Транспортные самолеты. Самый большой самолёт в мире

Делая определенные выводы из англо - аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов, Великобритания предпринимает меры по увеличению возможностей своей военно - транспортной авиации. В частности в июне 1983 года 10-я транспортная эскадрилья (авиастанция Брайз - Нортон) командования английских ВВС в метрополии получила первый средний транспортный самолет BAe 146.

Самолеты С-130 семейства «Геркулес» - самые распространенные в мире транспортные самолеты средней грузоподъемности (эксплуатируются в 65 странах) - строятся фирмой «Локхид» свыше сорока лет. Выпущено более 2100 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций.

Грузоперевозчик С-141 "Старлифтер" был спроектирован в начале 60-х. По размеру он соответствует самым большим современным авиалайнерам. С-141 имеет высоко посаженные крылья для взлета и посадки на необорудованные взлетно-посадочные полосы. С- 141 был спроектирован для транспортировки межконтинентальный баллистических ракет "Минитмен". Компанией Локхид было построено 285 самолетов "Старлифтер".

Самолет Ан-12 - самый массовый в российской военно-транспортной авиации - создан в 1957г. в ОКБ под руководством О. К. Антонова параллельно с пассажирским самолетом Ан-10. На вооружение ВТА поступил в конце 1958г. Серийное производство Ан-12 завершилось в 1972г. Всего в СССР было построено свыше 1200 экземпляров. С 1980-го вариант Ан-12 под названием Y-8 строится в Китае (до 1995 г выпущено 50 экз.). Всего создано около 40 модификаций этого самолета, основные из которых - Ан-12А, Ан-12Б (БП), Ан-12БК, самолет-постановщик помех Ан-12ППС - поступали на вооружение ВТА.

АН-124 КБ Антонова - тяжелый грузовой транспортный самолет дальнего радиуса действия. Первый полет АН-124 состоялся 26 декабря 1982г. НАТО окрестило АН-124 "Condor". Это один из самых больших военно- транспортных самолетов в мире. АН-124 способен перевозить самые большие российские танки, системы наведения ракет и другие тяжелые или большого объема грузы. Основная кабина может быть загружена и разгружена через откидывающуюся вверх носовую часть и заднюю наклонную платформу. Главный грузовой отсек АН-124 оснащен платформами и лебедками для подъема груза.

АН-225 - тяжелый транспортный самолет. Он совершил первый полет 21 декабря 1988г, три недели спустя после презентации. 22 марта 1989г. АН-225 установил 106 рекордов за 3.5 часа полета. АН-225 был первым самолетом, способным к подъему полезной нагрузки свыше 450 тонн. Рули АН-225 управляются гидравликой, контролируемой компьютеризированной сетью, и электронными сервомоторами. Это делает самолет более чутким. АН-225 снабжен 6 турбинами Д-18Т с реверсом тяги. Экипаж самолета состоит из 6 человек. Пилот и второй пилот сидят на полностью регулируемых сидениях, которые вращаются для облегчения доступа. Специалист по навигации и коммуникации сидит за пилотом. Два бортинженера сидят на сиденьях с правой стороны кабины. Предусмотрено помещение для второго экипажа.

Впервые показанный на западе в 1971г. на международном авиасалоне в Париже Ил-76 оставил о себе неизгладимое впечатление. Хотя этот самолет был похож на другую конструкцию фирмы Локхид (С-141), но на самом деле это сходство было чистой случайностью. Самолет был спроектирован для удовлетворения основных нужд внутренних грузовых перевозок СССР. Ил-76 обладал высокой грузоподъемностью, высокой крейсерской скоростью и межконтинентальной дальностью полета. Он мог взлетать и приземляться на достаточно плохие и необорудованные взлетно-посадочные полосы. Таким образом, в СССР появился прекрасный грузовой самолет, который можно было использовать как первоклассный стратегический и тактический транспорт для переброски войск.

Самый большой в мире самолет June 5th, 2017

Вот и меняются лидеры в нашей подборке САМОГО САМОГО. Буквально еще недавно самым большим самолетом считался советский Ан-225 «Мрия» с размахом крыльев в 88,4 метра. А сейчас уже самолет, выпущенный аэрокосмической фирмой Allen Stratolaunch Systems, имеет самый большой размах крыльев среди всех когда-либо построенных летательных аппаратов - 385 футов, а это 117,3 м.

Именно этот показатель позволил новому самолету стать рекордсменом.

Фото 2.

Несколько дней назад самолёт впервые вывели из ангара для проведения тестов по заправке. Кроме того, при этом самолёт в первый раз полностью опирался на свои 28 колёс. Это позволило впервые полноценно взвесить уже готовый аппарат. Масса окзалась равной примерно 226,8 тонны. После этого компания перейдёт к этапу наземных и лётных испытаний. Говорится о том, что это будет происходить в ближайшие недели и месяцы.

При этом длина достигает 72,5 м, а высота - 15,2 м. Максимальная взлётная масса достигает 590 тонн. В воздух аппарат поднимают шесть двигателей Boeing 747-400.

Фото 3.

Напомним, Stratolaunch - детище компании Stratolaunch Systems, основанной Полом Алленом (Paul Allen) и Бертом Рутаном (Burt Rutan).

Пол Аллен основал компанию Microsoft вместе с Биллом Гейтсом в 1975 году, а в 1983-м покинул ее, продав большую часть своего пакета акций, и теперь инвестирует в космические проекты.

Фото 4.

Что же касается первого демонстрационного полёта, он запланирован на 2019 год. Напомним, самолёт будет использоваться для запуска ракет, предназначенных для вывода на орбиту спутников.

Фото 5.

На строительство самолета ушло 6 лет. В 2011 году стоимость проекта оценивалась в 300 миллионов долларов.

Пол Аллен давно занимается инвестициями в космические проекты. Одним из самых известных является суборбитальный пилотируемый многоразовый корабль SpaceShipOne, который был построен в рамках программы космического туризма. Корабль был впервые запущен в 2003 году.

Фото 6.

Это новый подход к космическим полетам, который напоминает тестирование X-plane в 1950-х и 1960-х годах.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

И как вам кажется? Насколько это потенциально живучий вариант старта для ракет?

источники

В этом списке собраны 10 самых больших самолетов в мире из когда-либо построенных. В рейтинге присутствуют самолеты как пассажирской авиации, так и грузовые и транспортные лайнеры. О некоторых из них, например Ан Мрия, есть более подробные материалы, а о некоторых мы расскажем впервые. Список представлен в порядке убывания.

Дорнье Do X
Дорнье Do X являлся самым большим, самым тяжелым, и самым мощным летательным аппаратом в мире, когда был произведен немецкой компанией Dornier в 1929. По сути, это скорее пассажирская летающая лодка, нежели классический самолет.

Туполев Ант-20
Туполев Ант-20, или Максим Горький, был назван в честь Максима Горького и посвящен 40-й годовщине его литературной и общественной деятельности. Ант-20 был самым большим известным самолетом, исповедующим философию дизайна Юнкерс, с рифленой листовой сталью во многих ключевых компонентах корпуса.

Boeing 747 Dreamlifter
Эта увеличенная версия Боинга 747 под названием Dreamlifter используется исключительно для транспортировки частей самолета Boeing 787 на сборочные заводы компании от поставщиков из других частей мира.

Boeing 747-8
Боинг 747-8 - самая большая версия 747-го, а так же самый большой коммерческий самолет, построенный в Соединенных Штатах и самый длинный пассажирский самолет в мире. Вот сколько рекордов у этого выдающегося воздушного судна.

Boeing 747
Оригинальная версия Боинга 747 была в два с половиной раза больше по вместимости пассажиров, чем Boeing 707, один из гигантов коммерческой авиации 1960-х.

Антонов АН-22
Антонов 22 является тяжелым военным транспортным самолетом, разработанным Бюро Дизайна Антонова в Харькове. Самолет приводится в действие четырьмя турбовинтовыми воздушно-реактивными моторами. АН-22 стал первым советским широкофюзеляжным самолетом и остается самым большим в мире четырёхмоторным турбовинтовым высокопланом с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком до настоящего времени.

Антонов Ан-124
Антонов 124 является стратегическим самолетом для воздушных грузовых перевозок. Один из самых больших самолетов в мире был разработан конструкторским бюро Антонова. 124 - второй по высоте грузовой самолет в мире после Boeing 747-8F и третий самый тяжелый грузовой самолет в мире.

Airbus A380
Аэробус A380 с двойной палубой является широкофюзеляжным авиалайнером с четырьмя двигателями. Это самый большой пассажирский авиалайнер в мире. Множеству аэропортов пришлось модернизировать свои посадочные полосы, чтобы приспособить их к его размерам. A380 совершил свой первый полет 27 апреля 2005 и начал коммерческую службу в октябре 2007 с компанией Singapore Airlines.

Airbus A340
Второй в списке - Airbus A340. Он вмещает до 375 пассажиров в стандартных вариантах и 440 в увеличенной модификации. В зависимости от модели, А-340 может преодолевать от 12,400 до 17,000 км на одной заправке.

Самый большой самолет - Ан-225 Мрия
Ан-225 Мрия - стратегический грузовой самолет для воздушной перевозки, разработанный Бюро Дизайна Антонова в 1980-х. Мрия переводится с украинского языка, как Мечта. Самолет приводится в движение шестью турбовентиляторными двигателями и является самым большим в мире, с максимальным весом взлета в 640 тонн. В настоящее время построена только одна его версия, но готовится к выпуску и вторая "Мрия".

Эти гиганты бороздят небесные просторы с легкостью и изяществом, и, глядя на них с земли, никто и не думает, что эти стальные птицы представляют собой такую громадную конструкцию, что высота хвоста одного из таких лайнеров - A-380 - составляет пять жирафов, поставленных друг на друга. Аэробус A-380 - это самый большой пассажирский самолет в мире, но речь в статье пойдет не только о нем.

"Боинг 747"

Среди пассажирских самолетов максимальный размер имеют Airbus A380 и Boeing 747. Это лайнеры, способные одновременно перевезти более пятисот пассажиров. В частности, борт A380 способен поднять в воздух 853 пассажира. До появления этого гиганта самолеты Boeing 747 длиной 70,6 метра и Boeing 747-8 длиной 76,25 метра (самый длинный пассажирский самолет) являлись самыми вместительными авиалайнерами в мире (максимальное количество одновременно перевозимых пассажиров достигало 600 человек). Boeing 747-8 более экономичен в плане расхода топлива, чем "Боинг 747", первый полет на котором состоялся 9 февраля 1969 года. Проектировщики первоначально планировали двухпалубную конструкцию воздушного судна, но верхняя палуба была укорочена вследствие технических проблем. Boeing 747 стал первым лайнером в мире, салон которого содержал два прохода между креслами. Этот самолет сертифицирован для полетов на трех двигателях, и если один из четырех выходит из строя, судно полноценно взлетает, летит и садится на трех оставшихся двигателях. При этом крейсерская скорость пассажирского самолета "Боинг 747" составляет 913 км/ч.

Гигант A-380

Гигантский двухпалубный «француз» - лайнер A380, первый экземпляр которого сошел с конвейра в 2005 году, - самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации. И действительно, его создателям есть чем гордиться - салон аэробуса А380 вмещает в себя 853 пассажира. На сегодняшний день уже построено и сдано в эксплуатацию более 110 машин. Ежемесячный объем производства этих лайнеров составляет 2,5 машины. Сегодня этими гигантами пользуются 20 авиакомпаний, самым большим флотом располагает авиакомпания «Emirates».

Крейсерская скорость пассажирского самолета A380 достигает 1020 км/ч. Каждый лайнер состоит из порядка четырех миллионов отдельных частей и компонентов, которые изготавливаются в тридцати странах мира полутора тысячами фирм-производителей и доставляются с помощью уникальной логистической системы, разработанной компанией Airbus, включающей в себя путь по воде, а также по воздуху и автотранспортом. Каждая стойка шасси выдерживает нагрузку порядка 260 тонн (200 легковых машин). Для сравнения с предшественником - площадь крыла самолета A380 равна полутора площадям крыла Boeing 747-400 и составляет 845 квадратных метров.

Самый большой пассажирский самолет в мире может оснащаться двумя видами малошумных двигателей: либо Rolls-Royce Trent 900, либо Engine Alliance GP7000. При этом A380 является самым экономичным лайнером в своем сегменте - расход топлива на перевозку пассажира на 100 км при компоновке салона в 525 кресел не превышает трех литров.

Размеры пассажирских самолетов впечатляют, площадь салона А380 составляет 554 квадратных метра. У лайнера имеются две палубы - основная, ширина которой является рекордно высокой - 6,5 метра, и верхняя с шириной 5,8 метра.

Объем воздуха в 1500 кубометров каждые три минуты заменяется системой кондиционирования, в процессе полета в салоне лайнера стоит приятная тишина, гул турбин практически не слышен.

Ими гордится Россия

А что же нам предлагает отечественный авиапром? Самый большой турбовинтовой самолет в мире - Антонов Ан-22. Его длина составляет около 60 метров, скорость полета - 580 км/ч. Первый лайнер был выпущен в 1965 году.

«Ту»

Легендарный Ту-134 - это пассажирский лайнер для полетов на средние расстояния, до 2800 метров. Он рассчитан максимально на 96 мест, его крейсерская скорость - 850 км/ч на высоте 11000 м. Ту-154 - самолет большей вместительности, в кабине трех классов размещается 158 человек, в экономклассе - 180. Максимальная скорость полета этого лайнера составляет 950 км/ч, и модификация Ту-154М способна преодолеть расстояния до 5200 км.

Ту-204 вмещает в себя 214 пассажиров, а крейсерская скорость чуть поменьше предыдущего «собрата» - 850 км/ч.

«Су»

Сухой «Суперджет»-100 - это не самый большой пассажирский самолет в мире, но он славен тем, что это первый российский лайнер, разработанный с использованием цифровых технологий. Он предназначен для полетов на расстояния до 3000 километров на малозагруженных авиалиниях. Максимальное количество пассажиров - 98 человек.

«Ил»

Говоря об отечественных самолетах, нельзя не упомянуть об «Ильюшинцах». Российские пассажирские самолеты, представленные этим КБ, имеют несколько основных видов, хорошо нам известных. Расскажем о каждом из них поподробнее.

Начнем с самого простого - «Ил-62», лайнера, который выпускается с 1971 года и предназначен для полетов на средние расстояния - до 10000 километров. Этот самолет вмещает в себя 198 пассажиров и пять членов экипажа. Его предельная скорость на крейсерской высоте составляет 850 км/ч.

Что касается самолета Ил-86, то он также предназначен для полетов на средние расстояния, кабина, содержащая два класса, может разместить в себе 234 пассажира, если самолет трехклассовый - то 314 человек. При этом клиентов обслуживают 11 бортпроводников. Самолеты оборудованы двенадцатью аварийными трапами и всеми необходимыми современными спасательными системами. Крейсерская скорость Ил-86 - 950 км/ч, расстояния, на которые он совершает полеты, не превышают 5000 километров при максимальной продолжительности полета в восемь часов.

Ил-96

Теперь о самом большом представителе семейства Ильюшина - аэробусе Ил-96. Он предназначен для полетов на большие расстояния. Триста человек в экономклассе и 262 пассажира в салоне трех классов - это цифра практически не отличается от предыдущей описанной модели этого семейства. Лайнер летит с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч и способен преодолеть расстояние до 12100 км. Его улучшенная «модель» - Ил-96М - вмещает в себя большее число пассажиров - до 435 человек в чартерном варианте.

Ближайшая перспектива, или Отечественные разработки

На сегодняшний день самый крупный российский авиапроект - это «Иркут МС-21». В его рамках планируется выпуск ближне-среднемагистральных пассажирских лайнеров. Сейчас компанией "Иркут" ведутся разработки и строительство, первые экземпляры самолетов по плану будут сертифицированы в 2016 году, тогда же начнутся летные испытания. Старт производства серийного масштаба МС-21 ожидается с 2017-2018 гг. На российском рынке пассажирских самолетов эти лайнеры должны сменить Ту-154 и Ту-204 и будут эксплуатироваться на внутренних и международных авиалиниях.

В рамках проекта разрабатывается не самый большой пассажирский самолет в мире, но создаваемое семейство авиалайнеров будет иметь в своем составе различные машины трех видов по длине и вместимости пассажиров - на 150, 180 и 210 мест. Модельный ряд будет содержать самолеты с увеличенной дальностью полета. Высота крейсерского полета судна составит 11600 километров, скорость, которую будет развивать лайнер, составит 870 км/ч, максимальная длина флюзеляжа - 39,5 метра. Экипаж будет состоять из двух человек.

Что касается хода работы, базой проекта является Як-242. Разработка нового крыла принадлежит компании «Гражданские самолеты Сухого», фюзеляжные работы ведутся непосредственно корпорацией «Иркут» и ОКБ имени Яковлева.

Предполагается, что новые лайнеры окажутся более экономичными за счет использования современных композиционных материалов, а также двигателей нового поколения. Самолеты будут оснащены редукторными турбовентиляторными двигателями «Пратт энд Уитни», в перспективе возможна установка отечественных пермских двигателей ПД-14.

Людей всегда привлекает какой-либо рекорд - рекордные самолёты всегда пользуются большим вниманием

3 место: Airbus A380

Airbus А380 – широкофюзеляжный двухпалубный реактивный пассажирский самолет, созданный концерном Airbus S.A.S. (ранее Airbus Industrie) – самый крупный серийный авиалайнер в мире.

Высота самолета составляет 24,08 метра, длина – 72,75 (80,65) метра, размах крыла 79,75 метра. A380 может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 км. Вместимость – 525 пассажиров в салоне трех классов; 853 пассажира в одноклассовой конфигурации. Также предусмотрена грузовая модификация A380F с возможностью перевозить груз до 150 тонн на расстояние до 10 370 км.

На разработку Аэробус А380 ушло около 10 лет, стоимость всей программы составила около 12 млрд. евро. Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолетов, хотя по оценкам некоторых аналитиков, цифра должна быть намного больше.
По словам разработчиков, самой сложной частью в создании А380 стала проблема снижения его массы. Ее удалось решить за счет широкого применения композиционных материалов как в силовых элементах конструкции, так и во вспомогательных агрегатах, интерьерах и т. д.

Для снижения массы самолета также использовались прогрессивные технологии и улучшенные алюминиевые сплавы. Так, 11–тонный центроплан на 40% своей массы состоит из углепластиков. Верхние и боковые панели фюзеляжа производятся из гибридного материала Glare (англ.). На нижних панелях фюзеляжа применена лазерная сварка стрингеров и обшивки, что существенно снизило количество крепежа.
По заявлениям компании Airbus, в расчете на одного пассажира Аэробус А380 сжигает на 17% меньше топлива, чем “современный самый большой самолет” (по всей видимости, имеется в виду Боинг 747). Чем меньше топлива сжигается, тем меньше выбросы углекислого газа. Для самолета выбросы CO2 в расчете на одного пассажира составляют всего лишь 75 граммов на километр пути. Это почти вдвое меньше нормы выброса углекислоты, установленной Европейским союзом для автомобилей, произведенных в 2008 году.

Первый проданный самолет A320 был сдан заказчику 15 октября 2007 после длительной фазы приемо–сдаточных испытаний и поступил на службу 25 октября 2007 года, совершив коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем. Два месяца спустя президент компании Singapore Airlines Чю Чонг Сенг заявил, что Airbus A380 работает лучше, чем ожидалось и потребляет на пассажира на 20% меньше топлива, чем имеющиеся у компании Боинги 747–400.

Верхняя и нижняя палубы самолета соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях лайнера, достаточно широкими, чтобы на них поместились два пассажира плечом к плечу. В конфигурации с 555 пассажирами A380 имеет на 33% больше пассажирских мест, чем Боинг 747–400 в стандартной конфигурации с тремя классами, но салон имеет на 50% больше пространства и объема, в результате чего на одного пассажира приходится больше места.

Максимальная сертифицированная вместимость самолета – 853 пассажира при конфигурации с единым эконом–классом. Анонсированные конфигурации имеют число пассажирских мест от 450 (для Qantas Airways) до 644 (для Emirates Airline, с двумя классами комфортности).

2 место: Hughes H-4 Hercules

Хьюз H-4 Геркулес (англ. Hughes H-4 Hercules) - транспортная деревянная летающая лодка, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose («Щёголь, Пижон», дословно «Еловый гусь»), был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным - 98 метров. Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В начале Второй мировой войны правительство США выделило Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна, но к окончанию военных действий летательный аппарат готов не был, что объяснялось нехваткой алюминия, а также упрямством Хьюза, стремившегося создать безупречную машину.

Технические характеристики

Экипаж: 3 человека
Длина: 66,45 м
Размах крыла: 97,54 м
Высота: 24,08 м
Высота фюзеляжа: 9,1 м
Площадь крыла: 1061,88 м?
Максимальная взлётная масса: 180 тонн
Масса полезной нагрузки: до 59 000 кг
Запас топлива: 52 996 л
Двигатели: 8? воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л. с. (2240 кВт) каждый
Пропеллеры: 8? четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 351 миль/ч (565,11 км/ч)
Крейсерская скорость: 250 миль/ч (407,98 км/ч)
Дальность полёта: 5634 км
Практический потолок: 7165 м.

Несмотря на своё прозвище, самолёт построен практически полностью из берёзы, точнее из выклеенной по шаблону берёзовой фанеры.

Самолёт Hercules, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

После длительного хранения (Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии до своей смерти в 1976 году, тратя на это до 1 млн долларов США в год) самолёт был отправлен в музей Лонг-Бич, Калифорния.

Самолёт ежегодно посещают около 300 000 туристов. Биография создателя самолёта Говарда Хьюза и испытания самолёта показаны в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор».

В настоящее время является экспонатом музея Evergreen International Aviation в Макминнвилле (Орегон), куда был перевезён в 1993 году.

1 место: АН-225 Вот это самолет! Конечно, он же русский!

Эта машина была спроектирована и построена в очень короткие сроки: первые чертежи начали создаваться в 1985 году, а в 1988 году транспортный самолет уже был построен. Причину столь сжатых сроков можно довольно легко объяснить: дело в том, что «Мрия» создавалась на базе хорошо отработанных узлов и агрегатов Ан-124 «Руслан». Так, например, фюзеляж «Мрии» имеет те же поперечные размеры, что и Ан-124, но длиннее его, увеличился размах и площадь крыльев. Такое же строение, как у «Руслана» имеет крыло, но в него были добавлены дополнительные секции. У Ан-225 появились два дополнительных двигателя. Шасси самолета аналогично шасси «Руслана», но в нем семь, вместо пяти стоек. Довольно серьезно был изменен грузовой отсек. Изначально было заложено два самолета, но достроен был только один Ан-225. Второй экземпляр уникального самолета готов приблизительно на 70% и может быть достроен в любое время, при условии должного финансирования. Для его достройки нужна сумма 100-120 миллионов долларов.

1 февраля 1989 года самолет был показан широкой публике, а в мае того же года Ан-225 совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев, неся у себя на спине «Буран», весящий шестьдесят тонн. В том же месяце Ан-225 доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. В общей сложности, на счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 тонны), самого тяжелого монолитного груза (188 тонн) и самого длинного груза.

Самолет Ан-225 «Мрия» изначально создавался для нужд советской космической отрасли. В те годы Советский Союз строил «Буран» - свой первый корабль многоразового использования, аналог американского шаттла. Для реализации этого проекта была необходима транспортная система, с помощью которой можно было перевозить грузы больших размеров. Именно для этих целей и задумывалась «Мрия». Кроме компонентов и узлов самого космического корабля, необходимо было доставлять и части ракеты «Энергия», которые также имели колоссальные размеры. Все это доставлялось с места производства до точек окончательной сборки. Узлы и компоненты «Энергии» и «Бурана» изготавливали в центральных регионах СССР, а окончательная сборка происходила в Казахстане, на космодроме Байконур. Кроме того, Ан-225 изначально проектировали так, чтобы в будущем он мог перевозить готовый космический корабль «Буран». Также Ан-225 мог перевозить крупногабаритные грузы для нужд народного хозяйства, например, оборудование для горнодобывающей, нефтегазовой промышленности.

Помимо участия в советской космической программе, самолет должен был использоваться для перевозки негабаритных грузов на большие расстояния. Эту работу Ан-225 «Мрия» выполнят и сегодня.

Общие функции и задачи машины можно описать так:

перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжелых) общим весом до 250 т;
внутриконтинентальные беспосадочные перевозки грузов весом 180?200 т;
межконтинентальные перевозки грузов весом до 150 т;
перевозки тяжелых крупногабаритных грузов на внешней подвеске общим весом до 200 т;
использование самолета для воздушного старта космических аппаратов.

Перед уникальным самолетом ставили и другие, еще более амбициозные задачи и они также были связаны с космосом. Самолет Ан-225 «Мрия» должен был стать своеобразным летающим космодромом, платформой с которой на орбиту выводились бы космические корабли и ракеты. «Мрия», по замыслу конструкторов, должны была стать первой ступенью для старта многоразовых космических кораблей типа «Буран». Поэтому изначально перед конструкторами стояла задача сделать самолет с грузоподъемностью не менее 250 тонн.

Советский шаттл должен был стартовать со «спины» самолета. Подобный способ запуска аппаратов на околоземную орбиту имеет множество серьезных плюсов. Во-первых, не нужно строить очень дорогостоящих наземных пусковых комплексов, а во-вторых, запуск ракеты или корабля с самолета серьезно экономит топливо и позволяет увеличить полезную нагрузку космического аппарата. В некоторых случаях это может позволить совсем отказаться от первой ступени ракеты.

Различные варианты воздушного старта разрабатываются и в настоящее время. Особенно активно в этом направлении работают в США, есть и российские наработки.

Увы, с распадом Советского Союза, проект «воздушного старта», с участием Ан-225 был практически похоронен. Этот самолет был активным участником программы «Энергия-Буран». Ан-225 выполнил четырнадцать полетов с «Бураном» на верхней части фюзеляжа, в рамках этой программы были перевезены сотни тонн различных грузов.

После 1991 года финансирование программы «Энергия-Буран» прекратилось, и Ан-225 остался без работы. Только в 2000 году началась модернизация машины для использования ее в коммерческих целях. Самолет Ан-225 «Мрия» обладает уникальными техническими характеристиками, огромной грузоподъемностью и может перевозить крупногабаритные грузы на своем фюзеляже - все это делает самолет очень востребованным для коммерческих перевозок.

С того времени Ан-225 выполнил множество рейсов и перевез сотни тонн различных грузов. Некоторые транспортные операции можно смело назвать уникальными и не имеющими аналогов в истории авиации. Самолет несколько раз принимал участие в гуманитарных операциях. После разрушительного цунами он доставлял электрогенераторы в Самоа, перевозил строительную технику в разрушенное землетрясением Гаити, помогал устранять последствия землетрясения в Японии.

В 2009 году была проведена модернизация самолета Ан-225, и срок его службы был продлен.

Самолет Ан-225 «Мрия» выполнен по классической схеме, с высокоподнятыми крыльями небольшой стреловидности. Кабина находится в передней части самолета, грузовой люк также расположен в носовой части машины. Самолет выполнен по двухкилевой схеме. Подобное решение связано с необходимостью перевозить грузы на фюзеляже самолета. Планер самолета Ан-225 имеет очень высокие аэродинамические свойства, величина аэродинамического качества этой машины равна 19, что является отличным показателем не только для транспортных, но и для пассажирских самолетов. Это, в свою очередь, серьезно улучшило характеристики самолета и снизило расход топлива.

Практически все внутреннее пространство фюзеляжа занимает грузовой отсек. По сравнению с Ан-124 он стал больше на 10% (на семь метров). При этом размах крыла увеличился всего лишь на 20%, были добавлены еще два двигателя, а грузоподъемность самолета выросла в полтора раза. При строительстве Ан-225 активно использовались чертежи, узлы и агрегаты Ан-124, благодаря чему самолет и смогли создать в такой короткий срок. Вот основные отличия Ан-225 от Ан-124 «Руслан»:

Новый центроплан;
увеличена длина фюзеляжа;
однокилевое хвостовое оперение заменено на двухкилевое;
отсутствие хвостового грузового люка;
количества стоек основного шасси увеличено с пяти до семи;
система крепления и наддува наружных грузов;
установлены два дополнительных двигателя Д-18Т.

В отличие от «Руслана», «Мрия» имеет всего лишь один грузовой люк, который находится в носовой части самолета. Как и ее предшественник, «Мрия» может изменять клиренс и угол наклона фюзеляжа, что крайне удобно при погрузочно-разгрузочных работах. Шасси имеет три опоры: переднюю двухстоечную и две основные, каждая из которых состоит из семи стоек. При этом все стойки независимы друг от друга и выпускаются отдельно.

Для взлета без груза самолету необходима взлетная полоса длиной 2400 метров, с грузом - 3500 метров.

Ан-225 имеет шесть двигателей Д-18Т, подвешенных под крыльями, а также две вспомогательные силовые установки, расположенные внутри фюзеляжа.

Грузовой отсек сделан герметичным и снабжен всем необходимым оборудованием для погрузочных работ. Внутри фюзеляжа Ан-225 может перевозить до шестнадцати стандартных авиационных контейнеров (каждый весом десять тонн), пятьдесят легковых автомобилей или же любой груз весом до двухсот тонн (турбины, грузовая техника особо крупных размеров, генераторы). Сверху на фюзеляже предусмотрены специальные крепления для перевозки крупногабаритных грузов.Д

Технические характеристики Ан-225 «Мрия»

Размах крыла, м 88,4
Длина, м 84,0
Высота, м 18,2
Масса, кг

Пустого 250000
Максимальная взлетная 600000
Масса топлива 300000
Двигатель 6*ТРДД Д-18Т
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч 0,57-0,63
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 15600
Дальность действия, км 4500
Практический потолок, м 11000
Экипаж шесть человек
Полезная нагрузка, кг 250000-450000.

Ан-225 советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова, является самым большим самолётом в мире.



Статьи по теме: