Народный мститель. Почему Степан Разин объявил войну государству? За что на самом деле казнили степана разина

Чумной бунт, восстание Пугачева, хованщина и другие кровавые события русской истории, рассказанные русскими и (особенно) советскими художниками

1. Соляной бунт произошел в Москве 1 (11) июня 1648 года. Причина — недовольство политикой боярина Бориса Морозова, который вместе с Ильей Милославским был регентом при Алексее Романове и фактически руководил государством. В частности, правительство ввело косвенный налог на соль, которая подорожала с пяти копеек до двух рублей серебром за пуд.

Соляной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год Wikimedia Commons

2. Медный бунт произошел в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года. Причины: повышение налогов в годы Русско-польской войны (1654-1667), а также обесценивание медных монет по сравнению с серебряными: за один рубль серебром стали давать 17 рублей медью.


Медный бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год Wikimedia Commons

3. Восстание под предводительством Степана Разина, начавшееся в апреле 1670 года, перешло в войну (1670-1671) крестьян и казаков с царскими войсками. Причины: окончательное закрепощение крестьянства, рост налогов, а также ограничение казачьей вольницы. Война окончилась поражением восставших, которые подверглись жестокой расправе: за три месяца палачи казнили 11 тысяч человек.


Степан Разин. Картина Василия Сурикова. 1903-1907 годы Wikimedia Commons
Степан Разин на Волге. Картина Гавриила Горелова. 1924 год Wikimedia Commons
Степан Разин в Саратове. Картина Сергея Бузулукова. 1952 год Wikimedia Commons

4. Стрелецкий бунт (хованщина) произошел в Москве 5 (15) мая 1682 года. Причины: притеснения стрелецкого войска со стороны старших командиров, понижение статуса стрельцов до городской полиции, а также нерегулярная выплата жалованья. Поводом для начала восстания послужил слух о том, что Иван Нарышкин задушил царевича Ивана Алексеевича (будущего Ивана V).


Стрелецкий бунт. Картина Николая Дмитриева-Оренбургского. 1862 год Wikimedia Commons
Мятеж стрельцов в 1682 году. Картина Алексея Корзухина. 1882 год Wikimedia Commons

5. Стрелецкий бунт произошел в Москве 27 мая (6 июня) 1698 года. Причины: изнурительные Азовские походы (1695-1696) и тяготы службы в пограничных городах. В восстании приняли участие около двух тысяч стрельцов, которые требовали возвести на престол царевну Софью Алексеевну.


Утро стрелецкой казни. Картина Василия Сурикова. 1881 год Wikimedia Commons

6. Чумной бунт произошел в Москве 15 (26) сентября 1771 года. Причина — эпидемия чумы, занесенной во время русско-турецкой войны. Эпидемия, начавшаяся в ноябре 1770 года, постепенно расширялась, а в августе 1771-го смертность достигла тысячи человек в день.


Чумной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1930-е годы Wikimedia Commons

7. Пугачевский бунт начался 17 (28) сентября 1773 года и вскоре перешел в крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Причины: потеря казаками вольностей, введение царской монополии на соль и жесточайшая религиозная политика. Восстание закончилось поражением смутьянов, а Пугачева, как и Стеньку Разина, казнили и предали анафеме.


Суд Пугачева. Картина Василия Перова. 1875 год Wikimedia Commons
Пугачев на Соколовой горе. Картина Василия Фомичева. 1949 год Wikimedia Commons
Казнь Пугачева. Картина Виктора Маторина. 2000 год Wikimedia Commons

8. Восстание декабристов произошло в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Причина — разочарование в надеждах, связанных с ограничением монархической власти и отменой крепостного права. Декабристы собирались помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю Николаю Павловичу.


Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана. 1830-е годы Wikimedia Commons
Восстание декабристов. Картина Василия Тимма. 1853 год Wikimedia Commons
Декабристы. Картина Семена Левенкова. Около 1950 года Wikimedia Commons

9. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» произошло 14 (27) июня 1905 года. Причина — обостренная обстановка внутри Российской империи, связанная с Русско-японской войной (1904-1905), а также разгоном рабочего шествия у Зимнего дворца (9 января 1905 года). Поводом для стихийного выступления матросов послужило несвежее мясо, из которого должны были варить борщ.


Восставшие потемкинцы выносят на берег тело погибшего Григория Вакуленчука. Картина Леонида Мучника. 1949 год Wikimedia Commons
Вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Картина Петра Фомина. 1952 год Wikimedia Commons Восстание на броненосце «Потемкин». Картина Петра Страхова. 1957 год  Wikimedia Commons

Берендейка

Для стрельбы из пищали стрельцы использовали берендейку» с привешенными к ней пенальчиками с пороховыми зарядами, сумку для пуль, сумку для фитиля, рог с порохом для натруски пороха на зарядную полку пищали. Берендейка - это перевязь, которую носили, перекинув через левое плечо с подвешенными принадлежностями для заряжания ружья.
Вышли из употребления в конце XVII века в связи с введением нового вида патронов.

3

Стрельцы

Первое в России регулярное войско, организованное в 1550 году. К началу 1680-х годов численность стрелецкого войска увеличилась до 55 тысяч человек.
Упразднены Петром I в ходе военной реформы. Решение царя о расформировании стрелецкого войска во многом основывалась на том возросшем влиянии, которое стрельцы начали иметь в политических процессах конца XVII века.

3

Бердыш

Бердыш - холодное оружие в виде секиры с искривлённым лезвием на длинном древке. Появились на Руси в первой половине XV века. Помимо стрельцов, бердыш был на вооружении у городской охраны. Крестьяне на случай войны должны были хранить оружие, среди которого были и бердыши. Вышли из употребления в начале XVIII века.

3

Хоругвь

Знамя с образом Христа, использовавшееся у славянских народов во время военных действий. Помимо Иисуса на хоругви могло быть изображение Богородицы, святых или святых реликвий. Хоругвь использовалась в войне против иноверцев.

3

Иностранцы в толпе

От исхода Крестьянской войны зависела судьба торговых путей по Волге, поэтому за события пристально следили на Западе. Среди тех, кто стал свидетелем казни Разина, было много иностранцев. В этом был заинтересован царь Алексей Михайлович. Продемонстрировав наказание бунтарю, царь хотел убедить Европу в стабилизации ситуации на Волге.

3

Болотная площадь

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, также общеупотребимо название Собор Василия Блаженного). Художник изобразил события так, словно казнь Разина проходила на Лобном месте на Красной площади. Однако в действительности казака четвертовали на Болотной площади.

3

Казнь

Разин был доставлен в Москву под конвоем в июне 1671 года. Казак был подвергнут жестоким пыткам. Согласно приговору, оглашенному 6 (16) июня 1671 года, Степана Разина ждало четвертование на эшафоте на Болотной площади.
После того, как приговор был прочитан, Разин повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите».
Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Брат Разина Фрол, которого также ждала казнь, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» - прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Руки, ноги и голова Разина, по свидетельству англичанина Томаса Хебдона, были воткнуты на 5 специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам.

3

Степан Разин

Донской казак, предводитель крупнейшего в допетровской России восстания (1670-1671 гг.). Первые исторические свидетельства о Разине относятся к 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества
После принятия Соборного уложения 1649 года, фактически полностью закрепостившего крестьян, на Дону стали концентрироваться беглые крепостные. Ресурсов на всех в казачьих областях не хватало. Со второй половины 1660-х, когда Разин стал предводителем казаков, появились первые признаки неповиновения области Москве. В частности, казаки грабили торговые суда, в том числе и иностранные, на Волге.
Поднимая восстание в 1670-м, Разин не заявлял открыто о намерении свергнуть царя Алексея Михайловича, но объявил себя врагом всей официальной администрации, в том числе и церкви. Для подавления восстания было направлено 60-тысячное войско. Решающее столкновение состоялось в октябре 1670-го в районе Симбирска. Разин был тяжело ранен, его казаки были вынуждены отступить. Вскоре часть казаков во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, захватили Разина и выдали его царским воеводам.

3

Годы жизни Степана Разина совпали со временем правления Алексея Михайловича, когда значительно усилился феодальный гнет. Тихий нрав царя, его христианское смирение и умение внимательно выслушивать приближенных, совмещались с такими действиями, которые порождали бунты и восстания.

В «бунташный век» утверждено Соборное уложение и крепостничество стало основой российского хозяйствования, а разгоравшиеся повсюду мятежи жестко подавлялись властями.

После Соборного уложения крепостное положение крестьян ухудшилось: срок сыска беглых крестьян был увеличен с 5 до 15 лет, крепостничество становилось наследственным состоянием, завершился процесс законодательного оформления крепостного права. Реакцией на царские реформы стали мятежи. Один из таких мятежей, названный впоследствии крестьянской войной, возглавил Степан Разин.

Степан Разин краткая биография

Биография Стеньки Разина, как утверждает видный российский историк В.И. Буганов, основана на нескольких уцелевших документах, вышедших из правительственного лагеря Романовых, или составленых сподвижниками вдали от главной ставки Разина на Волге. Именно поэтому, многие факты намеренно не освещены, присутствует некая тенденциозность и не скрываемая ложь.

Степан Тимофеевич Разин краткая биография, происхождение и сведения о семье выведены также из воспоминаний голланского парусного мастера и путешественника Стрейса Я.Я. На основании Астраханских встреч и бесед с Разиным, он написал в своих сочинениях, что к 1670 году Разину было около 40 лет.

Родился Степан Разин в 1630 году в семье зажиточного и знатного казака Тимофея Рази. Считается, что родился Степан на родине еще одного известного повстанца Пугачева – в станице Зимовейской Волгоградской области, имеющей иное название – Пугачевская. Но это лишь одна из многочисленных версий настоящей родины, ибо Разин Степан Тимофеевич биография, другие сведения окутаны тайнами и легендами.

О станице Зимовейской, как о месте рождения, заговорил впервые историк А.И. Ригельман в 1778 году. Подхваченную версию в дальнейшем подхватили и энциклопедические издания. Но на чем построено предположение Ригельмана – не известно, тем более, что сам городок Зимовейский впервые упоминается только после смерти Разина, а именно в 1672 году. Другая версия о месте рождения Разина высказана историком Поповым в 1814 году. Попов назвал родиной Степана город Черкасск, и в народных преданиях XVII века упоминается именно этот город.

Крестным Степана стал Корнила Яковлев, который был войсковым атаманом. Казацкое происхождение дало значительные привилегии молодому Степану и он с юных лет занял видное место в среде донских старшин. В 1661 году Разин уже участвовал в переговорах с калмыками в качестве переводчика, поскольку хорошо знал как калмыцкий, так и татарский языки. К 1662 году Степан стал командиром казачьего войска, которые отправлялись в поход против Османской империи и Крымского ханства. Разин к этому времени успел совершить два богомолья в Соловецкий монастырь и три донских посольства в Москву. В 1663 году участвовал в походе под Перекопом против крымских татар.

Характеристика Степана Разина

К 1661 году Степан имел большой военный опыт и заслуженный авторитет среди донских казаков. Обладал кипучей энергией и непокорным нравом. Тот же Якуб Стрейс из Голландии охарактеризовал его, как высокого и степенного мужчину, наделенного от природы высокомерным выражением лица. Разин настолько прост был в общении, что его можно было выделить от остальных только по оказываемой ему чести: при беседе с ним обыкновенно становились на колени и опускали голову низко к земле. Называли среди казаков Степана «батька». Была ли у Разина жена и дети неизвестно. Но имеются сведения о семье, проживающей в Кагальницком городке.

Братья Степана, старший Иван и младший Фрол, тоже были казачьими предводителями. Казнь старшего брата Ивана по приказу воеводы Долгорукова Ю.А. повлияла на Степана так, что он стал вынашивать план мести Долгорукову и всей царской администрации. Для казаков, находящихся под его началом, Степан желал воли и благополучной жизни. Разин принимает решение о распространении казацкого военно-демократического строя на все государство.

Грабительский поход

Казацкая голытьба под командованием Разина совершила грабительский поход к нижней Волге и к Персии (1667-1669 гг.). «Поход за зипунами» и ограбление торгового каравана характеризовались как знак неповиновения правительству. Другой задачей его было полное блокирование пути торговцам на Волгу. В результате часть ссыльных освободили, а начальников стрелецкой службы убили. Но такую вольницу следовало быстро усмирить отрядом ратных. Казаки успешно избежали столкновения и захватили городок у реки Яик без боев.

Разин тогда поселился в Кагальницком городке рядом с Доном. Сюда к нему стали прибывать казаки и беглые в большом количестве. Личность Степана обростала легендами. Царское правительство стремилось разогнать распоясавшихся казаков, но это лишь добавляло Степану сторонников. Ряды повстанцев стремительно пополнялись.

Степан Разин кратко: казацкие требования или наивная мечта о равенстве

Выступая под знаменем великой войны, разинцы наивно думали о защите государя Алексея Михайловича от окружающих его московских бояр. Одна из разинских грамот гласит, что войско донское казачье вышло с Дона царю на службу, дабы от бояр-изменников он не погиб. Вместе с тем, разинцы не признавали воцарение Алексея Михайловича законным, пренебрежительно высказываясь в отношении властей. Но они были готовы сражаться за царя.

Открытое восстание началось с похода на Волгу в 1670 году. Разин и его сподвижники начали рассылать «прелестные» письма с призывом пополнять ряды всех, кто ищет воли. О свержении царя Разин не говорил, но объявил войну воеводам, дьякам, представителям церкви, считая их предателями царя. Вскоре прошел слух о том, что среди повстанцев находятся: царевич Алексей Алексеевич, который в действительности умер в Москве в 1670 году, и патриарх Никон, отбывающий ссылку. Разинцы занимали один за другим города, вводили казачье устройство, и убивали официальных представителей власти. Купцы, которые пытались пройти по Волге, были задержаны и разграблены.

Массовые восстания охватили Поволжье. Вожаками становились не казаки Разина, а местные крестьяне: беглые, представители поволжских народов – марийцы, чуваши, мордва. Стала ватажком и беглая монахиня Алена Арзамасская. Были захвачены Астрахань, Царицын, Саратов и Самара. Но к началу сентября 1670 года Разин не смог завершить осаду Симбирска после четырех штурмов: встретив серьезное сопротивление со стороны правительственных войск, и получив ранение, Разин ушел на Дон. 8-10 тысяч повстанцев – это крестьяне, татары, чуваши и мордва.

Причины неудачной осады Симбирска:

  1. Симбирск оборонял пятитысячный гарнизон хорошо обученных и вооруженных воинов;
  2. на помощь правительственным войскам был оправлен отряд Ю. Н. Барятинского;
  3. 4 октября Барятинский изобразил «подход» очередного подкрепления, которого на самом деле не существовало;
  4. Разин бросил своих подчиненных и скрылся;
  5. оставшихся без атамана повстанцев легко разгромили, а симбирский гарнизон освободили войска Барятинского.
  6. Поражение или предательство

Атаман был перевезен в Кагальницкий городок. В январе 1671 года на Дону распространились иные настроения: среди низовых казаков и разинцев возникли противоречия, а влияние главного атамана сильно упало. Такие действия привели к тому, что в Черкасске появился свой атаман – Яковлев. Разин решил взять Черкасск, но не смог. В это же время в Москве патриархом Иосифом Разин был предан анафеме, что окончательно развязало руки восставшим казакам: теперь они действовали против своего атамана.

Пленение и казнь Степана Разина

Казачьи старшины сожгли Кагальницкий городок в апреле 1671 года, а Степана Разина и его брата Фрола захватили в плен и выдали московским властям. В Москве 2 июня Степана пытали, но он сохранял мужество. На 6 июня была назначена публичная казнь атамана и Фрола. О том, как казнили Степана Разина, вспоминал очевидец Яков Рейтенфельс. Он сообщил, что царь опасался начала новых волнений, потому Болотная площадь, на которой проходила казнь, была оцеплена тремя рядами преданных царю солдат. Перекрестки также были заполнены отрядами правительственных войск.

Приговор о четвертовании Разин выслушал спокойно. Развернувшись в сторону церкви, он поклонился четыре раза, а потом попросил у собравшихся на площади людей прощения. Разину отрубили сначала руку по локоть, потом ногу по колено. Брат Фрол, смотря на муки Степана, успел крикнуть: «Слово и дело!», что значило государственную тайну. Степан тут же отреагировал: «Молчи, собака!» и палач отрубил ему голову.

Фрол пообещал рассказать, где зарыты разинские клады и сокровища. Но после неудачных попыток их отыскать на Дону, Фрола казнили в 1676 году.

Легенды и предания о Степане Разине

Русские народные песни славят Разина как идеального казачьего вождя, но иногда его образ приобретает черты другой героической фигуры – казака Ермака Тимофеевича, завоевавшего Сибирь. Легенды о Степане Разине и предания о разинских кладах живы до сих пор. Какие же «адреса» кладов?

1. Клад разинский хранится близ поселка Добринки глубоко в пещере.

2. Сокровища скрыты в ущелье Дурман за городом Камышина.

3. Один из многочисленных кладов Разин хранил в Настиной горе (на Дону или на Волге), где похоронена его любовница.

4. Клад, спрятанный близ Сибирской губернии, рядом с селом Шатроманы.

5. Клад в Цареве кургане у одного из притоков Волги.

Смерть Степана Разина не принесла покоя царской семье. Казачьи и крестьянские войны продолжались на Волге и в Поволжье, а Астрахань повстанцы удерживали до ноября 1671 года. Романовыми было приложено немало усилий, чтобы отыскать и уничтожить документы повстанцев. Потому и с казнью Фрола тянули в течение пяти лет, пытаясь добиться от него сведений о том, где разинцы спрятали документы. Из архивов Астрахани, Казани документы о разинской войне пропали.

После симбирского поражения Степан Тимофеевич потерял в глазах казаков былую привлекательность атамана-«чародея», от пуль и ядер «заговорённого». Корнила Яковлев с «домовитыми» казаками сумел схватить его и выдал правительству.

В Москву Степана привезли в кандалах на специальной повозке с виселицей, к перекладине которой его приковали цепью. За телегой, в железном ошейнике, также прикованный цепью, шёл брат Степана Фрол. Разиных нещадно пытали в Земском приказе, где были отменные мастера своего дела: братьев поднимали на дыбу, били кнутом, бросали на раскалённые угли, жгли железом, на выбритое темя по капле лили холодную воду... Степан держался стойко, даже подбадривал, сникшего было, Фрола. Атамана подвергли жестокой и мучительной казни: палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, затем левую ногу по колено. Устрашённый увиденным Фрол, которого ждала та же участь, молвил «слово и дело», обещая выдать Стенькины сокровища. Последними словами грозного атамана был обращённый к брату окрик: «Молчи, собака!». И вслед за тем его буйная голова скатилась на помост. Тело рассекли на части и нанизали на колья, внутренности бросили собакам. Хоронить по христианскому обычаю Разина, преданного церковному проклятию -- анафеме, было нельзя, а потому бренные его останки закопали на татарском кладбище неизвестно где и когда...

Заключение

Восставшие угнетенные классы Русского государства во второй крестьянской войне потерпели поражение. Однако революционная война имела положительное историческое значение. Она являлась выражением народного протеста против крепостнических порядков, против произвола воевод и приказных, угнетавших и грабивших население в городах и деревнях. Открытая вооруженная борьба хотя и протекала под царистскими лозунгами, однако подрывала основы самодержавного строя и способствовала сохранению у народа духа протеста против крепостничества и насаждавшейся рабской покорности. Несмотря на массовые казни и зверства, воеводам не удалось выкорчевать корни революционных настроений крестьян.

Отсутствие ясных политических целей борьбы, организующих сил, стихийность восстания и несознательность масс, стратегические ошибки руководства -- вот основные причины поражения восставших.

В отношении крестьянского войска следует отметить, что самоотверженность и вообще высокие моральные качества сражавшихся не могли компенсировать плохое вооружение, отсутствие четкой организации, военной дисциплины и опытных кадров военачальников.

Царское правительство располагало большими вооруженными силами. Городовые и даже московские стрельцы выявили политическую «шатость» и слабую боеспособность. Новые же полки (драгунские, рейтарские, солдатские) оказались более устойчивыми в сравнении с частями сотенной, т.е. старой, службы.

Внешняя политическая обстановка позволила правительству бросить против восставших крупные силы, а для их сбора и организации имелось достаточно времени. Стратегическая ошибка Разина как вождя восстания заключалась в том, что он не попытался захватить врага врасплох, а действовал методически, последовательно овладевая опорными пунктами вверх по течению Волги. Потеря времени под Симбирском являлась одной из причин, определивших перелом в ходе войны.

Степан Тимофеевич Разин в политическом и военном отношении являлся одним из талантливых «...представителей мятежного крестьянства» {16}. Он умело призывал народные массы к восстанию против угнетателей, на Дону и Волге создал базу для широкого развертывания военных действий, наметил основные вехи плана войны и обеспечил достижение ряда крупных тактических успехов, которые, однако, не привели к положительному стратегическому результату. В погоне за непрерывными тактическими достижениями вождь восстания потерял время и упустил благоприятный момент для решения основной

СТЕПАН РАЗИН

Всем ослушникам царской воли неблагославление и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства, клятва и казнь всякому мятежнику, раскольнику любопрительному, который дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей молвами злыми, кто бы он ни был, священного ли сана или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа: да погибнет и память его вовеки!

Из Избирательной грамоты Бориса Годунова

Живописать все русские бунты и всех в ходе их казненных - задача трудная и неблагодарная, уж больно много было и первых и вторых, и далеко не всегда в ходе репрессий соблюдались закон и порядок. Одним словом, вешали, можно сказать, направо и налево, без суда и следствия… Однако встречаются в нашей истории личности незаурядные, которых нельзя не отметить на страницах нашего исследования.

Весь уклад Руси XVII века - свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, - все давало пищу для народного недовольства. Городки и села были обнесены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин. Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.

В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.

В 1665 году князь Юрий Долгорукий был в походе против поляков. В его войске имелись отряды донских казаков. Наступала осень. Атаман одного из казачьих отрядов, Разин, явился к князю, ударил челом и попросил отпустить донцов на вольный Дон. Князь приказал ему остаться на службе. Никто из ратных людей не смел уходить со службы без разрешения начальника, но казаки даже на службе считали себя вольными людьми. Атаман самовольно ушел со своей станицей, но их догнали, и Долгорукий осудил атамана на смерть. У него было двое братьев. Степан, или Стенька, и Фрол, или Фролка. Они видели, как повесили старшего брата.

Неизвестно, ушел ли Стенька тотчас же или дослужил положенный срок, но в следующем году он решил не только отомстить за брата, но и задать страху всем боярам и знатным людям Московского Государства, которых казаки вообще терпеть не могли.

Стенька посадил на 4 струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. По пути ватага грабила богатых казаков и разоряла их дома.

Между рек Тишини и Иловни Стенька выбрал высокое место и там заложил свой стан. «Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».

В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Это оказалось не пустым слухом. Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десяткой - десятник. Сам Разин был над ними атаманом.

По весне ватага Разина начала грабить караваны. Грабил атаман с причудливой жестокостью: иного без причины убьет, другого без причины пощадит; в одном месте все заберет, в другом - ничего не тронет. Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну. Город сдался без единого выстрела. В последних числах мая Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, - хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек. Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».

Морем казаки направились к берегам Дагестана. Казаки безжалостно издевались над дагестанскими татарами - сжигали села и деревни, убивали жителей, разоряли их имущество. Так достигли они Баку, здесь им удалось разорить город, перебить множество жителей, набрать пленных и потерять не более семи человек убитыми и двух ранеными. Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли с ханом, но казаки полонили его сына и красавицу дочь. Стенька взял себе в жены царевну-персиянку. Однако победа досталась казакам нелегко - в морской битве около 500 человек были убиты. Нужно было возвращаться на Дон. Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков. Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил, в знак послушания, свой бунчук - символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек, отдали ханского сына, одного персидского офицера и трех персидских вельмож.

Сказания говорят, что Стенька, в порыве своей преданности великому государю, говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.

Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.

Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.

Он никого не грабил, и это было гораздо страшнее. «И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие, но имя царя было священным. Стенька пошел дальше всех - он сделался врагом церкви.

«На что нужны церкви? К чему вам попы? - говорил Стенька. - Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него - вот и повенчались!»

В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.

Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!» Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.

Как возговорит Стенька ко товарищам своим:

«Уж и чтой-то это, братцы,

Мне тошным-тошно,

Мне сегодняшний денек

Да грустненько?

Уж я в Астрахань зайду -

Выжгу, вырублю,

Астраханского воеводу

Я под суд возьму».

Стенька приближался к Астрахани, и зловещими предзнаменованиями грозила природа. Пошли проливные дожди с градом; наступил холод, а в небе радужным цветом играли три столпа - наверху их были круги, наподобие венцов.

«Быть беде! Быть гневу Божию!» - говорили люди.

С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань. 441-го человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями. Мимо церкви до самой приказной избы текла рекой кровь человеческая.

Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».

Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.

Агенты Разина рассеялись по Московскому Государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.

Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое - черным бархатом. О первом он распространил слух, будто в нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, умерший в том же году 17 января, якобы убежавший от злобы бояр. В другом судне находился низверженный патриарх Никон. Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами. Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной - что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой - что Стенька был схвачен обманом.

Стенька и Фролка были привезены в Черкаск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник; никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства. Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.

4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Стенька все еще был одет в свое богатое платье; там с него сняли богатые одежды и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Тогда Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать, как собака, Фролка, привязанный цепью за шею к телеге.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие - с состраданием. Без сомнения, были и такие, кто желали бы иного въезда этому человеку, бывшему столько времени идолом черни.

Их привезли прямо в Земский приказ, и тотчас начали допрос. Стенька молчал. Его повели на пытку. Первой пыткой был кнут - толстая ременная полоса в палец толщиной и в пять локтей длиною. Преступнику связывали назад руки и поднимали вверх, потом связывали ремнем ноги; один палач садился на ремень и вытягивал тело так, что руки выходили из суставов и становились вровень с головою, а другой палач бил по спине жертвы кнутом. Тело вздувалось, лопалось, открывались язвы, как от ножа. Стенька получил таких ударов около сотни, и уж, конечно, палач не оказывал сострадания к такому подсудимому. Но Стенька не испустил стона. Все, стоявшие около него, дивились его выдержке.

Тогда ему связали руки и ноги, продели сквозь них бревно и положили на горящие уголья. Стенька молчал.

Тогда по избитому, обожженному телу начали водить раскаленным железом. Стенька молчал.

Ему дали роздых и принялись за Фролку. Более слабый, он от боли начал вопить. «Экая ты баба! - сказал Стенька. - Вспомни наше прежнее житье; долго мы прожили со славой, повелевали тысячами людей: надобно теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»

Стеньку принялись мучить другой пыткой. Ему обрили макушку и оставили виски. «Вот как! - сказал Стенька брату. - Слыхали мы, что ученым людям венцы на голову кладут, а мы, брат, с тобой простаки, да нам такую почесть воздают!» Ему начали лить на макушку по капле холодной воды. Это было мучение, против которого никто не мог устоять; самые твердые натуры теряли присутствие духа. Стенька вытерпел и эту муку и не издал ни одного звука.

Все тело его представляло безобразную, багровую массу волдырей. С досады, что его ничто не донимает, начали Стеньку колотить со всего размаха по ногам. Стенька молчал.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь последних смертных мучений, Стенька сложил песню и теперь повсюду известную, в которой он, как бы в знамение своей славы, завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской:

«Схороните меня, братцы, между трех дорог:

Меж московской, астраханской, славной киевской;

В головах моих поставьте животворный крест,

Во ногах мне положите саблю вострую.

Кто пройдет, или проедет - остановится,

Моему ли животворному кресту помолится,

Моей сабли, моей вострой испужается:

Что лежит тут вор удалый добрый молодец,

Стенька Разин Тимофеев по прозванию!»

6 июня 1671 года его вывели на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием. Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фролку, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут. «Я знаю слово государево!» - закричал он.

«Молчи, собака!» - сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.



Статьи по теме: