Если ребенок застенчив советы психолога. У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность. Стеснительность: все хорошо в меру

Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Современный образ жизни предполагает необходимость общения с большим количеством людей. Дети окружены сверстниками, воспитателями, учителями. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче. Но есть дети, поведение которых явно говорит, что перед вами застенчивый ребенок.

Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима - странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор. Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», - взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Особенности застенчивых детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками - они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они - центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно - вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Почему ребенок начинает стесняться

Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки - дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей - повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение - объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов - способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения - отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, - отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Каким вырастет стеснительный малыш

Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.

Могут проявиться такие проблемы:

  • плохая успеваемость;
  • профессиональная неуверенность;
  • неспособность принимать ответственные решения;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • отказ проявлять имеющиеся способности;
  • страх неудачи в личной жизни.

Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

  1. . Отмечать даже совсем маленькие достижения.
  2. Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.
  3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах - ошибка, скоро получится лучше.
  4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
  5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
  6. Расширять круг детского общения.
  7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Кукольный театр

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть - поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей - результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека. Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

Одна из основных потребностей человека – общение. То, что большинству детей естественно для других становится проблемой. Стеснительному ребенку необходимость общаться является стрессом. Попросить помощи, спросить время, познакомиться с новым человеком вызывают неловкость и дискомфорт.

Причины детской стеснительности

В период развития до трех лет большинство детей бывают стеснительными, это не просто застенчивость, а защитная реакция ребенка на окружающий мир.

В этот период дети могут испугаться неизведанного, спрятаться, убежать или просто отказаться общаться с незнакомыми людьми. Такая ситуация не должна волновать родителей. Это нормально. Изучив психологию стеснительных детей старше трех лет можно выделить несколько основных причин застенчивости.

Стеснительность на генетическом уровне

Специалисты считают, что некоторые дети склонны к стеснительности с рождения. Причинной застенчивости может служить генетическая предрасположенность.

То есть ребенок застенчив от природы, это не приобретенные качества. Тогда не надо его перевоспитывать, просто адаптируйте к жизни.


Низкая самооценка

Часто застенчивость у малыша появляется из-за неуверенности в себе. Он не уверен в своих способностях, боится, что у него плохо получится, опасается услышать критику в свой адрес. Здесь главное дать ребенку поверить в себя и свои способности.

Гиперопека родителей

Если родители проявляют чрезмерную опеку по отношению к ребенку и ограждают его от любых контактов, это приводит к тому, что он вырастает замкнутым, не умеющим общаться с людьми человеком. Такие дети растут безвольными и беспомощными, не умеющими постоять за себя.

Влияние семьи

Бывает, что родители сами по себе робкие и малообщительные люди. Глядя на них, ребенок растет таким же тихим и замкнутым в себя человечком.

Чрезмерная критика

Многие родители часто требовательны к своим детям, по любому поводу критикуют, в любых действиях находят недостатки. А потом задаются вопросом: почему ребенок очень стеснительный. Одна неосторожно брошенная фраза или шутка со стороны не только родителей, но и абсолютно посторонних людей может стать травмой на всю оставшуюся жизнь.

Ребенок, перед тем как что-то сделать, будет долго думать и колебаться, в итоге может или вовсе не решится на какое-либо действие или опоздать с решением. Такой результат вызовет волну новых страхов и комплексов.

Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Хотят, чтоб он вырос состоявшимся, уверенным в себе человеком. И если малыш растет тихим и стеснительным ему нужно немножко помочь поверить в себя. Дети не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Цель родителей помочь им.

Расскажите ребенку о своей застенчивости и ваших методах борьбы с ней. Приведите положительные примеры из своей жизни.

Постарайтесь поставить себя на место малыша, проявите участие к его проблемам. Это поможет ребенку почувствовать опору за спиной, стать более уверенным.

Ни в коем случае не критикуйте, не настраивайте заранее на поражение. Так вы посеете еще большие сомнения. Лучше помогите поверить в себя, настройте на успех.

Научите малыша к любой ситуации относиться с юмором, доже к собственным неудачам.

Помогите ребенку найти положительные стороны общения. Научите его дружить. Поощряйте попытки познакомиться с людьми, попроситься в игру к детям, совершить самостоятельно покупку в магазине.

Попробуйте рассмотреть вместе с ребенком ситуации, в которых он боится оказаться. Потренируйтесь, что сказать или сделать в каждом конкретном случае.

Не завышайте требования, ставьте перед ребенком выполнимые цели: рассказать стих перед аудиторией, спросить дорогу у прохожего.

Хвалите его, даже за небольшие достижения. Это повысит его уверенность в себе.

Никогда не ругайте его при посторонних. Этим еще больше понизите самооценку.

Как раскрепостить стеснительного ребенка

Застенчивого ребенок надо раскрепостить. Заставить поверить в себя. Первым делом необходимо научить малыша любить и уважать себя, развить чувство собственного достоинства. Тогда он не будет зацикливаться на ошибках, бывших неудачах и так остро реагировать на замечания в свой адрес.

Большинство взрослых стеснительность считают недостатком и находят массу отрицательных сторон.


Но можно найти позитивные стороны:

  • Стеснительные дети мягкие, спокойные, уравновешенные.
  • Они добры по отношения к людям и животным.
  • Редко вступают в конфликты или стараются гасить их на начальной стадии.
  • Действуют по принципу: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой.
  • У них больше развито воображение и фантазия.

Прочитав эту статью, вы теперь знаете что делать, если ребенок стеснительный. Главное ни переусердствовать, ни перейти в крайность, когда он будет прятать свою робость за агрессией.

Фото стеснительного ребенка

Застенчивый ребенок.

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за вывиха тазобедренных суставов вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не общаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя «Одиноким Ковбоем». Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно мальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстранение. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми, и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым вовремя не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-летних детей показывает, что та или иная степень застенчивости свойственна 42 % дошкольников.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных.

Примае6 застенчивости: Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но, встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. Когда взрослый снова зовет его, он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, подходит и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после того, как тот зовет его четвертый раз, стоит рядом и смущенно поглядывает взрослому в глаза, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик как бы внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его. Он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть.

На этом примере видно, как трудно застенчивому ребенку совершить даже такое, казалось бы, простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация «Море и корабль», в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: «Я не могу».

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных вилах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает малышу справиться с задачей. Поговорите с ребенком от имени, придуманного вместе, персонажа, разыграйте смешную сценку. Эго разрядит напряженность, отвлечет малыша от самого себя, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность, и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль обоев, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев, оставшийся после ремонта. Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками большую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания. чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снясь внутренне напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с ребенком в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки, пятнашки - это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы так заняты, что у вас не остается времени на «пустяки». Это неверно. Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры-соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие, как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел». «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его. вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Персонажами игры могут стать также знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливою зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, «спрятаться» за маской. Можно организовывать игры в «детский сад», где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, прочитать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Описание конкретных игр с детьми вы можете найти в следующих книгах.

Литература.

  1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
  3. Захаров А. И. Что снится нашим детям.- М.: ACT. 1997.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- М.: Издательский Дом «Искатель», 1997,.
  6. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1995.

Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на неё внимания.

Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том, что на свете много застенчивых людей.

Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

Постарайтесь разобраться в истинных желаниях своего ребенка. Не упрекайте, а лучше объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты чувствуешь себя неуверенно, а тебе хочется играть с ребятами».

Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку выписать свои хорошие качества на лист бумаги (в одну колонку). В другой колонке должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем отрицательных. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Подскажите ребенку, что разрешается время от времени вписывать те новые черты, которые он может поставить себе в заслугу, и вычеркивать те, от которых он смог избавиться.

Находясь в большом обществе, будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе. Пусть он сам отпустит вашу руку.

Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии, желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания.

Организовывайте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе его интересов. Проанализируйте с ребенком содержание (эесед детей того круга, к которому он хотел бы присоединиться. Необходимо натолкнуть ребенка на мысль, что он вполне мог бы участвовать в разговоре на равных, так как ему есть что сказать по данным темам.

Часто ребенок панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких разговоров, где, как правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики. Постарайтесь убедить ребенка, что произнести фразу из двух-трех слов он способен.

Расскажите ребенку, как он выглядит со стороны в тот момент, когда хочет присоединиться к другим детям, но стесняется или боится сделать это. Можно наглядно показать, приняв определенную позу. Пусть ребенок осознает, как смешно и нелепо он может выглядеть со стороны в минуты застенчивости. Такой факт заставит его стараться следить за своей мимикой.

Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя.

Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.

Способ второй: медленный счет про себя - до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст возможность отвлечься и успокоиться.

Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.

Генеральная репетиция - лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ту или иную ситуацию. Причем варианты должны быть различными. Можно порекомендовать в ситуации, когда на ребенка «нападает приступ застенчивости», представить себе, что он в данный момент только играет определённую роль.

Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду. Объясните ребенку, что у людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один простой прием - улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто равнодушно отвернется.

Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со временем вы увидите, как он преобразится.

Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих людях. Может быть, в ваших высказываниях то и дело проскальзывает излишняя категоричность и критичность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и акцентируют свое внимание на чужих недостатках, ребенок в свою очередь делает вывод, что и окружающие так же говорят о нем и разглядывают будто под микроскопом, подмечая каждое слово, движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в присутствии ребенка вообще не обсуждать других людей.

Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойными и невозмутимыми. Ведите себя уравновешенно. Это поможет снять напряжение.

Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах, соревнованиях и т. п. поможет вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.

Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком

Быть очень деликатным и не разочаровываться в нем.

Не превращать ребенка в Золушку.

Все делать так, чтобы ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и зависимым от вас.

Гасить тревогу по любому поводу.

Повысить уровень его самооценки.

Учить, чтобы он уважал себя.

Хвалить и делать ему комплименты.

Формировать уверенность в себе.

Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую (использовать как средство компенсации всех недостатков).

Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

Тренировать с ним навыки общения.

Любыми способами поощрять его игры со сверстниками.

Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.

Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более симпатичными детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

Не критиковать вслух ум вашего ребенка.

Не создавать такие ситуации, в которых он чувствовал бы себя неполноценным и являлся объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

Быть нежным с ним.

Сочувствовать ему.

Поддерживать его.

Первым сделать шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост доверия, который соединил бы еще крепче вас и вашего ребенка.

Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребенком

➣ Специально культивировать застенчивость и комплекс Гадкого утенка у ребенка.

➣ Все время подавлять и унижать его, снижая уровень самооценки.

➣ Критиковать физические недостатки и ум ребенка.

➣ Подчеркивать его неполноценность.

➣ Высмеивать в присутствии других.

➣ Любыми способами провоцировать тревожность.

➣ Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстников.

➣ Подчеркивать его незащищенность и зависимость от вас.

➣ Ругать за то, что он застенчив.



Статьи по теме: