Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны

На протяжении всей Великой Отечественной войны, за исключением разве что последних ее месяцев, пикирующий бомбардировщик люфтваффе Junkers Ju 87 был одним из основных противников советских летчиков-истребителей, особенно в периоды активных боевых действий. Поэтому в списках побед многих наших асов «лаптежники» (именно такую кличку получил у нас немецкий пикировщик за характерное неубирающееся шасси в массивных обтекателях) занимают видное место.

Совершивший из-за повреждений двигателя вынужденную посадку Ju 87B-2 из состава III./ St.G. 2, осень 1941 г.,
район станции Чудово, Ленинградская область (http://waralbum.ru )

Поскольку побед над Ю-87 (так самолет обозначался в советских штабных документах) было зафиксировано очень много – на 3000 летчиков-асов приходится около 4000 заявок на уничтожение вражеских пикировщиков – наличие их в боевых счетах асов находится, фактически, в прямой зависимости от общего количества сбитых самолетов, и верхние строчки списка занимают самые известные советские асы.

Первое место среди охотников за «лаптежниками» делят самый результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович и другой знаменитый ас – дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Оба этих летчика имеют на счету по 18 сбитых Ю-87. Кожедуб все свои «юнкерсы» сбил в составе 240-го ИАП (первая победа над Ю-87 – 06.07.1943, последняя – 01.06.1944), летая на истребителе Ла-5, Ворожейкин – в составе 728-го ИАП на Як-7Б (первый сбитый «лаптежник» – 14.07.1943, последний – 18.04.1944). Всего за войну Иван Кожедуб одержал 64 личные воздушные победы, а Арсений Ворожейкин – 45 лично и 1 в паре, причем у обоих выдающихся наших летчиков первыми в обширных списках сбитых ими самолетов значатся именно Ю-87.


Иван Никитович Кожедуб, лучший ас антигитлеровской коалиции, уничтожил больше всех Ю-87 – на е
го счету 18 немецких пикировщиков (http://waralbum.ru )

Вторую строчку в условном рейтинге уничтожителей «штук» занимает еще один летчик 240-го ИАП, летавший на Ла-5 – дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, одержавший за время своей боевой карьеры 13 личных побед над Ю-87, также имеющий еще один сбитый в группе. Всего Евстигнеев сбил 52 самолета противника лично и 3 в группе.

Третье место в списке по личным победам делят летчики 205-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза Василий Павлович Михалев из 508-го ИАП (213-й Гв.ИАП) и дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (27-й ИАП/129-й Гв.ИАП), имеющие на счету по 12 уничтоженных «лаптежников» (у Василия Михалева, кроме того, имеется в активе 7 пикировщиков, сбитых в группе). Первый начал боевую карьеру на Як-7Б, «завалив» на нем 4 Ю-87, а остальные сбил, находясь в кабине ленд-лизовского истребителя P-39 «Аэрокобра»; второй – 7 первых «штук» отправил на землю, пилотируя Як-1 (причем два «юнкерса» Гулаев сбил таранными ударами), остальные победы одержал на «Аэрокобре». Итоговый боевой счет Михалева составил 23+14, а Гулаева – 55+5 воздушных побед.

Четвертую позицию рейтинга с 11 личными победами над Ю-87 занимает «великолепная пятерка» летчиков-истребителей ВВС КА, которую возглавляет Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, имеющий на счету также 6 «лаптежников», сбитых в группе. Свои победы над Ю-87 летчик одерживал в рядах двух авиаполков – 508-го ИАП и 129-го Гв.ИАП, сбив два бомбардировщика лично на Як-7Б, остальные – на «Аэрокобре». Всего за время войны Архипенко сбил 29 самолетов противника лично и 15 в группе. Далее в список пилотов, сбивших по 11 Ю-87, выглядит так: Литвиненко Трофим Афанасьевич (воевал в составе 191-го ИАП на P-40 «Киттихаук» и Ла-5, итоговый боевой счет – 18+0, Герой Советского Союза); Михалин Михаил Федорович (191-й ИАП, «Киттихаук», 14+2); Речкалов Григорий Андреевич (16-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», 61+4, дважды Герой Советского Союза); Чепинога Павел Иосифович (27-й ИАП и 508-й ИАП, Як-1 и «Аэрокобра», 25+1, Герой Советского Союза).

По 10 лично сбитых Ю-87 имеют на счету еще пятеро летчиков: Артамонов Николай Семенович (297-й ИАП и 193-й ИАП (177-й Гв.ИАП), Ла-5, 28+9, Герой Советского Союза); Зюзин Петр Дмитриевич (29-й Гв.ИАП, Як-9, 16+0, Герой Советского Союза); Покрышкин Александр Иванович (16-й Гв.ИАП, Управление 9-й Гв.ИАД, «Аэрокобра», 46+6, трижды Герой Советского Союза); Рогожин Василий Александрович (236-й ИАП (112-й Гв.ИАП), Як-1, 23+0, Герой Советского Союза); Сачков Михаил Иванович (728-й ИАП, Як-7Б, 29+0, Герой Советского Союза).

Кроме того, по 9 пикирующих «юнкерсов» отправили на землю 9 летчиков-истребителей, по 8 сбитых Ю-87 имеют 8 человек, по 7 – 15 пилотов.

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Всякая война является ужасным горем для любого народа, который она так или иначе затрагивает. За свою историю человечество познало много войн, две из которых были мировыми. Первая мировая практически полностью разрушила Европу и привела к падению некоторых крупных империй, таких как Российская и Австро-Венгерская. Но еще ужаснее по своим масштабам была Вторая мировая война, в которой были задействованы многие страны практически со всего света. Погибли миллионы людей, еще больше осталось без крыши над головой. Это ужасное событие до сих пор затрагивает так или иначе современного человека. Его отголоски можно найти повсюду в нашей жизни. Эта трагедия оставила после себя очень много загадок, споры из-за которых не утихают на протяжении десятилетий. Тяжелейшую ношу принял на себя в этой битве не на жизнь, а на смерть тогда еще не совсем окрепший от революции и гражданских войн и только наращивавший свою военную и мирную промышленность Советский Союз. В сердцах людей поселилась непримиримая ярость и желание бороться с захватчиками, которые посягнули на территориальную целостность и свободу пролетарского государства. Многие уходили на фронт добровольно. Одновременно происходила реорганизация эвакуированных промышленных мощностей для производства продукции на нужды фронта. Борьба приняла масштаб действительно народной. Именно поэтому она и называется Великой Отечественной войной.

Кто такие асы?

Как немецкая, так и советская армии были прекрасно обучены и укомплектованы техникой, авиацией и другим оружием. Личный состав исчислялся миллионами человек. Столкновение таких двух военных машин породило своих героев и своих предателей. Одними из тех, кого можно по праву считать героями, являются асы Второй мировой войны. Кто же это такие и чем они так известны? Асом можно считать человека, который добился в своей сфере деятельности таких высот, которые мало кому удалось покорить. И даже в таком опасном и ужасном деле, как военное, всегда были свои профессионалы. Как у СССР, так и у союзных сил, и у нацистской Германии были люди, которые показали лучшие результаты по числу уничтоженной техники или живой силы противника. Об этих героях и расскажет эта статья.

Список асов Второй мировой войны обширен и включает в себя много известных своими подвигами личностей. Они были примером для целого народа, их обожали, ими восхищались.

Авиация - без сомнения, один из самых романтичных, но в то же время опасных родов войск. Поскольку любая техника может отказать в любой момент, дело пилота считается очень почетным. Оно требует железной выдержки, дисциплины, умения контролировать себя в любой ситуации. Поэтому и к авиационным асам относились с большим уважением. Ведь уметь проявить хороший результат в таких условиях, когда твоя жизнь зависит не только от техники, но и от тебя самого, - высшая степень военного искусства. Итак, кто же они - летчики-асы Второй мировой войны, и почему их подвиги так знамениты?

Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.

Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.

Николай Дмитриевич Гулаев - один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд - 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.

Также высокий результат был и у Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.

Но, несмотря на то что танковые войска были одними из самых многочисленных в составе Советской армии, танкисты-асы Второй мировой войны по каким-то причинам у СССР не водились. Почему так - неизвестно. Логично предположить, что многие личные счеты заведомо завышались или занижались, поэтому назвать точное количество побед вышеупомянутых мастеров танкового боя не представляется возможным.

Немецкие танковые асы

Зато германские танковые асы Второй мировой войны имеют намного больший послужной список. Во многом это связано с педантичностью немцев, которые все строго документировали, да и времени повоевать у них было гораздо больше, чем у их советских "коллег". Активные действия немецкая армия начала вести еще в 1939 году.

Немецкий танкист № 1 - это гауптштурмфюрер Михаэль Виттман. Он воевал на многих танках (Stug III, Tiger I) и уничтожил за все время войны 138 машин, а также 132 самоходные артиллерийские установки различных вражеских стран. За свои успехи неоднократно был награжден различными орденами и знаками Третьего Рейха. Погиб в бою в 1944-м во Франции.

Также можно выделить такого танкового аса, как Для тех, кто так или иначе интересуется историей развития танковых войск Третьего Рейха, будет очень полезной книга его мемуаров «Тигры в грязи». За годы войны этот человек уничтожил 150 советских и американских САУ и танков.

Курт Книспель - еще один танкист-рекордсмен. Он подбил за свою воинскую службу 168 танков и САУ врага. Около 30 машин являются неподтвержденными, что не позволяет ему сравняться по результатам с Виттманом. Погиб Книспель в бою возле деревни Востиц в Чехословакии, в 1945 году.

Кроме того, хорошие результаты были и у Карла Броманна - 66 танков и САУ, у Эрнста Баркманна - 66 танков и САУ, у Эриха Маусберга - 53 танка и САУ.

Как можно увидеть из этих результатов, как советские, так и немецкие танковые асы Второй мировой войны умели воевать. Конечно, количество и качество советских боевых машин было на порядок выше, чем у немцев, однако, как показала практика, и те, и другие применялись довольно успешно и стали основой для некоторых послевоенных образцов танков.

Но и на этом список родов войск, в которых отличились свои мастера, не заканчивается. Поговорим немного об асах-подводниках.

Мастера подводной войны

Так же как и в случае с авиацией и танками, самыми успешными являются немецкие моряки. Подводники Кригсмарине за годы своего существования потопили 2603 корабля союзных стран, общее водоизмещение которых достигает показателя 13,5 миллионов тонн. Это действительно впечатляющая цифра. Да и внушительными личными счетами немецкие асы-подводники Второй мировой войны тоже могли похвастаться.

Самый результативный немецкий подводник - Отто Кречмер, на счету которого 44 корабля, в том числе и 1 эсминец. Общее водоизмещение потопленных им суден - 266629 тонн.

На втором месте - Вольфганг Лют, который отправил на дно 43 корабля противника (а по другим данным - 47) общим водоизмещением 225712 тонн.

Также известным морским асом был и который сумел потопить даже британский линкор «Ройял Оук». Это был один из первых офицеров, получивших дубовые листья к Прин уничтожил 30 кораблей. Погиб в 1941 году при атаке британского конвоя. Он был настолько популярен, что его гибель два месяца скрывалась от народа. А в день его похорон был объявлен траур на всю страну.

Такие успехи немецких моряков также вполне объяснимы. Дело в том, что Германия начала морскую войну еще в 1940 году, с блокады Британии, таким образом надеясь подорвать ее морское величие и, воспользовавшись этим, провести удачный захват островов. Однако уже совсем скоро планы гитлеровцев были сорваны, так как в войну вступила Америка с ее большим и мощным флотом.

Самый знаменитый советский моряк подводного флота - Александр Маринеско. Он потопил всего 4 корабля, зато каких! Тяжелый пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», транспорт «Генерал фон Штойбен», а также 2 единицы тяжелой плавбатареи «Хелене» и «Зигфрид». За его подвиги Гитлер внес моряка в список личных врагов. Но судьба Маринеско не сложилась удачно. Он впал в немилость советской власти и умер, а о его подвигах перестали говорить. Награду Героя Советского Союза великий моряк получил лишь посмертно в 1990 году. К сожалению, многие асы СССР Второй мировой войны закончили свою жизнь подобным образом.

Также знаменитыми подводниками Советского Союза являются Иван Травкин - потопил 13 кораблей, Николай Лунин - также 13 кораблей, Валентин Стариков - 14 кораблей. Но Маринеско возглавил список лучших подводников Советского Союза, так как причинил наибольший ущерб немецкому морскому флоту.

Точность и скрытность

Ну и как же не вспомнить таких прославленных бойцов, как снайперы? Здесь Советский Союз забирает заслуженную пальму первенства у Германии. Советские снайперы-асы Второй мировой войны обладали очень высокими послужными счетами. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря массовой государственной подготовке гражданского населения по стрельбе из различного оружия. Значком «Ворошиловский стрелок» были награждены около 9 миллионов человек. Итак, какие же снайперы самые известные?

Имя Василия Зайцева пугало немцев и вселяло мужество в советских солдат. Этот обычный парень, охотник, убил из своей винтовки Мосина 225 солдат Вермахта только за месяц боев под Сталинградом. Среди выдающихся снайперских имен - Федор Охлопков, на счету которого (за всю войну) около тысячи гитлеровцев; Семен Номоконов, который убил 368 вражеских солдат. Среди снайперов были и женщины. Тому пример - знаменитая Людмила Павличенко, которая воевала под Одессой и Севастополем.

Немецкие снайперы менее известны, хотя в Германии с 1942 года существовало несколько снайперских школ, которые занимались профессиональной подготовкой кадров. Среди самых результативных немецких стрелков - Маттиас Хетценауэр (345 убитых), (257 уничтоженных), Бруно Суткус (209 застреленных солдат). Также известным снайпером из стран гитлеровского блока является Симо Хайха - этот финн за годы войны убил 504 красноармейца (по неподтвержденным данным).

Таким образом, снайперская подготовка Советского Союза был неизмеримо выше, чем у немецких войск, что и позволило советским бойцам носить гордое звание - асы Второй мировой войны.

Как же становились асами?

Итак, понятие "ас Второй мировой войны" довольно обширное. Как уже было сказано, эти люди добивались в своем деле поистине впечатляющих результатов. Это достигалось не только за счет хорошей армейской подготовки, но и благодаря выдающимся личным качествам. Ведь для летчика, к примеру, очень важна координация и быстрая реакция, для снайпера - умение выждать удобный момент для нанесения порою единственного выстрела.

Соответственно, определить, у кого же были лучшие асы Второй мировой войны, невозможно. Обе стороны совершали беспримерные геройства, которые позволили выделить из общей массы отдельных людей. Но стать мастером можно было, только упорно тренируясь и совершенствуя свои боевые навыки, поскольку война не терпит слабости. Конечно же, сухие строки статистики не смогут донести до современного человека всех тех тягот, невзгод, которые испытывали профессионалы войны во время своего становления на почетный пьедестал.

Нам, поколению, которое живет, не зная таких страшных вещей, не стоит забывать о подвигах наших предшественников. Они могут стать вдохновением, напоминанием, памятью. И мы должны стараться делать все для того, чтобы таких ужасных событий, как минувшие войны, больше не повторялось.

Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!". Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета. Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться. Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» - заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет - враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.

Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам. Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели». Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.

Николай Дмитриевич Гулаев

Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.

В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе. Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.

Григорий Андреевич Речкалов

Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны. Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно. Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион. Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе.

Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!». В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство. Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Маресьев Алексей Петрович

Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии. В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо. Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.

Попков Виталий Иванович

Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе. В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.

1. Екатерина Буданова - Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами - еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска , Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе , Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР . Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.


4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск -на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


5. Носаль Евдокия Ивановна - Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем - заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек , а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты... В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска . На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина .

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.


6. Ольга Лисикова - единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград . Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмитт ом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.


7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко - единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой - единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.




Статьи по теме: