Князь влад 3. Влад дракула - личный враг турецкого султана. Влад Дракула: Черный PR

Кратко о статье: Кто же не знает Дракулу, великого и ужасного вампира всех времен и народов? А ведь исторический прообраз этого персонажа был, если разобраться, ничем не примечательным правителем, пусть и достаточно жестоким. Последствия «черного средневекового пиара» привели к появлению массы легенд и домыслов о Владе, но мы попробуем абстрагироваться от явно надуманных деталей и рассказать вам о реальных событиях жизни «короля вампиров».

Сын дракона

ВЛАД III ЦЕПЕШ

У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид, с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица.

Брэм Стокер, «Дракула»

Сможете ли вы узнать Влада Дракулу, если, не дай Бог, вдруг встретите его на улице? Ведь он, как известно, импозантный аристократ в длинном плаще с кроваво-красным подбоем, с бледной кожей и черными, как смоль, волосами... Или омерзительная тварь с длинными зубами и кожистыми крыльями? Черный волк, летучая мышь, густой туман? Оказавшись в прошлом, мы бы очень удивились, найдя реального Дракулу - неказистого худого мужичка с подозрительно выпученными глазами, при взгляде на которого возникает желание проверить, на месте ли кошелек, а вовсе не убегать с криком «На помощь! Вампир!».

Мы продолжаем цикл статей об исторических личностях, ставших особо известными благодаря книгам фантастического жанра. В прошлых номерах шла речь о Робин Гуде и графе Сен-Жермене. Сегодня мы познакомимся с самим Дракулой!

Оценка - кол!

Влад III Дракула (ноябрь или декабрь 1431 - декабрь 1476) - заурядная историческая фигура, правитель княжества Валахия, располагавшегося на юге современной Румынии. Современники дали Владу кличку Цепеш (Ţepeş - «колосажатель») и славу тирана, перещеголявшего в зверствах царя Ирода и Нерона. С легкой руки Брэма Стокера он превратился в вампира - хрестоматийного графа Дракулу, по образу и подобию которого придумываются все нынешние кровососы (к примеру, граф Страд из вселенной Равенлофт в ролевой игре Dungeons & Dragons ).

Настоящий Дракула был прежде всего военачальником. Он боролся за независимость Валахии от Османской империи (турки называли его Казыклы Бей, то есть «Принц-колосажатель»). На родине его до сих пор почитают в качестве рыцаря-христианина, противостоявшего исламской экспансии. Прозвище Цепеш «прилипло» к Владу лишь после его смерти (вряд ли кто из румын отважился назвать его так в глаза). Здесь особо постарались недоброжелатели, которые преувеличивали привычку Дракулы казнить своих врагов путем посажения на кол (обычное для того времени дело) и распространяли слухи о невероятных кровавых оргиях. Из этих бездоказательных историй и черпал вдохновение Стокер. Кроме того, сыграли определенную роль рассказы о гастрономических причудах Влада - он якобы любил кушать хлеб, обмакивая его в кровь (вероятно, свиную).

Огнем и мечом

Корона Валахии не передавалась по наследству. Властителя избирали бояре. Единственным требованиям к кандидатам было благородное происхождение (os de domn - «плоть и кость воеводы»), правителем мог стать даже внебрачный ребенок. Поэтому политическая ситуация в стране была нестабильной - то и дело вспыхивали династические распри и перевороты. Все осложнялось еще и тем, что Валахия находилась между враждующими соседями - Венгерской и Османской империей, которые «тянули одеяло на себя» и всячески старались завладеть стратегически важным регионом.

Влад III родился не в Валахии, а в маленьком трансильванском городе Сигишоаре. Как раз в то время бояре - союзники Турции - свергли его отца, Влада II, и поставили «у руля» княжества своего человека.

Отец будущего «вампира» был ловким политиком и постоянно маневрировал между Венгрией и Турцией. Чтобы заручиться поддержкой султана Мурада, он отдал ему в заложники двух младших сыновей - Влада и Раду. Здесь их судьбы разделились. Влада держали в подземной темнице крепости Эгригез и очень плохо с ним обращались.

После того, как в 1448 году бояре убили его отца, Влад III был отпущен из плена и, более того, посажен турками на пустующий трон Валахии в качестве «марионеточного правителя». Однако венгров такие расклады не устраивали - они послали на Валахию войско, и Влад, узнав о нем, предусмотрительно спрятался в Молдавии.

После смерти молдавского правителя Богдана Влад, рискуя жизнью, бежал во враждебную Венгрию. Каким-то чудом ему удалось помириться с тамошним регентом Яношом Хуньянди и даже заручиться его поддержкой. С помощью венгров в 1456 году Влад выбил турков из Валахии и воцарился там на 6 лет.

Это был основной, наиболее длительный период его правления, когда Влад, согласно некоторым источникам (например, «Сказанию о Дракуле воеводе» дьяка Федора Курицына), уничтожил до 100000 человек - то есть около 20% населения своей страны - и заслужил кличку «Цепеш». Так говорят летописи. А как могло быть на самом деле?

Это интересно
  • Дракула родился в тот же самый год, когда сожгли Жанну д’Арк.
  • «Дракула» буквально означает «Сын Дракона» (применительно к нашему герою это расшифровывалось как «Сын Дьявола»). Отец Влада III состоял в элитном рыцарском Ордене Дракона (Societas Draconis), официальной целью которого была борьба с турками, а реальной - контроль Священной Римской Империи над его членами, влиятельными людьми Восточной Европы.
  • Мало кто знает, что Влад III Дракула - один из предков английских королей по линии королевы Марии, супруги короля Георга V, происходившей от династий Венгрии и Румынии.
  • У Цепеша было три сына - один от первого брака с румынской аристократкой и два от второго брака с родственницей венгерского короля.
  • Второй супругой Дракулы была Илона Жилегай - дальняя родственница Елизаветы Батори, знаменитой «кровавой графини».

Дела внутренние

Резиденция Влада располагалась в городе Тырговиште. Помимо войн с турками и расправ с заговорщиками, Дракула занимался вполне обычными делами. Он ездил в Бухарест по посольским делам. Издавал законы. Встречался с послами. Разбирал наиболее запутанные судебные тяжбы. Затеял постройку и реконструкцию нескольких замков. Вероятно, по праздникам он появлялся на публике, а в свободное время охотился.

Не доверяя аристократам, Влад набирал в свое войско простолюдинов, лично посвящая их в рыцари. Он лишил торговых привилегий немецкие поселения (это был источник доходов его политических конкурентов) и устраивал против них опустошительные походы. Именно поэтому в немецких хрониках Дракулу называли wutrich - «неистовый», «изверг», «лютый».

Экономика Валахии была подорвана постоянной сменой правителей и непрекращающимися войнами. Сельское хозяйство зачахло, торговля почти прекратилась, а уровень преступности превышал все мыслимые пределы. В таких условиях Владу III приходилось прибегать к самым жестоким мерам. Он показательно казнил бандитов и топил в крови крестьянские бунты.

Дела внешние

Следуя семейной традиции, Влад заключил альянс с Венгрией против Турции (к этому его подталкивало и то, что у турков жил его брат Раду, мечтавший занять трон). Папа Пий II обещал дать денег на войну с Османской империей. Венгерский король Матиаш Корвин гарантировал военную поддержку. Однако когда дошло до дела, они бросили Дракулу один на один с грозным Мухаммедом II - покорителем Константинополя.

В 1459 году Влад прекратил выплачивать туркам дань, призвал в армию все боеспособное население мужского возраста, перешел Дунай и вырезал 20000 человек на территории Османской империи. В ответ султан Мухаммед II вторгся в Валахию с шестидесятитысячной армией (историки иногда говорят о 200000 - но эта цифра явно завышена). Понимая, что в открытом столкновении ему ничего не светит, Дракула позволил туркам захватить Тырговиште и начал партизанскую войну.

В историю вошел его знаменитый «ночной рейд» на лагерь султана - Влад с 7000 бойцами предпринял отчаянную вылазку, уничтожил до 15000 неприятелей, едва не пробился к шатру самого Мухаммеда (для маскировки воевода с группой самых смелых его людей переоделись в турок) и получил легкое ранение головы. Испугавшись, султан спешно покинул Валахию, оставив вместо себя Раду Красивого.

Точечные атаки на войско неприятеля, демонстративные расправы с пленными турками и тактика «выжженной земли» снискали Владу славу храброго и мудрого полководца. Но чудес не бывает - в 1462 году Дракула был вынужден отступить в союзную Венгрию, уступив Валахию своему «турецкому» брату Раду.

Тут Влада настигло предательство. Венгерский король Матиаш решил прикарманить деньги папы (40000 гульденов), выделенные на войну, и свалил вину за фронтовые неудачи на своего вассала. Он сфабриковал письма Дракулы к султану, где воевода якобы просил мира и предлагал помощь в войне с Венгрией.

Оригиналы писем были «утеряны», до нас дошли лишь копии на латыни, написанные в совершенно несвойственной Дракуле манере. Тогда же все летописи внезапно стали хором расписывать садистские замашки ветерана турецкой войны. В итоге он был осужден и помещен в темницу.

Влад провел там около 12 лет и вернул свободу, лишь женившись на двоюродной сестре Матиаша (некоторые историки считают, что королевне было негоже идти замуж за пленника, поэтому его освободили уже через 4 года после заточения) и приняв католичество. Последний факт вызвал ярость у православной церкви - именно поэтому русские хроники обличают Дракулу как «диавола» и «вероотступника».

Накопив силы, в 1475 году Влад отвоевал Валахию у брата, однако его позиции оставались очень слабыми. Подданные хорошо помнили, какими способами он восстанавливал порядок в стране. Когда турки предприняли очередную атаку, Дракула смог собрать лишь 4000 человек и, естественно, проиграл битву.

Существует несколько версий его смерти. По одной - его убили бояре, перешедшие на сторону султана. По другой, более распространенной, Дракула пал в бою с турками - причем воеводу заколол в спину один из его собственных солдат.

Кто прав?

Кто же на самом деле, этот Дракула - герой или тиран? Однозначного ответа дать невозможно, ведь он, если вдуматься, был и тем, и другим. Да, безусловно, Дракула правил железной рукой, всячески стараясь устрашить врагов. Ему была свойственна изощренная восточная жестокость, которой он насмотрелся смолоду «в гостях» у султана. Влад расправлялся с изменниками и захватчиками так, что даже кровожадным туркам становилось дурно. Это была его кровная месть за отца и брата.

Однако по меркам средневековья такое поведение вряд ли можно назвать из ряда вон выходящим. К примеру, двоюродный брат Влада, молдавский князь Штефан посадил на кол две тысячи человек - но при этом вошел в историю под прозвищами «Великий» и «Святой». Кошмарная репутация Дракулы как «средневекового Гитлера» - результат массового «черного пиара», устроенного его бесчисленными завистниками и недоброжелателями, желавшими опорочить Влада перед всем миром.

Ему приписывались немыслимые деяния и свирепые шутки. Он якобы приказывал расставлять колья (их высота зависела от ранга казненного - чем выше, тем знатнее) в своеобразный «лес» и пировал там, наслаждаясь стонами несчастных. Младенцев насаживали поверх матерей на один и тот же кол. Жертвам отрубали конечности, вбивали в голову гвозди, вырезали половые органы, снимали с них кожу и шпарили их кипятком.

Легенды говорят, что Дракула приказал положить золотой кубок у фонтана на главной площади Тырговиште, чтобы каждый мог пить из него. По закона княжества воровство наказывалось смертью, поэтому никто не осмеливался похитить эту драгоценность.

Когда из повозки у одного заморского купца украли 160 дукатов, Дракула приказал не только найти вора, но и тайком подложить купцу 161 дукат. На следующий день вор был пойман и посажен на кол, а купец обнаружил у себя лишнюю монету и честно сообщил об этом Владу. Тот объяснил торговцу, что это была проверка. Если бы купец утаил ее, то сел бы на кол рядом с вором.

Не менее известна и история с послами, отказавшимися снимать шляпы (тюрбаны) в присутствии Дракулы. Тот распорядился прибить их головные уборы к головам гвоздями. Встретив в поле крестьянина, одетого в короткий кафтан, Цепеш велел казнить его «ленивую» жену (несмотря на протесты мужчины), и назначил ему новую, приказав той как следует заботиться о супруге.

Однажды Дракула объявил, что в его государстве не должно быть бедных и голодных. Он пригласил всех нищих и калек на роскошный пир, а когда они наелись, поджег здание, где проходило торжество, исполнив свое обещание буквально.

Через одно место

Посажение на кол считается одним из самых мучительных видов казни. С виду все просто: человека «надевают» на вкопанный в землю и смазанный маслом кол через задний проход, либо (по слухам) влагалище или рот, причем делается это с таким расчетом, чтобы не повредить важнейшие внутренние органы, предотвратить массовую потерю крови и продлить агонию жертвы. Так, если человек протыкался «сзади», то кол слегка смещали в сторону, чтобы он вышел в районе правой ключицы и не задел сердце. Иногда колом пронзалась сразу грудная клетка. В этом случае смерть наступала мгновенно, так как целью казни было не причинение мучений, а выставление тела напоказ для устрашения.

В особо жестокой форме посажение проводилось так: «клиента» не протыкали колом сразу, а связывали и, оправдывая название этой процедуры, «сажали» его на длинный кол так, чтобы ноги не доставали до земли. Под давлением своего веса жертва постепенно нанизывалась все глубже и глубже. Это могло длиться часами, даже днями.

Первыми практиковать посажение на кол стали древние персы. Если верить Геродоту, царь Дарий I после захвата Вавилона казнил таким образом 3000 горожан. В Швеции 17 века похожим образом убивали повстанцев - втыкали острый кол между позвоночником и кожей (жертвы мучились от 4 до 5 дней). Турки времен Османской империи сажали на кол сербов, болгар и греков. Те, естественно, не оставались в долгу. Считается, что этим видом казни увлекался Иван Грозный.

* * *

Влад III был человеком своего времени. Обычный, ничем не выделяющийся феодал, о котором мы никогда бы не услышали - если бы не его «вампирская» карьера. Даже в ней много домыслов - к примеру, ходят слухи, что могила Дракулы в Снаговом монастыре оказалась пустой (оскверненной, заполненной ослиными костями). Что его обезглавили не зря - ведь в то время так расправлялись именно с вампирами. Иногда все представлялось наоборот - мол, Дракула сам боролся с вампирами и прочей нечистью, сажая ее, как и положено, на кол.

По прошествии стольких лет трудно отличить правду от лжи. Да и нужна ли она, эта правда? Ведь историческая ценность Дракулы состоит не в его истинном облике, а в том, каким мы его себе представляем сегодня. Спросите у любого - кто такой Дракула? - и поймете, что нам следует быть признательными тем, кто в древности сплел вокруг Влада Цепеша паутину оккультных мифов. Иначе сейчас мы имели бы дело с очередным безвестным князьком, а мир фантастики лишился бы самого известного на свете вампира.

А давайте поговорим об этом интереснейшем персонаже при жизни ставшим легендой и заслужившим в народе прозвище "ужас османов". И заодно попробуем отделить так сказать "зерна от плевел". Он трижды становился князем (господарем) Валахии, 12 лет сидел в тюрьме, много раз скрывался от врагов, был живым "залогом" у турок, искоренил преступность в своем княжестве и единственный из противников османских воинов наводил на них страх, граничащий с паникой одним своим появлением на поле боя.

Точная дата рождения Влада III Басараба , а именно так звучит его настоящее имя, неизвестна. Между 1429 и 1431 годом в городе Сигишоара в семье князя Влада ІІ Дракулы и молдавской княжны Василики родился сын. Вообще у правителя Валахии родилось четверо сыновей: старший Мирча, средние Влад и Раду и самый младший - тоже Влад (сын второй жены князя Влада ІІ - Колцуны, впоследствие Влад IV Монах). Судьба не будет благосклонна к первым трем из них. Мирча похоронят живьем валашские бояре в Тырговиште. Раду станет фаворитом турецкого султана Мехмеда ІІ, а Влад принесет своему роду недобрую славу людоеда. И лишь Влад IV Монах все же проживет свою жизнь более-менее спокойно. Фамильным гербом семьи был дракон. Именно в год рождения Влада его отец вступил в орден Дракона, члены которого на крови клялись защищать христиан от турок-мусульман. Именно от отца Влад III и унаследует свое родовое прозвище - Дракула. В молодости Влад III звался Дракул (рум. Dracul, то есть "дракон"), унаследовав прозвище отца без каких-либо изменений. Однако позднее (в 1470-е годы) стал указывать своё прозвище с буквой «а» на конце, поскольку к тому времени оно получило наибольшую известность именно в такой форме.

Детство Дракулы прошло вот в этом доме, который сохранился в городе Сигишоара в Трансильвании до сих пор, по адресу ул. Жестянщиков, 5. Единственное что, за прошедшие 500 лет сама область Трансильвания сменила государственную принадлежность, в 15 веке она принадлежала Венгерскому королевству, но сейчас она, город Сегишоара и дом, в котором жил Дракула вместе с отцом, матерью и старшим братом, расположены на территории Румынии.

Семья будущего господаря Валахии прожила в Сегишоаре до 1436 года. Летом 1436 года отец Дракулы занял валашский престол и не позднее осени того же года перевёз семью из Сигишоары в Тырговиште, где в то время находилась столица Валахии. По всем данным Влад III получил прекрасное по тем временам образование в византийском стиле. Однако образование в полной мере закончить ему не удалось, ибо вмешалась политика. Весной 1442 года отец Дракулы поссорился с Яношем Хуньяди, являвшимся в то время фактическим правителем Венгрии, в результате чего Янош решил поставить в Валахии другого правителя - Басараба II.
Летом 1442 года отец Дракулы поехал в Турцию к султану Мурату II просить помощи, однако вынужден был остаться там на 8 месяцев. В это время в Валахии утвердился Басараб II, а Дракула с остальной семьёй скрывались. Весной 1443 года отец Дракулы вернулся из Турции вместе с турецкой армией и сместил Басараба II. Янош Хуньяди не стал этому препятствовать, поскольку готовился к крестовому походу на турок. Поход начался 22 июля 1443 года и длился вплоть до января 1444 года.Весной 1444 года начались переговоры о перемирии между Яношем Хуньяди и султаном. К переговорам присоединился отец Дракулы, в ходе которых Янош согласился, что Валахия может оставаться под турецким влиянием. В то же время султан, желая быть уверенным в преданности «валашского воеводы», настоял на «залоге» (аманат по-турецки). Под словом «залог» подразумевалось, что к турецкому двору должны приехать сыновья «воеводы» - то есть Дракула, которому на тот момент было около 14 лет, и его брат Раду, которому было около 6 лет.Переговоры с отцом Дракулы завершились 12 июня 1444 года. Дракула и его брат Раду отправились в Турцию не позднее конца июля 1444 года .

Современные исследовали сходятся в одном: именно в Турции, Влад получил какую-то психологическую травму, навсегда сделавшую из него, того кого с ужасом и восторгом вспоминают по всей Румынии. Существуют несколько версий произошедшего:
1. Будущего господаря Валахии пытали турки склоняя принять ислам.
2. Будто-бы младшего брата Влада, Раду - совратил наследник турецкого престола Мехмед, сделав его своим любовником-фаворитом. Об этом в частности пишет средневековый автор - греческий историк Лаоник Халкокондил. Однако по его словам этот эпизод относится к более позднему периоду 1450-х годов.
3. Жестокое убийство отца и старшего брата в декабре 1446 года. Гибель произошла в результате государственного переворота, совершённого валашскими боярами, при поддержке венгров. На перстол Валахии взошел ставленник Хуньяди - Владислав II. Отцу Дракулы по приказу венгерского полководца отрубили голову, а старшего брата Дракулы похоронили заживо.
4. Ну и самая распространенная - нравы при султанском дворце были такие "простые", что под их влиянием позже у Влада и проявились его садистские наклонности. К примеру по легенде Влад и его младший брат стали свидетелями (их специально привели) "расследования" кражи редкого овоща (возможно огурца!) в оранжерее султана. Каждому из 12 садовников, имевших в то или иное время этого дня доступ в оранжерею, вспарывали живот, и у седьмого по счету обнаружили искомое. Тем кому не вспороли брюхо - повезло, тем кому уже вспороли, "милостиво позволили выжить", ну а преступника сожравшего плод вздели еще живого на кол.

Осенью 1448 года Дракула вместе с турецкими отрядами, одолженными султаном, вошёл в валашскую столицу - Тырговиште. Когда именно это случилось, точно не известно, но есть письмо Дракулы от 31 октября, где он подписывается как «воевода Валахии». Сразу же по восшествии на трон Дракула начинает расследование событий, связанных с гибелью своего отца и брата. В ходе расследования он узнаёт, что не менее 7 бояр, служивших его отцу, участвовали в заговоре и поддержали князя Владислава, за что получили различные милости.
Тем временем Янош Хуньяди и Владислав, проигравшие сражение на Косовом поле, прибыли в Трансильванию. 10 ноября 1448 года Янош Хуньяди, находясь в Сигишоаре, объявил, что начинает военную кампанию против Дракулы, назвав его «незаконным» правителем. 23 ноября Янош был уже в Брашове, откуда с войском двинулся в Валахию. 4 декабря он вошёл в Тырговиште, но Дракула к тому времени уже сбежал.

С 1448 по 1455 год Влад Дракула живет в изгнании при дворе молдавских государей. В 1456 году Дракула находился в Трансильвании, где собрал армию добровольцев, чтобы отправиться в Валахию и снова занять престол. В это время (с февраля 1456 года) в Трансильвании находилась делегация францисканских монахов во главе с Джованни да Капистрано, которые тоже собирали добровольческую армию, чтобы освободить Константинополь, захваченный турками в 1453 году. Францисканцы не брали в поход православных, чем пользовался Дракула, привлекая отвергнутых ополченцев в свои ряды.В апреле 1456 года по Венгрии распространился слух, что к южным границам государства подступает турецкая армия во главе с султаном Мехмедом. 3 июля 1456 года в письме, адресованном «саксонцам Трансильвании», Янош Хуньяди сообщил, что назначил Дракулу "защитником трансильванских областей". После этого Янош вместе со своими войсками отбыл к Белграду, уже почти окружённому турецкой армией. К Белграду также последовало ополчение, собранное монахом-францисканцем Джованни да Капистрано, которое изначально должно было идти к Константинополю, а войско Дракулы остановилось на границе Трансильвании с Валахией.Валашский князь Владислав II, опасаясь, что в его отсутствие Дракула может занять престол, не пошёл на защиту Белград.

22 июля 1456 года турецкая армия отступила от Белградской крепости, а в начале августа армия Дракулы двинулась в Валахию. Получить власть Дракуле помог валашский боярин Мане Удрище, который заранее перешёл на его сторону и уговорил нескольких других бояр из княжеского совета при Владиславе сделать то же самое. 20 августа Владислав был убит, а Дракула стал валашским князем во второй раз. За 9 дней до этого (11 августа) в Белграде многолетний враг Дракулы и убийца его отца Янош Хуньяди умер от чумы.

В своем фамильном замке Тырговиште Влад отомстил за смерть отца и старшего брата. Согласно легенде, он пригласил бояр на пир в честь Пасхи (500 человек), а потом приказал заколоть (как варианты, отравить или посадить на кол) их всех до одного. Считается, что именно с этой казни начинается кровавое шествие великого тирана Влада Дракулы. Так рассказывают легенды, но хроники убеждают другом - на пиру Дракула лишь напугал бояр, а избавился только от тех, кого подозревал в измене. За первые годы своего правления он казнил 11 бояр, готовивших против него переворот. Избежав реальной угрозы, Дракула начал наводить порядок в стране. Он издал новые законы. За кражи, убийства и насилие преступников ожидало лишь одно наказание - смерть. Когда в стране начались публичные казни, люди поняли - их правитель не шутит.
В этом плане в княжестве Валахия царила истинное равенство перед законом: неважно кем ты был, боярином с трехсотлетней родословной, или безродным нищим, за любое преступление, или неповиновение князю-дракону тебя ждала смерть. Часто долгая и мучительная. Легенда утверждает, что так он уничтожил всех нищих и тех, кто не хотел работать. Сущесвует мнение, что постепенно он сознательно заставил людей бояться себя. Даже отобрал страшные байки о своей жестокости. Но, что самое странное простой народ ЛЮБИЛ своего "дракона".
Современник описывает валахов, как очень вороватый и наглый народ. Каково же было его удивление, когда через год после начала правления Влада Дракулы, можно было бросить золотую монету на улице и придя завтра найти ее лежащей на том же месте.

Также широко известен эпизод с турецкими послами, описанный русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году в «Сказании о Дракуле Воеводе»:

"Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

В 1461 году Влад Дракула отказался платить дань султану Мехмеду. Османы такого не прощали и этой же весной в пределы Валахии вторглась 250-тысячная армия турок (по современным данным она была все же поменьше "всего лишь" 100-120 тысяч). Однако Дракула не сдался и развернул против завоевателей настоящую и беспощадную партизанскую войну. Он вооружил каждого желающего. В его 30-тысячном войске вместе бились крестьяне и благородные, монахи и нищие, даже женщины и дети с 10 лет участвовали в боях с турками. 17 июля 1461 года в результате знаменитой "ночной атаки" войско Влада нанесло поражение и заставило отступить огромную армию Мехмеда II. Захваченные в этой битве турецкие пленные от 2000 до 4000 тысяч человек, были посажены на колья. Причем старшие командиры на колья с золотыми наконечниками, офицеры на колья с серебряными остриями, ну а простым воинам пришлось довольствоваться обыкновенным деревом. Даже по турецким меркам такая расправа была немного чересчур. Именно тогда Влад и получил свое османское прозвище - Казыклы (тур. Kazıklı от слова тур. kazık [казы́к] - «кол»). То есть в переводе "кольщик", или "колосажатель". Позднее именно это прозвище просто перевели на румынский язык дословно - Цепеш (рум.Țepeș). Если суммировать самые известные имена и прозвища Влада, то получится: Влад III Дракон Колосажатель. Звучит, а?

В этом же 1461 году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина Дракула был вынужден бежать в Венгрию, где был позднее заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

В 1475 году Влад III Дракула был освобождён из венгерской тюрьмы и снова начал участвовать в походах против турков. В ноябре 1475 года он в составе венгерской армии (как один из военачальников короля Матьяша, «королевский капитан») отправился в Сербию, где с января по февраль 1476 года участвовал в осаде турецкой крепости Шабац. В феврале 1476 года он принял участие в войне против турков в Боснии, а летом 1476 года вместе с другим «королевским капитаном» Штефаном Батори помог оборониться от турков молдавскому князю Штефану Великому.
В ноябре 1476 года Влад Дракула при помощи Штефана Батори и Штефана Великого сверг про-турецки настроенного валашского князя Лайоту Басараба. 8 ноября 1476 года было взято Тырговиште. 16 ноября взят Бухарест. 26 ноября общее собрание знатных людей Валахии избрало Дракулу своим князем.
Затем войска Штефана Батори и Штефана Великого ушли из Валахии, а с Владом Дракулой остались только те воины, которые подчинялись непосредственно ему (около 4 000 человек). Вскоре после этого Влад был предательски убит по инициативе Лайоты Басараба, однако в рассказах о способе убийства и непосредственных исполнителях источники расходятся.
Средневековые хронисты Якоб Унрест и Ян Длугош считают, что он был убит своим слугой, подкупленным турками. Автор «Повести о Дракуле воеводе» Фёдор Курицын считает, что Влад Дракула был убит во время битвы с турками.
Также сохранилось свидетельство молдавского князя Штефана, помогавшего Владу занять валашский престол:
"И я незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов, и, объединившись, мы привели упомянутого Драхулу к власти. И тот, когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы (с королевским капитаном) удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Драхулу, оставшегося без нас, убил его, и также оказались убиты все мои люди, за исключением 10-и."

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя являлся документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу венгерского короля) и опубликованный в 1463 году в Германии. Именно там впервые встречаются какие-либо описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.
С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик. Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии, большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено никаких более ранних упоминаний ни одной из этих «псевдофольклерных» историй.

Перечень злодеяний Влада Дракулы Цепеша в этом анонимном документе:
Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште;
Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором»;
Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли вам навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо;
Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!»;
Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турок и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь;
Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. «Нет сил терпеть, ужасное зловоние», ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: «Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает»;
По свидетельствам древнерусской повести, Цепеш приказывал вырезать половые органы неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, и сдирать с них кожу, выставляя тела напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст;
Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: «Почему они не сняли головные уборы перед православным правителем». Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить тюрбаны к их головам гвоздями.

Как раз иллюстрации к этому "документу" от 1463 года

Однако современные историки отрицают большую часть из этих ужастиков, считая их выдумками. Хотя на кол Цепеш сажал людей сотнями, а турок (которых и за людей видимо не считал) даже тысячами. А "честность" его подданых была куплена жизнями 15% населения Валахии. Его одновременно боялись до обморока, ненавидели, боготворили и любили. Мало кто из средневековых владетелей вызывал у окружающих такие противоречивые эмоции.
А другая, и более известная "жизнь" Влада Цепеша Дракулы началась в первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дракула».

По преданию господарь Валахии Влад III Басараб Дракула по прозванию Цепеш похоронен либо тут: в монастыре Комана, основанном Владом за 15 лет до этого.

Либо в Храме Благовещения в Снагове.



Самым известным вампиром всех времен можно без преувеличения считать легендарного графа Влада Цепеша (Тепеша) Дракулу.

Влад Цепеш родился в 1431 г. В Трансильвании, в крохотном городке Сигишоара. Отец его был членом ордена Дракона, поэтому и получил прозвище Дракула. История семьи графа Дракулы довольно трагична. Его старший брат был пленен турками и сожжен ими заживо, а младший Цепеш перешел на сторону врага и воевал против своих сородичей.

Был ли на самом деле Влад Цепеш вампиром, установить невозможно, но согласно истории Дракулы, он превратился в одного из самых страшных и кровавых правителей.


Замок Влада Цепеша - Дракулы


Граф Дракула наказывал своих недругов и всех провинившихся одним излюбленным способом - сажал на кол. Рассказы о зверствах Влада Цепеш были столь ужасны, что имя графа стало ассоциироваться у людей с румынским словом «dracul» что в переводе означает «дьявол».

Влад Цепеш занял валахский престол в 1443 г. После смерти своего отца и старшего брата. Граф Дракула отличался хитростью и коварством. Одно из преданий повествует о том, как Дракула обманным путем заманил турецкий отряд в засаду. При этом между ним и турками была достигнута предварительная договоренность о встрече и мирных переговорах. Несмотря на договор, Влад Цепеш захватил турок в плен, велел раздеть донага и посадить на кол. Затем он отдал приказ сжечь их заживо.

Влад Цепеш уничтожал не только своих врагов. Его жертвами становились и собственные подданные, никто не был застрахован от возможной расправы. Подозревал граф в измене абсолютно всех. Однажды его солдаты задержали группу купцов, проезжавших с торговым караваном по земле Валахии. По приказу Влада Цепеша все они были арестованы и сожжены.


Портрет графа Дракулы


В 1462 г. Доведенные зверствами и постоянным страхом за свою жизнь бояре свергли тирана. В заточении валахский граф Дракула провел 20 лет. Однако необходимость участия Влада Цепеша в войне против османских захватчиков вынудила бояр отпустить его на свободу.

Точные причины и время смерти кровавого тирана Дракулы не установлены. Некоторые источники рассказывают о предательстве группы его приближенных, которые и убили своего господина. Согласно другим сведениям, Влад Цепеш после поражения в битве при Бухаресте переоделся турком и попытался бежать. Однако его постигла неудача, и по повелению султана Мехмеда II он был казнен в Стамбуле путем отсечения головы, после чего правитель приказал насадить его голову на кол и выставить на всеобщее обозрение.

Доподлинно же известно, что похоронен Дракула в монастыре Снагов, недалеко от города Бухареста, столицы Румынии.

Варварская фантазия Влада Цепеша не ограничивалась сажанием на кол и сожжением людей заживо. Граф Дракула старался придумывать все новые и новые способы пыток и умерщвления. По приказу Цепеша выдирали ногти, отрывали уши и головы. Если для проведения казней не хватало кольев, Дракула приказывал ослеплять приговоренных, а затем душить или варить заживо в раскаленном масле. Сам же тиран испытывал огромное удовольствие от созерцания мучений своих жертв.

Граф Дракула в образе вампира.


В прямом смысле этого слова Дракула не был вампиром. Во всяком случае каких-либо свидетельств об употреблении им человеческой крови обнаружено не было. Славу великого кровососа он получил благодаря литературной фантазии известного английского писателя Брема Стокера. Именно он заставил графа Дракулу встать из могилы и превратиться в бессмертного кровопийцу.

В 1994 г. Недалеко от небольшого городка Челяковицы, находящегося в Чехии, было обнаружено странное захоронение, датированное началом XI в. В 11 ямах находилось 13 тел, руки которых были связаны кожаными ремнями, а в область сердца воткнуты осиновые колья. Исследователи установили, что останки принадлежат мужчинам приблизительно одного возраста. Никакого научного объяснения данному факту найти так и не удалось.

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

Почти шесть веков назад в истории появился такой человек, как валашский господарь (князь) Влад Цепеш, и с того времени за ним тянется зловещая тень его мрачной репутации. Иногда даже кажется, что речь идет не про человека, а об настоящем исчадии ада, которое по недоразумению попало на землю. Для большинства он известный как “ужас на крыльях ночи”, кровожадный вампир, диктатор, который сажал на кол за самую ничтожнейшую провинность, и этот список можно продолжать очень и очень долго. Влад Цепеш в сознании людей — ужасное чудовище, равных которому не было до него. А может… может Влад Цепеш был обычным для своей эпохи деятелем, обладавшим разными личными качествами, просто среди которых его жестокости отводилось отнюдь не самое последнее место? О графе Дракуле пачками снимают всевозможные фильмы жанра хоррор и пишут книги, от которых леденеет кровь. О личности этого валашского князя до сих пор идут горячие споры, делаются множество попыток выяснить соотношение мифов и реальности, вымысла и правды в рассказах про этого человека. Но почти каждый раз при попытке разобраться в Владе Цепеше и его жизни, от которых нас разделяют почти на шесть веков, то неосознанно, а бывает что и намеренно про графа Дракулу создаются новые мифы и легенды.
Кем же на самом деле был Влад Цепеш, и почему именно ему досталась должность самого “главного и известного вампира”? Кем же в реальности был тот человек, который для миллионов кинозрителей и читателей стал воплощением вампира? На родине графа, в Румынии, его, как правило, считают поборником “настоящей справедливости”, защитником и спасителем родины. Это странное положение дел один из исследователей выразил так: “Небезызвестный Влад Цепеш, граф Дракула, валашский патриот и садист”.
Загадки этой личности начинаются сразу же, как только мы пробуем узнать полное имя, прозвище и титул нашего героя. Одни хроники с полной уверенностью называют валашского князя Владом III, другие же – с не меньшей уверенностью — Владом IV. И они ведут речь не об сыне и отце (порядковый номер отца Цепеша, которого тоже звали Владом, варьируется соответственно), а про одного князя. Учитывая время, что прошло с их смерти, подобные расхождения должны слабо удивлять… Но никто ведь не путает номера куда более многочисленных французских королей Людовиков!
Год рождения графа, и дата, точно установлены не были. Влад Цепеш-Дракула, скорее всего, родился в 1431 или 1430 году (некоторые исследователи называют даже 1429 или 1428 годы), когда отец будущего “вампира”, Влад Дракул, один из претендентов на валашский трон, при поддержке императора “Священной Римской империи” Сигизмунда Люксембургского, был в Сигишоаре, трансильванском городе около границы с Валахией.
В научно-популярной литературе часто связывают рождение Влада-младшего с моментом вступления его Влада-старшего в орден Дракона, куда его отца приняли 8 февраля 1431 года, по приказу императора Сигизмунда, занимавшего тогда еще и престол Венгрии. Но с коре всего на самом деле это или просто совпадение или попытка отдельных личностей такое совпадение изобрести. Похожих выдуманных, а порой и реальных совпадений в жизни Влада Цепеша-Дракулы предостаточно. Относиться к любому такому совпадению следует очень осторожно.
Итак, отец Влада III, правитель и князь Валахии Влад II (хотя по некоторым историческим документам все-таки Влад III), находясь во времена юности при дворе императора “Священной Римской империи”, действительно стал членом ордена Дракона, причем орден был престижным — его адепты были обязаны подражать христианскому Святому Георгию в его непрекращающейся борьбе с нечистой силой, которая в те времена ассоциировалась с армиями турецкого султана, наползавшими на Европу с современной Анатолии. Именно своему вступлению в орден Дракона отец Влада получил прозвище Дракон (Дракул), перешедшее потом в наследству и к герою этого рассказа. Причем так называли не одного Влада, но и двух его братьев Раду и Мирчо. Поэтому до сих пор не установлено, связывали такое прозвище с представлением о нечисти или наоборот. Как постоянное напоминание о данном обете рыцари носили изображение дракона, которого убил Георгий, висящего с раскинутыми крыльями и перебитой спиной на кресте.
Но здесь Влад II весьма перестарался: он не только показывался со знаком ордена перед своими подданными, но и чеканил монеты с изображением дракона, и драконов он даже изображал на стенах строившихся церквей. В глазах своего народа Влад II выглядел драконопоклонником и в народе закрепилось прозвище данное ему в ордене — Влад Дракул (Дракон). В “Сказание о Дракуле-воеводе” автор пишет прямо: “именем Дракула влашеским языком, а нашим — Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его”.
Есть документы, в которых это прозвище использовали иностранные владыки при официальном титуловании Влада III, когда он был господарем Валахии. Цепеш обычно подписывал документы подписью “Влад, сын Влада” с указанием всех своих владений и титулов, но известно про два письма, где он подписался “Влад Дракул”. Из этого исходит, что он носил имя Дракула с гордостью и не находил его оскорбительным для себя.
Прозвище Цепеш (Тепес, Тепез или Тепеш – в румынской транскрипции допускаются варианты), имеющее такое ужасное значение (по-румынски “Пронзитель”, “Насаживающий на кол”, “Сажатель на кол”), при его жизни румынами не употреблялось. Но его еще до гибели Влада употребляли турки. В турецком звучании это прозвище звучит как “Казыклы”. По сохранившимся сведениям похоже, что против такого прозвища валашский господарь нисколько не возражал. После смерти князя прозвище перевели с турецкого и ним стали пользоваться все, под ним же Влад и вошел в мировую историю.
Существует портрет грозного “вампира”, сохранённый в тирольском замке Амбрас. Но у историков есть сомнения: вряд ли он был именно таким, каким Цепеша изобразил средневековый художник. Современники Влада признавались, что он, в отличие от брата Рада, называемого Красивым, красотой отмечен не был. Но он был очень силён физически, прекрасным пловцом и наездником.
А вот был ли он злющим садистом или же храбрым и бескомпромиссным героем, у которого не было права на жалость, — истина у всех своя. Давайте обратимся к истории.
Княжество Валахия в те времена являло собой то самое маленькое государство, которое, как заметил мудрый лорд Болингброк из “Стакана воды”, получает какие-никакие шансы в том случае, если на его территорию претендуют сразу два больших. В данном случае на Валахии сошлись интересы католической Венгрии, наступавшей на православие, и мусульманской Порты, претендовавшей на мировое владычество. Валахия была областью, зажатой между турецкими владениями с юга (особенно после 1453 года, когда пала раздавленная турками Византия) и Венгрией с севера.
Кроме того, за спиной маленькой Валахии пряталась богатая Трансильвания (или Семиградье), принадлежавшая Венгрии, где бурно развивались ремесла, проходила ветвь Великого шелкового пути, росли самоуправляемые города, основанные саксонцами. Семиградские купцы были заинтересованы в мирном сосуществовании Валахии с турками-агрессорами. Трансильвания была своего рода буферной территорией между венгерскими и валашскими землями.
Своеобразие геополитического положения Валахии, а также религиозная специфика (исповедание народом и государями православия) противопоставляли ее как мусульманской Турции, так и католическому Западу. Это обусловило крайнее непостоянство военной политики. Правители то шли вместе с венграми на турок, то пропускали турецкие армии в Венгерскую Трансильванию. Борьбу супердержав валашские господари более-менее успешно использовали в своих целях, залучаясь поддержкой одной из них, чтобы очередным дворцовым переворотом свергнуть ставленника другой. Именно таким образом взошел на престол Влад-старший (отец), с помощью венгерского короля свергнувший своего двоюродного брата. Однако турецкое давление усиливалось, и союзничество с Венгрией мало что давало. Влад-старший признал вассальную зависимость Валахии от Порты.
Такое сосуществование достигалось по традиционному для того времени сценарию: князья отправляли ко двору турецкого султана своих сыновей в качестве заложников, с которыми обращались хорошо, но в случае мятежа в вассальном государстве немедленно казнили. Таким гарантом повиновения и стали сыновья валашского господаря: Раду Красивый и Влад, который свое далеко не столь невинное прозвище заработает позже.
Тем временем Влад-старший продолжал маневрировать меж двух огней, однако в конце концов был убит вместе с сыном Мирчо то ли венграми, то ли собственными боярами.
Кроме того, говоря об ужасах, неразрывно связанных с именем Дракулы, следует помнить о состоянии страны и существовавшей там системе власти. Государи избирались на престол из одного и того же рода, но выбор не был обусловлен какими-либо определенными принципами престолонаследия. Все решала исключительно расстановка сил в кругах валашского боярства. Поскольку любой из членов династии мог иметь множество как законных, так и побочных детей, любой из которых становился претендентом на престол (было бы кому из бояр на него поставить!), то следствием этого была фантастическая чехарда правителей. «Нормальный» переход власти от отца к сыну был редкостью. Понятно, что при стремлении зарвавшегося господаря закрепить свои полномочия, на повестку дня ставился террор, и объектом его оказывались как родичи правителя, так и всевластные бояре.
Террористические, если так можно выразиться, царствования были и до, и после Влада III. Почему же тогда творившееся при нем вошло в устные предания и литературу как превзошедшее все мыслимое и немыслимое, вышедшее за пределы самой жестокой целесообразности? Деяния этого правителя, широко растиражированные письменными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь.
Сама жизнь Влада (в румынских сказаниях он же воевода Цепеш) кажется непрестанным переходом от одной экстремальной ситуации к другой. В тринадцать лет он присутствует при разгроме турками валашских, венгерских и славонских войск в битве под Варной, затем — годы пребывания в Турции в качестве выданного отцом заложника (тогда-то он и выучил турецкий язык). В семнадцать лет Влад узнает об убийстве боярами из “венгерской” партии отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол.
Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения.
Продержался он на троне первый раз недолго: венгры сбросили турецкого ставленника и посадили на трон своего. Влад вынужден был просить убежища у союзников в Молдавии. Однако проходит еще четыре года, и во время очередной (уже молдавской) смуты гибнет правитель этой страны — сторонник Влада, который гостеприимно его принял в Молдавии. Новый побег — на этот раз к венграм, истинным виновникам смерти отца и брата Дракулы, и четыре года пребывания в Трансильвании, у валашских границ, жадное выжидание своего часа.
В 1456 году конъюнктура наконец сложилась благоприятно для беглого правителя. В очередной раз Дракула занимает престол с помощью валашских бояр и венгерского короля, недовольного своим предыдущим протеже. Так началось то правление Влада Цепеша в Валахии, во время которого он и стал героем легенд и совершил большую часть своих деяний, вызывающих до сих пор самые разноречивые оценки.
На четвертом году княжения Дракула разом прекращает выплату дани туркам и ввязывается в кровопролитную и неравную войну с султанской Портой. Для успешного ведения любой войны, а уж тем более с таким грозным соперником, необходимо было укрепить свою власть и навести порядок в собственной державе. К осуществлению этой программы и приступил Цепеш в присущем ему стиле.
Первое, что, согласно исторической хронике, совершил Влад, утвердившись в тогдашней столице Валахии городе Тырговиште, — выяснил обстоятельства гибели своего брата Мирчо и покарал виновных. Он приказал вскрыть могилу брата и убедился, что тот, во-первых, был ослеплен, а во-вторых, перевернулся в гробу, что доказывало факт погребения заживо. Согласно хронике, в городе как раз праздновали Пасху и все жители принарядились в самые лучшие одежды. Усмотрев в таком поведении злобное лицемерие, Цепеш распорядился заковать всех жителей в цепи и отправить на каторжные работы по восстановлению одного из предназначавшихся ему замков. Там они должны были работать до тех пор, пока парадные одежды не превратятся в лохмотья.
Звучит рассказ психологически вполне достоверно, да и документ, в котором он содержится, вроде заслуживает доверия. Это не памфлет, написанный врагами Влада, а добротный труд, составленный бесстрастным летописцем, причем почти одновременно с происходившими событиями.
Однако зададимся вопросом: а можно ли верить этой истории, описанной в хронике?
Власть в Валахии была захвачена Владом 22 августа 1456 года, после расправы над соперником, гибель которого произошла 20 августа. При чем здесь Пасха, ведь дело шло к осени?
Более правдоподобно выглядит предположение, что события эти относятся к первому вступлению Влада на трон в 1448 году, непосредственно после гибели брата. Однако тогда он правил всего лишь два осенних месяца — с октября по начало декабря, то есть никакого пасхального праздника тоже не могло быть.
Получается, что мы имеем дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность и связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные. Хотя, возможно, некоторые детали, попавшие в хронику, и соответствуют реальности. Например, эпизод со вскрытием могилы Мирчо. Такое событие могло действительно произойти, причем еще в 1448 году, когда Цепеш стал правителем в первый раз.
Что наверняка подтверждается упомянутой хроникой, так это тот факт, что легенды о правлении Влада Цепеша стали складываться практически сразу же с началом этого правления. Кстати, хотя все эти рассказы содержали описание разнообразных жестокостей, совершаемых Владом, общий тон их был скорее восторженным. Все они сходились на том, что Цепеш в кратчайшие сроки навел в стране порядок и добился ее процветания. Однако средства, которые при этом он использовал, вызывают в наше время далеко не столь единодушный восторг.
С момента второго воцарения Дракулы в стране творится нечто невообразимое. К началу правления под его властью находилось (включая смежные с Валахией и контролируемые области Трансильвании) около 500 тысяч человек. За шесть лет (1456- 1462), не считая жертв войны, по личному распоряжению Дракулы было уничтожено свыше 100 тысяч. Возможно ли, чтобы правитель, пусть даже средневековый, вот так за здорово живешь уничтожил пятую часть своих подданных? Даже если в некоторых случаях под террор можно попытаться подвести какую-то рациональную основу (устрашение оппозиции, ужесточение дисциплины и прочее), то цифры все равно вызывают новые вопросы.
Происхождение легенд о Дракуле требует пояснений. Во-первых, деятельность Влада Цепеша была изображена в десятке книг — сперва рукописных, а после сделанного Гутенбергом изобретения и печатных, созданных в основном в Германии и в некоторых других европейских странах. Все они сходны, так что, видимо, опираются на какой-то один общий источник. Важнейшими источниками в данном случае являются поэма М. Бехайма (немца, в 1460-х годах жившего при дворе венгерского короля Матиуша Корвина), а также немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге» в конце того же столетия.
Другая группа сборников легенд представлена рукописями на русском языке. Они близки друг к другу, похожи и на германские книги, но кое в чем от них отличаются. Это древнерусская повесть о Дракуле, написанная в 1480-х годах, после того, как Валахию посетило русское посольство Ивана III.
Есть еще и третий источник — устные предания, до сих пор бытующие в Румынии, — как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску в XIX веке. Они колоритны, но в качестве опоры для поиска истины спорны. Наслоившийся в них за несколько веков устной передачи сказочный элемент слишком велик.



Статьи по теме: