое государство?

Учащиеся : Объединились народы в одно большое государство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как во время Великой Отечественной войны, то всем вместе будет легче победить врага и справиться с бедой.

Учитель: А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?

Учащиеся: Во – первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во – вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой. В – третьих, характером, внешностью.

Учитель: Знаете ли вы, как получилось, что все люди, и в нашей стране в том числе, разговаривают на разных языках?

Существует вот какая библейская легенда:

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они оттого, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь в наказание смешал язык людей, сделал так, чтобы речь одного была непонятна другому. Люди не смогли продолжать строительство башни. Поэтому то место стали называть «Вавилон», т.е. «смешение». Затем Бог рассеял людей по всей земле».

У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках. Например, в Дагестане живет около 30 небольших народов. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут хорошо понимать друг друга, если будут говорить на русском языке. Именно русский язык помогает людям разных национальностей на территории РФ общаться друг с другом.

Народы Крайнего Севера,

Народы, говорящие на финно – угорских языках,

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,

Народы Сибири и Дальнего Востока,

Народы Северного Кавказа.

На физической карте России учитель показывает места проживания каждой группы народов.

Звучит национальная мелодия народов Крайнего Севера, исполняющаяся на бубнах.

Учащийся 1: (Слайд 7) В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха даже летом не поднимается выше нуля градусов, испокон веков проживают чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России.

Закройте глаза и представьте себя на месте этих народов. На улице – 40. А в жилище, которое называется чум, нет электрических приборов, нет газовой плиты, водопровода. Стены дома- это жерди, образующие купол, обтянутые шкурой животных. Посредине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди.

Учащиеся демонстрируют фотографии о жизни народов Крайнего Севера.

Учащиеся 2: Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. Чаще всего едят строганину (мясо замороженной рыбы). Несмотря на суровые условия Арктики, они находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных вырезают различные амулеты, обереги. Оба народа относятся к православным.

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на мАльцах (малица- одежда из оленьих шкур)

Медные бляшки.

Охотник кричит рыбаку:

Э- ге- гей!

Моя- то упряжка

Твоей побыстрей!

Над чумами вьются

Дымки- непоседы,

Пекут здесь хозяйки

Лепешки к обеду.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ. Слово предоставляем экспедиции «Народы, говорящие на финно – угорских языках».

Звучит мелодия в исполнении ансамбля народных инструментов.

Учащийся 3: (Слайд 8)

К народам, говорящим на финно – угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Живут он на Урале, на северо- востоке и на севере России. Все эти народы исповедуют христианство.

Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1073 тысячи, за ними идут удмурты – 747 тысяч, марийцы – 644 тысячи. Коми расположены на четвертом месте – 336 тысяч, на пятом – ханты, 22 тысячи. Меньше всего численность населения у манси, их всего 8 тысяч.

Хотя мал народ, зато традициями богат. Вот, что нам удалось узнать об одном из национальных праздников народа манси.

У народов манси есть праздник, который называется «Медвежий». Все готовятся к торжеству: женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными узорами и разноцветным бисером, мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой, и мягкие сапоги из оленьей шкуры.

Учащиеся показывают иллюстрации с национальными костюмами этих народов.

Учащийся 4 : (Слайд 9) Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

Когда- то, много лет назад, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Медведь – сын, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его к людям. Медведь – отец согласился отпустить отпрыска, но при условии, что тот не будет надеяться на помощь отца, сам преодолеет все трудности, а с людьми будет справедлив. Чтобы ему было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.

Молодой медведь ослушался отца. Много бед принес он людям. И один охотник убил его.

Вот с тех пор люди и пользуются огнем, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Поэтому по осени каждый год устраивают для него праздник. Торжество начинается с плясок и песен. Играет ансамбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идет карнавал масок, сделанный из бересты и меха. Торжество заканчивается праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, приготовленная на костре.

Учитель: Какой интересный материал собрала и рассказала нам экспедиция «Народы, говорящие на финно - угорских языках». Несомненно, есть праздники и у других народов, говорящих на тюркских языках.

Звучит татарская плясовая.

Слово предоставляется экспедиции «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках».

Учащийся 5: (Слайд 10) К народам Поволжья и Приуралья (работа с картой ), говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татары и башкиры исповедуют ислам, а чуваши являются приверженцами христианской веры.

Учащиеся демонстрируют кукол в чувашском, башкирском и татарском национальных костюмах.

Мы хотим рассказать и в презентации показать проведение такого мусульманского праздника, как Сабантуй.

Учащийся 6: (Слайд 11) Сабантуй, или праздник плуга, проводится в июне, после окончания полевых работ. В день праздника каждый старается нарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

Над местом, где будет проходить праздник, возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. В качестве подарка батыру дают барана, которого он должен унести на поднятых руках. Обязательной частью праздника является бой мешками и лазание на высокий гладкий столб. А потом начинаются народные гулянья с песнями да плясками.

Учитель: Следующая экспедиция нам расскажет о народах Сибири и Дальнего востока. (Слайд 12)

Звучит национальная песня.

Учащийся 7: Вслушайтесь в эту песню. Нигде более вы не услышите ее, кроме как на Дальнем востоке. Только там люди владеют горловым пением, подражая животным и птицам.

Может только богатырь

Прошагать пешком Сибирь:

Через горы перебраться,

Через лес густой продраться,

Одолеть речной поток

И домой вернуться в срок.

Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, якуты, буряты, тувинцы. Нанайцы и другие народы. Исповедуют они христианство. Но среди бурятов и тувинцев распространен буддизм. А по окраинам морей в глухих селеньях можно встретить и шаманов.

Учащийся 8 : Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поется в одной из песен: «Пароход –хорошо! Паровоз – хорошо! Самолет – хорошо! А олени лучше!» Бегут олени, везут пассажиров, грузы. Сложно было бы людям без этих животных. Именно поэтому в Сибири оленям такой почет и уважение. Национальный праздник – это праздник оленеводов. (Слайд 13) На нем первое соревнование – гонки, за ними – прыжки через нарты на скорость. Далее ходьба на лыжах. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. В финале праздника – метание аркана. Благодаря ловкости, быстроте, силе оленеводы заарканивают дикого оленя и пополняют свое стадо.

  • Учащиеся показывают презентацию (фотографии)о проведении этого праздника.

Учащийся 9. А в Якутии почитают коня. А все потому, что по старинной легенде, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От коня произошел полуконь – получеловек. Любят в Якутии праздник Ысыах. (Слайд 14) Его проводят по окончании долгой и холодной зимы. Люди собираются в круг на большой поляне. В центре круга- костер, а около него – шаман. Шаман открывает праздник песней, которая просит у богов благословения праздника. После песни начинается национальный танец якутов «Осоухай». Он очень похож на русский хоровод. А затем приходит время состязаний: прыжки на одной и двух ногах, выжимание гири, перетягивание палки и, конечно, скачки на лошадях! С этим праздником связаны и многие традиции, например, старое сжечь, чтобы начать новую жизнь.

Кстати, любимые многими из нас пельмени – это национальное блюдо народов Сибири.

Учитель: Последняя экспедиция расскажет нам о народах Северного Кавказа. (Слайд 15)

  • Звучит горная песня.

Учащийся 10.

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селенья.

На Кавказе любят

Пить кефир – айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гость,

Как родному рад.

Северный Кавказ (показывает на карте ) самый многочисленный по национальностям. Там проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

  • Учащиеся показывают кукол в национальных костюмах.

Учащийся 11: Очень часто их называют горцами. Темпераментными людьми, в чьих жилах течет горячая кровь. Но любой спор всегда разрешит совет старейшин, который уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством. Кавказская кухня считается одной их древнейших в мире. Любят здесь острую пищу. Навряд ли найдется хоть один среди нас, кто не пробовал шашлык, суп- харчо или люля- кебаб. А такие сладости, как халва, козинаки и щербет просто объеденье!

Кавказ прекрасен красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещенные его лучами горы и скалы, тот этого не забудет! Вот как воспевал Кавказ М. Ю. Лермонтов, который там служил.

Отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:

Светает- вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, рек журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там…

Учитель: Молодцы! Замечательные рассказы, иллюстрации, презентации подготовила каждая экспедиция. Пришла пора подвести итоги.

Россия- дружная многонациональная страна равноправных народов. На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России. Поэтому очень важно крепить дружбу народов России. Уважать национальные чувства каждого из них.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый из нас, каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия» на слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия- белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме:

"Наше многонациональное государство"

Выполнила:

Земленухина Ольга Викторовна,

учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №1 г.

Ессентуки Ставропольского края

2019 г.

Цели урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование понятий: Россия, многонациональное государство, национальность, культурные традиции, традиции, обычаи, духовный мир человека на основе систематизации знаний учащихся, полученные ранее.

Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

Организация совместной деятельности через работу в парах, группах.

Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.

Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Воспитание толерантного отношения к представителям различных народов и культур.

Знакомство с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развитие интереса и уважения к культуре других народов.

Развитие речевых и социально-коммуникативных умений и навыков.

Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу.

Основные понятия

Россия. Родина. Отечество. Многонациональность. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Словарь, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, парная.

(парты в классе поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)

Ход урока:

1. Организация урока.

Вступительное слово учителя:

Ах, ты, Русь моя, многоликая!

Над тобою свет яркий солнечный!

И в реках твоих воды чистые,

И в горах твоих снега белые!

И живут же здесь люди вольные,

Люди честные, богатырские,

Дружбой верною озарённые

И святой любовью согретые!

И земля твоя плодородная

Колыбелью нам дана - матерью!

Мы отцов своих песни звонкие

Широко поём - распеваемся!

Так стоять тебе, Русь великая,

Много лет ещё и столетия!

И народы разные под крылом твоим

Берегут тебя - миром славятся!

Во время чтения стихотворения показаны фото с изображением нашей Родины.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель:

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы учащимся :

Ребята, а какие слова прозвучали громче?

Какая главная мысль стихотворения?

Чем же славится наша Россия?

Ответы учащихся.

У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист нашего урока. Посмотрите внимательно, в нем написаны задания, которые вы должны выполнить в ходе знакомства с новым материалом.

Учитель:

Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ.

(страна, в которой человек родился;

страна, гражданином которой является человек;

место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

место, которое человеку дорого.)

Вопросы для обсуждения: Для тех, кто считает, что это страна выполните следующее задание:

На трех из семи приведенных ниже картинок изображены государственные символы России. Выпишите нужные номера и укажите, какой символ России изображен под этим номером.

Для тех, кто считает, что это место:

Подберите однокоренные слова слову «родина». Вы можете использовать «кластер».

Проверка выполненных заданий.

Учитель:

Россия - это не только крупнейшая страна мира, но и великое государство. На ее землях живут люди разных национальностей, народностей, этнических групп.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель:

Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое многонациональное государство.

А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?

Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.

Во-вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой.

В-третьих, характером, внешностью.

Появляются ученики, одетые в одежду с элементами национальных костюмов.

1 ученик

Здравствуйте, друзья!

2 ученик

Мы будем называть вас всех друзьями!

3 ученик

Мы собрались сегодня не случайно. Нам предстоит серьезный разговор.

4 ученик -

Многокультурный город наш.

И класс наш многонациональный.

5 ученик

Есть в классе и казахи, и татары,

И русские, конечно, тоже есть.

6 ученик

Все мы дружны. Секретом дружбы

1 ученик -

Мы наш секрет откроем вам не сразу,

Вы только слушайте с открытою душой.

2 ученик -

Мы верим, скоро все поймете сами,

И навсегда возьмете наш секрет с собой!

3. Открытие новых знаний.

Учитель:

В состав нашего государства входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. Это более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится.

Прочитайте текст. Попробуйте найти главную мысль текста.

А как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?

4. Физкультминутка . Движения по песню «Я, ты, он, она - вместе целая страна…»

5. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.

Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.

Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.

Свет не без добрых людей - говорят русские

Добро и собака не забывает - говорят осетины.

Чувство патриотизма, любви к Родине-матери и народу — те незыблемые ценности, которые должен чтить каждый гражданин своей страны.

Давайте сейчас мы выполним следующее задание: соберем из двух частей целую пословицу.

Учитель:

У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках.

Что помогает людям разных национальностей понимать друг друга?

Учащиеся.

Русский язык помогает людям разных национальностей на территории

РФ общаться друг с другом.

Учитель:

Народы России можно разделить таким образом:

Народы Крайнего Севера,

Народы, говорящие на финно-угорских языках,

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,

Народы Сибири и Дальнего Востока,

Народы Северного Кавказа.

Мы с вами живем (показывает на карте) в самой многочисленной по национальностям территории. Здесь проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

6. Применение и закрепление новых знаний

Вашим домашним заданием было подготовиться к Хороводу дружбы.

Хоровод дружбы

1 группа. Традиционная одежда народов Кавказа.

2 группа. Народное творчество народов, проживающих на территории Северного Кавказа. (притчи, сказки, загадки, песни).

3 группа. Презентация национальных блюд.

7. Подведение итогов урока.

Так какой секрет вы сегодня узнали?

Ответы учащихся.

- Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов.

На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие.

Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России.

Очень важно крепить дружбу народов России.

Уважать национальные чувства каждого из них.

Учитель:

Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.

Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И. Москва: Астрель, 2012

Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.

Клюшник Л.В. Наша Родина - Россия / Л.В.Клюшник - Москва: РОСМЭН, 2015

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5. развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3 Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны ).

Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи . Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар . Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы . Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III . Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV . Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка - символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов "Мой православный мир России". Фильм 1 "Мой мир - Россия" Студия "Шесть крыльев", Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ


Статьи по теме: