Главная мысль сказки тараканище чуковского. Сталин, тараканище и другие диктаторы

Тараканище

«Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле…»

Едут они и смеются, как вдруг из подворотни вылезает страшный великан - Тараканище. Он грозит зверям, что съест их. Звери в панике - волки скушали друг друга, крокодил проглотил жабу, а слониха села на ежа.

Только раки не боятся - они хоть и пятятся, но бесстрашно кричат усатому чудищу, что и сами могут шевелить усами - не хуже, чем Таракан. И Гиппопотам обещает тому, кто не побоится чудовища и сразится с ним, подарить двух лягушек и пожаловать еловую шишку. Звери расхрабрились и кидаются гурьбой к усачу. Но, увидев его, бедняги так пугаются, что тут же убегают. Гиппопотам призывает зверей пойти и поднять Таракана на рога, но звери боятся: «Только и слышно, как зубы стучат, Только и видно, как уши дрожат».

И вот Таракан стал повелителем полей и лесов, и все звери ему покорились. Он приказывает зверям принести ему на ужин своих детей. Все звери плачут и прощаются со своими детишками навсегда, проклиная злого повелителя. Горше всех рыдают бедные матери: какая же мать согласится отдать своего милого ребенка на ужин ненасытному чучелу? Но вот однажды прискакала Кенгуру. Увидев усача, гостья смеется: «Разве это великан? Это просто таракан! Таракан, таракан, таракашечка. /Жидконогая козявочка-букашечка». Кенгуру стыдит своих зубастых и клыкастых знакомых - они покорились козявке, таракашке.

Бегемоты пугаются, шикают на Кенгуру, но тут откуда ни возьмись прилетает Воробей, который Таракана проглатывает. Вот и нету великана! Вся звериная семья благодарит и славит своего избавителя. Все так бурно радуются и танцуют так лихо, что луна, задрожав в небе, падает на слона и скатывается в болото. Но луну вскоре водворяют на место, и к лесным жителям вновь возвращаются мир и радость.

  1. Психологическое консультирование родителей младших школьников (на примере диагностики степени тревожности и развития внимания)

    Дипломная работа >> Психология

    1997. 2. «Наши страхи» Сценка «Тараканище» , «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» ... по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» тараканища

  2. Особенности этического воспитания детей дошкольного возраста

    Реферат >> Психология

    6. «Наши страхи» (начало) Сценка «Тараканище» «Расскажи свой страх» «Музыкальная мозаика» ... по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» Цели. Развитие умения выражать... пугались «страшного» и усатого тараканища , используя при этом выразительные движения...

  3. Методика воспитания детей

    Реферат >> Педагогика

    Слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище ). Послушайте, дети, как рассказывал о себе... слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище ). Послушайте, дети, как рассказывал о себе...

  4. Однажды ехали восемь зверей и каждый на своём транспорте.

    И вот едут они смеются и вдруг им на встречу выходит Огромный таракан. И он говорит что я вас съем. И тут началась большая паника. Кто что делает, и только раки из всех зверей не боятся. Гиппопотам говорит«кто сразится с тараканом подарю двух лягушек и пожаловать еловую шишку. И все набросились на таракана.

    Потом зверям приказывает гиппопотам поднять его, но все боятся. После того таракан стал повелителем. И его первым приказом был ужин. Причём он сказал, что ужин должен быть из ваших детей. И тут началась огромная паника, все удивились, как можно отдать собственного ребёнка на ужин великану. Все вокруг плачут, как же трудно расставаться со своими детьми. После прискакала Кенгуру. И начала грубить и смеяться о таракане. Прошло некоторое время. И тут на счастье прилетает воробей и проглатывает усатого. Все вокруг начали радоваться. И они уверены что со своими детьми будет всё хорошо.

    Чайковский любуется жизнью о братьях наших меньших. Ведь без них не было бы жизни на земле.

    Читать краткое содержание Чуковский Тараканище

    Сказка «Тараканище»- одно из самых популярных и известных произведений Корнея Ивановича Чуковского.

    В волшебной стране жили, не тужили разные животные, птички и насекомые. И вся жизнь их была как один праздник. Никто и никогда не обижал маленьких, не ссорился и не дрался.

    Но однажды в эту счастливую страну проник злой и ужасно страшный Тараканище и мгновенно запугал всех его обитателей. Все зверята забились в норки и стали дрожать от страха, а Таракан то не унимался, он стал требовать себе на ужин маленьких детишек. И никто не мог пойти и выгнать злобного Таракана, даже большие звери испугались рыжих усов злодея. И скорее всего это бы продолжалось еще очень долгое время если бы в волшебную страну не прискакало кенгуру, которое стала всем открывать глаза, что таракан то вовсе и не страшный, а наоборот мелкий и просто противный. Звери, конечно, не верили кенгуру и продолжали прятаться и боятся. Однако прилетел простой серый воробушек, и даже не разговаривая ни с кем, взял и склевал злого и ужасного таракана.

    И стал тот воробушек победителем и спасителем всего волшебного края. Все зверята стали ему петь песни, угощать и радоваться освобождению. На том сказка и заканчивается, а звери волшебной страны вновь стали веселиться, петь и плясать.

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Кто боится Вирджинии Вулф? Олдби

      Основными персонажами произведения является супружеская пара университетских преподавателей Джордж и Марта.

    • Краткое содержание Ремарк Жизнь взаймы

      Клерфэ – это человек, который очень любил машины, так как сам недаром являлся автогонщиком. Этот человек приехал навестить своего друга, который сам лечился в специальном санатории, который находился в самих Альпах.

    • Краткое содержание Шолохов Чужая кровь

      Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына.

    • Краткое содержание Гауф Карлик нос

      Давно в одном Городе в Германии жил башмачник Фридрих со своей женой Ханной, которая торговала овощами. У них двоих был красивый стройный сын Якоб, которого любили родители, соседи и покупатели.

    Мультфильм для БОГАТОГО ребенка о победителях и неудачниках. «Тараканище» по мотивам сказки К.Чуковского.

    Как воспитать ребенка лидером?

    На днях читала своему старшему сыну сказку Корнея Чуковского «Тараканище». И сделала для себя открытие! Это же целая кладезь знаний для успешного ребенка! Следование секретам успеха, которые открывает для нас автор, поможет воспитать ребенка лидером.

    Здесь можно уловить все! И элементы психологии. И рекламные фишки. И элементы управления. Как привычки серого большинства, так и привычки настоящих лидеров.

    В общем, по уже сложившейся традиции предлагаю посмотреть мультфильм «Тараканище». Все-таки дети их любят больше. По крайней мере, мои.

    А потом я предложу несколько своих мыслей, которые помогут Вашему ребенку не упустить ценный посыл Корнея Чуковского.

    Итак, приятного просмотра!

    Если у Вас не открывается видео, Вы всегда можете купить красочную книгу Корнея Чуковского «Тараканище».

    А теперь поехали разбирать полученные знания.

    Мысль #1. Воспитывайте в ребенке настоящего лидера с детства!

    Есть люди - ведомые, а есть люди - ведущие. Первыми всегда руководят вторые. По-другому не бывает.

    Правда, свои лидерские качества все используют по-разному. Кто-то в благородных целях, как воробей. А кто-то в своих собственных властных и корыстных интересах, как таракан.

    Мысль #2. Войско баранов, возглавляемое львом всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

    Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но лидеры всегда в меньшинстве!

    Сколько было зверей, которые боялись таракана? И сколько из них победило врага?

    Мысль #3. Чтобы захватить власть, достаточно внушить страх с целью управления сознанием и поведением большинства.

    Таракан оказался «черным» лидером. И использовал свои лидерские качества против большинства зверей. И внушил всем через страх идею о своем превосходстве.

    «Он рычит, и кричит,

    И усами шевелит:

    «Погодите, не спешите,

    Я вас мигом проглочу!

    Проглочу, проглочу, не помилую».

    Хотя, конечно, любой из зверей смог бы его раздавить в два счета.

    Вы действительно считаете, что «Доширак» - это полезный завтрак, богатый витаминами?

    Те, кто знаком с психологией, знают этот же секрет. Если человеку постоянно твердить, что он дурак, то человек в это поверит. Ну или в лучшем случае, начнет в себе сомневаться. И наоборот, если , то его шансы стать успешным увеличатся в разы!

    Те, кто знаком с пиаром, тоже знают подобный секрет. Если человека постоянно представлять публично, например, как эксперта №1 в какой-то области, то большинство его именно так воспринимать и будет. Хотя эти заявления не всегда соответствуют действительности. Здесь примеры приводить не буду. Уверена, каждый это сможет сделать сам.

    Мысль #4. Бери и делай! Ведь никто не запрещал!

    В продолжение предыдущей мысли. Любой из зверей смог бы раздавить таракана.

    Так почему же никто не смог победить мелкую букашку?

    Кем-то овладел СТРАХ. - Волки, крокодил, слониха…

    «Волки от испуга

    Скушали друг друга.

    Бедный крокодил

    Жабу проглотил.

    А слониха, вся дрожа,

    Так и села на ежа».

    Кто-то ТОЛЬКО НА СЛОВАХ оказался героем. - Раки-забияки.

    «Не кричи и не рычи,

    Мы и сами усачи,

    Можем мы и сами

    Кто-то попытался ПЕРЕЛОЖИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на другого. - Гиппопотам, попытавшийся откупиться подарками.

    «Кто злодея не боится

    И с чудовищем сразиться,

    Я тому богатырю

    Двух лягушек подарю

    И еловую шишку пожалую!»

    Кто-то ринулся в бой, но при виде первой же мнимой угрозы тараканьих усов ЗАСОМНЕВАЛСЯ в своем преимуществе.

    «Не боимся мы его,

    Великана твоего:

    Мы зубами,

    Мы клыками,

    Мы копытами его!»

    И веселою гурьбой

    Звери кинулися в бой.

    Но, увидев усача

    (Ай-ай-ай!),

    Звери дали стрекоча

    (Ай-ай-ай!).

    По лесам, по полям разбежалися:

    Тараканьих усов испугалися».

    Были и такие, кто боялся ПОТЕРЯТЬ свои единственные сбережения.

    «Мы врага бы

    На рога бы,

    Только шкура дорога,

    И рога нынче тоже не дешевы».

    А кто-то вообще сдался и сбежал. - Обезьяны, акула, каракатица.

    «А лихие обезьяны

    Подхватили чемоданы

    И скорее со всех ног

    И акула увильнула,

    Только хвостиком махнула.

    А за нею каракатица

    Так и пятится, так и пятится».

    Лучше ведь ЖАЛОВАТЬСЯ на трудности и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ для того, чтобы что-то изменить!

    «И сидят и дрожат под кусточками,

    За болотными прячутся кочками.

    Крокодилы в крапиву забилися,

    И в канаве слоны схоронилися.

    Только и слышно, как зубы стучат,

    Только и видно, как уши дрожат».

    Лучше ведь ПОНЫТЬ, чтобы тебя все пожалели.

    «Бедные, бедные звери!

    Воют, рыдают, ревут!

    В каждой берлоге

    И в каждой пещере

    Злого обжору клянут».

    Легче ведь СМИРИТЬСЯ с трудностями, чем их преодолеть.

    «Плачут они, убиваются,

    С малышами навеки прощаются».

    Поддаваться страху. Болтать и не делать того, что говоришь. Сомневаться. Бояться рискнуть. Бояться потерять то, что уже есть. Ныть. Лениться. Сдаваться. Смириться с тем, что так надоело.

    Это все те качества, которые присущи любому неудачнику, серому человеку из толпы. И это именно те качества, от которых избавляются успешные люди для того, чтобы вырваться из серой массы большинства.

    Мысль #5. Меньше слов и больше дела.

    А еще есть люди, которые ОСОЗНАЛИ то положение, в котором находятся. Но кроме того, чтобы об этом всем говорить. Кроме того, чтобы неосознанно возносить себя до небес над остальными. Больше ничего не делают.

    Подобно тем людям, которые изучают целую кучу книг и гонятся за новыми и новыми знаниями. Но почему-то ничего из них не применяют.

    «Но однажды поутру

    Прискакала кенгуру.

    Увидала усача,

    Закричала сгоряча:

    «Разве это великан?

    (Ха-ха-ха!)

    Это просто таракан!

    (Ха-ха-ха!)

    Таракан, таракан, таракашечка,

    Жидконогая козявочка-букашечка.

    И не стыдно вам?

    Не обидно вам?

    Вы - зубастые,

    Вы - клыкастые,

    А малявочке поклонилися,

    А козявочке покорилися!»

    Мысль #6. Формируйте собственное сильное окружение.

    Окружение - очень мощная сила. Вот представьте себе обычную ситуацию. Вы долгое время общались со своими друзьями. Вы постоянно выслушивали их жалобы. Вы постоянно слушали, как все плохо, какие злые начальники заставляют РАБотать и не хотят платить достойно. Вы постоянно варились в слабом окружении среди тех людей, которые считают невозможным изменить свою жизнь лучшему. Среди тех людей, которые постоянно ждут чего-то от кого-то, но сами боятся взять на себя ответственность. В общем, Вы меня поняли.

    И вдруг Вы решили вырваться из этого окружения и все-таки изменить свою жизнь к лучшему. Что же произошло?

    «Испугались бегемоты,

    Зашептали: «Что ты, что ты!

    Уходи-ка ты отсюда!

    Как бы не было нам худа!»

    Правильно! Окружение начинает тебя отговаривать, передает тебе свои страхи и сомнения, смеется над тобой и не собирается поддерживать!

    Как справиться с этим? Очень просто! Сводите к минимуму общение со старым окружением и формируйте новое. Формируйте то окружение, которое будет Вас ПОДДЕРЖИВАТЬ и РАДОВАТЬСЯ Вашим успехам!

    Мысль #7. Настоящие победители действуют быстро и наверняка.

    «Только вдруг из-за кусточка,

    Из-за синего лесочка,

    Из далеких из полей

    Прилетает воробей.

    Прыг да прыг

    Да чик-чирик,

    Чики-рики-чик-чирик!

    Взял и клюнул Таракана -

    Вот и нету великана».

    Настоящие победители приходят ВНЕЗАПНО, действую БЫСТРО! Это, кстати, один из основных

    Это были мои личные мысли. Но это явно не все, что может уловить Ваш успешный ребенок из мультфильма «Тараканище»! Так что не стесняйтесь и оставляйте мысли (свои и Вашего успешного ребенка) прямо в комментариях ниже!

    P.S. Мои малыши растут и развиваются рядом со мной, потому что я уже давно не работаю по найму. Как я смогла себе это позволить? Как я научилась зарабатывать в декретном отпуске и уволилась с наемной работы по его окончании? Как я зарабатываю сейчас? И как Вы можете создать подобный источник дохода для себя? Смотрите и

    Прочитайте еще! И не забудьте ПРИМЕНИТЬ!;)




    К записи "Корней Чуковский. «Тараканище». Мультфильм для успешного ребенка о победителях и неудачниках." оставлено 22 коммент.

      Римма, классная статья!

      Мы с сыном в свое время также прочитывали «Тараканище» много-много раз. Но сегодня я взглянула на произведение с другой стороны. Очень хороший анализ у тебя получился.

      Спасибо за статью!

      Да да! Тоже заметил — все эти сказки это просто кладезь знаний. Но вот ведь в чем загвоздка — все это я понимаю только сейчас. А когда слышал все это в детстве — абсолютно ничего не понимал.

      Как тут быть? Растолковывать эти вещи еще более простым языком. Или через серию вопросов выводить ребенка на понимание этих вещей? Или фиг с ним, и так в подсознании у ребенка отложутся алгоритмы поведения?

      • Alex, Вы сами ответили на свой вопрос. :)

        Выводить через серию вопросов! Детям нельзя давать готовые ответы! Они должны сами научиться правильно мыслить. А помогут им в этом ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы. ;)

      Здравствуйте, Римма! Очень удачно, хоть и случайно, я к вам попала. Очень хочу, чтобы мои внуки стали свободными и богатыми людьми. Маленький шажок мы сделали, создав недавно свой сайт. Рада знакомству, прочтем вместе все от корки до корки, так что принимайте нас в свои друзья. Дружить умеем! Пока делаю закладочку и жду в гости!

    Корней Иванович Чуковский

    «Тараканище»

    Ехали медведи
    На велосипеде.
    А за ними кот
    Задом наперёд.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке.
    Волки на кобыле,
    Львы в автомобиле.
    Зайчики в трамвайчике
    Жаба на метле…

    Едут они и смеются, как вдруг из подворотни вылезает страшный великан — Тараканище. Он грозит зверям, что съест их. Звери в панике — волки скушали друг друга, крокодил проглотил жабу, а слониха села на ежа. Только раки не боятся — они хоть и пятятся, но бесстрашно кричат усатому чудищу, что и сами могут шевелить усами — не хуже, чем Таракан. И Гиппопотам обещает тому, кто не побоится чудовища и сразится с ним, подарить двух лягушек и пожаловать еловую шишку. Звери расхрабрились и кидаются гурьбой к усачу. Но, увидев его, бедняги так пугаются, что тут же убегают. Гиппопотам призывает зверей пойти и поднять Таракана на рога, но звери боятся:


    Только и слышно, как зубы стучат,
    Только и видно, как уши дрожат.

    И вот Таракан стал повелителем полей и лесов, и все звери ему покорились. Он приказывает зверям принести ему на ужин своих детей. Все звери плачут и прощаются со своими детишками навсегда, проклиная злого повелителя. Горше всех рыдают бедные матери: какая же мать согласится отдать своего милого ребёнка на ужин ненасытному чучелу? Но вот однажды прискакала Кенгуру. Увидев усача, гостья смеётся:


    Разве это великан? <…>
    Это просто таракан! <…>
    Таракан, таракан, таракашечка.
    Жидконогая козявочка-букашечка.

    Кенгуру стыдит своих зубастых и клыкастых знакомых — они покорились козявке, таракашке. Бегемоты пугаются, шикают на Кенгуру, но тут откуда ни возьмись прилетает Воробей, который Таракана проглатывает. Вот и нету великана! Вся звериная семья благодарит и славит своего избавителя. Все так бурно радуются и танцуют так лихо, что луна, задрожав в небе, падает на слона и скатывается в болото. Но луну вскоре водворяют на место, и к лесным жителям вновь возвращаются мир и радость.

    «Тараканище» Корнея Чуковского повествует юному читателю о разных зверях, которые путешествуют на: велосипеде, машине, воздушном шаре, трамвае, друг на друге и т.д. Друзья весело едут и дружно смеются, но перед ними предстает ужасный великан – Тараканище и начинает угрожать зверям. Звери от страха совершают разные поступки, но некоторые вызывают врага сразиться. Увидев страшные усы таракана, они снова бегут прочь.

    Таракан становится правителем и покоряет местных жильцов. Приказывает зверям принести ему на съедение маленьких деток. Матери страдают и льют слезы.

    Вдруг появляется Кенгуру и высмеивает злостного усача. Вместе с тем ругает своих клыкастых друзей и зубастых знакомых. Как они могли испугаться такое нелепое и жалкое существо. И вот появляется Воробей. Он проглатывает чудовище. Все счастливы и благодарят спасителя. Начинается праздник. Все танцуют и ликуют. Луна от шума дрожит и падает вниз прямо на слона, а после скатывается в болото. Звери достают ее, и на землю возвращается мир.

    Анализ произведений К.И.Чуковского

    Сказка «Крокодил»

    История создания

    Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил" , опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
    Тема

    Свободы.

    (Вернувшийся из поездки в Петроград в свою родную Африку Крокодил Крокодилович призывает своих собратьев подняться на борьбу с людьми-поработителями, рассказав о судьбе своего племянника, который умер недавно в петроградском зоологическом саду, успев перед смертью сказать:

    ^ Не проклинаю палачей,

    Ни их цепей, ни их бичей,

    Но вам, предатели-друзья,

    Проклятье посылаю я!

    Вы так могучи, так сильны –

    Удавы, буйволы, слоны, –

    Мы каждый день и каждый час

    Из наших тюрем звали вас,

    И ждали, верили, что вот

    Освобождение придет.)

    Идея

    С помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только для них, критически проанализировать саму действительность.
    Мотивы

    Ярким мотивом, проходящим через весь текст произведения, стал мотив «освобождение придет». (Томящиеся в неволе борцы обращаются к оставшимся на свободе соратникам с призывом бороться за свободу. Советский читатель поэмы Чуковского не мог не видеть этой скрытой пародии, саркастической усмешки поэта над канонизированными образами большевизма).

    Мотив страшного и смешного. (Например, "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым).
    Содержание

    Воодушевленные призывом Крокодила, поведавшего своим африканским друзьям о судьбе своего несчастного племянника, погибшего в петроградском зоосаде, звери решают идти войной на «проклятый Петроград», где «в неволе наши братья за решетками сидят». Звери захватывают город, в него победоносно вступает «крокодилово полчище» и начинается оккупация Петрограда. Только «доблестный Ваня Васильчиков» не убоялся «крокодилова полчища» и с помощью игрушечного пистолета мальчик разгоняет войско оккупантов. Однако животные в качестве заложницы берут в плен девочку Лялю, гулявшую по Таврической улице. Звери предлагают людям компромисс – вернуть Лялю в обмен на освобождение всех «пленных зверей» и их «мохнатых деток». Ваня Васильчиков, ведущий переговоры со звериной ратью от имени людей, признает требования животных обоснованными:

    ^ Вашему народу

    Я даю свободу,

    Свободу я даю!

    Я клетки поломаю,

    Я цепи разбросаю…

    Почему однако именно отрок Ваня Васильчиков оказывается победителем Крокодила и «крокодилова полчища»? Потому, видимо, что Ваня является единственным в поэме человеком, который умеет говорить на одном языке с животными.

    Когда городовой обращается к Крокодилу со словами о том, что «крокодилам тут гулять воспрещается», Крокодил, очевидно, не понимая обращенных к нему слов, проглатывает городового «с сапогами и шашкою». Но стоит лишь заговорить Ване Васильчикову, как произнесенные этим отроком слова «Ты, злодей, пожираешь людей…» производят на Крокодила ошеломляющее впечатление, он тут же перестает быть агрессивным и покоряется отроку. Крокодил не ожидал, что среди населения Петрограда найдется человек, который говорит на одном с ним языке. Этот необыкновенный дар, не свойственный людям, принуждает Крокодила безоговорочно подчиняться.
    Образы

    Петроград в поэме Чуковского перестает быть человеческим городом, он теперь – большой, самоуправляемый зверинец. В городе установлена нечеловеческая власть.

    Крокодил. В его образе соединились и революционная, и реакционная репутация. Его образ – своеобразная метафора государства.

    ^ Ваня Васильчиков, герой, может спасти весь народ от злодея.

    Народ, изображенный трусливым, сам не знающий, как найти спасение из сложившейся ситуации.
    , которые использует в детских произведениях Чуковский, опираются на написанные им заповеди для детских поэтов.

    Среди них графичность, т.е. в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна образность:

    ^ Оглянулся Крокодил

    И барбоса проглотил.

    Проглотил его вместе с ошейником.

    Словесная живопись по Чуковскому должна быть лирична:

    ^ Он вбегает в трамвай,

    Все кричат:- Ай-ай-ай!-

    И бегом,

    Кувырком,

    По домам,

    По углам:

    - Помогите! Спасите! Помилуйте!

    Повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков:

    Только Тотошеньке,

    ^ Только Кокошеньке

    Не подарил

    Крокодил

    Ничегошеньки.

    см. примеры выше.

    ^ см. примеры выше.

    Литературная аллюзия

    У Чуковского так описывается рассказ Крокодила о впечатлениях от поездки в Петроград:

    ^ И встал печальный Крокодил

    И медленно заговорил:

    - Узнайте, милые друзья,

    Потрясена душа моя,

    Я столько горя видел там,

    Что даже ты, Гиппопотам,

    И то завыл бы, как щенок,

    Когда б его увидеть мог.

    Там наши братья, как в аду,

    В зоологическом саду.
    А теперь цитата из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

    ^ И, гордо выслушав, больной

    Привстал, собрав остаток сил,

    И долго так он говорил:

    «Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришел, благодарю.

    Все лучше перед кем-нибудь

    Словами облегчить мне грудь;

    Но людям я не делал зла,

    И потому мои дела

    Немного пользы вам узнать, -

    А душу можно ль рассказать?

    Я мало жил, и жил в плену.
    Критики о сказке «Крокодил»

    "... у Чуковского и его соратников мы знаем книги, развивающие суеверие и страхи ("Бармалей", "Мой Додыр", "Чудо-дерево"), восхваляющие мещанство и кулацкое накопление ("Муха-цокотуха", "Домок"), дающие неправильное представление о мире животных и насекомых ("Крокодил" и "Тараканище"), а также книги явно контрреволюционные с точки зрения интернационального воспитания детей".

    (К. Свердлов "Мы призываем к борьбе с "чуковщиной" // Дошкольное воспитание, 1929, №4).
    Поэме «Крокодил» Н.К.Крупская посвятила отдельную статью, в которой разоблачала политически вредное содержание произведения Чуковского. Статья Н.К.Крупской содержит немало забавных нелепостей. Первым делом Н.К.Крупская отмечает, что слишком мало детских книг, рассказывающих детям о животных вообще и о крокодилах, в частности. Поэтому Н.К.Крупская считала возможным упрекнуть Чуковского в том, что он не удовлетворил любопытство детей, которые хотели бы побольше узнать о крокодилах. Н.К.Крупской недоставало в поэме информации зоологического характера – где живет крокодил, чем питается, etc. Н.Крупская пишет так, будто от Чуковского ожидали книжку по популярной зоологии. «Вместо рассказа о жизни крокодила, они [дети] услышат о нем невероятную галиматью», – заключала Н.К.Крупская.


    Что касается описания повадок, характера и внешности крокодила, то даже такому таланту как Чуковский трудно было бы описать это животное с большей яркостью и художественностью, чем сделал это «отец истории» Геродот из Галикарнасса: «Из всех известных нам живых существ это животное из самого маленького становится самым большим. Ведь яйца крокодила немного крупнее гусиных и детеныш соответственно величине яйца вылупляется маленьким. Когда же он вырастает, то достигает длины в 17 локтей и даже более. У крокодила свиные глаза, большие зубы с выдающимися наружу клыками в соответствии с величиной тела. Это – единственное животное, не имеющее от природы языка. Нижняя челюсть у него неподвижна. Только крокодил придвигает верхнюю челюсть к нижней, чем и отличается от всех прочих животных. У него также острые когти и чешуйчатая твердая кожа на спине. Слепой в воде, крокодил, однако, прекрасно видит на суше. Так как он и живет в воде, то пасть его внутри всегда полна пиявок. Все другие птицы и звери избегают крокодила: только трохил – его друг, так как оказывает ему услуги. Так, когда крокодил выйдет из воды на сушу и разинет пасть (обычно лишь только подует западный ветер), тогда эта птица проникает в его пасть и выклевывает пиявок. Крокодилу приятны эти услуги, и он не причиняет вреда трохилу».

    (Геродот. История в девяти книгах. Пер. Г.А.Стратоновского. Под общ. ред. С.Л.Утченко. Л., 1972. С.101)

    Мы потому привели столь пространную цитату, что этот рассказывающий о египетских крокодилах отрывок из второй книги «Истории» Геродота являет собой законченный шедевр, по которому вполне можно судить о литературном таланте, которым обладал основоположник исторической науки.

    Другой адресованный Чуковскому упрек Н.К.Крупской носит уже прямо политический характер. Народ в поэме «Крокодил» изображен трусливым, народ не знает, как спасаться от Крокодила и лишь один храбрец Ваня Васильчиков находит в себе мужество бороться с этим непобедимым чудовищем. Действительно, Чуковский забыл большевистский постулат о том, что «ни бог, ни царь и ни герой» не даст народу «избавление» от тирании, в поэме «Крокодил» вся надежда пассивных народных масс возлагается на героя Ваню. «Это уже, – подчеркивает Н.К.Крупская, – совсем не невинное, а крайне злобное изображение…»

    (Крупская Н.К. О «Крокодиле» Чуковского// Книга детям. 1928. № 2. С.14)

    Народ, испугавшийся Крокодила, – это вправду совершеннейшая клевета!.. Далее Крупскую насторожило описание быта семьи Крокодила в Африке, она пришла к выводу, что Крокодил и его семейство живут в далекой Африке – О, Боже! – как мещане. «Мещанин-крокодил» _ 6, – делает убийственный вывод Крупская. Но это еще не самое страшное, ведь Крокодил вдобавок оказывается монархистом, и, принимая в своем доме царя-гиппопатама

    …Крокодил на пороге

    Целует у гостя ноги:

    «Скажи, повелитель, какая звезда

    Тебе указала дорогу сюда?» _ 7

    Монархические взгляды Крокодила, таким образом, доказаны. «Я думаю, – писала Н.К.Крупская, – «Крокодил» ребятам нашим давать не нужно…потому что это буржуазная муть» _ 8. Зинаида Столица на страницах педологического сборника, признав поэму «Крокодил» антипедагогической, отметила, что «в поэму вплетены чуждые современности мотивы: царь и повелитель зверей, рождественская елка, городовой…» _ 9 Впоследствии советский литературовед Л.Кон писала о «Крокодиле» Чуковского, что «выпущенная отдельным изданием в 1919 году, когда советский народ героически…сражался против белогвардейщины и иностранной интервенции, эта книжка оказалась просто враждебной и вредной»

    (Крупская Н.К. О «Крокодиле» Чуковского// Книга детям. 1928. № 2. С.16)

    Выходит, что в то славное время, когда большевики громили белую гвардию и интервентов, Чуковский своим «Крокодилом» сильно мешал большевистской победе.

    Выдающийся русский литературовед Юрий Тынянов писал о том, что «Крокодил» Чуковского безусловно открывает новую эпоху в детской литературе. В детских книжках XIX века, писал Ю.Тынянов, можно видеть «странных детей: в костюмах взрослых, с непропорционально большими головами, лилипуты, карлики жмутся к коленям матерей. Улыбки их томные, глаза опущены[…]…детский возраст, видимо, еще не был открыт в тогдашней детской литературе».

    (Тынянов Ю. Корней Чуковский// Детская литература. 1939. № 4. С.24)

    «Крокодил» не только шел в разрез с этой описанной Юрием Тыняновым традицией изображать ребенка как маленького взрослого – лилипута, он вообще «открывал» детский возраст для литературы. В «Крокодиле» не было места образу ухоженного, послушного, домашнего ребенка – «маменькина сынка».

    Зинаида Столица на страницах педологического сборника, признав поэму «Крокодил» антипедагогической, отметила, что «в поэму вплетены чуждые современности мотивы: царь и повелитель зверей, рождественская елка, городовой…».

    (Столица З. Элементы сказки в сочинении К.Чуковского «Приключение Крокодила Крокодиловича» и реакции дошкольников// Сказка и ребенок. Педологический сборник. М., 1928. С.91)
    Сказка «Тараканище»

    Тема власти и террора.

    Идея : 1.в мире "глуповцев" из любого таракана можно сотворить икону, а потом и "лоб расшибить", отбивая ей поклоны (в сказке у Чуковского уже есть предчувствие, что "удалой Воробей", мимоходом, с налета освободивший страну от тирании Таракана, быстренько займет его место: уж больно покладистый народ окружает его, на все согласный, ко всему готовый: "ослы ему славу по нотам поют, / Козлы бородою дорогу метут. / Бараны, бараны / Стучат в барабаны!").

    2. можно передать поговоркой: не так страшен черт, как его малюют". Не столько бесы нам враги, сколько мы сами - самим себе, а через самих себя они нас и одолевают. Причем верующих, которые боятся жить личным опытом и здравым смыслом, одолевают даже чаще, чем неверующих, привыкших надеяться на свои собственные силы и опыт. Победитель-Воробей приходит, разрешая проблему быстро и просто: "Взял и клюнул таракана. Вот и нету великана!". А далее, после всеобщей бурной радости, благодарности, признательности и ликования возникает новая форма кумиротворения - уже не страх, но возвеличивание, превозношение Героя:

    Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут. Бараны, бараны стучат в барабаны…
    Содержание. Речь идет не об отдельном герое, но обо всем зверином царстве, где внезапно, в результате нежданно-негаданного переворота сменилась власть. Безобидные звери занимались своими привычными нелепыми городскими делами ("в автомобиле", "на трамвайчике", "на велосипеде"), как: "Вдруг из подворотни / Страшный великан, / Рыжий и усатый / Та-ра-кан! / Таракан, Таракан, Тараканище!".
    Образы

    Таракан – воплощение зла и источника страхов.

    Воробей – спаситель слабых.

    Звери – олицетворение общества, запуганного правителем.
    Мотивы

    Соседства страшного и смешного:

    ^ Ехали медведи

    На велосипеде.

    А за ними кот

    Задом наперёд.

    А за ним комарики

    На воздушном шарике.

    Едут и смеются,

    Пряники жуют.

    Освобождения:

    Взял и клюнул Таракана,

    Вот и нету великана.

    Поделом великану досталося,

    И усов от него не осталося.

    Добра и зла: противопоставление Таракана и зверей, Воробья.
    Позиция автора

    Несомненно сочувствие автора зайчикам, медведям, крокодилам, слонам - всем этим трусишкам, которые испугались тараканьих усов. Причем оно откровенно декларируется уже в веселом параде зверей, которым начинается сказка. Таким образом, первое, с чего начинает писатель,- с декларации сочувствия к героям, которые потом станут жертвами злого Таракана
    Изобразительно-выразительные средства опираются на его заповеди для детских поэтов.

    Среди них графичность :

    Ехали медведи

    На велосипеде.

    А за ними кот

    Задом наперёд.

    Музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков:

    ^ Испугались бегемоты,

    Зашептали: «Что ты, что ты!

    Уходи-ка ты отсюда!

    Как бы не было нам худа!»

    Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии: см. примеры выше.

    Стихи не загромождены прилагательными. Так как ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие, важно быстрое чередование событий: см. примеры выше.

    Те слова, которые служат рифмами, должны быть главными носителями смысла всей фразы:

    ^ Бедные, бедные звери!

    Воют, рыдают, ревут!

    В каждой берлоге

    И в каждой пещере

    Злого обжору клянут.
    Аллюзии

    Литературное происхождение этого сказочного чудища – таракана - несомненно. В романе Достоевского "Бесы" есть персонаж, которого зовут капитан Лебядкин. Он - поэт-графоман и время от времени декламирует свои нескладные стихи. Однажды он читает Варваре Петровне "пиесу" "Таракан", которую поначалу представляет как "басню Крылова".

    "Жил на свете таракан, / Таракан от детства, / И потом попал в стакан, / Полный мухоедства... / Место занял таракан, / Мухи возроптали. / "Полон очень наш стакан", - / К Юпитеру закричали. / Но пока у них шел крик, / Подошел Никифор, / Благороднейший старик..." "Басня" капитана Лебядкина заканчивается тем, что Никифор (который "изображает природу") "берет стакан и, несмотря на крик, выплескивает в лохань всю комедию, и мух, и таракана, что давно надо было сделать".
    Критики о сказке «Тараканище»

    Чуковский в «Тараканище» рассказывает как бы две сказки одновременно. Одна из них сатирическая, другая - нет. При этом он опирается на две различные фольклорные традиции. Первая из них, как отмечает И. П. Лупанова, идет от русских народных сказок о животных (типа «Кот и дикие животные»)

    (И. П. Лупанова «Полвека». М., «Дет. лит.», 1969, стр. 100).

    Вторая связана с кругом былин о борьбе героя с чудовищем (особенно с былиной об Илье и Идолище). Действительно, Идолище и Тараканище очень сходны между собой, и тот, и другой оцениваются прежде всего как «чужие». (Кстати сказать, характерно, что в былинах этого типа Идолище также не встречает, как указывает В. Я. Пропп, никакого сопротивления:

    «Идолище подходит к стенам Киева, Владимир выходит ему навстречу, кланяется и зовет его на пир. Так начинается унижение Владимира».

    (В.Я.Пропп. Русский героический эпос. М., Гослитиздат, 1958, стр. 227).

    Смелую попытку заново прочитать знаменитую сказку Корнея Чуковского предпринимает Михаил Эльзон в статье “Когда и о ком написан“„Тараканище”?” Конечно же, о Сталине и его приспешниках, убежден критик. Тут он не нов. Разговоры о глубокой проницательности и храбрости Чуковского, еще в 22-м году углядевшего не только слабость усатого злодея-диктатора, но и предугадавшего его конец, ходили начиная с 30-х годов. А возможно, и раньше. Кстати, обычно они вызывали у писателя насмешку. Элементарное сопоставление сказочных строк с деяниями вполне конкретных политических фигур - занятие, в общем-то незамысловатое, порой остроумное, но к литературе отношения не имеющее. Хочется к тому же напомнить, что реальный, а не сказочный диктатор, взращенный средь родных осин, отнюдь не пал в результате внезапного коллективного прозрения. И с трона его никто не сгонял.

    (“Звезда”, № 9, 2005 год, с. 5-7).
    Сказка «Айболит»

    Тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор (врач лечащий людей и животных).
    Идея исцеление бедных, больных животных, живущих в далекой Африке, добрым доктором Айболитом.
    Мотивы

    Ожидания исцеления («Приезжайте, доктор, /В Африку скорей

    /И спасите, доктор, /Наших малышей!»).

    Добра и зла:

    ^ Но вот перед ними море -

    Бушует, шумит на просторе.

    А в море высокая ходит волна.

    Сейчас Айболита проглотит она.

    «О, если я утону,

    Если пойду я ко дну,

    Что станется с ними, с больными,

    С моими зверями лесными?»

    Но тут выплывает кит:

    «Садись на меня, Айболит,

    И, как большой пароход,

    Тебя повезу я вперёд!»
    Образы

    Aйболит – олицетворение добра.

    Звери – олицетворение ожидающих спасения.
    Изобразительно-выразительные средства

    Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

    Рассмотрим сказку на основе заповедей Чуковского:

    ^ 1. Соблюдена графичность и образность.

    « Но вот перед ним море -

    Бушует, шумит на просторе.

    А в море высокая ходит волна,

    Сейчас Айболита проглотит она…

    Но тут выплывает кит:

    «Садись на меня, Айболит,

    И, как большой пароход,

    Тебя повезу я вперед!»»

    ^ 2. Наивысшая смена образов

    «Мы живем на Занзибаре,

    В Калахари и Сахаре,

    На горе Фернандо - По,

    Где гуляет Гиппо - попо

    По широкой Лимпопо».

    ^ 3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

    «И пришла к Айболиту лиса …

    И пришел к Айболиту барбос …

    И прибежала зайчиха

    И закричала: «Ай, ай!

    Мой зайчик попал под трамвай!

    Он бежал по дорожке,

    И ему перерезало ножки,

    И теперь он больной и хромой,

    Маленький заинька мой!»

    Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

    ^ 4. Подвижность и переменчивость ритма.

    « Но вот, поглядите, какая - то птица

    Все ближе и ближе по воздуху мчится.

    На птице, глядите, сидит Айболит

    И шляпою машет и громко кричит:

    « Да здравствует милая Африка!»»

    ^ 5. Музыкальность поэтической речи.

    « Вот и Гиппо, вот и Попо,

    Гиппо - попо, Гиппо - попо!

    Вот идет Гиппопотам.

    Он идет от Занзибара,

    Он идет к Килиманджаро -

    И кричит он, и поет он:

    « Слава, слава Айболиту!

    Слава добрым докторам!»»

    Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов.

    ^ 6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

    «И акула Каракула

    Правым глазом подмигнула

    И хохочет, и хохочет,

    Будто кто ее щекочет».

    ^ 7. Каждая строка живет собственной жизнью.

    «Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица!»

    ^

    ««Что такое? Неужели

    Ваши дети заболели?» -

    « Да - да - да! У них ангина,

    Скарлатина, холерина,

    Дифтерит, аппендицит,

    Малярия и бронхит!

    Приходите же скорее,

    Добрый доктор Айболит!»»

    Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

    ^ 9. Стихи не загромождены прилагательными.

    «Ладно, ладно, побегу,

    Вашим детям помогу.

    Только где же вы живете?

    На горе или в болоте?»

    ^ 10. Преобладает движение, основной ритм - хорей.

    « И встал Айболит, побежал Айболит,

    По полям, по лесам, по лугам он бежит.

    И одно только слово твердит Айболит:

    «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»»

    ^ 11. Присутствует игра.

    « И бежит Айболит к бегемотикам,

    И хлопает их по животикам,

    И всем по порядку

    Дает шоколадку,

    И ставит и ставит им градусники!»

    ^ 12. Поэзия для детей - поэзия для взрослых.

    «Десять ночей Айболит

    Не ест, не пьет и не спит,

    Десять ночей подряд

    Он лечит несчастных зверят

    И ставит и ставит им градусники».

    ^ 13. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

    « И тут же страусята

    Визжат, как поросята,

    Ах, жалко, жалко, жалко

    Бедных страусят!

    И корь и дифтерит у них,

    И оспа и бронхит у них,

    И голова болит у них,

    И горлышко болит».

    Таким образом, мы видим, что К.И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке «Айболит».
    Критики о сказке «Айболит»

    «"Айболит" - это детская утопия, состоящая в том, что доктор, не спящий дни и ночи, может всем помочь. И ему все помогают: "мохнатые волки", кит и орлы, потому что доктор Айболит – воплощение абсолютного Добра и гуманизма. "Вот и вылечил он их, /Лимпопо! / Вот и вылечил больных, / Лимпопо!". Чуковский находит свой, альтернативный рецепт "коллекти- визации" - доброта, чуткость и отзывчивость к чужой боли, сопереживание ей. Но у Айболита получается далеко не все: ему удается бороться лишь с болезнями, но не с насилием, диктатурой, жестокостью. Ведь, как мы помним по "Бармалею", встретившись с реальным и неукротимым абсолютным Злом, он оказывается им побежден (хотя бы на время). И вообще, "добрый доктор" не может вылечить общество от зла ни шоколадками, ни гоголем-моголем! Несмотря на "happy end" сказка "Айболит" в конечном счете печальна: Айболит - один на всех, один на всю " милую Африку"! Стоит только ему замерзнуть в снегу, утонуть и "пойти ко дну", "не дойти" и "пропасть в пути", - и уже на вопрос: "Что станется с ними, больными, / С моими зверями лесными?" - нет ответа. Потому что другого Айболита нет. Надежда на спасение хрупка и зависит от массы случайностей, которые невозможно предусмотреть».

    (И.В. Кондаков "Лепые нелепицы" Корнея Чуковского: текст, контекст, интертекст. // Общественные науки и современность. 2003 № 1. стр. 5-7).

    Алексей Тарханов в своей статье «Бармалей и Айболит» прослеживает особенности взаимоотношений своих героев - Айболита и Бармалея.

    «Айболит известен по нескольким произведениям, но со своим непримиримым соперником Бармалеем он встречается в стихотворении «Бармалей» и в повести «Доктор Айболит» (по Гью Лофтингу). Уже в самом желании отдать каждому из героев по названию проявляется понимание их определенной равнозначимости. Весьма существенна внешность героев. Бармалей неимоверно усат. Очевидная и закрепленная в фольклоре связь волосатости и вирильности исчерпывающе проявляется в этом образе. Напротив, Айболит с бородкой пожилого профессора достаточно стереотипен. Айболит - это, по сути, Депутат Балтики. Со своей суетливостью, со своей привычкой подолгу сидеть под деревом, он наглядно воплощает старческую немощь».

    В итоге автор статьи приходит к интересному выводу: «Айболит и Бармалей - антиподы, но разница между ними не так уже велика. Они близки как А и Б. Если Айболит воскрешает детей и зверей для краткой жизни, то Бармалей навечно приобщает их к лику целительной смерти».



Статьи по теме: