Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона степей». Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна Рисунок по окружающему миру степь

  • Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Царство тепла и сухих ветров

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом - зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом .

  1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника.

  1. С помощью рисунка учебника познакомьтесь с животным миром степи. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка. 6. Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик. 11. Шмель. 12. Кобылка.

  1. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

Жизнь в степи

В степной зоне растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них - тюльпаны, ирисы - цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения - ковыль и типчак - иначе приспособлены к степным условиям. Они переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков - отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа.

Красавка - самый мелкий из журавлей. Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь - открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе крыльев, хищная птица - степной орёл - настоящее украшение природы! Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами - степная гадюка.

Степи и человек

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную книгу России внесено очень красивое растение пион тонколистный (1). На страницах Красной книги мы найдём степного орла (2), журавля-красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку (3).

Почему же эти растения и животные оказались в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти повсюду распаханы. На их месте раскинулись поля. Распашка степей - главная экологическая проблема этой зоны.

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство - ещё одна экологическая проблема в этих краях.

Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром!

Некоторые участки степей охраняются в заповедниках. Так, в степной зоне расположены заповедники Ростовский, Оренбургский, Даурский.

  • Некоторые степные животные вынуждены переселяться на поля. Так поступают журавль-красавка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи предположение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (6).

Обсудим

  1. Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
  2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Проверь себя

  1. Покажи на карте зону степей.
  2. Дай краткую характеристику зоны степей.

Задания для домашней работы

  1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
  2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
  3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

На следующем уроке

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.

План


1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4 Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания
7. Экологические проблемы

8.Заповедники


1. Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом


Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Клим ат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи . Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

4. Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный .

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.


Степной орёл
— хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
—> Лисы
—> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство . Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  • Ограничить распашку степей:
  • Ограничить выпас скота;
  • Бороться с браконьерством;
  • Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

8. Заповедники


Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

Просмотры: 73 627

Вам может быть интересно

Цели урока:

Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, МИМИО, проектор, карта природных зон.

У обучающихся: лист учёта знаний на уроке, карта урока, тест “Зона лесов”, картоки для самооценки: желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5 (Приложение 1 )

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

– Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы,

но сначала повторим пройденный материал.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1) Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”

Проверка. Один ученик называет свои варианты ответов, открывая на доске “шторки” МИМИО у предполагаемого ответа, учащиеся видят верный ответ. Остальные ученики проводят самопроверку своей работы, отмечая ошибки другим цветом.

После проверки на доске появляется слайд с критериями оценки работы. Ученики в лист самооценки вклеивают картинку, соответствующую своей оценке в графу “тест” (желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5)

(Самооценка: 5-7 правильных отв.– “3”, 8-9 прав. отв.– “4”, 10 прав. отв. – “5”.)

III. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учащиеся решают кроссворд по теме “Зона лесов” (Фронтальная работа)

Решив кроссворд, ребята узнают тему урока.

– Тема нашего урока “Зона степей”.

Мы с вами уже познакомились с несколькими природными зонами. (Учащиеся называют изученные природные зоны, показывают на карте).

– Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Напомним друг другу план изучения природной зоны.

Учащиеся припоминают план изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зоны

– Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

– В зоне степей вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата, об охране природы,

– Так как мы с вами отправляемся в путешествие, нам необходимо наметить маршрут. (Составление маршрутного листа) (Приложение 2 )

Физминутка

IV. Работа над новой темой.

Просмотр презентации “Степь в разное время года”
  • Определим положение зоны степей карте (карта природных зон). Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом обозначена зона степей? Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Сделайте вывод.
  • Учащимся выдается таблица, которую они заполняют (Приложение 4 )
  • Климатические условия
    Средняя температура летом +22-24,июль до +40
    Средняя температура зимой -20-30
    Осадки летом Малочисленные,
    Ливневый характер дождей
    Осадки зимой Снежный покров низкий
    Растительный мир
    Деревья Нет, мало влаги
    Кустарники Нет, мало влаги
    Травянистые растения Да
    Как растения приспособились к условиям в степи 1) луковицы, клубни
    2) Узкие листья
    3) Длинные корни
    4) мясистые сочные стебли и листья
    Почему почвы степей очень плодородные?
    Название растения Основные сведения
    Животный мир
    Название животного Основные сведения
    Степь и человек

    4. Рассказ учителя

    Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

    Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

    В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

    1. Кузнечик
    2. Кобылка
    3. Сверчки
    4. Бабочки
    5. Пчелы, шмели
    6. Степной волк
    7. Сайгак
    8. Суслик
    9. Заяц-русак
    10. Дрофа
    11. Степной орел
    12. Степной жаворонок
    13. Серая куропатка

    6. Степь и человек. Работа с учебником. С. 120.

    Беседа о прочитанном. Заполнение таблицы.

    V. Применение знаний.

    Взаимопроверка. Выставление оценки.

    Рефлексия.

    Какие задания вам особенно понравились?

    – Что интересного вы узнали на уроке?

    Подведение итогов по листу самооценки.

    Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Это бескрайние равнинные пространства, покрытые травянистым ковром. Лишь изредка в степи можно найти одинокие деревца или небольшие группы деревьев, которые растут возле водоемов. Эта природная зона встречается на всех континентах.

    Особенности климата

    Лесная зона постепенно, через лесостепь, переходит в безлесную природную зону - степь. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье.

    Степная зона находится в умеренном климатическом поясе. Это значит, что здесь царит солнечная, сухая погода. Для этой местности характерны суховеи - горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.

    Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20-22 градусов по Цельсию, но иногда может повышаться до 40 градусов. Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.

    Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 1. Степь весной.

    Главное богатство степной зоны - это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой - гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.

    Растительный мир

    Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне - всевозможные травы и злаки.

    Рис. 2. Степные растения.

    Для степных растений характерны следующие признаки:

    • узкие листья - для испарения малого количества влаги;
    • светлый цвет листвы - лучше отражает солнечные лучи;
    • многочисленные мелкие корешки - лучше впитывают и удерживают ценную влагу.

    В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.

    Животный мир

    Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.

    Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.

    Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.

    Суслики - типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.

    Рис. 3. Суслики.

    Экологические проблемы степей

    Самая главная проблема степной зоны - ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.

    Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.

    В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.

    Что мы узнали?

    При изучении доклада по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет зона степей. Мы выяснили, какой климат характерен для этой природной зоны, какие растения и животные обитают на бескрайних степных просторах, а также что является главной экологической проблемой степей во всем мире.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 411.

    Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. На этом уроке мы познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают.

    Мы уже знаем, что разграничение природных зон на карте отличается от этой же задачи на местности (рис. 1).

    Рис. 1. Карта природных зон России ()

    Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью (рис. 2).

    Рис. 2. Лесостепь ()

    Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают.

    Степи - это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью (рис. 3).

    Отличительная особенность степей - чрезвычайно плодородные почвы - черноземы (рис. 4).

    Рис. 4. Чернозем ()

    Для сравнения: в лесу слой гумуса составляет 15 см, а в степи - более 50 см.

    Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.

    Рис. 5. Степь в засушливое время ()

    В России степи занимают очень большие площади - на долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны.

    Степи особенно красивы весной, когда зацветают тюльпаны, ирисы, маки - раннецветущие растения, которые спешат использовать весеннюю влагу, чтобы запасти в луковицах и корневищах питательные вещества на весь год (рис. 6-8).

    На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др. (рис.9-14).

    Румянка получила такое название из-за того, что корневищем этого растения в старину румянили щеки.

    Многие степные растения имеют волоски, шипы, колючки или выделяют эфирные масла (поэтому степные растения имеют сильный и стойкий запах), которые защищают их от излишнего испарения (рис. 15-17).

    В северной степи растут и кустарники: терн, миндаль, степная вишня (рис. 18-20).

    В южной степи в основном произрастают злаки: типчак и ковыль (рис. 21-22).

    Степь похожа на серебристое море во время цветения ковыля (рис. 23).

    Рис. 23. Цветение ковыля ()

    Степной ковыль имеет длинные корни, которые помогают ему получать влагу, и очень узкие, сложенные трубочкой листья, которые не дают растению испарять слишком много влаги (рис. 24).

    Рис. 24. Степной ковыль ()

    В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление - шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи (рис. 2).

    Рис. 25. Перекати-поле ()

    Здесь продолжительное засушливое лето, часто дуют суховеи - жаркие иссушающие ветры (рис. 26). Бывают пыльные бури (рис. 27). Дожди здесь - редкое явление, они ливневые и непродолжительные - земля не успевает пропитаться влагой, вода стекает в низины и испаряется (рис. 28).

    Разнотравье степи - дом для множества насекомых: богомолы, кузнечики, пчелы. Дыбка степная - самый крупный вид кузнечиков, обитает в степи, охотится на кузнечиков других видов (рис. 29-31).

    Такое количество насекомых и злаковых растений привлекает птиц (рис. 32).

    Рис. 32. Птицы в степи ()

    Журавль-красавка имеет действительно красивое оперение (рис. 33).

    Рис. 33. Журавль-красавка ()

    Эти птицы из года в год возвращаются на одни и те же места гнездования. Самка до взрослого возраста воспитывает двух журавлят (рис. 3).

    Рис. 34. Птенцы журавля-красавки ()

    Это пугливые и острожные птицы. К сожалению, во всем мире их осталось около тысячи особей.

    Серая куропатка (рис. 35) и дрофа (рис. 36) - еще более редкие птицы.

    Степной орел - легендарный охотник. Это очень крупная птица (размах крыльев достигает двух метров). Он подолгу парит над степью, высматривая добычу, а потом резко нападает (рис. 37).

    Рис. 37. Степной орел ()

    Степь - открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики (рис. 38-40).

    Суслики живут колониями, выходят, чтобы покормиться, на поверхность из нор все вместе, но один или два суслика остаются осматривать окрестности, они стоят «столбиком» и, если замечают опасность, издают громкий свист - это сигнал, чтобы все укрылись в норах (рис. 1).

    Суслик три месяца в году отъедается и девять месяцев проводит в спячке. Этот зверек примечателен еще и тем, что совсем не пьет воду: необходимую ему влагу он получает с кормом.

    Степь - это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому - плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности (рис. 42-44).

    Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80 %, в Сибири меньше. Это зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.

    Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.

    Для защиты природного богатства зоны степи были созданы заповедники. В одном из них живут сайгаки - уникальные кочевые животные, которое в течение длительной эволюции хорошо адаптировалось к сложным условиям обитания в сухих степях и полупустынях Евразии (рис. 45).

    Этому виду более 15 тысяч лет. К сожалению, их существование, несмотря на усилия со стороны ученых, до сих пор находится под угрозой. Освоение человеком степей и бесконтрольная охота на сайгаков (ценное мясо, шкура и рога) почти полностью истребили этот вид.

    Весной у самки рождается один детеныш, который в первые дни своей жизни беспомощен и даже не умеет стоять на ногах (рис. 46).

    Рис. 46. Самка сайгака с детенышами ()

    Через несколько недель, когда детеныш подрастает и уверенно бегает, мама приводит его в своеобразный детский сад, где несколько опытных самок присматривают за юными сайгаками и обучают их выживанию в степи.

    Взрослые сайгаки бегают стадами, поднимая в степи густое облако пыли (рис. 47).

    Рис. 47. Стадо сайгаков ()

    Природа позаботилась о животных - у сайгаков длинный нос, чтобы пыль успевала оседать, а холодный воздух зимой согреваться до попадания в легкие (рис. 48).

    Рис. 48. Нос сайгака ()

    На следующем уроке мы поговорим о зоне пустынь, узнаем об особенностях климата этой зоны, растительном и животном мире пустынь России.

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
    1. Atlas-yakutia.ru ().
    2. Zoogeo365.ru ().
    3. 3planet.ru ().

    Домашнее задание

    1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Степи России».
    2. Подготовьте небольшое сообщение об одной из степных птиц. Нарисуйте иллюстрацию.
    3. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Бескрайнее море степи».


    Статьи по теме: