«Илья Муромец»: почему «фрицы» так боялись советского бронепоезда. Как воевал советский бронепоезд «Илья Муромец»  Краткая история и описание

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они применялись как для огневой поддержки войск, так и для ведения самостоятельных, иногда весьма дерзких, боевых действий в полосе железной дороги. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита и возможность применения бронепоезда в качестве тяговой силы для транспортирования 15 вагонов с грузом особой важности. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.

По окончании Гражданской войны число бронепоездов было резко сокращено, а передача их в конце 1923 года в ведение Главного артиллерийского управления не способствовала дальнейшему совершенствованию, так как это ведомство рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.

В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Например, бронепоезд "Козьма Минин", наряду с однотипным бронепоездом "Илья Муромец", входил в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой составлял 335 человек.

Бронепоезда использовались Красной Армией в течение всей Великой Отечественной войны. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Исключительно важную роль в защите железнодорожных станций от ударов авиации противника сыграли зенитные бронепоезда, вооруженные 25-мм и 37-мм зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. Значительная часть состоявших к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии бронепоездов была изготовлена на Брянской базе бронепоездов.

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году так называемый бронепоезд образца 1943 года - БП-43.

Как правило, бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2 - 4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили 1 - 2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Бронепоезд "Козьма Минин"

Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Бронепоезд "Илья Муромец"

Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Ильи Муромца".

Бронепоезда Томской железной дороги

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: "Железнодорожник Кузбасса", "Советская Сибирь", "Победа", "Лунинец" (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.

В июльские дни 1942 года на участке Елец - Касторная бронепоезд №704 "Лунинец" принял первый бой. Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту. Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.

8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.

На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 "Железнодорожник Алтая" и №704 "Лунинец" 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.

9 июля 1943 года бронепоезд "Лунинец" снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.

После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания "Шепетовский". В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

Бронепоезд "Балтиец"

3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Название бронепоезду - "Балтиец" - дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.

С осени 1941 года бронепоезд "Балтиец" стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы - по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой - по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово - в район за Лемболово - Орехово.

Бронепоезд "Народный мститель"

Бронепоезд "Народный мститель" был построен железнодорожниками Ленинград-Варшавского узла. Вооружение бронепоезда составляли две зенитные 76-мм пушки, два танковых 76-мм орудия, 12 пулеметов "Максим".

Боевой путь "Народный мститель" начал 7 ноября 1941 года. На Варшавском вокзале во время митинга железнодорожники вручили команде бронепоезда, на 85% состоявшей из железнодорожников-добровольцев, красное знамя. За время своей службы бронепоезд участвовал во многих операциях по защите Ленинграда, громил врага в районах Пушкина, Александровки, Урицка, Павловска.

Бронепоезда в Сталинградской битве

В августе 1942 года, когда фашисты вплотную приблизились к Сталинграду, важную роль в обороне города призваны были сыграть бронепоезда.

В числе первых бронепоездов, прибывших под Сталинград, был бронепоезд №73 войск НКВД. В сентябре 1942 года бронепоезд не выходил из боев. 2 сентября из штаба 10-й стрелковой дивизии войск НКВД предупредили, что к станции Садовая движется большая группа танков. Бронепоезд встретил их во всеоружии. В отместку противник обрушил на поезд авиацию, стал преследовать его артиллерийским и минометным огнем. Сгорели все четыре контрольные платформы и бронемашина БА-20. Но на другой же день бронепоезд произвел внезапный удар по скоплению войск захватчиков северо-западнее станции Садовая. Уничтожено было три танка, рассеяна пехота. К вечеру экипаж еще дважды совершал огневые налеты в районе станции Опытная.

14 сентября оказался последним днем в боевой судьбе бронепоезда №73. В шесть утра налетело 40 вражеских самолетов. Из-за прямых попаданий в бронеплощадки взорвались собственные боеприпасы. Клубы дыма заволокли бронепоезд. Экипаж снял уцелевшее вооружение и спустился к Волге. Изуродованный остов бронепоезда №73 остался лежать у подножия Мамаева Кургана. Но вскоре под таким же номером на фронт отправилась новая крепость на колесах. Создали ее в Перми бывшие бойцы бронепоезда №73. Они же и составили новый экипаж.

На Сталинградский фронт были направлены бронепоезда 28-го дивизиона. На станции Арчеда 23 июля фашистские самолеты трижды бомбили наши воинские эшелоны. Бронепоезд №677 принял здесь свое боевое крещение: вел огонь из зениток, отражая воздушную атаку. В результате налета был разрушен вокзал и полотно железной дороги. Силами солдат бронепоезда и железнодорожников был восстановлен путь. 25 июля 677-му выделили боевой участок Калач-на-Дону - Кривомузгинекая - Карповская - Сталинград. Была поставлена задача - поддерживать огнем из пушек и пулеметов наши войска, не допустить прорыва фашистов через Дон, вести борьбу с десантами противника.

5 августа бронепоезд №677 был переброшен в 64-ю армию в район Абганерово-Плодовитое. Немецкие танки прорывались в глубину нашей обороны, но тут же отбрасывались назад. Разъезд "47-й километр" неоднократно переходил из рук в руки. Стальная крепость разрушала дзоты, подавляла минометные и артиллерийские батареи.

9 августа войска Сталинградского фронта нанесли контрудар по прорвавшейся вражеской группировке. В этот день бронепоезд №677 сопровождал огнем орудий наступление 38-й стрелковой дивизии вместе с 133-й танковой бригадой. В течение дня экипаж отбил одиннадцать воздушных атак, восстанавливая полотно железной дороги, изрытое глубокими воронками от авиабомб. К вечеру бронепоезд вышел за выходной семафор станции Тингута. Достигнув огневого рубежа, он всей мощью огня обрушился на врага. Фашистские бомбардировщики засыпали его фугасными и зажигательными бомбами. Бронепоезд получил свыше шестисот вмятин и пробоин от осколков авиационных бомб.

На участке Сталинград-Сарепта в сентябре 1942 года находился бронепоезд №708 . Путейцы станции Бекетовская обслуживали 11-километровый участок, по которому этот бронепоезд отправлялся на боевые задания. Участок ежедневно обстреливали и бомбили фашисты. Только на протяжении трех километров было около 150 повреждений рельсов не считая разрушений насыпи, шпал, креплений. Чтобы все это исправить, путейцам приходилось работать в основном по ночам.

В сентябре 1942 года бронепоезд №1 59-го отдельного дивизиона получил приказание отбыть под Сталинград, на участок Арчеда - Иловля - Котлубань. Под Сталинградом дивизион был подчинен 22-й механизированной бригаде 4-й танковой армии. Задачей дивизиона было не допустить переправы немецких войск через реку Дон в районе устья реки Иловля, прикрывать станцию Иловля от налетов немецкой авиации, обеспечить сохранность моста через реку.

15 сентября поезд №1 прибыл на станцию Лог, а затем в Иловлю, где впоследствии и была его основная стоянка, которая ежедневно подвергалась бомбардировкам. Неоднократно, в ночное время, поезд №1 покидал Иловлю, выезжал на разъезд Тишкино (ближе к Сталинграду), откуда обстреливал позиции немцев на правом берегу реки Дон.

Действовавший севернее Сталинграда 40-й отдельный дивизион контролировал участок Иловля - Котлубань. В него входил бронепоезд "Киров" , построенный в Омске, и "Североказахстанец" , вышедший из стен Петропавловского депо. На этом участке противник захватил господствующие высоты и держал под контролем все продвигавшиеся рядом эшелоны. Бронепоезда поочередно выходили на удобные позиции для огневых налетов на врага. 23 августа на рассвете "Киров" вышел на стрельбу прямой наводкой по высоте. Завязалась артиллерийская дуэль, из строя было выведено три вражеских орудия, но и бронепоезд получил немалый урон.

На участке Иловля - Котлубань, когда захватчики перешли в наступление, бронепоезда отражали атаки танков и артиллерии. Но от ударов вражеских снарядов две бронеплощадки "Кирова" сошли с рельсов. Две другие продолжали встречать огнем живую силу и технику гитлеровцев. К вечеру железнодорожная колея оказалась разрушенной. Всю ночь ее восстанавливали бойцы "Кирова". Однако после технической проверки пришлось уйти на ремонт в Саратов.

Во второй половине октября 1942 года под Сталинград прибыл 39-й ОДБП. База его находилась на станции Филоново, а бронепоезда расположились на станции Арчеда. 19 ноября после начала нашего общего наступления под Сталинградом бронепоезда выезжали на станции Лог и Иловля для поддержки советских атакующих частей и защиты их от воздушных налетов. 26 января 1943 года зенитчиками дивизиона был сбит один "Юнкерс", а несколько других, задымив, убрались восвояси.

При подготовке материала использована книга А.В. Ефимьева, А.Н. Манжосова, П.Ф. Сидорова "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." - Москва, из-во "Транспорт", 1992 год.

Во время боевых действий «Илья Муромец» бесшумно подкрадывался к расположению немецких частей и в мгновение ока ураганным огнем уничтожал живую силу противника, технику и склады тылового обеспечения врага. Всего за одну минуту «Илья Муромец» был способен выжечь территорию 400 на 400 метров. Немецкой авиации был дан решительный приказ уничтожить, приносящий столько проблем бронепоезд, но он, подобно своему прототипу оставался непобедим. За свою историю «Илья Муромец» успешно участвовал в 150 операциях. Самой знаменитой из них стала дуэль с бронепоездом «Адольф Гитлер». Как-то раз весной 1944 года в Волынской области Украины неподалеку от Ковеля советская разведка засекла странную артиллерийскую батарею фашистов. Она несколько минут вела огонь, а потом просто исчезала. Обнаружить ее никак не удавалось. Так продолжалось до тех пор, пока советское командование не догадалось - работает бронепоезд. На охоту за ним послали «Илью Муромца». Бой состоялся 4 июня 1944 года. Бронепоезда оказались друг напротив друга. Залп орудий движущихся «железных крепостей» прозвучал практически одновременно. При этом по счастливому стечению обстоятельств немцы промахнулись, а немецкий бронепоезд был разорван в клочья. Позднее было установлено, что противником «Ильи Муромца» оказался немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер». Так русский былинный герой одержал блестящую победу над немецким диктатором.

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, Владимирское шоссе, 2А
Координаты: 55°34"34.5"N 42°01"33.4"E

Содержание:

Краткая история и описание

В Муроме , в парке имени 50-летия Советской власти на постаменте установлен памятник-бронепоезд «Илья Муромец ». Он построен в 1941 - 1942 годах железнодорожниками Муромского отделения Горьковской железной дороги .

Помимо основной тяжёлой работы в дни военного лихолетья, рабочие в свободное время отдавали все силы на строительство боевой машины, и многие из них на этом же бронепоезде уехали на фронт добровольцами. Литейщики из соседних городов Выксы и Кулебаки поставляли металл, а труженики завода Дзержинского закалили его. Вагоны и зенитные башни варили сотрудники вагонного депо.

Вид на бронепоезд с Владимирского шоссе

В локомотивном депо паровоз обшили бронёй. В короткие сроки люди, не имевшие опыта в строительстве боевых машин, создали настоящую крепость на колёсах. Муромцы решили дать паровозу имя легендарного богатыря, но у полковника Неплюева, принимавшего поезд в эксплуатацию, было придумано своё название для него: «За Родину». Накануне отправки паровоза на фронт рабочие устроили митинг, украсив многотонного гиганта надписью «Илья Муромец» и изображением головы былинного силача. В итоге боевой машине присвоили № 762, а надпись и рисунок приказали закрасить. Однако имя «Илья Муромец» осталось и в документах, и в памяти рабочих и фронтовиков.

Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»

8 февраля 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» отправился на фронт со станции Муром-II . Жёны машинистов, провожавшие фронтовиков, водрузили над паровозом огромное красное полотно, на котором был вышит герб СССР. В городе Горьком к «Илье» присоединился бронепаровоз «Козьма Минин», после чего было завершено формирование 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов.

Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными миномётами «Катюша». Бесшумный ход, высокая скорость и колоссальная огневая мощь делали «Илью» поистине грозной силой. За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. «Илья Муромец» совершил 150 огневых налётов на противника и при помощи артиллерийско-миномётного огня уничтожил 14 орудий и миномётных рот, 7 самолётов, 36 огневых точек и 875 фашистов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - развернулось лобовое сражение между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере .

Боевой путь бронепоезда

В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в славном городе Муроме установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну. Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.

Бронепоезд "Илья Муромец" — уникальный подвижной железнодорожный состав, прошедший всю войну и встретивший победу в Берлине. Его героической истории посвящена эта статья.

Бронепоезда на вооружении РКК

К началу ВОВ Красная армия имела 53 бронированных вооруженных составов, из которых 34 «легких». В общей сложности они состояли из 53 бронепаровозов, 106 артиллерийских и 28 бронеплощадок ПВО. Кроме того, на вооружении РКК было более 160 бронированных автомобилей, которые приспособленных для движения по железнодорожным путям, несколько броневых вагонов, передвигающихся с помощью дизельных двигателей и 9 бронедрезин. Такие ж/д составы в составе 25 штук были и у оперативных войск НКВД. На их вооружении состояло также 7 бронеавтомобилей.

История создания «Ильи Муромца»

В 1941 году РКК понесла большие потери, в том числе с точки зрения техники и вооружений. Во всех уголках страны стал проводиться сбор средств на закупку оружия. Кроме того, рабочие коллективы предприятий, выпускающих военную технику, по своей инициативе начали допоздна задерживаться в цехах, чтобы танки, артиллерийские установки и бронесоставы часом ранее поступили на вооружение Красной армии.

К этому почину присоединились и рабочие вагонного депо Муромского железнодорожного узла. К ним присоединились литейщики из Кулебак, поставляющие броню. На заводе имени Ф. Дзержинского в Муроме ею обшили паровоз. Изначально было принято решение дать бронепоезду имя богатыря Ильи Муромца. «Забирать» бронированный железнодорожный состав приехал полковник Неплюев, имевший серьезное намерение назвать его «За Родину». Однако был организован митинг, на котором рабочие объявили, что поведут бронепоезд на фронт муромской бригадой, предложив ей свое наименование. Они заранее нанесли на борт изображение богатыря и надпись «Илья Муромец». Неплюев был непреклонен и приказал убрать следы «самодеятельности», а боевой машине присвоить номер 762. Тем не менее в сознании строителей и экипажа состав остался как бронепоезд «Илья Муромец».

Иван Ефимович Серяков (машинист), Виктор Козьмин, Алексей Бирюков — вот имена некоторых членов первой бригады железнодорожников, которая отправилась из Мурома на фронт на железнодорожном составе, собранном своими руками.

На фронте

Бронепоезд Илья Муромец начал войну с фашистскими захватчиками на Брянском фронте весной 1942 года. Состав был вооружен, как говорится, до зубов, тяжелыми орудиями, пулеметами и Кроме того, на нем были установлены реактивные минометами «Катюша», что в те времена было абсолютным новшеством.

Благодаря своей мобильности, бронепоезд Илья Муромец быстро выходил на вражеские позиции и уничтожал склады оружия, горючего, артиллерийские батареи, а также фашистскую пехоту и технику.

В апреле он принял свой первый бой у ж/д станции Выползово, проявив себя с лучшей стороны. Позже бронированный состав получил приказ совершить налет на город Мценск, захваченный фашистами, чтобы парализовать работу железнодорожной станции, где шла интенсивная разгрузка немецких эшелонов.

В ходе этой операции бронепоезд Илья Муромец уничтожил большое количество вагонов и склады. При этом ему удалось вернуться с задания без потерь.

Немецкое командование пришло в бешенство от дерзкого нападения и объявило на «Илью Муромца» охоту. Немецкое люфтваффе выслеживало поезд в пути и на станциях. В мае 1942 года с воздуха был поврежден штабной вагон. В результате авианалета погибли майор Я.С. Грушелевский, занимавший должность командира 31-го дивизиона бронированных поездов, а также начштаба дивизиона С. Писемский и военкор газеты железнодорожников «Гудок» А. Букаев.

К счастью, бронепоезд Илья Муромец, фото которого вы уже видели, не выбыл из строя. И это несмотря на то, что согласно немецкой пропаганде «ангелы люфтваффе» забросали его фосфорными бомбами. Состав быстро вернули в строй, и он продолжил быть фашистов, наводя на них ужас своим неожиданным появлениям на самых горячих участках фронта.

Бой бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер»: несколько слов о сопернике

Сражения бронированных железнодорожных составов в мировой истории происходили нечасто. Одно из них состоялось 4 июня 1944 года. Тогда в бою сошлись «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». О последнем железнодорожном составе сохранилось крайне мало информации. В основном она почерпнута из свидетельств очевидцев и сохранившихся фотографий, сделанных после того, как оказалась под полным контролем Красной армии. Итак, в состав немецкого бронированного железнодорожного состава был артиллерийский вагон «БП 42», в котором размещалась 76,2 мм пушка типа F.K. 295/L и 20-милиметровая зенитная установка. Штатно было два таких вагона, один командный и еще два вспомогательных.

Предыстория сражение

Ковель в годы войны был крупным железнодорожным узлом, имевшим важное стратегическое значение. Летом 1944 года через него стали проходить эшелоны отступающих немцев, а также бронепоезда или, как их называли «панцерцуги». Известно, что на этом участке фронта в этот период были уничтожены бронесоставы № 74 и № 63. По сведениям из англоязычных источников, в составе 74-го бронепоезда присутствовали «бронеплощадки BP 44», на которых стояли башни от танков «Тигр».

Дуэль

В начале июня 1944 года объекты РКК под Ковелем стали подвергаться 2-3-минутным утренним артобстрелам. Причем они происходили в одно и то же время. Советским наземным и воздушным разведчикам никак не удавалось обнаружить, где же расположена батарея противника. Это натолкнуло наше командование на мысль, что это действует бронепоезд противника.

На руку нашим военным сыграла хваленная немецкая педантичность и особенности местности. Было решено, что прямо в начале боя артиллерия выведет из строя железнодорожное полотно, с целью отрезать бронесоставу врага путь отхода. Само сражение бронепоезда «Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера» предполагалось начать без пристрелки, чтобы не спугнуть противника.

Вскоре наблюдатели заметили вражеский бронесостав, который четко по расписанию двигался на огневые позиции. Но враг тоже заметил «Илью» и выстрелы прозвучали с обеих сторон. В немецкий бронепоезд снаряд попал с первого же залпа. Однако он успел ответить, хотя его снаряды не достигли цели. Разгром завершили «Катюши» и вскоре все было кончено.

Завершение похода

Бронепоезд «Илья Муромец» (вооружение: 2 артиллерийские бронеплощадки, на каждой по две 76-мм пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ, четыре 25-мм обычные и 276-мм зенитки Лендера, 4 реактивных установки М-8-24) не дошел до Берлина, в 50 км от города он оказался перед разрушенным мостом через Одер. Тем не менее этот железнодорожный состав и его экипаж с честью выполнили возложенную на них миссию.

В 1971 году бронепоезд «Илья Муромец» стал на вечную стоянку в городе, из которого когда-то отправился бить фашистов.

Известно, что единственная сухопутная артиллерийская дуэль в ходе Второй мировой войны состоялась между бронепоездами «Адольф Гитлер» и «Илья Муромец», завершившаяся убедительной победой последнего. Факт сам по себе достойный книги рекордов Гиннеса, а знаем мы об этом до обидного мало. Это был основной мотив, повинуясь которому я взялся несколько лет назад копать эту тему.

Задача мне представлялась довольно простой. Найти ТТХ того и другого, найти воспоминания участников, попытаться восстановить ход поединка да и в общем-то всё… Однако по мере реализации этой задачи я почувствовал, что влип в почти детективную историю. А раз так, то следует однозначно и без колебаний ответить на вопросы в рамках Римского права: «Кто?» «С чьей помощью?», «Что?», «Где»? «Когда?» и т.д.


Итак «кто » вернее «что » - хотя считается, что поезд из сухопутного транспорта ближе всего к кораблю, существу для моряка однозначно одушевлённому.

Из личного дела :

«Илья Муромец» бронепоезд образца 1942 года вместе с однотипным «Козьмой Мининым» составлял 31-й отдельный Горьковский (в последствии «Горьковско-Варшавский») дивизион бронепоездов. В боевую часть «муромцев» входили: Бронепаровоз (1 шт), крытые бронеплощадки (2шт), открытые артиллерийские бронеплощадки (2 шт), двухосные контрольные платформы (4 шт).

Вооружение: пушки 76,2-мм, в башнях от танков Т-34 (4 шт. - по 2 на каждую крытую бронеплатформу, БП), 7,62-мм станковые пулемёты «Максим» в шаровых опорах в бортах (8 шт. - по 4 на 1 БП), + спаренные с пушками 7,62-мм пулеметами ДТ (4 шт).

Открытые артиллерийские площадки: 37-мм зенитные пушки (4 шт. - по 2 на БП), пусковая установка реактивных снарядов М-8 (2шт - по1 на БП).

Бронирование: толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз, защищённый бронёй толщиной 30-45 мм, использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

Благодаря наличию четырёх длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Достоверно известно, что поезд прошёл от Мурома до Франкфурта-на-Одере, уничтожив 7 самолётов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров, и… вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер

Красиво, мощно, ярко. Представляешь разворот башен и мощный залп…

И вот тут первый «Упс!». Начнём с того, что существенно различаются дата, место и… описание знаменитого боя. называют район Ковеля (июль 1944 г.), другие - Черниговщину и вообще приписывают уничтожение поезда «Адольф Гитлер» партизанам (а это не позднее осени 1943), третьи - район Познани (точная дата неизвестна). Вот что пишет «Новая Газета» (№61 23 августа 2004):

«В начале Второй мировой <это как? Странно - Вторая мировая уже 4 года как идёт > из муромских цехов вышел бронепоезд «Илья Муромец» - в лобовой атаке <По одной колее что ли шли друг на друга? > под Познанью состав, известный также под номером 762, вышел победителем из схватки с поездом «Адольф Гитлер»…».

А четвертые источники упоминают аж Франкфурт-на-Одере (февраль 1945). Многовато как-то…

Взглянём на карту. Допустим ошибиться с местом дуэли на линии Познань/Франкфурт ещё куда ни шло - это одна ж/д ветка и это всего лишь 180 км. Французы битву при Бородине называют «Битвой при Москве» (это 100 км). То есть, если дуэль состоялась где-то посередине, она может считаться вполне и «на подступах к Франкфурту-на-Одере» и «в окрестностях Познани».

По некоторым источникам можно предположить, что речь идёт о «бронированном поезде Адольфа Гитлера» т.е. по сути - штабном составе, да, имеющим бронирование, но по большому счёту бронепоездом не являющимся. Не его ли гордый богатырь раскатал в тонкий блин? Но «броневагон» Гитлера пережил войну и достался союзникам в качестве трофеев.

А что же противник? Ведь потеря боевой единицы имени родного фюрера наверняка была ещё и психологически значимой, и уж незамеченной точно не могла пройти

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу лёгких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Зенитная оборона советских бронепоездов была как правило очень мощной. У немцев же только т.н.»зенитные» бронепоезда имели нечто подобное .

У немцев тоже было неожиданное деление подчиненности БП. Так, например, т.н. «зенитные» бронепоезда подчинялись Люфтваффе. Учитывая возможности заводов, и те же традиции, то есть были целые КБ, работавшие в этом направлении с 20-х годов. Можно смело сказать, что по бронепоездам у Красной армии был подавляющий перевес. Который, к сожалению, был очень быстро утрачен в первые же месяцы войны. Многие поезда достались противнику в качестве трофеев.

Немецкие источники, как правило - очень дотошные, не приводят боевой единицы с таким названием. Оберстлейтенант фон Олжевски - (бессменный фюрер бронепоездов) в книге «Железнодорожные войска Германии 1939-1945 г.г.» ни разу не упоминает поезда носящего имя Гитлера. Не упоминает его и другой авторитетный автор Вольфганг Заводны («German Armored trains on the Russian Front 1941-1945» Schiffer Military History Atglen.PA).

А ведь вряд ли именем Гитлера немцы назвали бы какую-то задрипанную бронедрезину, о которой и сказать-то нечего… «Панцерцугам» порой действительно давались собственные имена «Берлин», «Макс» «Вернер», «Мориц» и др. И вот здесь надо сделать одну важную ремарку.

На фото : Центр связи в одном из вагонов личного поезда Гитлера .

В отличие от СССР, в Германии не было принято звучно именовать бронепоезда. Если сличать советский и немецкий списки, то можно наблюдать очевидную противоположность - большинство «немцев» имеют номера и лишь некоторые имена собственные. Наши же, подобно кораблям, имеют имена обязательно «Московский метрополитен», «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Народный мститель», «Победа», «Лунинец», «За Родину!» и так далее. И лишь некоторые имеют номера, причём, взятые по принципу «от балды» чтобы запутать противника. Так, тот же «Илья Муромец» имеет №762, что вовсе не означает, что по состоянию на 1942 год в строю РККА имелось 762 бронепоезда !

Бронепоезд в СССР - символ побед в Гражданской войне, символ мощи советской индустрии. И несомненно в части постройки бронепоездов СССР находился впереди планеты всей, причём обходя её на круг! Но в массовом сознании, раз немецкое и механическое, то это обязательно должно быть что-то грандиозное, технически безупречное. Однако большинство (причём подавляющее) их бронепоездов были трофейными. И не только, кстати, советскими.

В составе Вермахта воевали не менее десятка «панцерцугов» польского производства. Кстати, Польша 1939 года была вовсе не овца, вопреки расхожему мнению, и у нее, подобно СССР, были определённые традиции в сфере бронепоездостроения. Эти традиции были таковы, что включать польские броневагоны в состав своих поездов не брезговал даже СССР. (Трофеи-то в 1939-м разделили «по-братски»).

Вероятные противники «Ильи Муромца». С 1943 года на немецких бронепоездах появляются башни от «Тигров» и «Пантер» .

Были в составе Вермахта и французские (довольно много в литературе встречается фото бронепоездов с танковыми башнями от Somua S-35), а также чешские бронепоезда. И их хватало. Они выполняли свои задачи по охране путей сообщения, зенитной обороны ж/д объектов, и пр. Для немцев это был никакой не символ и предмет гордости, а сугубо утилитарный инструмент. А это не повод давать звучные имена. Вспомним также соображения Министерства Пропаганды Германии в отношении названия корабля именем Гитлера. Считалось, что потопление «Гитлера» будет непоправимым ущербом в идеологическом смысле. Тем более сомнительно посылать в партизанское пекло бронепоезд с таким именем. (А ведь борьба с партизанами - одна из основных задач бронепоездов на Восточном фронте. Да и на Балканах - тоже).

Очень сильно различаются и описания боя. Так одни источники утверждают, что поезда «столкнулись» на рельсах чуть ли не случайно и были вынуждены ориентироваться по обстановке, другие - что дуэль стала результатом глубокой и продуманной разведоперации. Одни сообщают, что «Адольф Гитлер» виртуозно маневрировал, уходя из-под огня «Муромца», другие - что «Муромец» накрыл его первым же залпом…

Советский бронепоезд на позиции. 76-мм орудия с удлинённым стволом - главный калибр «Илья Муромца» .

Вот выдержка из книги «БРОНЕПОЕЗДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945» (АВТОРЫ: Ефимьев А.В., Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф.):

«Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. М.М. Кравченя и его помощники пришли на наблюдательный пункт задолго до начала намеченного времени. Но их ждало непредвиденное обстоятельство. Дерево, с которого велось наблюдение, валялось на земле сломанным. Что это? Залетел случайный снаряд или немцы пронюхали о готовящемся ударе? Неужели все приготовления пойдут насмарку? Загадка казалась неразрешимой. Выбрали другое дерево, установили связь и сообщили в штаб бронедивизиона. Решили операцию не отменять, ждать девяти утра.

Подошло время. Машинист А.В.Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

Старшего лейтенанта М. М. Кравченю мучили сомнения. Стрелки часов неумолимо передвигались по циферблату. Вот уже без двух минут девять, а ожидаемой цели всё нет. Появится или не появится? И вдруг его взгляд различил чуть заметные полосы дыма, а уж потом он увидел ощетинившиеся в нашу сторону дула орудий и передал в командирскую рубку:

— Цель на месте! Начинайте!

Из рубки «Ильи Муромца» последовало:
— По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили сверхмастерство. Таинственный противник был накрыт с первого же залпа. Батарея-невидимка успела повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный выстрел. Но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого бронепоезда. Фашисты так и не удосужились убрать останки искореженной машины. Узнали бойцы, что вражеский бронепоезд носил имя Адольфа Гитлера».

Очень важно! Приводится дата 4 июля и место Ковель. Но согласно немецким данным на 4 июля 1944 года не было потерь бронепоездов. В период с июня по август Ольжевски и Заводны (они не противоречат друг другу) приводят следующие потери: Группа Армий «Центр »№1 и №61 (уничтожены в один день 27.06. №28 29.06.44,) №74 уничтожен 29.07.44, №66 - 30.07. В составе группы армий «Северная Украина» № 63 17 июля 1944 года. И в составе группы армий «Север» №67 (27.07.1944) и №51 (13.08.1944).

Исходя из вышеприведённого отрывка мы можем понять, что речь всё-таки шла не о «лобовой атаке» как пишет «Новая газета», а о позиционной дуэли. Причём наблюдатели скорее всего не смогли по каким-то причинам достоверно подтвердить уничтожение немецкого бронепоезда. Речь шла лишь о «попадании». Ну хорошо. Позиционная дуэль. Но с кем?

Битва за Ковель длилась 127 дней. Таким образом можно определить какие из «панцерцугов» находились в это время в Ковеле.

Приводятся фотодокументы. (Собственно только один фотодокумент - советские солдаты рассматривают поверженного железного «фюрера»).

Фото, считающееся каноническим: Советские солдаты осматривают поврежденный бронепоезд «Адольф Гитлер». На самом деле к фото много вопросов .

Исходя из данной фотографии явствует, что в состав немецкого бронепоезда входил Apтиллepийский вaгoн «БП 42» с paзмeщёнными нa нём 76,2 мм соoвeтскoй пyшкoй типa F.K. 295/L и 20-мм счeтвepённoй зeнитнoй yстанoвкoй. Штатно таких вагона было 2. + командный + еще как минимум 2 вспомогательных. То есть, получается, встретились практически равные по силам противники. У «Муромца» ещё была «Катюша», но против бронепоезда это оружие сомнительное… (Хотя, смотря что накроет).

Ковель - крупный ж\д узел и его могли охранять или в разное время проходить через него, отступая с десяток «панцерцугов». На этом участке фронта в это время действовали (и были уничтожены) 2 бронепоезда №74 и № 63 (но последний значительно позже) некоторые англоязычные источники сообщают, что в составе 74-го были так называемые «бронеплощадки BP 44». Вполне возможно. Он только что пришёл после глубокой модернизации в Варшаве. Главная «фишка» этих платформ была в том, что на них стояли башни от «Тигров». Видимо, действительно его накрыли первым же залпом. Попади 88-мм снаряды в «Муромца» повреждений ему бы избежать не удалось.

Что же было на самом деле? Тут можно только гадать. Вероятнее всего дуэль имела место. Вероятнее всего она привела к повреждениям немецкого бронепоезда несовместимыми с дальнейшей эксплуатацией, поэтому его (а может несколько броневагонов) и бросили на станции Ковель.

Есть ещё таинственные свидетельства: «Под Ковелем погиб командир бронепоезда «Ильи-Муромца» Н.А. Попков. Он был похоронен на станции Глоба. Немцы очередной раз сообщили командованию, что бронепоезд уничтожен. Однако сгорели лишь вагон-баня и бытовка, а сам бронепоезд с честью вышел из боя. На станцию прибыл генерал И.И.Кретов и лично вручил личному составу дивизиона Красное Знамя Президиума Верховного Совета РСФСР».

То есть поезд все-таки получил попадания и повреждения? Что же до имени Адольфа Гитлера, то скорее всего было так. Красноармейцы, нашедшие кучу лома, увидели кусок надписи, что-нибудь типа «Адольф Гитлер - наш рулевой». На месте «наш рулевой» - дырка от снаряда 76,2-мм. Для советского человека, живущего в мире, где все, начиная от танкового завода, до мастерской по производству арматуры к ватерклозетам носит имя Сталина название бронепоезда врага именем вождя совершенно нормально, органично. Тут подоспевает корреспондент «Красной звезды». О! Какой замечательный заголовок! На 8-9 июля 1944 года «Уничтожен «Адольф Гитлер»!

Но Третий рейх при всех похожести не копия СССР. Не существовало ни одной боевой единицы , кроме дивизии «Leibstandarte-SS Adolf Hitler», носящей имя вождя. Да и то, название дивизии можно перевести и как «Личная охрана (гвардия) Адольфа Гитлера» (собственно, дивизия и была сформирована на баще первоначальной личной охраны фюрера). Дивизия Люфтваффе «Герман Геринг» - это ещё одно исключение, подтверждающее правило.

Война это ещё и пропаганда - война информационная. И в ней хорошо всё, что приближает победу. Так, вероятно, и родился миф про уничтожение бронепоезда «Адольф Гитлер», которого никогда не существовало. Жаль, что за столько лет он так мифом и остался. Реальность всегда ярче и интереснее мифа, тем более, что в реальности присутствуют живые люди со всем, что присуще живым людям из плоти и крови, и страхами, и слабостями и героизмом. Ведь личный состав советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

На фото вверху : Адольф Гитлер (слева) перед своим штабным поездом. Поезд Гитлера состоял из 15 вагонов, из которых только два были бронированными платформами с зенитными орудиями. Остальные вагоны предназначались для самого Гитлера, его охраны и штабных служб .



Статьи по теме: